Libmonster ID: RU-14876
Автор(ы) публикации: В. Н. БАГРОВ. Б. Г. САПОЖНИКОВ

К 80-летию Цусимского сражения (май 1905 г.), одного из кульминационных событий русско-японской войны 1904 - 1905 гг., в Японии увидели свет различные материалы, призванные продемонстрировать силу японского оружия; там организуются тематические экскурсии в Ясукуни (храм поминовения погибших в войнах), инициаторами которых являются правящие круги и военщина; устраиваются походы к местам, связанным с мобилизацией и отправкой в 1904 г. сухопутных войск на фронт в Маньчжурию, а кораблей военно-морского флота - в воды Желтого моря. В мае 1984 г., в г. Кагосиме были проведены официальный прием и военно-морской парад с участием военных кораблей "Харуна", "Амацукадзе" и самолетов, а также кораблей 7-го флота ВМС США, английских патрульных кораблей и французского эсминца в связи с предстоявшей годовщиной Цусимского сражения и 50-летием со

стр. 179


дня смерти адмирала Х. Того, который командовал тогда японским флотом.

Руководящие круги и пропагандистский аппарат либерально-демократической партии, их идеологические союзники из партии демократического социализма и пр. используют такого рода мероприятия для поднятия "патриотического духа" молодежи и для того, чтобы вселить надежду в способность японских вооруженных сил одерживать победы над могучими противниками, внушить ей чувство восхищения самурайским боевым прошлым. В Японии насаждаются "шовинистические, реваншистские настроения, ведется активная подготовка милитаризации страны, культивируются чувства вражды к России, Советскому Союзу, его народу", - отмечалось в заявлении МИД СССР, опубликованном 26 мая 1984 г. в газете "Правда".

Цусимское сражение произошло 27 - 28 мая (по новому стилю) 1905 года. Гибель в нем 2-й Тихоокеанской эскадры явилась результатом, с одной стороны, слабости и неподготовленности флота, порожденных экономической отсталостью царской России, гнилостью ее политического строя и недостатками военной организации, с другой - наличием у Японии сильного, боеспособного флота, превосходившего русский по основным техническим показателям. Созданием такого флота Япония была обязана в первую очередь Англии, от которой получила большую технико-экономическую и военную помощь. Помогая Японии, Англия рассчитывала на ослабление России. Англия и США являлись тогда основными поставщиками Японии стратегического сырья, артиллерии и боеприпасов, без которых она не смогла бы выдержать длительную войну. Как известно, еще 30 января 1902 г. был заключен англо- японский военный союз. Почти все японские броненосцы и крупные миноносцы, превосходившие соответствующие русские корабли по бронированию, скорости хода и вооружению, были построены на английских верфях1 . Их экипажи готовили и обучали британские специалисты.

Характеризуя отдельные корабли царского флота того времени, известный русский кораблестроитель акад. А. Н. Крылов писал, что на деле это было собрание большого числа судов, а не флот: броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" "был сильным, но единственным в своем роде кораблем. "Память Азова" - слабый крейсер, как по вооружению, так и по бронированию... "Петропавловск", "Севастополь" и "Полтава" явились первыми однотипными между собой броненосцами... "Пересвет", "Ослябя" и "Победа", хотя и были между собой однотипны, но в отношении предыдущих являлись как бы ублюдками (не то крейсеры, не то линейные корабли, с главной артиллерией из четырех 10-дюймовых орудий, тогда как на всех броненосцах было по четыре 12-дюймовых). Построенные на специальное ассигнование (90 миллионов) на флот броненосцы типа "Цесаревич" оказались... сами по себе... Суда до типа "Цесаревич" представляли собой обыкновенно подражание английским броненосцам с опозданием на 6 - 7 лет"2 .

После начала русско-японской войны в Лондоне и Нью-Йорке была открыта подписка на первый военный заем Японии в 50 млн. долл., в ноябре 1904 г. выпущен второй англо-американский заем в размере 60 млн. долл., в марте 1905 г. - третий в 150 млн. долл., в июле 1905 г. - четвертый в 150 млн. долларов3 . Эти займы покрыли примерно половину расходов Японии на войну против России4 . Англия и США делали все, чтобы изолировать Россию на международной арене. Как только Япония напала на Россию, Англия напомнила другим государствам, что по условиям соглашения с Японией она выступит на ее стороне, если какое-либо из государств проявит к Японии враждебные действия. Такую же линию во внешней политике заняло правительство Т. Рузвельта, заявившего, что в случае создания коалиции государств против Японии США "немедленно вступят на сторону последней"5 . Одновременно Англия и США объявили антироссийские Правила нейтралитета, запрещавшие иностранным военным судам пользоваться их военно-морскими базами и портами. Такой же нейтралитет провозгласили Нидерланды, Португалия, Дания, Швеция и Норвегия6 . Да-


1 См. Военные флоты на 1904 год. Справочник. СПб. 1904.

2 Крылов А. Н. Мои воспоминания. Л. 1979, с. 142 - 143.

3 Доброе А. Дальневосточная политика США в период русско-японской войны. М. 1952, с. 146 - 149.

4 Сорокин А. И. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. М. 1956, с. 41.

5 Ярославский Е. Русско-японская война и отношение к ней большевиков. М. 1939, с. 12.

6 В соответствии с нотами был опубликован "Сборник положений и правил, изданных русским правительством и ино-

стр. 180


же Франция, находившаяся в союзе с Россией, не разрешила русским кораблям заходить на ее базы и в порты7 .

Ход войны с самого начала складывался для России неблагоприятно. Уже в ее первые часы, когда японский флот вероломно атаковал русские корабли в Порт- Артуре и Чемульпо, геройски погибли крейсер "Варяг" и канонерка "Кореец". Отказавшись от активных действий на море после гибели командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала С. О. Макарова, царское командование дало возможность противнику высадиться в Корее. Воспользовавшись этим, 1-я японская армия разбила русский Восточный отряд, обеспечив продвижение своих войск в Маньчжурию, а также высадку 2-й армии на Ляодунском п-ве и продвижение ее к Порт-Артуру. Решение же царского правительства в апреле 1904 г. совершить маневр силами флота с Балтики на Дальний Восток оказалось обреченным на неудачу. Однако, как подчеркивал В. И. Ленин, "самодержавие видело, что несчастный исход войны равносилен победе "внутреннего врага", т. е. победе революции. Поэтому на карту было поставлено все. Сотни миллионов рублей были затрачены на спешную отправку балтийской эскадры"8 .

Формирование 2-й Тихоокеанской эскадры и командование ею было возложено на начальника Главного морского штаба вице-адмирала З. П. Рожественского, ярого монархиста и бездарного флотоводца. Подготовка кораблей затянулась почти на полгода, тем не менее потом выявилась низкая их готовность к длительному походу.

Основу 2-й Тихоокеанской эскадры составляли новые эскадренные броненосцы "Император Александр III", "Князь Суворов", "Бородино" и "Орел". Первый из них прошел испытания летом 1903 г.; они оказались во многих отношениях неудовлетворительными. Остальные начали испытания прямо перед походом и не завершили их. Другая половина эскадры состояла из старых броненосцев и броненосных крейсеров с недальнобойными орудиями. Экипажи кораблей комплектовались большей частью перед самым отплытием. Многие командные должности занимали офицеры, призванные из запаса и отставшие от жизни, а число запасных нижних чинов превышало треть общего числа команды на судах. В связи с ремонтом и другими работами боевая подготовка личного состава почти не проводилась. Перед уходом была произведена лишь одна практическая стрельба, во время которой новые броненосцы сделали по два-три выстрела из артиллерии главного калибра9 .

Эскадра вышла из Либавы 15 октября, так и не закончив работ, связанных с переходом. Все корабли из-за установки вспомогательных устройств и погрузки материалов для дальнего похода были перегружены10 , что снизило их остойчивость, вследствие чего в бою при пробоинах у ватерлинии они переворачивались и тонули. Большинство судов были тихоходны, а их команды не имели опыта совместного плавания в составе большой эскадры. Это была Великая армада, "громадная, громоздкая, нелепая, бессильная, чудовищная"11 .

Маршрут основной части эскадры лежал вокруг Африки, ибо из-за большой осадки крупные корабли не могли следовать Суэцким каналом. Предстояло пройти 18 тыс. миль12 за 90 ходовых дней и потратить еще 60 дней на погрузку 240 тыс. т угля в пути, т. е. весь поход был рассчитан на пять месяцев. Никакого плана на случай встречи в пути с японским флотом эскадра не имела. Переход осложнялся тем, что на всем пути от Либавы до Дальнего Востока у России не имелось военно-морских баз и портов. Не обеспечивалась скрытность перехода. Он совершался под наблюдением британских крейсеров. Враждебно настроенная Англия всячески стремилась сорвать или задержать переход русской эскадры. Уже на седьмой день пути произошел Гулльский инцидент в Северном море. Ночью по курсу русских кораблей оказались развернутыми флотилии английских рыбаков, которые, как и рассчитывали организаторы провокации, были приняты за японские миноносцы. По ним был открыт огонь. Лондонское правительство потребовало возмещения ущерба, угрожая разры-


странными государствами по случаю войны между Россией и Японией" (СПб. 1904).

7 История русско-японской войны 1904 - 1905 гг. М. 1977, с. 326.

8 Ленин В. И ПСС. Т. 10, с. 251.

9 Русско-японская война 1904 - 1905 гг. Кн. 6: Поход 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904 - 1905 гг. при Морском генеральном штабе. Пг. 1917, с. 7 - 9.

10 Там же, с. 8, 25.

11 Ленин В. И. ПСС. Т. 10, с. 251.

12 Морская миля составляет около 1853 метров.

стр. 181


вом дипломатических отношений. Инцидент удалось уладить после того, как Англии уплатили 500 тыс. руб. золотом13 .

5 января 1905 г., когда эскадра достигла о-ва Мадагаскар, пришло известие о падении Порт-Артура. Петербург спешно направил в помощь Рожественскому 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры14 . После двух месяцев плавания отряд контр-адмирала Н. И. Небогатова и 2-я эскадра соединились и направились к Корейскому проливу. Отряд Небогатова, состоявший из старых кораблей, был скорее обузой, чем подкреплением эскадры. Спешно сформированный, он тоже не имел времени для боевой подготовки. "Перед самым отплытием из Либавы почти на всех судах были сменены командиры, умевшие управлять своею артиллериею"15 . Объединенная эскадра имела теперь столько же броненосных кораблей, сколько противник, но техническое оснащение русских судов было значительно слабее.

Решив прорваться во Владивосток кратчайшим путем, через Корейский пролив, Рожественский предоставил японскому флоту самые выгодные условия для развертывания его сил и к тому же отправил в Шанхай большую часть транспортов, демаскировав направление прорыва16 .

Цусимское сражение сопровождалось просчетами обеих сторон в маневрировании и организации тактической разведки. В дневном бою русская эскадра потеряла четыре эскадренных броненосца и один вспомогательный крейсер, остальные корабли получили повреждения. Серьезный ущерб был нанесен и японскому флоту: в его броненосцы попало немало русских снарядов крупного калибра, но эти суда все же оставались на плаву17 . С наступлением темноты командующий японским флотом вице-адмирал Того бросил в бой до 60 миноносцев. Был потоплен или поврежден еще ряд русских броненосцев. Их экипажи держались геройски. Вот как описывали японцы последние часы одного из броненосцев: "Корабль "Суворов", весь обгоревший и еще горящий, перенесший столько ударов, расстреливаемый всей (в полном смысле этого слова) эскадрой, имевший только одну, случайно уцелевшую пушку в кормовой части, все же открыл из нее огонь, выказывая решимость защищаться до последнего момента своего существования... Наконец, в 7 часов 20 минут пополудни, после двух атак наших миноносцев, он пошел ко дну"18 . Не желая сдаваться в плен, открыли кингстоны и затопили свои корабли экипажи броненосца "Адмирал Ушаков", миноносца "Громкий" и другие. "Надо отдать справедливость, - писал Того в донесении императору, - что неприятельские офицеры и команды с величайшей энергией сражались за свое отечество"19 .

К 28 мая 2-я Тихоокеанская эскадра перестала существовать как организованная боевая сила. К Владивостоку прорвались только крейсеры "Алмаз" и "Изумруд" (в заливе св. Владимира он сел на мель и был взорван командой), миноносцы "Бравый" и "Грозный". Крейсеры "Аврора", "Жемчуг" и "Олег" пробились в Манилу, а миноносец "Бодрый", транспорты "Свирь" и "Корея" - в Шанхай, где были интернированы.

Япония одержала тогда - победу на суше и на море в войне, по своему характеру несправедливой, империалистической. Ее цели были враждебны коренным интересам трудящихся масс. Это понимает ряд современных японских прогрессивных историков, которые стремятся раскрыть истинный характер русско-японской войны 1904 - 1905 гг., как захватнический20 . Однако японская официально документированная история войны 1904 - 1905 гг., а также работы консервативной группы японских историков в помпезных тонах прославляют решимость Японии "скрестить мечи" с российским колоссом. "Это решение было смелым и ответственным, поскольку за плечами российской армии и флота были всемирно известные победы под Полтавой, в Севастополе, под Плевной, над армией Наполеона, а следовательно, речь шла о России, которая вкусила радость и гордость победы над сильными противниками"21 .


13 Сорокин А. И. Ук. соч., с. 291.

14 Русско-японская война 1904 - 1905 гг. Кн. 6, с. 138.

15 Там же, с. 220.

16 История военно-морского искусства. Т. 3. М. 1953, с. 93.

17 Сорокин А. И. Ук. соч., с. 302 - 303.

18 Семенов В. Расплата. Т. 1. СПб. 1907, с. 145 - 146.

19 Русско-японская война 1904 - 1905 гг. Действия флота. Док. Отд. IV. СПб. 1907, с. 648.

20 Накамура С. Японцы и русские: из истории контактов. М. 1983.

21 Достоверная история японского народа. Токио. 1951, с. 614 - 617 (на яп. яз.); см. также: Есида С. Северные территории. Токио. 1976, с. 138 - 159 (на яп. яз.); Наши северные территории. Токио 1977.

стр. 182


Сегодня, когда резко возросла опасность возникновения ядерной войны, а Япония все более втягивается в орбиту агрессивной стратегии американского империализма, трудящиеся массы этой страны, часть студенчества, прогрессивная интеллигенция начинают понимать, что возбуждение ажиотажа вокруг Цусимского сражения и т. п. событий, игра на патриотических чувствах японцев и рост реваншистских настроений в их среде ведут к обострению японо-советских отношений, к усилению международной напряженности в целом, а это не в интересах и самой Японии.


с. 2 (на яп. яз.); Симидзу Т. Четыре способа разрешения проблемы северных территорий. Токио. 1977, с. VII (на яп. яз.). Многие данные о событиях 1904 - 1905 гг. японские историки черпали из западных работ.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЕЩЕ-РАЗ-О-ЦУСИМЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Н. БАГРОВ. Б. Г. САПОЖНИКОВ, ЕЩЕ РАЗ О ЦУСИМЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.08.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЕЩЕ-РАЗ-О-ЦУСИМЕ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. Н. БАГРОВ. Б. Г. САПОЖНИКОВ:

В. Н. БАГРОВ. Б. Г. САПОЖНИКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
751 просмотров рейтинг
30.08.2018 (2060 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЕЩЕ РАЗ О ЦУСИМЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android