Libmonster ID: RU-9128
Автор(ы) публикации: Д. Б. Айванов

Рассмотренная ранее концепция словека [10] будет оставаться незаконченной и неубедительной до тех пор, пока с ее позиций не будут рассмотрены отдельные разделы психофизиологии.

Рефлексы и свободное мышление. Нам известно, что значит мыслить, но только до тех пор, пока нас не попросят дать точное определение мышлению и тем более составить мыслительный алгоритм (сама возможность такого определения и тем более составления алгоритма отнюдь не очевидна). Однако есть такие действия, такое поведение человека, которое по общему мнению не является мышлением, но есть автоматизм или рефлекс. Мы отдергиваем руку от горячего предмета или другого источника боли, мы закрываем глаза при быстром приближении к нам предмета, мышцы ноги сокращаются при ударе молоточка под коленную чашечку и т.д. Существуют и весьма сложные рефлексы управления внутренними органами организма, ходьбы, различные другие, доведенные до автоматизма движения. Многие автоматизмы, прежде чем стать таковыми, были мыслительными процессами. Вспомните, как вы учились управлять автомобилем, кататься на велосипеде, читать, ходить, говорить. Как только рефлекс становиться рефлексом, его можно определить и алгоритмизировать, его можно также свести к функции нейронной сети нашего мозга. Но как быть с мышлением и процессом формирования условных рефлексов, не столь понятно.

Восприятие словека. Сенсорная система в рамках настоящей концепции рассматривается почти так же, как и сенсорная система в рамках традиционной психофизиологии. Можно сказать, что сенсорная система состоит из датчиков-сенсоров. Выделяют сле-

стр. 89

дующие сенсоры: глаза, уши, рецепторы вкуса, обоняния, запаха, температуры, боли, осязания, вегетативные рецепторы внутренней среды и внутренних органов. Данные рецепторы генерируют электрические сигналы, распространяющиеся и обрабатываемые нейронной сетью. Значительно сложнее обстоит дело с распознанием образов. Современная наука имеет хорошее представление о том, как количеству и частоте фотонов, падающих на колбочки и палочки, сопоставить сигналы, исходящие от них. Но как по таким сигналам распознать лицо человека, его эмоции, пол, возраст? Как по таким сигналам построить набор символов - слов, гештальтов, описывающих окружающую реальность?

Сегодня общепринятой считается детекторная модель восприятия. В соответствии с этой моделью каждому признаку воспринимаемого объекта соответствует возбуждение определенного нейрона. Можно уподобить нейроны символам - словам, описывающим воспринимаемый объект. Возбуждение одних можно уподобить безусловным рефлексам (например, возбуждение нейрона, отвечающего за конкретный цвет). Возбуждение других можно уподобить условным или выработанным в ходе обучения и мышления рефлексам (например, узнавание лица или местности). Таким образом, в концепции словека система восприятия преобразует внешние раздражители в набор символов - слов.

Память и научение словека. Что происходит в наших мозгах, когда мы пытаемся что-то вспомнить? Как показывают современные исследования, проведенные методами МЭГ и ЭЭГ, происходит активизация тех самых зон, где расположены нейроны-детекторы - символы-слова. Но что же рисует в нашем мозге посредством символов фильм-воспоминание? Это в рамках материалистической науки точно не установлено. Что мешает нам допустить, что нейроны-детекторы возбуждаются нашим духом (нематериальной субстанцией) через механизм квантово-механических случайностей, рассмотренный ранее [12]?

Давайте теперь подумаем, как мы вспоминаем то, что хотим вспомнить. Конечно, мы можем вспоминать объект по отдельным признакам: цвет, форма, текстура, размеры, запах. Но ведь мы вспоминаем не так. Мы вспоминаем объект, целиком маркируя его одним словом или рядом слов, после чего выработанный условный рефлекс воспоминания рисует нам объект. Встроенный в наше тело "компьютер" (мозг) упрощает процесс воспоминания для нашего духа. Пока наш дух связан с телом и пока мы находимся в обычном состоянии сознания, наши воспоминания проецируются на тело.

стр. 90

Именно поэтому так трудно, порой невозможно передать духовный, бестелесный опыт с помощью речи или символов, ориентированных на телесное восприятие.

Когда мы что-то запоминаем, с одной стороны, формируются условные рефлексы целостного, гештальтного воспроизведения объектов, с другой стороны, где-то сохраняются слова-символы, описывающие наш опыт. Но где хранятся эти слова? Как показывает опыт, при повреждении самых различных участков мозга воспоминание отдельного события практически никогда не теряется. Может теряться способность воспроизводить определенную модальность или модальности в кинотеатре нашего сознания, но не более того.

Сознание и функциональные состояния словека. Существуют разные определения того, что мы называем сознанием. Можно вслед за Н. Н. Даниловой [7] определить сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемую бессознательным процессам, например возникающим в вегетативной нервной системе, условным рефлексам, бессознательным способам обработки информации. Согласно П. В. Симонову сознание является совместным знанием: "Сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе других поколений" [9]. В случае предположения двухсоставной, телесно-духовной природы человека сознание логично определять как когнитивные процессы, происходящие в нашей душе.

В дополнение к сознанию существуют бессознательные когнитивные процессы. П. В. Симонов [9] выделяет три группы бессознательного: неосознаваемые процессы обработки информации - безусловные рефлексы, в том числе безусловные рефлексы обработки информации; подсознание - условные рефлексы, в том числе условные рефлексы обработки информации; сверхсознание, озарение, инсайт. Современная психофизиология достаточно убедительно показывает, что субстратом первых двух групп бессознательных процессов является центральная нервная система. Это положение можно принять в концепции словека. Все обстоит значительно сложнее с третьей группой бессознательных процессов. Совсем не понятно, как функционирует сверхсознание, что является его субстратом. Является ли сверхсознание частью нашего Я или чем-то внешнем, голосом извне, голосом свыше? Очевидно, что сверхсознание, как и сознание, обладает свободой воли и потому

стр. 91

не может быть сведено к принципиально реактивной нейронной реализации (если нейроны понимать как логические элементы). Если сверхсознание не осознается нами, то можно предполагать, что его субстратом являются внешние духовные сущности. Ниже в виде таблицы приведены характеристики различных когнитивных процессов словека.

Характеристики когнитивных процессов

Осознанность

Вид

Субстрат

Неосознанный

Безусловный рефлекс

Центральна нервная система

Неосознанный

Условный рефлекс

Центральна нервная система

Осознанный

Мышление - внутренний диалог

Душа

Неосознанный

Сверхсознание - озарение, инсайт

Внешний духовный мир

Другое определение сознания связанно со степенью бодрствования человека. Интересно, что в состоянии частичной потери сознания продолжают функционировать условные рефлексы. Однако результаты их действия не осознаются. В состоянии сна ментальные процессы не прекращаются и, хотя они перестают быть связанными с внешними раздражителями, тем не менее продолжают проецироваться на определенные области мозга. Особенно интересны данные, полученные в результате опроса людей, переживших состоянии клинической смерти [1, 2, 8]. Такие люди констатируют переживания, которые трудно, а подчас невозможно объяснить с позиций материалистической психологии. Например, они оказываются иногда способными описать события, происходившие в соседних помещениях или даже в более удаленных местах. Кроме состояний клинической смерти подобные факты фиксируются в ходе сеансов ЛСД терапии и холотропного дыхания по методике Станислава Грофа [3 - 6].

Широкое распространение получила предложенная И. П. Павловым и развитая Ф. Криком [12] прожекторная теория сознания. В рамках этой теории сознание определяется как совместная активация различных зон мозга в ходе ментальных процессов. В

стр. 92

рамках излагаемой нами концепции такая активация может рассматриваться как проекция на экран чувственного восприятия мыслей души.

Мышление и речь словека. Кора мозга человека в отличие от коры мозга животных содержит обширные области, ответственные за речь. Мышление и речь тесно связаны в концепции словека. Речь, с одной стороны, является инструментом коммуникации между душой и телом, с другой - способом мышления души. Речь как инструмент коммуникации рассматривалась ранее. Речь как инструмент мышления души не может рассматриваться в рамках психофизиологии, поскольку нематериальная душа, очевидно, не имеет материального мозгового субстрата.

Эмоции словека. Эмоции в современной нейропсихологии определяют как "особый вид психических процессов, которые выражают переживания человека, его отношения к окружающему миру и самому себе" [7]. Не существует общепризнанной и всеобъемлющей теории эмоций. Известно, что эмоции сопровождаются лицевой экспрессией, выделением особых химических веществ в организме, изменением частоты пульса, характеристик дыхания и т.д. Но являются ли эти факторы причинами, вызывающими эмоции, как считают многие ученые, или только проявлениями ментальных, духовных процессов, настраивающих организм на определенный способ функционирования и решение определенных задач? В концепции словека разумно придерживаться второй точки зрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука). Дух, душа, тело. Троицское слово. 2001.

2. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука). Религия и наука. Троицское слово. 2001.

3. Гроф С. Когда невозможное возможно. М., 2007.

4. Гроф С. Холотропное сознание. М., 2006.

5. Гроф С. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М., 2007.

6. Гроф С. За пределами мозга. М., 2005.

7. Данилова Н. Н. Психофизиология. М., 2000.

8. Ролингз М., Роуз С. За порогом смерти. Душа после смерти. СПб., 2003.

9. Симонов П. В. Сознание и мозг // Журн. высш. нервн. деят. 1993а. Т. 43. Вып. 2.

стр. 93

10. Ливанов Д. Б. Словек религиозной антропологии и современной нейропсихологии // Философские исследования. 2009. N 3 - 4.

11. Ливанов Д. Б. Случайные события в современном естествознании и их связь с религиозной концепцией духа и материи // Философские исследования. 2008. N 3 - 4.

12. Crick F., Koch Ch. Towards a neurobiological theory of consciousness // Seminar in the Neurosciences. 1990. Vol. 2. P. 263 - 275.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ-ВЗГЛЯД-НА-ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ-СЛОВЕКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. Б. Айванов, ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ СЛОВЕКА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ-ВЗГЛЯД-НА-ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ-СЛОВЕКА (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. Б. Айванов:

Д. Б. Айванов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1347 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3137 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ СЛОВЕКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android