МАРИЯ ГАНЬКИНА, учитель, г. Москва
Как помочь ученикам "оседлать время", чтобы домашняя работа (приготовление уроков) не растягивалась у них на целый день? Тут тоже требуется своеобразная режиссура...
ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ, СИЛ И ЖЕЛАНИЙ
В рядах родителей брожение: "Дети часами делают домашнюю работу! Хоть вы, Мария Владимировна, задавайте поменьше!"
Ну, а детям вслед за родителями как себя не пожалеть: "Я вчера до двенадцати ночи делал (а) домашку! Ужас!"
Но у меня своя версия этих "ужасов".
Родители не сумели (или даже не собирались) организовать ребёнку рабочее пространство в доме и вместе с ребёнком разумно выстроить учебный день.
Поэтому ребёнок посидел пять минуточек за уроками, а потом пошел на кухню чаю попить... Но не смог пройти мимо телевизора, вот и задержался на часок... Потом почитал ещё пять минут и задумался... Потом поел... Поиграл с братом...
Потом домашняя работа растянулась у него на целый день.
А когда пришла пора спать, мама обнаружила, что уроки не сделаны. "О чём они там в школе думают? Разве можно так много задавать?"
И полусонный ребёнок кое-как дописывал проклятое упражнение...
Как оседлать время
Прежде всего я решила разобраться со временем. Подумала-подумала и вывела мелом на доске рядом с домашним заданием по русскому языку такую формулу: t = ...?
- Что-о это? - спрашивают удивленно третьеклассники.
- Время засеките, - отвечаю, - когда сядете задание по русскому делать. А потом посмотрите, сколько оно у вас времени заняло. Все результаты должны быть перед уроком выписаны на доске. Те, что меньше получаса, - в кружочке, больше получаса - в квадратике.
В классе были новенькие, которые до сих пор не умели определять время по часам - никак не давались им эти проклятые стрелки. Насте пришлось просить соседку объяснить ей все про часы (мама у Насти хоть и математик, да завуч, так что дома её почти не бывает). Вот он - настоящий мотив-то. И ведь не учительница задала учить циферблат, а на самом деле Насте вдруг понадобилось срочно научиться определять время.
На следующий день вхожу в класс - вся доска в кружочках и квадратиках. "Кружочков явно больше", - с облегчением отмечаю про себя.
Класс с любопытством сличал цифры. Разброс результатов от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не скрывая радости, я сообщаю, что полчаса - нормальное время на ежедневные занятия русским языком и чтением.
На следующий день народ в самом деле попытался сделать домашнюю работу по русскому, не теряя времени даром. Получившийся результат, похоже, ошарашил даже их. Первая реплика на уроке была Костина:
- Ребя, представляете, я даже английский на послезавтра успел сделать! И мне разрешили завтра к Вовке пойти!
Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась какая придумка - жди, что она приобретёт тотальный характер. Так оно и случилось: вскоре все уроки, включая устные, стали делать на время. Видно, им понравилась такая жизнь, когда куча свободного времени.
На любой вкус
Помню, что, когда я стала работать с новым классом подростков, домашнее задание опять стало вызывать у меня беспокойство. Задавать бездарные тексты упражнений из старого учебника было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь своё - куча проблем. Не поймут инструкцию - и сидят часами над тетрадкой, мучают ро-
дителей, а то не сделают совсем ("Я не расслышал!", "Меня не было, а мне не объяснили!", "Я думал, кто хочет, тот и делает!", "В дневнике ж ничего нету!" и так далее).
Наконец, ход был найден. Я диктовала исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а они записывали её в свои тетрадки. Потом обменивались тетрадками и проверяли запись на полноту и точность; а в дневнике появлялось неумолимое "см. в тетр.", что означало: ищи задание в тетради.
Что касается ежедневной домашней работы по русскому языку, то каждый из моих учеников, как правило, имел возможность выбрать себе задание по вкусу (или по силам):
1) либо выполнить два упражнения из учебника;
2) либо написать по поводу какой-нибудь орфо- или пунктограммы маленькое сочиненьице (это может быть стихотворение) в определённом литературном жанре: волшебной сказки, детектива, фантастического рассказа, научной статьи, кулинарного рецепта - на выбор;
3) либо сделать тетрадную страницу "дырявого текста" (см. N 6, 2009 - прим. ред.), предварительно договорившись с соседом по парте (а то кто ж штопать будет);
4) либо переписать "на точность" страницу из книжки, которую в данный момент читаешь.
Каждый тип домашнего задания всегда имел по парочке своих неизменных почитателей. А кто-то - в зависимости от настроения - пробовал себя в разных жанрах. И даже находились энтузиасты, которые не одно, а два задания делали.
Но это в рабочем порядке. А временами (и не так уж редко) дети получали из ряда вон выходящие домашние задания.
Однажды (В. Букатов подсказал - а мы тут же и сделали) в рамках домашнего задания моим ученикам пришлось идти к соседям по лестничной клетке.
- Ну, Мария Владимировна, вы скажете тоже! Мы ж никого не знаем!
- Вот и познакомитесь, - безжалостно сказала я им тогда.
И пошли они к соседям с открытками - репродукциями шедевра (у каждого из ребят был свой), и выспрашивали у них версии тех событий, которые были изображены.
А потом надо было поймать соседа по парте - показать шедевр и узнать у него еще одну версию.
На уроке обе истории зачитывались вслух, и слушатели угадывали, где чья: где - соседа по подъезду, а где - однокашника.
Зачёт "по наклейкам"
Однажды меня насторожила небрежность, с которой почему-то стали выполняться домашние задания. Сделал всё быстро, ошибок в меру - вроде не придерёшься. Но видно ведь - навалял левой ногой, только чтоб отделаться. Было что-то оскорбительное в этой небрежности.
Слова надлежащие я, конечно, произносила. Но ведь к навыку писать красиво, делать работу профессионально, да так, чтобы самому почувствовать удовольствие, - к этому же надо как-то прийти.
Сами ребята и подарили мне подсказку, бегая на большой перемене в книжный магазин за наклейками.
Теперь за красивую и полноценную домашнюю работу каждый мог получить наклейку в тетрадь (точнее, на клеенчатую обложку тетради). "Красоту" я оценивала, конечно, сравнивая очередную работу человека с его собственной предыдущей.
Раздачу тетрадей ждали с нетерпением. "Ура!!! У меня уже четыре наклейки!.. А у тебя есть наклейки?.. Какой серии?.. У тебя сколько?.."
Потихоньку все, кроме Кости, включились в борьбу за наклейки. Девочки - понятно. Но то, что мальчишки купятся на такое, было для меня неожиданностью. Правда, надо учесть, что история эта случилась в пятом классе. Да и наклейки, надо признаться, были очень соблазнительные - красочные, глянцевые, мультяшные!..
В конце четверти подводили итоги конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас "зачет по наклейкам". Выкладывали на стол все тетради с наклейками за домашнюю работу: менялись с соседом по парте стопками тетрадей и принимались подсчитывать. Общее число наклеек, полученных человеком за четверть, выносилось на доску. Троим победителям вручались традиционные киндер-сюрпризы.
Дидактическая поэма
Костя держался до последнего: меня, мол, не купишь - как писал, так и буду писать. Мне что, мол, больше делать нечего?
А писал он между тем абсолютно не читаемо и восхитительно грязно. Я и к совести взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье
намекала, и на слабеющее зрение ссылалась. Бесполезно.
Вела с ним изнурительную переписку: "Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три". Бесполезно.
Потом сломалась: стала проверять его тетрадки, не обращая внимания на форму.
Помню, долго искала повод, чтобы наклеить Коське наклейку.
И наконец нашла - за соблюдение полей! Уже в следующей домашней работе он расстарался - даже две последние заполненные странички погладил утюгом.
А потом неожиданно для всех Костя стал победителем очередного конкурса наклеек. В недоумении смотрел его сосед по парте на тетрадь, лежащую на выставке: уж не сон ли это?
В следующей четверти произошло обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в спорных вопросах отсылали истца в Коськину тетрадь: "Посмотри, как у Кости! Ну, и что ты после этого скажешь?!"
Сам Костя просто не понимал, что с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего не мог. Поздно. Навык аккуратного оформления домашних работ овладел им окончательно.
(По материалам кн. М. Ганькиной "Грамматическая аптечка", " Генезис", 2010.)
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |