Libmonster ID: RU-17072
Автор(ы) публикации: В. В. СОКОЛОВ

Вышел в свет новый сборник документов1, подготовленный Министерством иностранных дел России (МИД) и Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО Университет) в связи с 60-летием Организации Объединенных Наций (ООН), а тем самым и деятельности России/СССР в этой организации. В сборник включены выступления глав советских и российских делегаций на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 - 2005 гг.

Книгу открывает вступительная статья министра иностранных дел Российской Федерации (РФ) С. В. Лаврова "Россия и Организация Объединенных Наций", в которой рассматриваются многие важные вопросы, в частности новые аспекты деятельности России в ООН.

К сожалению, о деятельности ООН российская общественность знает немного. Поэтому сборник, в котором собраны документы ООН почти за 60 лет, является ценным изданием, позволяющим проследить позицию СССР/России по вопросам сохранения мира и международной безопасности в течение нескольких десятков лет. Через ООН проходит "горизонтальный срез" основных мировых проблем - все они так или иначе рассматриваются в Совете Безопасности или на Генеральной Ассамблее, в других органах ООН, находят отражение в принимаемых решениях.

Сборник отличается еще и тем, что его составители, включив в него выступления глав советских делегаций, решают тем самым проблему отчуждения от собственной истории и исходят из того, что "существование СССР - это важнейший исторический и политический фактор двадцатого века"2.

Многие вехи на пути создания ООН были связаны с инициативной деятельностью советской страны, ее дипломатии. На "необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной организации для поддержания мира и безопасности" говорилось в Декларации США, Великобритании, СССР и Китая, подписанной 30 октября 1943 г. в Москве3. Конференция руководителей Советского Союза, США и Великобритании, проходившая 3 - 11 февраля 1945 г. на территории СССР, в Крыму, выработала известную "ялтинскую формулу" - принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности, "право вето", которое выдержало проверку временем и сыграло положительную роль в деле сохранения мира в годы "холодной войны".

Несмотря на жесткое противостояние в годы "холодной войны", а может быть и вследствие этого, советской дипломатии удалось достигнуть с ведущими странами Запада, прежде всего, с США, ряда важнейших договоренностей по вопросам разоружения,


Соколов Владимир Васильевич - кандидат исторических наук.

1 Выступления глав делегаций СССР/Российской Федерации на сессиях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Сборник документов. М.: "Международные отношения", 2006 г. Редакционная коллегия: С. В. Лавров (председатель), А. В. Торкунов (заместитель председателя), А. А. Чурилин (заместитель председателя), А. А. Бессмертных, А. М. Белоногов, Ю. В. Воронцов, А. И. Денисов, Ю. В. Дубинин, В. Ф. Петровский, А. В. Яковенко.

2 Независимая газета, 25.VII.2006; Российская газета, 21.VII.2006.

3 Известия, 2.XI.1943.

стр. 121


действующих и поныне. Напомним о проблемах, поставленных в выступлениях глав делегаций СССР/России, и нашедших отражение в документах ООН. Многосторонние соглашения: Договор об Антарктике (1959 г.); Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.); Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.); Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.); Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.). Двусторонние соглашения СССР с США: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (1972 г.); Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (1972 г.); Соглашение о предотвращении ядерной войны (1973 г.); Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (1974 г.); Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях (1976 г.).

Но ряд переговоров по отдельным аспектам разоружения, начавшихся еще в советский период, сегодня не нашли своего продолжения по воле США, поскольку новая Россия ныне не представляет угрозы и с ней, как и со всем международным сообществом, по мнению определенных американских кругов, можно не считаться.

Деятельность советской дипломатии в ООН, как показывают документы сборника, не ограничивалась только проблемами разоружения. В этой связи напомним о рассмотрении в ООН ряда политических вопросов, постановка которых была инициирована советской дипломатией. Среди них - принятая XV сессией Генеральной Ассамблей ООН "Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам" (1960 г.), имевшая колоссальные последствия для освободительной борьбы во всем мире. К ней примыкает поддержанная СССР декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.). Важное значение имели: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида (1948 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.).

ООН, при активной поддержке СССР, играла немалую роль в урегулировании локальных конфликтов, в том числе: агрессия Англии, Франции и Израиля против Египта (1956 г.), вооруженное вмешательство США и Великобритании во внутренние дела арабских стран и выводе их войск из Ливана и Иордании (1958 г.), вывод бельгийских войск из Республики Конго (1960 г.), вывод израильских войск с территории Египта, Иордании и Сирии (1967 г.), урегулирование арабо-израильского конфликта (1973 г.), соглашение о прекращении военных действий в Ливане и о безоговорочном выводе израильских войск с территории Ливана (1982 г.); ливанская проблема актуальна и сейчас.

Выступая на "Саммите Тысячелетия", проводимого в рамках ООН, 6 сентября 2000 г., Президент России В. В. Путин напомнил, что, когда 55 лет тому назад создавалась ООН, многих из государств, представленных ныне в ООН, "просто не было на карте мира". Сегодня же все они "служат интересам международного сообщества" (с. 789).

За последние 15 лет в деятельности ООН многое изменилось. Появление Российской Федерации не только как правопреемника, но и продолжателя Советского Союза, возвестило, с одной стороны, о преемственности российской внешней политики по вопросам борьбы за мир и международную безопасность, а с другой - о решительном отходе от конфронтации, идеологической зашоренности и блоковой солидарности, присущей прошлому. Поэтому для российской дипломатии в настоящее время характерным является стремление к широкому сотрудничеству, поиску взаимоприемлемых решений.

Однако США, самая могущественная в экономическом и военном отношении держава мира, оказались не готовы вести сотрудничество на равных. По словам бывшего министра иностранных дел РФ Е. М. Примакова, в стенах ООН стал проявляться "санкци-

стр. 122


онный синдром" - стремление шире и активнее применять санкции и другие принудительные меры. Российский министр иностранных дел высказался тогда против идеи продвинуть военную инфраструктуру НАТО на восток и сделать НАТО "осью новой европейской системы" (с. 768 - 771).

23 сентября 1997 г. Е. М. Примаков в своем выступлении обратил внимание на опасность региональных конфликтов в многополярном мире. В этой связи он отметил большую миротворческую роль России на пространстве бывшего СССР, назвав в качестве примера урегулирование в Таджикистане, прекращение войны в Нагорном Карабахе и в Абхазии.

Документы сборника свидетельствуют об активности российской дипломатии в ООН, где ее представители вносят все новые предложения, направленные на снижение уровня ядерного противостояния и обеспечение международной безопасности.

Министр иностранных дел России И. С. Иванов, выступая на Генеральной Ассамблее ООН 21 сентября 1999 г., выдвинул идею разработки Концепции мира в XXI веке (с. 784); 18 сентября 2000 г. И. С. Иванов с трибуны ООН призвал США продолжить процесс ядерного разоружения, продвигаясь к заключению Договора СНВ-3, то есть снизить предельный суммарный уровень ядерных боезарядов до 1500 единиц (с. 792); в речи в ООН в 2001 г. И. С. Иванов напомнил, что СССР и США имели в 1990 г. вместе 20 834 ядерных боезарядов (с. 797).

И. С. Иванов, выступая в сентябре 2002 г. на 57 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отметил, что после террористического акта против США 11 сентября 2001 г. произошло беспрецедентное со времен второй мировой войны единение международного сообщества. Была создана и активно действовала антитеррористическая коалиция, которая продемонстрировала свою эффективность в Афганистане (с. 812).

Однако прошло два года, и американские политики стали отходить от общих принципов в оценке терроризма. Министр иностранных дел России С. В. Лавров вынужден был в выступлении 23 сентября 2004 г. отметить глобальный характер террористической угрозы и подчеркнуть, что безопасность в современном мире неделима. Следовательно, и ответственность за ее обеспечение может быть только коллективной. Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной стратегии и общепринятой правовой основы, которая требует своего дальнейшего развития и совершенства. В то же время, С. В. Лавров указал на необходимость раз и навсегда отказаться от двойных стандартов по отношению к террору, какими бы лозунгами он ни прикрывался. Этого требует бесчеловечность террористических актов и необходимость обеспечения надежных гарантий против доступа террористов к оружию массового уничтожения (с. 814).

Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2003 г., Президент России В. В. Путин остановился на гуманитарной деятельности ООН, о которой мало известно и о которой "не всегда знают граждане благополучных государств". Тем не менее, ООН помогает выжить и сохранить надежду миллионам обездоленных на планете - жертвам голода, болезней и конфликтов. Понимая, насколько ценна гуманитарная миссия ООН, подчеркнул В. В. Путин, Россия списала за три последних года "задолженность развивающихся стран на общую сумму 27,2 млрд. долл." (с. 810).

Дополняя эту информацию, министр иностранных дел С. В. Лавров напомнил, что Россия ежегодно предоставляет тысячу стипендий учащимся из африканских стран, внесла 7,5 млн. долл. в Фонд борьбы со СПИДом, оказывала гуманитарную помощь многим странам Африки на двусторонней основе (с. 816).

За последние 15 лет изменился характер дипломатической деятельности. В настоящее время МИД России придает больше значение участию российских государственных и коммерческих предприятий в материально-техническом обеспечении миротворческих и гуманитарных операций, проводимых под эгидой ООН. В 2004 г. доля России на рынке операций по поддержанию мира, осуществляемых ООН, превысила 12% от общего объема закупок, составив около 138 млн. долл. В 2003 г. этот объем был равен 90 млн. долл. Основными получателями услуг российских компаний стали миротворческие операции ООН в Бурунди, Кот-д'Ивуаре, Демократической Республике Конго, Либерии и

стр. 123


Сьерра-Леоне. Однако участие российских компаний на рынке ООН, на 99% сводится к контрактам на авиационные услуги (с. 11). По инициативе МИД совместно с Торгово-промышленной палатой России в мае 2005 г. были предприняты соответствующие шаги, чтобы наладить взаимодействие между заинтересованными российскими компаниями и главами закупочных служб более 30 организаций системы ООН. Эти шаги, по всей вероятности, помогут повысить долю России на рынке операций, проводимых по линии ООН.

С. В. Лавров в своей вступительной статье в сборнике отмечает, что Россия не только оказывает помощь слаборазвитым странам, но и сама в свою очередь получает необходимое экономическое содействие в рамках Программы развития ООН (ПРОООН) на 2004 - 2007 гг. В настоящее время осуществляется 28 проектов в более чем 30 субъектах РФ. Основные направления такого взаимодействия - социально-экономическая сфера, защита окружающей среды, совершенствование системы государственного управления. В "портфеле заказов" ПРООН для России имеются проекты на общую сумму свыше 100 млн. долл. От трети до половины этих средств использовано в 2005 г. Более 90% проектов осуществляется в режиме "национального исполнения", то есть силами российских специалистов (с. 13).

Российская сторона стремится задействовать потенциал системы ООН в интересах социально-экономического развития Северокавказского региона. В 2004 г. стоимость осуществленных там проектов по линии ООН и международных неправительственных организаций составила 62 млн. долл., из которых около 90% пришлось на Чеченскую республику (с. 14).

Осуществляется сотрудничество России с Детским фондом (ЮНИСЕФ) по вопросам содействия развитию в раннем детстве, предупреждения некоторых заболеваний, включая СПИД. Объем проектной деятельности ЮНИСЕФ в России в 2003 - 2005 гг. составил около 10 млн. долл. (с. 14).

Положительные итоги деятельности ООН, как в акциях по поддержанию мира и международной безопасности, так и в гуманитарной сфере, не вызывают сомнения. Но прошло более 60 лет с основания ООН. Мир изменился. Такие государства, как Германия и Япония достигли больших успехов в своем экономическом развитии, входят в "восьмерку" самых богатых стран мира. Однако они не занимают постоянного места в Совете Безопасности ООН. Немалых достижений добились Индия, Бразилия и другие страны.

Настало время кардинальной реформы ООН, за которую активно выступал Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан. Но дело это не простое. Как показали итоги 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2005 г., не все государства еще готовы на кардинальный пересмотр уставных положений ООН. Даже "у Вашингтона крайне сдержанный и осторожный подход к реформированию Совбеза"4, - заметил А. И. Денисов, бывший тогда постоянным представителем России при ООН, ныне - первый заместитель министра иностранных дел РФ. Осторожность присуща и позиции России. В настоящее время "Россия выступает за расширение состава Совета Безопасности, - говорил 14 июля 2005 г. министр иностранных дел России С. В. Лавров, - но на основе широкого согласия. Однако сейчас такого согласия нет"5.

Выступая на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 15 сентября 2005 г., Президент России В. В. Путин, затронув вопрос об адаптации ООН к новым историческим реалиям, подчеркнул, что "процесс этот должен быть созидательным" и "он должен сплачивать, а не разъединять" (с. 818).

Надо признать, что члены ООН проявили мудрость, договорившись продолжить переговоры, чтобы не подвергать риску раскола ООН.

В целом рассматриваемый сборник документов будет полезен для историков, особенно тех, кто занимается вопросами внешней политики.


4 Время, 15 VII. 2005.

5 Российская газета, 15 VII. 2005.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ-ИЗДАНИЕ-О-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-РОССИИ-В-ООН

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. В. СОКОЛОВ, ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В ООН // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.07.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ-ИЗДАНИЕ-О-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-РОССИИ-В-ООН (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. В. СОКОЛОВ:

В. В. СОКОЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
213 просмотров рейтинг
19.07.2021 (1005 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В ООН
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android