Libmonster ID: RU-14621
Автор(ы) публикации: А. Г. АРБАТОВ

Серым ветреным днем вашингтонской зимы новый президент Соединенных Штатов Америки Р. Никсон взошел на подмостки у Капитолия и, положив левую ладонь на Библию, принял торжественную присягу. Несмотря на значительность момента, 20 января 1969 г. в американской столице царило далеко не праздничное настроение.

Правительство Никсона, кандидата от республиканской партии на выборах 1968 г., пришло к власти в один из самых трудных и драматических периодов двухсотлетней истории США. Страна переживала кризис общенационального масштаба. К нему привели тяжелые поражения США на международной арене, наиболее трагическим из которых был провал вооруженной агрессии во Вьетнаме1 . Ситуация усугублялась крупными социально- экономическими потрясениями в самих Соединенных Штатах, острейшим внутриполитическим расколом, вызвавшим сравнения с временами Гражданской войны середины прошлого века. Страну захлестнула волна глубокого разочарования в традиционных американских идеалах, ценностях и буржуазно-демократических институтах.

В обстановке всеобщего уныния и недовольства внешнеполитическая философия новой республиканской администрации прозвучала как горькое протрезвление от великодержавного имперского хмеля, упоения американской мощью 60-х годов. В начале десятилетия предшественники-демократы обещали "заплатить любую цену, вынести любое бремя, справиться со всяким врагом" во имя "процветания свободы" (на американский лад) во всем мире 2 . Эти честолюбивые надежды были погребены в кровавом болоте вьетнамской войны. Намеренно играя на контрасте с мессианистскими декларациями президентов Дж. Кеннеди и Л. Джонсона, Никсон сказал: "Америка не может и не будет разрабатывать все планы, все программы, выполнять все решения и брать на себя в полном объеме военное бремя государств свободного мира. Мы станем оказывать помощь лишь в тех случаях, когда она может дать результаты и когда это будет отвечать нашим собственным интересам" 3 . Данный подход, примечательный скорее не конкретными политическими установками, а общим настроением, лег в основу внешнеполитического мировоззрения республиканского руководства, сформулированного в виде "доктрины Никсона", и послужил отправной предпосылкой практических шагов Вашингтона в первой половине 70-х годов.

Новый президент не считался в США выдающимся политическим деятелем, не блистал оригинальными идеями или смелыми проектами. Его избирательная кампания шла под весьма избитыми, традиционно-республиканскими лозунгами, рассчитанными на симпатии правых кругов. Да и сам президент заслужил репутацию консервативного деятеля, не слишком разборчивого в выборе средств. Не помогала ему и предшествовавшая политическая карьера: будучи вице-президентом в 50-е годы, Никсон ни разу не удостоился приглашения в личные апартаменты президента Д. Эйзенхауэра в Белом доме. Он потерпел поражение от Дж. Кеннеди на президентских выборах 1960 г. и даже от Э. Брауна на выборах губернатора штата Калифорния в 1962 г., а два года спустя активно помогал в борьбе за президентское кресло реакционеру Б. Голдуотеру. И хотя на выборах 1968 г., когда демократическая партия была полностью деморализована и расколота, Никсон победил, он получил голоса всего 43% избирателей.


1 См. подробнее Арбатов А. Г. На пути в тупик. Американский курс во Вьетнаме в 60-е годы. - Вопросы истории, 1980, N 9.

2 Department of State Bulletin. Vol. 64, N 1128, p. 175.

3 Nixon R. United States Foreign Policy for the 1970's. Washington. 1970, p. 8.

стр. 104


Окружение президента составляли за малым исключением малоприметные, довольно серые люди, более отличавшиеся не своими талантами, а личной преданностью Никсону. Всех их американская пресса быстро окрестила "худшими и посредственнейшими" (по контрасту с "лучшими и талантливейшими", как поначалу величали "команду" Дж. Кеннеди). Однако именно республиканскому руководству выпала роль начать значительный поворот в международном курсе Соединенных Штатов. Слишком явными были провалы американской внешней политики 60-х годов, слишком серьезны социально-политические, экономические и нравственные проблемы внутри США. Обескураживающий опыт Вьетнама не был изолированным эпизодом. Как писал позднее ближайший помощник Никсона, "Вьетнам был не причиной наших трудностей, а их симптомом" 4 . Он представлял собой наиболее красноречивое и драматическое проявление несостоятельности глобального американского курса "сдерживания коммунизма", всей политики "холодной войны".

После второй мировой войны США положили в фундамент своих отношений с союзниками, противниками и со всем окружающим миром расчет на безоговорочное военное превосходство Америки, который отталкивался от ее экономического и научно-технического могущества. Происшедшие за последующее 20-летие радикальные перемены в глобальном соотношении сил сделали указанную политику не только несостоятельной, но и подрывающей ресурсы и безопасность самих США. Классовые интересы американских правящих кругов, прочность устоев государственно-монополистического капитализма были поставлены на карту. А это уже было вполне реальным, более чем ощутимым фактором для руководителей американского государства, выдвинутых на высшие правительственные посты определенными группировками финансовой олигархии. Долговременные интересы этих кругов требовали основательной переоценки внешнеполитических взглядов, пересмотра национальных приоритетов США в целом.

В выполнении этих трудных задач Никсон в огромной степени опирался на своего помощника по национальной безопасности Г. А. Киссинджера, который приобрел в администрации исключительное влияние и сделался наряду с президентом главным архитектором и исполнителем внешней политики США. Свои идеи Киссинджер вынашивал в бытность профессором Гарвардского университета, этого "инкубатора" внешнеполитической элиты американского истэблишмента. Там он заслужил репутацию крупного специалиста по международным отношениям. Киссинджер относил себя к школе "реальной политики" в буржуазной политологии. Это течение усматривает движущие силы отношений между государствами в реальных факторах геополитики и баланса сил и учит обращать их на пользу национальным интересам 5 . Рекомендации "реалистов", включая Киссинджера, привлекли к себе внимание на пороге 70-х годов, поскольку подчеркивали лимитированность внешнеполитических возможностей государства и призывали к сознательному ограничению американских целей на мировой арене. Вьетнамская травма сделала привлекательными советы "реалистов" снизить роль идеологических принципов и в большей степени руководствоваться прагматическими соображениями; не абсолютизировать значение военной силы и больше внимания уделять гибкой дипломатии; не втягиваться напрямую во все международные конфликты; научиться лучше использовать в своих целях другие государства, манипулируя их интересами и играя на противоречиях между ними.

Свою цель Никсон и Киссинджер видели в том, чтобы сократить чрезмерную военно-политическую вовлеченность США за рубежом, те нереальные обязательства и притязания, которые превышали их ресурсы и возможности. Республиканское правительство публично признало объективно сложившийся между СССР и США ракетно-ядерный паритет. Американское военное присутствие за рубежом к середине 70-х годов снизилось более чем вдвое (с 1,3 млн. человек до 0,6 млн. человек), а численность вооруженных сил США сократилась за то же время примерно на 40% (с 3,6 млн. человек до 2,2 млн. человек) 6 . Чтобы это отступление американской силы


4 Kissinger H. White House Years. Boston. 1979, p. 57.

5 См. Morgenthau H. Politics Among Nations. N. Y. 1966; Kissinger H. A World Restored. N. Y. 1964; Tucker R. Nation or Empire? N. Y. 1968.

6 Schlesinger J. Department of Defense FY 1975 Budget Report. Washington. 1974, pp. 22, 235 - 237.

стр. 105


(или, как предпочитал говорить Киссинджер, ее "передислокация на заранее подготовленные позиции") не нанесло ущерба международным интересам Вашингтона, Белый дом предпринял частичную перестройку отношений Соединенных Штатов с окружающим миром. Это делалось ради спасения главных классовых интересов правящих кругов США и основ американского международного влияния. Один из западных исследователей подчеркивал: "Лейтмотивом администрации (Никсона) было: вносить перемены, сохраняя, или вносить перемены для того, чтобы сохранить" 7 .

В отношениях с союзниками новое руководство начало оказывать настойчивое давление, чтобы последние приняли на себя большую, нежели ранее, долю военного бремени и политической ответственности. В отношениях с противниками администрация Никсона была очень далека от того, чтобы упразднить военную силу. Но Вашингтон постарался несколько ограничить ее роль, превратить из суррогата внешней политики в инструмент дипломатии. Последнюю Киссинджер характеризовал как "искусство обуздания силы"8 . Наконец, правительство Никсона пошло на переговоры со странами социализма по ряду важных вопросов политических взаимоотношений и обуздания гонки вооружений, которые увенчались в первой половине 70-х годов серией конструктивных соглашений и договоренностей, легших в основу разрядки напряженности.

Первоочередной проблемой в повестке дня администрации Никсона, без чего перестройка внешней политики США считалась невозможной, был Вьетнам. Для Киссинджера и Никсона война в Индокитае олицетворяла неспособность проводить политику четких и реально достижимых целей. Соединенные Штаты предприняли открытое военное вторжение во Вьетнам во имя растяжимой и неконкретной доктрины "сдерживания коммунизма в Азии" как аспекта глобальной стратегии "сдерживания", а также ради спасения престижа США, связанного с недопущением победы национально-освободительного движения. Совершая такой шаг, Вашингтон не имел четких и обоснованных представлений о том, каким образом "сдерживание коммунизма" было связано с поддержанием непопулярного сайгонского режима и как можно решить эту задачу военным путем. Американская военная мощь казалась настолько всемогущей по сравнению с противодействующими силами в небольшой заокеанской стране, что правящие круги Америки не сочли нужным глубоко вдаваться в такие нюансы.

Когда же первоначальное применение силы оказалось безрезультатным, США пошли по пути наращивания военного давления. Они стали все глубже увязать в войне, не приближаясь, однако, к решению своей задачи. Последняя с самого начала была неправильно поставлена, а для ее выполнения применялись к тому же неверные средства. Еще до прихода на государственный пост Киссинджер отмечал: "Мы вели военную войну, а наши противники вели политическую войну. Мы стремились физически уничтожить врага, а они добивались нашего психологического истощения. В процессе этого мы упустили из виду главное правило партизанской войны: партизаны выигрывают, если они не терпят решающего поражения. А регулярная армия проигрывает, если не одерживает решающей победы" 9 . Такого рода победа была недостижима для США, поскольку сам вьетнамский народ боролся с иноземными оккупантами и их ставленниками.

К тому моменту, когда Никсон перебрался в Белый дом, чудовищный молох военной машины США продолжал еще буйствовать на вьетнамской земле. Американский контингент на театре военных действий (ТВД) достиг 540 тыс. человек, а вместе с войсками союзников США превышал 1,4 млн. человек. Более 1 тыс. боевых самолетов и 3 тыс. вертолетов уже обрушили на Вьетнам бомбовый груз, почти равный тому, который взорвался в ходе второй мировой войны. С 1961 г. счет погибших американских солдат составил 31 тыс. и возрастал на 200 убитых еженедельно. Война поглощала тогда 30 млрд. долл. в год. Но "свет в конце тоннеля" казался далеким как никогда.

Поэтому лидеры республиканской администрации сочли необходимым более реалистично сформулировать американские цели в Юго-Восточной Азии, наметив к ним политический путь, для которого военная сила стала бы не заменителем, а эффектив-


7 Beyond Containment. U. S. Foreign Policy in Transition. Washington. 1973, p. XXXII.

8 Brandon H. The Retreat of American Power. N. Y. 1973, p. 346.

9 Цит. по: Kalb M., Kalb B. Kissinger. Boston. 1974, pp. 122 - 123.

стр. 106


ным инструментом 10 . "Главная задача состоит в том, - указывал Киссинджер, - чтобы привести силу в повиновение, поставить се в рациональное соответствие с теми целями, из-за которых существует конфликт"11 . Вскоре после назначения на пост помощника президента, он, уверенный в безотказности гарвардских политических концепций, сказал бывшим коллегам по университету о вьетнамской войне: "Тут не о чем беспокоиться. Мы найдем выход в течение нескольких месяцев". А выступая перед группой квакеров, с оптимизмом объявил: "Дайте нам шесть месяцев, и если мы к тому времени не закончим войну, вы можете вернуться и разнести ограду Белого дома" 12 . Но проверка теории "реальной политики" на практике привела к куда более сомнительным результатам, нежели ожидали ее творцы. Это относится как ко всей внешней политике республиканцев в 70-е годы, так и к их курсу в Индокитае.

Вьетнам стоял в повестке дня первого заседания Совета национальной безопасности (СНБ) 25 января 1969 г. (этот надведомственный орган под руководством Киссинджера в начале 70-х годов узурпировал часть власти традиционных министерств и ведомств). Всем присутствовавшим руководителям главных военно-политических органов было задано более 20 вопросов по вьетнамской политике. Результатом ответов стал "Меморандум по исследованию проблем национальной безопасности N 1", который выявил внутри администрации две основные позиции по Вьетнаму. Командование войск США в Южном Вьетнаме под началом генерала К. Абрамса, Тихоокеанское командование во главе с адмиралом Дж. Маккэйном, Комитет начальников штабов (КНШ) под председательством генерала Э. Уилера и посол в Сайгоне Э. Байкер утверждали, что победа достижима при условии дальнейшей эскалации военных действий. Военно-промышленный комплекс требовал интенсификации бомбардировок и переброски новых военных контингентов на ТВД. Вместе с тем ведомства государственного департамента во главе с госсекретарем У. Роджерсом, министр обороны М. Лэйрд и ряд органов разведки вместе с директором ЦРУ Р. Холмсом придерживались пессимистических взглядов, считая, что курс военной эскалации зашел в тупик и что необходимо дипломатическое решение проблемы на переговорах в Париже 13 .

Раскол в администрации, как и в политических кругах США в целом, предоставил Белому дому редкую свободу выбора. Правда, давление генералитета, "ястребов" в конгрессе и реакционных внутриполитических группировок серьезно сказывалось на курсе республиканской администрации. Воинственная позиция этих кругов, как отмечал английский журналист Г. Брэндон, "отражает... ковбойские черты, которые живут еще почти в каждом американце. Выступление же против этой твердой линии обычно интерпретируется как слабость и робость, а рисковать приобрести подобную репутацию нелегко даже Киссинджеру" 14 . Этот психологический фактор сыграл роль в решении правительства Джонсона начать в середине 60-х годов открытое военное вмешательство во Вьетнаме. Однако за несколько прошедших лет ситуация коренным образом переменилась, горький урок поражения в Индокитае не прошел даром. Хотя быстрый и односторонний вывод американских войск был бы равноценен признанию провала политики США, "в конгрессе, - писал тот же автор, - и в стране в целом имелись группировки, которые приветствовали бы решение Соединенных Штатов сдаться и признать поражение" 15 .

В этих условиях позиция высшего политического руководства приобретала огромное значение. Новые лидеры исходили из того, что США не способны добиться во Вьетнаме военной победы даже путем дальнейшей эскалации боевых действий. "Я пришел к выводу, что у нас нет возможности выиграть эту войну, - говорил Никсон в узком кругу приближенных. - Но мы, конечно, не можем признаться в этом публично" 16 . В то же время быстрый и односторонний вывод войск США также был отвергнут как влекущий слишком тяжелый ущерб для престижа и состоятельности амери-


10 Kissinger H. Text of Background Briefing. June 26, 1970. San Clemente. 1970, pp. 17 - 18.

11 Brandon H. Op. cit., p. 40.

12 Kalb М., Kalb B. Op. cit., p. 120.

13 Kissinger H. White House Years, pp. 238 - 239.

14 Brandon H. Op. cit., p. 50.

15 Ibid., p. 58.

16 Whalen R. Catch the Falling Flag. Boston. 1972, p. 137.

стр. 107


канских глобальных обязательств и для внутриполитических позиций администрации. "Я не собираюсь стать первым президентом в истории США, который проиграет войну", - заявил Никсон своим советникам. Киссинджер, в свою очередь, обосновывал такую же постановку вопроса: "Вовлечение 500 тысяч американских солдат решило вопрос о важности Вьетнама. Как бы мы ни попали во Вьетнам с самого начала, как бы ни осуждалась правильность наших действий, закончить войну с честью необходимо для мира во всем мире. Любое другое решение может вызвать последствия, осложняющие перспективу международного порядка" 17 .

В процессе бесконечных дискуссий в СНБ, бесчисленных меморандумов и директив к лету 1969 г. выкристаллизовался собственный курс правительства Никсона по вьетнамской проблеме. 14 мая президент выступил с речью, в которой объявил "8 принципов" американской политики во Вьетнаме. Они включали постепенный вывод войск США и их союзников (Южная Корея, Таиланд, Австралия) наряду с выводом из Южного Вьетнама народно- освободительных отрядов, которые Вашингтон необоснованно причислял к войскам ДРВ. Программа включала также образование международного органа по контролю над прекращением огня и проведением выборов в Южном Вьетнаме. В ходе турне по странам Азии летом 1969 г. президент остановился на о-ве Гуам - средоточии военных баз США в западной части Тихого океана, где выступил с речью, в которой была провозглашена "Гуамская доктрина" и политика "вьетнамизации". Они предусматривали поэтапную эвакуацию американских войск из Вьетнама при постепенном перекладывании боевых действий на сайгонских клиентов и наряду с усилением Соединенными Штатами огневого нажима на патриотов с воздуха и с моря. Одновременно предполагалось продолжать четырехсторонние переговоры с представителями ДРВ и Национального Фронта Освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) в Париже о прекращении войны 18 .

В июне 1969 г. Вашингтон объявил об эвакуации первых 25 тыс. американских солдат на родину. В августе последовал вывод еще 25 тыс. человек. К апрелю 1970 г. 110 тыс. военнослужащих США покинули Южный Вьетнам, и был объявлен план сокращения полумиллионной армии Соединенных Штатов к 1973 г. до 25-тысячного контингента. Параллельно с выводом сухопутных войск, который вызвал резкие возражения Абрамса и других армейских военачальников, началась эскалация бомбардировок, что с восторгом было встречено штабами военно-морских и военно-воздушных сил США. Авиация аэродромного и палубного базирования получила приказы на удары по дополнительным целям не только в Южном Вьетнаме, но и на юге территории ДРВ, в Лаосе и Камбодже. Истребителям было предписано вылетать с большей боевой нагрузкой. В воздушных налетах значительно выросло участие тяжелых стратегических бомбардировщиков "Б-52", каждый из которых сбрасывал свыше полусотни 200 - 300-килограммовых бомб с 5-километровой высоты, накрывая бомбовым "ковром" площадь в 2 - 3 кв. км. Это не приносило достаточного военного эффекта, но опустошало огромные пространства и считалось внушительным в политико-психологическом плане 19 . Одновременно США усиленно перевооружали сайгонскую армию и понукали ее к более активным боевым действиям. Вашингтон предпринял также не слишком настойчивые попытки убедить марионеточное правительство Тхиеу - Ки провести аграрную и денежную реформы в Южном Вьетнаме и устроить там выборы, чтобы расширить свою социально-политическую базу. Тем временем посланцы госдепартамента в Париже Г. Лодж и Л. Уолш, а затем и сам Киссинджер начали дипломатические маневры во имя достижения приемлемого для США урегулирования на основе "8 пунктов".

Различие этого курса с политикой прежнего правительства состояло в том, что Джонсон вплоть до конца своего президентства надеялся победить патриотические силы Вьетнама и рассчитывал вывести американские войска после такого мирного урегулирования, которое закрепило бы "законность" сайгонской клики. Республиканское руководство в отличие от этого расценивало продолжение военного вмешательства скорее в качестве уловки или козырной карты на четырехсторонних переговорах в Париже. Отчаявшись добиться чисто военного решения проблемы, Вашингтон теперь


17 Kissinger H. American Foreign Policy. N. Y. 1969, p. 112.

18 Shawcross W. Sideshow. N. Y. 1979, pp. 166 - 167.

19 Ibid., np. 211 - 212.

стр. 108


пытался сочетать военные и дипломатические пути для достижения "мира с честью". При осуществлении этих планов делалась ставка также на использование трудностей в советско-китайских отношениях и манипулирование переговорами по ограничению гонки вооружений с расчетом добиться сокращения советской поддержки борющегося Вьетнама 20 .

Хотя линия республиканской администрации на первый взгляд казалась более гибкой, чем прежний курс грубой военной эскалации, по существу, она тоже была далека от реализма. Что касается целей нового правительства, то оно вряд ли рассчитывало, что за столом переговоров удастся добиться того, что оказалось не под силу сотням тысяч солдат США и миллионам тонн разрушительного груза на поле боя. Киссинджер и его единомышленники поставили перед собой более ограниченные цели, обеспечить интервал в несколько лет между уходом США из Вьетнама и неизбежным падением сайгонской клики, чтобы крушение американских марионеток не слишком сильно ударило по престижу Вашингтона21 . Но помощник президента отверг предложение либеральных кругов США согласиться на создание в Южном Вьетнаме коалиционного правительства, включающего представителей НФОЮВ22 . Белый дом опасался, что в таком правительстве не окажется места прямым ставленникам США. Вместо этого на переговорах ставилась задача максимально продлить агонию режима Тхиеу - Ки.

Если Киссинджер считал, что подобный компромисс по "интервалу" под воздействием американского огневого нажима окажется приемлемым для ДРВ и патриотических сил Южного Вьетнама, то последние имели иную точку зрения. Ведь другие лидеры американской администрации надеялись на закрепление прозападного режима на юге Вьетнама 23 и открыто прилагали к этому все меры, не желая соглашаться на меньшее, тогда как Киссинджер преимущественно держал свои соображения при себе. Кроме того, в новейшей истории Вьетнама ранее дважды заключались подобные соглашения. Но затем они вероломно нарушались империализмом. Так произошло, когда Франция вопреки соглашению 1946 г. о предоставлении Вьетнаму государственного суверенитета и проведении там свободных выборов начала вооруженную агрессию и создала марионеточный режим Бао Дал24 . Та же ситуация сложилась после подписания Женевских соглашений 1954 г. в результате сокрушительного разгрома французского колониального корпуса под Дьен- Бьен-Фу. Вместо мирного объединения Вьетнама на основе всеобщих выборов в Сайгоне посадили американского ставленнике, Нго Динь Дьема, а 300- тысячные французские войска в конечном итоге сменила 503-тысячная армия США 25 . Где была гарантия, что после поражения Соединенных Штатов, достигнутого многолетней героической борьбой вьетнамского народа, новое соглашение, уже на условиях Киссинджера, не окажется очередным обманом? Забежав во времени вперед, отметим, что в конце 70-х годов действительно и у США нашелся преемник в этом деле: Китай, движимый гегемонистскими целями, встал на путь вооруженной агрессии, чтобы помешать развитию единого и независимого Вьетнама в содружестве с народами Камбоджи и Лаоса.

Руководство республиканской администрации фактически признало, что военное вмешательство Соединенных Штатов во Вьетнаме было огромным просчетом. При Никсоне пересмотрели основную предпосылку американского курса в Индокитае - "доктрину домино" (уступишь в одной стране - потеряешь затем и в других) 26 . Против безоговорочного ухода США из Вьетнама выдвигался довод о необходимости поддержания американского престижа и "выполнении международных обязательств" с оглядкой на других союзников США. "Мы не могли просто выйти из предприятия, - писал Киссинджер, - в которое были вовлечены две администрации, 5 союзных государств и 31 тысяча убитых, с такой же легкостью, с какой переключают телевизионную про-


20 Griffith W. The World and the Great Power Triagles. Boston. 1975, pp. 19 - 20

21 Brandon H. Op. cit., p. 62; Kalb M., Kalb В., Op. cit., p. 128. "Hoffman S. Primacy or World Order. N. Y. 1978, p. 27.

23 Landau D. Kissinger. Boston. 1972, pp. 203 - 204.

24 См. Lacouture J. Vietnam between Two Truces. N. Y. 1966.

25 См. Lacouture J. Ho Chi Minn: a Political Biography. N. Y. 1968.

26 Brandon H. Op. cit., p. 56.

стр. 109


грамму"27 . Но разве не гораздо больший ущерб престижу и международной репутации США наносило упорствование в несостоятельной политике только из-за того, что на нее была сделана прежде крупная ставка и что она уже стоила больших жертв и затрат? Ведь в результате такого курса с каждым годом росла цена ошибок, за которые все равно придется расплачиваться в конечном итоге. Скорее именно великая держава может позволить себе признать ошибку во имя перестройки политики на разумных началах.

В соответствии с учением о "реальной политике" Киссинджер планировал тактику переговоров и военного давления, опираясь на собственную оценку баланса сил. По его расчетам выходило, что Америка со своей громадной военной мощью, богатством ресурсов, индустриальным и техническим могуществом способна достичь поставленных целей. Такого просто не может быть, говорил помощник президента, что вьетнамцы окажутся "первым народом в истории, не чувствительным к факторам материального порядка" 28 . Он имел в виду разрушительные способности военной машины США по сравнению с более ограниченными возможностями вьетнамских партизан. Но лидеры администрации Никсона, как и их предшественники, упускали из виду такой фактор, как воля к победе и мужество вьетнамского народа. А в конце концов именно этот нематериальный (и с их точки зрения несущественный) фактор перевесил, вопреки всем мерам "реальной политики", подавляющую огневую мощь и полумиллионную, оснащенную по последнему слову техники армию Соединенных Штатов, отправленную за океан сражаться за непонятные и чуждые американскому народу цели.

В январе 1969 г., впервые представ перед сотрудниками СНБ, Никсон, нелестно отозвавшись о чиновниках госдепартамента, объявил, что задача всех присутствовавших - "осуществлять надзор над миром". Потом по поводу Вьетнама, повернувшись к стоявшему рядом Киссинджеру, он благодушно сказал: "Мы с вами закончим эту войну" 29 . На деле новый курс США в Юго-Восточной Азии получился далеко не таким эффективным, каким выглядел в меморандумах и директивах СПБ. Выйти из войны оказалось сложнее, чем вовлечься в нее, а "ограниченные цели" не стали более досягаемы, поскольку ставились на основе ошибочных принципов. В 1969 г. главным вопросом политики США в Индокитае явились масштабы и темпы вывода американских войск в соответствии с концепцией "вьетнамизации". КНШ и военное командование на ТВД делали все возможное, чтобы замедлить сокращение американского контингента в Южном Вьетнаме, и настаивали на выводе подразделений тылового обеспечения, но не боевых частей. В отличие от них Лэйрд выступал за максимально быстрый вывод войск. Сам в прошлом конгрессмен, он уделял большое внимание ослаблению противоречий между Пентагоном и Капитолием. В одном из интервью заместитель министра обороны Д. Паккард в ответ на вопрос о разделении полномочий в Пентагоне сказал: "Лэйрд будет заниматься связями с общественностью и улаживать дела с конгрессом, а я стану управлять министерством".

Лэйрд высказался за скорейшее прекращение американского участия в войне, форсированное перевооружение сайгонских союзников и одновременно, в угоду генералитету, требовал выделения больших средств на стратегические ядерные вооружения. Роджерс в принципе тоже стоял за быструю эвакуацию войск, но делал акцент на достижение договоренности в Париже. Никсон и Киссинджер рассматривали "вьетнамизацию" прежде всего как успокаивающее средство для общественного мнения, возмущенного продолжением бессмысленной войны и ростом американских потерь. Президент решил непосредственно обратиться к народу и 3 ноября 1969 г. появился на экранах телевизоров более чем 50 млн. американских телезрителей. Выразив осуждение "шумному меньшинству", призывавшему к безоговорочному прекращению войны, президент прочувствованно произнес: "И вот сегодня я обращаюсь к вам, огромное молчаливое большинство американцев, и прошу вашей поддержки"30 . Поддержка требовалась для продолжения агрессии США во Вьетнаме.

Помимо того, Вашингтон рассматривал "вьетнамизацию" как средство давления на парижских переговорах. Однако Киссинджер в отличие от Никсона не питал осо-


27 Kissinger H. White House Years, pp. 227 - 228.

28 Text of White House Background Briefing May 9, 1970. Washington. 1970, p. 11.

29 Landau D. Op. cit., p. 210.

30 Kalb M., Kalb B. Op. cit., p. 144.

стр. 110


бых иллюзий относительно жизнеспособности Сайгона и боеспособности марионеточной армии. "Я усматривал во "вьетнамизации" уловку для торга на переговорах, - говорил он, - но никогда на самом деле не думал, что она сработает" 31 . Расширяя экономическую и военную помощь правительству Тхиеу - Ки параллельно с поэтапным выводом американских войск, Соединенные Штаты стремились создать у представителей ДРВ и НФОЮВ впечатление, будто сайгонский режим укрепляется и сможет самостоятельно противостоять патриотическим силам 32 . Вашингтон давал понять, что лучше договориться с американскими дипломатами в Париже, чем после ухода США из Вьетнама иметь дело с Сайгоном. Он попытался также создать видимость ослабления оппозиции войне внутри США. Такая тактика определила затем медленную эвакуацию войск из Вьетнама, наращивание преступных бомбардировок и почти 4-летний туник на Парижских переговорах33 .

Летом 1909 г. в ходе встречи Киссинджера с группой дипломатов из стран Азии ему был задан вопрос: "Есть ли уверенность, что вы не будете повторять ошибки администрации Джонсона?". Помощник президента ответил: "Нет, мы не повторим их ошибок... Мы будем делать свои ошибки, и это будут исключительно наши собственные ошибки" 34 . В его остроте (придуманной из политического кокетства), как показали последующие события, имелась изрядная доля истины, ибо в основе "гибкой" дипломатии лежали нереалистические цели. Бывший коллега Киссинджера по Гарвардскому университету С. Хофмэн справедливо подчеркивал, что урегулирование, которого надеялись достичь США, было оторвано от реальностей: "Неудивительно, что в целях достижений такого урегулирования мы должны были наращивать военные действия... Это был еще один парадокс: более широкая война ради выхода из войны" 35 .

Оптимизм республиканской администрации относительно "вьетнамизации" в 1969 г. частично объяснялся временным затишьем в военных действиях на юге Вьетнама. В середине года в Сайгой отправилась делегация американских военных специалистов во главе с помощником Киссинджера генералом А. Хэйгом. Их донесения, а также прогнозы группы специальных исследований по Вьетнаму внутри СНБ создали у Вашингтона впечатление о благоприятной для США обстановке и успешной реализации американских планов. Но последующие события разорвали завесу самообмана Белого дома. Когда к весне 1970 г. количество выведенных американских войск перевалило за 100 тыс., позиция армии США и их союзников под ударами вьетнамских патриотов затрещала. Еще в марте 1969 г. Никсон и Киссинджер в строжайшей тайне приняли решение о бомбардировках пограничных районов нейтральной Камбоджи, где по донесениям разведки якобы находились базы патриотических сил Южного Вьетнама. Для ударов с воздуха использовались стратегические бомбардировщики "Б-52" 36 . И хотя СНБ, госдепартамент и конгресс находились в неведении об этих операциях (кодовое название "Меню"), последние быстро достигли внушительных масштабов.

28 марта 1969г. тяжелые бомбардировщики поднялись с таиландской базы Утопао и по секрету от самих пилотов "Б-52", получавших целеуказания по радио, накрыли бомбовым ковром обширные районы Камбоджи, нейтралитет которой официально признавался Вашингтоном вплоть до мая 1970 г. Общее число боевых вылетов "Б-52" на Камбоджу за год составило около 3600. На джунгли и мирные деревни было сброшено более 100 тыс. т разрушительного груза. В некоторые дни эти налеты достигали 60% всех операций стратегической авиации в Юго-Восточной Азии37 . Так было положено начало той трагедии камбоджийского народа, которая затем потрясла мировую общественность.

В результате бомбардировок десятки тысяч беженцев стали уходить из опустошенных восточных районов страны и стекаться в ее центральную часть. Весной 1970 г.


31 Ibid., p. 128.

32 Ball G. Diplomacy in a Crowded World. Boston. 1974, chapt. 5.

33 Hoffman S. Viet Nam: an Algerian Solution? - Foreign Policy, 1971, N 2, pp. 3 - 37.

34 Kalb M., Kalb B. Op. cit., p. 140.

35 Hoffman S. Primacy or World Order, p. 28.

36 Shawcross W. Op. cit., chapt. 1.

37 Ibid., chapt. 4.

стр. 111


местная реакция спровоцировала зверские погромы проживавших в Камбодже вьетнамцев. Много дней еще бурые воды Меконга несли трупы безвинно убитых людей. В марте в столице Камбоджи Пномпене не без участия ЦРУ 38произошел государственный переворот: место принца Нородома Сианука занял открытый ставленник прозападных кругов Лон Нол. Воцарение Лон Нола, который сразу выразил верноподданнические чувства Вашингтону, вызвало народное восстание, страну охватила гражданская война. Уже в апреле большая часть Камбоджи находилась в руках партизанских сил. Правительственные войска отступали к столице, Лон Нол молил о срочной помощи. Резко ухудшилось и положение сайгонской армии. Политика "вьетнамизации" оказалась под угрозой провала.

20 апреля 1970 г. Никсон из своей резиденции в Сан-Клементе объявил о выводе еще 150 тыс. американских солдат к маю 1971 г. Но "если наращивание действий противника создаст опасность для нашего остающегося во Вьетнаме контингента, - пригрозил президент, - я не промедлю принять сильные и эффективные меры для исправления ситуации" 39 . 22 апреля было созвано чрезвычайное совещание СНБ для принятия решения в связи с возникшим кризисом. Помимо Никсона и Киссинджера, присутствовали вице- президент С. Агню, Лэйрд и Роджерс с заместителями, председатель КНШ генерал Уилер с подчиненными, директор ЦРУ Хелмс, министр юстиции Дж. Митчел. За вторжение в Камбоджу высказались Лэйрд и генералы, против были представители госдепартамента 40 . В итоге круглосуточных заседаний группы специальных действий СНБ созрело предложение послать в Камбоджу часть сайгонской армии под американским прикрытием с воздуха. 24 апреля Никсон отправился в Кэмп-Дэвид, чтобы обдумать план действий. На следующий день Киссинджер был вызван к президенту и получил указание подготовить вместе с военным командованием вариант широкого вмешательства в Камбодже с участием сухопутных войск США. Президентский помощник согласился, ибо не слишком полагался на боеспособность марионеточной армии и считал, что если уж вступать на камбоджийскую территорию, то нужно делать это решительно и массированно. В соответствии с принципами "реальной политики" он рассматривал расширение боевых действий на еще одну страну в качестве средства дополнительного давления на патриотические силы на переговорах в Париже41 .

Вернувшись в Вашингтон, Никсон, Киссинджер и Митчелл совершили прогулку на президентской яхте "Секвойя" по Потомаку. После этого президент уединился в Линкольновском кабинете Белого дома, где просмотрел свой любимый фильм "Паттон". Кинокартину об этом лихом и напористом американском генерале-танкисте времен второй мировой войны Никсон, как говорили, готов был смотреть бесконечно. Под грохот канонады и рев танковой атаки президент, ни разу в жизни не слышавший боевого выстрела, преисполнялся твердости духа. В тот вечер он принял окончательное решение двинуть механизированные американские корпуса под прикрытием массированной огневой мощи артиллерии и авиации в наступление на маленькую крестьянскую страну за 15 тыс. км от Белого дома. 29 апреля началась операция "Камнедробилка": американские части и сайгонские подразделения вторглись в Камбоджу. 30 апреля, объявив об этом шаге, президент не поскупился на выспреннюю демагогию: "Пусть лучше я не буду избран на второй президентский срок, но поступлю так, как считаю правильным, нежели пробуду президентом два срока ценой того, что позволю Америке превратиться во второсортную державу, а нашему народу - понести первое поражение в его славной 190-летней истории" 42 .

Тем временем на месте действия американские полевые командиры недоумевали по поводу отсутствия сколько-нибудь заметного противодействия, когда танки пробивали просеки в джунглях и взрывами очищали площадки для вертолетов. Крошечный пограничный городок Снуол стал первым из многочисленных населенных пунктов, "освобожденных" завоевателями. Когда взвод американского 11-го бронетанкового полка подкатил к окраине, из близлежащих домов раздалось несколько выстрелов.


38 Ibid., pp. 114 - 116, 118 - 122.

39 New York Times, 30.VI.1970.

40 Burchett W. The Second Indochina War. N. Y. 1970, pp. 70 - 85.

41 Newsweek, 1.VI.1970.

42 Kissinger H. White House Years, p. 504.

стр. 112


Полковник отдал приказ стрелять из 90-мм орудий и вызвал по радио авиацию. После 24 часов обстрела и бомбардировок танки прошли через развалины городка, где ранее мирно жили 3 тыс. жителей, занимавшихся сбором каучука. "У нас не было выбора, - резюмировал командир, - мы должны были взять город. Он был опорным пунктом северовьетнамских войск" 43 . То же самое повторялось неоднократно в других местах. Результаты вторжения в Камбоджу более 30 тыс. американских войск с военной точки зрения, оказались мизерными. Зато солдаты США и особенно сайгонская армия установили рекорд по грабежам и резне мирного населения. Последовали новые избиения вьетнамцев в центральных районах страны. Опять десятки тысяч беженцев потекли на восток. С утроенным ожесточением по всей территории Камбоджи продолжалась гражданская война 44 .

Взрыв возмущения внутри США и негодование мирового общественного мнения превзошли все ожидания и буквально потрясли американскую администрацию. Начались 100-тысячные походы протеста на Вашингтон. Однажды Никсон счел необходимым целую ночь лично успокаивать молодежь у мемориала Линкольну. Разразились небывалые бунты в университетских городах. Их апогеем стал расстрел студенческой демонстрации национальными гвардейцами в Кентском университете (Огайо). Результат: четверо убитых, 11 раненых. Правительство оказалось под огнем уничтожающей критики в прессе. Делегация бывших коллег Киссинджера по академическому миру встретилась, с помощником президента и потребовала его отставки. "Если я подам сейчас в отставку, - попытался отшутиться Киссинджер, - у президента будет инфаркт, и тогда его место займет Спиро Агню. Вы этого хотите?" (вице-президент не считался человеком выдающихся достоинств). Но отвечая на вопрос, не противоречит ли акция в Камбодже "Гуамской доктрине", Киссинджер сорвался: "Мы сами написали эту проклятую доктрину, мы же можем изменить ее" 45 .

Широкая оппозиция в Капитолии развернула наступление на прерогативы администрации. Была принята резолюция сенаторов Р. Купера и Ф. Черча, которая урезала финансирование военных операций в Камбодже. Хотя эта поправка вошла в силу уже после отвода американских частей из этой страны, ее принятие свидетельствовало о силе противодействия дальнейшему вмешательству США в дела Юго-Восточной Азии. Перед лицом бурной реакции на камбоджийские события внутри США и Лэйрд и Роджерс постарались отмежеваться от решения президента и делал весьма прозрачные публичные намеки, что были против ввода войск и загодя советовали воздержаться от этого шага. Никсон был в ярости по поводу их "нелояльности".

Вторжение в Камбоджу имело для Соединенных Штатов последствия главным образом не в плане осуществления "вьетнамизации": оно привело к образованию в конгрессе прочного большинства, выступавшего против дальнейшего использования вооруженных сил США в Индокитае. Между тем после возвращения в Южный Вьетнам 30-тысячного корпуса США и их сайгонских партнеров половина камбоджийской территории оказалась под контролем партизанских отрядов. Варварские бомбардировки "Б-52" по площадям продолжались до августа 1973 г., когда президент был вынужден отдать приказ об их прекращении в результате решения Капитолия о прекращении соответствующих ассигнований. В опустошенной полумиллионным бомбовым тоннажем и истерзанной гражданской войной стране пришла к власти в апреле 1975 г. маоистская группировка Пол Пота. При полной поддержке Пекина она начала чудовищную кампанию геноцида, которая обошлась камбоджийскому населению в 3 млн. жизней. Эти люди погибли от голода, каторжного труда и массовых казней 46 . Позднее Киссинджер писал, что события в Камбодже "развертывались с неотвратимостью греческой трагедии, пока на эту изысканную страну не опустился занавес ужаса, которого она не заслужила и о котором никто из нас не имеет права забыть" 47 . Но ведь сам Киссинджер явился одним из главных режис-


43 Shawcross W. Op. cit., pp. 150 - 151.

44 Christian Science Monitor, 12.VI.1970.

45 Safire W. Before the Fall. N. Y. 1975, pp. 186 - 187.

45 Ponchaud F. Cambodia: Year Zero. N. Y. 1978, pp. 87 - 107.

47 Kissinger H. White House Years, p. 520.

стр. 113


серов камбоджийской трагедии. Однако она оказалась далеко не полной ценой "силового маневрирования" Вашингтона в Юго-Восточной Азии.

Вопреки замыслам Белого дома апрельская акция 1970 г. не продвинула Парижские переговоры в нужном США направлении. К концу года дипломатический тупик, вызванный позицией Соединенных Штатов и их военными мероприятиями, казался безнадежным. Одновременно, по мере вывода американских войск из Южного Вьетнама, падал и без того невысокий боевой дух сайгонской армии. В Вашингтоне пришли к выводу о необходимости очередного силового нажима. Киссинджер предпочитал повторное вторжение в Камбоджу. Однако воспоминания о внутриполитическом взрыве весной 1970 г. были еще слишком свежи. Кроме того, резолюция Купера - Черча не позволяла использовать в Камбодже американские войска. С согласия президента Киссинджер направил в Южный Вьетнам группу сотрудников СНБ во главе с Хэйгом, чтобы разобраться в ситуации на месте. Генерал вернулся с докладом, одобренным в Сайгоне Банкером, Абрамсом и марионеточным президентом Тхиеу. Там содержалась рекомендация нанести удар по Лаосу, чтобы нарушить якобы проходившие там коммуникации патриотических сил. Этот район уже в течение нескольких лет крушили бомбардировщики "Б-52". Теперь предлагалось провести наступление на г. Тхефон силами двух сайгонских дивизий при американской поддержке с воздуха.

"На бумаге этот план выглядел прекрасно, - писал позднее Киссинджер. - Его главным недостатком, как показали дальнейшие события, было то, что он ни в коей мере не отвечал вьетнамским реальностям" 48 . Абраме и Банкер переоценили боеспособность южновьетнамской армии. Они исходили из опыта камбоджийской операции, где марионеточная армия действовала совместно с американскими частями, причем не встречала серьезного сопротивления. Отметим, что за 4 года до того предшественник Абрамса генерал У. Уэстморленд обдумывал подобную же операцию, но отказался от нее, поскольку ему потребовалось бы слишком много американских войск. Но теперь, став начальником штаба армии в КНШ, сам же Уэстморленд счел неэтичным выступать против рекомендации своего преемника49 . Остальные руководящие деятели, включая нового председателя КНШ адмирала Т. Мурера, Лэйрда, Хелмса, Киссинджера и отчасти Роджерса, тоже поддержали этот план. "Мы позволили увлечь себя, - сетовал впоследствии помощник президента, - складному замыслу, единодушию планировщиков в Сайгоне и Вашингтоне, воспоминаниям об удаче в Камбодже и надеждам на решительный поворот событий"50 .

8 февраля 1971 г. сайгонские войска пересекли границу с Лаосом и вступили в гористую местность, поросшую непроходимыми джунглями. Американская авиация развернула активные действия: истребители и штурмовики наносили удары бомбами и ракетами, на бреющем полете прочесывали джунгли пулеметным и пушечным огнем; вертолеты сновали туда и сюда, перебрасывая войска, пушки и машины, боеприпасы и продовольствие. Но прошло несколько дней, и картина планомерного наступления резко переменилась. Со всех сторон на марионеточные войска обрушились стремительные атаки патриотических сил. В легендарной Долине Кувшинов, перепаханной бесчисленными прошлыми сражениями и бомбардировками, сайгонская армия перемалывалась партизанами. Связь с авиацией была расстроена, и последняя наносила удары по собственным союзникам, неся одновременно большие потери от противовоздушной обороны освободительных отрядов. 19 марта началось отступление сайгонских дивизий. Оно быстро превратилось в паническое бегство. Миллионы американских телезрителей стали свидетелями сцен, напрямую переданных кинооператорами: южновьетнамские солдаты в отчаянии цепляются за шасси вертолетов, американские пилоты отпихивают их ногами. "Мы должны подумать и о себе, - сказал репортеру один из них, - эта птичка просто не поднимется, если на ней повиснут 15 парней". Многие висли, а затем срывались вниз с большой высоты.

Все это не помешало Тхиеу и КНШ объявить операцию успешной. Однако бодрые заявления никого не могли обмануть. "Трудность каждой войны состоит в


48 Ibid., p. 992.

49 Brandon H. Op. cit., p. 103.

50 Kissinger H. White House Years, p. 994.

стр. 114


том, - пенял Киссинджер, - что какой-то генерал всегда окажется не прав"51 . В Капитолии усилилось давление оппозиции. 19 сенаторов во главе с Дж. Макговерном и М. Хэтфилдом поставили на голосование "Закон о прекращении вмешательства во Вьетнаме". Было выдвинуто 17 резолюций об одностороннем выводе американских войск из Индокитая. В том же году конгресс принял закон, ограничивавший полномочия президента по использованию американских войск за рубежом. Вновь двинулись марши протеста на Вашингтон. Американская газета писала: "Г-н Никсон может быть уверен в широкой поддержке со стороны общественности, если он отменит жестокое решение о "вьетнамизации" и без экивоков объявит о своем намерении вывести все американские войска из Вьетнама в максимально короткий срок" 52 .

Но администрация упорно сопротивлялась нажиму широкой общественности и боролась за поддержание эфемерного престижа Соединенных Штатов, давно уже растоптанного грязной войной. Правительство стремилось задним числом оправдать напрасные усилия и жертвы и для этого готово было на дальнейшее их приумножение. Война продолжалась. Лаос стал ее крупной вехой, хотя совсем не такой, на которую рассчитывал Вашингтон. Провал лаосской авантюры весной 1971 г. и негодование общественности США положили конец прямому участию американских войск в наступательных операциях в Индокитае. Армия США и их союзники перешли к глухой обороне.

Боевые действия в Юго-Восточной Азии и дипломатическое манипулирование в Париже республиканское руководство дополняло политическим манипулированием в глобальном масштабе. В феврале 1972 г. президент Никсон отправился с официальным визитом в Пекин. Налаживание отношений с Китаем замышлялось в Вашингтоне не только во имя проведения антисоветской политики, но и в качестве рычага дополнительного давления на ДРВ и НФОЮВ, предназначалось для ослабления международной поддержки Вьетнама. Уже тогда стала вырисовываться одна из сфер "совпадения интересов" США и Китая: противодействие образованию единого и независимого Вьетнамского государства, что приняло затем форму открытого взаимодействия в конце 70-х годов 53 . Однако американо-китайское сближение не поколебало стойкости вьетнамских патриотов. 31 марта 1972 г. по всей территории Южного Вьетнама началось мощное наступление национально-освободительных сил, живо напомнившее наступление Тет" в начале 1968 г., которое потрясло полумиллионную оккупационную армию Соединенных Штатов. Теперь в Южном Вьетнаме оставалось 70 тыс. американских солдат. Положение их гарнизонов стало критическим, а сайгонские дивизии откатывались к югу. Снова политика "вьетнамизации" оказалась на грани краха.

В Вашингтоне царила неразбериха. 3 апреля начались круглосуточные заседания группы специальных действий в составе Киссинджера, Паккарда, Хелмса, Мурера и заместителя государственного секретаря А. Джонсона. 4 апреля под давлением военно-промышленного комплекса Белый дом принял решение о беспрецедентной эскалации применения силы во Вьетнаме. В течение последующего месяца в Тонкинском заливе были сосредоточены 6 авианосцев, 5 крейсеров, 40 эскортных кораблей. Стратегические бомбардировщики и сверхзвуковые истребители Ф-4 ("Фантом") срочно перебрасывались в Индокитай из США и их баз во всем мире. Началась новая стадия войны. Огневая мощь Соединенных Штатов свирепствовала в неслыханных масштабах. К маю полторы сотни "Б-52" и около 1 тыс. истребителей и штурмовиков обрушили массированные удары на патриотические силы в Южном Вьетнаме. Возобновились воздушные налеты на ДРВ. 15 и 16 апреля "Б-52" предприняли рейды на северовьетнамские города Ханой и Хайфон. Рейды несколько раз повторялись в том же месяце. США действовали в соответствии с бесчеловечной "логикой", согласно которой один американский офицер как-то сказал о разрушенном южновьетнамском городе: "Мы вынуждены были уничтожить его, чтобы освободить от партизан".

Гражданские специалисты утверждали, что с оперативной точки зрения эскалация бомбардировок была малоэффективной. "Может быть, - указывал Киссинджер, - по


51 Brandon H. Op. cit., p. 145.

52 New York Times, 25.IV.1971.

53 Barnett D. China Policy. Washington. 1977, chapt. 1.

стр. 115


изощренным подсчетам системного анализа так и есть. Но этого недостаточно в свете политической цели достижения нужного нам исхода... Если мы хотим силой добиться дипломатического урегулирования, то должны создать впечатление безоговорочной решимости достичь преобладания" 54 . Помощник президента упивался ролью стратега: он склонялся над картами ТВД, передвигал эскадры и флоты по Тихому океану, отрывисто бросал приказания генералам и адмиралам 55 . Военные были раздражены не только дилетантскими распоряжениями: их тревожили растущие потери и износ техники. Многие из них выражали недовольство по поводу тяжелых операций ради "политических сигналов Ханою, Москве и Пекину". Один высокопоставленный работник Пентагона сказал: "Генри - самый заядлый сигнальщик в мире. Проблема лишь в том, что он шлет сигналы коммунистам и никогда не принимает сигналов от нас" 56 .

А положение американской и сайгонской армий на юге Вьетнама продолжало ухудшаться. В совокупности их потери к лету составили 40 тыс. убитыми. Командование войск во Вьетнаме и начальники штабов требовали отложить эвакуацию очередного контингента США на родину. Никсон же, стремясь показать твердость курса "вьетнамизации", объявил о выводе новой порции войск в 20 тыс. человек (не 55 тыс., как планировалось ранее). Когда министр обороны передал это решение Абрамсу, тот, желая показать, что подчиняется приказу против воли, демонстративно отдал честь и щелкнул каблуками. Лейрд был "растроган чуть ли не до слез"57 .

В мае в Вашингтоне стали обсуждать идею морской блокады ДРВ. Решающее совещание произошло 8 мая. КНШ во главе с Мурером, Хэйг и Агню с энтузиазмом выступили за минирование с воздуха акватории портов ДРВ. Лэйрд опасался реакции общественности и конгресса, особенно с учетом предстоявших президентских выборов в ноябре 1972 г. "К черту внутриполитические соображения, - отрезал президент, - на карту поставлена наша внешняя политика". Роджерс был против. Киссинджер тоже сомневался: предстоял визит президента Никсона в Советский Союз, от которого зависела судьба крупных политических договоренностей, в том числе соглашений об ограничении вооружений, имевших огромную важность для всего мира 58 . Министр финансов Дк. Конелли, имевший большое влияние на Никсона, выступил рьяным адвокатом жесткой линии. После совещания президент уединился в Овальном кабинете Белого дома для принятия окончательного решения. А вскоре по его приказу поднялась в воздух палубная авиация 7-го флота, и в воды портов ДРВ посыпались мины.

Этот провокационный акт Вашингтона поставил под угрозу срыва советско- американскую встречу в верхах. Только дальновидная позиция Советского Союза предотвратила опасное обострение напряженности. Важные соглашения, подписанные в мае 1972 г. в Москве, обеспечили тогда позитивный сдвиг по линии разрядки напряженности и обуздания гонки вооружений. Они оказали благотворное влияние и на перспективы мирного урегулирования в Юго- Восточной Азии. К октябрю 1972 г. в результате ряда уступок Соединенных Штатов на Парижских переговорах наметился компромисс. США заняли более гибкую позицию по таким вопросам, как признание независимости, единства и территориальной целостности Вьетнама, создание Совета национального примирения, и согласились с проведением всеобщих выборов. Вашингтон снял требование о выводе национально-освободительных сил из южной части страны и принял обязательство эвакуировать все оставшиеся там американские войска в течение 60 дней. "Мир - на расстоянии вытянутой руки!" - объявил Киссинджер по возвращении из Парижа. Но в конце месяца переговоры вновь зашли в тупик. Сайгонский режим попытался сорвать достигнутый компромисс. Тхиеу наотрез отказался признать Совет национального примирения, потребовал вывода всех патриотических сил из Южного Вьетнама н увековечения раздела страны. Эту деструктивную линию поддержали "ястребы" в администрации: Хэйг, президентские советники


54 Kissinger H. White House Years, p. 1116.

55 Kalb M., Kalb B. Op. cit., p. 239.

56 Ibid.

57 Brandon H. Op. cit., p. 338.

58 Safire W. Op. cit., pp. 422 - 427.

стр. 116


Р. Холдеман и Дж. Зрлихман, внушавшие президенту, что Киссинджер зашел на переговорах "слишком далеко". Позиция Вашингтона вновь ужесточилась.

Между тем Соединенные Штаты усиленно вооружали южновьетнамских марионеток. Гигантские транспортные самолеты "Гэлакси" круглосуточно садились в Сайгонском аэропорту и выгружали танки, бронетранспортеры, пушки, боеприпасы и запчасти (в общей сложности более 100 тыс. т). Южный Вьетнам получил около 600 самолетов и вертолетов и оказался вдруг на четвертом месте в мире по численности своих ВВС имея свыше 2 тыс. машин. США спешно передавали союзникам свои базы, сооружения и военные объекты. В середине декабря Белый дом отдал, вероятно, самый жестокий приказ за всю вьетнамскую войну. Однажды Никсон сказал: "Я считаю, что в международной политике действия являются гораздо более эффективным средством достижения цели, чем угрозы" 59 . В соответствии с этим принципом 17 декабря он велел возобновить бомбардировки ДРВ. Выступая на приеме для высокопоставленных лиц, президент выразил свое восхищение и благодарность американским летчикам, которые оставили рождественский стол с традиционной индейкой и отправились выполнять "задание родины".

За 15 тыс. км от заснеженного Вашингтона начался финальный, возможно, наиболее трагический этап этой войны. В дрожащем мареве аэродромов Гуама и Таиланда "Б-52" тяжело отрывались от раскаленного тропическим солнцем бетона взлетных полос и ложились на курс. Заходя звеньями по три, они накрывали 30-тонным смертоносным "ковром" жилые кварталы Ханоя, Хайфона, других городов ДРВ. Подобного варварства не знала даже воздушная война при администрации Джонсона. Около сотни "Б-52" и 500 истребителей на протяжении 12 суток днем и ночью сеяли смерть и разрушение. Эти действия своей жестокостью потрясли весь мир и не остались безнаказанными. Б шквальном заградительном огне мужественных вьетнамских зенитчиков загорались и падали десятки американских машин. Специалисты в Вашингтоне подсчитали, что при таких потерях от стратегической дальней авиации США останется после 23 боевых вылетов только половина 60 . Конгресс и печать Соединенных Штатов резко осуждали террористические бомбардировки и требовали немедленного их прекращения. Под давлением мировой общественности к Новому году воздушные налеты на ДРВ прекратились, а США вернулись за стол переговоров. 23 января 1973 г. было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

Влияние "рождественских бомбардировок" на условия мирного урегулирования оказалось кулевым. Наоборот, сам Вашингтон в свете бесплодности его военного нажима и негодования всего мира вынужден был подписать в январе 1973 г. соглашение, которое сложилось еще в октябре 1972 г. "Посудите сами, - доверительно заметил один из официальных деятелей вашингтонской администрации, - мы были в затруднительной ситуации. Не могли же мы просто так подписать в январе то, что не подписали к октябре. Мы должны были что-то предпринять. Поэтому начались бомбардировки, чтобы создать видимость, будто побежденный противник вернулся к столу переговоров и принял условия, поставленные Соединенными Штатами" 61 . Перед окончательным уходом из Вьетнама руководство США хотело также задобрить Сайгон, запугать ДРВ и продемонстрировать миру свою готовность к "решительным" действиям.

В целом политика затягивания войны в Юго-Восточной Азии обошлась США в 1969 - 1972 гг. еще в 15 тыс. убитых и потребовала затраты 50 млрд. долл.; на Вьетнам было сброшено дополнительно 3,6 млн. т бомб, что принесло смерть и увечья 600 тыс. мирных жителей лишь Южного Вьетнама, не говоря о ДРВ. "Вьетнамизация" - перекладывание боевых действий на южновьетнамскую армию - стоила последней 108 тыс. убитых 62 . Это продолжение агрессии и вакханалия уничтожения были свидетельством не силы и твердости США, а служили прикрытием нерешительно-


59 Landau D. Op. cit., p. 218.

60 Quanbeck Л., Blechman B. Strategic Force: Issues for the Mid-Seventies. Washington. 1973, p. 90; Quanbeck A., Wood A. Moderniring the Strategic Bomber Force. Washington. 1976, p. 13.

61 Kalb M., Kalb B. Op. cit., pp. 421 - 422.

62 New York Times, 25.I.1973.

стр. 117


сти американского руководства, его страха перед политической ответственностью за признание поражения и безоговорочное прекращение кровопролития. Такой курс никак не подкрепил "верность Соединенных Штатов международным обязательствам", тем более что в конечном итоге "мир с честью" оказался шит белыми нитками. И вот последний американский солдат покинул многострадальную вьетнамскую землю, ставшую могилой 45 тыс. его соотечественников и ареной боевых действий, стоивших США 100 млрд. долл.; ту землю, которая приняла на себя тяжесть вдвое большего груза бомб и снарядов, чем взорвавшийся на всех фронтах второй мировой войны. И эта же земля стала на годы кладбищем экспансионистских замыслов и имперской самонадеянности Америки. После ухода США из Вьетнама Сайгон пытался саботировать проведение в жизнь Парижских соглашений 1973 г. Марионеточное правительство окончательно подорвало этим свои шаткие позиции и вызвало в начале 1975 г. возобновление военных действий по всему Южному Вьетнаму. Как и следовало ожидать, Сайгону не помогли ни миллиарды долларов американской помощи, ни горы военной техники и вооружений, оставленные Соединенными Штатами. За считанные месяцы антинародный режим развалился как карточный домик. США уже не посмели вновь вмешаться на стороне своих клиентов. Героическая 30-летняя борьба вьетнамского народа против империалистических агрессоров завершилась полной победой, когда в мае 1975 г. патриотические войска вошли в Сайгон.

* * *

Уроки вьетнамской войны продемонстрировали бесплодность политики силы. Вьетнам показал и парадокс эскалации военного вмешательства, которое с каждым шагом становилось все труднее прекратить и все опаснее и дороже продолжать. На каждом этапе эскалации американской агрессии верх одерживали те круги в США, которые призывали к продолжению прежнего курса, несмотря на его очевидную ошибочность и бесплодность. Однако при ретроспективном взгляде на события очевидно, что ущерб для американского престижа был бы гораздо меньшим (не говоря уже о всех остальных издержках и жертвах войны), если бы США ушли из Вьетнама раньше.

Вьетнамский опыт оказал глубокое влияние на внешнюю политику Соединенных Штатов. В 70-е годы Вашингтон, хотя он неоднократно прибегал к угрозе силой, так и не решился на прямое применение своей военной мощи в многочисленных конфликтных ситуациях в Азии, Африке и Латинской Америке, в то время как ни одно предыдущее десятилетие послевоенного периода не обходилось без открытых американских вооруженных акций и войн за рубежом. Лишь на пороге 80-х годов в политике Соединенных Штатов стали все сильнее чувствоваться иные тенденции. Политика "сдерживания коммунизма" в Юго-Восточной Азии, повлекшая за собой трагедию, повторяется сейчас в политике защиты "жизненных интересов" США в зоне Персидского залива и других районах мира. Но тот, кто забывает уроки истории, обречен на повторение своих ошибок.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ТУПИКЕ-ПОЛИТИКИ-СИЛЫ-ПРОВАЛ-АМЕРИКАНСКОЙ-ПОЛИТИКИ-В-ИНДОКИТАЕ-В-НАЧАЛЕ-70-Х-ГОДОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Г. АРБАТОВ, В ТУПИКЕ ПОЛИТИКИ СИЛЫ (ПРОВАЛ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ИНДОКИТАЕ В НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ТУПИКЕ-ПОЛИТИКИ-СИЛЫ-ПРОВАЛ-АМЕРИКАНСКОЙ-ПОЛИТИКИ-В-ИНДОКИТАЕ-В-НАЧАЛЕ-70-Х-ГОДОВ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - А. Г. АРБАТОВ:

А. Г. АРБАТОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
621 просмотров рейтинг
21.02.2018 (2255 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В ТУПИКЕ ПОЛИТИКИ СИЛЫ (ПРОВАЛ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ИНДОКИТАЕ В НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android