Libmonster ID: RU-8224
Автор(ы) публикации: Х. ПЕКЛЕР

Всего только 4 - 5 лет тому назад название древневосточного государства Мари было известно лишь в самое узком кругу специалистов по истории древнего Востока. Да и они знали (на основании случайных упоминаний названия Мари в отдельных сумерийских, аккадских, хеттских и ассирийских надписях) лишь то, что некогда существовало государство Мари, что находилось оно в стране Хана, расположенной к северозападу от Вавилонии, по среднему течению реки Евфрата, у устья одного из его притоков - реки Хабур. Этим почти исчерпывались знания даже крупнейших востоковедов о государстве Мари.

Сейчас, после расколок на холме Тель-Харири, произведенных французской археологической экспедицией под руководством Андре Парро, история и культура государства Мари становится достоянием широких кругов читателей, интересующихся древней историей.

Раскопки в Мари были начаты в конце 1933 года и продолжались, по крайней мере, по 1938 год1 . Были открыты развалины города (отдельные его кварталы и места погребений), остатки храма со множеством предметов культа и руины грандиозного царского дворца, занимающего площадь в 1 1/2 гектара и имеющего свыше 300 помещений. Но самое важное открытие Парро - государственный архив с 20 тысячами клинописных табличек. Этот архив занял почетное место в ряду таких крупнейших архивов древности, как тель-амарнский архив в Египте, хеттский архив из Богазкеоя, финикийский архив из Рас-Шамры, архивы из Телло и Ура, библиотека Ассурбанипала.

Архив Мари состоит из документов хозяйственной отчетности и договорных плиток (до 2 тысяч табличек), исторических и религиозных текстов и дипломатической переписки царей Мари с царями соседних и более отдаленных государств: Вавилона, Эшнуны, Кархемиша, Ассирии, государств в горах Загра и др. Архив Мари проливает свет не только на историю (политическую и экономическую) Мари, но и всей Месопотамия, в особенности средней и северной ее частей, которые до сих пор очень плохо нам известны. Между прочим, архив Мари уже дал около 200 новых названий местностей, стран, городов и народов.

Разбор архивных документов был поручен крупнейшим французским ассириологам. Публикация документов уже началась. Царская переписка опубликована ассириологом Доссеном в журнале "Syria" (1938 год, выпуск 2-й) и ассириологом Г. Жаном в "Revue d'Assyriologie" (1938 год, N 2). Целый ряд исторических текстов опубликован Тюро-Данженом в "Revue d'Assyriologie" (1936 год, N 4). Тексты, относящиеся к гаданиям, опубликованы ассириологом Н. Рутан в том же журнале (1938 год, N 1).

Хотя опубликована только незначительная часть архива, все же уже сейчас можно в общих чертах охарактеризовать культуру и политическую историю государства Мари.

1 Подробные отчеты Андре Парро печатаются во французском журнале "Syria". Номера этого журнала за 1939 год в Москву еще не поступили.

стр. 90


Дворец Мари.

Раскопки на территории государства Мари.

Оно существовало в продолжение всего третьего тысячелетия до нашей эры. Население Мари но своему языку принадлежало к семитам. Но это население являлось, видимо, неоднородным: оно, надо полагать, состояло из многих семитических народностей. О смешанном характере населения мы судим по исключительному разнообразию типов и форм погребений. Раскопки обнаружили и трупосожжения, и расчлененные костяки, и захоронения в земле. Захоронения в земле представлены разными формами: погребениями в глиняных саркофагах, в больших пифосах (глиняных бочках) и в колоколообразных сосудах. Различие типов и форм погребений должно быть об'яснено в первую очередь различным историческим прошлым отдельных составных частей населения Мари, но на способы погребения отчасти могли оказать влияние и различные окружавшие Мари народы (аккадийцы, субарийцы и др.).

Анализируя материальную и духовную культуру государства Мари, сопоставляя ее с культурой других государств Месопотамии третьего тысячелетия (Ассирии, аккадских и сумерийских патесиатов1 ), мы приходим к заключению, что все упомянутые государства составляли единый культурный круг, принадлежали к одной цивилизация, которую Франкфорт называет "сумерийской", а ассириолог Парро - "месопотамской". Общность культуры всех этих стран видна и в технике (металлургия, керамика), и в религии (сходство амулетов, общность пантеона богов), и в искусстве (общность скульптурных мотивов и архитектурных форм). Архив Мари свидетельствует о наличии общего языка во всей Месопотамии не только для международных сношений, но и в области духовной культуры. Если тель-амарнский архив доказал, что в середине второго тысячелетия до нашей эры на всем цивилизованном Переднем Востоке вавилонский язык был международным языком, то архив Мари свидетельствует о том, что в Месопотамии вавилонский язык стал международным языкам уже в третьем тысячелетии (по крайней мере, в конце его).

Состояние производительных сил в Мари соответствовало в общем состоянию их в Вавилонии в третьем тысячелетии до нашей эры. Как и Вавилония, Мари в эту эпоху знало бронзовую технику (найдены бронзовые гвозди, иголки, булавки, много бронзовых изваяний). Таким образом, не только Вавилония, но и вся Месопотамия опередила Египет в развитии производительных сил, в частности металлургии (как известно, Египет перешел к бронзе на тысячу лет позже, во втором тысячелетии).

Характеризует состояние производительных сил Мари и глиняная посуда, которая сделана на гончарном круге и хорошо обожжена. Наконец, и строительная техника в Мари вполне соответствовала вавилонской. Основным строительным материалом, как в Сумере и Аккаде, был необожженный кирпич, так как обжиг из-за недостатка топлива стоил дорого. Применялся либо кирпич солнечной сушки, либо кирпич-сырец. Из таких кирпичей построен царский дворец в Мари. Так как необожженные кирпичи непрочны, во дворце сделаны толстые стены - до 3 - 4 метров.

Основными отраслями хозяйства в Мари, судя по царской переписке, были земледелие и скотоводство. Земледелие было ирригационным. Большое значение в оросительной системе Мари имели два известных нам канала: так называемый "Большой канал" и "Ишим-Иахдунлим". Эти каналы пополнялись в значительной мере

1 Патесиат - сумерийское государство-город, во главе которого стоял патеси (царь-жрец).

стр. 91


Погреб с глиняными сосудами.

Раскопки на территории государства Мари.

осадками. Дожди бывали иногда столь сильны, что уровень реки Хабур, питавшей своей водой ирригационную сеть Мари, поднимался на 4 локтя (2 метра).

Ирригация регулировалась государством. Об этом свидетельствуют донесения чиновников царю о состоянии каналов. Об этом же говорит один из исторических текстов, в котором царь Иахдунлим возвещает миру, что он соорудил новые каналы, в частности "Ишим-Иахдунлим".

Бичом земледелия в Мари являлась саранча, производившая иногда большие опустошения.

В скотоводстве Мари, как и Вавилонии в третьем тысячелетии до нашей эры, господствовала молочная система. В Мари было известно изготовление сыра, о чем свидетельствуют две сыроваренных печи, обнаруженных во дворце.

Внешняя торговля была довольно развита. Общность культуры во всей Месопотамии свидетельствует о тесных торговых связях между странами бассейна рек Тигра и Евфрата.

Царская переписка дает нам ценные сведения о характере марийской торговли. Ввозили в Мари ткани, вино, металл и коней для упряжи. Этот последний факт имеет исключительное значение для истории материальной культуры. Если до сих пор первое упоминание об упряжной лошади относилось к самому концу XVIII века до нашей эры (ко времени нашествия гиксосов yа Египет), то архив Мари заставляет нас отодвинуть дату возникновения коневодства на три века назад: царь Зимрилим, современник Хаммурапи1 (2067 - 2025), ввозил коней для своих колесниц.

Большую роль в торговле Мари с севером играло государство Кархемиш, лежавшее на пути, который вел из Месопотамии в средиземноморские страны. Кархемиш доставлял вино, ткани и коней. В торговле лошадьми государство Кархемиш было посредником: оно вывозило их из других стран.

Материалы раскопок дают нам представление о социально-экономической структуре и формах эксплоатации в Мари. Несомненно, грандиозный и роскошный царский дворец в Мари свидетельствует о рабском труде и, следовательно, о существовании двух классов: свободных и рабов. Раскопка обнаружили наряду с дворцом городские кварталы с весьма скромными домиками; наряду с богатыми гробницами, построенными из больших каменных плит, бедные могилы, в которых тело умершего погребено без гроба и покрыто только просмоленной цыновкой. Это, бесспорно, свидетельствует о том, что и класс свободных не был однороден, что он распадался на две прослойки: простолюдинов и аристократию.

Всеми благами культуры пользовались одни аристократы. Их пища была обильна и разнообразна. Во дворце найдены 47

1 Хаммурапи - один из наиболее выдающихся правителей древней Вавилонии. Он об'единил под своей властью всю южную Месопотамию, свергнул иго эламитов, заставил платить себе дань народы большей части Месопотамии, Ассирии и Элама, составил свод законов, носящий его имя.

стр. 92


Статуэтка, изображающая богиню воды.

Раскопки на территории государства Мари.

форм для изготовления пирожных, молочных кушаний и сыров, обнаружено множество хозяйственных помещений: кухонь, сыроварен, кладовых, складов, погребов. В погребах находились громадные кувшины, высотой в 1 метр 15 сантиметров и с диаметром, равным 1 метру 10 сантиметрам.

Для аристократии ввозилось лучшее вино из других стран. Аристократия знала и роскошь и комфорт. Во дворце были ванные комнаты1 . Пол жилых помещений дворца покрыт либо обожженным кирпичом, либо толстым слоем полированного гипса. Стены парадных комнат украшены геометрическими узорами или фресками. Однако комфорт придворной аристократии был ограничен уровнем техники того времени. Окон дворец в Мари не имел, и свет проникал в комнаты через двери, выходившие во двор.

Деятельность аристократов, судя по царской переписке, проявлялась и в области хозяйственной, и в области военной, и в области политической. Во всех этих областях аристократы были руководителями. Досуг свой они проводили либо в пирах (найден фрагмент рельефа с изображением пиршества), либо на охоте и на рыбной ловле. Любимейшим средством развлечения являлись животные. В письмах царя Зимрилима виден большой интерес к белым коням, к собакам, к живой рыбе и в особенности ко львам. Как только львы бывали замечены где-либо в государстве, они должны были быть пойманы и доставлены царю живыми.

В общих чертах может быть охарактеризован и государственно-политический строй. Его первая особенность - монархическая форма правления древневосточной разновидности, то есть деспотия. Нам известны имена двенадцати царей этого государства и их чередование. Резиденцией царей и столицей государства Мари, повидимому, являлся город Мари. Вторым административным центром был город Тирка.

О могуществе царей Мари свидетельствует их грандиозный дворец, построенный в конце третьего тысячелетия. Во дворце был величественный тронный зал, занимавший площадь в 200 квадратных метров.

Цари Мари, как и многие другие древневосточные цари, видимо, были и верховными жрецами. Во всяком случае, их личность считалась священной. Об этом свидетельствует и то, что тронный зал был непосредственно соединен с дворцовой часовней, а в особенности то, что в средней части царского дворца обнаружен храм.

Цари Мари, как и другие древневосточные цари, выполняли некоторые общественные обязанности. Еще Энгельс в "Анти-Дюринге" отметил: "...политическое господство повсюду вытекало из общественных должностей и бывало устойчиво только тогда, когда выполняло свои общественные обязанности. Многочисленные деспотии, поднимавшиеся и падавшие в Персии и Индии, все отлично помнило свою первейшую обязанность: заботиться об орошении долин, без которого в этих странах невозможно земледелие"2 .

1 Канализация имелась не только во дворце, но и в городских кварталах.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. XIV, стр. 182.

стр. 93


Амулеты из камня.

Раскопки на территории государства Мари.

Как, показывает царская переписка, царям Мари приходилось много заботиться об ирригации, урожае и пастбищах для скота. Если в плотине появлялась брешь, для ее исправления немедленно посылалось должностное лицо. "Так, говорит Бахдулим, твой слуга, - гласит одно донесение царю Зимрилиму. - Я нахожусь у самого сооружения при реке Хабур, уровень воды которой поднялся на два локтя. Сейчас, пока не спадет вода в Хабуре, я не смогу заделать брешь. Как только спадет вода, я заделаю брешь".

Местные чиновники, ведавшие оросительной сетью, сообщали царю также о выпадении дождевых осадков, питавших водой каналы. Особые чиновники следили за состоянием урожая и посылали регулярные донесения в царскую канцелярию о ходе уборки хлеба.

Таким образом, второй характерной особенностью государственно-политического строя Мари являлась централизованная система управления. Особое место занимала дворцовая бюрократия. До нас дошла статуэтка чиновника Идинарум, носившего титул "заведующего снабжением мукой и зерном". Особенно много было в царской канцелярии счетчиков и письмоводителей. Они же, вероятно, были и архивариусами. Документы хозяйственной отчетности хранились в большом порядке; они складывались в большие кувшины, где и были найдены при раскопках.

Таковы в общих чертах материальная культура, социально-экономический строй и государственное устройство Мари. Вырисовывается перед нами и духовная культура. В религии были еще сильны пережитки тотемизма (поклонение животным). В частности был распространен культ быка. Найденные при раскопках амулеты представляют собой изображение быка, иногда - с головой человека. Господствующей же формой религии был культ сил природы, в особенности воды, огня и земли. Богиня воды изображалась ввиде женщины с сосудом в руках. Был сильно развит и культ вавилонских богов: Дагана (верховного бога воды и рек), Шамаша (солнца), Ану (неба). Особенно почитался главный из сумерийских богов - Энлиль (бог земли). Цари Мари носили титул "Ишаку1 Энлиля". Исключительно популярна была вавилонская Иштар (богиня плодородия, любви и красоты). Храм, развалины которого обнаружены при раскопках, был посвящен богине Иштар.

Весьма распространенным религиозным обрядом в Мари было приношение в жертву богам статуэток. Приходящие в храм клали на жертвенник эти статуэтки, которые после уносились жрецами в святилище храма. Приношение статуэток делалось обычно по данному ранее обету, поэтому статуэтки получили в науке название "вотивных" ("обетных").

Вотивные статуэтки обнаружены при раскопках храма Иштар в большом количестве. Они сделаны либо из дорогого алебастра, либо из дешового гипса. Размеры их различны (от 15 сантиметров до полуметра), различно и качество выполнения: одни являются продуктом ремесленного массового производства, другие - художественные "произведения с отпечатком индивидуальности мастера. Статуэтки второго типа дают портретное изображение дарителя. На них обычно имеются надписи, обозначающие имя и титул изображаемого человека и имя бога, которому посвящена статуэтка".

1 Ишаку - аккадийское слово, означающее "вождь", "царь".

стр. 94
Каков смысл этой формы приношений? Французский ассириолог Тюро-Данжен считает вотивные, статуэтки как бы заместителями людей, постоянными ходатаями за них перед богом. Тюро-Данжен при этом ссылается на следующую надпись на вотивной статуэтке ассирийского царя Ассурбанипала: "Я ставлю свою царскую статую.., чтоб она являлась ходатаем о моей жизни перед богами". Но нам кажется, что Тюро-Данжен здесь неправ. Нельзя сопоставлять культовые об'екты Мари начала третьего тысячелетия с культовым об'ектом Ассирии такого же типа, но относящимся к середине первого тысячелетия. За это время смысл обряда мог измениться. И в самом деле, надписи на статуэтках Мари совсем иные. Вот типичная надпись: "Ламги-Мари, царь Мари, великий ишаку Энлиля, свою статую (богине) Иштар посвятил". Из надписи видно, что приношение статуэток, носило характер посвящения их богам, т. е. жертвоприношения. Нам кажется поэтому, что аналогий следует искать не в новоассирийском царстве, а в ханаанейской культуре третьего тысячелетия. При раскопках ханаанейских городов третьего-второго тысячелетий (например, в Гезере) найдены сосуды с останками детей, принесенных в жертву, и серебряные фигурки, которые являются, по всеобщему мнению, символическими дарами, как бы заменяющими человеческие жертвоприношения1 .

Человеческие жертвоприношения существовали у всех народов на определенной (варварской) ступени их развития. Но у многих семитических племен (например ханаанеян, финикийцев) они сохранились как пережиток и на ранней ступени цивилизации. Вотивные статуэтки как бы заменяли собой человеческие жертвоприношения. Посвящение своего изображения богу являлось символом принесения себя в жертву.

В религии Мари, так же как в вавилонской религии, играло большую роль гадание. Во время раскопок, обнаружена уникальная коллекция из 32 глиняных моделей печени для обучения гаданию. Народы Мари, как и вавилоняне, практиковали гепатоскопию (гадание по печени). Особенности печени жертвенного барана, те или иные отклонения от нормы, считались предзнаменованиями. Для подготовки будущих гадателей применялись глиняные модели печени, на которых были отмечены главные части печени и написаны те предзнаменования, которые были связаны с аномалиями этих частей. При этом модели из Мари имеют некоторые особенности по сравнению с вавилонскими и хеттскими. На вавилонских и хеттских моделях надпись примерно такая: "Если такая-то часть печени имеет такую-то аномалию, то произойдет то-то". На моделях же Мари порядок слов обратный: "Если то-то произошло (или произойдет), то печень имеет (или будет иметь) следующий вид".

Перечень предзнаменований, переведенных ассириологом Н. Рутан, убеждает нас в том, что гепатоскопия в первую очередь обслуживала царя и высокопоставленных лиц. Цари советовались с гадателями по всем вопросам, прежде чем принять какое-либо решение.

Жречество в Мари было, видимо, организовано в особое сословие и обладало большими богатствами. В восточной части храма Иштар обнаружены жилые помещения для жрецов. В этих помещениях было найдено много драгоценностей.

Несколько меньше чем религия нам известны другие формы идеологии в Мари. Народы Мари усвоили вавилонскую клинопись и писали так же, как вавилоняне, на глиняных табличках разного формата и величины. Самые маленькие таблички, обнаруженные во дворце Мари, имеют форму квадрата, каждая сторона которого равна 3 сантиметрам. Самые большие таблички представляют собой прямоугольники, имеющие 15 сантиметров в длину и 10 сантиметров в ширину. Большинство документов, дошедших до нас, имеет от 20 до 30 строк, некоторые же имеют свыше 100 строк. Письмена на табличках хотя и очень отчетливы, но все же очень мелки и неудобны для чтения простым глазом. Небольшой размер табличек можно об'яснить тем, что он являлся лучшей гарантией их сохранности. Все маленькие таблички дошли до нас в целости, тогда как большие найдены в поврежденном виде.

Глиняная модель печени для гадания.

Раскопки на территории государства Мари.

1 См. Тураев "История Древнего Востока". Т. I, стр. 162. 1935.

стр. 95


Клинописные таблички Мари.

Раскопки на территории государства Мари.

Народы Мари усвоили не только вавилонскую клинопись, но и все вавилонские (сумеро-аккадские) знания. В частности в Мари был известен вавилонский эпос о Гильгамеше1 . При раскопках были обнаружены цилиндрические печати с изображением Гильгамеша и Энкиду, побеждающих зверей.

Нужна была большая подготовка для того, чтобы усвоить вавилонские знания, язык и клинопись. В обучении писцов была прежде всего заинтересована царская власть. Вот почему школа писцов, обнаруженная при раскопках, находилась в самом дворце. Она занимала 2 комнаты. В первой находилось 6 кирпичных скамеек, рассчитанных на одного, двух и четырех человек. Во второй, несколько меньшей, обнаружены 3 ряда скамеек. В школе, таким образом, училось около 20 учеников, а она, возможно, была единственной во всей стране.

Пластические искусства в Мари были на уровне той эпохи. Скульптура отличалась реализмом. Возможно, это об'ясняется тем, что наиболее частыми сюжетами являлись вотивные статуэтки, от которых требовалось портретное сходство с дарителем.

Для изваяний характерна больше простота линий чем утонченное изящество. Любимым художественным приемом является инкрустация. Так, глаза статуй обычно инкрустированы, что придает изваяниям жизненность. У знаменитых бронзовых львиных фигур, найденных в Мари, глаза сделаны из белого известняка, а зрачки - из серого, отдающего синевой сланца. Найдены целые композиции, выполненные при помощи инкрустации, например инкрустация из раковин, красного камня, шифера и лазурита, изображающая воинов, ведущих пленников.

В области скульптуры чувствуется влияние Вавилонии. Излюбленными сюжетами скульптуры в Мари, как и в Вавилонии, являлись изображения львов и лвиноголового орла.

Чувствуется влияние Вавилонии и в области архитектуры. В Мари преобладали конструкции из глины, так же как и в Сумере третьего тысячелетия, была та же грандиозность и колоссальность форм. Композиция дворцового ансамбля в Мари примерно такая же, как в Телло2 . Основным принципом планировки помещений во дворце Мари являлось их размещение вокруг длинного двора.

Не следует, однако, переоценивать влияние вавилонской культуры на культуру Мари. Даже сейчас, когда культуру Мари только начали изучать и, естественно, преобладают поиски сходства с уже известны ми формами культуры, бросаются в глаза, отличия культуры Мари от вавилонской культуры. Так, в строительном деле в Вавилонии третьего тысячелетия применялись плоско-выпуклые кирпичи, в Мари же применялся плоский кирпич. В Вавилонии в третьем тысячелетии камень не применялся, в Мари наряду с кирпичом-сырцом применялся и камень. Отсюда различия в архитектуре: в Вавилонии третьего тысячелетия не было колонн, в Мари были колоннады. Так, двор храма Иштар в Мари имеет с двух сторон портики, состоящие каждый из пяти величественных колонн. Таким же портиком из пяти колонн украшено и святилище.

В Вавилонии никогда не закладывали фундаментов, так как в наносной почве вавилонской равнины твердый грунт залегает очень глубоко. Вместо фундамента вавилоняне насылали между зданием и почвой искусственный холм или террасу, которая и служила основанием здания. В Мари террас не делали, а строили здание на каменном фундаменте.

Такова была культура - материальная и духовная - в государстве Мари.

Его политическая история представляется пока в следующем виде. Государство Мари, возникшее на рубеже четвертого и третьего тысячелетий, являлось одним из

1 Гильгамеш - древнейший царь сумерийского города Эреха. Его деятельность получила фантастическое отражение в сумерийском эпосе.

2 Телло - современное название городища древнего сумерийского города Лагаша. Раскопки обнаружили в Телло развалины дворца, относящегося к древнейшему периоду истории Месопотамии.

стр. 96
основных государств, оспаривавших в третьем тысячелетии первенство в бассейне рек Тигра и Евфрата. Главные соперники государства Мари находились на юге - это были Аккад и Сумер. Недаром главные оборонительные сооружения Мари были устроены на его южной стороне. До покорения царем - Хаммурапи всего Сеннаара борьба между Мари и южными патесиатами велась с переменным успехом.

В конце XXX века (до нашей эры) отношения между странами, видимо, складывались благоприятно для южной Месопотамии. Патеси сумерийского города Лагаша, Эаннатум, около 2900 года вторгся в Мари и, видимо, покорил его. Но через некоторое время Мари взяло реванш и покорило Сумер. Сунерийская традиция говорит о существовании династии Мари в Сумере. Современная ассириология в лице Тюро-Данжена вполне допускает историчность этой династии, но сомневается лишь в реальности традиционных хронологических, ее рамок. Можно лишь полагать, что она восходит ко времени досаргоновскому.

Об'единенные Саргоном1 Сумер и Аккад перешли в контрнаступление в середине XXVIII века. Мари попало в зависимость от сумеро-аккадийского об'единенного государства. В надписи одной из статуй Саргона он назван царем "Верхней страны", включавшей, согласно той же надписи, государство Мари. Зависимость Мари от Аккада осталась, повидимому, и при Нарамсине, хотя Мари при царе Мижир-Дагане делало попытки освободиться от этой зависимости. Впоследствии, после крушения государства Саргонидов под натиском Гутеев (в середине XXVI века до вашей эры), Мари восстановило свою самостоятельность. Однако в XXV веке до нашей эры, после установления III династии Ура в Сеннааре, Мари опять попало в зависимость от царей Ура. Правда, Мари пользовалось широкой автономией. Это - время царствования в Мари Тура-Дагана, Пузур-Иштара, Илум-Исара и Иди-Илума.

Около 2300 года до нашей эры, когда государство Ура под ударами эламитов ослабело, а затем распалось, Мари восстановило свою самостоятельность. В XXIII веке до нашей эры начался период возвышения Мари, началась пора его могущества и расцвета.

В этот период особенно выделяется время царствования Иахдунлима (первая половина XXI века до нашей эры). В одной из надписей Иахдунлим сообщает о покорении семи стран, об укреплении берегов Евфрата, о сооружении каналов, об укреплении городов Мари и Тирка и, наконец, об основании нового города, которому царь дал название "Дур-Иахдунлим" и где он открыл канал, названный "Ишим-Иахдунлим".

При сыне Иахдунлима, Зимрилиме, являвшемся современником Хаммурапи, Мари сначала сохранило свое могущество. Время Зимрилима известно нам лучше чем другие царствования Мари, так как открытый в Мари архив относится к его времени.

Зимрилим продолжал строительную деятельность, начатую его отцом, и закончил строительство города Дур-Иахдунлим.

Зимрилим был одним из наиболее могущественных царей Месопотамии. Государство Кархемиш находилось в вассальных отношениях к нему. Так, Иатар-Ами, царь Кархемиша, писал Зимрилиму следующее верноподданническое письмо: "Мой отец Аплаханда не умер; он живет вечно: это Зимрилим является моим отцом! Иатар-Ами является твоим верным сыном".

Хаммурапи заключил союз с Зимрилимом для того, чтобы обеспечить себя с севера в борьбе с другим претендентом на об'единение Сеннаара, царем Ларсы Римсином. Хаммурапи и Зимрилим помогали друг другу в войнах. Нам известно письмо Зимрилима к Хаммурапи, в котором первый жалуется на то, что Хаммурапи ему недостаточно помотает в войне с субарийцами, так как прислал лишь отряд в 3 тысячи человек.

В ответе Зимрилиму писец Хаммурапи Бахдимм писал: "Так сказал Хаммурали: я послал многочисленные войска Зимрилиму.

Статуэтка мужчины.

Раскопки на территории государства Мари.

1 Саргон - царь Аккадо, впервые об'единивший всю Вавилонию (Сумер и Аккад) в одно государство. Покорил Сирию и южные области Малой Азии.

стр. 97


Охота на оленя. Каменный барельеф.

Раскопки на территории государства Мари.

Как ты знаешь, путь, который должно пройти войско, длинен. Я посылаю привет Зимрилиму, привет его войску, привет войску, которое я отправил Зимрилиму. Я посылаю сведения о врагах, которые осаждают Расабу. Чтоб твои сведения ко мне приходили регулярно!"

В результате союза, заключенного между Хаммурапи и Зимрилимом, они стали вершителями судеб в Месопотамии во второй половине XXI века до нашей эры. Об этом свидетельствует письмо одного из мелких царей Месопотамии к Зимрилиму: "И теперь я, с тех пор, как сел на престол своего отца, являюсь твоим сыном и сыном Хаммурапи. То, что Хаммурапи мне говорит, я делаю".

Союз с Зимрилимом, царем Мари, Хаммурапи использовал для сокрушения государства Ларсы, что ему и удалось сделать на 37 году своего царствования, в 2037 году до нашей эры. После этого союз с Мари только стеснял Хаммурапи. Государство Мари запирало ему путь на север - к Сирии, к побережью Средиземною моря.

Между тем международная обстановка сложилась для Мари неблагоприятно. Зимрилиму пришлось одновременно вести борьбу и против Эшнунны и протай Субарту, которому оказывал помощь Элам. Хаммурапи решил использовать стесненное положение государства Мари, чтобы покончить с этим вторым после Ларсы соперником вавилонского государства. В 2035 году до нашей эры (через два года после покорения Ларсы) Хаммурапи вторгся в Мари и разгромил его. Войско Хаммурапи подожгло дворец, разрушило фрески его стен, изувечило статуи и срыло стены города Мари.

Зимрилим оказался последним царем государства Мари. В 2035 году до нашей эры государство Мари закончило навсегда свое самостоятельное существование и вошло в состав Вавилонской монархии.

Таковы краткие итоги раскопок в Мари. Как видим, добытый при расколках богатый материал пополнил наши знания по истории Вавилонии. Эпоха первой вавилонской династии, в особенности время царствования ее наиболее выдающегося представителя, Хаммурапи, вырисовывается теперь более отчетливо. Основное же значение этих раскопок в том, что они способствовали выяснению малоизвестной истории средней и северной Месопотамии, в частности дали нам возможность воссоздать историю и культуру довольно значительного государства древнего Востока - Мари.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРЕВНЕЕ-ГОСУДАРСТВО-МАРИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Х. ПЕКЛЕР, ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО МАРИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРЕВНЕЕ-ГОСУДАРСТВО-МАРИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Х. ПЕКЛЕР:

Х. ПЕКЛЕР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
4606 просмотров рейтинг
31.08.2015 (3132 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
час назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО МАРИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android