Libmonster ID: RU-13747
Автор(ы) публикации: Александр ВАСИНСКИЙ
Источник: Известия, 06-05-96


Статья для тех, кто не читает статей и 16 июня не собирается ни за кого голосовать

Красные крысы и жирные коты: кто кого съест?

С этого вопроса мы обещали начать вторую часть наших заметок. Мы - это политически неангажированные обитатели так называемого избирательного "болота", за голосами которого под занавес выборов особенно охотятся главные соискатели президентского кресла.

Зюгановцам от нас, "болотных", вряд ли что перепадет, потому что мы любим свободу и достаточно объяснились по этому поводу в прошлый раз. Что же касается нынешнего правления и положения вещей, то тут все гораздо сложнее. Тут очень многое зависит от ракурса. Не обличают их сегодня только ленивые, а воспевать - глупо, подозрительно и безнравственно. Зюгановцы сделали своим коньком критику очевидных всем проколов партии власти - упадок промышленности и науки, рост преступности, социальная напряженность и т.д. Сами реформаторы поначалу упустили выигрышный шанс прослыть самокритичными. Ельцин в последние недели "взял на себя" часть просчетов власти, хотя это уже выглядело немного натужно, с налетом предвыборной умышленности.

Да и то сказать, что нам, "болотным", вообще трудно угодить, мы ведь в свое "болото" ушли спустя какое-то время после августа 91-го, так как несколько иначе представляли себе вожделенную свободу и демократию. Годы шли, гадкий утенок рос, тучнел и, почему-то миновав фазу прекрасного лебедя, превратился в мутированного двухголового орла.

Впрочем, жизнь научила нас умерить свой максимализм и увидеть просветы. Однако многое, слишком многое в сегодняшней жизни бьет по глазам и дразнит здесь, в нашей "болотной" среде обитания.

Вот нас считают западниками, но в том-то и дело, что от Запада "берутся" не столько институты свободы, деловая этика, законопослушность и т.д., а то, от чего в ужасе в своих отечествах сами западные интеллектуалы да и просто цивилизованные люди. Многие буржуазные пороки и пошлости для них эквиваленты нашей недавней "совковости".

Чего стоит один этот заполонивший наши экраны рекламный ролик их жевательной резинки с "еще более удивительным вкусом", когда над пляжем сначала в виде гигантской тени, а потом в собственной плоти выплывают - над фанатично вскинутыми к небу лицами людей, готовых впасть в потребительский транс - три плитки какой-то усовершенствованной жвачки и эти глупые резинки поданы как богоявление, как откровение разверзшихся небес.

Многих оскорбляет и то, сколько за последние годы развелось жирных котов. Они, в отличие от прежних бонз-коммунистов (те-то втихаря грызли свои пайки из спецраспределителей и прятались в закрытых санаториях, подальше от глаз "народных масс", которые могли их неправильно понять), - нет, нынешние жирные коты не таятся, наоборот, любят гулять на людях, особый, видимо, "кайф" эти эксгибиционисты получают от демонстрации своих ликующе-вздыбленных гинеталий преуспевания на глазах малоимущих сограждан.

Не все вникают в зигзагообразный ход реформ, но все видят дразнящую поляризацию общества, процветание старой и новой номенклатуры.

Но неужели верить коммунистам в том, что они "восстановят" равенство? Во-первых, его никогда не было, а, во-вторых, без экономической и гражданской свободы все выродится в хорошо известные "переделы", "отловы", "уплотнения" и т.п.

Все упирается в свободу. Разговор по второму кругу

А теперь о просвете. Он никак не связан с перспективой коммунистической реставрации. Как ни удручающа сегодняшняя картина разобщенной ущербной полуощипанной демократии - только в демократической платформе проглядывает будущность. Сегодня мы видим драму выпрастывания свободы из кокона тоталитаризма. Тысячу раз правы коммунисты, обличающие нынешнюю коррупцию, криминализацию экономики и т.п., но это не следствие свободы, как они говорят, а как раз следствие ее незрелости, несовершенства.

Достаточно развитые законодательные и экономические механизмы способны эффективно ограничить негативные явления в начальной стадии либерализации, которая обычно высвобождает равно и положительные и отрицательные энергии. Свобода и для добра и для зла, на первых этапах разграничить их трудно, на открытый зеленый свет рванули все. Активность честного предпринимательства и мафиозных структур была характерна во все пионерские переломные эпохи. И гангстеризм, и великая депрессия - отнюдь не русские изобретения. Но если припрет выбирать между коммунистическим "порядком" и сегодняшним полухаосом - я предпочту присоединиться к известным строчкам из "Писем римскому другу" Бродского:

Говоришь, что все наместники - ворюги?

Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

Не в год красной крысы, а в течение долгих десятилетий как жирных котов, так и красных крыс переварит более зрелая, последовательная и жизнеспособная демократия. На это и надеются многие из нашего "болота". Не подумайте, что мы тут в чем-то заинтересованы и процветаем при нынешнем правлении. Нет, скорей наоборот. О себе, знаю, не совсем удобно говорить, но за 8 последних лет мне не удалось издать ни одной книги. У нас тут "в болоте" бедствуют отнюдь не самые бесталанные поэты, писатели, артисты, ученые. Но почему мы "за"? Потому что уповаем на тот самый ракурс свободы.

Что же касается земных благ. Но и тут надежда только на демократическое развитие.

Что бы ни говорили агитаторы Зюганова о сегодняшнем кризисе, магазины все-таки не пусты. И это тоже плоды свободы. Реальные плоды, которые можно пощупать, съесть, приобрести. Что же касается посулов коммунистов, то в конечном счете они всегда оказываются тем кусочком мяса на веревке, которое давал Каштанке (а потом за эту веревку вытягивал проглоченное обратно) сын вечно пьяного столяра.

Никогда, ни в одной коммунистической стране за все годы не было такого выбора товаров, книг самого разного направления, общественных движений самого разного толка.

Я уже говорил, что мы здесь в "болоте" помешаны на свободе. Так вот, сегодня коммунисты - вдумайтесь! - представляя грозную оппозицию правящей власти, тем не менее свободно действуют и даже выставляют реального кандидата на президентский пост. Парадокс: коммунисты самим фактом своего легального существования как общественной силы как бы голосуют против самих себя в пользу допустившей их демократии. При них-то, помнится, никого не было, кроме "нерушимого блока".

Если говорить не только о нынешнем правлении, но о демократической платформе в целом, то сам курс реформ объективно пролагает свободу. Далеко не все, что происходит от ее имени, действительно имеет к ней отношение, но когда альтернативой этому встает тоталитарный реванш, выбирать, как говорится, не приходится.

Даже к тем персонам из высших коридоров власти, которые очевидно не представляют из себя полное собрание человеческих добродетелей, - даже к ним, если все-таки ими не утрачено чувство гражданской ответственности, можно применить известное послабление церковных прихожан к своему батюшке, имеющему, к примеру, слабость к рюмке. Церковь отделяет личность и миссию: ну что ж, мол, это у него человеческое, но грех сей не отменяет благодати священства, дарованной рукоположением в сан, и обряды, и требы батюшка отправляет не от себя, слабого, а именем Бога.

Мы тут, в "болоте", научились многое прощать и с многим (не со всем) в текущих событиях мириться ради потенциала свободы, которая только-только, можно сказать, появилась и качается на хрупких неверных ножках, как новорожденный олененок.

И мелодия, и загадка, и закон

Замечательный русский патриот и мыслитель, изгнанный из России после 18-го года, - Георгий Федотов, видя в предвоенных Париже и Берлине советских людей, писал, что "почти ни у кого мы не замечали тоски по свободе, радости дышать ею". Он добавлял, что эти люди "даже болезненно ощущали свободу западного мира как беспорядок, хаос, анархию и удивлялись: разве истина не одна?" Еще он обронил удивительную фразу о том, свобода не является инстинктивным даром и вносится в жизнь культурой, она продукт духовного развития.

Одна моя знакомая рассказывала, что поняла, что такое свобода, не из умных книг и мемуаров эмигрантов или диссидентов, а наблюдая однажды случайную сценку на вечерней улочке французского города Лилля, куда привел ее еще в советские времена туристический маршрут. Вы ждете какого-то впечатляющего сюжета, какого-то метафорически емкого эпизода? Нет, свободу она впервые, всей душой и всем существом поняла и ощутила, наблюдая, представьте, за вроде бы ни о чем не говорящей прогулкой пожилого француза в пальто с поднятым воротником.

Он просто вышел из подъезда какого-то дома и неспешно направился вдоль улицы, руки его были опущены, а на плече сидела маленькая собачка. Они просто шли, кажется, без цели, потом он свернул к открытому кафе, выпил у стойки, снова они не спеша дефилировали по улице, и иногда он, не глядя, играл со своей собакой рукой, они шли, сворачивая, куда хотелось, и в этом хождении и непритязательном общении, в самой интонации их движения заключался какой-то удивительно простой символ естественной, полной, саму себя не сознающей свободы - да, они были абсолютно свободны во всем, они были в безопасности своей любви, под незримой защитой закона.

Но не только этот француз был свободен. Собачка, сидевшая у него там, на плече, и все принимавшая с полным достоинством, - и она, она тоже была свободна. Я бы даже сказал, что она была внутренне свободна, как какой-нибудь наш Войнович.

Мне запомнился ее рассказ, потому что он точно передает спонтанную неопределимую природу свободы, ее таинственную мелодию. Она не только перечень каких-то необходимых политических юридических норм, прав и разного рода вольностей, в ней есть вечная загадка и недоговоренность, это нечто незримо разлитое в воздухе, как малиновый звон колоколов на закате, как сотканное из ничего весеннее предчувствие любви.

У нас, по причине экзотичности предмета, ее выносят, боясь разбить, в редкие разы по большим праздникам (выборы, даты, визиты), - выносят осторожно, торжественно, как дароносицу, как некий дорогой хрустальный сосуд. А свобода должна быть повседневной, рабочей. Ее нужно сделать доступной, общеупотребительной, как одноразовый бумажный стаканчик.

Звездные часы против черных дыр

Не будем забывать, что на путях обретения свободы нас могут ждать драматические коллизии. Сегодняшние эксцессы общественной жизни, криминальный беспредел, ужасные нравы являют лицо той свободы, которая пришла в неподготовленное место. Но не сама свобода виновата, а тоталитарный общественный атавизм. Свобода, вселившись в варварскую необращенную душу, может сама стать монстром разрушения. И потребуется, по выражению Антония Сурожского, "высвобождение от произвола свободы".

Для этого и существует демократия - практическая наука позитивных ценностей, норм и процедур, которые позволяют преодолевать драмы и конфликты, создаваемые в том числе и самой демократией. Сегодня, чтобы преодолеть коммунизм, недостаточно голого антикоммунизма. "Подрывники" выпустили все свои стрелы. Их колчан пуст. Пришло время созидать, строить страну демократии.

Ведь почему многое у нас не получается? Потому что из клеток выпустили птиц, которые не знали свободы. Рожденные в неволе, выведенные в зоомагазинах, они не приспособлены к самостоятельной жизни. Великий немец Карл Ясперс в 1949 году писал, что делать, если сам народ не хочет принимать свободу, право, демократию и настроен против них. В его книге "Смысл и назначение истории" дана потрясающая концепция самоутверждения в обществе свободы - как процесса, не знающего завершения. "Свобода, - писал он, - всегда подвергается нападению и поэтому всегда в опасности. Там, где эта опасность более не ощущается, свобода уже почти утрачена".

Наверное, не только у отдельного человека, но и на уровне наций, в масштабах целого народа могут быть свои звездные часы и черные дыры провалов. Над немцами, наверное, еще долго будет довлеть мистическая вина за все злодеяния, сотворенные во времена Гитлера. Может быть, на большом космическом экране истории высвечивается и доля вины колумбийского народа, не могущего пока избыть из себя скверну наркобизнеса, отравляющую мир. Есть, наверное, те или другие грехи перед человечеством и у других народов, мирящихся с терроризмом, работорговлей, геноцидом.

Что касается России, то, мне кажется, на том самом экране, кроме положительного поля и явных заслуг, будет значиться и большая трагическая провинность в том, что в течение многих десятилетий на огромных пространствах планеты как бы поддерживался и воспроизводился ген несвободы. Ведь что такое империя террора с его ГУЛАГом как не исторический питомник, инкубатор несвободы, полигон по обкатке технологий генной инженерии тоталитаризма.

Почему нам так не повезло с историей? И можно ли в связи с историей говорить - "не повезло"? Разве сама история народа при всех случайностях и субъективных моментах не есть производное народной судьбы, ментальности? Посадить в тюрьму одного невинного человека можно силой власти. Но чтобы посадить за решетку (совпадающую по периметру с границами государства) почти весь народ, - одного внешнего насилия недостаточно. У тирана и его опричнины в пособниках ходил тот самый ген.

Германия (не без эксцессов) очищается от наследия нацизма и расового высокомерия. Честь и хвала итальянцам, восставшим (в масштабах нации) против коррупции и мафии. Наверняка и колумбийцы скинут с себя власть наркобаронов.

Не сомневаюсь: Россию ждет звездный час. Где-то на том мистическом экране мир увидит плоды ее генетического раскрепощения.

С перевесом в один голос

Говорят, что мы народ непредсказуемый. Да, в России все может быть, в том числе и приход коммунистов. С другой стороны, по той же причине вполне может такого и не быть. По-видимому, впервые в своей истории (если не считать новгородских вече) россияне по-настоящему выбирают свою судьбу. Как скажут - то с ними и будет. Главное - вдумчиво поступить, не назло кому-нибудь, не в пику и не ради куража или лотерейного азарта.

В последние дни в связи с некоторыми явными успехами предвыборных акций президента снова дает себя знать самоуверенность его команды, несомненность его победы над Зюгановым. Это самообольщение опасно. Не забыт финал телевизионного шоу в ночь на политический новый год в сентябре 93-го, когда запланированный триумф правящего "Выбора России" непредсказуемо не состоялся.

Не верьте услужливым рейтингам. Дело не в силе или харизме Зюганова, а в слабости нас самих. В наших генах еще глубоко сидит синдром боязни свободы.

В преддверии выборов надо настроиться очень серьезно. Надо настроиться так, будто схватка голосов долго будет идти поровну и лишь в последний момент коммунизм будет побежден с перевесом в ОДИН ГОЛОС.

И это будет твой голос, мой читатель.

________

* Окончание. Начало в N 102


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Голос-из-болота

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Александр ВАСИНСКИЙ, Голос из "болота" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Голос-из-болота (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Александр ВАСИНСКИЙ:

Александр ВАСИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
488 просмотров рейтинг
14.04.2017 (2563 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Голос из "болота"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android