Libmonster ID: RU-14573

ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР З. В. УДАЛЬЦОВА, Я. Н. ЩАПОВ, Е. В. ГУТОВА, А. П. НОВОСЕЛЬЦЕВ

Древняя Русь - одно из крупнейших государств средневековья. Оно возникло в IX в, как объединение восточнославянских союзов племен. Это единое государство с центром в Киеве просуществовало более трех веков, пока в XII столетии не стало перерастать в систему самостоятельных феодальных княжеств и городских республик, признававших, однако, до начала XIII в. сюзеренитет великого князя Киевского. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком - с другой. Уже в X в. Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей: по ее территории пролегал знаменитый путь "из грек в вареги" - из Северной Европы в Византию. В IX - X вв. был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира.

Экономические и политические отношения послужили прочным фундаментом для развития разносторонних культурных связей Древней Руси с другими странами Европы, а также Азии и Африки. Встреча цивилизаций на ее территории, приводившая к скрещиванию различных культурных влияний, разумеется, наложила свой отпечаток на самобытную культуру древнерусского общества. Вместе с тем сама культура Древней Руси, достигшая высокого уровня развития, послужила важным компонентом в создании культурного единства средневекового мира. Исследования советских ученых (академиков Б. Д. Грекова, М. Н. Тихомирова, Б. А. Рыбакова, Д. С. Лихачева, Л. В. Черепнина, членов-корреспондентов В. Н. Лазарева, А. В. Арциховского, В. Т. Пашуто, В. Л. Янина, Н. Н. Воронина и др.) показывают, что древнерусская культура была закономерным этапом в едином культурно-историческом процессе и что в истории средневековой культуры ей принадлежит достойное место.

Изучение письменных иностранных свидетельств, а также археологических, эпиграфических и нумизматических памятников показало, что Древняя Русь имела постоянные и разнообразные контакты не только с ближайшими соседями: Польшей, Чехией, Византией, Скандинавией, но и с более отдаленными странами, такими, как Франция, Англия, Индия и др. Киевские князья Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Всеволод, Владимир Мономах и его сыновья и внуки благода-


Статья представляет собой сокращенный вариант содоклада на XV Международном конгрессе исторических наук по теме "Восточная Европа - зона встречи цивилизаций". Она написана коллективом авторов, возглавляемым чл. -корр. АН СССР З. В. Удальцовой.

стр. 41


ря бракам своих дочерей были связаны с королевскими и княжескими дворами почти всех европейских стран. В династических союзах с Русью в XI - XII вв. были заинтересованы Византия, Польша, Чехия, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания, Франция, Англия, Германские государства, прибалтийские славяне, а также Грузия, осетинские князья и половецкие ханы1 .

Древняя Русь отнюдь не была неведомой землей в Европе и Азии. В Англии о ней знали уже в X в. при короле Альфреде по описаниям датского мореплавателя Отера2 и по сведениям, полученным в результате плавания к восточной оконечности Балтики специально снаряженного туда корабля3 . В середине XIII в. название Руси появляется на английских географических картах, а путешествие туда через Балтику считалось хотя и долгим, но достаточно обычным4 . В X - XII вв. путь на Русь был хорошо известен в Германской империи и Франции. Французский эпос говорит о "великой Руси" как о большой и богатой стране5 . О Киеве знали и в Италии, особенно в папской курии, которая пыталась вовлечь Русь в лоно католицизма. На Руси также были знакомы с окружающим миром и стремились определить свое место в нем. Здесь имели представление о значительной территории Старого Света: от Гибралтара, Галисии и Британии на западе - до Китая на востоке и от Швеции и Белого моря на севере - до Ливии, Аравии и Индии на юге. Карта географических познаний на Руси XI - начала XIII в. наглядно показывает диапазон этих представлений. В основе их лежит античная традиция, значительно расширенная за счет северных и северо-восточных земель, знакомых русским6 .

Самосознание образованных людей Древней Руси крепло и развивалось в процессе расширения взаимосвязей с другими странами. Древнерусские писатели осознавали себя неотъемлемой частью современного им мира. В одной из русских былин образно говорится, что новгородский боярин-гусляр Ставр Годинович одну струну своих гуслей натягивал от Киева, другую - от Царьграда, третью - от Иерусалима7 . Автор сказания о Борисе и Глебе отметил не только русское, но и международное значение культа братьев- князей. И действительно, культ этих князей был 'известен с конца XI в. в Чехии, в XII в. - в Византии8 , в XIII в. - в Армении9 . Киевский митрополит Иларион говорил о русских князьях, что они "правили не в бедной и неизвестной стране, но в русской, которая известна во всех концах земли"10 . В "Слове о полку Игореве" широко привлекается как западный, так и восточный исторический и фольклорный материал и выявляется место Руси в современном мире. По словам автора жития Александра Невского, слава о победах этого князя достигла как Рима, так и моря Египетского и гор


1 В. Т. Пашуто. Внешняя политика Древней Руси. М. 1968, стр. 419 - 427.

2 Е. А. Мельникова. Древняя Русь в исландских географических сочинениях. "Древнейшие государства на территории СССР". М. 1976.

3 В. М. Потин. Древняя Русь и европейские государства в X - XIII вв. Л. 1968, стр. 121.

4 В. Т. Пашуто. Указ. соч., стр. 134; В. Т. Пашуто, А. П. Новосельцев. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII в.). "История СССР", 1967, N 3, стр. 100.

5 А. И. Дробинский. Русь и Восточная Европа во французском средневековом эпосе. "Исторические записки". Т. 26. 1948, стр. 108 - 110.

6 "Повесть временных лет". Ч. I. М. -Л. 1950, стр 9; Б. А. Рыбаков. Границы географических знаний домонгольской Руси (карта). "История культуры Древней Руси". Т. II. М. -Л. 1951, стр. 233.

7 "Былины". Т. II. М. 1919, стр. 100.

8 В. Г. Васильевский. Труды. Т 3. Птгр. 1915, стр. CXVII.

9 В. Н. Бенешевич. Переложение Сказания о Борисе и Глебе с греческого перевода. "Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук", 1914, т. XIX, кн. 1.

10 "Прибавления к творениям св. отцов в русском переводе". Ч. II. М. 1844, стр. 38.

стр. 42


Араратских11 . И это не случайно. Русь в XI - XIII вв. сыграла выдающуюся роль в формировании облика Европы своего времени. Отражая натиск печенегов, половцев, позднее татаро-монголов, она, как щитом, прикрывала от них Западную Европу; поддерживала борьбу балканских государств с Византией и кавказских народов - с восточными завоевателями; участвовала в отражении славянскими и прибалтийскими народами агрессии с Запада, разбила крестовый поход шести держав на Прибалтику и Русь, изменив этим соотношение сил в Европе12 .

Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов - Гардарики. Летописи упоминают для XI - XII вв. более 220 городов13 , среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и многие другие. Древнерусский город был не только ремесленным и торговым поселением, но и центром феодальной власти - резиденцией князя и его дружины, боярства, епископского или наместнического управления, порою он играл роль коллективного укрепленного замка феодалов целого княжества. Ярким примером этого служит княжеский замок XI в. в Любече на Днепре, открытый во время раскопок Б. А. Рыбаковым. Киев занимал среди русских городов особое место. Летописец называет его "матерью городов русских". Это был политический центр Древней Руси. Князь, владевший Киевом, обладал правом сюзерена во всем государстве. Здесь находилась и кафедра митрополита, осуществлявшего церковную власть над страной, Киев был обширным и богатым городом. Адам Бременский называл его жемчужиной христианского Востока и соперником Константинополя14 . Велика была в то время экономическая, социальная и политическая роль и других городов Руси, прежде всего Новгорода.

Как показали археологические исследования, основную часть населения древнерусских городов составляли ремесленники. Именно городское ремесло определяло высокий уровень материальной культуры Древней Руси. В ее городах в XI - XII вв. насчитывалось более 60 различных ремесленных специальностей15 . Древнерусское ремесло имело давние традиции в области обработки металла, кости, дерева. Используя достижения византийцев, русские мастера в X - XII вв. освоили и значительно развили производство ювелирных изделий с применением эмали, украшений, посуды, стекла. Современники, знакомые с произведениями древнерусского ремесла и ювелирного искусства, высоко их ценили. Харезмиец Бируни отмечал искусство русских оружейников, готовивших особенную сталь16 . Французский эпос говорит, что Русь была известна своими художественными золотыми изделиями, добрыми кольчугами17 . Пресвитер Теофил из Падерборна писал сыну, что нельзя стать настоящим знатоком художественного ремесла, если не знать, как делать русские золотые украшения с перегородчатыми эмалями и черненое серебро18 . Византийский поэт Иоанн Цец восхищался резьбой по кости русского мастера, сравнивая его с легендарным Дедалом19 . В то же время на Руси хорошо знали и ценили изделия других стран - персидские


11 Ю. К. Бегунов. Памятник русской литературы XIII в. "Слово о погибели Русской земли". М. -Л. 1965, стр. 173.

12 В. Т. Пашуто. Указ. соч., стр. 8.

13 М. Н. Тихомиров. Древнерусские города. М. 1966, стр. 39.

14 Magistri Adami Bremensis, Geste Hammaburgiensis Pontificum. Hannover - Leipzig. 1917.

15 Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М. -Л. 1948, стр. 509.

16 Бируни. Избранные произведения. Т. I. Ташкент. 1957, стр. 100.

17 А. И. Дробинский. Указ. соч., стр. 108 - 110.

18 W. Theobald. Technik des Kunsthandwerks im zehnten Jahrhundert. Des Theophanus Presbyter Diversarum Artium Sehedula. B. 1933, p. 9.

19 "История СССР С древнейших времен до наших дней". Т. I. М. 1966, стр. 669.

стр. 43


ткани, арабское серебро, сирийские и египетские стеклянные изделия, византийскую парчу, франкские мечи и многое другое20 .

Древняя Русь имела торговые связи почти со всеми странами Запада. В X - XI вв. варяжские торговые корабли и купцы регулярно ездили на Русь, в Новгороде уже в XI в. они имели церковь св. Олафа21 . В XII в. русские купцы из Новгорода нередко посещали Данию22 . Активная торговля велась между Новгородом и северо-германскими портовыми городами. В Новгороде существовали и немецкий купеческий двор и католическая церковь св. Петра. Уже в XI в. велась сухопутная торговля между южнорусскими и немецкими городами Рейнской области и Баварии (Кёльном, Майнцем, Регенсбургом, Аугсбургом), которая шла через Киев или Чернигов, Прагу и Краков23 . Активную роль в ней играли еврейские купцы, жившие в немецких городах и специализировавшиеся на торговле с Русью или через Русь - с Востоком (руссарии)24 . Приезжали, а иногда и селились в русских городах (Киеве, Луцке, Владимире Волынском, Галиче) и немецкие купцы.

В Смоленске во второй половине XII в. была построена немецкая церковь, вероятно, для купцов Готского берега, активно торговавших с этим городом25 . В таможенных уставах герцогов Австрийских и Штирийских конца XII в. упоминаются купцы, торгующие с Русью26 . Прямые торговые связи с XII в. существовали между Русью и Англией: в житии Фомы Кентерберийского (конец XII в.) при описании Лондона упоминаются русские купцы, доставляющие в Англию соболей27 . В Казначейских свитках за 1180 - 1182 гг. говорится о купцах из Руси28 . В одной из версий поэмы о Бове-королевиче (начало XIII в.) при описании Саутгемптонского порта названы "купцы из Руси, привозящие их великий товар"29 . Имеются отдельные сведения о торговле в Новгороде в начале XII в. фландрским сукном30 , о торговых отношениях между Древней Русью и Испанией Омейядов в X - XI веках31 .

Возникновение классового общества и государства поставило Русь на один стадиальный уровень с соседними странами. С принятием христианства древнерусская культура пережила своеобразный синтез: она соединила в себе культурные традиции, выработанные восточными славянами, с наследием цивилизации Византии и стран Передней Азии и Средиземноморья. Но для того, чтобы представить себе соотношение местного и заимствованного в древнерусской культуре X - XII вв., недостаточно рассмотреть только чисто христианские ее элементы. Многое в материальной культуре (сельское хозяйство, большая часть ремесленного производства, архитектура жилых и производственных зданий и пр.) не имело связей с новой религией и продолжало развиваться в новых условиях без существенных влияний. В "серебряном фольклоре", как образно называет акад. Б. А. Рыбаков произведения


20 А. П. Новосельцев, В. Т. Пашуто. Внешняя торговля Древней Руси "История СССР", 1967, N 3.

21 Е. А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи. М. 1977, стр. 35.

22 В. М. Потин. Указ. соч., стр. 135 - 136.

23 B. Widera. Die wirtschaftlichen Beziehungen zwischen Deutschland und der Kieven Rus in der ersten Halfte des XI. Jh. "Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", 1954, B. I, S. 18 - 19, 22.

24 В. Т. Пашуто, А. П. Новосельцев. Указ. соч., стр. 89 - 90.

25 Н. Н. Воронин, П. А. Раппопорт. Зодчество Смоленска XII - XIII вв Л. 1979, стр. 140 - 150.

26 В. Т. Пашуто, А. П. Новосельцев. Указ. соч., стр. 92 - 93.

27 В. М. Потин. Указ. соч., стр. 122; В. И. Матузова. Англо-нормандские повествовательные источники XII - XIII вв. о Руси. "Древнейшие государства на территории СССР". М. 1976, стр. 132 - 136.

28 В. М. Потин. Указ. соч., стр. 122.

29 А. И. Дробинский. Указ. соч., стр. 108 - 110.

30 A. Pirnne. Draps d'Ipre a Nowgorod au commencement du XII siecle. "Revue Beige de Philologie et d'histoire", Bruxelles, 1930, vol. 9, N 2, p. 563.

31 В. М. Потин. Указ. соч., стр. 208, 210 - 211.

стр. 44


древнерусского художественного ремесла, нашли отражение языческие представления, почерпнутые из легенд и сказаний древних славян32 . На краях одежд, на серебряных браслетах, монистах, головных украшениях на Руси издревле помещались языческие изображения птицы-Сирина с женским лицом, приносящей счастье, древа жизни - символа плодородия, знаков солнца и луны33 . Так, на турьем роге из Чернигова изображена сцена из былины о борьбе киевского богатыря Ивана Годиновича с Кащеем Бессмертным. Однако постепенно, в XII в., эти чисто славянские языческие сюжеты стали дополняться изображениями христианских святых - Петра и Павла, Бориса и Глеба и других. Новая христианская заимствованная символика переплеталась с местной языческой традицией, лишь постепенно вытесняя ее.

Сложный синтез происходил и в сфере права. Самостоятельное развитие на основе местных традиций преобладало в общинном (городском) и княжеском праве, что нашло свое отражение в знаменитом памятнике той эпохи - Русской Правде и в ранних грамотах. Церковное право Древней Руси, испытавшее воздействие канонического права Византии, тоже впитало местные правовые традиции. Они оказались настолько сильными, что получили господствующие позиции в таком памятнике, как Устав князя Ярослава и митрополита Илариона о церковных судах (XI - XII вв.). Все это позволяет считать древнерусское церковное право XI - XIII вв. в известной степени местным, а не исключительно заимствованным, византийским34 .

Во многих случаях заимствованные знания, культурные традиции, органически вошедшие в древнерусскую культуру в X - XI вв., имели значение, далеко выходящее за пределы только церковного употребления. Славянская кириллическая письменность, известная на Руси до официального принятия христианства, удовлетворяла обширные нужды, начиная от хозяйственных, владельческих записей и бытовой переписки до государственных договоров, надписей на печатях и литературных произведений. Даже в такой, казалось бы, отвлеченной области, как философия истории, многие из концепций, возникшие на Руси в процессе сложения государства и сохранившиеся в устной традиции, продолжали существовать и после принятия христианства, хотя и получили новое осмысление. В Повести временных лет сохранилось несколько преданий, совершенно не связанных с христианством: о происхождении славян и их расселении в Восточной Европе, названиях племен, возникновении княжеских династий, начале городов35 . Летописание соединило в себе некоторые элементы дохристианских славянских преданий с новой философско- исторической концепцией, которая включила Русь в рамки мировой истории. Тем самым историческое самосознание Древней Руси было поднято на более высокую ступень.

Появление в Киеве и других крупных городах Руси византийских мастеров помогло строительству каменных храмов, созданию произведений монументальной и станковой живописи, ювелирных изделий с применением эмалей. Но, имея собственный опыт строительства крепостей, жилищ, языческих храмов, русские зодчие, освоив технику возве-


32 Б. А. Рыбаков. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж. "По следам древних культур. Древняя Русь". М. 1953, стр. 87 - 90.

33 Б. А. Рыбаков. Прикладное искусство Киевской Руси IX - XI веков и южнорусских княжеств XII - XIII вв. "История русского искусства". Т. I. М. 1953, стр. 269 - 271; его же. Русское прикладное искусство X-XIII вв. Л. 1971; его же. Русалии и бог Симаргл-Переплут. "Советская археология", 1967, N 2, стр. 113.

34 Я. Н. Щапов. Устав князя Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в середине XI в. "Византийский временник". Т. 31. 1971; его же. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI - XIV вв. М. 1972; его же. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI - XIII вв. М. 1978.

35 Б. А. Рыбаков. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М. 1963, стр. 215 - 242.

стр. 45


дения каменных храмов, сумели внести в их конструкции и облик своеобразие, которое не позволяет спутать их с византийскими. В ряде случаев, например, при изготовлении стеклянных изделий, древнерусские мастера были вынуждены осваивать новое производство по образцу византийского без точного знания рецептуры, что приводило к созданию собственных методов этого производства. Успехи в усвоении и развитии христианской культуры в течение первого столетия ее истории на Руси были возможны именно потому, что многое в ней базировалось на сохранении прочных местных традиций, органически вошедших в феодальную культуру страны.

Древняя Русь в конце X - XII в. не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной и Центральной Европы. После принятия христианства здесь распространяются грамотность, просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах; через переводную греческую литературу наряду с богословием на Русь проникают элементы схоластической учености и даже античной философии. Развиваются летописание, литература. Особым типом памятников письменности, обнаруженным только на Руси, являются берестяные грамоты, хотя они известны сейчас уже не только на русском, но и на латинском, греческом и карельском языках36 . Берестяные грамоты - письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения - были возможны лишь там, где была широко распространена грамотность, где письмо употреблялось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и для бытовых и личных нужд и где наряду с дорогим писчим материалом, каким являлся пергамент, существовала дешевая и общедоступная береста.

В отличие от большинства стран средневековой Европы, где в качестве культового, официального, письменного языка господствовал латинский, и стран Азии, где такую роль играл арабский, на Руси с самого начала письменность создавалась на родном славянском языке, то же наблюдалось в Болгарии, Моравии и Сербии. Древнерусский литературный язык применялся во всех сферах культурной, общественной, государственной жизни, в делопроизводстве, дипломатической и частной переписке, в литературе. На нем были написаны древнейшие кодексы славянского права - Русская Правда и Устав князя Ярослава и митрополита Илариона о церковных судах, древнейший славянский исторический труд - Повесть временных лет (начало XII в.) и местные летописи, "Слово о полку Игореве" (XII в.) и многие другие памятники.

Грамотность была распространена, вероятно, более всего среди зажиточных слоев городского населения. Помимо берестяных грамот, об этом свидетельствуют и многочисленные надписи-граффити на стенах каменных церквей XI - XIII вв. Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Это поминания, записи о современных событиях, среди которых граффито в киевском Софийском соборе о смерти "царя нашего" - великого князя Ярослава Мудрого в 6562 (1054) г.37 , шутливые надписи. На многих ремесленных изделиях, найденных в древнерусских городах, - деревянной и керамической посуде, сапожных колодках, пряслицах для веретен, вырезаны имена владельцев и заказчиков38 . Среди берестяных грамот немало писем от крестьян к их феодалам, написанных, очевидно, старостами или представителями вотчинной администрации в деревне.

Со значительным распространением грамотности связана и популярность книги в Древней Руси. Здесь были известны в переводах


36 М. Н. Тихомиров. Русская культура X - XVIII вв. М. 1968, стр. 99 - 100; В. Л. Янин. Я послал тебе бересту. М. 1965.

37 Б. Д.. Рыбаков. Запись о смерти Ярослава Мудрого. "Советская археология", 1959, N 4.

38 Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси, стр. 198; "Археологические открытия 1976 г.". М. 1977, стр. 286.

стр. 46


и широко использовались многие произведения византийской христианской литературы - богослужебные, философские, правовые, исторические, агиографические. На древнерусский язык были переведены такие произведения, как Хроника Георгия Монаха, Иудейская война Иосифа Флавия, Повесть о Дигенисе Акрите и др. Ознакомление Руси с византийской литературой облегчалось тем, что здесь использовались и легко усваивались славянские переводы греческих книг, сделанные до XI в. в Моравии и Болгарии. Высокого уровня достигло на Руси переводческое мастерство и искусство слова в целом39 . В XI - XIII вв. происходит быстрый подъем древнерусской литературы, появляются такие оригинальные литературные произведения, как летописи, "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, "Поучение" Владимира Мономаха, "Моление" Даниила Заточника, Киевско-Печерский патерик и другие. Книга в Древней Руси пользовалась огромным авторитетом. "Книги - это реки, напояющие вселенную мудростью", - считал киевский летописец XI века40 . До нашего времени дошло более 150 русских рукописных книг XI - XII вв.41 , среди которых евангелие Анны Ярославны первой половины XI в. из Реймса, где она короновалась и стала затем правительницей Франции, Остромирово евангелие 1052 г., Изборник Святослава 1073 г. и многие другие. В Древней Руси развивалось и школьное образование. Обучение также велось на родном языке. Действовали светские городские, церковные и монастырские школы42 . Из Повести временных лет явствует, что детей местной аристократии в Киеве отдавали "на книжное учение"43 . О существовании светских школ свидетельствуют прежде всего берестяные грамоты, чуждые церковным традициям. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу, в которую были отобраны дети старост и духовных лиц44 . Есть сведения, что в 1086 г. при Андреевском монастыре в Киеве была основана женская школа45 . В начальных школах учили чтению и письму, основам христианского вероучения, счету на особом снаряде - абаке46 . Имелись и высшие школы, готовившие к государственной, культурной, церковной деятельности. Это были главным образом учебные заведения при церквах и монастырях (например, при Софийском соборе и Печерском монастыре в Киеве). Из них вышли такие выдающиеся деятели древнерусской культуры, как митрополит Иларион, епископы Лука Жидята, Климент Смолятич, летописцы Нестор, Сильвестр, философ Кирил Туровский, математик Кирик и другие. Однако существовали и светские высшие школы. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина и, как сказано в ее житии, "хотя она училась не в Афинах, но изучала афинскую премудрость", освоив "философию, риторику и всю грамматику"47 . В высших школах наряду с литургическими книгами использовались сочинения исторические, философские, сборники высказываний античных авторов, географические и естественнонаучные труды48 . В киевской аристократической


39 Д. С. Лихачев. Повесть временных лет (Историко-литературный очерк). "Повесть временных лет". Ч. П. М. -Л. 1950, стр. 29 - 30.

40 "Повесть временных лет". Ч. I, стр. 102.

41 Б. В. Сапунов. Книга в России в XI - XIII вв. Л. 1978, стр. 34.

42 A. Wanczura. Szkolnictwo w starej Rusi. Lwow. 1923; Н. С. Чаев. Просвещение. "История культуры Древней Руси". Т. II. М. -Л. 1951.

43 "Повесть временных лет". Ч. I, стр. 81.

44 ПСРЛ. Т. 5, вып. I. Л. 1925, стр. 100.

45 В. Н. Татищев. История российская. Т. 2. М. -Л. 1963, стр. 95.

46 Р. А. Симонов. О проблеме наглядно-инструментального счета в средневековой Руси. "Советская археология", 1975, N 3; его же. Математическая мысль Древней Руси. М. 1977, стр. 44 - 74.

47 Н. С. Чаев. Указ. соч., стр. 217.

48 В. К. Кузаков. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X - XVII вв. М. 1976.

стр. 47


среде довольно широко изучались и иностранные языки. Так, Всеволод Ярославич знал пять языков49 .

Древнерусская литература - одна из самых древних в средневековой Европе. Наиболее ранние ее памятники, такие, как Речь философа в составе Повести временных лет, относятся к концу X в., а в XI в. был создан такой шедевр, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона50 . Выдающимся произведением не только древнерусской, но и славянских средневековых литератур вообще, является "Слово о полку Игореве". Эта поэма, стоящая в одном ряду с французской "Песнью о Роланде" и поэмой Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре", соединяет в себе элементы публицистического произведения (автор призывает к объединению русских княжеств против кочевников) и народной поэзии, богата языческой символикой и в то же время рассказывает о реальных событиях и людях XII века51 . Для древнерусской литературы характерна органическая связь как с изобразительным искусством своего времени, архитектурой, музыкой, так и с общественной и политической мыслью эпохи. Героическое начало в этой литературе сочетается с заметным вниманием к внутреннему миру человека.

Культурные контакты и взаимодействия Древней Руси с зарубежными странами складывались по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными были ее культурные связи с Византией, цивилизация которой оказала воздействие на культуру многих регионов средневекового мира (Балкан, Южной Италии и Сицилии, Закавказья, Крыма и др.). Прочным фундаментом для русско-византийских культурных связей служили экономические и политические отношения между двумя странами52 . С принятием христианства открылись широкие возможности для проникновения на Русь византийской культуры. Через нее передавалось сюда античное и эллинистическое наследие. Восприятие элементов византийской цивилизации способствовало дальнейшему прогрессивному развитию феодального общества на Руси, отвечало ее внутренним потребностям, поднимало ее международный престиж.

Воздействие аристократической феодальной культуры Византии, разумеется, было значительнее на высшие слои общества, чем на широкие слои населения. Князья и феодалы перенимали византийский придворный этикет, черты быта и нравов Константинополя. Для них это было обращением к самым высоким образцам, наиболее изысканным духовным ценностям, созданным средневековой Европой53 .

Византийское влияние в различных сферах культуры проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности. В некоторых областях происходил синтез византийского наследия с местными культурными традициями, в других же это воздействие было более поверхностным, как бы


49 "Повесть временных лет". Ч. I, стр. 158.

50 Д. С. Лихачев. Первые семьсот лет русской литературы. "Изборник". (Сборник произведений литературы Древней Руси). М. 1969, стр. 5 сл.

51 Д. С. Лихачев. "Слово о полку Игореве" - героический пролог русской литературы. М. -Л. 1961; "Слово о полку Игореве" - памятник XII в.". М. -Л. 1962; "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла". М. -Л. 1966; Б. А. Рыбаков. "Слово о полку Игореве" и его современники. М. 1971; его же. Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве". М. 1972.

52 Г. Г. Литаврин. Русско византийские отношения в XI - XII вв. "История Византии". Т. II. М. 1967; его же. Русь и Византия в XII веке. "Вопросы истории", 1972, N 7; Г. Г. Литаврин, В. Л. Янин. Некоторые проблемы русско-византийских отношений в IX - XV вв. "История СССР", N 4, 1970, Е. Э. Липшиц. Русь и. Византия. "Советская историография Киевской Руси". Л. 1978.

53 З. В. Удальцова. Русско-византийские культурные связи. "Proceedings of the XIII-th International Congress of Byzantine Studies". L. -N. Y. -Toronto. 1967; Г. Г. Литаврин. Культурные связи Древней Руси и Византии в X - XII вв. М. 1974, стр. 1 - 21; В. Д. Лихачева, Д. С. Лихачев. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л. 1971.

стр. 48


наложенным тонким слоем на местную самобытную культуру. Как правило, степень эффективности усвоения византийского наследия зависела от уровня развития дохристианской культуры. Чем выше он был, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации54 .

В оценке характера, масштабов и значения византийского влияния на культуру Древней Руси существуют противоположные точки зрения. Одни считают византийскую цивилизацию чуть ли не единственным источником культуры Древней Руси, а древнерусское художественное творчество - провинциальной ветвью рафинированного искусства Константинополя. Другие, наоборот, отстаивают полную самостоятельность древнерусской культуры и исключают какие бы то ни было внешние влияния. Видимо, истина, как это часто бывает, лежит где-то посередине55 .

За последние годы благодаря исследованиям советских и зарубежных ученых, комплексному изучению разных видов культуры, открытиям новых памятников, произведений искусства и художественного ремесла, разысканиям археологов, нумизматов, сфрагистов, применению новых исследовательских методов необычайно расширились наши знания о культуре Древней Руси56 . Значительные успехи были достигнуты и в изучении византийской цивилизации57 , которая стала рассматриваться как закономерный и важный этап в развитии мировой культуры58 . Эти два потока исследований, сливаясь, помогли освободиться от некоторых предвзятых суждений относительно византийского влияния на культуру Древней Руси. Отброшена негативная оценка византийской культуры как носительницы только церковности и консерватизма, выявлены ее прогрессивные черты. Отпала и другая точка зрения, согласно которой византийская культура рассматривалась в первую очередь как хранительница античных традиций. Раскрыто своеобразие философско-этических воззрений византийского общества, оказавших глубокое влияние на духовную жизнь Древней Руси.

Наиболее сильным византийское воздействие на Древнюю Русь, естественно, было в области церковной идеологии, канонического права, литургии, богослужебной литературы, гимнографии, церковной музыки, культового изобразительного искусства, хотя и в этих областях очень рано встречаются заметные отклонения от византийских образцов59 . Слабее оно ощущается в сфере светской культуры, хотя византийская переводная литература светского характера (хроника Иоанна


54 Д. С. Лихачев. Возникновение русской литературы. М. -Л. 1952, стр. 119 - 129; "История культуры Древней Руси". Т. II. М. -Л. 1951, стр. 257, 514; З. В. Удальцова. Своеобразие общественного развития Византийской империи. Место Византии во всемирной истории. "История Византии". Т. III. М. 1967.

55 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. М. 1978, стр. 221; З. В. Удальцова. Русско-византийские культурные связи, стр. 81.

56 Основная литература по этой проблеме охарактеризована в книге "Советская историография Киевской Руси", стр. 222 - 262.

57 См. библиографию работ В. Н. Лазарева на эту тему ("Византийский временник". Т. XXIX. 1968. стр. 3 - 31); "Византия, южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа". М. 1973, стр. 5 - 30; см. также М. В. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. Т. I. М. 1967; его же. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси. "Труды Отдела древнерусской литературы" (ТОДРЛ). Т. XII. 1956; Н. И. Врунов. Архитектура Константинополя IX - XII вв. "Византийский временник" Т. II. 1949; его же. Архитектура Византии. "Всеобщая история архитектуры". Т. III. М. -Л. 1966. Из зарубежных работ см.: "The Cambridge Medieval History". Т. IV, pt. 2. Cambridge. 1967; K. Wessel. Die Kultur von Byzanz. Frankfurt am/M. 1970; H. -W. Haussig. A History of Byzantine Civilisation. L. 1971; A. Guillou. La civilisation byzantine. P. 1974.

58 З. В. Удальцова. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры. "Византийский временник". Т. 41. 1980; В. В. Бычков. Византийская эстетика. М. 1977.

59 J. Sevsenko. Russo-Byzantine Relation after the Eleventh Century. "Proceeding of the XIII-th International Congress Byzantine Studies", L, - N. Y. - Toronto. 1967, pp. 93 - 104.

стр. 49


Малалы, роман "Александрия", "Троянские деяния", "Христианская топография" Косьмы Индикоплова и многое другое) получила широкое распространение в Древней Руси60 .

Новейшие исследования советских ученых показали, что византийская цивилизация в конечном счете послужила одной из основ, на которых Древняя Русь, как и другие страны Юго-Восточной и Восточной Европы, воздвигали здание своей самобытной, национальной культуры. Однако перенесенные на чужеземную почву духовные ценности, созданные Византией, ее спиритуалистическая церковная догматика и философия, идеология, этика и эстетика подвергались здесь глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали совсем иные черты под воздействием национальных творческих начал. Наиболее ярко это проявилось в сфере изобразительного и прикладного искусства Древней Руси.

Сила воздействия византийской цивилизации и масштабы ее влияния на художественное творчество Древней Руси изменялись в пространстве и времени. Наиболее плодотворными и интенсивными контакты с Византией были в южных и юго-западных областях Руси, слабее - в северных и северо- восточных. Далеко не одинаковый отклик художественное творчество византийских мастеров находило в отдельных видах искусства. Периодом наиболее активных контактов Руси и Византии в сфере художественного творчества был конец X - середина XII века. Центром этих контактов в то время стал Киев. Он был непосредственно связан с Константинополем. Именно в стольный град на Днепре из Царьграда приезжали дипломатические миссии с богатыми дарами от византийских императоров, греческое духовенство с поручениями от константинопольского патриарха, сюда стекались караваны греческих купцов, привозивших изысканные предметы роскоши и произведения византийского прикладного искусства. Киевские князья первыми стали приглашать из Византии греческих мастеров: зодчих, живописцев, резчиков по камню и ювелиров. Именно в Киеве с помощью греческих зодчих началось широкое культовое и дворцовое строительство.

Поначалу византийское влияние сказывалось прежде всего в архитектуре. В отличие от романского Запада, где в это время лишь в отдельных регионах происходил медленный и трудный процесс перехода от деревянных конструкций к каменным сводам, Древняя Русь восприняла от Византии систему сводчатых и купольных перекрытий, здания изысканной пространственной конфигурации и большой высоты. Первый каменный храм на Руси - так называемая Десятинная церковь в Киеве (989 - 996 гг.) был сооружен, по данным летописи, греческими мастерами. В 1031 - 1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими же зодчими собор Спаса Преображения - самый "византийский", по мнению специалистов, храм Древней Руси61 .

Собор св. Софии в Киеве (1037 - 1054 гг.), вершина южнорусского зодчества XI в., создавали уже совместно греческие и русские мастера, он не имеет прямых аналогов среди памятников церковного зодчества Византии. При сохранении византийской основы крестовокупольного храма София Киевская знаменовала собой постепенный отход древнерусского зодчества от византийских образцов62 . Еще дальше отходит от них зодчество Новгорода. Если сравнить архитектуру трех храмов - св. Софии в Константинополе, Киеве и Новгороде, то эта разница проявится с особенной силой. София Новгородская (1045 - 1050 гг.) при общей близости по идейному замыслу и архитектурному плану к Со-


60 З. В. Удальцова. Русско-византийские культурные связи, стр. 89 - 90.

61 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство, стр. 214.

62 Там же, стр. 214 - 218; Д. С. Лихачев. Принцип ансамбля в древнерусской эстетике. "Культура Древней Руси". Т. II. М. 1966, стр. 118сл.; Д. Айналов, Е. Редин. Киево-Софийский собор. СПБ. 1889.

стр. 50


фии Киевской дает совершенно новые художественные решения, неизвестные южнорусскому и византийскому зодчеству: местные традиции проявили себя с такой силой, что они существенно видоизменили стиль новгородского храма. Не исключено влияние на новгородских зодчих западноевропейской романской архитектуры63 . В целом же в течение XI - первой половины XII в. византийские традиции еще достаточно прочно сохранялись в древнерусском зодчестве.

Со второй половины XII в. намечается заметное ослабление византийского влияния, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Примером могут служить Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке (1159 г.), собор Михаила-Архангела в Смоленске (1191 - 1194 гг.), храм Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Наиболее интенсивно процесс творческого переосмысления византийского и отчасти западноевропейского культурного наследия протекал в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси. Благодаря работам советских ученых и художников-реставраторов сравнительно недавно был воскрешен богатый подлинными шедеврами мир владимиро-суздальского зодчества 64 . Жемчужиной его по праву считается храм Покрова Богородицы на Нерли (1165 г.), который воплотил в белом камне эстетику и художественные вкусы древнерусского общества65 . Среди других шедевров владимиро-суздальского зодчества особое место занимают белокаменные храмы, одетые в узорочье каменной резьбы, прежде всего Дмитриевский собор во Владимире (1193 - 1197 гг.), а затем Георгиевский собор в Юрьеве Польском (1230 - 1234 гг.). Резной декор Дмитриевского собора нередко называют поэмой в камне. В нем причудливо переплелись библейские, апокрифические и языческие мотивы. Христианские образы здесь сочетаются с античной поэтикой и языческим пантеизмом, порожденным народной фантазией66 . Многие из фантастических животных, страшилищ и масок очень похожи на произведения романского искусства Западной Европы и на некоторые образцы сасанидского художественного творчества.

Более длительным и устойчивым, чем в архитектуре, было византийское влияние в живописи Древней Руси. Это вполне понятно, если вспомнить, что Византия не только познакомила русских художников с техникой мозаики, фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась православной церковью. Артели художников, в которые входили греческие и русские мастера, работали обычно, следуя византийским образцам, так называемым подлинникам. Они помогали русским живописцам совершенствовать средства художественной выразительности, являлись проводниками византийской эстетики. Вместе с тем господство иконографического канона и работа по образцам в известной степени сковывали самобытное художественное творчество мастеров Древней Руси67 .

На Руси XI - XII вв. существовали две традиции в украшении храмов росписями. Одна, более строгая и торжественная, находит свои истоки в монументальной живописи Византии, другая, более свободная, живописная, сложилась на русской почве. Классическим памятником,


63 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство, стр. 119 - 120.

64 Н. Н. Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV вв. Т. I. М. 1961; Г. К. Вагнер. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев Польской. М. 1964; его же. Скульптура Древней Руси. Владимир, Боголюбове (XII в.). М. 1969; М. В. Алпатов. Этюды по истории русского искусства, стр. 63 - 75 и др.

65 М. В. Алпатов. Этюды по истории русского искусства, стр. 69; ср. Г. К. Вагнер, Е. Ф. Желоховцева. Скульптура храма Покрова на Нерли. "Искусство", 1965, N 10, стр. 62.

66 М. В. Алпатов. Этюды по истории русского искусства, стр. 71 - 72; Г. К. Вагнер. Скульптура Древней Руси. Владимир, Боголюбове) (XII в.), стр. 199 сл.

67 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство, стр. 222 - 226.

стр. 51


воплотившим первую традицию, является София Киевская, где полностью выдержан византийский иконографический канон. Но в ее фресках и мозаиках уже много самобытного. Такова Богородица Оранта, воспринимавшаяся как защитница и покровительница Киева, и парящий в куполе Пантократор68 . Росписи Софии Новгородской (1109 г.) в целом восходят к византийско-киевской традиции. Но здесь еще более настойчиво пробивается архаическая былинная струя, связываемая специалистами с воздействием местной среды69 .

Накопление самобытных черт, отражающих своеобразие древнерусской живописи, приводит к качественно новым художественным решениям в живописи Спасо-Мирожского монастыря в Пскове (середина XII в.), церкви Св. Георгия в Старой Ладоге (80-е годы XII в.), Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г.). Суровостью и сдержанной силой отмечены фрески Спаса Нередицы. Особый интерес представляет собой ктиторский портрет князя Ярослава, держащего в руках модель самого храма70 . Недавно в Новгороде при археологических раскопках была открыта В. Л. Яниным мастерская художника XII века. Владельцем ее, вероятно, был живописец, прибывший из Византии, который вместе с новгородскими живописцами расписывал Спасо- Преображенскую церковь в Нередице. Фрески Дмитриевского собора во Владимире (1194 - 1197 гг.) созданы также совместными усилиями греческих и русских мастеров. Изображения, принадлежащие кисти греков, суровы и замкнуты, тогда как лики, созданные местными мастерами, открыты и наделены особой добротой и мягкостью71 .

В древнерусской живописи XI - начала XIII вв. складываются определенные жанры, тесно связанные с жанрами литературы Руси той эпохи (легендарно- исторический, символико-героический, персональный и другие)72 . Станковая живопись Древней Руси прошла также сложный и длительный путь развития. Начало ему было положено притекавшими на Русь памятниками византийской иконописи. Первое место среди них принадлежит Владимирской Богоматери - византийской иконе второй половины XI - начала XII века. На ней нашел воплощение иконографический тип Богоматери - Елеусы (Умиление), получивший распространение в Византии с XI века73 .

Но и в иконописи древнерусская живопись с годами все настойчивее и решительнее обретает свой собственный художественный язык. Примером является такой шедевр древнерусской живописи, как "Ангел златые власы" (XII в.). В отличие от суровых, порою грозных ангелов византийской живописи XI- XII вв., взгляд "Ангела златые власы" исполнен просветленной грусти и доброты. В самом стиле живописи иконы сквозит новая эстетика, более умиротворенное и жизнеутверждающее видение мира. Постепенно происходит как бы адаптация византийских изображений с местной средой, для XII - начала XIII в. можно даже говорить об обрусении иконных образов. Показательна в этом отношении икона Благовещения XII века. Если лик ангела на ней еще исполнен суровой строгости византийских икон, то поэтичный образ Богородицы излучает теплоту, мягкость и добросердечие. Процесс трансформации древнерусской живописи найдет позднее завершение в произведениях художников XIV-XV вв. и прежде всего Феофана Грека, Дионисия и Андрея Рублева.


68 В. Н. Лазарев. Мозаики Софии Киевской. М. 1960; его же. Византийское и древнерусское искусство, стр. 65 - 115.

69 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство, стр. 160.

70 В. Мясоедов. Фрески Спаса Нередицы. М. 1925.

71 В. Н. Лазарев. История византийской живописи. Т. I. М. 1947, стр. 123.

72 Г. К. Вагнер. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М. 1974; Д. С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. М. 1979.

73 В. Н. Лазарев. История византийской живописи. Т. I, стр. 125; его же. Византийское и древнерусское искусство, стр. 9 - 29.

стр. 52


В культуре Византии, Древней Руси и других стран средневековой Европы (как в литературе, так и в изобразительном искусстве) никогда не иссякал живой источник светского художественного творчества. Родство вкусов и эстетических идеалов светской феодальной знати Древней Руси и Византии объясняет близость жанров и тематики светской живописи, скульптуры и прикладного искусства этих стран. В Византии светское направление в культуре было связано с культом василевса и прославлением империи. Эти мотивы светской живописи и прикладного искусства Константинополя находили глубокий отклик в феодальной среде Древней Руси и охотно использовались для возвеличивания великокняжеской власти. Светские тенденции в литературе и искусстве Византии особенно усилились в XII веке. Аналогичные явления наблюдались в Древней Руси той эпохи.

Сохранились уникальные памятники светской живописи Древней Руси домонгольского времени. Первое место среди них принадлежит стенным росписям лестниц двух башен Софии Киевской. Они поражают разнообразием сюжетов, восходящих преимущественно к византийским образцам, но в какой- то мере отражающих быт и нравы киевской великокняжеской среды. Для понимания местных элементов в этих стенных росписях интересны две фрески: первая - триумфальный въезд всадника в короне, окруженной нимбом (во всаднике исследователи видят либо византийского императора, либо киевского великого князя); вторая - молодой музыкант со смычковым инструментом, в лице которого проглядывают южнорусские черты. Светские мотивы проникают и в книжную миниатюру. Образцом здесь может служить изображение князя Святослава с семьей, украшающее Изборник Святослава. Князь на этой миниатюре далек от абстрактной идеализации и наделен характерными, почти портретными чертами74 . Особенно последовательно светские мотивы прослеживаются в памятниках византийского прикладного искусства, обнаруженных на территории Древней Руси в составе кладов или при археологических раскопках. В их числе утварь из серебра и бронзы, перегородчатые эмали на золоте, резные изделия из кости и камня. Иноземные "злато" и "сребро", "паволоки и сосуды различные" попадали на Русь как предметы торговли, а также в числе посольских даров, в качестве торговой пошлины или военной добычи, их привозили эмигранты и пилигримы75 .

В памятниках светского искусства, менее зависимого от канонов официальной религии, явственно выступают самобытные течения народной культуры, до сих пор почти не раскрытые наукой. В народную среду стран, находившихся под влиянием Византии, чаще всего проникали элементы искусства местных школ империи, которые сохраняли более демократические земные черты76 . Древнерусских мастеров справедливо считают бережливыми наследниками лучших традиций византийского искусства. Они не только сохранили его духовные ценности, но и приумножили их, внеся в художественное творчество оптимизм, проникновенную мягкость, жизнеутверждающее видение мира.

Культурные связи Древнерусского государства со странами Западной Европы были менее интенсивными, чем с Византией. До недавнего времени они оставались слабо изученными. Однако в последние годы усилиями советских ученых выявлены данные, свидетельствующие о постоянных и разнообразных контактах между Древней Русью и Западной Европой и их культурном взаимодействии. Поскольку Древняя Русь


74 О. И. Подобедова. Миниатюры русских исторических рукописей. М. 1965.

75 В. П. Даркевич. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X - XIII вв. М. 1975; А. В. Банк. Прикладное искусство Византии IX - XII вв. М. 1978.

76 Б. А. Рыбаков. Русское прикладное искусство X - XIII вв.

стр. 53


в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, такое взаимодействие являлось вполне равноправным. Оно облегчалось также господством и там и здесь церковно-феодальной идеологии и религиозного мировосприятия, вообще характерных для эпохи средневековья и феодального общества, а также принадлежностью обоих регионов к христианскому миру. Причем православная церковь в домонгольский период особенно не препятствовала этому культурному общению77 , Контакты между Древней Русью и Западной Европой осуществлялись по разным каналам. Наиболее интенсивными они стали во второй половине XII - начале XIII в. во время расцвета романского искусства на Западе и постепенного ослабления византийского влияния на Руси.

В области материальной культуры шел обмен с Западом изделиями ремесла и прикладного искусства, а в связи с этим - и определенными техническими навыками. Он осуществлялся благодаря торговле, взаимным дарам посольств, иноземным мастерам-ремесленникам, нередко приглашавшимся на Русь чаще всего из Германии, через членов свит иноземных княжен и принцесс, привозивших ко дворам женихов изделия своих стран. Изделия (99 экземпляров) западноевропейских мастеров, вышедшие из известных во всей Европе мастерских Нижней Лотарингии, Рейнской области, Вестфалии, Нижней Саксонии, Лиможа, обнаружены в разных районах Древней Руси, особенно в западных - в Киеве и его окрестностях, в Новгороде, Полоцком княжестве, а также и в Северо-Восточной Руси. Среди них бронзовое литье, водолеи, подсвечники, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы- реликварии78 . В их число входят такие шедевры, как "наплечники Андрея Боголюбского" лотарингского производства, реликварий XII в. в виде модели Иерусалимского храма из Рейнской области (сохранился в Успенском соборе Московского Кремля)79 , лиможская серебряная чаша, попавшая через Новгород на Обь80 , костяные накладки от ларцов с вырезанными на них фигурами западных рыцарей, найденные в с. Подгорци на Львовщине81 и в Новгороде82 . Изделиями западных ремесленников являлись и многочисленные денарии, ввозимые из Западной Европы, особенно из Германии на Русь. Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад. Довольно много их обнаружено в скандинавских странах, на Готланде, в Славянском Западном Поморье83 . Достигали они иногда и Западной Европы84 .

Культурное взаимодействие между Киевской Русью и Западом осуществлялось и в области зодчества. С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI - XII вв. не только в Западной Европе, но и в культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию - непосредственных соседей Древнерусского государства. Отсюда, главным образом через галичских, а иногда и немецких мастеров, приглашаемых на Русь, проникало влияние романского стиля, особенно усилившееся во второй половине XII - начале XIII века. Это влияние, правда, не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной кубической конструкции храмов с закомарными покрытиями


77 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство, стр. 230 - 231.

78 В. П. Даркевич. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе X - XIV вв. М. 1966, стр. 52 - 61.

79 В. П. Даркевич. Аргонавты средневековья. М. 1976, стр. 136 - 138.

80 Там же, стр. 82.

81 В. П. Даркевич. Путями средневековых мастеров. М. 1972, стр. 156.

82 Там же, стр. 162.

83 В. Т. Пашуто, А. П. Новосельцев. Указ. соч., стр. 91 - 92.

84 Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси, стр. 471 - 481.

стр. 54


(исключение составляли круглые церкви, распространенные в галицко- волынской земле в XII - XIII вв.). Но оно сказывалось во внешнем оформлении возводимых построек, в которое включалось постепенно все больше отдельных романских элементов: аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. Впервые эти элементы романского стиля появились в середине XI в. в Северо-Западной Руси (Новгородская София, Софийский собор в Полоцке - 1044 - 1066 гг.), хотя позднее данная традиция не получила развития ни в Новгороде, ни во Пскове. Зато использование элементов романского стиля в церковной, а затем и в замковой архитектуре распространилось в XII в. на Смоленщине (храм Михаила Архангела в Смоленске и др.) и в Галицком княжестве (храм Пантелеймона на Опоках в Галиче - начало XIII в. - с чисто романским порталом и аркатурной обработкой абсид)85 .

Но наибольшего расцвета использование в русском зодчестве элементов романского стиля достигло во Владимиро-Суздальской Руси во второй половине XII - первой четверти XIII века. Андрей Боголюбский при возведении Успенского собора (1158 - 1161 гг.) и других храмов во Владимире и княжеских палат в Боголюбове, по словам летописи, собрал "из всех земель мастеров". Среди них были и "латиняне", скорее всего немцы. Работавшие вместе с ними русские строители могли заимствовать у них технические приемы и некоторые стилевые особенности романского зодчества: кладку из точно подогнанных и гладко отшлифованных "белокаменных" блоков, отмеченные выше элементы декора, в частности рельефную резьбу по камню на церковные и светские сюжеты. Остатки княжеского замка в Боголюбове обнаруживают явное сходство его с современными ему замками Германии86 . Романское влияние заметно и в декоре таких памятников древнерусского зодчества, как Спасопреображенский собор в Переславле Залесском (1152 г.), храм Бориса и Глеба в Кидекще (1152 г.) и других, возводившихся русскими мастерами уже самостоятельно.

Усваивая новые для них элементы декора, русские зодчие, однако, творчески и органично включали их в местные традиционные архитектурные формы, приближая к вкусам и представлениям русских людей, к особенностям родной природы. Так, каменная резьба под рукой русских мастеров приобрела на рубеже XII - XIII вв. свою неповторимую оригинальность: перенося в камень традиции русской народной деревянной резьбы, они делали ее более плоской и орнаментальной по сравнению с романской, выбирали для нее совсем иные сюжеты. Русские камнерезчики предпочитали светские сюжеты или жизнерадостные мотивы "мировой гармонии" мрачным, устрашающим картинам "страшного суда" и жестоких пыток мучеников, которые преобладали в каменных рельефах романских соборов Западной Европы. Эти различия отчетливо выступают в декоре Дмитриевского собора во Владимире, Рождественского - в Суздале (1222 - 1225 гг.), Георгиевского - в Юрьеве/ Польском87 .

Монголо-татарское нашествие оборвало плодотворный процесс взаимодействия русского и западного архитектурных стилей. Готическая архитектура, сменившая в XIII в. романскую в Западной и Центральной Европе, осталась почти совершенно чуждой русскому зодчеству. Лишь в уже упоминавшемся Георгиевском соборе Юрьева Польского и в неко-


85 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство, стр, 231 - 240, 246, 254.

86 Там же, стр. 238 - 242.

87 Там же, стр. 242 - 244.

стр. 55


торых новгородских храмах (Федора Стратилата, Спасо-Преображения) присутствовали своеобразно переработанные и органически включенные в русский архитектурный стиль отдельные элементы готики в виде заостренных закомаров и стрельчатых перспективных порталов и завершений окон88 .

Западная романская живопись и книжная миниатюра также были чужды древнерусскому изобразительному искусству. Отдельными исключениями здесь являются фрески храма Антоньевского монастыря в Новгороде (1125 г.), отчасти сближающиеся с романскими образцами89 .

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло также по линии литературных и фольклорных связей. В западноевропейский фольклор и литературу проникали сведения о далекой Руси и русских ("Песнь о Роланде", "Chanson de Gest", "Песнь о Нибелунгах" и ряд других90 , не говоря уже о скандинавских сагах). Отдельные русские фольклорные мотивы, в частности связанные с образом Ильи Муромца, вошли в верхненемецкую поэму "Ортнит" (записана в 1220 - 1230 гг.), одним из главных героев которой является король "Илья Русский". Этот персонаж фигурирует также в скандинавской "Саге о Тидрике Бернском" (записана около 1250 г.), основанной на нижненемецком варианте той же поэмы. В этой саге действие в значительной части происходит на Руси91 . Литературные взаимосвязи заметны в западных хрониках и русских летописях, содержащих некоторые сведения по истории и географии соответственно Древней Руси и западноевропейских стран. Существует известная параллель между легендой Начальной летописи о "призвании варягов" на Русь и англо-саксонской легендой о призвании в Британию англосаксов во главе с Генгистом и Горсой92 .

Культурное идеологическое общение между Русью и Западом осуществлялось и через паломников и путешественников. Игумен Даниил, совершивший в начале XII в. паломничество в Святую Землю, познакомил в своем "Хождении" русских грамотеев с положением, сложившимся там после первого крестового похода, и с крестоносными государствами. Позднее сведения о "подвигах" западных рыцарей в разгромленном ими в 1204 г. Константинополе с возмущением сообщил на Русь новгородский дипломат Данила Ядрейкович, находившийся там в это время93 .

Некоторые контакты существовали по линии церковных отношений. До разделения церквей (1054 г.) они были в целом довольно мирными. Выше внутрихристианских различий тогда ставилась общая принадлежность к христианству в противоположность всем инаковерующим. Католические посольства от папы или германского императора принимались на Руси без особой враждебности; сочувственно был воспринят успех первого крестового похода; в Киеве, Новгороде, Переяславле, Смоленске имелись католические храмы. В "Молитве святой Троицы", получившей распространение на Руси, среди других упомянуты святые Альбан и Ботульф, почитавшиеся только в Англии. Их имена были, видимо, занесены на Русь приезжавшими сюда англичанами94 . В Новгороде было много иноземных, "варяжских" (то есть католических) храмов, кото-


88 Там же, стр. 278.

89 Там же, стр. 261 - 266.

90 В. Т. Пашуто. Указ. соч., стр. 126, 132.

91 Г. В. Глазырина. Илья Муромец в немецкой поэме и скандинавской саге. "Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР". М. 1978.

92 М. П. Алексеев. Англосаксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха. ТОДРЛ. Т. II. М. -Л. 1935.

93 В. Т. Пашуто. Указ. соч., стр. 264.

94 М. П. Алексеев. Англосаксонская параллель, стр. 56, 57.

стр. 56


рые охотно посещались новгородцами, иногда даже крестившими в них своих детей. В латинском проекте русско-немецкого договора 1268 г. был пункт, по которому немецкие купцы могли посылать на Русь молодых людей для обучения русскому языку, им разрешалось жить среди русского населения95 . Только после 1054 г. и настойчивых попыток папства обратить Русь в католическую веру, а также в связи с разгромом Константинополя крестоносцами и организацией папством в 40-х годах XIII в. крестовых походов на Русь отношения с католической церковью и ее адептами и эмиссарами резко ухудшились. Это, естественно, затруднило и культурное общение с Западом, которое было затем на долгое время подорвано монголо- татарским нашествием. Взаимодействие с западными странами оставило определенный след в развитии Древнерусского государства. Элементы западноевропейской цивилизации, будучи переплавленными с местными традициями, в измененном виде органически вошли в самобытную культуру Древней Руси.

Восточная Европа, находясь на стыке двух континентов Старого Света, издревле имела контакты с областями Причерноморья, Передней и Средней Азии (в частности с Сасанидским Ираном и Арабским халифатом), а в отдельных случаях и Дальнего Востока96 . Образование единого Древнерусского государства привело к упрочению этих связей и к существенным изменениям их содержания.

Первоначально, уже с VIII в. и вплоть до второй половины X в., на Русь (а через нее и дальше на запад, в страны Прибалтики, Скандинавии и т. д.) шел поток серебряной монеты, чеканившейся в странах ислама сначала в рамках единого халифата, а затем отдельных феодальных владений, возникших после его распада. Древняя Русь была связана в то время непосредственно со столицей халифов Багдадом, городами северного Ирана, прикаспийского побережья, а также среднеазиатскими владениями Саманидов. Основной торговой артерией между Восточной Европой и странами исламского мира был тогда Волжский путь97 , по нему шел на запад поток восточных товаров и монет, значительная часть которых сохранилась в кладах, найденных на территории нашей страны, Польши, Германии, скандинавских стран. Два других торговых пути соединяли один - южные области восточнославянского мира по Дону, Переволоке и далее по нижней Волге, Каспию, через Табаристан с Багдадом, второй - Халифат и Среднюю Азию со средним течением Волги в районе будущей столицы волжских булгар98 .

Ко второй половине X в. положение изменилось. К этому времени Новгород и другие северные города Руси начинают все больше переключаться на торговлю с Западом, а южные области, и прежде всего, Киев, остаются главным центром торговли с Востоком. Сношения со странами последнего идут теперь через Северный Кавказ, Закавказье, а также через Крым и Черное море. Известно, что накануне монгольского нашествия купцы из Малой Азии морем ездили в Крым и далее через "Хазарскую переправу" (очевидно, Переволоку) - в разные районы Восточной Европы99 . Функционировал и путь по Волге с ответвлениями на Русь, с не совсем ясными маршрутами, ведшими в Киев100 .


95 В. Т. Пашуто, А. П. Новосельцев. Указ. соч., стр. 13.

96 В. И. Абаев. Скифо-европейские изоглоссы. М. 1965; В. Г. Луконин. Искусство древнего Ирана. М. 1977, стр. 110 - 225; В. В. Кропоткин, Экономические связи Восточной Европы в I тысячелетии н. э. М. 1967.

97 В. П. Даркевич. Художественный металл Востока VIII - XIII вв. М. 1976, стр. 152.

98 А. П. Новосельцев, В. Т. Па шут о, Л. В. Черепнин, В. П. Шушарин, Я. Н. Щапов. Древнерусское государство и его международное значение. М. 1965, стр. 384 - 386; "Путешествие Ибн Фадлана на Волгу". М. -Л. 1939.

99 В. Т. Пашуто. Указ. соч., стр. 276.

100 "Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати". М. 1971, стр. 35 - 37.

стр. 57


Наконец, материалы ал-Идриси (середина XII в.) дают сведения о ряде других, пока, к сожалению, еще недостаточно изученных торговых путей, связывавших Восток через Русь со странами Запада101 . Таким образом, с X до начала XIII в. шел процесс интенсификации связей Запада с Востоком через Восточную Европу, а вместе с тем и Древней Руси со странами Востока. Не случайно уже в XII в. итальянские торговые республики Генуя и Венеция начали закрепляться в Крыму и на Северном Кавказе, прибирая к своим рукам древние торговые пути из Азии в Европу102 .

В IX - X вв. наиболее активной стороной в торговле Руси с Востоком выступали русские. В связи со становлением у восточных славян классового общества и государства княжеские дружинники сочетали два вида деятельности: военные походы и торговлю товарами своей страны и захваченной добычей. Русские купцы бывали в то время в Багдаде103 , имели торговую факторию у городка Булгар на Волге. Русская и славянская колонии существовали в столице хазар г. Атиле в устье Волги104 . Арабские и другие восточные купцы в IX-X вв. до славянских земель добирались, по-видимому, редко, информацию об этих землях они получали преимущественно в Хазарии и Булгарии. Русские же купцы-воины проникали далеко на Восток, особенно в период военных экспедиций в Прикаспий (в 909 г. и 944 - 945 гг.), а также позже, во время походов Святослава и сына Владимира Мстислава Черниговского и Тмутараканского. Основные сведения об этих походах сохранили восточные авторы (ал-Масуди, Ибн Мискавейх, Ибн Хаукаль, Ибн Исфендийар, Мовсес Каланкатваци и др.). Позже, в XI - начале ХIIв., восточные купцы стали сами посещать Русь. Арабский купец, уроженец Испании ал-Гарнати в середине XII в. долго жил в Поволжье (в Булгаре и Саксине) и оттуда через русские земли ездил в Венгрию105 . По его данным, в Киеве в то время жили восточные купцы106 .

Традиционные связи существовали у Древней Руси с соседним кочевым миром. Взаимоотношения эти носили сложный характер: частые военные столкновения сочетались с хозяйственным и культурным обменом. Кочевники, которые в XI - XII вв. обитали в лесостепном и степном пограничье Древней Руси (торки, берендеи, черные клобуки), заимствовали у русского населения навыки земледелия, орудия земледельческого труда. В свою очередь, русские переняли у кочевников некоторые виды оружия (прежде всего саблю), а также отдельные элементы военной тактики, применяемой в условиях степей. Однако в силу более высокого хозяйственного и культурного уровня русского общества XI - XII вв. влияние его на кочевников было гораздо значительнее.

От купцов, посетивших Восточную Европу, арабские и персидские писатели получали информацию о странах и народах этого региона. Арабские и персидские географические и исторические сочинения IX - XIII вв. (Ибн Хордадбеха, Ибн Руста, Ибн Хаукаля, "Худуд ал-алам", Йакута и др.) содержит большой материал по этнографии восточных славян, о походах русов на Восток, о государственном устройстве Руси,


101 T. Lewicki. Polska i kraje sasiednie w swietle "Ksiegi Rogera" geografa arabskiego'z XII w. al Idrisiego, c.z. 1 - 2. Krakow. 1945 - Warszawa. 1954; Б. А. Рыбаков. Русские земли на карте Идриси. 1154 г. "Краткие сообщения" Института истории материальной культуры. Вып. XLIII. 1952.

102 G. Bratianu. Recherches sur Vicina et cetatea Alba. Bucarest. 1935, pp. 31 - 50.

103 А. П. Новосельцев, В. Т. Пашу то, Л. В. Черепнин, В. П. Шушарин, Я. Н. Щапов. Указ. соч., стр. 384 - 385.

104 Волга, по данным арабских авторов X в., называлась "Русской рекой" (см. Ибн Хаукаль Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Т. I. Лейден. 1938, стр. 13 (на араб. яз.).

105 "Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати", стр. 8 - 11.

106 Там же, стр. 37.

стр. 58


ее экономических связях с соседями107 . Известны и отдельные путешествия русских людей на Восток, например, уже упоминавшегося игумена Даниила (1106 - 1107 гг.), который проехал в Иерусалим через земли сарацин (то есть мусульман)108 .

Относительно того, что знали жители Древней Руси о странах Востока, можно судить преимущественно по "Повести временных лет", где речь идет о непосредственных соседях Руси (кочевниках, хазарах, булгарах), а также об обезах (то есть жителях Грузинского царства), Хвалисях (Хорезме) и более смутно - об отдаленных странах Востока109 (например, серах - китайцах).

Заметную роль в культурных связях Древней Руси с Востоком играли армянские колонии, возникшие в XI в. в Крыму, а затем в других местах Восточной Европы. Армянские колонисты сообщали сведения о Руси в Закавказье и знакомили жителей Восточной Европы с жизнью стран и народов Востока. В XI - начале XIII в. особенно тесными становятся контакты Древней Руси с христианскими странами Закавказья, и прежде всего с Грузинским царством. Заключались династические браки между русскими князьями и Багратидами (например, брак царицы Тамар с Георгием (Юрием), сыном Андрея Боголюбского)110 .

В XI - XII вв. Русь по-прежнему оставалась территорией, через которую пролегали транзитные пути с Запада на Восток. Знаменитый поморский янтарь доходил до Китая111 . Хотя русские города становятся в этот период значительными торгово-ремесленными центрами, а многие из них (например, Новгород) и солидными торговыми партнерами других стран, в торговле с Востоком с русской стороны, как и в более раннее время, по-видимому, превалировали традиционные товары: пушнина, мед, воск. На Русь же ввозились изделия восточных мастеров (металлические и стеклянные), драгоценная утварь, дорогие ткани, которые приобретали преимущественно знатные люди112 .

К сожалению, о литературных связях, существовавших в X - XII вв. между Древней Русью и восточными странами, в частности закавказскими государствами, есть лишь скудные сведения. Так, распространенное на Руси "Житие Бориса и Глеба" было переведено на армянский язык113 . Когда после принятия христианства основным источником знакомства русских образованных людей с древней и раннесредневековой литературой стала Византия, среди литературных памятников, переводимых с греческого языка, были и произведения, восходившие к восточной литературе или восточным сюжетам. Уже в первой половине XI в., как полагают, с греческого на древнерусский язык была переложена "Повесть об Акире премудром", написанная еще в VII в. до н. э. в Ассирии, а потом через эллинистических ученых попавшая в пределы Римской империи в греческом переводе. Это произведение пополняло знания русских людей о Древнем Востоке, которые черпались в основном из библии. Большой популярностью на Руси пользовалась "Александрия", один из романов об Александре Македонском и его походах на Восток, также переведенный с греческого в XI - XII веках. Русский пе-


107 И. Ю. Крачковский. Арабская географическая литература. Избранные сочинения. Т. IV. М. -Л. 1957; Б. Н. Заходер. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Тт. I - II. М. 1962 - 1967; А. П. Новосельцев, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнин, В. П. Шушарин, Я. Н. Щапов. Указ. соч., стр. 355 - 419.

108 "Палестинский сборник". Т. I, вып. III. М. -Л. 1950, стр. 11 - 12.

109 "Повесть временных лет". Т. I, стр. 11 - 12.

110 М. Д. Лордкипанидзе. История Грузии XI - начала XIII в. Тбилиси. 1974, стр. 148 - 152; Р. В. Метревели. Некоторые вопросы истории социальных взаимоотношений в феодальной Грузии. "Мацне", 1973, N 4 (на груз. яз.).

111 В. П. Даркевич. Художественный металл Востока, стр. 151.

112 Там же, стр. 116 - 166.

113 Ja. Dachkevytch. Les Armeniens a Kiev (Jusqu'a 1240). "Revue des etudes arrnenienes". T. XI. P. 1975 - 1976.

стр. 59


ревод (тоже с греческого) знаменитой "Повести о Варлааме и Иоасафе", уходящей своими корнями в Индию, косвенно знакомил русских людей с индийской литературой.

Знакомство с Древней Русью в странах Закавказья, видимо, привлекло внимание к русским сюжетам великого поэта, уроженца Аррана, писавшего на персидском языке, Низами114 . В его поэме "Искандер-наме" реальные данные о русах причудливо перемешаны с древними преданиями об Александре Македонском, издавна бытовавшими на Востоке.

Таким образом, Древняя Русь в X - XII вв. имела постоянные связи с мусульманскими и христианскими государствами Востока. В целом на протяжении этих столетий происходило неуклонное расширение и углубление этих экономических и культурных контактов по мере увеличения роли транзитных путей через русские земли.

Итак, Древнерусское государство в X - XIII вв. являлось зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока. Культура Древней Руси развивалась в постоянных контактах с ними. Все импульсы, получаемые извне, переосмысливались здесь в духе местных традиций и в. переработанном виде органически включались в самобытную древнерусскую культуру. Древняя Русь сохранила свой специфический политический строй, церковь, независимую от папства и относительно самостоятельную по отношению к Константинопольской патриархии, отстояла свои границы от агрессии с Запада, создала оригинальную культуру, воплотившуюся в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре.


114 Е. Э. Бертельс. Низами. М. 1974, стр. 258 - 259.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРЕВНЯЯ-РУСЬ-ЗОНА-ВСТРЕЧИ-ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. В. УДАЛЬЦОВА, Я. Н. ЩАПОВ, Е. В. ГУТОВА, А. П. НОВОСЕЛЬЦЕВ, ДРЕВНЯЯ РУСЬ - ЗОНА ВСТРЕЧИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРЕВНЯЯ-РУСЬ-ЗОНА-ВСТРЕЧИ-ЦИВИЛИЗАЦИЙ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - З. В. УДАЛЬЦОВА, Я. Н. ЩАПОВ, Е. В. ГУТОВА, А. П. НОВОСЕЛЬЦЕВ:

З. В. УДАЛЬЦОВА, Я. Н. ЩАПОВ, Е. В. ГУТОВА, А. П. НОВОСЕЛЬЦЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1372 просмотров рейтинг
14.02.2018 (2256 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДРЕВНЯЯ РУСЬ - ЗОНА ВСТРЕЧИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android