Libmonster ID: RU-8414
Автор(ы) публикации: А. КУНИНА

(Деятельность ARA в 1918 - 1919 гг.)

Одним из важнейших последствий первой мировой войны было укрепление экономической мощи США, превращение их из страны-должника в страну-кредитора, тесно связанное с огромным расширением американской внешней торговли. К концу войны США по вывозу капитала заняли второе место после Англии, а в последующие годы перегнали Англию, заняв её место в качестве глазного мирового экспортёра капитала. До вступления США в войну вывоз капиталов из этой страты происходил в форме частных займов, предоставляемых американскими банкирами союзным странам, в первую очередь Англии и Франции, которые уже в 1915 г., истощив свои ресурсы, вынуждены были обратиться за кредитами для финансирования своих военных закупок в США. Но широким потоком американские капиталы потекли к союзникам только после вступления США в войну, в апреле 1917 г., когда американское (правительство непосредственно приступило к финансированию союзников путём предоставления им государственных военных займов.

Получив в общей сложности 10 338 млн. долл. американских займов1 , союзники на целый ряд лет оказались в сильнейшей финансовой зависимости от США. Непременное условие американских государственных займов заключалось в том, что расходовать их можно было только для закупки товаров в США2 . "Самая обычная вещь, - писал Ленин: - условием займа ставится расходование части его на покупку продуктов кредитующей страны, особенно на предметы вооружения, на суда и т. д... Вывоз капитала за границу становится средством поощрять вывоз товаров за границу"3 .

Таким образом, американские займы способствовали небывалому развитию внешней торговли США. Если до войны общая сум-


1 "Combined Annual Reports of the World War. Foreign Debt Commission". Waschington. 1927.

2 Fisk H. "The Inter-Allid Debts", p. 173. New York. 1924.

3 Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 123.

стр. 80

ма экспорта из США составляла 2166 млн. долларов, то к 1919 г. эта сумма увеличилась почти в 4 раза, достигнув 7920 млн.4 .

После окончания войны США постарались закрепить за собой завоёванные во время войны новые европейские рынки и обеспечить дальнейшее развитие своей внешней торговли. В этом были кровно заинтересованы широкие круги американских промышленников и аграриев. Основным препятствием на этом пути являлся контроль над закупкой и распределением продовольствия, сырья и тоннажа, установленный союзниками во время войны в процессе координирования их военных усилий. Этот контроль осуществлялся через целый ряд межсоюзных организаций, созданных ещё до вступления США в войну. Такого рода межсоюзные организации были созданы, в частности, для закупки пшеницы, мяса, жиров и других основных продуктов питания5 . Мощное объединение союзников, по своему усмотрению устанавливавшее цены на важнейшие статьи американского экспорта на мировом рынке, несомненно, нарушало интересы американских капиталистов6 .

10 августа 1917 г. в США была создана Продовольственная администрация (U. S. Food Administration), возглавлявшаяся Гувером. Эта организация получила широкие полномочия для осуществления единого государственного контроля над продовольственными ресурсами США и для установления гарантированных цен на сельскохозяйственные продукты; она должна была служить противовесом объединению союзников, покупателей американских товаров7 . После своего вступления в войну США сами приняли участие в межсоюзных организациях, однако завоевать в них ведущую роль им не удалось. Пока продолжалась война, США мирились с таким положением вещей, так как едва поспевали удовлетворять спрос на американские товары со стороны союзников. С окончанием же войны, когда этот спрос сократился, директор американской Продовольственной администрации Гувер начал забрасывать президента Вильсона требованиями о немедленном роспуске межсоюзных организаций8 . "Немыслимо, - писал он Вильсону 7 ноября, - чтобы покупатели наших товаров находились в большинстве и диктовали нам уровень цен и условия распределения... Мы должны продолжать действовать с полной независимостью в наших коммерческих отношениях со всеми нейтральными странами"9 .

Такова была также официальная установка министерства финансов. Министр финансов Гласс 22 ноября в инструкциях своему представителю в Европе, Кросби, писал: "Весьма важно, чтобы США сохранили, предельную свободу при распределении своих ресурсов. Я склонен согласиться с вашим заключением относительно ограничения функций межсоюзных органов и постепенного сокращения их деятельности и значения, и о сосредоточении всех важных переговоров и решений в Вашингтоне"10 .

Союзники, в первую очередь Англия, напротив, стремились продолжить деятельность существующих межсоюзных организаций и предлагали вместе с тем создать новые. Так, в середине ноября англичане предложили создать межсоюзную организацию по контролю над мировыми запасами пшеницы, 70% которой были сосредоточены в США. Гувер оценил это как попытку англичан в своих интересах осуществлять контроль над американскими ресурсами11 . В конце декабря союзники предложили увеличить права межсоюзного уполномоченного по масличным культурам в отношении распределения и фиксации цен. Американцы восприняли это как попытку союзников контролировать рынки сырья, так как все запасы масличных семян по этому плану должны были распределяться через союзного уполномоченного12 .

Союзники стремились закрепить за собой контроль над послевоенной европейской торговлей путём расширения функций контролируемого англичанами Союзного совета морской торговли (Allied Maritime Transport council)13 . Для того чтобы воспрепятствовать сосредоточению после-


4 "Statistical Abstract of the United States 1925", p. 434. Washington. 1926.

5 См. Surface F. "American Pork production in the World War", p. 43. Chicago-New York. 1926.

6 См. Surface F. "The Stabilization of the price of wheat during the War and the effect upon the returns to the producers", p. 7, 12. Washington. May 1925.

7 См. Surface F. "The Grain trade during the World War", p. 34. New York. 1928.

8 Первое письмо его с этим требованием датировано 24 октября 1918 года. ARA, р. 26 - 27. "Эти организации, - пишет в своём письме от 24 января к министру финансов США заместитель Гувера в Продовольственной администрации, Рикард, - были весьма полезны для координирования тоннажа, финансов и товаров ассоциированных стран, пока продолжалась война. В этот период политика этих организаций проводилась в полном соответствии с политикой США. Однако в результате перемирия установились совершенно новые взаимоотношения. Эти организации теперь представляют только интересы покупателей на американском рынке, и они имеют возможность в отношении некоторых товаров произвольно устанавливать цены на этом рынке" (Surface F. "American Pork production...", p. 116 - 119).

9 Из письма Гувера Вильсону от 7 ноября 1918 года. ARA, p. 33.

10 Papers Relating to the Foreign Relations of the United states. The Paris Peace Conference (FR PPC). Vol. II, p. 537, 729 - 731.

11 См. письмо Гувера Вильсону от 11 ноября 1918 года, ARA, p. 38 - 39.

12 См. письмо Дюранда Гуверу от 27 декабря 1918 года ARA, p. 124 - 126.

13 Temperley H. ed "A History of the Peace Conference of Paris". Vol. I, p. 294 - 295.

стр. 81

военной торговли в руках союзников, а также для того, чтобы получить в своё распоряжение неприятельский тоннаж, американцы (предупреждая действия союзников в этом направлении) в начале ноября предложили создать межсоюзную организацию но оказанию помощи разорённым странам Европы. Участие в этой организации должно было обусловливаться денежными и продовольственными ресурсами каждой страны14 , что обеспечивало руководящую роль США. Союзники, подхватив это предложение, потребовали, однако, участия в этой организации на равных началах. При этом они настаивали на том, чтобы организации было предоставлено решающее слово в отношения распределения и финансирования поставляемого продовольствия. Соглашаясь на назначение Гувера руководителем этой организации, союзники требовали, чтобы он отказался от своей должности директора американской Продовольственной администрации и действовал исключительно как уполномоченный союзной организации15 . Критикуя такой план создания межсоюзной организации, американцы указывали, что он "предполагает осуществление самого широкого контроля над мировыми запасами продовольствия для достижения политических и экономических целей союзников"16 . Подчёркивая, что союзники будут располагать только тем продовольствием, которое они по американским кредитам получат из США, американцы настаивали на единоличном контроле США, располагавших более чем 60% мирового запаса продовольствия.

Вместе с тем представители США не хотели слишком обострять отношения с союзниками. "Главная проблема заключается в трудности составления такого плана, - писал 27 ноября президенту Вильсону ближайший его советник, полковник Хауз, - который не вызвал бы антагонизма союзников и особенно Великобритании, и в то же время давал бы возможность единоличного американского руководства при оказании "помощи" гражданскому населению Европы"17 .

Вопрос этот обсуждался в течение всего ноября 1918 г. и в первых числах декабря был поставлен на рассмотрение Лондонской конференции союзников, на которой последние продолжали настаивать на совместном контроле18 .

Во время этих споров американцы, не дожидаясь создания межсоюзной организации, начали поставки продовольствия через американскую Продовольственную администрацию, которая, по свидетельству Гувера, с момента окончания войны находилась в боевой готовности для развёрнутого наступления на европейские рынки. 17 ноября Гувер выехал в Европу для непосредственного руководства всеми операциями. О принятых мерах американцы информировали союзников пост-фактум. 16 декабря полковник Хауз сообщил министрам иностранных дел Англии, Франции и Италии, что ввиду критического положения с продовольствием в Европе президент Вильсон отдал распоряжение американской Продовольственной администрации начать поставки19 . "В связи с продолжающимися разногласиями с союзниками, - писал Гувер своему заместителю в Нью-Йорке, - мы предпринимаем оказание экстренной помощи независимо от союзников, предлагая им присоединиться к нам"20 . 16 же декабря Гувер сообщил президенту Вильсону, что первые двадцать судов с американским продовольствием отправлены через Гибралтар в Триест, Фиуме и другие порты Адриатического моря21 . Здесь создавались базы, откуда это продовольствие затем направлялось в Югославию, Австрию, Чехословакию и другие страны. Подобные базы организовались также в Ротердаме, Данциге и др.22 .

Для руководства распределением продовольствия на местах Продовольственная администрация послала во все страны, получавшие американские поставки, специальные миссии, представлявшие собой филиалы Продовольственной администрации на местах. Такие миссии были направлены в Югославию, Польшу, Австрию, Румынию, скандинавские страны23 . Впоследствии эти миссии перешли в ведение ARA. Таким образом, можно считать, что деятельность США по оказанию "помощи" была начата задолго до образования ARA, через возглавлявшуюся Гувером Продовольственную администрацию.

Между тем союзники, испугавшись, что американцы заберут всё дело в свои руки, поспешили организовать Межсоюзный совет по оказанию "помощи" (Supreme Unter - Allied Council of Supply and Relief) по американскому плану. В эту организацию, созданную 3 января, вошли по два представителя от каждого из союзников: лорд Рединг и сэр Бил от Англии, Клементель и Вильгрен от Франции, Креспи и Аттолико от Италии, Гувер и Дейвис от США. Во главе организации, по настоянию американцев, был поставлен Гувер в качестве генерального директора по оказанию "помощи"24 . Однако, будучи лишена самостоятельных полномочий, эта организация была вынуждена по всем вопросам обращаться к другим союзным организациям. Деятельность её в связи с этим была весьма мало эффективной.


14 См. письмо Гувера Вильсону от 7 ноября 1918 г. ARA, p. 32 - 33; FR PPC. Vol. II, p. 729 - 731.

15 См. Меморандум союзников, представленный на Лондонской конференции 3 декабря 1918 г. ARA, p. 86 - 90.

16 См. анализ плана союзников, представленный Гувером 16 декабря 1918 года. ARA, p. 92 - 95.

17 Архив полковника Хауза. Т. IV, стр. 185; см. также ARA, p. 60 - 63; FR PPC. Vol. II, p. 636 - 639.

18 ARA, p. 86 - 90; FR PPC. Vol. II, p. 654 - 658.

19 ARA, p. 92.

20 Ibidem, p. 96.

21 Ibidem, p. 97 - 98, 108.

22 Ibidem, p. 114 - 115.

23 Ibidem, p. 106 - 107, 110 - 113, 174 - 175, 200 - 201.

24 Ibidem, p. 80 - 82, 142.

стр. 82

Одновременно Гувер продолжал оставаться и руководителем американской Продовольственной администрации, которая, несмотря на создание союзной организации, сохраняла самостоятельность действий. "Предпочтительно, - писал Гувер 2 февраля представителям ARA в Югославии, - чтобы вы отдавали распоряжения и договаривались о местными властями сами, не обращаясь за разрешением в Париж или к отдельным союзным правительствам, так как вы можете быть уверены, что народ умрёт с голоду прежде, чем эти разрешения пройдут через все 28 департаментов союзников. Если же впоследствии в одном из этих департаментов возникнут какие-либо возражения против принятых мер, то, во всяком случае, эти меры будут осуществляться в течение нескольких месяцев, прежде чем эти возражения в свою очередь пройдут через все 28 департаментов"25 .

Эта самостоятельность действий американцев была узаконена в связи с созданием 25 февраля, независимо от союзной организации, отдельной, возглавляемой Гувером Американской администрации по оказанию "помощи" (ARA), которая заменила собой расформированную к этому времени Продовольственную администрацию26 .

Организация США так называемой "помощи" Европе, которая американцами афишировалась как дело величайшей гуманности и человеколюбия, являлась, по существу, со стороны США основным, наиболее эффективным методом борьбы за расширение своего влияния в Европе. Влияние это осуществлялось по следующим основным направлениям: борьба за рынки сбыта для излишков сельскохозяйственной продукции США; распоряжение кредитами, полученными европейскими странами от США; борьба за сырьевые ресурсы Европы (уголь, нефть и т. д.); осуществление контроля над железнодорожными коммуникациями и речным транспортом.

*

Наступившее внезапно перемирие грозило прекратить поток поставок из США, приносивших огромные прибыли американским капиталистам. В первую очередь должны были пострадать интересы фермерских кругов Южных и Западных штатов. Фермеры этих штатов накопили большие излишки сельскохозяйственных продуктов, рассчитывая продать их союзникам по гарантированным правительством ценам27 . Избалованные этими ценами, они не хотели бросить свои товары на внутренний рынок по ценам, гораздо более низким. В то же время с прекращением военных действий союзники стали всё чаще обращаться за продовольствием в страны Южной Америки, где цены были значительно нижа цен, установленных в США28 . В некоторых случаях они даже прибегали к аннулированию своих заказав в США.

Весьма характерным в этом отношении шляется паническое письмо главы американской Продовольственной администрации Гувера Вильсону от 8 января 1919 г., в котором сообщалось об аннулировании Англией заказов на 140 млн. фунтов свинины, что, по утверждению Гувера, грозило разорением для фермерских кругов и финансировавших их банков29 . Заменявшие Гувера в качестве руководителей американской Продовольственной администрации в Вашингтоне Кранстон и Уитмарш 12 февраля сообщили Гуверу о требовании всех хлопководческих штатов возобновить свободный экспорт хлопкового масла. В этом они видели единственное средство спасти от разорения плантаторов, фермеров, представителей промышленности по переработке хлопкового семени и др.30 . Гувер в качестве генерального директора по оказанию "помощи" откликнулся на это требование, предлагая использовать хлопковое масло для оказания "помощи" голодавшим странам Европы, особенно остро нуждавшимся в жирах31 . Таким же образом представители американской Продовольственной администрации пытались избавиться от излишков ржи путём оказания "помощи" Финляндии и т. д.32 .

Тот самый Гувер, который во всех своих официальных заявлениях и выступлениях проливал крокодиловы слёзы о страждущих народах Европы и о святом долге американского народа оказать им помощь в ущерб своим собственным интересам, в своей деловой переписке вполне откровенно раскрывал сущность американской кампании по оказанию "помощи": "Вся эта кампания ведётся с целью освободить зерновую корпорацию от огромных запасов, накопленных ею, и поэтому мы хотим протолкнуть продажу этих запасов любыми путями"33 .

Такая политика оказания помощи всецело поддерживалась президентом Вильсоном, который 9 января в письме министру финансов Глассу требовал его содействия в деле "распределения излишков нашей продовольственной продукции с тем, чтобы предотвратить потери со стороны наших производителей"34 .


25 ARA, p. 225.

26 Bane S. and Lutz R., ed. "The Blockade of Germany, after the Armistice 1918 - 1919", p. 838.

27 См. статью Гувера, приведённую в ARA, p. 20.

28 См. статью Гувера в журнале "Кольер" от 28 ноября и 5 декабря 1942 г., приведённую в ARA, p. 20.

29 См. Baker R. "Woodrow Wilson and World settlement", vol. III, p. 326 - 327. New York. 1923.

30 ARA, p. 112.

31 Ibidem, p. 44.

32 Письмо Гувера к Флешу от 6 февраля 1919 года. ARA, p. 230 - 232.

33 Письмо Гувера к представителю американской Продовольственной администрации в Лондоне Флешу от 6 февраля 1919 года. ARA, p. 230 - 232; письмо к Маккормику, председателю военно-торгового совета США, от 18 февраля. ARA, p. 123 - 130. и др.

34 ARA, p. 170 - 171.

стр. 83

Разорённая войной Европа в первую очередь нуждалась именно в тех товарах, которые США желали поскорее сбыть с рук. Однако вывозу этих товаров на европейские рынки препятствовала прежде всего союзная блокада побеждённых держав.

По настоянию союзников и вопреки сопротивлению США, условия перемирия предусматривали сохранение союзной блокады и после прекращения военных действий. Союзники при этом хотели использовать блокаду в целях политического давления на Германию и укрепления своих экономических позиций в нейтральных странах35 . Вместе с тем, как и в годы, предшествовавшие вступлению США в войну, послевоенная блокада была направлена также и против США. "Я убеждён, - писал представитель американского военно-торгового совета Андерсон бывшему руководителю совета и эксперту по экономическим вопросам на Парижской конференции Вансу Маккормику, - что истинной причиной (блокады) является желание некоторых элементов во Франции и Англии, чья политика, видимо, превалирует в условиях перемирия, разорить Германию, ущемить интересы нейтралов, построить стену протекционизма вокруг французской и английской промышленности и ограничивать рынок для американских товаров до тех пор, пока их собственные нужда не будут удовлетворены"36 .

Последнее предположение подтверждалось фактами. Гувер в письме к Маккормику от 28 февраля сообщал, что в соответствии с существующим соглашением о блокаде Швейцария и Дания могут закупить пшеницу, только получив разрешение от контролёра блокады по пшенице в Лондоне, что, по утверждению Гувера, ущемляло интересы США37 . Другой пример: 5 мая Маккормик сообщал верховному экономическому совету, что Франция, которая на протяжении нескольких месяцев боролась против снятия блокады с Германии, сама переправляла в Германию через Эльзас-Лотарингию вагоны, гружённые хлопчатобумажными тканями38 .

Подобные факты отмечались также представителями нейтральных стран. Шведская газета, "Nya Dagligt Allehanda" в номерах от 27 и 28 ноября 1918 г. отмечала, что Англия использует блокаду для установления контроля над шведской торговлей39 .

Борьба американцев за снятие блокады занизила значительное место в переговорах на Парижской "мирной" конференции. Эта борьба была сосредоточена не в Верховном совете, а на заседаниях экономических органов конференции: Верховного экономического совета, Верховного совета по блокаде и в Межсоюзном совете по оказанию "помощи". Союзники на первых порах упорно отказывались от какого бы то ни было смягчения блокады, настаивая на ней как на средстве заставить Германию принять условия мира.

Не ограничившись дискуссиями, американцы ещё до официального создания ARA начали пользоваться предлогом оказания "помощи" нейтральным странам для обхода блокады. Представители американской Продовольственной администрации, действуя под покровительством неповоротливого Межсоюзного совета по оказанию "помощи", проникали туда, куда не могли в условиях блокады проникать представители частных фирм.

Гувер подчёркивал, что необходимость правительственной помощи диктуется "существующими ограничениями торговли посредством блокады, цензуры, финансовых ограничений, при которых частные предприниматели совершенно не в состоянии брать на себя риск частной торговли зерном с Европой. В связи с условиями перемирия лоток наших товаров в значительной степени приостановлен, что привело к созданию весьма угрожающего положения в стране"40 .

США стремились также проникнуть на германский рынок, требуя выполнения статьи 19-й условий перемирия, предусматривавшей поставку продовольствия в Германию, при условии предоставления союзникам для его перевозки германского флота41 . Выполнение этой статьи задерживалось вследствие саботирования всех предпринимаемых мероприятий Францией и вследствие нежелания самих немцев передать свой торговый флот союзникам42 .

Французы во что бы то ни стало стремились сохранить блокаду в качестве орудия давления на Германию43 . Они опасались также, что оплата продовольственных по-


35 FR PPC. Vol. II, p. 730 - 731.

36 Bane S. and Lutz R., ed. Op. cit., p. 30. 77.

37 Ibidem, p. 163.

38 Ibidem, p. 432.

39 Ibidem, p. 643; см. также p. 113 - 115.

40 Из письма Гувера в Продовольственную администрацию от 11 февраля 1919 г. (ARA, p. 237 - 239).

41 "Со многих сторон, главным образом со стороны США, - записал в своём дневнике 14 января Ванс Маккормик, - выдвигаются усиленные требования о снятии блокады с Германии. Bane S. and Lutz R., ed. Op. cit., p. 39 - 40.

42 См. обсуждение этого вопроса на конференциях в Треве (14 - 17 января), Сна (4 - 5 марта) и Брюсселе (13 - 14 марта). Ibidem, p. 41 - 43, 184 - 188, 245 - 256. Интересно отметить, что США пытались воспользоваться ARA как предлогом для получения под свой контроль германского торгового флота, противопоставляя ARA контролируемому англичанами Союзному совету морской торговли. США хотели использовать его как для перевозки своих товаров, так и для возвращения на родину из Европы американских войск и вооружения. Ibidem, p. 60 - 63; FR PPC, Vol. II, p. 730.

43 В частности, французы пытались использовать поставку продовольствия в Баварию через Эльзас-Лотарингию, минуя центральное германское правительство, в целях осуществления своих планов расчленения Германии. Ibidem, p. 292 - 304, 463 - 475.

стр. 84

ставок будет произведена Германией из репарационных фондов и это может отразиться на количестве репараций, следуемых Франции. Вот почему французы противодействовали воем попыткам американцев провести в жизнь статью 19-ю44 .

Чтобы обойти возражения французов, Гувер 22 декабря предложил союзникам такой план снабжения Германии, при котором Германия получала бы продовольствие на основании системы клиринга (в обмен на германский уголь) из нейтральных стран, снабжаемых союзниками за наличный расчёт45 . Таким образом, можно было снабжать Германию, не прибегая к германскому золоту. По этому плану, достигались бы сразу две цели: снятие блокады с нейтральных стран и открытие германского рынка.

Однако этот план, как и все другие выдвигавшиеся США планы финансирования продовольственных поставок, был отвергнут французами. Последние хотели заставить США согласиться на предоставление Германии займа для этой цели46 . Англия не менее США была заинтересована в торговле с Германией, но так как осуществление блокады находилось главным образом в её руках, ей удавалось обходить блокаду, не прибегая к санкции союзников.

Борьба вокруг этого вопроса продолжалась на протяжении всей конференция. Чем ближе подходил срок вручения мирного договора Германии, тем упорнее становились французы, которые всё же побаивались, что Германия не подпишет договора и возобновит военные действия. Вместо снятия блокады они, наоборот, предлагали ещё большее усиление её для более эффективного давления на Германию. После того как в июне немцы потопили свой военный флот в Скапа Флоу, Клемансо стал совершенно неумолим в этом вопросе47 .

Несмотря на все усилия американцев, блокада с Германии была снята только после подписания мирного договора - 12 июля 1919 года48 . Тем не менее США удалось проникнуть на германский рынок задолго до снятия блокады, главным образом через посредство ARA. В течение около года (с 1 декабря 1918 года по 31 августа 1919) в Германию было ввезено продовольствия и предметов одежды на общую сумму 282 млн. долл., из которых 158 млн. приходилось на долю США49 .

*

После окончания войны американское казначейство с большой осторожностью подошло к вопросу о дальнейшем предоставлении займов странам Европы50 . Американские финансисты сомневались в кредитоспособности этих стран и опасались за судьбы своих кредитов. Они предпочитали иную форму вывоза капитала: помещение его непосредственно в промышленность европейских стран. Вместе с тем они хотели вернуться к обычным формам финансирования со стороны банков, без вмешательства правительства. Кроме того закон о государственных военных займах предусматривал предоставление их лишь для военных целей. Нарушением этого условия правительство могло навлечь на себя нападки со стороны оппозиционных элементов.

Однако наряду с этим казначейство сознавало необходимость продолжения государственных займов в целях поощрения американского экспорта. "Поставки за счёт наших кредитов, - указывал министр финансов Макаду, - помогут нам найти рынки для наших товаров"51 .

Большой нажим на казначейство оказывали американские аграрии. Без государственных кредитов они не могли продать свои излишки продовольствия ни разорённым войной государствам Европы, ни союзникам, ставившим условием своих закупок в США получение крупных американских займов52 . Правительство разрешило дальнейшее предоставление кредитов союзникам (хотя это противоречило существующему в США законодательству о государственных военных займах) под тем предлогом, что пака не был подписан мирный договор с Германией, США официально продолжали находиться в состоянии войны53 .

США стремились извлечь - максимальную выгоду из этих послевоенных займов. Крупный финансист Бернард Барух, являвшийся финансовым экспертом американской делегации на Парижской "мирной" конференции 1919 г., в своём письме к Вильсону от 7 мая54 требовал, чтобы США оговаривали предоставление послевоенных займов известными условиями, а именно: установлением принципа, "равных возможностей" в торговле, отменой преференциальных торговых договоров и других торговых дискриминаций; учреждением контрольных финансовых органов в странах, получающих займы; установлением обоюдной гарантии правительства и тех банков страны, получающей заём, через которые будут проходить финансовые операции по займу (при такой перестраховке риск от возможной некредитоспособности получающей заём страны сводился к минимуму)55 ; все займы


44 Bane S. and Lutz R., ed. Op. cit., p. 173 - 174.

45 Surface F. "American Pork production in fire World War", p. 84 - 85.

46 Bane S. and Lutz R., ed. Op. cit., p. 76 - 78, 111, 200 - 221.

47 Ibidem, p. 547.

48 Ibidem, p. 549, 795.

49 Ibidem, p. 566, 570.

50 ARA, p. 205 - 208.

51 См. его письмо к своему представителю в Европе, Кросби, от 22 ноября FR PPC. Vol. II, p. 535; ARA, p. 160 - 161.

52 ARA, p. 161 - 162; Surface F. "American Pork production in the World War", p. 107 - 112.

53 Fisk H. "The Inter-Allied debts", p. 184 - 186; ARA, p. 208.

54 Baker K. "Woodrow Wilson and World Settlement". Vol. III, p. 347 - 351.

55 Весной 1919 г. президент крупнейшего ньюйоркского банка Вандерлип предлагал предоставить всей Европе в целом единый американский заём, гарантиро-

стр. 85

должны расходоваться на покупку товаров в США.

Помимо продолжения военных займов союзникам правительство США предоставляло специальные займы для оказания "помощи" нуждавшимся в американских Продуктах странам Европы. Сперва эти займы предоставлялись каждой стране в отдельности: заём Югославии - на 35 млн. долл., Румынии - на 5 млн. долл., Чехословакии - на 10 млн. долл. и др.56 . 25 февраля 1919 г. был проведён закон о специальном займе на 100 млн. долл. для финансирования всех стран, получающих "помощь" США. Этот же закон предусматривал создание Американской администрации по оказанию "помощи" (ARA) для контроля над расходованием займа57 .

Специальный заём, как и предыдущие, предоставлялся на весьма выгодных для США условиях. Он должен был целиком расходоваться на закупку американских товаров по устанавливавшимся ARA ценам, причём ARA присвоила себе право контроля над расходованием американских кредитов и размещением поступавших в страну товаров. Происходило это следующим образом: правительство Югославии, например, получив заём от американского казначейства, переводило его на счёт ARA, которая затем продавала продовольствие югославскому правительству по высоким ценам военного временя, сохраняя за собой право контроля над распределением товаров внутри страны58 . ARA. будет требовать заключения договора с правительствами, получающими американские займы, писал Гувер в инструктивном письме от 2 февраля своему представителю в Югославии Грегори, всё поставляемое ARA продовольствие будет оплачиваться из этих займов "по таким ценам и на таких условиях, какие мы установим, без дополнительного обсуждения"59 .

Зависимость европейских стран от американских кредитов США использовали для оказания политического давления на эти страны. В письме к американской делегации на мирной конференции от 19 февраля Гувер требовал, чтоб "Италия была поставлена в известность о том, что все её кредиты из США будут немедленно прекращены, если она не будет согласна получать указания США в отношении всех вопросов, связанных с блокадой и с управлением портов и железных дорог в Триесте"60 . Представитель ARA в Триесте, Грегори, в письме Гуверу от 14 февраля указывал, что Италию можно заставить согласиться да интернационализацию Фиуме и Триеста, пригрозив ей прекращением предоставленного ей США займа на 75 млн. долларов61 .

Но деятельность ARA не ограничилась распоряжением займами, предоставленными США европейским странам. На основании решения федерального резервного бюро (центральный финансовый орган США) от 22 апреля 1919 г., ARA превращалась в своего рода расчётно-финансовый центр, через который должны были проходить валютные операции американских банков и торговых и промышленных компаний с Польшей, Финляндией, Румынией, Чехословакией и другими странами, получавшими продовольственную "помощь" через ARA. Механика этого процесса сводилась к следующему. Все американские байки и компании, ведшие финансовые операции с той или иной европейской фирмой или банком, переводили все следовавшие этой фирме суммы на счёт ньюйоркского отделения ARA. Последнее сообщало об этом Гуверу в Париж. Гувер в свою очередь продавал на соответствующую сумму продовольствие той стране, в которой находилась данная фирма, а вырученные деньги в местной валюте передавал этой фирме62 . Таким образом, достигалась двоякая цель: во-первых, американские доллары не покидали пределов США, все же операции ARA с продовольствием в Европе проводились в местной валюте; во-вторых, ARA, получая в своё распоряжение долларовые вклады банков, имела дополнительные средства для закупки продовольствия. Этот процесс был распространен впоследствии на валютные операции с Германией.

*

Вразрез с неоднократными заявлениями президента Вильсона о необходимости уважать суверенитет малых стран представители ARA пользовались зависимостью европейских стран от американских поставок для непосредственного вмешательства в их внутреннюю экономическую жизнь.

Под прикрытием деятельности ARA США пытались захватить контроль над основными сырьевыми ресурсами Европы, в первую очередь над углем. Подробно изучив положение с добычей угля в Европе63 , американцы, подчёркивая острую нужду европейских стран в угле, добивались у союзников сосредоточения контроля над всей европейской добычей угля в руках ARA. Имелось в виду, чтобы представители ARA в угольных районах наряду с распределением продовольствия (и пользуясь этим продовольствием для уве-


ванный одновременно всеми европейскими правительствами. Bass G. and Moulton H. "America and the Balance sheet of Europe", p. 300 - 302. New York. 1921. Маультон Г. и Позвольский Л. "Военные долги", стр. 265. Соцэкгиз. 1933.

56 ARA, p. 98 - 99, 134 - 135, 170 - 171. 221 - 226.

57 См. письмо Гувера Вильсону от 25 января. ARA, p. 211 - 213.

58 Ibidem, p. 109 - 110.

59 Ibidem, p. 221 - 226.

60 Ibidem, p. 260.

61 ARA, p. 242 - 243.

62 Ibidem, p. 416 - 417.

63 6 мая Кози, американский представитель в межсоюзной железнодорожной комиссии, в своём письме к представителю США в отделе коммуникаций Верховного экономического совета Атвуду даёт подробные статистические данные о добыче и потреблении угля в Европе. ARA, p. 461 - 468.

стр. 86

личения своего престижа среди местного населения) осуществляли и контроль над добычей угля64 .

По решению Верховного экономического совета, органа Парижской "мирной" конференции, от 28 апреля, Гуверу в качестве главного директора по оказанию "помощи" было поручено руководство над добычей и распределением угля по всей территории бывшей Австро-Венгерской империи и Польши с целью устранения острого топливного кризиса в Европе65 . Однако союзники, чтобы избежать единоличного контроля со стороны американцев, внесли оговорку в это решение, по которой Гувер должен был действовать не через свою организацию ARA, а через Межсоюзную железнодорожную комиссию, подчинённую Отделу коммуникаций Верховного экономического совета.

Руководство филиалами этой комиссии в разных странах было распределено между отдельными союзниками. Так, филиал комиссии в Польше находился под руководством англичан, на территории бывшей Австро-Венгрии - под руководством итальянцев, в Чехословакии и Югославии - под руководством американцев66 . Тем не менее американцам всё же удалось в значительной степени сосредоточить контроль в своих руках прежде всего вследствие того, что во главе Межсоюзной железнодорожной комиссии стоял американец, представитель ARA, Кози.

"Со строго юридической точки зрения, - писал представитель США в Отделе коммуникаций Верховного экономического совета в письме к Кози от 5 мая 1919 г., - весь угольный вопрос, поскольку это касается распределения угля, по всей территории бывшей австрийской империи подчинён Вам. Это, конечно, включает и часть нынешней Польши"67 .

Конечная цель американцев заключалась в том, чтобы установить единый контроль над добычей и распределением угля по всей Европе, не считаясь с государственными границами, создав своего рода гигантскую угольную монополию. Такой контроль над угольной промышленностью, в которую вместе с тем было наиболее выгодно помещать капитал, являлся самым верным средством подчинять США всю промышленность стран, получавших американскую "помощь".

"Необходимо установить единое руководство в угольном вопросе, независимо от государственных границ, - писал Кози в письме к Атвуду от 6 мая, - для того чтобы добиться восстановления экономики и промышленности в различных государствах"68 . Для достижения этой цели Гувер, начав свою деятельность по контролю над добычей и распределением угля через существовавшие межсоюзные органы, стремился, в обход резолюции Верховного экономического совета, сосредоточить этот контроль в руках отдельной, чисто американской организации.

2 мая в соответствии с предложением Гувера, выдвинутым им накануне на заседании американской делегации на Парижской конференции69 , была создана специальная межсоюзная комиссия по углю, деятельность которой распространялась на всю территорию бывшей Австро-Венгрии и Польши. Хотя эта комиссия действовала от имени всех союзных правительств, в состав её входили одни американцы. Возглавлялась она полковником Гудйером, представителем ARA, и подчинялась непосредственно Гуверу70 . Поскольку контроль над углем осуществлялся уже через филиалы Межсоюзной железнодорожной комиссия, угольной комиссии Гудйера пришлось на первых порах ограничить свою деятельность пределами Тешенского угольного бассейна, важной угольной базы Центральной Европы71 . Постепенно, однако, она распространяла свою деятельность всё шире и шире, перенимая функции разрозненных филиалов железнодорожной комиссии, занятых в первую очередь восстановлением железнодорожного транспорта Европы. В письме к Логану от 11 мая Гудйер указывал, что ввиду того, что Тешенский бассейн органически связан с Каттовицским и Домбровским угольными бассейнами в Верхней Силезии, он будет осуществлять контроль также и над этими районами, подчёркивая, что этот контроль должен продолжаться и после того, как они перейдут к Польше. "Я считаю весьма важным, - писал он в письме к Атвуду от 11 мая, - чтобы от Польши потребовали, чтобы она согласилась на официальный контроль незаинтересованных властей, предпочтительно американских, над добычей угля в Каттовицском бассейне ещё до того, как этот бассейн будет передан ей". "Контроль над Каттовицами, - подчёркивал он, - означает в очень значительной степени контроль над всей промышленностью Чехословакии, Австрии и" Венгрии"72 . Ознакомившись с этим письмом через Атвуда, Гувер 16 мая писал Гудйеру следующее: "Польское правительство сделает всё, что мы захотим. Однако, чтобы укрепить Ваше положение, я дал указание полковнику Гров договориться с польским правительством о том, чтобы Вам был предоставлен контроль не только над распределением, но и над добычей угля в Домбровском и Каттовицском бассейнах после того, как они окончательно перейдут к Польше"73 .

Не ограничиваясь этим, Гувер 1 июля на заседании американской делегации на Парижской конференции, указывая на то, что Верхняя Силезия является "наиболее важным источником угля для Центральной Европы", потребовал назначения "американского диктатора по углю..., кото-


64 ARA, p. 686.

65 Ibidem, p. 430.

66 Ibidem, p. 459 - 460.

67 Ibidem.

68 Ibidem, p. 461 - 468.

69 FP PPC vol. XI, p. 172.

70 ARA, p. 453 - 457.

71 Ibidem, p. 459 - 461.

72 Ibidem, p. 485.

73 Ibidem, p. 487.

стр. 87

рый осуществлял бы полный контроль над распределением угля из всего этого района"74 .

Начав с угля, американцы проникали во все поры хозяйственной жизни Польши. Отмечая проникновение американского капитала в Польшу в 1919 г., Ленин писал: "Польша скупается агентами Америки. Нет ни одной фабрики, ни одного завода, ни одной отрасли промышленности, которые бы не были в кармане американцев"75 .

В качестве уполномоченного Верховного экономического совета по углю Гувер сумел добиться распространения деятельности комиссии Гудйера и на другие важнейшие угольные районы Европы: в Моравской Остраве (Чехословакия), в Кракове (Польша), в Граце (Австрия), в Лайбахе (Югославия) и др.76 . Такая широкая деятельность комиссии дала Гуверу повоя потребовать дальнейшего распространения американского контроля. Сообщая на заседании американской делегации на Парижской конференции 23 июля о низком уровне добычи угля и острой нужде Европы в топливе, он заявил: "Если бы мы имели полную диктатуру над всей угольной добычей Европы, эта добыча могла бы быть доведена до 500 млн. тонн"77 .

Американцы проявляли большой интерес также к украинской нефти. Об этом свидетельствует письмо Кози к Атвуду от 11 мая, в котором он сообщает об отправке нефтеналивного поезда на Украину в сопровождении представителей ARA, которые должны были на месте договориться о получении нефти78 . Другой поезд был отправлен за нефтью 20 июля79 .

*

Под предлогом необходимости улучшения железнодорожных перевозок американского продовольствия представители ARA прибегали к установлению контроля над железными дорогами в отдельных странах испытанному методу проникновения американского капитала на новые рынки.

Первая попытка в этом направлении была предпринята 25 февраля 1919 г. представителем ARA в Триесте капитаном Грегори, который, сославшись на то, что враждебные отношения между итальянскими и югославскими властями в Триесте препятствуют нормальному функционированию железнодорожного транспорта, потребовал установления американского контроля над железной дорогой, связывающей Триест со странами Центральной Европы80 . Однако эта попытка не увенчалась успехом ввиду упорного сопротивления со стороны итальянцев81 .

5 марта Гувер на заседании Верховного военного совета союзников на Парижской конференции отметил препятствия, которые железнодорожные власти на местах чинят свободному прохождению поставок ARA, и потребовал, чтобы в ведение ARA были переданы все главные железные дороги бывшей Австро-Венгрии, а контроль над ними был бы сосредоточен в руках одного человека - генерального директора по оказанию "помощи", т. е. самого Гувера.

Это предложение встретило единодушный отпор со стороны представителей союзников. Министр торговли Франции Клемантель потребовал, чтобы такой контроль осуществлялся не одним лицом, а специально созданной для этой цели железнодорожной секцией, которая вошла бы в состав Верховного экономического совета. Представитель Англии лорд Роберт Седиль в виде компромисса предложил, чтобы генеральный директор по оказанию "помощи" действовал в качестве уполномоченного этой железнодорожной секции82 . 7 марта Гувер на заседании американской делегации на конференции вновь выдвинул требование "контроля США над необходимым железнодорожным транспортом всех этих (т. е. получающих американскую "помощь". - А. К. ) стран и над справедливым распределением продовольствия. Такой план, - цинично добавил он, - приемлем только в связи с тем доверием, которое эти страны питают к США"83 .

Отмечая сопротивление союзников американскому плану, он указывал, что, например, сопротивление Италии можно преодолеть, пригрозив прекращением американских поставок в Италию. "Если Италия не поддержит американский план, - заявил он, - США заставят её голодать вместе с другими странами"84 .

Пред ложен из Гувера было поддержано министром иностранных дел США Лансингом, который в тот же день на заседании Верховного военного совета, несмотря на упорное сопротивление французов и итальянцев, добился назначения Гувера уполномоченным над всеми железными дорогами бывшей Австро-Венгрии85 .

Хотя в решении Верховного военного совета оговаривалось, что Гувер должен был действовать через Отдел коммуникаций Верховного экономического совета, он с первых же шагов своей деятельности на этом поприще добивался самостоятельности действий ARA, назначив того же 7 марта своим уполномоченным в Триесте представителя ARA полковника Райана86 . Положение не намного изменилось и после образования Межсоюзной железнодорожной комиссии 18 марта, так как по настоянию Гувера вся полнота власти была сосредоточена в руках её председателя, также представителя ARA, Кози87 .


74 FR PPC. Vol. XI, p. 260.

75 Ленин. Соч., т. XXIV, стр. 546.

76 ARA, p. 686.

77 FR PPC. Vol. XI, p. 338.

78 ARA, p. 482 - 483.

79 Ibidem, p. 643 - 644.

80 Ibidem, p. 289 - 302, 309.

81 Ibidem, p. 411 - 413.

82 FR PPC. Vol. IV, p. 193 - 212. ARA, p. 317 - 318.

83 Ibidem, Vol. XI, p. 103.

84 Ibidem, p. 104.

85 Ibidem, Vol. IV, p. 252 - 267. ARA, p. 319.

86 ARA, p. 320.

87 ARA. p. 352 - 353.

стр. 88

Однако я это положение не удовлетворило американцев, которые продолжали терпеть стеснения, в своей деятельности из-за политической розни между отдельными государствами, порождавшей всяческие препятствия в пересылке американского продовольствия из одной страны в другую.

20 июля Кози в письме к американскому представителю в Отделе коммуникаций Верховного экономического совета Атвуду требовал установления и в этих странах ничем не ограниченного контроля. "Я почти пришёл к выводу, - писал он, - что единственный способ справиться с создавшейся ситуацией в Центральной Европе - это применить военную диктатуру"88 .

Рассчитывая свергнуть советское правительство в России, американцы заранее строили планы о том, чтобы взять на откуп русские железные дороги. Так, в частности, имелось в виду подчинить контролю Межсоюзной железнодорожной комиссии железные дорога, соединяющие Польшу с Москвой. Кроме того американцы предполагали единолично управлять железной дорогой между Москвой и Петроградом89 .

США стремились воспользоваться также своим исключительным положением в качестве основного поставщика придунайских стран для того, чтобы играть руководящую роль в контроле над дунайским судоходством. В противовес военному контролю над Дунаем, осуществлявшемуся Союзным верховным командованием в Константинополе, представитель ARA полковник Логан в своём меморандуме от 23 апреля требовал, чтобы этот контроль был передан Верховному экономическому совету, а осуществлялся бы непосредственно генеральным директором по оказанию "помощи"90 . Это требование было поддержано Гувером, который в письме к министру торговля Франции Клемантелю от 13 мая, указывая на то, что осуществление контроля над Дунаем через три союзные контрольные зоны затрудняло нормальный торговый обмен между дунайскими странами, требовал сосредоточения единого контроля в руках ARA. Главная цель ARA в этом направлении, указывал Гувер, должна будет заключаться в том, чтобы устранить все экономические барьеры, препятствовавшие свободному движению товаров по всему протяжению реки91 .

Однако Гуверу не удалось добиться осуществления американских требований. 20 мая Верховный экономический совет принял решение о создании для контроля над дунайским судоходством Межсоюзной Дунайской комиссии во главе с английским адмиралом Трубриджем. США должны были участвовать в этой комиссии на равных основаниях с союзниками92 . Таким образом, дунайским странам был навязан коллективный контроль иностранных империалистов.

В письме к адмиралу Трубриджу от 22 мая Гувер, сообщая о назначении Джеймса в качестве американского представителя в Дунайской комиссии, подчёркивал, какое исключительное значение США придавали вопросу о судоходстве по Дунаю. "Нет более важной проблемы, стоящей в настоящее время перед ассоциированными правительствами, - писал он, - чем полное и немедленное открытие Дуная для неограниченного торгового судоходства. Мне кажется, что ни одна мера, предпринятая великими державами, не будет более способствовать восстановлению порядка по всей этой территории, чем полное открытие этой великой экономической артерии"93 .

В инструкции американскому представителю в Дунайской комиссии Джеймсу представитель ARA полковник Логан указывал на необходимость всеми возможными средствами добиваться скорейшего установления полной свободы навигации по Дунаю94 .

Впоследствии Джеймс, разрабатывая план интервенции для подавления советской власти в Венгрии, обосновывал необходимость этой интервенции для восстановления свободной торговли по Дунаю (!)95 .

В связи с отказом Конгресса ратифицировать мирные договоры американцы были вынуждены отозвать своего представителя из этой комиссия.

Американцы хотели также под видом установления связи между различными отделениями ARA, разбросанными по всей Европе, создать свою телефонную телеграфную сеть, охватывающую, всю Центральную Европу. Представители ARA приступили к осуществлению этого проекта с чисто американским размахом. Вся Европа разбивалась на шесть районов, возглавляемых районным уполномоченным ARA по телеграфу: Чехословакия, Австрия, Венгрия составляли один район с центром в Вене; Югославия и Северная Италия - другой район с центром в Триесте; Румыния и территория, расположенная к юго-востоку от неё, - третий с центром в Бухаресте; Польша - четвёртый с центром в Варшаве; Литва, Эстония и Латвия - пятый с центром в Либаве; Германия - шестой с центром в Гамбурге. Предполагалось, что созданная сеть будет сохранена и после того, как ARA прекратит своё существование. "Наша основная цель, - писал полковник Логан другому представителю ARA, Хаскелю, 23 мая, - сломить существующие барьеры, которые в настоящее время препятствуют нормальной связи между союзными странами... Если наши районные телеграфные уполномоченные сумеют повлиять на местные правительства в деле установления связи между различными странами, эта связь окажет нам большую помощь для достижения наших целей".


88 Ibidem, p. 643 - 644.

89 Ibidem, p. 552.

90 Ibidem, p. 420 - 423.

91 Ibidem, p. 492 - 493.

92 Ibidem, p. 504.

93 Ibidem, p. 508 - 509.

94 Ibidem, p. 504 - 508.

95 FR PPC Vol. XI, p. 312 - 322.

стр. 89

Не мешает добавить, что все эти мероприятия, представлявшие собой попытку прямого вмешательства во внутренние дела малых европейских стран со стороны ARA с целью облегчения американской торговли с этими странами, должны были проводиться за счёт самих европейских стран96 .

Значительный интерес представляют также факты о шпионской деятельности ARA. ARA, как известно, служила ширмой для широко разветвлённой разведывательной деятельности США в Европе. Мысль об использования ARA для этой цели принадлежала ближайшему советнику Вильсона, полковнику Хаузу, который считал, что участие в работе ARA - лучшая маскировка для высылаемых в Европу агентов.

"Я считаю, - писал он Лансингу 21 ноября 1918 г., - что никого не следует аккредитовать куда-либо в качестве представителей государственного департамента. Я предлагаю поэтому, чтобы каждому из них был выдан документ от Гувера, определяющий его в качестве члена Продовольственной администрации США, или какой-либо другой организации по оказанию "помощи", которая будет установлена"97 .

Сам Хауз возглавлял деятельность американских агентов98 . Главными помощниками его в этом деле являлись Гувер и другие руководящие деятели ARA. Среди американских разведчиков попадаются такие известные впоследствии имена, как посол США в Бельгии Гибсон, возглавлявший американский шпионаж по всей Центральной Европе; первый посол США в Советском Союзе Буллит; посол США в Японии Грью я столь известные нам братья Джон и Аллен Даллесы и др.99 .

*

Захват США ключевых экономических позиций в целом ряде европейских стран под предлогом оказания им "помощи" создавал предпосылку для распространения политического влияния США на эти страны, что осуществлялось с присущей для американского империализма агрессивностью. Чем слабее, чем беззащитнее была разорённая войной страна, тем наглее становились американцы, которые пользовались зависимостью этих стран от американской "помощи", чтобы навязать им свои политические условия. Беззастенчиво выступали представители ARA, передового отряда американского империализма, с требованием установления военной диктатуры в странах, получавших американскую "помощь". Выдвигая это требование, представитель ARA Кози в приведённом выше письме писал: "Одними убеждениями никогда не удастся заставить работать эти страны... Ничего, кроме политики "бронированного кулака", не повлияет на них"100 . Сущность этой политики "бронированного кулака", которая, в отличие от демагогических фраз Вильсона о национальном суверенитете, воплощала истинные устремления США, сводилась к установлению контролируемых американцами контрреволюционных правительств для борьбы с большевизмом по всей Европе. Представителей американского империализма страшило то обстоятельство, что большевизм из "чисто русского продукта" превращался "в грозную международную силу, расшатывающую самые основы мирового империализма"101 .

Панический страх звучит в многочисленных письмах Гувера руководителям американского правительства, в которых он исступлённо кричал о необходимости "уничтожить призрак большевизма.., который распространяется как зараза"102 .

Оказание продовольственной "помощи" через ARA рассматривалось главой американского правительства президентом Вильсоном как основное средство борьбы против большевизма, не уступавшее по своим последствиям воздействию вооружённой силы. "Продовольственная помощь является в настоящее время ключом ко всей европейской ситуации и к достижению мира, - писал он лидерам Конгресса 11 января 1919 г., требуя предоставления займов для финансирования продовольственной "помощи". - Большевизм постепенно продвигается на Запад, он охватил уже Польшу и отравляет Германию. Его нельзя остановить силой, но его можно остановить продовольствием"103 . "Продовольственная помощь, - вторил ему Гувер, - является в настоящее время единственным надёжным средством остановить поток большевизма"104 .

Посредством продовольственной "помощи" американцы рассчитывали укрепить контрреволюционное правительство Шейдемана в Германии. Вильсон на первом же заседании Верховного совета Парижской "мирной" конференции 12 января 1919 г. говорил о необходимости предоставить продовольствие Германии, "где в наших интересах поддерживать стабильное правительство"105 . Такой же точки зрения придерживался, кстати, и Ллойд-Джордж, подчёркивавший необходимость предоставления продовольствия Германии для предотвращения большевизма. "Если удастся сохранить порядок в Германии, - указывал он, - будет существовать водораздел между странами союзников и водами революции... Если же большевизм овладеет Германией и Испанией, кто сможет почувствовать себя в безопасности?"106 .

Функции передового отряда контрреволюции, погружённого орудием голода, взяла на себя ARA. Всюду, где под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции нарастало революционное движение, ARA оказывала ему противодействие, поддерживая займами и продовольствием


96 ARA. p. 509 - 512.

97 FR PPC, Vol. I, p. 199 - 201.

98 Ibidem, p. 202 - 205.

99 Ibidem, p. 194 - 196, 199, 201, 208 - 209.

100 ARA, p. 643 - 644.

101 Сталин. Соч., т. 4, стр. 243.

102 Заявление Гувера от 3 января 1919 года. ARA, p. 145. См. также ARA, p. 35 - 36.

103 Там же, стр. 176 - 177.

104 Там же, стр. 147. См. также стр. 50 - 53.

105 FR PPC. Vol. III. p. 516.

106 Ibidem. Vol. IV, p. 281.

стр. 90

угодные союзникам реакционные правительства. Так было не только в Германии, но и в Австрии, Венгрии, Чехословакии и других странах. "До сих пор в Вене большевиков удавалось держать под контролем (!), - писал Гувер своему заместителю 28 декабря 1918 г., - но... если город не будет обеспечен продовольствием, то невозможно будет поддерживать порядок"107 .

"Они душат революцию в Австрии, - говорил Ленин об англичанах и американках, - они играют роль жандармов... У них орудие простое - веревка голода. Вот чем они душат народ"108 .

Требуя организация интервенции против Советской Венгрии, американский представитель в Межсоюзной Дунайской комиссии Джеймс на заседании американской делегации 17 июля предлагал предварительно распространить среди населения листовки, в которых обещалась бы немедленная продовольственная помощь в случае подавления революции109 . Союзники, писал в связи с этим Ленин, дошли до такой наглости, что предлагают венгерскому правительству: "Мы вам дадим хлеб, а вы откажитесь от Советской власти"110 .

Но главные усилия ARA при осуществлении политики "бронированного кулака" были направлены на страны, непосредственно примыкавшие к Советской России, которая "превратилась в знаменосца мировой пролетарской революции"111 .

Убедившись в неудаче открытой интервенции против Советской России, союзники перешли, как известно, к новой, прикрытой форме вооружённого вмешательства112 , путём натравливания на Россию буржуазных правительств граничащих с ней государств. Эту же цель преследовала ARA. "Вся проблема построения защитной стены против наступления большевизма из России, - писал Гувер 19 февраля членам американской делегации, сосредоточивается вокруг поставки всё большего и большего количества продовольствия прилегающим к ней странам"113 . Подобная "защитная стена" планомерно создавалась ARA вдоль границ Советской России. ARA оказывала "помощь" Финляндии114 , прибалтийским странам115 , Польше. Посылая продовольственную комиссию в Польшу в декабре 1918 г., Гувер в инструкции руководителю комиссии Келлогу указывал, что при распределении продовольствия необходимо действовать через польское правительство, "чтобы укрепить его положение"116 . Келлог в своём сообщении из Варшавы 9 января 1919 г. указывал, что Польше необходимо доставлять не только продовольствие, но и вооружение, "чтобы удержать большевистские орды из России"117 .

Имеется интересный документ, составленный Алленом Даллесом, братом небезызвестного Джона Фостера Даллеса. В своём меморандуме от 30 декабря 1918 г. он подчерк кивал, что Литва и Польша являются "последней линией обороны между Германией, где всё больше увеличивалось влияние большевизма, и силами Ленина в России". Необходимо оказать помощь этим странам не только продовольственную, но и военную, указывал он, так как "падение последнего барьера между большевиками России и партией Либкнехта в Германии может привести к тому, что большевизм наводнит всю Западную Европу вплоть до союзных войск, расположенных на Рейне"118 .

"Помощь" была предоставлена также Румынии, которая получила специальный 5-миллионный заём от американского правительства для закупки продовольствия у ARA119 . Не забыты были также и Болгария и Турция120 .

Гувер строил расчёты также на то, чтобы распространить деятельность ARA на Россию, где посредством продовольственной "помощи" он мечтал водрузить знамя реакции. "Нашим лучшим орудием для восстановления правительства (угодного США. - А. К. ) и порядка в России, - писал Гувер Вильсону 27 октября 1918 г., - является помощь продовольствием и сырьём"121 .Наибольший авантюризм Гувер проявил тогда, когда решил при помощи комиссии остановить победоносное наступление Красной Армии против интервентов. 28 марта 1919 г. Гувер представил Вильсону свой план посылки продовольствия... ARA в Россию во главе с известным путешественником Фритьофом Нансеном. В качестве условия предоставления продовольствия ставилось прекращение наступления Красной Армии122 . То, что союзники ухватились за этот смехотворный план как за последнюю соломинку, свидетельствовало о том состоянии растерянности, в котором они оказались перед лицом победоносного наступления Красной Армии. Советское правительство своевременно разоблачило этот маневр, указав на истинную сущность его123 .


107 ARA, p. 128, 158 - 159.

108 Ленин. Соч., т. XXIII, стр. 315.

109 FR PPC. Vol. XI, p. 322.

110 Ленин. Соч., т. XXIV, стр. 412.

111 Сталин. Соч., т. 4, стр. 243.

112 Там же, стр. 246.

113 ARA, p. 255 - 260.

114 Финляндия нуждается в "помощи" "для предотвращения нового подъёма большевизма", - писал Гувер своему заместителю Риккарду 6 января 1919 года. ARA, p. 148. См. также FR PPC. Vol. XI, p. 241.

115 FR PPC. Vol. XI. p. 370 - 371, 398 - 399.

116 Письмо Гувера Келлогу от 23 декабря. ARA, p. 110 - 111.

117 ARA, p. 167.

118 FR PPC. Vol. II, p. 481 - 483.

119 ARA, p. 171, 128.

120 Ibidem, p. 188 - 189, 204.

121 Ibidem, p. 26 - 27.

122 Papers relating to the Foreign relations of the United States", p. 100 - 107, 108 - 109. Russia. 1919.

123 См. письмо Наркоминдела Нансену от 7 мая 1919 года. "Внешняя политика СССР". Т. I, стр. 279 - 281.

стр. 91

*

Изучение новых материалов о деятельности ARA в 1918 - 1919 гг. проливает, таким образом, яркий свет на ту роль, которую США играли в Европе после окончания первой мировой войны. Не как беспристрастный наблюдатель и не как благодетель участвовали США в решении судеб послевоенного мира, а как алчный хищник, который спешил поживиться на несчастье разорённой Европы. Понадеявшись на всемогущество доллара, США пытались уже тогда подчинить своему влиянию Европу и потушить повсюду пожар, зажжённый Великой Октябрьской социалистической революцией в России.

Как указывал Ленин, "идеализированная демократическая республика Вильсона оказалась на деле формой самого бешеного империализма, самого бесстыдного угнетения и удушения слабых и малых народов"124 .

Но несмотря на лихорадочную деятельность, предпринятую ARA, сила доллара не оказалась решающей. США не удалось занять то господствующее положение в Европе, на которое они рассчитывали. Помимо того, что они потерпели политическое поражение на Парижской конференции, экономические силы США были ещё недостаточны, чтобы вытеснить конкурентов США - Англию и Францию - с европейских рынков. Несмотря на все усилия ARA, союзники продолжали играть решающую роль на рынках Европы. Орудием их влияния оставались по-прежнему межсоюзные организации, которые не были распущены, несмотря на все попытки американцев в этом направлении, и всё шире развёртывали свою деятельность в противовес ARA.

ARA не стала той монопольной организацией по контролю над европейской торговлей, какой её хотели сделать США. В связи с этим к лету 1919 г. среди членов американской делегации всё настойчивее раздавались требования о роспуске ARA и создании иной, более влиятельной организации. Гувер неоднократно подчёркивал, что если в руках ARA не будет сосредоточен весь контроль над европейской торговлей, эту организацию следует распустить. "Или США должны иметь решающий голос, или мы должны предоставить европейцам самим устраивать свои дела"125 , - указывал он. Он требовал, чтобы вместо ARA США создали такую организацию, при помощи которой они могли бы контролировать весь импорт и экспорт США в Европу, а также оказывать политическое влияние на европейские страны126 . Он предлагал также создание международной экономической организации с центром в Вашингтоне127 .

Однако все эти планы повисли в воздухе, и ARA была в конце июля 1919 г. распущена. Несмотря на все попытки Гувера, она не была заменена другой организацией. США были вынуждены временно отказаться от открытого вмешательства в европейские дела.

*

Первая попытка колониального порабощения Европы империалистами США потерпела неудачу. Американским капиталистическим магнатам, нажившим новые миллиарды на империалистической бойне народов 1914 - 1918 гг., не удалось тогда купить за продовольствие и доллары независимость разорённых войной народов.

В настоящее время снова, как и 30 лет назад, но в гораздо более широких масштабах, империализм США пытается использовать послевоенные трудности европейских стран. Империалистическая реакция США намеревается установить с помощью долларов и продовольствия своё господство над Европой и миром, превратить все народы в данников американского капитала, подавить их демократическое движение.

Но уроки истории неопровержимо свидетельствуют о том неизбежном провале, на какой осуждены эти попытки. Они натолкнутся на всё более широкий и сплочённый демократический фронт свободолюбивых народов, возглавляемый Советским Союзом, защитником мира и демократии от империалистических замыслов и покушений реакционной буржуазии США.


124 Ленин. Соч., т. XXIII, стр. 292.

125 На заседании американской делегации 25 июля 1919 г. FR PPC. Vol. XI, p. 349.

126 Ibidem, p. 348.

127 ARA, p. 597 - 603.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ-ЭКСПАНСИИ-США-В-ЕВРОПЕ-ПОСЛЕ-ПЕРВОЙ-МИРОВОЙ-ВОЙНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Елена КоучКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kouch

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. КУНИНА, ИЗ ИСТОРИИ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ США В ЕВРОПЕ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ-ЭКСПАНСИИ-США-В-ЕВРОПЕ-ПОСЛЕ-ПЕРВОЙ-МИРОВОЙ-ВОЙНЫ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. КУНИНА:

А. КУНИНА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Елена Коуч
Arkhangelsk, Россия
1264 просмотров рейтинг
07.09.2015 (3148 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИЗ ИСТОРИИ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ США В ЕВРОПЕ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android