Libmonster ID: RU-13472

(ПРОДОЛЖЕНИЕ, - НАЧАЛО ЧИТАЙТЕ В N 2 -3, 2013.)

Предлагаемые дидактические игры созданы на основе театральных упражнений, дворовых и обучающих игр.

Они не только помогают детям углубиться в изучаемый материал, но и развивают их внимание, волю, память, речь, сообразительность и координацию движений.

А ещё - и это, пожалуй, главное - формируют навыки делового взаимодействия сверстников друг с другом и с обучающим их педагогом.

"В ЗАПЛАТКИ" (СО СЦЕНКАМИ)

Все ученики парами расходятся по классу. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце - дождик, поезд - самолет, капуста - лук и т. п. Причём эти слова нужно не только сказать, но и сыграть.

Ведущий, отгадывая сыгранное слово, забирает одного из пары в команду N 1, другого в команду N 2. И так, пока вся группа не будет разделена, причём партнёры имеют возможность хорошо запомнить друг друга.

На уроках в начальной школе можно договориться о том, чтобы загадывать только одушевленное или неодушевлённое существительное. Или если один загадывает одушевлённое существительное, то другой - обязательно неодушевлённое. Вариантов может быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и писатели и т.п.

Подобный способ деления/объединения учеников даёт возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.

"КТО МЕНЯ СЛЫШИТ"

В классе стоит шум, который иногда может быть рабочим, а иногда нет. Но и в том и в другом случае этот шум может мешать учителю

стр. 51

в дальнейшем управлении учебной деятельности. Мешать ему включаться со своей инициативой.

Тогда, не стараясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе под нос, учитель говорит почти что шёпотом: "Кто-о меня-я слы-ы-ышит... поднимите левую руку". После трёх-четырёх тихих высказываний некоторые ученики наверняка начнут прислушиваться.

А учитель продолжает: "Кто-о меня-я слы-ы-ышит... погладьте себя по плечу". Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки.

"Кто-о меня-я слы-ы-ышит... - все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, - постучите по столу три раза". Раздаются рикошет лёгких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовёшься.

"Кто-о меня-я слы-ы-ышит... дотроньтесь правой рукой до правого плеча соседа"

"Кто-о меня-я слы-ы-ышит... встаньте." Все дружно встают. В классе идеальная тишина: муха пролетит - слышно будет.

"Кто-о меня-я слы-ы-ышит... сядьте. Внимание ко мне!". Все садятся. Все собраны.

Чуть повысив голос (но по-прежнему не напрягая его), учитель продолжает вести урок.

Как уже отмечалось, этот игровой приём был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада.

Но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками. При условии неожиданных и разнообразных заданий-движений (почесать нос, погладить себя по голове, послать воздушный поцелуй, залезть под парту и т.п.). Конечно, в первый раз начинать нужно с простенького, а уж потом вовсю "поддавать" игрового жару!

"РУКИ-НОГИ"

На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка - встаёт. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть).

Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.

Упражнение очень эффективно собирает внимание, ощутимо меняя мобилизованность каждого из участников. Справляется тот, кто способен чётко подчиняться "нехитрым" командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

Условия советуем объяснять предельно кратко: "Один хлопок-команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка - команда ногам: нужно встать или сесть", - после чего учитель тут же подает сигналы.

Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их

стр. 52

по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.

"Руки-ноги" можно выполнять, поделив класс на две команды: одна работает, другая судит.

"РАЗВЕДЧИКИ"

Каждый ребёнок связывается глазами с кем-то в классе. Пользоваться жестами и словами нельзя! Только ловить взгляд - "глаза в глаза" (вначале ученикам доставляет удовольствие тренировка именно этого особого умения разведчиков). Возникают пары партнёров-разведчиков, которым затем можно дать любое дополнительное задание - например, поменяться местами.

Варианты усложнения:

- меняясь местами, задать вопрос;

- поменяться местами со стульями без грохота и стука;

- взять глазами первого партнёра; бросить; взять взглядом второго, подмигнуть; взять третьего, помахать ручкой;

- поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живёт, и так далее.

Если упражнение проводится в хорошем темпе, то дети с нетерпением ждут всё новых и новых усложнений.

В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно как самому удерживать внимание на партнёре, так и замечать его внимание к себе.

Учитель обращается к классу: "Сейчас мы с вами поработаем разведчиками. Разведчики - это люди, которые умеют все делать точно и чётко, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу "связаться с разведчиком" без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами выясняйте, кто будет вашим разведчиком, и выяснив, держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики".

После сигнала ученики приступают к выполнению. Самое легкое - связаться взглядом с соседом (при этом у детей очень часто рука непроизвольно дотрагивается до него, то есть "разведчик выдаёт себя").

Ведущий подаёт команду: "Поменяться с разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку". Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами наказали себя, и когда опять звучит сигнал "связались с новым разведчиком", число бесцельно сидящих заметно уменьшается. Большинство смело начинают связываться глазами и с далеко сидящими партнёрами.

стр. 53

А уж, чтобы в третий раз связаться с новым партнёром, ученикам приходится хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках свободного взгляда.

Когда "разведчики" меняются местами, то те, кто вовремя не связался с партнером и скрыл это, становятся сразу видны - все куда-то спешат, а они сидят, как приклеенные.

Видны становятся и всякие недоразумения. Два ученика хотят занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на чужого разведчика (то есть на того, кто уже "занят") и не встречая его взгляда, решил, что достаточно самому смотреть на одноклассника, чтобы уже считать его своим партнёром. Обычный аргумент: "А что? Я на него смотрел, а он на меня никак не смотрит!". Тогда остальные начинают ему втолковывать, что нужно, дескать, не ждать, уставившись на друга, а искать "свободные" глаза и связываться с ними.

Тем, кто так и не успел ни с кем связаться глазами, можно помочь так: "Встали, кто без разведчика; кто нашёл себе разведчика среди стоящих, садитесь одновременно с ним (то есть парами). Каждый на своё место".

"Разведчиков" также удобно использовать, когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену: разбить неугомонные парочки болтунов и дебоширов, перемешать мальчиков с девочками или для дальнейшей работы поменять состав малых групп. После нескольких пересаживаний все ученики оказываются основательно (хотя и не заметно для себя) перемешаны друг с другом. Что помогает возникновению новой деловой атмосферы в классе или малой группе.

"ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ"

Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (а лучше отвернувшись), задаёт классу число, выбрасывая над головой соответствующее количество пальцев (если число больше пяти, понадобятся обе руки).

Затем он произносит: "Раз-два-три! Замри!" - и открывает глаза (поворачивается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев было им предъявлено.

Во время выполнения игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество стоящих меньше заданного- то вскочить самому; если же больше (а он сам при этом стоит) - то мгновенно сесть.

На доске ведется игровой счёт: если число стоящих верное - очко присуждается классу, если оно больше или меньше заданного - учителю.

Изюминка этого упражнения - в своеобразной азартной мобилизации всех участников до единого. Она выражается в готовности каждого либо немедленно вскочить, либо сидеть, не шелохнувшись-

стр. 54

в зависимости от того, что в данный момент делают остальные.

Каждый внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Ведь участники не знают, кто именно будет вставшим и сколько их будет. Готовность каждого встать (если стоящих не хватает) или сразу же сесть (если их больше, чем нужно) эффективно влияет на общий рабочий настрой учеников на уроке.

Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый кон (ваньки-встаньки), и пять-шесть, которые, наоборот, всегда оказываются сидящими (сони). Для преодоления такого расклада можно предложить следующее: слишком активных отсадить в отдельную команду судей, которые будут наблюдать за точностью выполнения команды "Замри!". Или создать отдельную подгруппу из неактивных и играть в две команды.

Один из секретов проведения любого варианта этого упражнения в заключается в мобилизованности самого учителя. Его азарт зажигает и учеников. И что бы ни предложил учитель, они уже готовы к тому, что и это окажется, в конце концов, интересным.

"В МОЛЧАНКУ"

Этот игровой приём восходит к традиционной детской игре. Все в классе принимают игровой уговор молчать. Кто первым заговорит или засмеётся, тот проиграет.

После того, как класс дружно проскандирует: "Раз, два, три - молчи!", игра начинается. Тому, кто проиграет, предназначается игровая дразнилка: "Болтушка-хохотушка, во рту лягушка".

Из личного опыта Ольги Захаровой, учительницы математики, замдиректора по учебной части (Москва)

Был у меня на уроке в восьмом классе такой случай. Задержалась я в учительской после звонка на урок. Иду в класс и думаю: "Шумят небось мои ученики, мешают соседям учиться"...

Подхожу к кабинету - тишина. "Очень странно", - сказала я сама себе и зашла в класс.

Гробовое молчание. Все сидят тихо, рты позажимали и хитро на меня смотрят. "Что-то здесь не то", -думаю...

И тут я вовремя сообразила, что это ребята в "молчанку" играют. "Если я сейчасзаговорю, - подумала я, - то по правилам игры окажусь болтушкой-хохотушкой"... И тут мне пришла в голову идея - начать урок, не нарушая игру.

Я беру мел и размашисто пишу на доске: "Здравствуйте. Откройте тетради, запишите число. Тема урока..." Восьмиклассники, конечно, от меня этого не ожидали и дружно захохотали.

Они проиграли, а я выиграла - урок прошёл на подъёме.

(По кн.: В. Букатов, А. Ершова "Хрестоматия игровых приёмов обучения", М., 2002.)


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Дидактические-игры-игровые-разминки

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Дидактические игры: игровые разминки // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Дидактические-игры-игровые-разминки (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
742 просмотров рейтинг
21.02.2017 (2593 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Дидактические игры: игровые разминки
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android