Libmonster ID: RU-9090
Автор(ы) публикации: К. В. Молчанов

Новейшая философия понимается как последовательно фиксируемый процесс взаимного развития и дополнения 1) областей познания Новейшей философии в совокупности с реальными и диалектическими философскими науками, дисциплинами и концепциями Новейшей философии, 2) гносеологии и онтологии Новейшей философии самих и в их единстве, 3) теоретической и практической философии и Учения Новейшей философии самих и в их совокупности. Иными словами, Новейшая философия есть диалектическая многопозиционная система структурных динамических и взаимно обуславливающих друг друга составляющих, имеющих самодвижение воспроизводящегося познания, один из принципов которого был указан Гегелем. Можно сказать, что Новейшая философия есть путь постижения, для которого неизбежно требуется освещение вопросов познавания и изложение его результатов. Без познавания теряет свой смысл для себя диалектическая философия, а на настоящем этапе ее развития - ее актуальная реализация (современная диалектическая философия). А без решения вопросов изложения достижений современной диалектической философии и Новейшей философии в целом они сами теряют смысл для других, при этом собственное изложение трансцендентных знаний оказывается малопродуктивным, плохо воспринимаемым, особенно в эпоху царствования плоского материалистического мировоззрения.

На определенном этапе актуализации Новейшей философии принципиальным оказался сравнительный анализ рассудочного (научного) и диалектического познания, который не только обосновывает преимущества нового диалектического познания, но и показывает структуру его реализации. Это, в свою очередь, во-

стр. 115

первых, разъясняет смысл ряда проведенных ранее (в предыдущих статьях) рассуждений и определяет некоторые параметры их продолжения, а, во-вторых, определяет вопросы изложения материалов исследований.

При этом проблема изложения материалов диалектической философии актуальна так же, как и проблема ее понимания. Недопонимание диалектической философии в значительной мере связано со спецификой представления и разъяснения онтологических моментов и существа связанных с ними гносеологических вопросов.

При этом немаловажную роль играет именно вопрос изложения, что связано с пониманием читателем диалектических знаний.

В указанном смысле философия Гегеля имела ряд моментов, затрудняющих ее восприятие и понимание.

Во-первых, философия Гегеля предстала руководством к осуществлению познания, не всегда имеющим исчерпывающее изложение и систематизированное развитие идей, о чем сам Гегель упомянул, например, в Предисловии к первому изданию Малой логики [1. Т. 1. С. 1]; причины этого пока не будем обсуждать.

Во-вторых, в диалектическом плане система философии Гегеля оказалась незавершенной, как бы это ни показалось кому-то странным, она требовала развития, в первую очередь, перехода к логическому (см. п.п. 575 и 576 труда "Философия духа") [1. Т. 3. С. 365]; и вопрос не в том, что это было сделано только в современной диалектической философии, а в том, что без обращения к логическому (без отражения в нем) труды Гегеля оказались лишенными терминологического и текстологического обеспечения, а это, как известно, привело к серьезным трудностям восприятия философии великого мыслителя.

В-третьих, существенно то, что изложение философии Гегеля не могло не осуществляться в частях, монолитных на своих кругах, но весьма сложно воспринимаемых в линейном изложении в книгах (метод изложения в частях будет раскрыт несколько позже). С другой стороны, то, что Гегель, как он сам написал (см., напр., [1. Т. 1. С. 1 - 2]), показал отличие применяемого им метода от внешнего порядка, который используется в науках, определило не только современное развитие методологической базы исследований (напр., системы методов диалектической философии [2]), но и уплотнение идей внутреннего порядка, касающихся гносеологических основ диалектического познания. В частности, наличия только диалектической теории познания (диалектической гносеологии, диалектики,

стр. 116

как обычно говорится) оказалось совершенно недостаточным, например, потому что реальность мира имеет аспекты, влияющие не только на процессы восприятия и фиксации ее феноменов, но и на само познание, его существо и течение1, что потребовалось учитывать, в первую очередь, для процедур и методов проведения осмысления и познания. Иными словами, определились не только круги познания, указанные Гегелем, но и круги обратных связей, влияния объективных реалий на мыслительные и гносеологические диалектические порядки.

Таким образом, принципиальным оказался гносеологический вопрос о единстве и различенности действительности реализации (осуществления) диалектического познания, актуальности форм изложения его результатов и существенности комплексного характера современной диалектической гносеологии (всеобщей гносеологии). Концептуальному освещению положений, предваряющих указанный гносеологический вопрос современной диалектической философии, и посвящена настоящая статья.

1

Об исключительности познания современной диалектической философии следует говорить, в первую очередь, исходя из его сравнения с научным познанием.

А. Для научного (и вообще материалистического) познания (см., напр., [3])

а. определяющими являются (гносеологические) отражения (I, II и III порядков), которые, однако, суть просто воспринимание (через органы чувств и осмысление), причем только материального мира, и отражают его без сущего и внутреннего понятия;

б. стадиями простого воспринимания являются ограниченные по своей сути ощущения и рассудочное восприятие*2, которые


1 Например, в силу тождества мышления и бытия. Все дело в том, что рассудочное и научное познание видит последовательность "окружающий мир - его восприятие - процессы мышления - практическое обращение к окружающему миру", в то время как диалектическая философия воспринимает указанные положения в единстве, в тождестве "субъект-объект".

2 Термины, отмеченные знаком "звездочка" (*), суть диалектические термины, термины современной диалектической философии, которые для настоящей статьи имеют достаточное интуитивное понимание, поэтому полностью будут определены в последующих авторских работах после

стр. 117

материалистические представления (науки) связывают только с органами чувств и мышлением, в результате чего имеются плоские ограниченные рассудочные понятия3 мира, бытия, предметов и явлений и развиваемые на их основе рассуждения;

в. от простого восприятия, представлений и рассудочных понятий осуществляется переход через рассудочные суждения к рассудочным умозаключениям посредством различных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация...).

Собственно, и все: научное (и вообще материалистическое) познание остается в своих ограниченных представлениях (умозаключениях) о материальном бытии и тешит себя возможностью познания мира.

Научное (и вообще материалистическое) познание замкнуто на ощущения, которые лишь в количественном смысле уточняются совершенствуемой аппаратурой, иными словами, замкнуто на ограниченное воспринимайте мира, понимание которого, поэтому, получить нельзя4.

Добавление (к п. А.). Необходимо добавить, что научное (и вообще материалистическое) познание в современной диалектической философии понимается как обычная логика (термин Гегеля [4]) -


актуализации соответствующей дисциплины Новейшей философии - диалектической терминологии (см. ниже).

3 Как уже отмечалось в предыдущих статьях (см., напр. [2]), обычно считается, что понятие - это форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной действительности (термин В. И. Ленина). Согласно же Гегелю, они в научной рефлексии сведены к служебным средствам, так как являются формами, находящимися на содержании, а, согласно диалектической философии, они являются лишь частичными воплощениями образов человеческого сознания. Такие понятия, по сути, являются субъективными понятиями, образуемыми человеческим мозгом - рассудочными понятиями. Рассудочные понятия позволяют проводить операции с ними только во внешних их взаимоотношениях друг с другом, только в количественной плоскости и только во внешнем различии и сравнении, что существенно ограничивает использование таких понятий и возможности обычной логики. В диалектической философии рассудочному понятию противопоставлена система операндов мышления: субъективные определения, образы мышления и рассудочные понятия, что кардинально меняет представления о мышлении и, соответственно, о познании мира.

4 Для данного утверждения важным является его общий смысл, вывод, а не собственное существо и осуществление познания.

стр. 118

познание, основанное на рассудочном мышлении*, когда противоречие решается в пользу одной из сторон. Она подразделяется на восприятие, обнаружение, осмысление и познание

* противоположностей и связей одной стороны или ее противоречия с другой стороной (рациональное познание*);

* (только) неподвижных определенностей или их противоречий {формальное познание),

* ощущений, рассудочного восприятия и общих, частных и предметных представлений (жтенционалъное познание*).

Б. Для познания в современной диалектической философии существенным является сопряжение реальности и диалектического познания*, которое переходит в постижение, в том числе через понятие (что в концептуальном виде изложил Гегель).

аа. Для познания в современной диалектической философии определяющим является воспроизводство*, понимание (определение) которого соотносится не только с функционированием рецепторов человека и обработкой сигналов в мозге, но и с деятельностью вообще человеческого сознания*; воспроизводство связано с восприниманием не только материи, но и реальности,даже явлений понятия (в частности, как единства бытия и сущности).

аб. Стадиями воспринимания окружающего мира, связанными с воспроизводством, являются чувственная достоверность, диалектическое восприятие* и диалектическое мышление*,переходящее в рассудок {здесь и далее: третья стадия первой ступени сознания), все из которых, так или иначе, связаны с функционированием человеческого сознания, а не только человеческих рецепторов и нервной системы. Более того, рассудок для человеческого сознания проявляет хотя бы в некоторой степени понятие (бытия, предмета...), т.е. человеческое сознание (в частности, деятельность мозга) не ограничивается восприятием и осознанием только материальных и общественных форм.

ав. Диалектическое мышление оперирует образами человеческого сознания [2] в диалектических суждениях*, диалектических умозаключениях* и утверждениях*5, определяется вреальности, и для него существуют понятие, определения* и сущее. Поэтому диалектическое мышление хотя и основано на высшей нервной деятельности человека, но определяетсядвижением человеческого


5 Современное диалектическое мышление имеет более развитый аппарат, чем даже философия Гегеля.

стр. 119

сознания, можно сказать, является нижней стороной рассудка; и воспроизводство замыкается на человеческое сознание, через которое оно является рассудком.

аг. Диалектическое мышление в силу определения в реальности находится в единстве с рассудком, как ступенью сознания, и становится основой более высокого познания. И для человека существенным становится диалектическое познание - более высокое, качественно иное, нежели рассудочное познание (научное познание).

Таким образом, в воспроизводстве происходит не столько отражение материальной пространственности (термин Гегеля), сколько развитие (непосредственного) сознания, которое, снимая противоречия чувственной достоверности и диалектического восприятия, когда общее становится истинным предметом сознания, становится рассудком. И хотя сознание еще не достигает себя, еще не постигает себя (в человеческом сознании), оно уже видит сущность действительности. Согласно Гегелю, "эта подлинная сущность вещей определилась теперь таким образом, что она не есть непосредственно для сознания, а что это последнее имеет опосредствованное отношение к "внутреннему" и в качестве рассудка приникает взором сквозь этот средний термин игры сил к истинной скрытой основе вещей" [1. Т. 4. С. 77].

Поэтому познание в диалектической философии, в отличие от любого материалистического или научного познания, от простого воспринимания, основанного на отражениях, происходит ввоспринимании мира в рассудке, который, как показал Гегель в своем труде "Феноменология духа", приникает взором к истинной скрытой основе вещей.

Следующими являются диалектическое постижение и постижение, определение которых произведем в концептуальном виде.

ба. Явившись рассудком, диалектическое мышление как непосредственное сознание может достигнуть представления себя, осуществить познание себя - самосознание как необходимый акт осознания себя в реальности и ее самой. В силу непосредственного соотношения диалектического мышления и рассудка диалектическое познание переходит в диалектическое постижение; постижение (постигающее сознание) - диалектическое познание и диалектическое постижение.

бб. Через наблюдающий разум постижение переходит к (абсолютному) знанию.

бв. Сознание как постижение свершается в разуме, что по-

стр. 120

зволяет ему 1) познавать через сверхчувственную реальность и 2) осознать себя как всю действительность, постигнуть ее: для разума, согласно Гегелю, "...достоверность того, что он - вся реальность, возведена в истину" [1. Т. 4. С. 233].

Итак, истинное, постигающее сознание (сначала - диалектическое познание), восходя от своих простейших форм, достигает разума - достоверности того, что он - вся реальность, когда, согласно Гегелю "...оно удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно; его мышление непосредственно само есть действительность..." [1. Т. 4. С. 124]. "Только тут... оно открывает мир как свой новый действительный мир... устойчивость мира становится для сознания его собственной истиной и его собственным наличием" (курсив Гегеля. - К. М.) [1. Т. 4. С. 125].

Добавление (к п.п. аа.-бв.). Необходимо отметить, что, если научное (и вообще материалистическое) познание в современной диалектической философии понимается как обычная логика, то постижение понимается как диалектика как познание (в широком значении термина), которое подразделяется на диалектическое познание и диалектическое постижение.

Диалектическое познание (негативная диалектика) - познание, в котором происходит удерживание противоречия (схватывание его в единстве), и обнаруживаются единство ограниченных определений в их противоположности, соединение и взаимный переход противоположностей друг в друга; оно осуществляется, в основном, в диалектических методах познания.

Следует также отметить, что диалектическое познание не исключает, а развивает и применяет методы обычной логики.

Диалектическое постижение (диалектика как познание в узком значении термина) - высшая форма познания, когда господствуют тождество и противоречие и происходит снятие противоположности одной в другой. Диалектическое постижение движется в противоречии в логическом, осуществляется и в мышлении, и в реальности, и в тождестве "субъект-объект" (в тождестве "познаваемое-познающее), достигающем понятия (в диалектическом значении), и в единстве человеческого сознания и сознания. Только диалектическое постижение обеспечивает самоконструирующее себя познание, использует диалектические технологии и трансцендентный опыт и осуществляется, в основном, в диалектических методах постижения.

ва. Согласно Гегелю, как определение, сознание есть дух как

стр. 121

конкретное знание, притом находящееся в плену у внешности, но эта стихия получается лишь благодаря движению своего становления, и она есть просветленная существенность, рефлексия, которая сама проста и есть непосредственность как таковая для себя.

вб. Освобождаясь от ограничения внешностью, постижение 1) осознает и вне-бытие*, 2) выходит в сферы внеположенностей*, тем самым, 3) переходит из бытия к Изначалъности*, причем 4) становится не только качественно, но и определенно (из)меняя себя.

вв. Так начинает пониматься уже объективное сознание*, оказавшееся доступным только современной диалектической философии: постижение6.

В. Необходимо также указать, что познание современной диалектической философии определяется не только принципами диалектического постижения, но и принципиально новыми положениями. К их числу, в частности, относятся:

* процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в котором наука7 проявляется как объективное познание, предпосылкой которого являются всеобщность и внеположенность, в качестве процесса для себя объективно сущей идеи;

* человеческое сознание;

диалектическое единство познания*, в котором происходит смыкание человеческого сознания с сознанием;

* непосредственное воспроизводство знаний, в частности, когда для человека все стадии непосредственного воспринимания окружающего мира (чувственная достоверность, диалектическое восприятие* и рассудок) так или иначе, связаны не только с функционированием человеческих рецепторов и нервной системы, но и, главным образом, с деятельностью человеческого сознания;

* непосредственное соотношение диалектического мышления* и рассудка, в силу чего диалектическое познание* переходит в диалектическое постижение*, и они осуществляются в двух


6 Эта фаза вообще познания всегда выделяется при написании курсивом.

7 Как уже отмечалось в предыдущих статьях, наука или наука идеи диалектически актуализируется не как (некоторая конкретная) наука, в частности, философская (например, этика), а, согласно труду Гегеля "Наука логики", как наука вообще, но и как "наука логики", и как научная область, ведущая к постижению философии или способствующая этому [2].

стр. 122

реализациях: а) через известное гегелевское тождество "субъект-объект" (в современной диалектической философии - тождество "познающее-познаваемое"), когда постижение объекта или явления происходит через его понятие (моменты содержательности*), и б) через смыкание человеческого сознания с сознанием, когда осуществляется восприятие реальности и непосредственное воспроизводство знаний.

2

Современное диалектическое изложение содержаний познания есть изложение положений, методологии и системы принципиально нового познания - Новейшей философии.

Современное диалектическое изложение, выражающее познание всеобщности, является наиболее сжатым, информативным и системным, нежели все предыдущие, включая диалектику Платона и философию Гегеля. Это объясняется не только требованиями времени и значительным расширением познанного, но и актуальным формированием текстов за счет надлежащего применения форм и способов изложения с учетом системного определения диалектических терминов.

В первую очередь, отметим, теперь уже можно говорить, что диалектическая философия имеет свой язык изложения, который требует изучения и понимания, ибо без этого, очевидно, вряд ли можно понять излагаемое в ней.

В смысле реализации современное диалектическое изложение может быть более синтез-идеализованным, имеющим явно выраженные объективные онтологические аспекты, или более рациональным, приближающимся к традиционным научным нормам.

Первая грань более соответствует изложению материалов современной диалектической философии в адаптационном порядке за счет гибкого изменения используемых форм и образов изложения диалектических текстов и многообразного сочетания диалектических определений, которые, с другой стороны, достаточно жестки своею точностью, но обычно применяются в многопозиционном варианте. Этот стиль характеризуется вариациями смысловых значений моментов изложения, основанных на переходах и снятии диалектических моментов и определений, при этом существенные и несущественные для изложения значения терминов определяются его формой и стилем. Для этого стиля существенны отражение процесса получения результата и завершенность диалектического изложения рассуждений в конкретном контексте.

стр. 123

Следует отметить, что природа текстов с таким стилем изложения известна из философии Гегеля, и можно было бы, конечно, писать в этом, строгом диалектическом стиле. Но если К. Маркс перепутал идею с сознанием, а В. И. Ленин делал пометки в конспектах "темна вода", то, следует думать, чисто диалектически изложенный текст будет трудно восприниматься. Однако известная непонятность философии Гегеля и в ряде случаев якобы недосказанность или бездоказательность ее тезисов заключается не только в общеизвестных положениях, например, что Гегель а) много чего, возможно специально, предполагал давать только на лекциях [1. Т. 1. С. 5], б) писал только то, что было на уровне имевшегося тогда познания, и в) писал так, чтобы поняли только те, кому предназначались его знания (или, по-другому: не поняли бы те, кому они не предназначались). Непонятность философии Гегеля связана также и с тем, что иногда великий мыслитель излагал свои мысли сразу в форме (диалектических) утверждений*, являющихся непосредственными результатами воспроизводства элементов из тождества мышления и бытия, полученных в силу смыкания человеческого сознания (здесь: Гегеля) с сознанием, т.е. давал, по сути, формулировку высших образов человеческого сознания*, понятных ему, но, как показала практика, мало кому еще понятных, причем именно в их структуре и возникновении.

В более сложной реализации изложений текстов позиционируются совокупности умозаключений, утверждений и идей относительно смысловых значений отдельных определений, словосочетаний и подчиненных предложений. Иными словами, те или иные части предложения и отдельные слова несут в зависимости от их сочетания и определяемой темы различные смысловые нагрузки, отражающие только в комплексе генеральную мысль, но и, одновременно, все заложенное многообразие идей и их отношений. Изложение в этом стиле сложно для восприятия, но позволяет не разъединять высказываемый комплекс идей на отдельные положения, что привело бы к утере значимой части переходов одних идей в другие и, следовательно, к выхолащиванию диалектической сути высказывания. Этот стиль также характеризуется возможностью использования десятка прилагательных к существительному, нескольких однокоренных слов в предложении, терминов, имеющих несколько самостоятельных значений, но существенное и несущественные для изложения значения терминов определяются его формой и стилем.

Произошедшее усложнение обусловлено тем, что утверждение

стр. 124

о подробном описании положений исследования, всех вариаций смысловых нагрузок и их взаимных отношениях пусть даже на многих страницах - не актуально, ибо в деталях не только ускользает целостность всех определяемых предложением диалектических положений и моментов рассуждений, но и теряется единство и жизнь (существование) закладываемого комплекса идей во всем многообразии их сочетаний. Иными словами, детальное описание составляющих частей, их отношений и механизмов взаимодействия не дают адекватного отражения существасмысла.

Изложение в указанной реализации сложно для восприятия, так как существенна трудность понимания соответствующих текстов, которая состоит в их высокой информативности и в необходимости различения используемых форм изложения и применения терминов (что обычно регламентируется моментами изложения диалектической философии*). Однако изложение в указанной реализации позволяет не разъединять высказываемый комплекс идей на отдельные предложения, что привело бы к утере значимой части переходов одних идей в другие и, следовательно, к выхолащиванию диалектической сути высказываний.

При осмыслении синтез-идеализованных возможностей изложения обнаружился операционный стиль, в котором диалектические термины в равной мере используются и как диалектические операнды, и как диалектические операции. Ряд терминов - непосредственные, ряд - опосредованные и одновременно операции, которые функционально дают новые конструкции. (Но указанная особенность пока не поддается формализации, ибо даже современная математика не имеет надлежащего аппарата для переведения операнда в операцию и обратно, более того, для требуемого их дуально использования.)

Для этого стиля существенна системная адаптация ряда диалектических терминов и создание новых.

Вторая грань соответствует изложению материалов Новейшей философии, ее предметных областей познания и прикладных материалов в объективно-рефлексивной форме. Применяются также и упрощенные формы изложения, зачастую объективно-рациональные, достаточно приближенные к научным и научно-публицистическим формам изложения.

Добавление. Изложения Новейшей философии создаются также и как матрица будущей диалектической энциклопедии - Энциклопедии Новейшей философии, которая, как предполагается,

стр. 125

будет являться парадигмальной основой создания искусственного диалектического интеллекта*.

Однако формирование современного диалектического изложения имеет не только текстологические трудности.

Во-первых, как известно, новое всегда плохо приемлется.

Во-вторых, в Новейшей философии реализована указанная Гегелем, но не до конца им осуществленная актуализация знаний в тождествах и в полных противопоставлениях, которые касаются не только различий изучаемого, но и применяемых методов. Таковая актуализация требует соответственного изложения, которое, надо думать, не всем может быть понятно (поэтому сейчас в современной диалектической философии и в целом в наших научных и научно-публицистических трудах в большинстве случаев применяются упрощенные формы - изложение в положительном утверждении или рефлексивное изложение).

В-третьих, существенным стало изложение материалов на фоне указанного Гегелем возвращения к логическому, которое не понятно современной материалистической парадигме (наук).

В-четвертых, в Новейшей философии явно прослеживается отход от [умозаключений и изложения на основе] общепринятого аналитического познания. Оно органично наукам, но в современной диалектической философии игнорируется как уже отжившее и совершенно неэффективное по сравнению с диалектическим познанием, его формами и методами, что, правда, было понятно еще со времен актуализации гегелевской философии.

Общепринятые сейчас научные формы и соответствующие им формы изложения не подходят Новейшей философии, но не являются ее оковами, не могут являться, и опутывают не ее, а современное научное познание.

3

В Новейшей философии для объяснения современных форм и способов изложения современной диалектической философии, а также языка диалектической философии были актуализированы отдельные диалектические дисциплины - диалектическая текстология и диалектическая терминология.

Диалектическая терминология - это наука субъективной гносеологии в Новейшей философии [подразделение всеобщей гносеологии], изучающая

- происхождение, функционирование и содержания естествен-

стр. 126

нонаучной, общественнонаучной и публицистической лексик, в том числе значений их терминов, в частности, рассудочных определений * и обычных определений;

- происхождение, функционирование и содержания лексик реальных философий и диалектической философии, в том числе значений их терминов;

- образование, эволюцию и значения реальных философских определений и диалектических терминов * (диалектических определений*, онтологических определений* и моментов изложения диалектической философии*).

Исследования диалектической терминологии осуществляются в целях, в первую очередь,

- определения значений терминов диалектической философии и Новейшей философии,

- развития и обогащения их системы,

- формирования знаний о терминах,

- правильного их использования в текстах,

- получения новых терминологических значений, которые не являются знаниями, но служат поводом к осуществлению соответствующих исследований; этот аспект наиболее важен в свете инициации исследований по искусственному диалектическому интеллекту.

Главная задача диалектической терминологии - определение и объяснение существующих диалектических терминов, используемых в Новейшей философии, развитие и обогащение их системы и системная актуализация новых терминологических значений.

Одной из важнейших первичных задач диалектической терминологии было установление 1) значений и взаимосвязей терминов "сознание", "мышление" и "познание", а также 2) различий терминов "мышление", "рациональное мышление", "рассудочное мышление" и "диалектическое мышление" и, соответственно, 3) значений их базовых положений - "отражение" и "воспроизводство", тем самым, 4) основ терминологического аппарата для создания концепций вне-бытия и человеческого сознания.

Диалектическая терминология не зависит от исследований, установок и состояний наук и не использует приемы герменевтики и гематрии.

Результатом исследований диалектической терминологии являются, прежде всего, [постоянно дополняемые]

стр. 127

а) знания о диалектических и научных терминах,

б) теория распознания, определения и образования терминов,

в) новые терминологические значения.

г) теория системы терминов Новейшей философии,

д) теория соотношения диалектических терминов.

Диалектическая терминология имеет ряд направлений:

- определяющее направление, в котором уточнение значения термина сводится, фактически, к нахождению его современного значения, напр., эпистемология;

- сравнительное направление, в котором происходит сравнение использования (значения) термина в различных теориях, науках и учениях, напр., логический;

- уточняющее направление, в котором раскрываются различные значения диалектического определения, напр., снятие, которое имеет ряд значений;

- развивающее направление, в котором исследуются скрытые и новые значения термина, обозначаемые обычно уточняющим определением (прилагательным), напр., сложная рефлексия;

- соотносящее направление, в котором устанавливаются соотношения диалектических терминов*;

- образующее направление, в котором происходит обозначение и создание новых терминов, в основном, связанных с исследованиями современной диалектической философии.

Стили, формы и способы изложений диалектической философии и Новейшей философии изучаются в диалектической текстологии.

Диалектическая текстология. Вообще текстология изучает происхождение и историю развития текстов, характер всех их имеющихся форм, вопросы об оригинальной форме текстов, его варианты и их соотношения, аспекты и условия передачи (в том числе переписывания древних) текстов. Задачей текстологии является получение текста, как можно более близкого к оригиналу - восстановление текста. Текстология изучает приемы анализа текстов в целях их критики (решение вопроса о подлинности и соответствии документа во всех его частях тому, что он передает) или даже исправления. Б. В. Томашевский подчеркивал, в частности, что текстология определяется как "система филологических приемов" к изданию (текстовых) памятников и как "прикладная филология".

В Новейшей философии рассматриваются и используются

стр. 128

тексты, авторство и завершенность которых не вызывает сомнений (хотя ряд вопросов остается, например, относительно трудов, приписываемых Аристотелю), но основной проблемой является правильное понимание смысла заложенных в них идей, фрагментов (предложений) текстов и конструкций слов в них. Таким образом, обнаружилась задача восстановлениясмыслов, заложенных в текстах, включая вопросы и параметры изложения. В этом смысле неизбежной оказалась прикладная диалектическая наука, по сути, представляющая собою "систему приемов", предназначенных для работы с текстами в определенных целях.

Диалектическая текстология - наука субъективной гносеологии в Новейшей философии [подразделение всеобщей гносеологии] об изложении знаний диалектической философии.

Диалектическая текстология - это наука, которая изучает:

а) методы, способы, формы, стили, конструкции, словосочетания и элементы записи теологических, философских и диалектических текстов,

б) смысловые значения и использование в текстах диалектических конструкций, словосочетаний, элементов и категориальностей*,

в) методы, способы, формы, стили, конструкции, словосочетания и элементы изложения текстов современной диалектической философии и Новейшей философии,

г) выявление и актуализацию различных значений и возможностей использования категорий и терминов диалектической философии и Новейшей философии.

Исследования диалектической текстологии осуществляются в целях:

- определения методов, способов, форм и стилей изложения текстов диалектической философии и Новейшей философии;

- определения конструкций изложен™ текстов диалектической философии и Новейшей философии;

- определения разнообразия элементов и составного использования элементов себя параметризации*8, в изложениях текстов диалектической философии и Новейшей философии;


8 Например, различие X A B, A X B, A B X, где A и B - диалектические термины, а X - категориальность (напр., для себя). В изложениях текстов современной диалектической философии и Новейшей философии применение составного использования элементов себя параметризации тесно связано с применением диалектических конструкций.

стр. 129

- выявления и актуализации различных значений и возможностей использования категорий и терминов диалектической философии и Новейшей философии;

- выявления соотношения и возможной системы использования методов, форм и стилей изложения современной диалектической философии и Новейшей философии;

- формирования знаний об использовании методов, форм и стилей, логических конструкций и словосочетаний, элементов и составного использования элементов себя параметризации в изложениях текстов современной диалектической философии и Новейшей философии;

- получения новых методов, способов, форм и стилей, логических конструкций и словосочетаний, элементов и составного использования элементов себя параметризации в изложениях текстов современной диалектической философии и Новейшей философии; этот аспект наиболее важен в свете инициации исследований по искусственному диалектическому интеллекту.

Главные задачи диалектической текстологии:

- формирование профильных знаний для правильного понимания смысла заложенных в используемых теологических, философских и диалектических текстах идей, фрагментов (предложений) текстов и конструкций слов в них,

- формирование специализированных знаний для правильного и точного изложения текстов современной диалектической философии и Новейшей философии,

- системная актуализация новых приемов и способов изложения текстов современной диалектической философии и Новейшей философии.

Для диалектической текстологии большое значение имеют исследования диалектической терминологии, изучение значения терминов (в том числе определений и моментов).

4

Вопросы осуществления диалектического познания и изложения его результатов и содержаний современной диалектической философии в связи с рядом обозначенных выше и других положений потребовали переосмысления и существенного развития гносеологии Новейшей философии.

В Новейшей философии гносеологии уделяется повышенное

стр. 130

внимание, что понятно, однако теперь оно уделяется не только в обычном понимании теоретизации вопроса познания, но и в историческом (ретроспективном), функциональном и действенном смыслах, а также в смысле существа и взаимодействия указанных выше аспектов познания и изложения.

Поэтому в Новейшей философии актуализирована отдельная отрасль познания - всеобщая гносеология, существенная в следующих своих представлениях (Отделах):

объективная гносеология - теория объективного сознания9, воспроизводства в сознании, развития философии, Философии и философии10, обогащения знаний и развития действительного сознания; напр., учение об объективных возможностях диалектической философии;

субъективная гносеология - теория осуществления познания человеком (которая включает в себя диалектику, обычно понимаемую как теорию познания); например, теория познания диалектической философии или диалектическая гносеология (обычно - диалектика)11, учение о диалектическом единстве познания, диалектическая терминология, диалектическая текстология;

общая гносеология или теоретическая философия Новейшей философии - историко-обобщающая часть всеобщей гносеологии, в частности, систематизированные знания диалектической философии, реальных философий и обычной философии, а также ведущих представителей мыслительской и научной деятельности; общая гносеология включает исследования разных парадигмальных основ, различных представлений о мире, вопросов восприятия и познания окружающего мира и методов осуществления этого;

эпистемология - особый, "текущий", динамический раздел всеобщей гносеологии, в котором изучается рост диалектического и научного познания и содержатся наиболее эффективные и практико-научно применительные в текущее время знания и ме-


9 Его не следует путать с общественным сознанием и сознанием объективного духа.

10 В современной диалектической философии установлены различия а) философии, которая сама, б) Философии - действительной философии (в том числе диалектическая философия и реальные философии) и в) обычной философии (в том числе философских наук, а также мировоззрений и иных понятий, относимых ранее к определениям философии [5].

11 Необоснованно диалектикой называют либо вообще теорию познания, в этом случае следует использовать термин "гносеология", либо, совсем необоснованно, материалистическую теорию познания.

стр. 131

тоды. Эпистемология, можно сказать, есть текугцая гносеология, знания и методы познания, наиболее адекватные текущему периоду проведения философских и диалектических исследований.

Всеобщая гносеология существенна во взаимодействии с остальными отраслями познания Новейшей философии (например, с исследованиями структуры и существа методов диалектической философии и их применения), с онтологией Новейшей философии и с областями познания Новейшей философии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гегель Г. В. Ф. Соч. М.-Л.

2. Молчанов К. В. К вопросу о структурности методов диалектической философии // Философские исследования. 2007. N 3 - 4.

3. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т. 1. М., 1981.

4. Молчанов К. В. Третий из собственных моментов воспроизведения философии Гегеля или одно из отличий потаенной диалектики и известной логики // Философские исследования. 2005. N 1.

5. Молчанов К. В. Философия сама и в непосредственности бытия // Философские исследования. 2005. N 2.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ-ВОПРОС-СОВРЕМЕННОЙ-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ-ФИЛОСОФИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К. В. Молчанов, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ-ВОПРОС-СОВРЕМЕННОЙ-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ-ФИЛОСОФИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - К. В. Молчанов:

К. В. Молчанов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
796 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3119 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android