Libmonster ID: RU-7803
Автор(ы) публикации: И. ИВАШИН

История чешского народа насыщена целым рядом эпизодов его героической борьбы с угнетателями.

Развиваясь в особых историко-географических условиях, чешский народ на всех этапах своей истории мужественно и упорно боролся с чужеземными узурпаторами за свою экономическую, политическую и культурную независимость.

История чешского народа, революционные традиции его прошлого представляют большой интерес не только для самих чехов, но и для других народов, в особенности для народов СССР.

Чешский народ и в настоящее время ведет борьбу за демократию против фашистских элементов внутри страны, действующих совместно с гитлеровскими каннибалами, совместно со всеми реакционными силами Европы. Чешский народ является немаловажным фактором в борьбе за мир, в борьбе протез подготовляемой фашистами кровавой империалистической войны.

Прошлое чешского народа очень часто искажалось и извращалось буржуазными историками различных партий и ориентации. Немецкие буржуазные историки излагали историю чешского народа так, чтобы оправдать захватнические стремления своих хозяев. Извращали историю чешского народа и других славянских народов панславистские историки, которых Маркс называл дилетантами исторической науки, говоря, что они создали "...нелепое, антиисторическое течение, которое ставило себе целью подчинить... город - деревне, торговлю, промышленность, образование первобытному земледелию славянских крепостных"1 .

Особенно усиленно извращается ис-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VI, стр. 61.

стр. 87

тория чешского народа немецкими фашистскими "историками" и "расоведами". Они приписывают чешскому народу самые отрицательные антропологические и психологические признаки, которые выдуманы ими самими. Они заявляют, что славянские племена в средние века были "дикими варварами", которые развивались под влиянием культуры "северной расы". Сумасбродство этой расовой "теории" вскрыто со всей ясностью товарищем Сталиным; он указал, что расовый шовинизм фашистов является пережитком " человеконенавистнических нравов, свойственных эпохе каннибализма". Фашистские каннибалы из кожи лезут вон, придумывая сумасбродные человеконенавистнические "теории", для того чтобы "исторически обосновать" планы фашистской экспансии.

Фашистских мракобесов на несколько лет опередил злейший враг рабочего класса Карл Каутский, который утверждал, что чехи были убогими чернорабочими-поденщиками, что Чехия развивается экономически и духовно главным образом под влиянием немцев-колонистов. Такое искажение действительной истории чешского народа понадобилось Каутскому, для того чтобы выступить против марксистско-ленинской политики в национальном вопросе. Товарищ Сталин на XVI с'езде партии говорил: "...один из бывших марксистов, а ныне ренегат и реформист, г. Каутский утверждает нечто прямо противоположное тому, чему учит нас Ленин. Он утверждает, вопреки Ленину, что победа пролетарской революции в австро-германском об'единенном государстве в середине прошлого столетия привела бы к образованию одного общего немецкого языка и к онемечению чехов... такая "концепция" вполне гармонирует с социал-шовинизмом Каутского"1 .

Об'ективное изучение и раз'яснение трудящимся истории чешского народа является одним из важнейших средств борьбы с фашизмом и его идеологией.

Настоящая статья является попыткой осветить важнейший момент из истории героической борьбы чешского народа против угнетателей как чужеземных, так и своих.

1

Гуситско-табористское движение представляет собой исключительно сложное явление в чешской и европейской истории. В нем проявились все классовые, национальные и религиозные отношения Чехии того времени. В буржуазной историографии много было попыток представить это движение только как религиозное или, в лучшем случае, только как национальное, игнорируя лежащие в его основе социальные причины. Ядром и главным стержневым моментом гуситского движения являлась крестьянская война. Эту мысль подчеркнул Энгельс в "Крестьянской войне в Германии".

На протяжении средних веков чешский народ оказался не только под гнетом чешских феодалов, но и чужеземцев. Чешский народ особенно сильно угнетали римское папство, немецкие светские и духовные феодалы и немецкие предприниматели. Эксплоатация народных масс в Чехии особенно усилилась в XIII и XIV веках в связи с развитием товарно-денежных отношений.

Чехия в XIII - XIV веках представляла собой богатую страну с развивающейся промышленностью, рыболовством и сельским хозяйством. Но особенную роль играла в хозяйстве Чехии в этот период добыча серебра. Чехия вплоть до XV века была самой богатой страной по количеству серебра.

Короли Чехии (особенно Пржемысл-Оттокар II и Карл IV) в своих владельческих (фамильных) интересах и в интересах государственного фиска содействовали развитию промышленности и торговли.

"Короли Богемии, - говорит К. Лампрехт, - ради увеличения своих доходов открыли немецкому бюргерству доступ в свое государство"2 . Результатом этого было то, что "...местности центральной Богемии сделались открытыми немецкому вли-


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма". стр. 423 - 424. Партиздат. 1935.

2 К. Лампрехт "История германского народа". Т. II, стр. 273.

стр. 88

янию и немецкому заселению"1 . Немцы-предприниматели сумели установить свое господство прежде всего в области горного дела. В городах колонисты селились по немецкому праву. Не мудрено поэтому, что во главе целого ряда городов в Чехии перед выступлением гуситов стояли немецкие патрицианские семьи. Палацкий2 доказал, что среди пражской патрицианской плутократии наиболее привилегированное положение занимали дельцы с немецкими именами (Штукк, Эртель, Вольфлин, Тафельрунг, Вольфран, фон Штейн, Таузендмарк и т. д.). Обыкновенно эти немецкие патрицианские элементы являлись опорой католицизма в Чехии. Все важнейшие экономические и политические привилегии находились в руках немецких предпринимателей (право на разработку рудников, торговые монополии и т. д.). В суде, административных учреждениях, школах и т. д. господствовал немецкий язык. "В эпоху от Пржемысла-Оттокара I ( + 1230) до короля Яна (+1346), - говорит Томек, - некоторое время дело шло о том, быть или не быть чешскому народу и его языку"3 . В одном из памятников говорится, что в то время "чех жил в собственном государстве как изгнанник". Чешский народ угнетался также немецкими прелатами и немецкими светскими феодалами, в руках которых находились громадные и наиболее ценные земельные владения. Немцами были заняты и важнейшие государственные должности.

В связи с развитием товарно-денежных отношений в Чехии эксплоатация крестьянства приобретает более утонченный и интенсивный характер. Хотя крепостное право и разлагалось, "...в деревне феодалы хозяйничали еще во-всю, истязали крепостных, роскошествовали, в то время как те обливались потом, вытаптывали их посевы, насиловали их жен и дочерей"4 .

Господство чужеземных немецких хищников усугубляло бедственность положения крестьянских масс.

"Участь чеха - простолюдина, а особенно земледельца - говорит А. Гильфердинг, - страшно ухудшилась под воздействием общественного устройства, принятого от Германии"5 .

Таким образом, почва для крестьянского недовольства подготовлялась самым ходом экономического и политического развития Чехии.

Наряду с угнетенным крестьянством недовольство накапливалось среди плебейских предпролетарских элементов, которые работали в рудниках, в шерстоткацких мастерских и т. д. Продолжительность рабочего дня устанавливалась для них самим предпринимателем. Оплата была самая нищенская. Методы эксплоатации теснейшим образом были связаны с феодальным произволом. Немецкие предприниматели бросали недовольных рабочих в шахты и заваливали их землей.

Чтобы понять во всей полноте причины гуситских войн, необходимо еще рассмотреть роль католической церкви (в частности римского папства и немецких духовных магнатов) в делах

Продавцы рыбы в Констанце.

Гравюра из хроника Рихепталя.


1 К. Лампрехт "История германского народа". Т. II, стр. 273.

2 Palacky "Geschiehte von Bohmen".

3 Томек "История чешского королевства", стр. 300.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 1-я, стр. 440.

5 А. Гильфердинг "Обзор чешской истории". Собр. соч. Т. I, стр. 352. 1868.

стр. 89

Чехии. Исключительно велик был удельный вес церковного землевладения в национальных земельных фондах Чехии. Католическая церковь здесь (так же как и в Германии) установила свою иерархию по феодальному образцу.

Об исключительных богатствах католической церкви в Чехии говорили все современники и историки нового времени. "Имения духовенства..., - говорил Томек, - были громадны. Одному пражскому архиепископу принадлежало 900 селений, 14 городов, 5 замков и т. д."1 .

В руках церкви находились не только земельные богатства, но и другие ценности. Теобальд сообщает о том, что в Опатовицком монастыре было несколько подвальных помещений, наполненных золотом, серебром и каменьями"2 .

В пользу римского папства, его кардиналов и других прелатов, в пользу немецких духовных магнатов шли из Чехии колоссальные материальные фонды. Палацкий сообщает, что пражскому архиепископству "принадлежало 17 обширных владений в Богемии, кроме того владение Койетейн в Моравии, Люэ в Баварии и многочисленные поместья меньших размеров. Их двор часто соперничал с королевским, к их услугам всегда было готово целое войско вассалов". Католическая церковь в Чехии представляла собой богатейшую организацию. Накануне гуситско-табористского движения в Чехии на 3 миллиона жителей было около 2100 прелатов и священников, у которых еще были помощники и сподвижники. Крупные прелаты имели при себе целые батальоны духовных дельцов. При пражском архиепископе их было около 300 человек, в вышеградском капитуле - около 100 человек. Громадная масса черного духовенства обитала в монастырях, которых насчитывалось в Чехии более 1003 . Чешский народ своим трудом должен был содержать эту паразитическую армию.

В погоне за коммерческими прибылями прелаты издевались над религиозными чувствами чехов. Открывались поддельные "мощи святых", продавались подобные же реликвии, индульгенции (грамоты на прощение грехов) и т. д.

Духовенство, получая богатые доходы, вело разгульный образ жизни. Андрей из Брода свидетельствует, что не было ни одного порока среди мирян, который бы не был свойственен духовным лицам.

Против господства католического папства с его немецкими и другими прелатами были настроены почти все классы чешского общества, но у каждой классовой группы имелись свои интересы, которые ярко выступали на различных этапах гуситского движения.

2

В конце XIV и в начале XV" века в Чехии создается общая национальная оппозиция против господства римского папства, прелатов, немецких светских феодалов и предпринимателей. В оппозицию входили дворяне, бюргерство и широкие массы крестьянства.

Еще до выступления Яна Гуса в Чехии имели место выступления против господствующей церкви. С исключительной яркостью это показал Палацкий4 . "В XIII столетии, - говорит Бильбасов, - вся Чехия наполняется еретиками"5 . В 1257 году вводится инквизиция, но и она не в состоянии была остановить движение против римского папства и немецких угнетателей. Ненависть чешского народа против чужеземных угнетателей отразилась в стихотворной хронике Далимида, которая, по замечанию А. Гильфердинга, "...дышит таким славянским патриотизмом, такой ненавистью к овладевшему Чехией германизму, что многие ее страницы кажутся журналь-


1 Томек "История чешского королевства", стр. 308.

2 Theobalde, Hussiten krieg", стр. 152 - 156.

3 В Праге было около 17 мужских монастырей и около 7 женских.

4 См. Палацкий "Об отношении вальденцев к старинным сектам Богемии". Прага. 1869.

5 А. В. Бильбасов "Чех Ян Гус из Гусинца. Исторические монографии", стр. 286. 1901.

стр. 90

ной полемикой"1 . Все чаще и чаще раздавались голоса против чужеземного засилия. Ян из Иесеница говорил: "...король богемский должен поставить свой народ во главе, а не в хвосте. Ему должно быть уделено первое место, а не последнее"2 . Чехи борются за свой родной язык.

Каждая из указанных выше социальных групп, входивших в общую национальную оппозицию, стремилась к достижению своих классовых целей. Чешские дворяне смотрели на богатства духовенства с завистью. Они очень сожалели, что колоссальные денежные ресурсы уплывают из Чехии в Рим и в сундуки немецких магнатов. Мелкое чешское дворянство ощущало земельную тесноту, между тем как в руках немецких светских и духовных феодалов, в руках церковной организации находились громадные площади наиболее плодородных земель. За счет этих богатств дворянство и желало поправить свои дела. "Сильно распухшее в те времена духовенство, - говорит Энгельс, - казалось рыцарю совершенно лишнем сословием, и он завидовал его обширным имениям и собранным, благодаря безбрачию и церковной организации, богатствам"3 . Кроме этого чешское дворянство было ущемлено и политически, так как важнейшие государственные должности были в руках католиков-немцев или крупных чешских магнатов.

Именно эти мотивы заставляли дворян принимать участие в гуситском движении.

Такого же рода мотивы руководили и действиями городской буржуазии. Ко времени гуситского движения в результате прогрессивного развития Европы "...городские бюргеры стали в обществе уже более необходимы, чем феодальное дворянство"4 , и тем более чем духовенство. К тому времени "...горожане стали классом, который воплотил в себе дальнейшее развитие производства и обмена (Verkehr), просвещения, социальные и политические учреждения5 . Свою важную роль в обществе городское бюргерство стало уже прекрасно понимать. "Сверх того, - говорит Энгельс, - бюргерская оппозиция очень серьезно боролась против попов, ленивая и легкая жизнь и развращенные нравы которых вызывали в ней величайшее негодование. Она требовала решительных мер против скандального образа жизни этих почтенных мужей, настаивала на отмене их собственной юрисдикции и налоговой свободы и на ограничении численности монахов вообще"6 .

Нужно подчеркнуть, что чешские бюргеры (купцы, предприниматели и, ремесленники) были враждебно настроены не только по отношению к прелатам, но и по отношению к немецким предпринимателям и торгово-ростовщическим дельцам, которые стесняли отечественную чешскую промышленность и торговлю.

С особой ненавистью относились к откормленным духовным феодалам и вообще к угнетателям всех категорий эксплоатируемые массы народа. Разгульная жизнь духовенства вызывала "...негодование у народа, который должен был расплачиваться за нее, и это негодование было тем сильнее, чем более противоречила эта жизнь их

Уличная торговля булками в Констанце. Гравюра из хроники Рихенталя. Чехия. XV век.


1 А. Гильфердинг "Обзор чешской истории". Собр. соч. Т. 1, стр. 351. 1868.

2 Ян из Иесеница. Цит. по "Русской мысли" N 12 за 1881 год, стр. 103.

3 Ф. Энгельс "Крестьянская война в Германии", стр. 23. Соцэкгиз. 1931.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 1-я, стр. 440.

5 Там же, стр. 441.

6 Ф. Энгельс "Крестьянская война в Германии", стр. 27.

стр. 91

Иоанн Гус.

Со старинной гравюры.

проповедям"1 . Требования эксплоатируемых народных масс были значительно радикальнее чем требования бюргерства и дворянства.

Каждая социально-классовая группа, участвовавшая в движении, имела свои особые интересы. Но на первом этапе движения все они шли, относительно, единым фронтом против общего врага - римского католического папства и засилия немецких угнетателей. При этом нужно учесть, что, относительно, согласованное действие бюргерства и рыцарей было обусловлено не только тактическими соображениями, но и некоторой общностью интересов "Как в южной Франции, так и в Англии и Богемии (т. е. Чехии. - И. И. ), - говорит Энгельс, - мы видим уже, что большая часть низшего дворянства присоединяется в городах к борьбе против попов и к ересям, - явление, которое обгоняется зависимостью низшего дворянства от городов и общностью интересов их обоих по отношению к князьям и прелатам"2 .

В начальный период в гуситском движении главным образом участвуют представители национального дворянства и бюргеры. При этом движение носит совершенно умеренный характер.

С самого начала движения в нем отразились классовые и национальные интересы его участников. "Если эта классовая борьба, - говорит Энгельс, - носила тогда религиозный отпечаток, если интересы, потребности и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой, то это нисколько не меняет дела и легко об'ясняется условиями времени"3 .

Вопрос о причащении обоими видами (не только хлебом, но и вином)4 являлся ничем иным, как знаменем борьбы - идеологическим ее проявлением наряду с требованием родного языка в богослужении и т. д.

3

Классовая, национально-освободительная и религиозная борьба в Чехии первой четверти XV" века названа гуситским движением по имени реформатора-проповедника Иоанна (или Яма) Гуса. Иоанн Гус родился около 1369 года в местечке Гусинце, недалеко от Баварии, в зажиточной крестьянской семье. Первоначальное, а также и высшее образование Иоанн Гус получил в Праге - столице Чехии; он окончил Пражский университет. Получив степень магистра свободных искусств, Гус в 1398 году начинает в Пражском университете свою лекторскую деятельность. В 1401 году его


1 Ф. Энгельс "Крестьянская война в Германии", стр. 24.

2 Ф. Энгельс "Крестьянская война в Германии", стр. 34.

3 Там же, стр. 32.

4 Нужно иметь в виду, что даже это невинное с формальной точки зрения требование носило глубоко социальный характер. В данном случае речь шла об устранении привилегии духовного клира как особого сословия (имевшего права причащаться вином); речь шла, следовательно, о демократизации церкви.

стр. 92

избирают деканом философского факультета, а в 1402 году - ректором университета. В то же время Иоанн Гус состоял штатным проповедником в Вифлеемской часовне (в Праге), где он вел проповеди на родном языке. Гус как ученый ведет очень большую литературно-лингвинистическую работу; он борется за чистоту и независимость чешского языка. Он переводит ряд религиозных трактатов на чешский язык, исправляет существующие и т. д., зная, что богатый родной язык является важным средством борьбы за прогресс и свободу. Как в лекциях, так и в проповедях перед широкой аудиторией Гус критикует папство и католическое духовенство. При этом Гус действует вначале очень умеренно как ученый реформатор, желающий "очистить" христианскую церковь. Центром движения становится Пражский университет.

Ян Гус был человеком выдающейся честности. Даже его непримиримые враги должны были отмечать эту черту в его характере. Один из его врагов говорил: "Его жизнь была строга, все поведение отличалось чистотой и достоинством; он был так бескорыстен, что всегда отказывался от бенефиций и пребенд".

Проповеди Гуса нашли в Праге очень благоприятную почву. В 1410 - 1412 годах оживляется движение горожан; Гус становится смелее. Утверждают, что Гус во время одного своего выступления выразился, что "не мешало бы опоясаться мечом в защиту божьего дела". Взаимоотношения между Гусом и католиками становились все более натянутыми. Давно уже в папскую канцелярию шли всякого рода донесения об антикатолических действиях Гуса1 , но в руках врагов Гуса еще не было прямых улик, чтобы привлечь его к церковному суду. Этот случай скоро представился. Римский папа решил устроить поход против неаполитанского короля Владислава, для чего нужны были деньги. В Чехию (как и в другие государства) были посланы папские чиновники для собирания денег, в частности путем продажи индульгенций. Эти индульгенции распространялись с таким бесстыдством, что могли только оскорблять религиозные чувства верующих. Папские дельцы проходили по улицам и площадям с барабанным боем. Они приглашали верующих базарными зазываниями и т. д. Против этих безобразий выступил Иоанн Гус. В дальнейших своих выступлениях Гус уже определенно отрицал учение католических богословов о непогрешимости папы, говоря, что если папа поступает не по божеским указаниям, он не только не может являться главой (и даже членом) церкви, но становится слугой антихриста.

В своих лекциях, проповедях и трактатах (в частности в "Tractatus de eulesia) Гус критиковал папу и других прелатов. Он указывал, что католические дельцы "при помощи лжи грабят бедный народ и губят церковь". По требованию католиков Гус был на время изгнан из столицы. Он поселился в замке Козий, около города Усти. Здесь он написал ряд трактатов и вел пропаганду в проповедях. Скоро пребывание Гуса превращает местечко около Усти в один из важнейших районов гуситско-таборитского движения. Именно здесь впоследствии возник знаменитый Табор. Богословские доктрины Яна Гуса имели важное историческое значение не сами по себе, а по своим результатам, так как они были использованы как знамя борьбы с чужеземными и иным угнетателями.

Гус был вызван на суд Констанцского собора как человек, проповедующий ересь. 11 октября 1414 года он

Рукопись Яна Гуса.

Чехия, XV век.


1 Его обвиняли "в возбуждении народа против духовных лиц, в возбуждении чехов против немцев, в неуважении к церкви" и т. д. См. Бальбасова указанную книгу, стр. 310.

стр. 93

выехал в Констанцу, получив от императора Сигизмунда охранную грамоту. Гус думал, что ему удастся публично доказать истинность своего учения. Отправляясь на суд, он говорил: "Там, на соборе, я, при помощи божией, ясно изложу истину". Но он ошибся: 23 ноября он был арестован и брошен в сырое помещение рядом с клоакой, на его ноги были надеты кандалы. Гус предстал, наконец, перед судом собора. Но что представлял собой этот собор?

Участников Констанцского собора Маркс сравнивает с реакционными помещиками, депутатами Бордосского национального собрания в 1871 году во Франции, а Гуса - с героем итальянского народа Гарибальди. "5 июня 1415 г., - говорит Маркс, - собор публично допрашивает Гуса (его здесь встретили с еще большей грубостью и бранью, чем "дикие помещики" ruraux в Бордо встретили Гарибальди)1 .

Констанцский собор был сонмищем прохвостов и реакционеров. Вместе с участниками собора в Констанцу приехали музыканты, песенники, фигляры, шуты и т. д. Сюда явилось, по словам Ульриха Рейхенталь, регистратора приезжавших, "более 700 продажных красавиц"2 . Никакой справедливости, конечно, Гус здесь найти не мог. "Смятение и беспорядок были таковы, - говорит один очевидец, - что казалось, это дикие звери, а не ученые мужи, сошедшиеся для обсуждения великих и важных дел". Участники очень усиленно требовали отречения Гуса от ереси, зная, что это будет важным средством борьбы с движением в Чехии. Это понимал, очевидно, и Гус, который всеми доводами хотел доказать свою правоту, но ему не давали для этого никакой возможности.

Он заявил на суде: "Право, я думал, что на этом собрании все должно быть приличнее, и лучше, и порядочнее". Судебная процедура велась самым недобросовестным образом; как сообщает один чех-очевидец, приговор уже был готов до слушания дела. Когда же Гус потребовал доказательств обвинения, один из участников закричал: "Разве ты хочешь быть мудрее всего собора?" Другие также кричали: Смотрите, как он упорствует в своей ереси"3 .

На суде и перед казнью Иоанн Гус вел себя как истинный сын чешского народа. На предложения отречься от своего учения он отвечал: "...не могу изменить своей совести... Если отрекусь от истины, то какими глазами дерзну посмотреть в глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые его убеждения? Никогда!" Наконец, собор решил подвергнуть Гуса казни. Он был отдан в распоряжение светской власти.

6 июля 1415 года Гус был сожжен на костре. Гус встретил смерть без всякого страха, как борец за дело и свободу своего народа, уверенный в своей правоте. Один свидетель событий 6 июля сообщает, что Гус, "об'ятый пламенем, не обнаружил ни малейшего признака слабости".

Дверь тюрьмы Гуса в Доминиканском монастыре


1 К. Маркс "Хронологические выписки". Тетрадь II, стр. 78.

2 Weber "Das Papstum und die Papste". II, стр. 237.

3 Описание хода судебного разбирательства и казни см. у Grerwenka "Geschichte der Evangelischer Kirche in Bohmen. Т. I, стр. 95 - 107.

стр. 94

Вид Констанцской соборной церкви, где был об'явлен приговор нал Яном Гусом.

Казнь Гуса явилась актом невыразимого насилия римского папства и немецких узурпаторов над чешским народом.

Смерть Гуса не только не ослабила движения в Чехии, но еще более его усилила. День смерти Гуса был об'явлен днем национального траура, сам Гуспророком и мучеником.

Из Праги был послан Констанцскому собору, этому сброду реакционеров и мошенников в рясах, в письменной форме протест с приложением нескольких сотен подписей и печатей. К этому протесту присоединился и Пражский университет.

Начиная с июля 1415 года гуситское движение шло все быстрее и быстрее в гору, приобретая все более массовый характер. Император Сигизмунд I и папа вместе со всем реакционно-католическим миром вели против гуситского движения лихорадочную борьбу: отнимаются привилегии Пражского университета, провозглашаются анафемы по адресу восставшего чешского народа и т. д.

Король Чехии Венцеслав (Вацлав), хотя и сочувствовал умеренному гуситскому движению, стал сильно беспокоиться: он боялся, что движение может принять радикальный характер. В таких условиях 30 июля 1419 года в Праге "...под руководством достославной памяти Яна Жижки"1 началось восстание. Немецко-католические агенты были выброшены восставшими из окон ратуши.

Движение в Праге с особой силой разгорелось в августе. В самом разгаре движения умер чешский король Венцеслав. На чешский престол пред'явил свей притязания ярый враг гуситов, брат Венцеслава Сигизмунд I. Это еще более усилило движение. В результате восстания в Праге старый городской магистрат, состоявший из католиков, был низложен и вместо него был избран новый, из гуситов. С этого момента началось практическое осуществление планов чешского бюргерства и дворянства. По всей стране разгорелось движение народных масс, умеренные гуситы начали оглядываться назад; они стремились к примирению на основе компромисса. На сейме в Праге чашники (так называли умеренных) выдвинули следующие требования:

"I. Слово божие должно проповедываться в чешском королевстве свободно и беспрепятственно.

II. Святое причастие должно быть даваемо всем верующим христианам, не запятнанным смертным грехом, под


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, Ч. 2-я, стр. 410.

стр. 95

Расстрижение Гуса и препровождение к месту казни.

Гравюра из хроники Рихенталя.

обоими видами (хлебом и вином. - И. И. ), как это установлено Христом.

III. Светская власть духовенства и его земельная собственность, которые так пагубны для духовного сословия и вредны для светского правительства, должны быть отняты у клира. Духовенство, следует возвратить к его прежнему апостольскому состоянию.

IV. Все смертные грехи, особенно те, которые нарушают общественное спокойствие, должны быть запрещены в каждом сословии его сословными властями".

Гуситы потребовали, чтобы Гус не считался еретиком и чтобы чужеземцы не назначались на должности.

Эти требования были направлены против засилия папства, немецких светских и духовных магнатов. Бюргерско-утраквистская или каликстинская оппозиция (так еще назывались чашники тогда) требовала "...восстановления простого строя ранне-христианской церкви и упразднения особого сословия священников. Это дешевое устройство устраняло монахов, прелатов, римскую курию, словом, все, что стоило в церкви дорого"1 . Энгельс отмечает дальше, что "...Джон Виклеф в Англии, Гус и каликстинцы в Богемии (т. е. в Чехии. - И. И.) были главными представителями этого направления"2 .

Уже с самого начала гуситского движения выступили со всей четкостью особые интересы народных масс, угнетавшихся не только попами и прелатами, но и светскими феодалами и предпринимателями.

Вслед за восстанием в 1419 году в Праге вспыхнуло в 1420 году восстание горожан в Бреславле против католиков и немецких узурпаторов. В деревнях и селах начались восстания крестьян. Восставшие крестьяне громили монастыри, владения немецких феодалов и чешских баронов. В городах происходила борьба против немецких патрицианских элементов.

Народные массы (крестьянство и городская беднота) не ограничивались требованиями чашников: их интересы и требования шли значительно дальше. Поэтому очень скоро движение раскололось на 2 лагеря: на чашников и табор итов3 .

Основную силу чашников составляли буржуазные и дворянские элементы, программа которых приведена выше, а основную силу таборитов составляли широкие народные массы крестьянства и городов. "Совершенно иной (по сравнению с требованиями чашников. - И. И. ) характер, - говорит Энгельс, - носила ересь, являвшаяся прямым выражением крестьянских и плебейских потребностей и почти всегда соединявшаяся с восстанием. Разделяя все требования бюргерской ереси по отношению к попам, папству и восстановлению ранне-христианского церковного строя, она в то же время шла бесконечно дальше. Она требовала восстановления равенства, существовавшего в отношениях между членами ранней христианской общины, и признания этого равенства в качестве нормы и для гражданского мира. Из равенства сынов божиих она выводила


1 Ф. Энгельс "Крестьянская война в Германии", стр. 33 - 34.

2 Там же, стр. 34.

3 Так они назывались по территориальному пункту - Табору, который являлся их опорным пунктом.

стр. 96

гражданское равенство и даже отчасти уже равенство имуществ. Уравнение дворянства с крестьянами, патрициев и привилегированных горожан с плебеями, отмена барщины, поземельных цензов, налогов, привилегий и уничтожение по крайней мере наиболее кричащих имущественных различий, - вот те требования, которые выставлялись, с большею или меньшею определенностью, как необходимые выводы из учения раннего христианства"1 . Энгельс продолжает далее, что указанная "...ересь... развивается в резко обособленное партийное воззрение в XIV и XV веках, когда она обычно выступает уже совершенно самостоятельно рядом с бюргерской ересью. Таковы, например, Джон Болл, проповедник восстания Уота Тайлера в Англии, рядом с движением Виклефа и табориты рядом с каликстинцами в Богемии. У таборитов под теократической оболочкой выступает даже республиканизм, получивший дальнейшее развитие в конце XV и начале XVI века у представителей плебейства в Германии"2 .

Но и лагерь таборитов не был единым. Среди угнетенных масс были различные группы с различными интересами. В результате развития промышленности уже были налицо такие элементы городского плебса, которые выдвигали уравнительные идеи и теории.

4

Гуситские войны были крестьянскими войнами против феодального строя, но так как Чехия находилась под гнетом римского католического папства, немецких феодалов и капиталистов, то эти крестьянские войны приобрели целый ряд специфических черт. Антифеодальные действия крестьянских масс переплелись с борьбой за национальную и духовную свободу от чужеземного гнета.

Сначала вождем и руководителем таборитов был суконщик Пытля, а потом их возглавлял Ян Жижка, при котором дела таборитской партии находились в наилучшем состояний.

Табориты проводили очень большую агитационно-пропагандистскую работу среди народа. Их проповеди падали на благоприятную почву и в городах и в деревнях. Хронист Андрей из Бродл писал: "Что бы учителя их ни проповедывали им, они немедленно все исполняли, хотя бы им при этом угрожала смерть или другая опасность"3 . Другой очевидец, Лаврентий из Бржесова, говорил, что "проповедники привлекали к себе народ, как магнит железо"4 . Догматические взгляды таборитов оформились в процессе диспутов с чашниками. Они выразились в 84 пунктах ереси, которые приведены были в определенную систему. Табориты решительно отвергали учение папства. По сообщению Лаврентия из Бржесова, они видели в монастырях "разбойничьи вертепы". Таборитские богословы отвергали учение католиков об аде. Они заявляли о том, что "глупо и нелепо верить, что после телес-

Сожжение Гуса и сбрасывание пепла в Рейн. Гравюра из хроники Рихенталя.


1 Ф. Энгельс "Крестьянская война в Германии", стр. 34 - 35.

2 Там же, стр. 35.

3 "Вестник Европы" N 8 за 1882 год, стр. 589.

4 Там же.

стр. 97

ной смерти души она переходит в чистилище".

Центром деятельности таборитов был Табор, расположенный недалеко от Усти. Он был превращен таборитами в неприступную крепость. Сюда стекались колоссальные массы народа не только из различных частей Чехии, но и из других стран Европы. В 1420 году в Таборе состоялся с'езд, на котором присутствовало около 40 тысяч человек. "На некоторое время, - говорит Макс Беер, - Табор стал центром социально-еретического движения Европы"1 .

По своей социально-политической организации Табор представлял собой явление очень оригинальное. Дух братства об'единял единомышленников в Таборе. Табор разделял своих людей на военных и домашних. Они поочередно выполняли домашние и военные функции. Томек подчеркивает важную роль женщин в Таборе. Они вместе с мужчинами храбро сражались против врагов. В одном из документов той эпохи говорится: "На Таборе нет ни моего, ни твоего..., но все имеют поровну..."2 .

Принципы равенства здесь, безусловно, преувеличены. Полного экономического равенства в Таборе не было. Введение некоторых элементов имущественного равенства, говорит Энгельс, было временной мерой; оно обусловлено было военной обстановкой.

В политическом отношении табориты были республиканцами. Друг друга табориты называли братьями, а вождей - старшими. Они мечтали о таком обществе, где не будет государства и налогов. Один летописец заявляет о том, что "они решили не признавать ни короля, ни императора, но управлять сами".

В Таборе царила строгость нравов. Табор имел прекрасно организованную армию, во главе которой стоял до 1424 года знаменитый Ян Жижка. Армия Табора была одной из самых дисциплинированных армий, которые знала история. Табориты знали, против кого и за что они боролись, приказания начальников исполнялись беспрекословно. Армия Табора состояла главным образом из пехоты: кавалерия играла в ней меньшую роль.

"Жижка водил на бой своих поселян, которые были вооружены цепами и пиками, но привыкли к маневрам и переменам фронта и точно исполняли приказания своего начальника. Чтобы удерживать натиск неприятеля, Жижка строил свои войска очень глубокими рядами и охранял свои колонны настоящими передвижными оградами - знаменитыми военными телегами; эти телеги прицеплялись одна к другой железными цепями и покрывались досками, за которыми укрывались стрелки; они образовывали крепкую ограду, позади которой гуситы, теснимые неприятелем, находили неприступное убежище. Если почва была ровна, то воины, правившие телегами, иногда скакали кругом неприятельского отряда и оцепляли его кругом кольцом телег. Мало-помалу вводилось обыкновение снабжать такие телега пушками и мушкетами; тогда стали входить в употребление артиллерийские орудия, а многие из пехотных солдат были вооружены ружьями. Таким образом, богемцы прежде всех стало заменять средневековое военное искусство искусством нового времени; все соседние народы признавали в то время их превосходства в военном деле и руководились их примером. Впрочем, Жижка умел с настоящей гениальностью пользоваться тем орудием, которое сам создал. Уменьем быстро передвигать и искусно сосредоточивать свои войска и уменьем выбирать удобную для военных действий почву он стоит наряду с немногочисленными, действительно даровитыми полководцами, т. е. с такими, благодаря которым стратегия и военная тактика достигли важных усовершенствований"3 .

Ян Жижка был крупнейшим полководцем своего времени. Он написал устав для армии, где были указаны цели борьбы (в вводной части), установлены нормы поведения во время наступления, обороны и т. д. Жижка публично заявлял, что взялся за меч для борьбы


1 Макс Беер "Всеобщая история социализма и социальной борьбы", стр. 245. Изд. 192.

2 Цит. по журн. "Вестник Европы" N 8 за 1882 год. стр. 529.

3 Дени "Богемия и Венгрия" ("Всеобщая история" под редакцией Лависса и Рамбо. Т. III.)

стр. 98

за славу и величие чешского народа. У своих воинов он пользовался уважением и доверием, а на врагов наводил страх.

5

Римский папа Мартин V и германский император Сигизмунд I об'явили в 1420 году против чехов "крестовый поход". Было приказано "душить и резать всех без разбора, за исключением умалишенных". Такие "крестовые походы" были организованы в 1420, 1421, 1422, 1426, 1427 и 1431 годах. Все реакционные силы католического Запада привлечены были к этому разбойничьему, кровавому делу. Всякий сброд, по зову папы и немецких узурпаторов, направлялся в Чехию с грабительскими целями.

Во время первого "крестового похода", говорит Томек, европейские "рыцари-крестоносцы" рассеивались по деревням и "захватывали много людей, большей частью жен и детей, приводили их в свой лагерь и там бросали в огонь"1 . Даже враг таборитов, католик Лаврентий, вынужден был заявить, что "описывать зверства крестоносцев омерзительно и противно". Первый "крестовый поход" кончился неудачей. "Крестоносному" сброду был дан достойный отпор. В июне 1421 года гуситско-таборитский сейм в Числаве отверг притязания Сигизмунда на чешскую корону. В решении числавского сейма говорилось, что Сигизмунд I - "смертельный враг чешской нации"2 .

В 1421 году был организован второй поход. Некоторые историки полагают, что в нем участвовало около 200 тысяч "рыцарей" - разбойников и головорезов. Пять раз они сталкивались с гуситами и всякий раз терпели позорные поражения. Наконец, войско "крестоносцев" было разбито героической армией Яна Жижки.

В 1427 году "крестоносная" армия под командой бранденбургского курфюрста Фридриха I разбежалась от одного вида гуситов. Главную роль в этой борьбе играли уже не чашники, а табориты.

В 1424 году Ян Жижка скончался.

Более умеренные гуситы - табориты - пошли за Прокопом Большим или Лысым, более радикальные - "сиротки"- за Прокопом Малым. Противоречия между расколовшимися гуситами неизбежно должны были перейти в открытую вражду, но их еще об'единяла общая задача - борьба с чужеземными узурпаторами. Одержав ряд побед над "крестоносцами", гуситы-табориты изгнали немецких и иных чужеземных угнетателей. Вся Чехия была занята гуситами. Гуситские отряды вторглись в Венгрию, Моравию, Австрию, Силезию, Мейсен, Бранденбург, Тюрингию, Баварию, Франкопию и т. д. На севере они дошли до берегов Балтийского моря, захватывая владения Тевтонского ордена.

Гуситы наводили страх на феодалов этих стран и городских патрициев. Зато угнетенные крестьянские массы встречали гуситов как своих братьев. Распространялась, говорит один летописец, среди христиан (т. е. среди господствующих классов. - И. И. ) такая паника, что задолго до приближения еретиков (т. е. гуситов. - И. И.) они уходили даже из укрепленных городов и замков. Гуситы в захваченных странах громили поместья ненавистных феодалов, монастыри, освобождали крестьян от налогов и других поборов. Нередко гуситы оставляли в завоеванных странах свои гарнизоны, которые держали эксплоататоров в состоянии страха.

Гуситы решительно пресекали проявления грабежа и мародерства. Нередко драгоценности, взятые из церквей, монастырей и частных господских домов, складывались в кучу и сжигались, чтобы они не соблазняли наиболее неустойчивых.

Успехи таборитов были колоссальны. Но вместе с этими успехами росли и те противоречия, которые должны были погубить дело.

Как отмечено выше, табориты разделялись на несколько групп. Одну из таких групп составляли "пикарды". "Пикарды" в отличие от последователей Жижки выражали идеологию более радикальных (плебейских) элементов Табора. Они отрицали власть папы, королей и все учение католической церкви. Папу они считали главой всех


1 Томек "Ян Жижка", стр. 56.

2 Цит. по "Истории человечества" под редакцией Гельмольта. Т. V.

стр. 99

еретиков. Идеи социального равенства у "пикардов" шли гораздо дальше чем у умеренных таборитов.

Наряду с "пикардами" в Таборе были еще более крайние уравнители - "адамиты" или "николаиты". "Адамиты", возглавляемые Мартином Гуска, в 1421 году были разгромлены Яном Жижкой и его последователями.

Если в войнах различные группы гуситов действовали относительно согласованно и дружно, то когда после одержанных побед надо было приступать к практическому осуществлению намечаемых преобразований, в лагере гуситов неизбежно должен был произойти раскол. Если при Яне Жижке различные группы еще выступали под единым начальством, то после его смерти раскол стал совершившимся фактом.

Папа, император Сигизмунд и немецкие феодалы прекрасно это видели; они решили еще раз попробовать подавить гуситов военной силой, организовав для этого в 1431 году еще один "крестовый поход".

Но и на этот раз расколовшиеся партии гуситов сумели об'единиться для отпора врагу: они нанесли "крестоносному" сброду очень сильный удар.

В битве 14 августа 1431 года "крестоносцы" были разбиты окончательно. Но это совместное выступление разных групп гуситов было последним. Последней была и их победа в 1431 году. Взаимная вражда приняла открытый характер.

Папа, император и немецкие феодалы, убедившись, что подавить гуситов методами лобовой атаки невозможно, решили действовать хитростью, коварством и кознями. Поведение умеренных гуситов давало им полные для этого основания. Чашники готовы были признать германского императора Сигизмунда своим королем и отказаться от целого ряда своих прежних требований, если им будут даны определенные гарантии. В свою очередь папа и император склонны были к некоторым уступкам, чтобы потом окончательно подавить самостоятельность Чехии.

Первым на сторону католиков перешел епископ Пакичану, который до этого находился среди умеренных гуситов. За ним последовали другие. В 1433 году Базельский собор утверждает так называемые "Пражские компакты", по которым аристократические элементы гуситов получили некоторые вольности и гарантии. Эти уступки заключались: а) в разрешении причащаться под обоими видами в Моравии и Чехии, б) в ограничении судебной юрисдикции церкви, в) в свободной проповеди с благословения церковных властей и т. д. "Пражские компакты" юридически оформили конфискацию дворянами церковных богатств.

"Пражские компакты" были приняты только чашниками; таборитами (как умеренными, так и радикальными) они встречены были враждебно. Войска и последователи двух вождей таборитских партий - Прокопия Большого и Прокопия Малого - снова взялись за оружие для борьбы с чашниками и католиками.

Между чашниками (буржуазно-дворянской партией) и таборитами (крестьянско-плебейской, демократической партией) 30 мая 1434 года при Липане, около Богемского брода, состоялось грандиозное сражение. В этом сражении табориты вели себя героически, но в конце концов были побеждены1 .

По неточным подсчетам, в этом сражении было убито около 13 тысяч человек.

Эней " Сильвий, ставший в последствии папой, в своей "Истории Богемии" с злорадством отмечает, что после поражения в 1434 году табориты, взятые в плен, были сожжены скопом.

Бюргерско-дворянская партия, получив некоторые гарантии от Сигизмунда I, пригласила последнего в Прагу. Это было официально и торжественно оформлено в 1436 году на сейме в Иглаву (Иглаве). Сигизмунд I был признан королем Чехии. На свои обещания Сигизмунд I смотрел как на тактический маневр. Тайно он стремился вернуть Чехию в ее прежнее положение.

Вместе с неудачей гуситских (крестьянских по своему существу) войн


1 Важную роль в исходе сражения сыграло предательство начальника таборийской кавалерии Иоганна Чепеки.

стр. 100

потерпели поражение и уравнительно-коммунистические идеи плебейских элементов. Плебейская часть общества, говорит Энгельс, "...уже тогда не могла ограничиться одной только борьбой против феодализма и привилегированных горожан... она, по крайней мере в мечтах, должна была выйти за пределы едва зарождавшегося тогда современного буржуазного общества... она, не имея никакой собственности, должна была уже подвергнуть сомнению учреждения, воззрения и представления, общие всем покоящимся на классовых противоречиях общественным формам"1 . Энгельс далее указывает, что практическое осуществление коммунистических идеалов в то время было еще делом невозможным, так как все условия (в частности уровень производительных сил) не были для этого готовы. При этом нужно иметь в виду, что уравнительно-коммунистические идеи средних веков, в частности у чешских таборитов, имели потребительский характер. Даже уравнительно-коммунистические идеалы времен английской и французской революций были по своему существу таковыми. "Уравниловка, - говорит товарищ Сталин, - имеет своим источником крестьянский образ мышления, психологию дележки всех благ поровну, психологию примитивного крестьянского "коммунизма"... Так представляли себе коммунизм люди вроде примитивных "коммунистов" времен Кромвеля и Французской резолюции"2.

Говоря о восстаниях Болотникова, Разина, Пугачева и др., товарищ Сталин заявил: "Мы видели в выступлениях этих людей отражение стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнета"3 . Это замечание товарища Сталина относится и к гуситским (крестьянским) войнам в Чехии.

Гуситские войны потерпели поражение по тем же причинам, что и крестьянские войны в других странах Европы. "Крестьянские восстания, - говорит товарищ Сталин, - могут предводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во главе с рабочим классом может привести к цели"4 .


1 Ф. Энгельс "Крестьянская война в Германии", стр. 35.

2 И. Сталин "Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом", стр. 37 - 38. Партиздат. 1937.

3 Там же, стр. 23.

4 Там же, 24.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГУСИТСКИЕ-ВОЙНЫ-И-ТАБОРИТЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ИВАШИН, ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ И ТАБОРИТЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГУСИТСКИЕ-ВОЙНЫ-И-ТАБОРИТЫ (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ИВАШИН:

И. ИВАШИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
2944 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ И ТАБОРИТЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android