Libmonster ID: RU-10164
Автор(ы) публикации: С. КИМЕЛЬМАН

С. КИМЕЛЬМАН, доктор экономических наук, академик Академии горных наук, завотделом Московского филиала ВСЕГЕИ имени А. П. Карпинского

В СССР во второй половине XX в. начался быстрый рост сырьевого сектора экономики, который уже в 1970-е годы занял главенствующее положение в народном хозяйстве страны. Этот рост был обусловлен возросшими потребностями в обеспечении минеральным, главным образом металл орудным, сырьем бурно развивающихся отраслей оборонной и машиностроительной промышленности. "Побочным" эффектом стало открытие уникальных месторождений углеводородов в Западно-Сибирской нефтегазовой провинции.

За счет централизации в бюджете амортизационных отчислений и значительной доли прибыли (доходов) предприятий в СССР формировались огромные финансовые ресурсы на долгосрочные капиталовложения. Часть этих средств направлялась на строительство разведочных и эксплуатационных скважин глубокого бурения на нефть и газ. По мере массового открытия уникальных и крупных месторождений нефти и газа последовательно возрастали объемы капитальных вложений в их освоение и инфраструктурное обеспечение (строительство железнодорожных путей, автомобильных дорог, высоковольтных ЛЭП, городов и поселков, осушение болот и т. п.). Одновременно ускоренными темпами строили сеть магистральных нефтегазопроводов из Западной Сибири в Европу.

Уже тогда возник дисбаланс капиталовложений в нефтегазовый сектор экономики, изначально ориентированный на экспорт сырой товарной нефти и природного газа. Это породило два экономических феномена:

- очень низкую себестоимость добычи и транспортировки нефти и газа, сопоставимую с соответствующими показателями в ближневосточных странах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Кувейт и др.), несмотря на различные климатические, физико-географические и инфраструктурные условия;

- превращение промышленно развитой державы в страну - поставщика (экспортера) минеральных ресурсов, в первую очередь нефти и газа.

Сырьевая ориентация экономики везде связана с объективным формированием горной (сырьевой) ренты. Согласно экономической теории, эта рента представляет собой незаработанный доход, дарованный

Автор выражает признательность ведущему научному сотруднику ЦЭМИ РАН, к.э.н. А. К. Пителину за ценные замечания.

стр. 52
природой. Развитые демократические государства направили потоки сырьевых доходов (горной ренты) на улучшение условий жизни своих граждан. Однако советское государство не осознало своей миссии, его руководство не поняло роль горной ренты в развитии страны. Но свято место пусто не бывает: на советскую горную ренту "положили глаз" зарубежные охотники. У них появились союзники внутри СССР, в том числе в ЦК КПСС. Как нам представляется, это стало одной из причин смены государственного строя в нашей стране. Прошло 20 лет, и теперь для России характерна экспортно-сырьевая ориентация, а ее основные доходы формируются за счет дарованной природой горной ренты и ценовой ренты, возникающей в связи с конъюнктурой мировых цен на минеральное сырье.

Экономическая сущность горной ренты

По образному выражению Адама Смита, "рента является произведением природы, которое остается за вычетом всего, что является произведением человека". Для земельной ренты произведением природы и источником ренты служит участок земли, для горной ренты - участок недр, содержащий полезные ископаемые. Произведением человека для земельной ренты выступает урожай, для горной - открытое эксплуатируемое месторождение и его инфраструктурное обеспечение.

Сами по себе участки земли или недр, пока они не вовлечены в хозяйственный оборот, представляют собой "неживые" природные объекты. Однако они начинают "оживать" благодаря человеческому труду, который овеществляется в продуктах, будь то урожай пшеницы, добытые (поднятые на-гора) полезные ископаемые и т. п. Одно и то же количество труда человека в зависимости от качества, места расположения и других социально-экономических характеристик природного объекта приводит к разному количеству продуктов (тонн зерна, добытых полезных ископаемых и т. п.). Таким образом, возникают дарованные природой дополнительные продукты, которые нельзя считать заслугой земледельца или недропользователя. Они формируют соответственно земельную или горную ренту. Поэтому под рентой следует понимать стоимостное выражение овеществленного трудом человека произведения природы, которое остается за вычетом стоимости труда человека {произведения человека).

По аналогии с земельной рентой теория горной ренты применительно к сырьевому сектору экономики (ССЭ) России базируется на следующих принципах:

- наличие существенных различий месторождений полезных ископаемых по геологическим, горнотехническим, географо-территориальным, социально-экономическим и экологическим условиям их эксплуатации;

- ограниченность запасов минерального сырья на лучших по условиям разработки месторождениях, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей экономики страны и выполнения ею внешнеэкономических обязательств;

стр. 53
- возникающий на лучших месторождениях дополнительный доход (рента) принадлежит государству - согласно законодательству, собственнику участков недр, на которых залегают месторождения.

Формирование дифференциальной горной ренты

Горная рента реально создается в сырьевом секторе экономики трудом множества участников многоэтапного процесса поиска, разведки, добычи, обработки и реализации минерально-сырьевых продуктов. Генерируемая природой дифференциальная горная рента возникает, если существует два и более разрабатываемых месторождения ликвидного минерального сырья. Худшее из них обеспечивает нормальную прибыль и заданный объем абсолютной ренты, оплачиваемый собственнику недр. Дополнительный доход на других месторождениях (с лучшими условиями) представляет собой дифференциальную ренту I рода. Доход, получаемый при применении инновационных технологий (то есть дифференциальная рента II рода), принадлежит пользователям недр.

Процесс формирования дифференциальной горной ренты представлен на рисунке 1. Как можно видеть, она последовательно рассчитывается после трудового вклада (в освоение участков недр) работников, занятых в трех частях ССЭ: геологической, добывающей и обрабатывающей. В российской практике используются следующие термины, соответствующие той или иной части:

- геологическое изучение недр и геолого-разведочные работы (ГИН и ГРР) образуют основу восполнения минерально-сырьевой базы (МСБ);

- ГИН и ГРР в совокупности с добычей полезных ископаемых составляют МСБ России;

- МСБ в совокупности с обработкой (первым переделом) минерального сырья формируют минерально-сырьевой комплекс России (МСК).

В первой части ССЭ (ГИН и ГРР) основным результатом выступает открытое месторождение полезных ископаемых, восполняющее (пополняющее) МСБ. Результатом ГИН и ГРР нельзя считать ни запасы, ни прогнозные ресурсы, ни тем более условные запасы, рассчитываемые путем перевода ресурсов в запасы. Под месторождением мы (следуя мировой практике) понимаем оконтуренное в недрах Земли (по поверхности и в глубину) скопление полезных ископаемых с объективно установленными параметрами их комплексного извлечения с учетом передовой (на момент открытия) технологии. Любое открытое месторождение должно иметь характеристики и показатели, по которым можно определить капитальные вложения (инвестиции) в их освоение, обеспечение энергетической и транспортной доступности, создание приемлемых для работников социально-экономических условий добычи и обработки полезных ископаемых. Указанное геолого-технологическое и информационно-экономическое обрамление открытого месторождения составляет основу для расчета потенциаль-

стр. 54
ной дифференциальной горной ренты и потенциальной извлекаемой ценности при современном уровне цен. Зная действующую систему налогообложения, можно определить предполагаемые (потенциальные) доходы государства и гражданского общества.

Отметим, что потенциальная дифференциальная горная рента рассчитывается уже в первой части ССЭ России. Вместе с тем ее работники не получают свою долю будущей реальной ренты, хотя она подготовлена именно их трудом. Конечно, не вся потенциальная рента станет реальной в будущем. Но если месторождение будет вовлечено в эксплуатацию, то не следует игнорировать "произведение человека" в первой части ССЭ (ГИН и ГРР), без которого этой ренты вообще не было бы. Поэтому на рисунке 1 выделена "геологическая часть горной ренты": при распределении она должна достаться работникам, занятым в сфере ГИН и ГРР. Эту часть ренты можно определить по фактическим затратам труда соответствующих работников, либо по нормативным затратам на ГИН и ГРР, либо исходя из порайонных статистических расценок (затрат). Важно, чтобы каждый участник создания "произведения человека" получал свою долю дифференциальной горной ренты. Не менее важно, чтобы геолого-экономическая оценка, позволяющая рассчитать потенциальную ренту, обязательно завершала геолого-разведочный процесс, так как она дает необходимую объективную информацию для принятия государством (собственником

Формирование ренты и добавленной стоимости в сырьевом секторе экономики России

Рис. 1

стр. 55
недр, месторождений и ренты), гражданским обществом и добывающими предприятиями стратегических решений по дальнейшему развитию сырьевого сектора экономики России.

Открытые месторождения включаются в нераспределенную часть государственного фонда недр. По мнению Счетной палаты РФ, такие месторождения должны стать частью государственной казны. В письме Счетной палаты в правительство РФ отмечается: "Имущество казны Российской Федерации составляет основу национального богатства и является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики... Стратегия формирования государственной казны на длительную перспективу в ее увязке с целями социально-экономического развития страны не определена... Не оценивались возможности использования активов казны как инструмента достижения заявленных стратегических целей развития"1. Далее констатируется, что в отличие от существующей практики утверждения стратегий развития важнейших отраслей экономики на долгосрочный период стратегия формирования федерального фонда месторождений, в том числе будущих, не разработана. В письме Счетной палаты РФ зафиксирован крайне тревожный факт: "В казне Российской Федерации находится только 3,1% общего объема запасов нефти, что является недостаточным для обеспечения гарантий энергетической безопасности страны". Добавим, что в государственной казне запасы и месторождения твердых полезных ископаемых полностью отсутствуют.

Наличие в государственной казне месторождений с параметрами кадастровой оценки (извлекаемая ценность, потенциальная горная рента, доходность, налоговый потенциал и др.) позволит объективно устанавливать стартовые платежи при лицензировании за их передачу в пользование и индивидуальные рентные платежи для каждого разрабатываемого месторождения. Но в ноябре 2009 г. на парламентских слушаниях в Совете Федерации обсуждалась "Стратегия развития геологической отрасли до 2020 года", в которой, к сожалению, не предусмотрены меры по включению открытых (разрабатываемых и неразрабатываемых) месторождений в государственную казну Российской Федерации и их кадастровой оценке.

Вторая часть ССЭ включает освоение месторождений, строительство промышленных объектов, проведение горных работ, добычу полезных ископаемых и их транспортировку на обрабатывающие предприятия. Этот комплекс работ для краткости назван "добыча" (полезных ископаемых). Отметим, что в нее не входит реализация (продажа) добываемой руды или нефтяной жидкости (нефть плюс вода плюс примеси), то есть в рассматриваемой схеме исключена стадия реализации. Основным объектом МСБ выступает разрабатываемое (эксплуатируемое) месторождение полезных ископаемых, а главным результатом - добытая руда, нефтяная жидкость и т. п. В этой части на основе горно-экономической оценки уточняется потенциальная дифференциальная горная рента:

1 Письмо председателя СП РФ Степашина СВ. Председателю Правительства РФ Путину В. В. N 01 - 48/04 - 03 от 16.01.2009 г.

стр. 56
- выделяется часть потенциальной ренты, соответствующая только разрабатываемым месторождениям;

- затем она актуализируется с учетом дополнительной геологической информации, действующих цен, а также уточнения нормативных капитальных и эксплуатационных затрат и т. п.

Другими словами, на выходе из МСБ образуется и рассчитывается задействованная часть потенциальной дифференциальной горной ренты, реализация которой становится осязаемой. Трудом всех работников, занятых в "добыче", создается дополнительная "добычная" часть "произведения человека", обеспечивающего формирование горной ренты, названная "часть ренты, формируемая в добыче". Соответственно все участники второй части ССЭ ("добычи") также имеют безусловное право на свою долю дифференциальной горной ренты, механизм определения которой аналогичен определению (выделению) геологической части горной ренты.

Общая масса потенциальной дифференциальной ренты зависит от уровня и степени инновационности применяемых технологий добычи. В то же время реальная масса ренты складывается из суммы рент многих эксплуатируемых месторождений, на которых применяемые технологии могут сильно различаться. Поэтому общая масса реальной ренты всегда будет отличаться от потенциальной в силу объективных и субъективных причин.

К объективным причинам относятся: инновационное обновление технологий; рост цен и связанный с ним рост эксплуатационных затрат; возможное изменение (уточнение) горно-технологических условий месторождения по мере проведения детальной и эксплуатационной разведки.

К субъективным причинам относятся: выборочная разработка месторождения, как хищническая (неузаконенная), так и установленная (законная) по временным кондициям, по которым добыча ведется только на лучших участках месторождения; применение методов интенсификации, например гидроразрыв пласта и т. п.; монопольное положение основных хозяйствующих субъектов на рынке недропользования.

Третья часть ССЭ - комплекс производств по "обработке" результатов труда на выходе из МСБ. В российской экономической практике его часто называют первым переделом минерального сырья, приводящим к получению первого товарного продукта, его транспортировке и реализации. В действующем российском законодательстве первый товарный продукт для разных видов полезных ископаемых (ПИ) описан в главе 26 (ст. 337) Налогового кодекса (НК) РФ, где перечислены виды "добытого полезного ископаемого". Первый передел в зависимости от видов ПИ законодательно включает разнообразные виды первых товарных продуктов: от товарных руд, углеводородного сырья до концентратов (содержащих ПИ), полупродуктов (типа сплава Доре по золоту) и даже готовых минерально-сырьевых продуктов (алмазы, драгоценные камни, уран и др.). Важно, что именно эти товарные продукты сегодня составляют налоговую базу, и для них установлен порядок определения количества и оценки стоимости.

Основным объектом МСК выступают добытые на-гора полезные ископаемые, руда, нефтяная жидкость и т.п., главным физическим

стр. 57
результатом - первый товарный продукт, основными экономическими результатами - фактическая выручка (В) в стоимостном выражении (полученная за реализованную продукцию), уплаченные налоги, доходность или рента (Р), чистая прибыль (ЧП) и другие экономические показатели.

Физические результаты МСК в рыночных условиях принимают вид фактической рыночной стоимости, которая определяется по действующим рыночным ценам в зависимости от того, где реализуются первые товарные продукты: либо внутри России (действуют региональные цены), либо за рубежом (действуют мировые, в том числе биржевые, цены). Поэтому формируемая в МСК фактическая рента имеет два вида:

- дифференциальная горная рента (ДР);

- ценовая рента (ЦР).

Ценовая рента тоже делится на два вида:

- экспортная ценовая (ЦРЭ);

- региональная (внутрироссийская) ценовая (ЦРр). Таким образом, в общем виде формулу расчета ренты, формируемой в МСК, можно записать следующим образом:

Р = АР + ДР + ЦР или Р = АР + ДР+ ЦРэ + ЦРр,

где АР - абсолютная горная рента.

Рассматривая дифференциальную горную ренту как разность между "произведением природы" и "произведением человека" в МСК, можно выделить часть "произведения человека", которая формируется (создается) трудом всех работников, занятых в третьей части ССЭ ("обработке"), включая этапы транспортировки и реализации первых товарных продуктов. Соответственно все работники, участвующие в создании первых товарных продуктов (обработке), их реализации и транспортировке, имеют законное право на свою часть дифференциальной горной ренты.

Четвертую (завершающую) часть ССЭ составляют второй и последующие переделы первых товарных продуктов минерального сырья, их транспортировка и реализация внутри России и за рубежом. Согласно принятой нами концепции формирования ренты и рентных доходов государства, на этапе переработки создается (формируется) только добавленная стоимость. По одним видам первых товарных продуктов в процессе переработки она увеличивается незначительно (например, аффинажное золото, получаемое из сплава Доре), по другим - больше (например, вторичные продукты из угля), по третьим - значительно в зависимости от второго, третьего и последующих переделов (например, от концентратов меди до медной проволоки).

На некоторых предприятиях вторые и последующие переделы совмещены с первым - в этом случае на практике трудно выявить (элиминировать) добавленную стоимость, отделить ее от дифференциальной и ценовой ренты. Здесь особенно важно учитывать рыночные реалии, например внутренний и внешний спрос (конъюнктуру рынка) на продукты первого, второго и последующих переделов. Когда сегодня в России говорят, что надо массово переходить на производство

стр. 58
и реализацию не минерального сырья (продуктов первого передела), а продуктов второго и последующих переделов, надо понимать, что ситуация не столь однозначна.

Во-первых, по многим продуктам масса добавленной стоимости незначительная. Во-вторых, нужно построить перерабатывающие предприятия, что требует долговременных инвестиций, которые могут не окупиться. В-третьих, Россия вошла в мировой рынок как страна, добывающая и экспортирующая продукты первого передела (минеральное сырье), поэтому переход на экспорт продуктов второго и последующих переделов будет длительным, капиталоемким и далеко не всегда оправданным с экономической и политической точек зрения.

Таким образом, и потенциальную, и реальную дифференциальную горную ренту можно определить только при сравнении условий разработки и эксплуатации нескольких открытых месторождений, на одном из которых - замыкающем (худшем) - нормативные затраты включают абсолютную ренту и обеспечивают нормальную (нормативную) прибыль. Дифференциальная горная рента образуется внутри сырьевого сектора экономики России, а ценовая - за его пределами. ГИН и ГРР формируют новый рентный потенциал, в МСБ он соединяется с ранее созданным, в МСК становится реальной массой ренты, поступающей в экономику страны.

Действующие экономические механизмы распределения горной и ценовой ренты в России

Во всех странах рента образуется одинаково, а распределяется по-разному. Механизм распределения ренты зависит от экономического, социального и политического уклада страны-экспортера. Ниже мы кратко рассмотрим российские особенности распределения ренты:

- экономические механизмы распределения ренты обусловлены действующим законодательством, в основном НК РФ и законодательством о недрах;

- социальные интересы гражданского общества при распределении ренты практически игнорируются, хотя иногда декларируются в названиях фондов, создаваемых за счет нефтегазовой ренты;

- политические аспекты выражены в демагогических рассуждениях: в России якобы действуют объективные механизмы "сырьевого проклятия", страна страдает от нефтяной зависимости и надо переходить от сырьевой экономики к инновационной на путях модернизации. Правда, пока не ясно, к какой конкретно экономике планируют перейти российские власти.

Среди экономических механизмов изъятия ренты в доход государства главную роль играют налоговые механизмы, воплощенные в налоговом и таможенном кодексах, а также в отраслевых законодательных документах о недропользовании, в федеральных законах о недрах, обращении драгоценных металлов, газоснабжении и др. Действующая система налогообложения недропользователей стала формироваться с 2002 г., когда в НК РФ была введена глава 26

стр. 59
"Налог на добычу полезных ископаемых". При этом были отменены установленные законом "О недрах" налоговые платежи: отчисления на воспроизводство МСБ; плата за добычу полезных ископаемых (аналог общепринятого в мире налога на добычу, роялти).

В монографии "Богатство недр России"2 рассчитана налоговая нагрузка на недропользование по стране в целом, федеральным округам, субъектам Федерации и видам полезных ископаемых. Сегодня в доход государства изымается от 5 до 60% горной и ценовой ренты в зависимости от вида полезных ископаемых. Наибольший объем ренты поступает из нефтедобывающей отрасли (30 - 60%). Соответствующая доля рентных налогов в газодобывающей отрасли значительно меньше (10 - 15%). Рентные налоги по другим полезным ископаемым составляют не более 10%.

В последние годы, особенно в связи с экономическим кризисом, правительство РФ неоднократно ставило вопрос об увеличении рентных налогов в газодобывающей отрасли, но каждый раз было вынуждено соглашаться с "убедительными" доводами ОАО "Газпром", который обещает увеличить инвестиции в газодобычу, если не поднимут НДПИ на газ. Нефтяники сумели пролоббировать принятие изменений в гл. 26 НК РФ по региональным льготам (снижение ставки налога вплоть до нуля), в том числе на месторождениях в шельфовых зонах. Также снижена ставка в зависимости от истощенности нефтегазовых месторождений и т. п. Но пока нефтяникам не удается "отвязать" НДПИ на нефть от мировых цен, хотя, по нашему мнению, сделать это целесообразно: эти цены должны учитываться только в механизме расчета вывозной пошлины на нефть, то есть при изъятии ценовой ренты.

Ценовая рента изымается лишь у нефтяников (по формуле, зависящей от мировой цены барреля нефти и курса доллара) и газовиков (по ставке 30% от экспортной выручки). Ранее она изымалась также при экспорте драгоценных металлов (5%).

Действующие налоги на недропользование (выделены фоном) представлены на рисунке 2. Там же показаны рекомендуемые нами налоги и платежи за пользование недрами. Одновременно мы предлагаем изменить целевое и экономическое назначение действующих налогов:

- НДПИ надо использовать для изъятия абсолютной ренты;

- стартовый (разовый) платеж должен учитывать затраты на стадии ГИН и ГРР и так называемый бонус (или арендную плату) за предоставление права пользования недрами в целях добычи. В дальнейшем через уплату бонуса целесообразно возродить "отчисления на воспроизводство МСБ" и взимать их как регулярный платеж в процентах от выручки;

- экспортную ценовую ренту должно полностью изымать государство - единоличный собственник всех участков недр и месторождений. Заметим, что много говорится о необходимости преодолеть сырьевую зависимость российской экономики, но одновременно стимулируется экспорт сырья, поскольку недропользователям оставляют значительную долю ценовой ренты от продажи сырья за рубежом. Если мы хотим стимулировать экспорт продукции второго и последующих

2 Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ / Науч. ред. Б. К. Михайлов, О. В. Петров, С. А. Кимельман. СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2008.

стр. 60
Виды ренты и предлагаемая система налогообложения предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых

* Действующие с 2002 г. налоги на недропользование.

Рис. 2

стр. 61
переделов, то надо снизить вывозные пошлины на нефтепродукты, сжиженный газ, изумруды и т. п.

Предлагаем ввести два новых рентных платежа. Первый связан со взиманием с хозяйствующих субъектов не заработанной ими дифференциальной горной ренты I рода. Этот платеж (роялти) должен устанавливаться индивидуально для каждого месторождения на основе его горно-геологической оценки и ежегодного горного аудита, как в большинстве стран, добывающих минеральное сырье. Как правило, величина роялти определяется законодательно в виде предельных ставок (минимальной и максимальной) от выручки за реализованное сырье. Конкретный размер ставки роялти (в процентах) ежегодно уточняется по результатам горного аудита каждого эксплуатируемого месторождения.

Второй платеж связан с так называемой социально-экономической рентой, которая возникла в России при переходе к капитализму. Дело в том, что недропользователи вместе с месторождениями получили в свое распоряжение и всю инфраструктуру - промыслы, основные фонды, созданные в советское время. Это позволило им присваивать два вида незаработанных доходов:

- увеличение ренты за счет снижения удельных затрат на единицу товарной продукции;

- возврат через "амортизационные отчисления" стоимости основных фондов. Амортизация включается в себестоимость и полностью поступает в чистый доход недропользователя. При этом государство разрешает раз в два года переоценивать (в сторону повышения) стоимость основных фондов с учетом инфляции, что увеличивает чистый доход недропользователей, уменьшает их налогооблагаемую прибыль и, как следствие, поступления в бюджет.

Таким образом, вложенные в советское время средства в поиск, разведку, освоение и обустройство месторождений переходят (в виде незаработанных доходов) в распоряжение хозяев компаний-недропользователей. Они бесплатно присваивают переоцененную стоимость этих капитальных вложений. Получается, что в условиях рынка российские граждане с 1992 г. вторично возмещают прошлые (уже однажды оплаченные) советские затраты на освоение и обустройство действующих месторождений.

Изымать социально-экономическую ренту целесообразно в виде компенсационного платежа, общую сумму и порядок выплаты которого должно устанавливать государство по согласованию с недропользователями. Безусловно, при этом следует учитывать их затраты при приватизации, в том числе залоговые аукционы в 1995 г., а также другие реально сделанные вложения в месторождение. Сумма социально-экономической ренты на каждом переданном в пользование месторождении хорошо известна, как и затраты хозяйствующих субъектов на "приобретение" эксплуатируемых месторождений. Разумеется, на новых открываемых месторождениях социально-экономическая рента отсутствует.

Предлагаемые изменения в налоговое законодательство, по нашим расчетам, позволят увеличить рентные поступления в доход государства (собственника недр) не менее чем в два раза.

стр. 62
В ст. 9 закона "О недрах" дано достаточно расплывчатое определение недропользователей: "Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами". Определение понятия "компания-недропользователь" в российском законодательстве отсутствует. В реальности добыча на большинстве нефтяных месторождений сосредоточена в восьми-десяти вертикально интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК), добыча на газовых месторождениях - главным образом в ОАО "Газпром".

ВИНК(и) и "Газпром" - это некие индустриально-хозяйственные "монстры", истинная организационная структура которых спрятана за семью печатями. Каждый такой "монстр" имеет сотни небольших предприятий, организаций, филиалов, "дочек", "внучек" и т. п., которые осуществляют все виды деятельности внутри ССЭ и много других видов деятельности за его пределами. Их основные финансовые потоки проходят через десятки небольших офшорных частных (с неявно выраженными бенефициарами) компаний. Проследить движение этих потоков практически невозможно. Но именно в такие компании направляется остающаяся после налогообложения часть горной и ценовой ренты, а также почти вся социально-экономическая рента.

Отметим, что часть ренты, поступающей официально в чистый доход "монстров" и других компаний-недропользователей, их владельцы получают в виде дивидендов, которые облагаются по ставке 9% - даже меньше, чем ставка подоходного налога (13%). Трудно понять, почему российское государство проводит столь либеральную налоговую политику в отношении огромных доходов владельцев компаний в ССЭ. Это чистое изъятие ренты из доходов страны и гражданского общества в пользу узкого круга физических лиц.

В современной российской экономике относительно точно известна только часть ренты, которая поступает в федеральный и региональные бюджеты. Однако прозрачность в использовании рентных налоговых доходов отсутствует: они составляют 40 - 50% поступлений в бюджет, но лишь мизерная доля направляется на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На 2010 - 2012 гг. на эти цели запланировано ежегодное госбюджетное финансирование в объеме чуть больше 22 млрд. руб.

В Норвегии рента направляется на развитие национального здравоохранения и пенсионного обеспечения, что позволило (менее чем за 15 лет) повысить среднюю продолжительность жизни норвежцев с 70 до 85 лет. В Саудовской Аравии и ОАЭ рента используется на модернизацию экономики на основе современных технологий и развитие национального образования (любой их гражданин может бесплатно обучаться в любой стране мира с одним условием: закончив обучение, он обязан вернуться на родину).

Объем создаваемой в России горной и ценовой ренты позволяет полностью реализовать аналогичные социально-экономические проекты даже сегодня, в условиях затухающего мирового финансового кризиса. Для этого нужно остановить вывоз за пределы России капиталов и накопленных резервов.

стр. 63
* * *

В заключение сделаем ряд выводов, касающихся проблемы государственного изъятия и распределения горной ренты.

1. Необходимо оптимизировать всю систему изъятия рентных доходов в МСК и поставить прочный заслон на пути перекачки нефтяной, газовой, золотой и прочей минерально-сырьевой ренты в офшорные компании, принадлежащие узкому кругу физических лиц. Надо в законодательном порядке обеспечить приоритет изъятия дифференциальной горной ренты перед другими формами налогообложения недропользования. Сегодня практически полностью отсутствуют правовые основы для внедрения рентных принципов налогообложения, позволяющих учитывать различие географических, горно-геологических, социально-экономических и иных условий разработки месторождений. Действующий налог на добычу полезных ископаемых им абсолютно не соответствует. Плоская единая для всех шкала налогообложения прибыли и отсутствие учета социально-экономической ренты усугубляют недостатки этого налога.

2. Важно обеспечить преимущественно целевой характер использования бюджетных средств, поступающих от рентных налогов и платежей. Поскольку природная рента - общенародное достояние, то и ее использование должно быть направлено прежде всего на достижение социально значимых целей. Как писал академик Д. С. Львов, оценка эффективности ССЭ должна определяться главным образом по его вкладу в "развитие здоровья и образования нации, в активную демографическую политику, во всестороннюю поддержку подрастающего поколения, в развитие народного предпринимательства, сохранность потенциала природной среды. Именно в эти сферы и должны быть направлены львиная доля рентного дохода и доход от хозяйственной эксплуатации государственного имущества"3.

3. Применяя все меры для пресечения несправедливого (и незаконного!) присвоения и нецелевого расходования горной ренты, одновременно следует законодательно предусмотреть поощрение работ и новаторских начинаний в МСК, которые способствуют открытию новых месторождений, внедрению прогрессивных технологий добычи и переработки полезных ископаемых и в конечном счете обеспечивают не только сохранность, но и приумножение нашего рентного потенциала. Как было показано выше, такого поощрения заслуживают участники всех этапов формирования товарной продукции недропользования пропорционально их вкладу в увеличение общей массы дифференциальной горной ренты.

3 Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России. Научный доклад на Президиуме РАН 24 декабря 2002 г. М., 2003.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГОРНАЯ-И-ЦЕНОВАЯ-РЕНТА-В-СОВРЕМЕННОЙ-РОССИЙСКОЙ-ЭКОНОМИКЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Sergei KozlovskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kozlovski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. КИМЕЛЬМАН, ГОРНАЯ И ЦЕНОВАЯ РЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГОРНАЯ-И-ЦЕНОВАЯ-РЕНТА-В-СОВРЕМЕННОЙ-РОССИЙСКОЙ-ЭКОНОМИКЕ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. КИМЕЛЬМАН:

С. КИМЕЛЬМАН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Россия
1807 просмотров рейтинг
07.10.2015 (3095 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ГОРНАЯ И ЦЕНОВАЯ РЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android