D. KAUSHIK, L. MITROKHIN. Lenin. His Image in India. Delhi, Bombay, Bangalore. Vikas Publications. 1970. 167 p.
Изданная в Индии к столетию со дня рождения В. И. Ленина одновременно на английском языке и хинди книга "Образ Ленина в Индии" подготовлена индийским историком Д. Каушиком и советским журналистом Л. В. Митрохиным, проведшим ряд лет в Индии. Разыскивая рассеянные в различных изданиях материалы о вожде пролетарской революции, они обследовали фонды национальных библиотек, Национального архива Индии, мемориальных музеев и библиотек университетов. Книга содержит высказывания деятелей индийского национально-освободительного движения, подборки из прессы, выдержки из первых книг о В. И. Ленине, стихи и поэмы о нем. В ней собраны многие неизвестные ранее факты об отношении индийской общественности к В. И. Ленину и Великой Октябрьской социалистической революции. "Составители книги, - пишет в предисловии к сборнику премьер-министр Индии Индира Ганди, - подготовили интересную работу о влиянии Ленина на самые восприимчивые умы современников в Индии. Бессмертие Ленина заключено в созидательной силе его учения... По-своему решая нашу собственную судьбу, мы будем всегда черпать вдохновение у великих деятелей мира, которые, подобно Ленину, все отдали своему народу".
Представители различных направлений индийского национально- освободительного движения обращались к идейному наследию В. И. Ленина, чтобы найти ответы на наиболее волнующие вопросы. Их пристальное внимание привлекли ленинские идеи по национальному вопросу, по проблемам борьбы против империализма, социально-экономических преобразований, революционного движения рабочего класса. Вместе с тем, как показывает сборник, в зависимости от своих идейных позиций различные деятели по- своему подходили к идейному наследию В. И. Ленина. Для ветеранов партии Индийский национальный конгресс Б. Г. Тилака и Ладжпат Рая В. И. Ленин - прежде всего борец против империализма, за мир, свободу порабощенных наций. Для нового поколения характерен более глубокий подход к изучению революционной теории. Дж. Неру, например, хотел понять идеи марксизма, потому что сегодня, как он писал, "они приводят в движение широкие массы мужчин и женщин и могут помочь нам в нашей собственной стране" (стр. 10).
Сборник свидетельствует также об огромном интересе к идеям В. И. Ленина со стороны мелкобуржуазных революционеров Индии. Для них было характерно революционное нетерпение, пренебрежение к массовой политической борьбе, к социальным проблемам, увлечение заговорщическими методами и склонность действовать посредством индивидуального террора. По сборнику можно проследить, как произведения В. И. Ленина помогали многим из них со временем избавиться от ошибок. Индийские революционеры глубоко изучали опыт большевистской партии, труды В. И. Ленина и проявляли все больший интерес к социальным проблемам, исторической роли пролетариата, к вопросам классовой борьбы. Особенно поучительны воспоминания знаменитого индийского революционера Бхагат Сингха. В своем предсмертном обращении к товарищам из тюрьмы он призывал их участвовать в массовой политической борьбе. Его совет обратиться к организации рабочих и крестьян и отказаться от заговорщической деятельности, несомненно, был навеян работами В. И. Ленина (стр. 144).
Помещенные в сборнике выдержки из изданной в 1921 г. книги нынешнего председателя Национального совета Коммунистической партии Индии Ш. А. Данге свидетельствуют о раннем знакомстве автора с трудами В. И. Ленина и документами Коминтерна, о глубоком внимании к важнейшим вопросам революционного движения пролетариата, а также связи международного рабочего и национально-освободительного движения. Собранные в книге многочисленные выдержки из индийской прессы убедительно показывают, что демократическая общественность страны приветствовала Октябрьскую революцию в России и ее вождя, связывая с рождением Советского государства надежды на освобождение Индии от колониального гнета. Газеты обстоятельно освещали внутреннюю и внешнюю политику Советского правительства. Выделяя в деятельности В. И. Ленина те черты, которые были им ближе всего и понятнее, прогрессивные индийские публицисты писали о нем как о великом гуманисте, борце за мир, за интересы тружеников, за освобождение
стр. 189
угнетенных народов. Отдельные авторы в своеобразной форме развивали идею закономерной смены господства капиталистов "царством шудр", то есть государством трудящихся.
В книге впервые собраны десятки некрологов из индийской прессы на смерть В. И. Ленина. Демократическая печать подчеркивала классовую сущность его деятельности. Особенно привлекают внимание некрологи в первом коммунистическом журнале "Socialist", издававшемся Ш. А. Данге, и в "The Labour Kishan Gazette" С. Четтиара. Основной мотив этих документов - уверенность в том, что дело В. И. Ленина неизбежно восторжествует не только в России, но и во всем мире.
Составители сборника всюду дали обстоятельные ссылки на источники. Но не меньшую пользу принесли бы краткие сведения об авторах и периодических изданиях, откуда взяты выдержки. Такие справки позволили бы читателю более четко ориентироваться в содержании сборника.
Вскоре после выхода в свет он был высоко оценен индийской общественностью. Газета "Amrita Bazar Patrika" писала 19 апреля 1970 г., что хотя влияние идей В. И. Ленина на Индию общепризнанно, "однако в общем не было известно, насколько глубоким оно являлось и как давно проявилось. Книгу, которую мы рецензируем, можно считать в этом отношении откровением. Составители книги... заслуживают благодарности серьезных исследователей за свой кропотливый научный труд". К этой оценке могут присоединиться и советские востоковеды.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |