Libmonster ID: RU-8118

29-я школа ФОНО, Москва

В V и VI классах в 1938 - 1939 учебном году проходилась история древнего мира. На конкретном материале истории древнего Востока, Греции и Рима учащиеся должны были изучить историю античного общества - первую форму деления общества на классы - рабовладельцев и рабов.

Целевая установка по курсу истории древнего мира в V и VI классах - подвести учащихся к осознанию следующего высказывания Ленина: "Развитие всех человеческих обществ в течение тысячелетий во всех без из'ятия странах показывает нам общую закономерность, правильность, последовательность этого развития таким образом, что в начале мы имеем общество баз классов - первоначальное патриархальное, первобытное общество, в котором не было аристократов; затем - общество, основанное на рабстве, общество рабовладельческое... Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы. Первая группа владела не только всеми средствами производства - землей, орудиями, как бы примитивны они тогда ни были, но она владела также и людьми. Эта группа называлась рабовладельцами, а те, кто трудился и доставлял труд другим, назывались рабами"1 .

Изучая курс истории древнего мира, учащиеся должны ясно понять, что рабовладельческий строй, который является в современных условиях бессмыслицей, противоестественной глупостью, вполне закономерен в условиях разлагавшегося первобытно-общинного строя, "так как он означает шаг вперед в сравнении с первобытно-общинным строем"2 .

Изучение классовых противоречий рабовладельческого общества подводит учащихся к пониманию высказывания товарища Сталина на I Всесоюзном с'езде колхозников-ударников: "Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся. Но вместо них она поставила крепостников и крепостническую форму эксплоатации трудящихся"3 .

Работам мы без учебника. Шестые классы, уже имевшие навыки работы без учебника, с этим легко помирились, а вот ученики V классов, работавшие в прошлом году по учебнику А. В. Шестакова, были буквально в смятении: в начале учебного года и только постепенно привыкли довольствоваться краткой записью, которую мы делали в классе.

Кое-кому из учеников удалось раздобыть и использовать старые дореволюционные учебники Иванова по древней истории. Более широко использовалась учениками литература, предназначенная для детей, и, в частности, материалы из "Пионерской правды".

"Пионерская правда" вовремя дала статью Тюляева "Государство дравидов" и заметку "Как запомнишь китайские названия". Из "Пионерской правды" ребята подобрали множество вырезок по истории Греции: "Кто такой Гомер?", "Илиада", "Между Сциллой и Харибдой", "Битва, при Фермопилах" и ряд других. Там же учащиеся нашли материалы по история Рима: "Пиррова победа", "Ганнибал у ворот", "Театральные билеты в древнем Риме", "Римский календарь".

Подсобным материалом служили для нас также статьи из журнала "Пионер". Например "12 подвигов Геракла", "Понт Евксинский", "Парфенон". Для VI класса статья проф. Тарле в том же журнале - "Три войны" (Пунические войны).

Эта литература, заранее указывалась детям в классе, а после опроса урока ученики рассказывали о прочитанном материале. Например один ученик VI класса "В" сообщил классу интересные подробности о работе архитектора, проектировавшего Парфенон прямо на Акрополе колышками, рассказал вам тайну эффекта колонн Парфенона, стоящих не совсем ровно ж имеющих разную толщину именно для того, чтобы казаться одинаковыми. Учащиеся рассказывала о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея и т. д.


1 См. В. И. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 366.

2 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 104.

3 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 412. 11-е изд.

стр. 111

Эти самостоятельные выступления учащихся на уроке пробуждали у учеников интерес к внеклассному чтению.

Дети с большим вниманием отнеслись к выдержке из речи товарища Сталина на Пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 года и запомнили не только миф об Антее, но и смысл сталинского сравнения.

Значительную помощь в изучении истории древнего мира лам оказали радиопередачи о древней Индии, "Илиаде", "Одиссее" и т. д.

По истории древнего Востока мы использовали контурные карты Африки, Индия и Китая. А вот для Греции не смогли приспособить никакой контурной карты: слишком уж мелка на всех картах Греция. Карту Рима перевели из учебника по географии.

Так при помощи записей, внешкольной литературы, контурных карт мы восполняем недостаток, учебников.

Кроме того в зале у нас имеются постоянно висящая карта и сменная витрина иллюстраций и учебных пособий по проходимому курсу.

Курс истории древнего мира, как и всякий курс истории, дает богатейшие возможности воспитания в детях презрения к изменникам родины и симпатии к борьбе угнетенных против угнетателей. Говоря о завоеваниях Кира, преподаватель отмечает поведение вавилонских купцов, которым война мешала торговать. В рассказе детей звучит правильно понятая мысль - "вавилонские купцы были торгаши, которые не дорожили своей родиной, они думали: пусть скорей и нас завоюет Кир, тогда нам удобно будет торговать, - и открыли Киру ворота Вавилона. Так Кир без боя и без битвы занял Вавилон в 538 году до нашей эры".

В V классе мы говорили подробно о финикиянах. Говорили о путешествиях этих замечательных мореплавателей, об их торговле.

В истории древней Греции героическая защита Фермопил производит на ребят большое впечатление, недаром ребята запоминают надпись на памятнике, поставленном несколько лет спустя на этом месте:

"Путник, возвести Спарте,
Что мы лежим тут,
Верные своей родине".

Дети, негодуя, слушают рассказ об изменнике Алкивиаде, который перешел на сторону врага.

Из курса истории древнего мира дети получают представление о справедливых и несправедливых войнах.

Огромное воспитательное значение имело изучение восстаний в древнем мире. В отношении древней Греции этот вопрос мало освещен в литературе и поэтому не предусмотрен школьной программой. Между тем в сочинениях античных авторов Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Павсания имеются красочные и полные драматизма описания восстаний.

Бегство и восстание - вот два средства, которые имели в своем распоряжении рабы, чтобы избавиться от гнета, когда ярмо его становилось совершенно невыносимым. Восстание - это уже более высокая ступень борьбы против рабства, когда рабы имели возможность сговориться и действовать заодно.

Чтобы предупредить восстания рабов, рабовладельцы старались сделать более трудным общение рабов друг с другом, используя для этого главным образом национальные перегородка между рабами. Вот, например, совет философа Платона рабовладельцам: "Не иметь рабов одной и той же национальности, поскольку это возможно, иметь рабов, говорящих на разных языках, если только желательно, чтобы они лучше переносили рабство".

Но никакие преграды не могли задержать развития классовой борьбы, выступлений рабов, полных ненависти к своим угнетателям.

Тема "Восстание рабов в древней Греции" была пройдена в классе, а материал этой теми обработан совместно с проф. А. В. Мишулиным: для предполагаемой "Книги для чтения по истории древнего мира".

Изучение восстаний рабов, крестьянской бедноты и угнетенных народов в Римской республике проходилось в об'еме программы. Особое внимание было уделено великому восстанию рабов под руководством Спартака. В связи с изучением этой темы был выпущен и вывешен в зале бюллетень, посвященный Спартаку, включавший в себя серию детских рисунков, отображавших положение рабов, жизнь гладиаторов, восстание Спартака и плакаты - высказывания классиков марксизма-ленинизма:

Маркс о Спартаке. "Спартак является самым лучшим; человеком: всей древней истории. Крупный полководец (не Гарибальди), благородный характер, истинный представитель древнего пролетариата"1 .

Ленин о Спартаке. "Спартак был одним ив самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет тому назад. В течение ряда лет всемогущая, казалось бы, Римская империя, целиком основанная на


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Письма", стр. 119. 1931. 4-е изд.

стр. 112

рабстве, испытывала потрясения и удары от громадного восстания рабов, которые вооружились и собрались под предводительством Спартака, образовав громадную армию"1 .

Эти плакаты были выполнены учениками VI класса "А".

В интересах художественного оформления бюллетеня, выставленного под стеклом, производился обмен рисунками с учениками 41-й школы ФОНО.

Каждая тема в классе иллюстрировалась наглядными пособиями. Мы располагали фотосерией по истории древней Греции, рядом слепков с египетских и греческих скульптур, изготовленных Музеем изобразительных искусств, фотосерией по истории Рима, альбомом таблиц под редакцией Д. Н. Никифорова, специально изготовленными учебными пособиями, изображающими отдельные события того времени, быт, технику, планы битв, искусство и т. д.

Для повторения истории древнего мира и усвоения хронологии были изготовлены иллюстрированные хронологические таблицы. Следующим этапом работы должно быть изготовление иллюстрированных синхронистических таблиц по истории.

Повторение учебного материала в конце года проводилось посредством экскурсий в соответствующие залы Музея изобразительных искусств имени Пушкина ("Древний Восток", "Греция"). На вопросы экскурсовода учащиеся V классов уверенно отвечали, давая олеографические, этнографические, исторические и хронологические справки по пройденному в течение года материалу. Зато ученики VI класса, программа которых проходилась ускоренным темпом и была перегружена, иногда становились втупик и нетвердо звали пройденное. Экскурсии в Музей помогли вспомнить и закрепить пройденным материал.

Хорошие результаты дала также внеклассная работа с учащимися. В первую очередь тут надо отметить исторический кружок.

Интерес к историческому кружку у ребят очень большой, но всех желающих работать в кружке удовлетворить не удалось. Работа проводилась только с VI классом.

В первом полугодии были проведены собрания кружка по следующим темам:

1. Египетские сказки.

2. Египетские повести.

3. Доклады учеников VI класса "А". Щербаков. "Как производились археологические раскопай в Египте в XIX веке".

Корнев. "Как была найдена гробница фараона Тутанхамона в XX веке".

4. Беседа о детском коллекционерстве (газетные вырезки, монеты) и о моделировании макетов и картонажей.

5. Рассказ о финикиянах.

Кроме того проводилась массовая работа. Основным ее видом были экскурсии в Музей изобразительных искусств имени Пушкина и обсуждение этих экскурсий.

Среди учащихся V и VI классов была проведена анкета, содержащая три вопроса: 1) для чего нужны музеи, 2) что мы видели в музее, 3) что мне больше всего понравилось в музее?

Ответ на первый вопрос не затруднял учащихся:

"Музеи нужны для того, чтобы знать, как раньше жили люди, какие у них были орудия труда, какие они изготовляли изделия из камня, глины и дерева (Исторический музеи). Музей также делают для увековечения памяти великих людей (Музей имени Левина), для воспоминаний о великих событиях в жизни человечества (Музей революции)". (Ученик V класса.)

"Музей нужен для того, чтобы узнать жизнь и быт древних народов не только со слов преподавателя и из книг, но и видеть это собственными глазами. Когда преподаватель рассказывал нам о мумиях, то я как-то не верил. В музее же я их увидел сам и удивился: они по нескольку тысячелетий лежали и почти совсем хорошо сохранились". (Ученик V класса "А".)

Вот что пишут дети о значения школьной экскурсии в музей:

"Многое, что мы проходили в школе, я уже забыла, но в музее все вспомнила". (Ученица VI класса "А".)

"Зритель в музее видит жизнь отдельных людей и целых поколений. Вот, например, на экскурсии в Музей изобразительных искусств мы познакомились с жизнью древних египтян. В отделе "Египет" все почти вещи найдены при раскопках или представляют собой слепки, снятые с подлинников. Многие предметы, как например цветы, найденные в гробнице фараона, приходится заключать в безвоздушные камеры, иначе они при соприкосновении с воздухом рассыпались бы в прах. Большой интерес представляют зерна пшеницы, которым больше 4 тысяч лет. Кроме жизни людей в музеях можно видеть искусство их. Таковы статуи фараонов, изящные коробочки египтянок. Вазочки, сделанные за 5 тысяч лет до нашей эры, поражают тщательностью своей отделки. Сами египтяне сообщают нам о своей жизни посредством папирусов. Некоторые папирусы при развертываний были совершенно разорваны, и потребовался


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 371.

стр. 113

большой труд, чтобы прочесть их. Да и перед тем, как прочесть, надо было разгадать иероглифы. Впервые они были разгаданы французским ученым Шампольоном 116 лет тому назад. Возможность прочесть иероглифы дала нам новое представление о жизни древних египтян". (Ученик VI класса "А".)

"Мы видели в музее, как люди жили в далеком прошлом. Мне очень понравилось украшение ваз. По вазам мы можем догадаться, какая была жизнь у древних народов. На одних вазах мы видели жизнь суровую, скучную, на других - светлую и веселую. Скучная жизнь была у рабов, а веселая жизнь была у рабовладельцев". (Ученица V класса "Б".)

Дети охотно перечисляют, что им больше всего понравилось в музее:

"Интересна та таинственность, которую придают мумия предметы, ее окружающие, принадлежавшие когда-то живому человеку". (Ученица V класса "Б".)

"Вазы, скульптуры и монеты, которые мы видели только на картинах, в музее мы увидели в том виде, в котором они дошли до наших дней. Больше всего мне понравился макет Парфенона и скульптуры греческих богов, а также скульптуры героев греческих войн и мифов". (Ученик VI класса "Б".)

Другим видом массовой работы в школе была выставка "Галерея великих путешественников". Выставка была задумана как общешкольное мероприятие, которое охватило бы учащихся с IV по X класс. Основой выставки послужила фотосерия, изданная в Ленинграде в 1936 году Государственным: географическим обществом под редакцией проф. Берга. Эта серия содержит в себе 20 портретов: Геродота, Марко Поло, Васко де Гама, Колумба, Магеллана, Баренца, Джемса Кука, Пржевальского, Ливингстона, Миклухи-Маклая, Семенова-Тянь-Шаньского, Норденшельда, Грум-Гржимайло, Роберта Пири, Амундсена, Нансена и других. На портретах имеются хронологические даты и краткие аннотации.

Мы решили эту серию расширить. Начали с путешествия финикийцев, вокруг Африки в VI веке до нашей эры и продлили до наших дней, включив славных советских летчиков: Чкалова, Байдукова, Белякова, Молокова и других Героев Советского Союза, в том числе наших замечательных путешественников - Папанина и папанинцев.

Вся выставка была помещена в рамах под стеклами в пионерской комнате. Из "Истории географической науки" Тихомирова мы взяли карты-маршруты великих путешествий XVIII и XIX веков. Впоследствии отдельные маршруты путешествий были переведены ученицами VI класса на контурные карты (путешествия Колумба, Магеллана, Васко де Гама, Пржевальского).

В особой витрине вывешивалась игра, проводимая "Пионерской правдой": "Что ты знаешь об этом путешественнике?" Была сделана попытка приурочить к "Галерее" выставку соответствующей литературы из кашей школьной библиотека.

"Галерея великих путешественников" вызвала большой интерес со стороны учащихся разных классов в связи с проходимым ими курсом истории и географии. Ребята оживленно обсуждали события из жизни великих путешественников. Ученик X класса давал об'яснения учащимся.

Мы подбирали материал о великих путешественниках: газетные и журнальные статьи, портреты, листки из детского календаря, об'явили в школе конкурс на составление заметок к "Галерее великих путешественников". Для составления аннотаций учащиеся пользовались литературой из школьной библиотеки, из библиотеки имени Н. К. Крупской и книгами, которые удавалось доставать дома. Бое у кого из учеников оказался альбом-глобус; многие принесли старые книги, нашлась даже двухтомная работа Ж. Верна "Завоевание земли". Мы использовали также журналы "Наша страна" и другие.

К концу учебного года у нас накопилось 26 заметок и карт-маршрутов. Любопытно отметить, что в этой работе участвовали не только отличники, но и вся масса учеников.

Ученик V класса дал интересную заметку - монтаж о Пржевальском. Ученик VI класса составил 2 заметки о Магеллане и Миклухе-Маклае. Ученица VI класса "Б" представила несколько тетрадей с материалами о Христофоре Колумбе. Ученица V класса "А" заметила в "Галерее" пробел - отсутствие портрета Седова - и дала заметку об этом великом путешественнике.

Такие мероприятия, как общешкольные выставки, мы будем практиковать и в дальнейшем, расширяя их тематику.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ОПЫТА-РАБОТЫ-ДО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ-В-V-И-VI-КЛАССАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. ФИЛИППОВА, ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ В V И VI КЛАССАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ОПЫТА-РАБОТЫ-ДО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ-В-V-И-VI-КЛАССАХ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. ФИЛИППОВА:

О. ФИЛИППОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
909 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3155 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
13 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ В V И VI КЛАССАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android