Libmonster ID: RU-8585
Автор(ы) публикации: Г.И. РУЗАВИН

Развитие системы в последние годы обычно определяют как процесс необратимых ее изменений, сопровождающийся переходом от низшего к высшему, от простого к сложному и от менее организованного к более организованному. Интуитивно такое определение кажется вполне очевидным, но как только мы начинаем анализировать встречающиеся в нем термины, то сразу же возникает множество вопросов. Правда, термин "необратимость", заимствованный из современной науки, имеет вполне определенный смысл, но остается неясным, какое направление имеет такая необратимость. Понятия же низшего и высшего, простого и сложного являются расплывчатыми и служат предметом дискуссий.

До сих пор многие у нас считали, что исчерпывающее определение развития дает диалектическая концепция с помощью трех основных своих законов. Однако эти законы, опиравшиеся на результаты исследований классического естествознания, в частности три великих его открытия, сами нуждаются если не в пересмотре, то в уточнении и корректировке с позиций современной науки.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

Идея развития наиболее развернуто была сформулирована Гегелем, но эта формулировка, как известно, имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от запутанной идеалистической формулировки, то ее рациональный смысл сводится к тому, что по законам диалектики развивается мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в его философии постулируется тождество, то законы диалектики тем самым оказываются применимыми и к бытию.

Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно ей, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию и возникает антитезис. Благодаря сопоставлению и обобщению тезиса и антитезиса образуется их синтез. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез. Такая форма развития мысли действительно встречается в познании, в том числе в познании научном. Хрестоматийным примером может служить развитие учения о природе света, исходным пунктом которого является общее утверждение, или тезис, что свет представляет собой поток корпускул, или мельчайших частиц, испускаемых светящимся телом. Этот тезис встречается еще в античной науке, но более полное выражение получил в ньютоновской оптике. Однако уже сам Ньютон сознавал, что явления интерференции и дифракции света требуют иного объяснения. Такое объяснение впоследствии было найдено с помощью представления о свете как волновом процессе, которое выступает как антитезис по отношению к прежнему тезису. Наконец, в наше время свет рассматривается как поток элементарных частиц (фотонов), которые одновременно обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами. В этом утверждении нашли свое выражение как тезис, так и антитезис, т. е. получили единую, общую формулировку прежние представления о природе света, и поэтому она может рассматриваться как их синтез.

Подобных примеров развития мышления через триаду можно найти немало в познании, но многие критики Гегеля справедливо указывают, что триадическое развитие нельзя считать универсальным даже по отношению к мышлению, не говоря уже о применении его к реальному миру природы и общества. К. Поппер, например, считал, что диалектическая триада верно описывает некоторые этапы в истории мысли, в особенности в развитии идей и теорий, но она содержит много неясностей и неточностей .

Классики диалектического материализма всячески подчеркивали материалистический характер развития, воплощенного в законе отрицания отрицания. Они считали, что этот закон отображает поступательный, спиралевидный характер развития в природе и обществе, результатом которого является возникновение новых, более сложных структур и систем. Однако для обоснования этого закона не выдвигались достаточно убедительные научные аргументы

Больше того, гегелевская схема этого закона иногда искусственно накладывалась на развитие природных и общественных явлений. Такой подход присущ, в частности Ф. Энгельсу, который популяризировал закон отрицания отрицания в своих работах "Диалектика природы" и "Анти-Дюринг". Рассматривая, например, развитие растения из ячменного зерна, он, по-видимому, в угоду триадической схеме почему-то ограничивается выделением лишь двух отрицаний. Когда зерно попадет в благоприятные почвенные условия, оно подвергнется первому отрицанию: оно перестает существовать как зерно, и из него возникает растение. Как только созреют новые ячменные зерна, "стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен" . Остается неясным, почему выбраны здесь только два отрицания, а не три или большее число, соответственно стадиям развития растения.

Пожалуй, наиболее наглядно подгонка под гегелевскую триаду заметна с отрицанием отрицания математической величины. Так, если первое отрицание величины а достигается умножением на минус единицу (-1 ), то второе отрицание , т. е. отрицание отрицания, достигается уже умножением на минус а (-а), чтобы продемонстрировать, что полученный результат находится "на более высокой ступени, а именно во второй ступени" . Легко показать на численном примере, что если в качестве первоначальной величины а взять 1/2, то полученный результат а2 = 1/4, не будет больше исходной величины а.

Закон перехода количественных изменений в качественные вызывает меньше всего возражений, хотя в некоторых случаях его формулировка может привести к недоразумению. Иногда, например, говорят о превращении количества в качество и обратно, хотя остается непонятным, как может, скажем, количественное свойство вещи, выраженное числом, перейти или даже превратиться в качественное. По-видимому, традиционная формулировка несет в себе остаток гегелевского определения количества как внешней, безразличной к качеству определенности, а это создает впечатление об отсутствии изменений на количественном этапе развития. На самом же деле речь должна идти о переходе постепенных изменений в коренные, качественные, ибо постепенность отнюдь не исключает реальных изменений, хотя и другого характера.

Наконец, говоря о противоречиях, необходимо четко отличать противоречия развития от противоречий формально-логических, которые запрещаются логикой. Действительно, согласно закону непротиворечия в правильном рассуждении недопустимо одновременно утверждать суждение А и его отрицание ?А, т. е. их конюнкция (А&?А) будет всегда ложным суждением, а из него логически можно вывести любое другое, как истинное, так и ложное. В результате этого исчезнет различие между истиной и ложью, а это приведет к разрушению науки, ставящей своей целью поиск истины.

Провозглашая противоречия необходимыми для развития мышления, Гегель пытался преодолеть критику рационализма Кантом, который убедительно доказал, что всякое утверждение разума, выходящее за рамки возможного опыта, допускает одинаково убедительное обоснование. Гегель считал, что критика Канта была направлена против метафизики, отрицающей развитие мышления, а тем самым наличие в нем противоречий. Поскольку же между мышлением и бытием существует тождество, постольку Гегель переносил противоречия мышления и на действительность.

Следует, однако, четко отличать формально-логические противоречия от противоречий в развитии объективно-реального мира и мира нашего познания. Если логические противоречия недопустимы в науке, и когда они обнаруживаются, то устраняются, то противоречия в объективном мире имеют совсем иной и неоднородный характер. Они могут проявляться, например, в несоответствии темпов роста производства и потребления, различии экономических и политических интересов разных классов и групп общества, мотивов их поведения и т. п. Такие противоречия в каждом конкретном случае разрешаются по-разному, и поэтому для них не существует никакой общей схемы и логики решения.

Развитие научного познания также не сводится только к устранению логических противоречий в возникающих теоретических системах, а прежде всего заключается в устранении несоответствия между старыми методами объяснения и вновь открытыми фактами и данными, неспособностью старых идей и теорий понять и объяснить их. Такие противоречия представляют собой проблемы для науки.

Говоря о недостатках диалектической концепции развития, не следует забывать, что она, хотя и опиралась на крупные естественно-научные открытия, но они были сделаны свыше столетия назад. Хорошо известно, что такими достижениями считались три великих открытия в естествознании. "Первым из них, - как указывал Ф. Энгельс, - было доказательство превращения энергии.., так что данному количеству энергии в одной форме всегда соответствует определенное количество энергии в другой форме" . "Вторым - хотя по времени более ранним - открытием является открытие Шванном и Шлейденом органической клетки, из размножения и дифференциации которой возникают и вырастают все организмы, за исключением низших" . На вопрос: откуда возникает бесконечное разнообразие таких организмов?, дало ответ "третье великое открытие - теория развития, которая в систематическом виде впервые была разработана и обоснована Дарвином" .

С того времени, когда были сделаны эти открытия, естествознание добилось новых крупнейших достижений не только во всех этих направлениях исследования, но и во многих других, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира и оказали существенное влияние на философию и научное мировоззрение в целом. Не останавливаясь на подробном их обсуждении, остановимся лишь на тех, которые непосредственно связаны с тремя великими открытиями прошлого века и являются прямым их продолжением.

Закон сохранения и превращения энергии, несомненно, имел важное значение для установления связи между различными формами движения материи, но он не раскрывал механизма перехода от одних форм движения к другим в процессе их организации и усложнения. Более того, вся классическая термодинамика, в рамках которой был впервые сформулирован этот закон, опиралась на представление о закрытых и равновесных системах. Однако это представление сильно упрощает и искажает природу реальных систем, встречающихся в природе и обществе.

От изучения живых организмов на клеточном уровне биология углубилась до их анализа на молекулярном уровне. Это дало ей возможность широко использовать новейшие физико-химические методы и средства исследования, раскрыть тайны наследственности и расшифровать генетический код. Результаты этих исследований не только изменили многие прежние теоретические представления о сущности жизни и ее происхождении, но нашли многочисленные практические применения в борьбе с наследственными болезнями в медицине и генной инженерии по созданию новых видов растений и пород животных для сельского хозяйства.

Эволюционная теория Дарвина также подверглась значительным изменениям и дополнениям. Это касается прежде всего пересмотра прежних взглядов о механизмах наследственности и особенно роли мутаций в эволюционном процессе. Все это привело к появлению синтетической теории эволюции, в которой было сохранено основное содержание дарвиновской теории, в частности, принцип естественного отбора, но в то же время пересмотрены и изменены представления о наследственности, микро- и макроэволюции, было признано, что эволюция начинается не с вида, как считал, Дарвин, а с популяции, как совокупности организмов, обладающих общим генофондом.

Все эти достижения современного естествознания, бесспорно, приходится учитывать при обсуждении вопроса о развитии систем, ибо они конкретизируют и уточняют ряд общих положений, относящихся к данной теме. Однако для анализа этой проблемы наибольшее значение приобретают понятия и принципы таких междисциплинарных направлений исследований, как теория систем и парадигма самоорганизации, выдвинутая синергетикой. Именно они дают возможность выявить, во-первых, направленный характер изменений в системе, во-вторых, рассмотреть конкретный механизм возникновения порядка и организации, с которым связаны процессы перехода от одних структур и систем к другим.

САМООРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ КАК ОСНОВА ИХ РАЗВИТИЯ

Поскольку в реальном мире предметы и явления выступают не как изолированные и обособленные объекты, а взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом, постольку их необходимо рассматривать как определенные системы. Понятие "система" представляет собой конкретизацию и уточнение универсального принципа диалектики - принципа всеобщей взаимосвязи и обусловленности явлений природы и общества. Главное, что характерно для любой системы, - это взаимодействие ее элементов, в результате которого возникают новые свойства, которые отсутствуют у элементов. Именно благодаря этому система выступает как определенное целостное образование по отношению к своим частям. С такой точки зрения не только взаимосвязанную совокупность объектов, но и любой предмет, состоящий из взаимодействующих частей, можно рассматривать как систему. Поэтому всякий процесс развития в природе и обществе связан с развитием систем и должен рассматриваться с системной точки зрения. Только при таком подходе можно понять характер тех необратимых изменений, которые происходят в процессе развития как неорганических, так и органических систем, как систем природы, так и общества.

Долгое время существовало мнение, что системы неорганической природы в корне противоположны живым системам, ибо они якобы неспособны к какой-либо эволюции, а в состоянии только разрушаться. Такое мнение как будто подтверждалось классической термодинамикой, второй закон которой постулировал, что закрытые системы - а ими она только и ограничивалась - могут эволюционировать лишь в сторону увеличения их энтропии, т. е. усиления беспорядка, хаоса и дезорганизации. Это представление резко противоречило эволюционной теории Дарвина, которая убедительно доказала, что в живой природе, в мире растений и животных происходит постоянное совершенствование порядка, организации и самое главное - возникновение новых видов растений и пород животных. То же самое относится к социально-экономическим системам, где развитие происходит значительно быстрее, чем в живой природе.

Такое противоречие между классической термодинамикой, с одной стороны, и эволюционной биологией и социально- экономическими теориями, с другой, по сути дела, оставалось неразрешенным почти до середины нашего века. Первый шаг к разрешению этого противоречия был связан с введением понятия открытой системы, которая в отличие от закрытой системы учитывает взаимодействие системы с окружающей средой. Развернутое определение открытой живой системы дал выдающийся австрийский физик, один из создателей квантовой механики Э. Шредингер. "Средство, при помощи которого организм поддерживает себя на достаточно высоком уровне упорядоченности (равно на достаточно низком уровне энтропии), в действительности состоит в непрерывном извлечении упорядоченности из окружающей среды" .

По отношению ко всем самоорганизующимся системам аналогичное определение дал немецкий кибернетик Г. Ферстер. "Термин "самоорганизующаяся система", - писал он, - становится бессмысленным, если система не находится в контакте с окружением, которое обладает доступными для него энергией и порядком и с которыми наша система находится в состоянии постоянного взаимодействия, так что она умудряется как-то "жить" за счет этого окружения" .

Однако в кибернетике, как общей теории управления, самоорганизация направлена на достижение устойчивого динамического равновесия между управляющей системой и средой. Начиная от регулятора паровой машины Д. Уатта и кончая современными автоматами, все они конструируются так, чтобы поддерживать заданный режим функционирования. Иначе говоря, самоорганизация в них заранее предусмотрена человеком. Поэтому она, или точнее, динамическое регулирование опирается на принцип отрицательной обратной связи, согласно которому всякое отклонение системы от заданной программы корректируется управляющим устройством, приводящим систему в нормальное положение.

Совершенно иной характер имеет самоорганизация в природных системах, где благодаря ей возникают системы с новыми свойствами, структурами и режимами функционирования и поведения. Соответственно этому, здесь действует принцип положительной обратной связи, согласно которому изменения, происходящие в системе, не устраняются, а наоборот, накапливаются и усиливаются, что и приводит в конечном итоге к переходу от старой системы к новой. Исследованием таких сложноорганизованных систем занялось новое направление междисциплинарных исследований, которое было названо синергетикой.

Автор этого термина немецкий физик Герман Хакен образовал его из древнегреческого слова синергея, означающего совокупное, согласованное действие. Разрабатывая теорию твердотельных лазеров, он выяснил, что если в начале движения составляющих его молекул происходят беспорядочно, то под воздействием "накачки" внешней оптической энергией они становятся все более упорядоченными. При достижении некоторого критического значения "накачки" все молекулы начинают колебаться в одной фазе и вследствие этого лазер начинает излучать мощный поток световой энергии. Подобное согласованное взаимодействие элементов системы, приводящее к их коллективному поведению, Хакен назвал кооперативным или синергетическим .

Сейчас становится все более очевидным, что кооперация в развитии систем играет значительно большую роль, чем конфликты. Уже биологи обратили внимание на то, что эволюция в живой природе сопровождается не только "борьбой за существование" между организмами, но и их сотрудничеством, или кооперацией. В социальных системах, несмотря на периодически возникающие напряженности и даже резкие конфликты, кооперация и согласие являются существенными и желательными не только для их разрешения, но и дальнейшего развития.

Другое направление исследований было связано с изучением самоорганизующихся химических реакций, которые впервые экспериментально открыли наши отечественные ученые: сначала Б.П. Белоусов, а затем группа А.М. Жаботинского . Именно их опыты послужили основой для построения соответствующей теоретической модели ("брюсселятора") бельгийскими учеными во главе с И.Р. Пригожиным (русским по происхождению). Возникающие в ходе этих реакций определенные пространственные структуры или периодически меняющийся во времени цвет раствора ("химические часы"), Пригожин объяснил взаимодействием системы со средой, из которой в нее поступают свежие реагенты и выводятся использованные. Поскольку все подобные процессы сопровождаются диссипацией (рассеянием) энергии, то самоорганизующиеся структуры такого рода он назвал диссипативными.

В отличие от классической термодинамики, которая имела дело, главным образом, с идеальными закрытыми и равновесными системами, новая теория самоорганизации опирается на неклассическую термодинамику, оперирующую открытыми и неравновесными системами. Согласно этой теории, началом процесса самоорганизации служат случайные отклонения системы от равновесия, которые называют флуктуациями. В первое время эти флуктуации подавляются системой, но поскольку система взаимодействует с окружающей средой и является неравновесной, то постепенно ее флуктации не только не ослабляются, но наоборот усиливаются. В результате усиления флуктуаций ее прежняя динамическая структура или режим функционирования "расшатывается", т. е. старые взаимосвязи между элементами системы подвергаются изменениям, и как следствие такого процесса, возникает новый динамический режим, структура или спонтанный порядок. Все перечисленные термины характеризуют тот же самый, общий процесс изменения характера взаимодействия между компонентами или элементами системы, хотя называются по-разному в различных конкретных исследованиях. В теории систем и ее приложениях предпочитают говорить об изменении структуры систем, в динамическом регулировании - об изменении режима функционирования, в экономике и социальных науках - о возникновении нового спонтанного порядка, причем эпитет "спонтанный" подчеркивает, что речь в данном случае идет о порядке, возникающем самопроизвольно в силу внутренне присущих системе причин и факторов. Понятие "порядок" раньше применялось лишь по отношению к фиксированным структурам, начиная от взаимосвязи частей в устойчивых системах и кончая расположением атомов в кристаллической решетке. Поэтому никакого представления о динамическом порядке, возникающем спонтанно, в класической науке не существовало. Между тем макроскопический динамический порядок играет важную роль не только в биологии и социальной жизни, где структура систем не остается неизменной на протяжении их существования. Даже в неживой природе многие процессы сопровождаются возникновением динамического порядка, о чем свидетельствуют бесчисленные примеры образования разнообразных форм, начиная от появления водяных вихрей и песчаных дюн и кончая космическими процессами,

Хотя понятие "стабильный порядок" является весьма важным для технологии и повседневной практической деятельности, но оно оказывается весьма ограниченным и даже неудовлетворительным, когда приходится анализировать процессы эволюции и развития систем. Поэтому синергетический подход к определению порядка является необходимым моментом для дальнейшего исследования таких систем.

Ознакомившись в общих чертах с принципами самоорганизации, мы можем теперь ближе рассмотреть, как они могут быть использованы для более точной экспликации категории развития.

Любой процесс развития может совершаться лишь в открытых системах, взаимодействующих с окружающей средой. Закрытые системы, согласно 2-му закону термодинамики, могут изменяться лишь в направлении увеличения их энтропии, а следовательно, усиления их беспорядка, хаоса и дезорганизации.

Если открытые системы при наличии определенных условий способны к самоорганизации, то закрытые системы при любых условиях могут лишь самодезорганизоваться. В связи с этим вряд ли целесообразно говорить о регрессивном развитии и связывать его с изменением закрытых систем. Скорей всего, речь должна идти о процессах самоорганизации и (само)дезорганизации.

Условие открытости системы далеко недостаточно, чтобы считать ее самоорганизующейся. Важнейшим является требование, чтобы система была достаточно далеко от точки термодинамического равновесия, ибо в противном случае она будет стремиться к состоянию максимального беспорядка. Необходимо также множество других условий, которые определяются природой соответствующих систем и анализируются в конкретных науках. Чем выше на эволюционной лестнице находится система, тем больше требований предъявляются к ней и тем более сложно происходят в ней процессы самоорганизации.

Поскольку всякое развитие всегда связано с возникновением нового, то источником и исходным его пунктом служит появление случайностей. В строго детерминированном мире, где возникновение будущих событий однозначно определено прошлым и настоящим их состоянием, появление случайностей совершенно исключается, и поэтому в нем не может появиться что-либо новое, а следовательно, немыслимо и развитие. В этом тезисе находит свое подтверждение гениальная догадка античных философов Эмпедокла и Лукреция Кара о необходимости допущения случайности для развития мира.

Флуктуации, или случайные отклонения системы, которые рассматриваются в синергетике, по сути дела, являются тем пусковым механизмом, который направляет дальнейшее ее развитие. В принципе флуктуации существуют всегда, но только в открытых неравновесносных системах они начинают постепенно накапливаться и усиливаться, и в конце концов приводят к разрушению прежнего порядка и структуры и способствуют самоорганизации ее элементов. Результатом этого процесса служит возникновение новой системы с новой структурой. По этому поводу известный немецкий ученый М. Эйген, автор новой синергетической концепции происхождения жизни, заявляет, что "самоорганизация материи, которую мы связываем с "возникновением жизни", должна была начаться со случайных событий" .

Признание существования случайностей в мире дает возможность принципиально по-новому подойти и к решению проблемы времени. Действительно, и в классической и квантовой механике время выступает как простой геометрический параметр, знак которого в уравнениях движения можно менять на обратный. Это означает, что никакие материальные изменения в таком времени не происходят, так как рассматриваемые процессы считаются обратимыми. Хотя классическая термодинамика впервые ясно показала, что тепловые процессы являются необратимыми, тем не менее она связала время, а точнее, его "стрелу" или направленность с ростом энтропии системы. А это не согласуется ни с интуитивным представлением о времени, ни с эволюционными процессами в биологических и социальных системах. Новое представление о стреле времени учитывает роль случайностей, ибо только тогда, когда система ведет себя случайным образом, в ее описании можно различать прошлое и будущее состояния, а следовательно, необратимость времени.

Необратимость, неустойчивость и неравновесность являются более фундаментальными свойствам для эволюционирующих систем нашей Вселенной, чем их устойчивость и равновесность, которые характеризуют лишь определенные состояния и моменты их развития. Именно указанные фундаментальные свойства предопределяют возможность появления нового спонтанного порядка и структуры в возникающих системах, а следовательно, самоорганизацию и развитие во Вселенной. Это, конечно, не исключает существования в ней процессов дезорганизации и разрушения.

Важнейшая заслуга синергетики состоит в том, что она впервые экспериментально доказала и теоретически обосновала возможность возникновения самоорганизации при наличии определенных условий в простейших физических и химических системах, т. е. в самом фундаменте здания материи. Именно к ним относятся рассмотренные выше процессы самоорганизации в лазере и химических реакциях. Благодаря новым результатам синергетики постепенно исчезает прежнее противопоставление неживой материи живой, а само возникновение жизни не рассматривается как результат крайне редкой и чисто случайной комбинации необходимых для этого условий и факторов.

ПРОЦЕССЫ САМООРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ

Идея о том, что развитие всегда связано со становлением порядка и организованности в системах, интуитивно сознавалась очень давно. Доказательством тому могут служить космогонические мифы древних народов, а также первые космологические гипотезы античных ученых. Для обозначения порядка древние греки употребляли слово "космос", которое они понимали совсем в другом смысле, чем тот, к которому привыкли мы. Если для нас космос чаще всего ассоциируется с представлением о ближней области Вселенной, то античные греки под ним подразумевали любой порядок, согласие, гармонию. Даже военный строй они называли космосом. Противоположным по смыслу к космосу являлось для них состояние, которое они выражали словом "хаос".

Характерная особенность древних мифов о происхождении Вселенной и первых космогонических гипотез состоит в том, что в них космос, олицетворяющий упорядоченную Вселенную, возникал из первобытного хаоса, который представлялся в виде бесформенной, неорганизованной и нерасчлененной материи. Сам процесс перехода от хаоса к космосу в различных мифах и гипотезах интерпретировался по-разному, начиная от разделения единого океана на небо и землю, и кончая выделением слитых в первобытном хаосе таких первоначальных стихий, как вода, земля и огонь, из которых впоследствии образовались Солнце, звезды, воздух, а уже из них - минералы, растения и животные. "Переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному космосу, - читаем мы в "Мифах народов мира", - составляет основной внутренний смысл мифологии, содержащейся уже в архаических мифах творения" .

Во многом аналогичные взгляды мы находим в первых космологических гипотезах, выдвинутых античными философами. Пожалуй, наиболее развернутую гипотезу подобного рода предложил Платон в своем диалоге "Тимей", в котором он указывает, что начало процесса творения остается невыясненным и поэтому о нем можно лишь догадываться. В то же время он, как и его предшественники, считал, что до начала этого процесса материя находилась в беспорядочном, хаотическом и пассивном состоянии. Необходима была поэтому активная организующая сила Демиурга, который привел ее в движение, придал ей упорядоченность и организацию. Эта основная идея о косной материи и деятельной, организующей форме получила дальнейшее развитие в космогонии его ученика Аристотеля, который также признавал, что началом построения мироздания было выделение из хаоса и обособление четырех основных стихий: воздуха, воды, земли и огня. Примечательно, что античная гипотеза о возникновении упорядоченного, организованного мира из неупорядоченного хаоса была воспринята, хотя и в сильно видоизмененной форме, новейшей космологией.

По современным представлениям космологическая эволюция дает начало всем процессам и формам развития материальных систем во Вселенной. Хотя в настоящее время существует множество различных гипотез ее происхождения и эволюции, но в качестве стандартной модели принимается гипотеза Большого взрыва. Такая модель впервые была выдвинута Г.А. Гамовым для объяснения открытий, сделанных во внегалактической астрономии. В 1929 г. американский астроном Эдвин Хаббл обнаружил, что свет, идущий от далеких галактик, в спектроскопе смещается в красную сторону. Это явление, названное впоследствии "красным смещением", согласно принципу Допплера, стали интерпретировать как "разбегание галактик".

По стандартной модели первоначально Вселенная находилась в сверхплотном и сверхгорячем состоянии. После взрыва она начала расширяться и постепенно охлаждаться. Что собой представляла Вселенная до взрыва никаких надежных данных не существует, высказываются лишь предположения и гипотезы. В настоящее время все более популярной становится кварковая модель в виду того, что эти гипотетические частицы считаются основой для построения существующих элементарных частиц и сама модель оказывается достаточно простой. Однако такая модель вызывает возражения многих специалистов прежде всего потому, что сами кварки являются гипотетическими частицами и экспериментально не обнаружены.

Относительно более надежными являются представления об эволюции Вселенной после взрыва и начавшегося ее расширения. Предполагают, что после 0,01 сек. после взрыва материя составляла своеобразную смесь вещества и излучения, состоящую в основном из электронов, позитронов и фотонов, которые непрерывно взаимодействовали между собой: электроны и позитроны превращались в фотоны, а последние, сталкиваясь друг с другом, образовывали пару электрон и позитрон. Следовательно, на этой стадии происходило непрерывное превращение вещества в излучение и наоборот, излучения - в вещество. После дальнейшего расширения Вселенной и соответственно понижения ее температуры возникли более тяжелые ядерные частицы - протоны и нейтроны. Самым главным результатом этой стадии эволюции Вселенной было образование крайне незначительного перевеса вещества над излучением, которое оценивается примерно как излишек одного протона или нейтрона на миллиард фотонов. Но именно из этого излишка в результате дальнейшей эволюции возникло все богатство и разнообразие материальных образований и форм, начиная от атомов, молекул, кристаллов, минералов и кончая галактиками.

Таким образом, современная космология утверждает, что эволюция Вселенной сопровождалась непрерывным упорядочением и организацией возникающих в процессе ее расширения материальных систем: из микросистем в процессе самоорганизации возникли макросистемы, а от них в ходе космологической эволюции и действия гравитационных сил появились звезды и планетные системы, галактики и охваченная нашими астрономическими наблюдения Метагалактика.

Подобное же совершенствование упорядоченнности структур и возникновение новых, более сложных систем ясно прослеживается в ходе эволюции живых организмов на Земле. Идеи и принципы, развитые в фундаментальном труде Чарльза Дарвина "Происхождение новых видов", стали основой новой эволюционной парадигмы в биологии. Впоследствии теория Дарвина подверглась значительным дополнениям, исправлениям и изменениям в синтетической теории эволюции. Наряду с последней появились также некоторые альтернативные теории эволюции. Тем не менее, такие основные идеи дарвиновской теории, как идеи изменчивости, наследственности и естественного отбора составляют содержание всех новейших концепций эволюционной биологии. В свою очередь, эти идеи опираются на существование в живой природе открытых неравновесных систем, которые для адаптации к окружающей среде вынуждены были взаимодействовать с ней, а тем самым, с одной стороны, самоорганизоваться, а с другой - оказывать влияние на среду, так или иначе изменяя ее. Во всех биологических теориях эволюции обычно подчеркивается именно воздействие среды на организмы и их системы, заставляющее их приспосабливаться к существующим или изменяющимся условиям. Однако часто остается в тени обратное влияние живых систем на среду их обитания, их коэволюция, что имеет существенное значение для экологических исследований.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Хотя принципы синергетики сформировались в рамках естествознания, но идеи самоорганизации и эволюции оказались достаточно адекватными для понимания и объяснения процессов становления и развития экономических, социальных и гуманитарных систем. На интуитивном уровне еще в ХYIII в. они высказывались шотландскими экономистами, моралистами и философами. Тот факт, что спонтанный порядок возникает в ходе рыночного регулирования, был ясно сформулирован, например, основоположником классической политической экономии Адамом Смитом. "Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им (курсив мой. - Г.Р.)" .

У самого Смита мы не находим ответа на вопрос, на какие принципы опирается "невидимая рука", устанавливая цены на рынке, но некоторые энтузиасты кибернетики объявили таким регулятором принцип отрицательной обратной связи. "На свободном рынке, - пишет Хардин, - цены в конечном счете регулируются с помощью принципа отрицательной обратной связи" . Однако этот принцип, как мы отмечали выше, обеспечивает порядок и устойчивость такой динамической системы, какой является рыночный механизм, но он не объясняет, каким образом возникает этот порядок и как происходит переход от одного порядка к другому.

Самоорганизация в социально-экономических системах также предполагает наличие определенного взаимодействия, или синергии, между участвующими в общественных процессах людьми, группами и классами. По мнению теоретиков маржинального анализа, или предельной полезности товаров, возникновение равновесной цены на рынке происходит в результате согласования субъективных шкал полезностей или ценностей, которыми руководствуются индивидуальные его участники. Такое согласование происходит за их спиной, и поэтому на рынке возникает никем заранее не предусмотренная равновесная цена. Вследствие этого Е. Бем-Баверк, например, определяет равновесную цену как равнодействующую сталкивающихся на рынке субъективных оценок товаров . Известный экономист Ф. фон Хайек считает такой учет субъективной оценки полезности товаров чуть ли не революцией в экономической теории .

Понятие субъективной ценности товара, которое характеризует к его полезность для покупателя, бесспорно, является необходимым дополнением его объективной ценности, или стоимости, определяемой общественно необходимым трудом, затраченным для его изготовления, и выявляемой в ходе рыночного обмена. Согласование целей, интересов и мотиваций составляет важную, но не единственную особенность самоорганизации экономических, социальных, культурных и гуманитарных систем. Самым главным условием их самоорганизации является постепенное формирование спонтанного порядка и новых структур в процессе многовекового развития. Такое формирование происходило путем неустанных проб и ошибок, где каждый успех подкреплялся достижением лучших условий для жизнедеятельности людей. Приобретаемый таким путем социальный, экономический, культурный и нравственный опыт закреплялся в традициях и обычаях, и путем воспитания и обучения передавался от поколения к поколению. Именно на основе такого исторического опыта и традиций возникли мораль, право, рынок, деньги, наука, язык и культура в целом.

Если в живой природе эволюция происходит путем передачи наследственной информации от родителей к потомкам, то в обществе на смену ей приходит передача социального опыта, в котором аккумулированы навыки, умения, практика и духовная культура всех предшествующих поколений. Хотя биологическая эволюция рода Номо Sapiens уже давно прекратилась, но социальное развитие общества продолжается и происходит несравненно более высокими темпами именно благодаря "социальному наследованию". Однако такое наследование принципиально отличается от природного, биологического и по своей сущности, и по механизмам передачи, поскольку при этом происходит рациональное освоение и передача социального опыта всего общества. Наконец, фундаментальное различие между развитием природных и общественных систем заключается в том, что самоорганизация в последних дополняется сознательной организацией. Поскольку в обществе действуют люди, одаренные волей и сознанием, преследующие те или иные интересы и ставящие себе определенные цели, постольку они могут влиять на стихийные процессы, совершающиеся в обществе, корректировать и предупреждать их негативные последствия. Искусство управления социально-экономическими и гуманитарными системами во многом зависит от умения учитывать не столько различие, сколько взаимодействие между процесами самоорганизации и организации в этих системах.

Необходимость такого взаимодействия особенно наглядно видна на примере развития рыночной экономической системы. До возникновения Великой депрессии 1929-1933 гг. в США среди западных экономистов существовало убеждение, что самоорганизация рынка путем механизма цен является единственным инструментом его регулирования. Даже сейчас сторонники монетаризма во главе с М. Фридменом заявляют, что такая сложноорганизованная система, как рынок, "может эволюционировать и процветать без всякого центрального управления" . Поэтому они решительно выступают за то, "чтобы ограничить правительственную власть в экономике и социальной сфере, дополнить и усилить первоначальный билль о правах экономическим биллем" .

В противоположность этому выдающийся английский экономист Д. М. Кейнс, анализируя результаты Великой депрессии 30-х гг., в фундаментальной работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) убедительно доказал, что рынок не является полностью саморегулирующейся системой. Поэтому в своей новой теории он указывает "на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе" .

Противоположный подход, при котором совершенно игнорировалась рыночная самоорганизация, был предпринят в административно-командной экономике бывшего Советского Союза. Попытки централизованного управления и планирования всей экономической деятельности вплоть до мелочей, игнорирование самоорганизации на местах привели к потере заинтересованности трудящихся в результатах своей деятельности, не стимулировали рост производительности труда и в итоге - стагнация производства, а затем его спад и кризис. Реформы, направленные на выход из этого кризиса и ориентированные на создание рыночной экономики, к сожалению, не избежали другой крайности.

В основе "шоковой терапии", которая начала проводиться в нашей стране с конца 1991 г., лежали три основные цели:

либерализация цен, которая в условиях сверхмонополизации производства и отсутствия свободной конкуренции на рынке привела к галлопирующей инфляции и спаду производства;

массовая и ускоренная приватизации исходила из непродуманной и неоправдавшейся предпосылки, что передача государственной собственности в частные руки немедленно приведет к более эффективному ее использованию. На деле ее результатом стало падение производства и перекачка капитала в спекулятивные коммерческие структуры и за границу.

макроэкономическая стабилизация экономики путем проведения жесткой денежно-кредитной политики в условиях отсутствия свободы выбора поставщиков при сверхмонополизации вынуждала предприятия соглашаться со все растущими ценами на сырье и комплектующие изделия, и повышать цены на продукцию. В итоге еще больше раскручивалась спираль инфляции и сокращались инвестиции.

Такая политика экономических реформ исходила из ошибочной предпосылки, что декретирование рынка само собой приведет к самоорганизации экономики, установлению правильных структурных пропорций между разными ее отраслями и в конечном итоге к стабилизации народного хозяйства. Однако, даже если в развитой экономике механизм рынка не является самодостаточным для регулирования хозяйства и нуждается во вмешательстве государства, то тем более это относится к странам, где нормальный цивилизованный рынок предстоит еще создать.

Методологический урок, который можно извлечь из проведения реформ в нашей стране, заключается в игнорировании взаимодействия процессов самоорганизации, связанных с рыночным регулированием, и процессов организации, направленных на устранение возникающих при этом недостатков, осуществляемых со стороны государства. Сравнивая экономику с яхтой в море, выдающийся американский экономист В. Леонтьев указывал: "Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер, это - заинтересованность. Руль - государственное регулирование" .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция развития, как мы видели, теснейшим образом связана с парадигмой самоорганизации синергетики. Поскольку самоорганизация и генетически, и исторически предшествует сознательной организации, постольку именно она выступает как форма проявления внутренней активности систем, как их тенденция к достижению спонтанного порядка. Процесс развития, однако, не сводится к закреплению достигнутого порядка. С изменением условий прежний порядок и структура заменяются другими, и этот процесс продолжается до тех пор, пока происходит развитие.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ-КОНЦЕПЦИЯ-РАЗВИТИЯ-И-СИНЕРГЕТИКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г.И. РУЗАВИН, ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И СИНЕРГЕТИКА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ-КОНЦЕПЦИЯ-РАЗВИТИЯ-И-СИНЕРГЕТИКА (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Г.И. РУЗАВИН:

Г.И. РУЗАВИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
3784 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
8 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И СИНЕРГЕТИКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android