Libmonster ID: RU-14843
Автор(ы) публикации: С. Л. Агаев

В материалах XXVI съезда КПСС революция в Иране названа "крупным событием в международной жизни последних лет" и вместе с тем подчеркивались ее "особый характер", "сложность и противоречивость", содержалось указание на то, что внутренняя и внешняя реакция стремится изменить ее народное и антиимпериалистическое содержание. В отношении выдвигаемых в Иране, как и других странах Востока, исламских лозунгов отмечалось: "Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения" 1 .

Иранская революция, начавшаяся в январе 1978 г. и добившаяся к февралю 1979 г. важной победы - свержения шахского режима, в своем последующем развитии обнаружила проявившуюся в весьма своеобразных формах конфронтацию идей и целей освободительной, национально-демократической борьбы, носителями которых выступали прогрессивные политические силы иранского общества, с узкокорыстными, социально ограниченными сословно-групповыми, корпоративными устремлениями исламско- богословского руководства революцией, объективно отражавшего интересы пробуржуазных и буржуазных сил страны и в то же время пытавшегося удержать под своим контролем широкие народные массы.

Советскими авторами уже опубликован ряд монографических работ и статей 2 , в которых раскрываются истоки и причины иранской революции, выявляются ее непосредственные предпосылки, анализируются ход и результаты событий января 1978 - февраля 1979 г. и сделаны выводы относительно общего характера и некоторых специфических особенностей этой революции. Однако последующие этапы развития революционного процесса в Иране еще не получили достаточно глубокого освещения 3 , хотя на этой основе можно не только конкретизировать и детали-


1 Материалы XXVI съезда КПСС. М. 1981, с. 13.

2 См.: Агаев С. Л. Иран в прошлом и настоящем (Пути и формы революционного процесса). М. 1981; Ульяновский Р. Иранская революция и ее особенности. - Коммунист, 1982, N 10; Резников А. Б. Иран: падение шахского режима. М. 1983; Иран: история и современность. Сб. ст. М. 1983; и др. В западной историографии также появился ряд обобщающих работ об истоках, причинах и ходе иранской революции: Fischer M. Iran. From Religious Dispute to Revolution. Cambridge. 1980; Кeddie N. R. Roots of Revolution. An Interpretive History of Mocern Iran. N. Y. 1981; Zabih S. Iran since the Revolution. Lnd. 1982; a. o.

3 В опубликованных в 1984 г. двух книгах автора этих строк ("Иран: рождение республики" и "Иранская революция, США и международная безопасность. 444 дня в заложниках") освещаются лишь отдельные периоды иранской революции. Ввиду популярного характера обеих книг проблема ее теоретического анализа остается открытой.

стр. 43


зировать сделанные ранее выводы, но и дать более полную и всестороннюю оценку современного иранского революционного феномена.

В настоящей статье предпринята попытка обобщить основные события внутриполитической борьбы в Иране в 1979 - 1983 гг., выявить ее главные этапы и закономерности и раскрыть место этих событий в общем процессе развития иранской революции. Вопросы же внешней политики освещаются лишь в той степени, в какой это необходимо для понимания характера и особенностей революционного процесса в стране.

Подъем народного движения в Иране в конце 70-х годов явился ярким примером того, что широчайшие массы стран Востока отвергают навязываемые им пути буржуазной социальной модернизации и вестернизации их самобытного жизненного уклада. Противодействие поддерживаемой империализмом шахской политике ускоренного капиталистического развития Ирана по западному образцу имело своим следствием обращение различных слоев его населения к традиционным культурным и духовным ценностям, среди которых важную роль всегда играла исламская религия. Не случайно ислам стал в этих условиях знаменем революционной борьбы.

Широкое антимонархическое и антиимпериалистическое революционное движение в Иране охватило практически все слои общества, за исключением узкой прослойки крупной финансово-промышленной буржуазии, тесно связанной с шахским двором и транснациональными корпорациями. В стихийно сложившемся едином фронте борьбы против монархического режима и американского империализма бок о бок выступали рабочие современных и традиционных (кустарных и полукустарных) предприятий, средние городские слои - как традиционные (мелкие и средние предприниматели, самостоятельные торговцы и ремесленники), так и "новые" (лица "свободных профессий", научно-техническая интеллигенция, служащие государственного и частного секторов, студенты), промежуточные слои (разносчики, лоточники, поденщики), "кадровые" люмпен - пролетарии и огромные по численности массы сельских мигрантов. Они были вытолкнуты из деревень в результате проведения шахских аграрных реформ и либо пополняли и без того перенаселенное городское "дно", либо находили пристанище и помощь в образованных при мечетях общинах. Именно эти две прослойки - люмпены и сельские мигранты, только что пробудившиеся к политической жизни, но еще не искушенные в политике, безграмотные в своей массе и находящиеся под сильным влиянием религиозной идеологии, составляли главную ударную силу массового движения.

Ввиду этого, а также других объективных причин отличительной особенностью революционного движения в Иране явилось то, что оно протекало под религиозными лозунгами и под непосредственным руководством мусульманского (шиитского) духовенства. В специфических условиях, сложившихся в стране, эта большая по численности и значительная по политическому влиянию социальная прослойка оказалась способной оттеснить от руководства революцией немногочисленную, экономически слабую национальную буржуазию и в наиболее доступной для широких масс форме выразить самые насущные требования национально-демократической борьбы, связанные с ликвидацией монархии и империалистического засилья. Могучая, но стихийная тяга широких слоев народа к социальной справедливости и кардинальному переустройству общественной жизни в соответствии с самобытными национальными и культурными традициями нашла выражение в выдвинутых религиозными деятелями лозунгах "исламской республики" и "всеобщей исламской справедливости".

Национально-демократические устремления широких масс отражались духовенством, разумеется, сквозь призму его собственных корпора-

стр. 44


тивных интересов, заключавшихся в создании таких общественных условий, которые могли бы увековечить устои социально-экономического положения служителей культа 4 и закрепить их политическое руководство. Это предопределяло особенности программы действий духовенства - антизападно-изоляционистской, исламско- интегристской (т. е. призванной объединить всю социально разнородную мусульманскую общину) и мелкобуржуазно-популистской (т. е. претендующей на выражение интересов "всего народа"). В полной мере эти особенности обозначились уже после достижения ближайшей задачи революционной борьбы - свержения шахского режима; но и после этого они проявлялись подчас в такой форме, что в массовом общественном сознании легко отождествлялись с курсом на последовательный антиимпериализм, укрепление союза всех народных сил и всеобщее благоденствие.

Единство различных кругов духовенства на основе общих корпоративных интересов, естественно, не устраняло в их среде внутренних противоречий, отражавших общественные антагонизмы. В рядах клира выделялись радикально-экстремистские группы, центристско-консервативное крыло, умеренно-либеральное и другие политические течения. Однако наличие реального общего врага в лице шахского режима и потенциального - среди тех социально-политических сил в революционном лагере, которые могли составить оппозицию политической гегемонии духовенства, побуждало большинство религиозных деятелей если не сглаживать разногласия, то по крайней мере сдерживать открытые распри. Тесное сплочение клира было важнейшим условием укрепления широкого политического движения, формировавшегося под его эгидой. Душой и сердцем этого наиболее мощного движения был общепризнанный лидер революции аятолла Хомейни 5 , который не только успешно регулировал соотношение центростремительных и центробежных тенденций различных групп клерикального лагеря, но и стал почти абсолютным арбитром между исламским и другими политическими течениями - либеральным и левым.

Либеральное движение - в целом пробуржуазное, но с различными оттенками внутриполитической и внешнеполитической ориентации (от прозападной до националистической)-рекрутировало своих приверженцев преимущественно из представителей "новых" средних городских слоев, специфические интересы которых весьма резко расходились с корпоративными устремлениями духовенства. Некоторые из них занимали исключительно светские позиции, большинство же рассматривали ислам как культурную традицию, способную составить только внешнюю облицовку либерально- демократического по сути режима, скопированного с западных (буржуазных или социал- реформистских) образцов. Вынашиваемый духовенством идеал шиитской теократии, хотя и облаченной в современные парламентско-представительные формы, отталкивал не только явно прозападно настроенных правых либералов, леволиберальные (националистические, социал-демократические по духу) круги, но и происламски настроенных либералов центристского толка.

Правые либералы полностью дискредитировали себя в последние полтора-два месяца существования монархического режима. Согласие представителя прозападно настроенных праволиберальных кругов Ш. Бахтияра занять предложенный ему шахом пост премьер- министра и его попытки сбить "сверху" революционную волну не получили откры-


4 Выражения "служители культа", "духовенство", "клир" и т. п. употребляются в данном случае условно, так как в исламе и в его шиитской ветви не существует организованной церковной иерархии.

5 В дни антишахских революционных выступлений его одновременно стали называть и имамом (высший мусульманский духовный титул, ранее почти не использовавшийся иранскими шиитами).

стр. 45


той поддержки даже среди большинства либералов, предпочитавших в условиях нарастающего всенародного движения выступать в общем фронте антишахской и антиимпериалистической борьбы. По своим социальным тенденциям политика Бахтияра выражала интересы крупного и среднего капитала, представители которого выступали за капиталистический путь развития Ирана, но без политических эксцессов шахского режима.

Левое движение - в целом народное, антиимпериалистическое и антикапиталистическое - формировалось в основном из представителей образованной городской прослойки и различных слоев трудящихся, в той или иной степени связанных с современными формами производства. Незавершенность буржуазной социальной дифференциации общества и обусловленная ею неразвитость классовых противоречий объясняют чрезвычайно пестрый состав левого движения, включавшего наряду с Народной партией Ирана (Туде) военизированные молодежные организации, находившиеся на различных ступенях эволюции от левого радикализма к революционному демократизму. Важнейшими среди них были "Жертвующие собой партизаны иранского народа" (федаины) и "Борцы за святое дело иранского народа" (моджахедины). При каждом новом повороте революционной борьбы от этих организаций откалывались небольшие леворадикальные группировки, пополнявшие пестрый и шумный лагерь левоэкстремистских сил, не имевший, однако, сколько-нибудь значительного общественного веса.

Народная партия Ирана - старейшая партия страны - представляла собой самый зрелый, наиболее сплоченный и организованный отряд левых сил, хотя и была значительно ослаблена репрессиями, начавшимися после ее запрета в 1949 году. Используя любые возможности антимонархической и антиимпериалистической борьбы, Туде на протяжении последних полутора десятилетий поддерживала и пропагандировала все выступления находившегося в эмиграции аятоллы Хомейни против шаха и США. Возобновив с началом революционного движения широкую практическую деятельность в стране, партия заявила, что полностью поддерживает революционные инициативы духовенства, а также признает руководящую роль имама в революции и его прогрессивные позиции. Первостепенную задачу центральных органов партии составляло партийное строительство, которое приходилось осуществлять в тяжелых условиях. Несколько позже руководители Туде отмечали, что "накануне подъема революционного движения положение партии как с точки зрения влияния в массах, так и количественного состава было весьма неблагоприятным" 6 .

Организация федаинов, оформившаяся во второй половине 60-х годов под знаком партизанской борьбы против шахского режима, объявляла себя "независимой марксистско-ленинской" группировкой. Свою приверженность вооруженным методам борьбы она мотивировала необходимостью вывести рабочий класс и другие антидиктаторские и антиимпериалистические силы из состояния "апатии и безразличия", показать им уязвимость шахского режима и тем самым способствовать их организации, росту политического сознания и переходу от пассивной поддержки борющегося революционного авангарда к активному участию в вооруженных действиях 7 . Однако со второй половины 70-х годов федаины фактически отказались от вооруженных акций и начали вести подпольную политическую борьбу. В условиях развернувшейся с 1978 г. революции они сочетали участие в мирных общенародных манифестациях с локальными вооруженными выступлениями. При этом им постоян-


6 Проблемы мира и социализма, 1981, N 11, с. 32.

7 19 бахман. Данешджуи (Студенческая). Б. м., 1976, N 2; Чарик (Партизан). Б. м., 1977/78, 1978/79 (на перс. яз.).

стр. 46


но приходилось противостоять попыткам религиозного руководства изолировать их от основного русла борьбы антишахских сил. В своих заявлениях федаины подчеркивали приверженность "идеологическому плюрализму" в революционном движении, поскольку "любые притязания на монополию над нашей революцией могут лишь подорвать эту революцию" 8 .

Организация моджахединов, оформившаяся примерно в то же время, что и организация федаинов, и прошедшая почти такой же путь от партизанской борьбы против шахского режима к подпольной политической деятельности и снова к локальным вооруженным выступлениям 9 , с самого начала пыталась "соединить" догмы исламской религии с идеями научного социализма, в связи с чем получила название "исламско-марксистской" группы. Хотя накануне революции моджахедины религиозного толка отмежевались от "чисто марксистских" элементов 10 , организация моджахединов оставалась самой левой и наиболее демократической группировкой на стыке светских и исламских революционных сил. В ходе антишахской борьбы моджахедины проявили явное стремление к сближению со сторонниками Хомейни, которые, однако, относились к ним как к левым, использующим в своих целях исламскую идеологию.

Отношения между тремя основными отрядами левых сил характеризовались отсутствием каких-либо официальных контактов или тактических союзов, взаимной отчужденностью, а подчас и неприязнью. Это, естественно, затрудняло решение общей для всех левых сил задачи обрести широкую национальную и политическую базу, тогда как духовенство могло использовать в своих интересах политическую неопытность и организационную слабость промышленного пролетариата (кстати сказать, уступавшего по численности даже государственным служащим). В условиях характерной для страны размытости социально- классовых границ и обусловленной ею пестроты политического спектра исламское течение в силу своей популистско-интегристской сути, легко доступной для массового общественного сознания, было в наименьшей степени подвержено разрыву на классовом и политическом уровнях. Преобладающее руководство антишахским движением со стороны духовенства было поколеблено только один раз (да и то ненадолго), в дни вооруженного восстания 9 - 11 февраля 1979 года.

Лидер революции Хомейни ориентировался на мирный путь захвата власти, рассматривавшийся и как логическое завершение поощрявшихся им ненасильственных методов и как лучший способ удержать революционную волну в исламских берегах, направить массы на такое решение вопроса о государственном устройстве, которое привело бы к созданию в стране "исламской республики". Движущие мотивы были достаточно просты: избежать вооруженной конфронтации народа с армией и возможного в этих условиях усиления левых организаций, особенно федаинов и моджахединов, постоянно призывавших к вооруженной борьбе. Усиленные переговоры между эмиссарами Хомейни и Бахтияра, действовавшими через посредников и с участием в той или иной форме представителей вооруженных сил, продолжались вплоть до 11 февраля 1979 года 11 .

Однако все планы верхушечных комбинаций оказались нарушенными. Попытка шахской гвардии "бессмертных" вечером 9 февраля 1979 г. "наказать" технический персонал одной из военно-воздушных баз Теге-


8 Christian Science Monitor, 23.I.1979.

9 Abrahamian E. The Guerilla Movement in Iran, 1963 - 1977. -MERIP Reports, March -April 1980, N 86, p. 11.

10 Chub in Sh. Letrist Forces in Iran. -Problems of Communism, 1980, Vol 29 N 4, pp. 15 - 16.

11 Агаев С. Л. Иран в прошлом и настоящем, с. 212.

стр. 47


рана, участвовавший накануне в народных манифестациях, спровоцировала вооруженное восстание. Возглавленный отрядами федаинов и моджахединов и небольшими вооруженными группами членов Туде отпор "бессмертным" вылился во всеобщее выступление населения столицы против органов старой власти. Положение во время восстания почти полностью вышло из-под контроля религиозных кругов. Но после его победы духовенство относительно легко и быстро восстановило свои лидирующие позиции в отношении широких народных масс и затем полностью изолировало все левые силы от реальных источников политической власти. 12

События 9 - 11 февраля 1979 г., которые Хомейни назвал "исламской революцией", еще раз ясно показали, что баланс социально-классовых сил склонялся с огромным перевесом в сторону религиозного руководства. Ударная сила восстания - организации федаинов и моджахединов, не являвшиеся политическими партиями в полном смысле этого слова, в новых условиях оказалась мало подготовленной к роли руководителя масс.

Первый день победы вооруженного восстания оказался последним днем того относительного единства, которое существовало в рядах иранской политической оппозиции на протяжении всего периода антишахских революционных выступлений с января 1978 г. по февраль 1979 года. Единодушная совместная борьба всех политических организаций за свержение монархического режима сменилась противоборством разнородных и подчас противоречащих друг другу представлений о республиканском будущем Ирана.

Особое значение в новых условиях приобретала борьба за сохранение достигнутого ранее народного единства. Левые силы в целом (но каждая по-своему) стремились направить это единство в такое русло, чтобы обеспечить дальнейшее развитие революционного процесса по национально-демократическому пути, ведущему к выходу за рамки капитализма. Однако высшее духовенство, установившее верховный контроль над государственной властью, использовало это единство во имя иной цели - осуществления идеи "исламской республики" с ее религиозно-уравнительным идеалом, восходящим к временам пророка Мухаммеда и имама Али 13 . Но без помощи технократии духовенство не могло сразу и полностью овладеть основными рычагами управления гражданским обществом, а попытки установления в стране "порядка и безопасности" для последующего перехода к "исламскому правлению" могли дискредитировать религиозных деятелей в глазах революционно настроенных масс и тем самым способствовать дальнейшему укреплению позиций левых сил.

Неофициальный глава государства аятолла Хомейни, пользовавшийся широчайшими, никем и ничем не ограниченными полномочиями, как видно, понимал все опасности и - равным образом - возможности сложившейся ситуации. Назначение им еще 5 февраля 1979 г. премьер-министром М. Базаргана, представителя происламски и реформистски настроенных центристских кругов либерального лагеря, дало духовенству ряд политических выгод. Базарган пользовался поддержкой не только большей части либеральной интеллигенции, как умеренной, так и близкой к левым кругам, но и массы базарных торговцев, мелких и средних предпринимателей, служащих государственных и частных предприятий, офицерского корпуса. Это, несомненно, помогло бы сохранению


12 Подробнее см.: Резников А. Б. Крушение монархии в Иране (январь - февраль 1979 г.). В кн.: Революционный процесс на Востоке. История и современность. М. 1982.

13 См. Лапшов Б. А., Халевинский И. В. Мухаммед (От мифа к человеку). - Вопросы истории, 1984, N 5.

стр. 48


общего контроля над положением в стране, тем более что новый премьер сразу же и без устали начал пропагандировать тезис, что со свержением шахского режима революция должна закончиться.

Правда, общее и для лидера революции и для премьер-министра стремление к восстановлению "порядка" имело разный смысл: для первого оно было средством, для второго - целью. Но это как раз и давало утверждавшемуся у верховной власти высшему религиозному руководству возможность использовать политику гражданского кабинета министров в собственных интересах, не теряя при этом престижа "отца нации". Так, попытки премьер-министра ликвидировать революционные комитеты и трибуналы, возникшие в ходе антишахской борьбы в результате самодеятельности масс, помогли духовенству полностью подчинить себе эти низовые органы народной власти, превратить их в орудие "исламской революции". То же самое произошло с фабричными и заводскими комитетами рабочих и служащих. Оказывая Базаргану негласную поддержку в восстановлении старой армии и органов безопасности как орудий стабилизации общего положения, духовенство одновременно создало из безработной молодежи, подверженной влиянию ислама и религиозных деятелей, собственную гвардию - Корпус стражей исламской революции.

В социальной плоскости основные расхождения между верховной религиозной властью и гражданским кабинетом министров определялись характером и формой отражения ими интересов мелкого и среднего торгово-предпринимательского капитала, составлявшего их основную социально-классовую базу. Политика религиозных деятелей выражала эти интересы не прямо и непосредственно, не сознательно и целеустремленно, а лишь своим общим объективным содержанием. Субъективно для духовенства как прослойки более важным было обеспечение насущных нужд широких слоев народа, составлявших его главную политическую опору в борьбе за создание "исламской республики". Возглавляемое же Базарганом правительство добивалось того, чтобы средние и мелкие торгово-предпринимательские круги (а затем и немонополистические слои крупной буржуазии) могли использовать те позитивные завоевания революции, достижению которых объективно способствовало духовенство, но которыми они не могли воспользоваться в полной мере в условиях его интегристской, популистской политики.

При этих расхождениях исламский популизм Хомейни до определенного момента не противоречил буржуазному реформизму Базаргана. Последний под давлением духовенства вынужден был провести ряд патриархально-благотворительных, патерналистских мероприятий (в виде всякого рода безвозмездных пособий и пожертвований). В значительной мере благодаря этому многочисленные проявления социального протеста, имевшие место в стране в первые месяцы после февральской победы, не носили характера оппозиции властям в полном смысле этого слова. Различные слои населения требовали лишь скорейшего удовлетворения тех своих чаяний, которые они связывали с победоносной революцией и которые, по их представлениям, уже получили отражение в лозунгах религиозного руководства о "всеобщей исламской справедливости". В то же время в рамках антизападных, изоляционистских устремлений духовенства был проведен ряд мероприятий объективно антиимпериалистического характера, затронувших и позиции узкого слоя местной монополистической буржуазии.

Базарган, вначале рассчитывавший добиться единовластия своего правительства, уже с марта 1979 г. неоднократно подавал прошения об отставке в знак протеста против ограниченности предоставленных ему полномочий (действительно, деятельность всех министерств его кабинета не только контролировалась, но подчас и дублировалась созданным.

стр. 49


из религиозных деятелей своеобразным параллельным правительством, предпочитавшим, однако, действовать негласно). Хомейни каждый раз отклонял эти просьбы, чтобы не создавать благоприятных условий для деятельности оппозиционных политических сил, лояльность которых в отношении самого имама обеспечивалась именно наличием между ними буфера в лице правительства Базаргана. В то же время аятолла воздерживался от оказания премьеру безусловной поддержки, поскольку это могло дать повод для отождествления имама с правительством, обвиняемым общественностью в посягательстве на революционные завоевания, хотя в конечном итоге оно было лишь бессильным придатком правящего духовенства. Прекрасно ориентируясь в диалектике "стабилизирующего конфликта", Хомейни не позволял себе явно поддерживать ни одну из политических группировок (в том числе исламских), предоставляя им возможность бороться между собой за право интерпретации "курса имама".

Сложившаяся в стране после февральской победы чрезвычайно сложная ситуация, усугублявшаяся запутанностью положения в "низах" и тщательно замаскированными искусными политическими маневрами в "верхах", оказала немалое влияние на положение в рядах левого лагеря. Совместные действия левых сил в период антишахских революционных выступлений, и особенно в дни февральского вооруженного восстания, не привели к созданию всех необходимых условий для тактических и тем более организационных союзов даже между группировками, имевшими в целом сходные программные установки. При определенной общности ближайших требований и конечных целей три основные левые силы Ирана - Туде и организации федаинов и моджахединов - придерживались неодинаковой политической линии в отношении нового режима.

Расхождения между левыми силами особенно ярко проявились в их отношении к мерам властей по созданию новой, исламской структуры государственной власти. Первой акцией в этом направлении был референдум 30 - 31 марта 1979 г., в ходе которого населению предстояло ответить на вопрос: за монархию оно или "исламскую республику"? Туде, сразу же поддержав идею референдума и приняв активное участие в голосовании за "исламскую республику", обосновывала свою позицию тезисом о примате содержания над формой и тем, что Хомейни связывает соответствующее понятие с задачами обеспечения подлинной независимости Ирана, предоставления демократических свобод всему народу, повышения благосостояния трудящихся и ликвидации угнетения и эксплуатации. Моджахедины участвовали в голосовании с оговоркой в отношении ограниченности предлагаемого выбора, что, по их мнению, вынуждало многих голосовать за "исламскую республику" только из ненависти к бывшему монархическому режиму; вместе с тем они подвергли критике саму идею референдума, поскольку, как утверждалось, народ фактически уже проголосовал против монархии своим участием в революции. Федаины, считавшие, что религиозный идеал "исламской республики" имеет мало общего с теми надеждами, которые вкладывают в это понятие народные массы, бойкотировали референдум. Тем не менее, по официальным данным, общее число участников референдума составило 92,5% лиц, имевших право голоса; против "исламской республики" проголосовало менее одного процента 14 .

1 апреля 1979 г. Иран был провозглашен Исламской Республикой, хотя новый режим еще не имел ни своей конституции, ни других писаных законов, за исключением уже данных в Коране и шариате. Уроки мартовского референдума левые силы пытались использовать накануне


14 Аяндеган, 5.IV.1979; Кейхан, 5.IV.1979.

стр. 50


и в ходе состоявшихся 3 августа 1979 г. выборов в т. н. Консультативный совет (или Совет экспертов), призванный рассмотреть проект конституции до его утверждения всенародным референдумом (до февральской победы Хомейни не раз обещал, что конституция будет принята подлинно представительным Учредительным собранием, или Конституционной ассамблеей). Хотя отдельные кандидаты моджахединов получили до 300 тыс. голосов, федаинов - до 100 тыс. и Туде - до 47 тыс., в результате принятой процедуры голосования ни одна левая и вообще нерелигиозная организация не получила ни одного места в совете. В его состав вошли почти исключительно представители духовенства и несколько тесно связанных с ними светских деятелей. Правительство было вынуждено выступить с обещанием провести в будущем расследование многочисленных жалоб на махинации и мошенничества в ходе выборов, но это так и не было сделано. Точное число лиц, участвовавших в голосовании, в официальных данных не приводилось. По материалам же западной печати можно сделать вывод, что оно составило на этот раз менее 73% избирателей 15 .

Сразу после выборов власти начали давно готовившееся наступление на политическую оппозицию. Поскольку популистско-интегристская, антизападная направленность исламского движения все еще сохраняла ряд точек соприкосновения с народной, антиимпериалистической линией левых сил, постольку главную для себя опасность на данном этапе правящее духовенство усматривало в деятельности либералов, особенно их левоцентристских кругов, пытавшихся объединить на своей платформе все оппозиционные силы. Не случайно власти начали свое наступление на оппозицию с ряда крупных репрессивных мер против руководителей леволиберального течения.

Но и левые силы стали объектом притеснений. Тогда же, в августе 1979 г., власти обрушили сильный удар на Туде, федаинов и моджахединов, закрыв их штаб-квартиры и редакции печатных органов. Левые организации вынуждены были перейти на полулегальное положение. При этом вооруженные ячейки федаинов открыто примкнули к движению за национальную автономию в Иранском Курдистане, где как раз в это время власти значительно активизировали начатую ранее "необъявленную войну" против курдских партизанских отрядов.

Однако действия властей в данном случае имели целью не столько полную ликвидацию, сколько подчинение оппозиционных организаций путем изоляции их руководства. Возможность окончательного перехода всех левых сил на нелегальное положение - при наличии в руках многих группировок большого количества оружия да еще в условиях резко усилившихся вооруженных выступлений национальных меньшинств - могла представить гораздо большую опасность для "исламской республики", чем их открытая - а тем более ведущаяся в официальных рамках - деятельность. К тому же совместная вооруженная борьба против режима могла способствовать тесному сплочению всех левых сил, что, вероятно, отрицательно сказалось бы на единстве большинства народа, без мобилизации которого идею "исламской республики" было бы невозможно осуществить. Стремясь обеспечить наиболее благоприятные условия для решения именно этой задачи, религиозное руководство с помощью упреждающего удара по оппозиции рассчитывало лишить ее каких-то бы то ни было возможностей противодействия принятию "исламской конституции".

Уже с начала сентября 1979 г., после того как Консультативный совет по указанию Хомейни приступил к пересмотру опубликованного ранее относительно демократичного проекта конституции с целью сделать


15 Figaro, 6.VIII.1979.

стр. 51


его "исламским на все сто процентов", власти начали операцию по возвращению "заблудших душ" в лоно ислама. В этой связи был принят относительно либеральный закон о "чистке" государственного аппарата и начат пересмотр решения относительно некоторых из закрытых в августе печатных изданий 16 . Вскоре были сняты ограничения с деятельности Туде, ставшей, таким образом, единственной официально легализованной левой организацией. Однако в провинциях, где отделения Туде подверглись погромам, партия не пользовалась даже теми ограниченными свободами, которыми она стала располагать в столице. Такой характер действий властей был явно направлен на удержание Туде под контролем и лишение ее возможностей работы в массах, особенно среди рабочего класса. Вместе с тем власти воздержались от официального разрешения деятельности федаинов и моджахединов (что, очевидно, должно было закрепить раскол среди левых сил), но в то же время предупредили их против перехода на подпольное положение. Что касается леволиберальной оппозиции, то она с этого времени резко снизила свою общественную активность, а вскоре и вовсе сошла с политической арены.

Между тем с осени 1979 г. в идущих за духовенством народных массах начало появляться чувство разочарования. Проведенные 12 октября выборы в городские советы показали резкое снижение числа избирателей, участвовавших в голосовании. Во многих городах к избирательным урнам пришло не более 8% лиц, имеющих право голоса 17 . Экономический кризис, продолжающийся рост стоимости жизни и безработицы, коррупция и спекуляция способствовали оживлению массового недовольства. Выступления молодежи за демократические свободы сливались с женским движением за равные права с мужчинами, с борьбой рабочих за превращение заводских и фабричных комитетов в реальное орудие защиты их интересов, с движением безработных за право на труд, с борьбой безземельных и "раскрестьяненных" крестьян за землю. В последние дни октября 1979 г. по ряду городов Ирана прошла волна народных выступлений, авангардную роль в которых играли студенчество и молодежь. Такие выступления не были новым явлением в послефевральском Иране. Зато новыми были их требования - антикапиталистические и в ряде случаев направленные против правящего режима. Стало ясно: большинство народа стремится к углублению демократического, антиимпериалистического содержания революции, хотя в целом и не ставит под сомнение руководящую роль религиозных деятелей.

Эти настроения не могли не сказаться на духовенстве и вообще исламском политическом движении, чьи возможности манипулировать массовым общественным сознанием были далеко еще не исчерпаны. При этом различные течения многоликого по характеру и составу клерикального лагеря по-разному пытались перевести настроения масс в русло конкретных политических действий. Наибольшую активность в те дни проявило радикально-экстремистское крыло исламского движения, подвергавшее резкой критике внутреннюю и особенно внешнюю политику кабинета Базаргана (якобы противоречащую "курсу имама") и выступавшее с призывами к "новой революции", "второй революции", "революции в революции" и т. п.

Продолжавшиеся в первые дни ноября 1979 г. студенческие демонстрации, еще недавно проходившие под ярко выраженными социальными лозунгами, в результате воздействия религиозных лидеров, в том числе и Хомейни, призывавших усилить борьбу против США, получили исключительную антиамериканскую направленность. 4 ноября около


16 Бамдад, 2.IX.1979; Эттелаат, 17.IX.1979.

17 Teheran Times, 15.X.1979; Эттелаат, 24.Х.1979.

стр. 52


400 человек, назвавшихся членами ничем не проявившей себя ранее "Организации мусульманских студентов - последователей курса имама Хомейни", напали на американское посольство в Тегеране, захватили находившийся в нем дипломатический персонал в качестве заложников и потребовали возвращения в Иран бывшего шаха, которому за две недели до этого был разрешен въезд в США для лечения в нью-йоркской клинике. Действия "мусульманских студентов", руководимых близким к Хомейни религиозным деятелем - ходжат-оль-эсламом 18 М. Мусави-Хоэйниха, сразу же получили официальное одобрение имама, назвавшего происшедшие события "второй революцией, еще более крупной, чем первая". Базаргану пришлось подать в отставку, которая на этот раз была незамедлительно принята.

С отставкой правительства Базаргана у руля правления в стране безраздельно утвердились представители исламского движения. Новые органы власти декларировали начало осуществления коренных преобразований в экономической, социальной и культурной областях и обещали принять меры по улучшению условий жизни трудящихся. На деле же главное внимание уделялось насаждению исламской догматики и обычаев во всей политической, общественной и семейной жизни граждан, а конфликт с США из-за заложников активно использовался в целях разрядки революционных настроений широких народных масс 19 . В. ходе продолжавшегося 14 с половиной месяцев задержания сотрудников американского посольства в сентябре 1980 г. началась ирано- иракская война, ставшая еще одним каналом разрядки революционной энергии народа (и широко использованная правящими кругами США, как и кризис с заложниками, в целях решения проблем своей глобальной стратегии).

Спустя месяц после захвата американского посольства, 2 - 3 декабря 1979 г., в Иране состоялся референдум для принятия "исламской конституции", предусматривавшей создание в стране теократического режима. Всеобщий подъем, вызванный конфронтацией с США, способствовал тому, что число участников голосования значительно возросло по сравнению с октябрьскими выборами в городские советы. По официальным данным, в референдуме участвовало около 72% лиц, имеющих право голоса (из них за конституцию проголосовало 99%), по оценкам же зарубежных средств массовой информации, - лишь 40- 50% 20 . Сложившуюся в стране обстановку новые власти использовали для завершения в декабре 1979-январе 1980 г. разгрома либералов центристского толка, сгруппировавшихся вокруг популярного аятоллы К. Шариат-Мадари, после чего либеральный лагерь почти полностью сошел с политической сцены. Одновременно усилились преследования левых сил, сопровождавшиеся энергичными усилиями властей по претворению в жизнь положений "исламской конституции", касающихся создания новой, исламской структуры государственной власти.

Важным шагом на этом пути стали президентские выборы 25 января 1980 года. Они вскрыли внутренние противоречия в рядах исламского движения - между его функционерами из числа светских деятелей и противостоящей им Исламской республиканской партии (ИРП образована в 1979 г.), ведущей политической организации этого движения, возглавлявшейся религиозными лидерами. Однако у имама был свой особый взгляд на вопросы, связанные с замещением президентского поста, который, хотя и имел, согласно конституции, чисто церемони-


18 Второй по значению духовный титул после аятоллы.

19 Iran's Seizure of the United States Embassy. Hearings before Ihe Committee of Foreign Affairs, House of Representatives, Ninety-Seventh Congress. 1981. Washington. 1981; Drey fuss R. Hostage to Khomeini. N. Y. 1980.

20 Эттелаат, 4.XII.1979; Financial Times, 16.XII.1979.

стр. 53


альное значение, все же предоставлял статус второго лица в государстве. Не желая ставить духовенство в положение, в котором в свое время оказалось правительство Базаргана, Хомейни по-прежнему стремился обезопасить политическое верховенство религиозных деятелей путем выдвижения на передний край технократов. С этой целью он оказал негласную поддержку "независимому" кандидату исламского движения А. Банисадру, бывшему ранее его ближайшим советником по экономическим вопросам.

Мировоззренческие установки Банисадра, получившего на выборах около 75% голосов избирателей, отличались крайней расплывчатостью и неопределенностью. Они эклектически соединяли идею "исламской республики" с концепцией современного "технократического государства", исламско-радикальные взгляды на экономическое развитие - с либеральными представлениями о "демократическом плюрализме", острую критику транснациональных корпораций - с тезисами о необходимости создания оси Ближний Восток - Западная Европа - Япония 21 . Сыграв в свое время немалую роль в отстранении от власти правительства Базаргана и став теперь первым президентом Исламской Республики, Банисадр оказался в том же положении, в каком до него был первый республиканский премьер-министр. С целью укрепления своей власти путем ликвидации всех "самозваных центров принятия решений" президент пытался ослабить влияние "Организации мусульманских студентов - последователей курса имама Хомейни". Более того, он всячески добивался возвращения в мечети религиозных деятелей под тем предлогом, что "всякие ришелье и мазарини" должны пользоваться "надправительственной властью" и не вмешиваться в текущие дела. Посягая таким образом на позиции ведущих политических центров исламского движения, президент стремился привлечь народ на свою сторону посулами установления в стране "порядка и безопасности" во имя "созидательного труда" с целью создания "исламской экономической системы".

Объективно Банисадр, так же как до него Базарган, выражал настроения мелких и средних торгово-предпринимательских кругов, все еще не утративших надежды полностью реализовать в своих интересах завоевания революции. Аналогичный политический выход имела и внешнеполитическая платформа президента, которая, несмотря на подчас острую критику американского империализма, на деле вела к утверждению прозападной ориентации.

Политика "стабилизирующего конфликта", в рамках которой гражданская по происхождению президентская власть пользовалась покровительством имама, предоставляла вполне определенные возможности ИРП, видевшей теперь в Банисадре своего злейшего врага. Пытаясь всячески дискредитировать президента в глазах народа, деятели ИРП дали ему презрительное прозвище "либерала". На парламентских выборах, ставших новым важным шагом на пути создания исламской структуры государственной власти, они приложили все силы, чтобы компенсировать себя за неудачу на выборах президента.

Левые силы приняли активное участие в парламентских выборах, проводившихся в два тура - в марте и мае 1980 года. Однако установленный официально порядок выборов способствовал тому, что в парламент не прошел ни один из членов левых организаций, кандидатуры которых к тому же подчас попросту вычеркивались из списков под предлогом того, что они не могут считаться правоверными мусульманами. Но и при этом в первом туре выборов отдельные кандидаты моджахединов получили до 530 тыс., федаинов - до 220 тыс. и Туде - до


21 Banisadr A. Quelle revolution pour 1'Iran? P. 1980.

стр. 54


59 тыс. голосов 22 . Около 70% мест в парламенте получили ИРП и близкие к ней организации, остальные поделили между собой сторонники Банисадра и другие группировки. Параллельно с парламентскими выборами в апреле - июне 1980 г. власти активно проводили в жизнь мероприятия "исламской культурной революции", особое место среди которых занимали погромы представительств всех левых организаций в вузах страны, являвшихся важными центрами их политической активности. В результате сотни членов левых групп были убиты и тысячи ранены 23 .

В этих условиях в политических позициях левых организаций наметились некоторые сдвиги, отражавшие и те изменения, которые происходили в первой половине 1980 г. в общей расстановке политических сил в стране. В рядах федаинов в июне 1980 г. произошел открытый раскол между "меньшинством", выступавшим за продолжение военной помощи курдскому автономистскому движению и против поддержки правящего режима, и "большинством", которое пришло к выводу о нереальности вооруженного пути решения курдской проблемы и необходимости поддержки объективно антиимпериалистических тенденций политики религиозного руководства 24 . Новая позиция "большинства" федаинов способствовала сближению его политической линии с тактико-стратегическим курсом Туде. Это значительно облегчало обеим организациям координацию их политической платформы и совместных действий. Что касается политических позиций моджахединов, то они характеризовались постепенным ужесточением отношения этой организации к деятельности правящего духовенства, что было следствием не только усилившихся репрессивных акций властей, но и обострения внутренней борьбы в рядах исламского движения.

Получив большинство мест в парламенте и создав в конце лета 1980 г. послушное себе правительство, ИРП вскоре почти полностью оттеснила Банисадра от участия в решении государственных дел. В этих условиях президент стал проявлять склонность к тактическому союзу с моджахединами и некоторыми другими оппозиционными к властям политическими группировками. В ходе начавшейся войны с Ираком Банисадр активно пытался привлечь на свою сторону и вооруженные силы. Все это побудило Хомейни, до последнего момента поддерживавшего Банисадра, изменить отношение к нему. В июне 1981 г. парламент признал Банисадра "политически некомпетентным", обвинив его в развале экономики и отходе от "курса имама", после чего он был смещен со своего поста 25 . В конце следующего месяца бывший президент вместе с лидером моджахединов М. Раджави тайно бежал из страны.

В ходе событий, связанных со смещением Банисадра и сопровождавшихся ожесточенными уличными столкновениями между его противниками и сторонниками, организация моджахединов опубликовала "военно-политическое коммюнике" от 18 июня, в котором объявила о своем намерении "осуществлять массовые наказания преступников, виновных в контрреволюционных действиях" 26 . Власти со своей стороны обрушили на организацию массовые репрессии, превзошедшие по размаху и числу жертв все предпринимавшиеся до сих пор аналогичные кампании. В ответ на это моджахедины развернули террористическую деятельность против религиозных и политических руководителей. События: середины 1981 г., положившие начало новому этапу в развитии Ислам-


22 Джомхурийе эслами, 5.IV.1980.

23 Chubin Sh. Op. cit., pp. 13, 18.

24 Bill J. A. The Politics of Extremism in Iran. - Current History, January 1982, Vol. 81, N 471, p. 10.

25 Ibid, pp. 11, 13.

26 Кейхан, 22.VI.1981.

стр. 55


ской Республики, трактовались в некоторых кругах клерикального лагеря как "третья исламская революция".

Новым в политической жизни Ирана со второй половины 1981 г. было то, что духовенство впервые взяло на себя ответственность за непосредственное руководство государственным управлением. В сентябре 1981 г. президентом страны стал ходжат-оль- эслам А. Хосейни-Хаменеи. Все другие руководящие посты также заняли либо религиозные лидеры, либо безраздельно преданные им светские деятели. В этих условиях "шиитские богословы несколько "модифицировали" свои прежние приемы мобилизации масс, добавив к ним, в частности, такие средства, при которых общенациональное единство, еще недавно сбросившее шаха и изгнавшее американских агентов, опиралось главным образом на всеобщую подозрительность, взаимную слежку и доносы... Авторитет лидера революции, чье слово еще недавно сразу же становилось законом для всей страны, теперь все чаще ставился под сомнение другими ведущими богословами" 27 .

Переход к непосредственному правлению духовенства не способствовал установлению полного единства мнений в высших эшелонах государственной власти. Вместе с тем он поставил религиозных деятелей в положение, в котором ранее находились правительство Базаргана и президент Банисадр. Установление "порядка и безопасности" стало лейтмотивом всей внутриполитической деятельности законодательных, судебных и исполнительных учреждений, постоянно требовавших от низовых органов власти строгого соблюдения "священного принципа" частной собственности, прекращения произвола и "незаконных" конфискаций. Проекты аграрной реформы и других более или менее прогрессивных преобразований были заблокированы в результате острых противоречий среди религиозных лидеров. В ходе продолжающейся борьбы с террористической деятельностью моджахединов, "меньшинства" федаинов, различных леворадикальных организаций и оживившейся промонархической контрреволюции власти постепенно перестали апеллировать к народу. Место народных масс, ранее периодически выводимых на городские площади и улицы для "демонстраций единства народа и имама", заняли Корпус стражей исламской революции и другие военизированные организации, созданные духовенством. Популистско-интегристская окраска выдвигаемых "сверху" лозунгов сохранялась лишь в той мере, в какой это было необходимо для ведения войны с Ираком и предотвращения массовой оппозиции исламскому режиму.

Фронтальная борьба моджахединов против этого режима, предпринятая на самой опасной для него базе - во имя ислама и в ореоле его мучеников, во второй половине 1981 г. приняла довольно широкий характер. Поддержка, оказанная организации со стороны многих служащих государственного аппарата и даже части духовенства, позволила ей провести ряд крупных акций. Однако террористический характер действий моджахединов не получил народной поддержки, в результате чего попытки организации перейти от тактики политических убийств к тактике уличных боев окончились неудачей. Безуспешными оказались и призывы моджахединов к рабочим Ирана провести всеобщую забастовку и к вооруженным силам страны - направить оружие против режима 28 .

К концу 1982 г. властям удалось значительно ослабить размах и результативность террористической деятельности моджахединов и других оппозиционных вооруженных группировок. Наблюдавшаяся в этот период постепенная стабилизация установившегося в стране режима со-


27 Ульяновский Р. Иран - что дальше? Моральные принципы в политике и политика в области морали. - Литературная газета, 22.VI.1983, с. 10.

28 Times of India, 15.I.1982.

стр. 56


провождалась широкой "чисткой", призванной удалить членов и сторонников всех левых организаций, в том числе Туде и федаинов ("большинства"), из административного аппарата и с более или менее важных постов в промышленном производстве, не допускать их представителей к поступлению в вузы и т. п. Не прекращались закрытия бюро и представительств левых сил в провинциях, гонения на их печатные органы, аресты и тюремные заключения без суда их активистов, открытое подстрекательство властями населения на расправу с левыми. Заверения Туде и федаинов ("большинства") о поддержке ими "исламской революции" отвергались властями под предлогом того, что это якобы всего лишь тактические маневры. Руководство неисламских политических организаций, даже разрешенных властями, было вынуждено в целях предосторожности перейти на полулегальное положение 29 .

С февраля 1983 г. исламские власти развернули фронтальное наступление на все левые силы. Особенно жестоким репрессиям подверглась Туде, большинство руководителей и активистов которой было брошено в тюрьмы по надуманным обвинениям в "государственной измене" и "шпионаже". В мае того же года власти объявили о запрете партии и предложили всем ее членам и сторонникам зарегистрироваться в судебных органах, а затем начали массовые аресты. Одновременно в целях полной дискредитации партии власти приступили к организации постыдных телевизионных "шоу", во время которых заставили некоторых лиц из числа своих жертв, подвергшихся физическим и морально-психологическим пыткам, выступить с признанием их мнимой "шпионской деятельности", а также с грубыми искажениями истории Туде и ирано-советских отношений. Многие активисты партии были преданы смертной казни.

Расправа с левыми силами ознаменовала важный поворот не только во внутренней, но и во внешней политике исламского режима, приступившего к укреплению ослабленных в результате революции торгово-экономических и политических связей с империалистическими державами и развернувшего кампанию клеветы на Советский Союз. В стране открыто утвердился курс на капиталистический путь развития, который ранее тщательно маскировался исламско-популистскими лозунгами. В социальной политике мелкобуржуазного по классовой сути режима все более явно обозначались тенденции к сближению и с крупной немонополистической буржуазией.

Иранская революция 1978 - 1979 гг. отличается редкой в мировой революционной практике сложностью и противоречивостью своей внутренней структуры, обусловленной как своеобразием исторического развития страны, так и особенностями современной эпохи. Народная по движущим силам и методам борьбы, антимонархическая, антимонополистическая и антиимпериалистическая по основной своей направленности, буржуазно-демократическая по ближайшим назревшим задачам и конечным результатам (при определенных антикапиталистических тенденциях), она в то же время может быть названа исламской по руководящей роли духовенства, идеологии, набору лозунгов и организационной основе.

После победы февральского вооруженного восстания 1979 г., решившего основные проблемы антимонархической революционной борьбы (а тем самым антимонополистические и некоторые антиимпериалистические задачи), пришедшее к власти духовенство направило революцию в такое русло, в котором усилия по институционализации ее исламских организационных и идеологических форм могли бы определять главное содержание антиимпериалистического народного движения. Подобный поворот был вполне закономерным для этой социальной про-


29 Ibid.

стр. 57


слойки, оказавшейся в силу объективных исторических условий во главе революционной борьбы и преломлявшей общенациональные цели сквозь призму собственных корпоративных интересов.

При таком положении название "исламская революция" применительно к послефевральскому периоду приобретает вполне определенное, конкретное значение. Первоочередная цель пришедшего к власти шиитского духовенства состояла в установлении и упрочении теократического режима, исламской радикализации всей политической, общественной и семейной жизни граждан, утверждении "ветхозаветных" морально-этических идеалов и абстрактно-гуманистических целей в духе эгалитарных принципов ислама. В соответствии с этими целями руководящие деятели Исламской Республики не без оснований подразделяли указанный период на три этапа: первый - с момента утверждения духовенства у руля государственного правления в феврале 1979 г., второй - со дня отстранения от власти правительства Базаргана в ноябре того же года, третий - со времени смещения президента Банисадра в июне 1981 года. Кульминационным пунктом последнего из этих этапов была расправа с левыми силами в феврале-мае 1983 года.

Исторически уникальный иранский революционный феномен свидетельствует о способности религиозно-богословских сил не только возглавить и привести к победе всенародное антимонархическое и антиимпериалистическое движение, но и затем использовать плоды этой победы в целях закрепления своего политического руководства и утверждения своей государственной гегемонии в виде шиитской теократии. Сочетание иранским духовенством политического радикализма с социальным консерватизмом имеет свою первопричину в шахской политике ускоренной буржуазной модернизации страны, сказывавшейся отрицательно не только на материальном благополучии служителей культа, но и на степени их влияния среди широких масс населения и, следовательно, на самих основах их существования. Встав по необходимости на путь революционной борьбы (ибо в сложившихся условиях только с помощью радикальных мер можно было упрочить положение религии и ее адептов), духовенство и после победы антимонархического, антиимпериалистического движения продолжало в отдельных случаях использовать радикальные по форме методы и средства борьбы в своих социально-консервативных корпоративных целях.

Такой характер действий духовенства был обусловлен противоборством с либеральными (правыми и центристскими) силами, победа которых сразу же привела бы к утверждению откровенно буржуазной и прозападной ориентации правительственной политики. Именно это обстоятельство обеспечивало ему на первых порах широкую поддержку народа и в то же время способствовало известной дезориентации значительной части левых сил, не сумевших вовремя различить грань между революционными и псевдореволюционными методами, между антиимпериалистическим и псевдоантиимпериалистическим образом действий, между действительной заинтересованностью религиозных деятелей в сохранении связей с народом и имманентно присущей исламскому духовенству способностью демагогически манипулировать широкими массами с целью мистификации их социально-классового и политического сознания.

Какое же место занимает "исламская революция" в общем ходе развития революционного процесса в Иране? Однозначно определять весь период от февраля 1979-го по февраль- май 1983 г, как контрреволюционный было бы неточно и несколько преждевременно применительно к данному периоду. Этапы "исламской революции" - это, в сущности, ступени постепенно углублявшегося кризиса народной, антиимпериалистической революции января 1978 - февраля 1979 г., кризиса, составля-

стр. 58


ющего нисходящую линию развития революционного процесса в Иране, в которую он вступил сразу после февральской победы 1979 г., и достигшую своей крайней точки в феврале-мае 1983 г., когда в стране в результате расправы с левыми силами полностью установился авторитарный режим в форме исламской деспотии. Это, конечно, не значит, что хронологические рамки иранской революции следует обязательно выносить за пределы февральского вооруженного восстания 1979 года.

На первых двух этапах кризиса революционного процесса в Иране исламский режим основное острие своей репрессивной политики направлял не столько против оппозиционных левых организаций - сторонников углубления социального содержания народной, антиимпериалистической революции (отдельные их требования активно "перехватывались" духовенством), сколько против правых элементов в самой правящей группе, стремившихся "умерить" правительственную политику, с тем чтобы дать возможность мелкособственническим слоям (и затем немонополистическим кругам буржуазии) в полной мере воспользоваться плодами революционных завоеваний. Поскольку же основные противоречия между этими элементами и правящими религиозными кругами упирались в вопрос о форме государственного устройства, постольку установление открыто теократического режима обнажило его прямое социальное родство с повергнутой гражданской властью, возглавлявшейся Базарганом и затем Банисадром. И это понятно, ибо в основе противоречий между этой властью и высшим духовенством лежали не столько классовые, сколько социально-групповые интересы. Последующий переход к расправе над левыми силами, составивший кульминацию третьего этапа кризиса революционного процесса в Иране, в политическом плане открыл путь буржуазной контрреволюции.

Зигзаги иранской революции задержали осуществление вековых чаяний трудящихся масс страны. Но идеи и традиции антимонархического и антиимпериалистического движения 1978 - 1979 гг., несомненно, будут вдохновлять ее подлинно революционные силы в их борьбе за демократию и социальный прогресс.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗИГЗАГИ-ИРАНСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. Л. Агаев, ЗИГЗАГИ ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗИГЗАГИ-ИРАНСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - С. Л. Агаев:

С. Л. Агаев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
850 просмотров рейтинг
22.08.2018 (2045 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЗИГЗАГИ ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android