Libmonster ID: RU-13484
Автор(ы) публикации: Мария Ганькина

МАРИЯ ГАНЬКИНА, учитель, г. Москва

Как помочь ученикам "оседлать время", чтобы домашняя работа (приготовление уроков) не растягивалась у них на целый день? Тут тоже требуется своеобразная режиссура...

ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ, СИЛ И ЖЕЛАНИЙ

В рядах родителей брожение: "Дети часами делают домашнюю работу! Хоть вы, Мария Владимировна, задавайте поменьше!"

Ну, а детям вслед за родителями как себя не пожалеть: "Я вчера до двенадцати ночи делал (а) домашку! Ужас!"

Но у меня своя версия этих "ужасов".

Родители не сумели (или даже не собирались) организовать ребёнку рабочее пространство в доме и вместе с ребёнком разумно выстроить учебный день.

Поэтому ребёнок посидел пять минуточек за уроками, а потом пошел на кухню чаю попить... Но не смог пройти мимо телевизора, вот и задержался на часок... Потом почитал ещё пять минут и задумался... Потом поел... Поиграл с братом...

Потом домашняя работа растянулась у него на целый день.

А когда пришла пора спать, мама обнаружила, что уроки не сделаны. "О чём они там в школе думают? Разве можно так много задавать?"

И полусонный ребёнок кое-как дописывал проклятое упражнение...

Как оседлать время

Прежде всего я решила разобраться со временем. Подумала-подумала и вывела мелом на доске рядом с домашним заданием по русскому языку такую формулу: t = ...?

- Что-о это? - спрашивают удивленно третьеклассники.

стр. 21

- Время засеките, - отвечаю, - когда сядете задание по русскому делать. А потом посмотрите, сколько оно у вас времени заняло. Все результаты должны быть перед уроком выписаны на доске. Те, что меньше получаса, - в кружочке, больше получаса - в квадратике.

В классе были новенькие, которые до сих пор не умели определять время по часам - никак не давались им эти проклятые стрелки. Насте пришлось просить соседку объяснить ей все про часы (мама у Насти хоть и математик, да завуч, так что дома её почти не бывает). Вот он - настоящий мотив-то. И ведь не учительница задала учить циферблат, а на самом деле Насте вдруг понадобилось срочно научиться определять время.

На следующий день вхожу в класс - вся доска в кружочках и квадратиках. "Кружочков явно больше", - с облегчением отмечаю про себя.

Класс с любопытством сличал цифры. Разброс результатов от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не скрывая радости, я сообщаю, что полчаса - нормальное время на ежедневные занятия русским языком и чтением.

На следующий день народ в самом деле попытался сделать домашнюю работу по русскому, не теряя времени даром. Получившийся результат, похоже, ошарашил даже их. Первая реплика на уроке была Костина:

- Ребя, представляете, я даже английский на послезавтра успел сделать! И мне разрешили завтра к Вовке пойти!

Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась какая придумка - жди, что она приобретёт тотальный характер. Так оно и случилось: вскоре все уроки, включая устные, стали делать на время. Видно, им понравилась такая жизнь, когда куча свободного времени.

На любой вкус

Помню, что, когда я стала работать с новым классом подростков, домашнее задание опять стало вызывать у меня беспокойство. Задавать бездарные тексты упражнений из старого учебника было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь своё - куча проблем. Не поймут инструкцию - и сидят часами над тетрадкой, мучают ро-

стр. 22

дителей, а то не сделают совсем ("Я не расслышал!", "Меня не было, а мне не объяснили!", "Я думал, кто хочет, тот и делает!", "В дневнике ж ничего нету!" и так далее).

Наконец, ход был найден. Я диктовала исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а они записывали её в свои тетрадки. Потом обменивались тетрадками и проверяли запись на полноту и точность; а в дневнике появлялось неумолимое "см. в тетр.", что означало: ищи задание в тетради.

Что касается ежедневной домашней работы по русскому языку, то каждый из моих учеников, как правило, имел возможность выбрать себе задание по вкусу (или по силам):

1) либо выполнить два упражнения из учебника;

2) либо написать по поводу какой-нибудь орфо- или пунктограммы маленькое сочиненьице (это может быть стихотворение) в определённом литературном жанре: волшебной сказки, детектива, фантастического рассказа, научной статьи, кулинарного рецепта - на выбор;

3) либо сделать тетрадную страницу "дырявого текста" (см. N 6, 2009 - прим. ред.), предварительно договорившись с соседом по парте (а то кто ж штопать будет);

4) либо переписать "на точность" страницу из книжки, которую в данный момент читаешь.

Каждый тип домашнего задания всегда имел по парочке своих неизменных почитателей. А кто-то - в зависимости от настроения - пробовал себя в разных жанрах. И даже находились энтузиасты, которые не одно, а два задания делали.

Но это в рабочем порядке. А временами (и не так уж редко) дети получали из ряда вон выходящие домашние задания.

Однажды (В. Букатов подсказал - а мы тут же и сделали) в рамках домашнего задания моим ученикам пришлось идти к соседям по лестничной клетке.

- Ну, Мария Владимировна, вы скажете тоже! Мы ж никого не знаем!

- Вот и познакомитесь, - безжалостно сказала я им тогда.

стр. 23

И пошли они к соседям с открытками - репродукциями шедевра (у каждого из ребят был свой), и выспрашивали у них версии тех событий, которые были изображены.

А потом надо было поймать соседа по парте - показать шедевр и узнать у него еще одну версию.

На уроке обе истории зачитывались вслух, и слушатели угадывали, где чья: где - соседа по подъезду, а где - однокашника.

Зачёт "по наклейкам"

Однажды меня насторожила небрежность, с которой почему-то стали выполняться домашние задания. Сделал всё быстро, ошибок в меру - вроде не придерёшься. Но видно ведь - навалял левой ногой, только чтоб отделаться. Было что-то оскорбительное в этой небрежности.

Слова надлежащие я, конечно, произносила. Но ведь к навыку писать красиво, делать работу профессионально, да так, чтобы самому почувствовать удовольствие, - к этому же надо как-то прийти.

Сами ребята и подарили мне подсказку, бегая на большой перемене в книжный магазин за наклейками.

Теперь за красивую и полноценную домашнюю работу каждый мог получить наклейку в тетрадь (точнее, на клеенчатую обложку тетради). "Красоту" я оценивала, конечно, сравнивая очередную работу человека с его собственной предыдущей.

Раздачу тетрадей ждали с нетерпением. "Ура!!! У меня уже четыре наклейки!.. А у тебя есть наклейки?.. Какой серии?.. У тебя сколько?.."

Потихоньку все, кроме Кости, включились в борьбу за наклейки. Девочки - понятно. Но то, что мальчишки купятся на такое, было для меня неожиданностью. Правда, надо учесть, что история эта случилась в пятом классе. Да и наклейки, надо признаться, были очень соблазнительные - красочные, глянцевые, мультяшные!..

В конце четверти подводили итоги конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас "зачет по наклейкам". Выкладывали на стол все тетради с наклейками за домашнюю работу: менялись с соседом по парте стопками тетрадей и принимались подсчитывать. Общее число наклеек, полученных человеком за четверть, выносилось на доску. Троим победителям вручались традиционные киндер-сюрпризы.

Дидактическая поэма

Костя держался до последнего: меня, мол, не купишь - как писал, так и буду писать. Мне что, мол, больше делать нечего?

А писал он между тем абсолютно не читаемо и восхитительно грязно. Я и к совести взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье

стр. 24

намекала, и на слабеющее зрение ссылалась. Бесполезно.

Вела с ним изнурительную переписку: "Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три". Бесполезно.

Потом сломалась: стала проверять его тетрадки, не обращая внимания на форму.

Помню, долго искала повод, чтобы наклеить Коське наклейку.

И наконец нашла - за соблюдение полей! Уже в следующей домашней работе он расстарался - даже две последние заполненные странички погладил утюгом.

А потом неожиданно для всех Костя стал победителем очередного конкурса наклеек. В недоумении смотрел его сосед по парте на тетрадь, лежащую на выставке: уж не сон ли это?

В следующей четверти произошло обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в спорных вопросах отсылали истца в Коськину тетрадь: "Посмотри, как у Кости! Ну, и что ты после этого скажешь?!"

Сам Костя просто не понимал, что с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего не мог. Поздно. Навык аккуратного оформления домашних работ овладел им окончательно.

(По материалам кн. М. Ганькиной "Грамматическая аптечка", " Генезис", 2010.)

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДОМАШНЯЯ-РАБОТА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Мария Ганькина, ДОМАШНЯЯ РАБОТА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДОМАШНЯЯ-РАБОТА (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Мария Ганькина:

Мария Ганькина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
559 просмотров рейтинг
21.02.2017 (2614 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
13 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
19 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android