Libmonster ID: RU-8503
Автор(ы) публикации: И.А. УЛЕДОВА

В литературе последних лет появляется все большее число характеристик духовности. Они прежде всего подчеркивают конституирующую обособленность человека. "Духовное, - утверждает В. Франкл, - не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному"1 .

Духовность - специфический слой сознания, пишут В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, существующий наряду с бытийным и рефлексными слоями. Специфику данного слоя сознания они усматривают в следующем: "В духовном слое сознания человеческая субъективность представляет человеческое я в его различных модификациях и ипостасях..." 2 . И далее: "Формированию человеческих отношений к миру предшествует взращивание человеческого отношения к человеку, в чем, видимо, заключается подлинная духовность" 3 .

Приведенные характеристики духовности еще не вскрывают ее сути и не позволяют составить о ней представление. При анализе духовности следует отталкиваться от понятия "дух", ибо она является производной от данного понятия и нередко употребляется в том же значении, что и "дух". Однако они различаются между собой: первое из них выступает как родовое, а второе - видовое понятие, производное от духа. В философии под духом чаще всего понимается разум, интеллект, ум, возвышающийся над человеческим миром. Философское понимание духа отличается от религиозного, для которого дух является силой высшей жизни, вдыхаемой в человека богом. Наиболее полное обоснование философии духа было дано Гегелем. В "Феноменологии духа" и других трудах философ проводил мысль, что в основе всего сущего лежит "мировой дух". Он воплощается в культуре, ее разнообразных формах - науке, нравственности, искусстве, религии и других. Проявляясь в них, мировой дух познает себя как их творца. Основным признаком духа Гегель


Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990. С. 93.

Зинченко В. П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерк российской психики. М., 1994. С. 292.

3 Там же. С . 294.

стр. 5


признавал свободу, а потому и историю человечества он рассматривал как "прогресс духа в сознании свободы". Дух в истории развертывается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе.

Философ Н. Гартман, в отличие от Гегеля, не рассматривал дух в качестве самопознающей и творящей субстанции - его место в структуре бытия. Он не связывал дух, его происхождение и проявление с богом, что характерно для философов религиозного направления. По его убеждению, дух есть высшая ценность, порожденная бытием, и представляет собой силу, дающую смысл бытию.

Для Н. Бердяева, как и Н. Гартмана, дух не является субстанцией, не выступает идеальной, универсальной основой мира. В то же время для него как философа религиозного направления дух связан с богом. "Дух не творится богом, как природа, дух лиминирует от бога, вливается, как бы вдувается богом в человека" 4 . Философ в своих трудах настойчиво проводил мысль о том, что дух обладает реальностью, но реальностью особого рода.

"Существуют реальности, - писал он, - разных порядков: есть реальность как мир физический, органический, психический, социальный, но есть реальность как истина, добро, красота, ценность, творческая фантазия. Последний род реальности относится к духу, к духовной действительности" 5 . Трудно не согласиться с Н. Бердяевым, что такая реальность действительно существует, что дух утверждает свою реальность через человека, раскрывается в нем, что в человеке есть духовная энергия. Через анализ объективизации духа в реальной жизни, в деятельности человека философ выделяет присущие духу признаки, позволяющие судить о нем как реальности. В качестве важнейших признаков духа он называет свободу, творческую активность, целостность, любовь, ценность.

Н. Бердяев при выяснении специфики духа отличал его от души и от сознания. Он считал, что дух есть высшее качество существования, чем существование души. Различие между ними уже в том, что душа и сознание детерминированы, подчинены объективным закономерностям, дух же не детерминирован ни природой, ни обществом. Под душой философ понимал психику, присущую человеку. Она является реальностью природного порядка. Дух облагораживает душу, наделяет ее высшим качеством, истиной, смыслом. "Духовная жизнь есть жизнь духовно- душевная" 6 .


Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.. 1994 С. 379.

5 Там же. С. 370.

6 Там же. С. 383.

стр. 6


Мыслитель не отождествлял дух и с сознанием. Вместе с тем постоянно подмечал воздействие духа на него и полагал, что дух обладает способностью конструировать сознание.

Раскрывая воздействие духа на душу (психику) и сознание, Н. Бердяев тем самым стремился не только показать различия и связи между ними, но и подчеркнуть то, что дух обладает творческой активностью. Однако творческую активность он не сводил лишь к воздействию на психику и сознание, а понимал ее более широко. "Под творческой активностью духа я понимаю не создание лишь продуктов культуры всегда символических, - писал он, - а реальное изменение мира в человеческих отношениях, то есть создание новой жизни, нового бытия" 7 .

Н. Бердяев, анализируя дух и раскрывая его признаки давал характеристику и духовности как реализации личности. Реализация личности проявляется в творческой активности, в свободе, в стремлении к истине.

Из русских философов и психологов обстоятельную характеристику духа давал Г. Шпет. В работе "Введение в этническую психологию" он дает характеристику шести значений духа с целью выяснения того, какая из существующих в литературе характеристик значений духа может быть положено в основу анализа духа народа, его духовности. Самым распространенным значением термина "дух", на его взгляд, является обозначение некоторого конкретного, живого и свободного существа, превосходящего человека своими качествами, могуществом и силою и являющегося источником деятельности. Второе значение примыкает к первому. Дух в данном значении выступает как чистая деятельность. В третьем значении дух выступает уже как идея или смысл, как сущность некоторого коллективного целого, поэтому он может быть чьим-либо духом - "духом времени", "духом истории", "духом народа" и т.п. В четвертом значении термин "дух" обозначает просто человеческий дух. Это антропологическое толкование духа отличается от первых, являющихся космологическими. Пятое значение слова "дух" обозначает только определенное состояние субъекта - "настроение духа", "расположение духа". Наконец, последнее значение термина "дух" приближается к тем указанным выше значениям, где дух характеризуется как "смысл" или "сущность".

В понимании Г. Шпета, дух отображает "действительность, обнаруживая перед нами в конденсированном виде, но в точном - хотя в преображенном и творчески оформленном виде - некоторую структуру переживаний коллективной организации" 8 . Согласно взглядам этого ученого, дух - это не существо, обладающее высшими силами, не самостоятельное и отрешенное бытие, но и не чистая идеальная сущность равно и не состояние индивида вне его воли и управления. Другими словами,


7 Там же. С. 449.

Шпет Г. Введение в этническую психологию. С. 534.

стр. 7


Г. Шпет считает несостоятельными те толкования духа, которые были распространены в начале XX века и получают распространение в настоящее время. В его понимании, дух есть "чуткий орган коллективного единства, откликающийся как рефлективно- невольно, так и творчески сознательно на всякое событие в бытии этого единства" 9 . Толкование Г. Шпетом, на наш взгляд, может быть использовано в качества методологического принципа исследования духа народа, духовности.

Опираясь на данный методологический принцип, дух можно определить как сверхсознание, т. е. высшее образование в структуре духовной жизни общества, обладающее сконцентрированной психической энергией социальных субъектов и направленное на творчество, на создание и реализацию высших ценностей. Обладая такого рода способностями, дух оказывает самое большое влияние на духовность.

Духовность - это высшие ценности человека и социума, или обретенные и глубоко переживаемые. Человечество всегда осуществляло познание окружающего мира и себя, утверждало нравственные основы своей жизни, создавало искусство. Поэтому оно и видело важнейшие ценности прежде всего в истине, добре и красоте. К ценностям относятся такие подлинно человеческие качества, как свобода, творчество, вера, надежда, любовь и др.

Духовность определяется и как смысл бытия и как смысл собственной жизни. Вся проблема духовности в той или иной мере касается поиска смысла жизни. Поэтому духовность нередко определяют как смыслообразующий процесс жизни. "Духовность - это процесс поиска всеобщего и индивидуального смысла всего существующего его как некоего духовного основания бытия в целом и жизни отдельного человека в частности" 10 .

Смысл жизни обретается прежде всего при решении так называемых вечных вопросов бытия: кто я и зачем пришел в этот мир, куда я иду, в чем смысл моего существования, на основе каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.д. Их решение означает духовное восхождение человека, обретение смысла жизни, согласия с самим миром, т. е. становление человека как личности.

Смысл как духовное основание бытия, собственной жизни органично связан с ценностями и проявляется через них. Исторически сложилось так, что к духовности относили все ценности. Затем к ценностям духовного плана стали относить только высшие ценности, а другие остались за пределами духовности. Однако существует потребность в установлении более точного критерия отнесения одних ценностей к духовности,


9 Там же.

10 Шуклин В.В. Целостность духовности, ее типы и искусство // Осмысление духовной целостности. Отв. редактор А. В. Медведев. Екатеринбург, 1992. С. 8.

стр. 8


а других - нет. Скажем, отсутствие его ведет к размыванию рамок духовности и бездуховности или затрудняет постановку и разработку проблемы закономерности обновления духовности на переломных этапах исторического развития. С исследованием духовности встает много и других вопросов, требующих своего решения.

Пытаясь ответить на вопрос о том, что представляет собой духовность, мы привели далеко не полный ряд распространенных трактовок понятия "духовность". С возникшим научным интересом к данной проблеме появятся и другие трактовки. Однако не так важно увеличивать число определений данного явления, как найти такое из них, которое выражает первостепенную сущность изучаемого явления. И такое определение духовности уже существует.

Духовность в обществе - это выражение качественной сути социального субъекта (человека, общности). И эту качественную суть духовности раскрыл Н. Бердяев: духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. "Духовность" не противоположна "телу" или "материальному", а означает его преображение, достижение высшей качественности целостного человека, реализацию личности" 11 .

Для высшего достижения в своей жизни человеку важно понимать смысл жизни, обладать свободой, высокой нравственностью, истиной, красотой и другими высокими ценностями, быть творческой личностью. И в этом смысле духовность можно рассматривать как творчество, творческую активность.

Опираясь на приведенные характеристики духовности, ее можно, на наш взгляд, кратко определить как высшую ценность, потребность, творческую активность социального субъекта, его идеалы, цели, идеи, смысл жизнедеятельности.

Духовное воспринимается, как правило, на уровне сознания. Поэтому в литературе речь идет главным образом о сознательной духовности, о духовности как ценностном содержании сознания12 . Однако в науке возник вопрос и о духовном бессознательном. По замечанию С. Грофа, К. Юнг, обосновавший идею коллективного бессознательного, заложил краеугольный камень в новое понимание духовности. Суть нового понимания духовности состоит в том, что духовность сводится не только к переживаниям, которые традиционно считаются религиозными, но и к переживания всего светского. Новизна проявляется и в том, что духовность существует как переживание высоких ценностей и на уровне бессознательного.

Психолог Р. Ассаджоли, взгляды которого имеют много общего с психологической системой Юнга, включал в структуру бессознательного и духовное бессознательное. Структура бессознательного имеет ряд


11 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С. 382-383.

12 См.: Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. N 7 С. 50.

стр. 9


уровней, частью одного из которых является суперсознание. Последнее доминирует в зоне высших чувств и способностей, таких как интуиция и вдохновение 13 .Этот автор к духовному бессознательному относил этические эстетические, героические, гуманистические, альтруистические ценности, т. е. такие ценности, которые являются более высокими, чем общепринятые.

Наиболее основательно проблему духовного бессознательного раскрыл В. Франкл. Он различил два вида духовности, вскрыл содержание духовного бессознательного, взаимосвязь духовного бессознательного и духовного сознательного 14 . Раскрывая духовное сущее, психолог имел в виду прежде всего сознательную духовность. Поэтому он дополняет характеристику духовного сущего. "В сфере человеческой духовности есть также то, что можно назвать подсознательной духовностью. Необходимо, впрочем, уточнить, что мы понимаем под подсознательной духовностью такую, неосознаваемый характер которой заключается в отсутствии рефлективного самосознания при сохранении имплицитивного самопознания человеческого бытия" 15 .

Франкл, раскрывая содержание духовности в бессознательном, отмечал, что в нем существует "не только лишь этическое и эротическое, не только совесть и любовь коренятся в эмоциональном, а не рациональном, в интуитивных глубинах духовного бессознательного. В нем нашло в определенном смысле пристанище и третье - "патетическое", поскольку в духовном бессознательном наряду с этическим бессознательным, с нравственной совестью, существует еще, так сказать, эстетическое бессознательное - художественная совесть" 16 .

Представляет несомненный интерес идея В. Франкла о связи бессознательной и сознательной духовности. "Слой подсознательной духовности содержит источники и корни всего сознаваемого. Другими словами, мы знаем и признаем не только бессознательное в виде влечений, но и духовное бессознательное, и в нем мы видим несущую основу всей сознательной духовности" 17 . Выявление конкретных взаимосвязей между бессознательной и сознательной духовностью, механизмов их взаимодействия может в дальнейшем привести к становлению целого научного направления - духоведения. Как бы не называлось научное направление, оно возникнет и будет иметь теоретическую и практическую значимость. В. Франкл предупреждал, что "психология в своем клиническом приложении не


13 См.: Ассаджоли Р. Самореализация и психологические потрясения // С. Гроф. Духовный кризис. М., 1995. С. 42.

14 См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. С. 95.

15 Там же. С. 96.

16 Там же. С. 99.

17 Там же. С. 96.

стр. 10


должна забывать за соматическим и психическим в человеке также духовное в нем и стремиться быть психотерапией духа" 18 .

Идеи В. Франкла о духовности, в особенности, о духовном бессознательном, могут послужить хорошей теоретико-методологической предпосылкой изучения данного явления. В отечественной психологии проявляется определенный интерес к изучению духовности и есть авторы, которые выходят на духовное бессознательное, не ограничиваясь при рассмотрении духовности только областью сознания. Так, В.В. Шуклин пишет: "В духовных актах реализуются бессознательное, неосознанное и необъяснимое для человека, то есть тончайшие слои человеческой психики, которые взаимодействуют со всей его структурой и воздействуют на духовное осмысление человеком мира и самого себя в связях и отношениях с этим миром" 19 .

Хорошую теоретико-методологическую основу изучения духовного бессознательного может составить социальный психоанализ, раскрывающий природу коллективного бессознательного, его структуру, присущие ему закономерности, место в системе психологии, роль в жизнедеятельности личности и социума и т.д. 20 Практическая потребность в изучении бессознательного, значимость которого в условиях духовного кризиса возрастает, и опора на социальный психоанализ как теорию и метод познания позволяют психологам и более активно решать вопрос о духовном и бессознательном в рамках более широкой проблемы исследования - проблемы духовности личности и социума.

Духовность органично сливается с душевным, с душевностью. Душевность, как и духовность, является важнейшим качеством субъекта. Как заметил Н. Бердяев, трудно отличить в духовной жизни чисто духовное состояние от состояний душевных. Но различия между ними все же существуют. Духовность, по мнению Н. Бердяева, всегда связана только с положительной оценкой, с высшими качествами людей, чего нельзя сказать о душе (психике), душевности. Душа в любом случае всегда присуща человеку, а духовность же в нем может быть не раскрыта или подавлена.

В современной литературе при рассмотрении вопроса о душевности и ее связи с духовностью различают два понятия: "душевное" и "душевность". Под душевным понимается мир чувств, переживаний субъекта 21 . Однако, так как чувства и переживания бывают и негативными, то и душевное оценивается не всегда положительно. Душевность же, как и духовность, рассматривается только в положительном плане. Она наделяется


18 Там же. С. 105.

19 Шуклин В.В. Целостность духовности, ее типы и искусство// Осмысление духовной целостности. С. 8.

20 См.: Основы социального психоанализа. М., 1996.

21 См.: Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1998. N 7.

стр. 11


сердечностью, открытостью души, способностью переживать другому, что и сближает душевность с духовностью.

Душевность обогащается содержанием духовности и, в свою очередь, посредством своих положительных чувств и переживаний способствует формированию духовности. В этом прежде всего и проявляется взаимосвязь духовности и душевности как важнейших проявлений духовной жизни общества.

В нашей стране в 80-х начала 90-х годов к изучению духовности и душевности обратился психофизиолог П.В. Симонов. Он связывал эти понятия с идеальными потребностями человека - потребностями познания и творчества, а также с разновидностью социальной потребности, связанной с заботой о других. Понятия "духовность" и "душевность", по утверждению психофизиолога, "обозначают индивидуальную выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности "для других". Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью - преимущественно вторая" 22 .

А.И. Зеличенко, обращаясь к изучению духовности, напрямую вышел на психологию духовности и поставил вопрос о разработке психологии духовности как определенной отрасли знания, имеющей свой предмет, концептуальный аппарат, прикладные задачи и т.д. 23 . В разработке психологии духовности он исходит прежде всего из того, что индивидуальный дух, проявлениями которого выступает духовность, ее формы, рационально определить нельзя, как писал в свое время Н. Бердяев, но понять можно. Для этого в исследовании нужно идти не логическим, рациональным путем, а иными путями. И автор опирается на такие пути понимания индивидуального духа, духовности, как вера или доверие авторитетам, непредвзятое отношение ко всей совокупности фактов, свидетельствующих о существовании индивидуального духа. При непредвзятом отношении, подчеркивает автор книги, "сами явления подталкивают к выводу о существовании реальности (в данном случае реальности индивидуального духа - У. И.), непознаваемый для естественно-научной методологии" 24 .

Важнейшим методологическим принципом, согласно взглядам автора, изучения духовности является вера в бога. Он считает бесперспективным любые попытки понять явления индивидуальной духовности с позиций атеизма. Для него жизнь с богом, общение с ним является одной из четырех форм духовности. Другими формами духовности выступают развитие (или поиск), любовь и творчество 25 .


22 Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989. С. 20.

23 См.: Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996. С. 202 и др.

24 Там же. С. 35.

25 См. Там же. С. 36.

стр. 12


Необходимым методологическим принципом изучения духовности А.И. Зеличенко считает также и опору на эзотеризм, т. е. учения, существующие за пределами науки (астрология, парапсихология и др.). Он полагает, что "непринятие эзотерических идей из-за необычности их формы, категоричности некоторых положений или несоответствия "научным" представлениям не что иное как проявление сайентистской гордыни" 26 . Сам автор не страдает такой гордыней и уверенно опирается на эзотерические идеи.

Методологические принципы, исследовательские подходы, используемые автором "Психология духовности", не расширяют, на наш взгляд, путей исследования духовности, а напротив, сужают их, так как по существу выводят изучение духовности за рамки науки. Он скептически относится к применяемым в психологии как науке принципам, подходам исследования, считая эту науку устаревшей и фактически неспособной изучать духовность. С подобным отношением А.И. Зеличенко к психологической науке трудно согласиться. Трудно уже потому, что он не ушел дальше того понимания духовности, которое уже раскрыто в психологии как науке. Последняя рассматривает духовность как высшие переживания в процессе психической жизнедеятельности. Но об этом довольно подробно пишет и А.И. Зеличенко, раскрывая содержание четырех форм духовности: развития (или поиска), жизни с богом, любви и творчества 27 .

Однако при всем критическом отношении к методологии А.И. Зеличенко следует сказать, что его "Психология духовности" представляет несомненный интерес, ибо привлекает внимание к проблеме духовности, необходимости ее разработки, к поиску новых подходов, принципов исследования. Она заставляет глубже осмысливать проблему, вести диалог. В книге поставлены заслуживающие внимания вопросы об особенностях высших переживаний, о формах и типах духовности, о психической энергии и т.п. Несомненный интерес представляют вопросы практического плана о духовных кризисах, о психотехнике духовных кризисов.

А.И. Зеличенко, равно как и В.П. Зинченко, ставит и решает проблему индивидуальной духовности, имея дело с индивидом, личностью. Социальная психология и социология не ограничиваются личностью и выходят на общности людей. Это требует использования и соответствующих подходов к анализу духовности социума. На это особо обращал внимание С. Франк. Его суждения, на наш взгляд, представляют большой интерес, ибо легли в основу формирующегося психолого-социологического подхода к изучению духа и духовности.

Суть методологического подхода С. Франка к анализу духовности и душевности состоит в том, что в социальной психологии исходной категорией


26 Там же. С. 7.

27 Там же. С. 36.

стр. 13


является категория "Мы". Она "есть первичная категория личного человеческого, а потому и социального бытия. Сколь бы существенно ни было для этого бытия разделение на "Я" и "Ты" или на "Я" и "Они", это разделение само возможно лишь на основе высшего, объемлющего его единства "Мы" 28 . И далее: "Если мы будем исходить при характеристике общественного бытия не из "Я", а из "Мы", тогда мы можем говорить и о "социально-психологических" явлениях. Факт общения будет для нас тогда не внешним взаимодействием раздельных сознаний, а их первичной сущностью и нераздельностью. Только с этой точки зрения возможна вообще социальная психология..." 29 .

Социальная психология, согласно взглядам С. Франка, "психология Мы" призвана анализировать духовные, душевные состояния, владеющие "целой группой, множеством людей, и совместно как единство, переживаемых многими: анализ душевной жизни толпы, массы, природы "общественного мнения", психологии семейной жизни, союза, класса, нации и т.п." 30 .

Анализ духовных, душевных состояний социальных групп становится возможным лишь при использовании методологического подхода, синтезирующего требования как психологии, так и социологии. Чтобы раскрыть душевные состояния этноса, нации, толпы или другой общности, необходимо выяснить, что же представляют собой такого рода общности. А для этого важно руководствоваться социологическими приемами и методами наряду с психологическими. Другими словами, социальная психология нуждается в синтезированном психолого-социологическом подходе к анализу душевных и духовных состояний. К этому неизбежно подводят суждения С.Л. Франка, раскрывающего духовные основы общества и ориентирующего на исследование психологии социальных групп общества.


28 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992 С. 51.

29 Там же. С 68.

30 Там же.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДУХОВНОСТЬ-КАК-ЦЕННОСТНОЕ-СОДЕРЖАНИЕ-СОЗНАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И.А. УЛЕДОВА, ДУХОВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДУХОВНОСТЬ-КАК-ЦЕННОСТНОЕ-СОДЕРЖАНИЕ-СОЗНАНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - И.А. УЛЕДОВА:

И.А. УЛЕДОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
2631 просмотров рейтинг
08.09.2015 (3124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДУХОВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android