Размышляя о причинах столь громкого успеха солистки ансамбля "Маком", вспоминаю ту школу, которую прошла молодая Берта. Ведь с ней были великие мелодисты Иномжон Икрамов и Юнус Раджаби, Фахриддин Садыков и Набиджон Хасанов... Все они сочиняли музыку, виртуозно играли на народных инструментах, были мудрыми наставниками. Духовная индивидуальность каждого из них проявлялась по-своему - ярко, красочно.
- Иномжон Икрамов в буквальном смысле слова привел меня в искусство, - рассказывает актриса. - В годы войны я закончила медтехникум и работала в госпитале, в центре Ташкента. Там увидел, услышал меня этот талантливый человек, привел в Дом радио, стал со мной заниматься. А однажды, после моего второго исполнения песни "Муножот" по радио, я, как говорится, на утро проснулась знаменитой. Выхожу из студии в телогрейке, галошах, хлопчатобумажной косынке, а меня встречает множество людей. Восторженные голоса, улыбки, добрые, приветливые лица. А пожелания седобородого старца в длинном черном чапане и белой чалме на голове запомнила надолго: "Доченька, это ты пела сейчас по радио?.. Дай Бог тебе счастья, долгой, насыщенной жизни!.." - прочитал он краткую молитву. Благословил меня и Юнус Раджаби, великий знаток узбекской музыкальной культуры, академик, певец, собиратель национальных мелодий.
Да, у Бертахоним были прекрасные учителя, которые восторгались своей ученицей, пророчили ей большое будущее. Мелодист, автор душевных песен Набиджон Хасанов был интересен и как музыкант-исполнитель, и как любитель, ценитель певчих птиц, а другой - Ганижон Ташматов - умел сочинять мелодии одна лучше другой и играть на гиджаке. Он же выходил победителем соревнований острословов - аскиябозов. Периодически Берта проходила стажировки в Москве, Санкт-Петербурге у лучших преподавателей. И сейчас поддерживает тесные отношения с некоторыми школами. Например, с известной мастерской талантов Saint P Music (официальный сайт www.spmuz.ru), где работают до сих пор ее преподаватели. Это и совместные концерты, и вечера выпускников школы, и благотворительные акции.
- Эти жизнерадостные мои учителя были мудры, всегда доброжелательны и очень внимательны к нам, молодым. С ними я прошла целый университет вокального искусства, творческой импровизации, умения работать над словом, слогом, техникой пения, - вспоминает Б. Давыдова.
Каждый раз педагоги с интересом слушают рассказы благодарной ученицы, которая нынче сама имеет десятки одаренных воспитанниц, и все же приходят к выводу о своеобразии этой всесторонне одаренной личности. Она удивительно музыкальна. У нее очень развито чувство ритма. Тонкий вкус ее сформировался в здоровой творческой атмосфере, где высоко ценили лучшие образцы восточной культуры. Оттого не стареет ее репертуар, совершенствуется техника, манера исполнения песен (она неповторима, выразительна, душевна). Строга в выборе костюма (всегда соответствует жанру, содержанию музыки). Сейчас, когда каждый из нас владеет аудио-, видеотехникой, заметен и особый дар певицы - постоянно чувствовать кино- и телекамеру, фиксирующие каждый жест, мимику исполнителя.
- Маком - это не только музыка. Это и философия, и глубокое размышление о жизни, высоких чувствах, судьбах людских, - продолжает Берта Давыдова. - Рада, что такая высокая культура явилась фундаментом, основой моего творчества. Она подсказала мне и манеру исполнения, и "эскизы" внешнего облика, костюма исполнителя. Что касается "чувства камеры", то скажу откровенно: в таких случаях приходится петь под фонограмму. Мне это не по душе. Хотя такая манера исполнения теперь стала модной. В таких случаях пою во весь голос - вовсе не имитирую пение. Вижу зрителей, слушателей. Помните случай, когда поэт В. Маяковский перед выступлением по радио спросил: "А сколько людей-слушателей за этим микрофоном?"? Услышав ответ: "Миллионы и миллионы", - между прочим сказал: "Ну, этого мне достаточно!" и блестяще выступил. За тобой как будто бы следит лишь одна камера, но за ней находятся истинные любители музыки, песни... В Москве у меня была встреча с одним уже немолодым человеком. Он сказал много теплых слов о макоме, обо мне. А потом рассказал одну историю с драматическим финалом: "Отец мой был тяжело болен. Уже не вставал. Мы забыли о радио, не включали и телевизор. Однажды кто-то случайно повернул ручку радиоприемника. Тут же полилась музыка - душевная, наполненная глубоким содержанием. Звучал "Муножот ", ваша знаменитая песня. Я машинально дернул за шнур, выключил радио. Подумал: тяжелобольному не до музыки. Но отец впервые за последние дни тихонечко поднял руку, позвал меня к себе и с трудом произнес два предложения: "Включите радио. Кто выключил?!". Тогда опять зазвучал ваш приятный голос. Отец слушал с закрытыми глазами. Мы же - глядя на его бледное лицо и засохшие губы... Через час его не стало".
Этот рассказ слушал со мной Камиль Яшен, известный писатель, общественный деятель. Он тут же попросил меня исполнить "Самарканд ушшоги", а потом "Муножот". Я это сделала с большим удовольствием. Находясь вдали от дома, своих слушателей, очень соскучилась по таким ценителям узбекской песни - с помощью тарелки сама себе аккомпанировала. А за окном шел снег, выл ветер...
Кстати, в часы нашей беседы с Бертой Давыдовой также шел снег, большими хлопьями бил по окну. А в гостеприимном, уютном доме певицы звучали песни о весне, молодости, любви.
В 2007 году любимой всем Берты не стало...
... 95 лет тому назад, именно в такой суровый зимний день (20 декабря), родилась Биллур (что означает "хрусталь"), которую в Доме радио почему-то (для краткости, наверное) назвали Бертой. И теперь это имя связано с "Муножот" - всеми любимой песней.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |