Libmonster ID: RU-12861
Автор(ы) публикации: А. Г. ФЕДОРОВ

Много ярких, незабываемых страниц вписали в историю Великой Отечественной войны советские летчики. Наша авиация наносила сокрушительные удары по врагу, уничтожая его живую силу и технику. Одним из тех, кто проявил свои высокие морально-боевые качества в годы войны, был командир эскадрильи Герой Советского Союза Павел Андреевич Дельцов. Во время ожесточенных сражений за Москву осенью 1941 г. полк, в котором он служил, базировался на одном из подмосковных аэродромов. Шли тяжелые бои на земле и в воздухе. Вылетать на боевые задания ему приходилось по 3 - 4 раза в день. Уже тогда, будучи командиром звена, старший лейтенант Дельцов водил группы пикирующих бомбардировщиков "Петляков-2" ("Пе-2") наносить удары по моторизованным и танковым колоннам Гудериана, скоплениям фашистских войск, железнодорожным узлам и станциям, эшелонам и перегонам. Однажды под Рославлем девятка самолетов "Пе-2" под командованием Дельцова подверглась атаке "мессершмиттов"; Восьмерка истребителей "Ме- 109" внезапно открыла огонь из-за облаков. Воздушный бой длился несколько минут. Экипажи "Пе-2" не дрогнули, дрались отважно. Два "Ме-109" были подожжены огнем наших штурманов и стрелков-радистов. Однако и группа Дельцова понесла потери. Машина ведущего загорелась: вначале - правый мотор, а потом пламя перекинулось на фюзеляж и кабину. По небу под свинцовыми снеговыми облаками мчался не самолет, а факел. Павел Дельцов, превозмогая страшную боль от ожогов и закрывая глаза кожаной перчаткой, все тянул и тянул машину на свою территорию. Вот наконец обозначилась линия фронта. Самолет уже еле держался, готовый в любое мгновение взорваться, врезаться в землю. Дельцов последним усилием воли подвел бомбардировщик к земле и плюхнулся на фюзеляж. Как его вытаскивали из кабины и несли до медсанбата, он не помнил. Обгоревшего летчика доставили в госпиталь. Но там он оставался недолго. Едва зажили раны, как снова попросился на фронт.

В конце декабря 1941 г. П. А. Дельцов принимал участие в контрнаступлении наших войск под Москвой. К этому времени у него уже имелся незаурядный боевой опыт: десятки вылетов на разведку в тыл противника, сбитые в воздушных боях фашистские самолеты. Как-то под вечер в минуты редкого затишья комиссар 24-го Краснознаменного авиационного полка И. М. Бецис собрал личный состав и, не скрывая радости, объявил: "Товарищи! У нас сегодня событие: пришли посылки от работниц одного из казанских заводов. Послушайте, что нам пишут: "Дорогие фронтовики! Мы не знаем вас лично, но мы читаем в газетах, слышим по радио, как мужественно вы сражаетесь за Родину. И вы нам очень дороги, очень близки. Мы обещаем вам работать, не жалея сил, чтобы к вам На фронт поступало все больше и больше боеприпасов и оружия. Посылая вам наши скромные подарки, мы просим вручить их воинам, особенно отличившимся в тот день, Когда наши посылки придут в вашу часть. Желаем вам скорой победы. Смерть фашистским захватчикам! Молодые работницы Таня Петрова, Римма Голубко, Женя Иваничева и другие"1 .

Казалось, что стены летной столовой рухнут от грома аплодисментов. "Мыло! Табачок! Рукавицы! - выкрикивал комиссар. - Кисет, а в нем записка. Ну-ка, прочитаем: "Дорогой советский воин! Я сама шила этот кисет и вышивку сама сделала на нем. Буду очень рада, если он тебе понравится. Катя". Ну, товарищи, теперь решайте, кому вручить эти подарки?" "Товарищ батальонный комиссар, разрешите?" - раздался голос командира звена Половникова. "Пожалуйста..." "Я считаю, что подарки надо вручить экипажам старшего лейтенанта Дельцова. Они только что возвратились с боевого задания, отлично выполнив его. Несмотря на плотный загради-


1 Из личного архива автора.

стр. 206

тельный огонь вражеской зенитной артиллерии, ведущий группы так построил противозенитный маневр самолетов, что избежал потерь, и все машины вернулись на аэродром".

Авиаторы единодушно поддержали предложение командира звена. Бецис, пригласив Дельцова к столу, попросил сказать несколько слов. "Товарищи! Фронтовые друзья! - начал Павел Андреевич. - Большое спасибо за высокую оценку, которую вы дали экипажам нашей эскадрильи. Мы обязательно сегодня же напишем в Казань и заверим девчат, работающих у станков по-фронтовому, что экипажи полка оправдают их доверие и надежды".

...Обстановка на фронте в июле 1942 г. складывалась для нас неблагоприятно. На многих участках советские войска вынуждены были отходить. Большие потери несла и авиация. Личный состав 24-го бомбардировочного авиационного полка тяжело переживал гибель своего командира, Героя Советского Союза подполковника Ю. Н. Горбко, а через месяц - комиссара полка И. М. Бециса. Они всегда сами водили летчиков на опасные задания и показывали подчиненным примеры мужества и отваги в бою. Полк, которым теперь временно командовал капитан М. А. Кривцов, перебазировался из-под Ельца в район Лебедяни. Из штаба дивизии была получена срочная боевая задача: разведать расположение аэродрома в тылу немцев под Брянском, где как будто бы было сосредоточено большое количество фашистских самолетов. Экипажи-разведчики должны были их сфотографировать. Старшего лейтенанта Дельцова вызвали на КП командира полка. Капитан Кривцов, ознакомив его с обстановкой на участке фронта, приказал выделить для выполнения задания наиболее подготовленный экипаж из своей эскадрильи. Несколько минут спустя самолет-разведчик был уже в воздухе. Но не прошло и часа, как связь с ним вдруг оборвалась" а все попытки восстановить ее ни к чему не привели. Стало ясно, что экипаж не вернулся с боевого задания. Командир полка приказал поднять в воздух вторую машину. Однако и второй самолет был сбит. А из дивизии все время запрашивали, каковы данные разведки. М. А. Кривцов приказал послать третий экипаж. В воздух поднялся "Пе-2" Дельцова.

До Брянска долетели благополучно. Воздушная обстановка и ориентиры в этом районе были хорошо знакомы летчикам: им не раз приходилось летать этим маршрутом на задания. Самолет, набрав высоту, шел к цели. Давно миновали линию фронта. На шоссейной дороге, что вилась западнее Орла, экипаж заметил колонну вражеских машин. Штурман Петр Козленко молниеносно произвел бомбардировочный расчет, летчик сделал левый поворот на цель, и бомбы, которые они прихватили на всякий случай, обрушились на гитлеровцев. Несколько автомашин вспыхнуло. Затем самолет снова набрал высоту и продолжал полет. Решено было зайти на цель со стороны солнца. Поэтому машина уклонилась на юг, а уж потом легла на боевой курс. Сквозь легкую дымку завиднелся аэродром. Хорошо различались стоявшие в ряд самолеты противника. Их действительно оказалось очень много. Даже окраины летного поля были забиты ими. Объект - рядом, и все готово к фотосъемке. Вдруг в небе появились разрывы снарядов крупнокалиберных зениток. Их становилось все больше. По высоте они были весьма точными, но запаздывали. Хлопья сизоватого дыма висли в воздухе далеко позади.

"С аэродрома взлетают истребители", - доложил стрелок-радист Виталий Попруга. "Поздно! - ответил Дельцов. - Теперь они не смогут помешать нам. А пока передай на КП: на аэродроме - до 150 фашистских самолетов разных типов". "Слева вижу четыре "мессера"!" - прервал разговор с радистом штурман. "Принимаем бой! - ответил командир. - Вы отбивайтесь от истребителей, а я буду фотографировать аэродром". Самолет следовал строго по курсу, съемка началась. Стрелок-радист и штурман вели огонь по нападавшим на "Пе-2" слева и справа двум парам вражеских истребителей. Треск и свист заглушали шум моторов. Снопы трассирующих пуль и снарядов пролетали над самолетом. Вот разбито верхнее остекление кабины пилота и штурмана; повреждая приемник указателя скорости и высоты. Экипаж Дельцова вел неравный и ожесточенный бой. Летчик в труднейших условиях продолжал удерживать самолет на боевом курсе и одновременно выполнял задание. До конца аэрофотосъемки оставалось несколько секунд, когда самолет подвергся новой атаке. Теперь "мессеры" наседали со всех сторон и норовили зайти в хвост.

Стрелок-радист, пользуясь световой сигнализацией, доложил: "Вышла из строя радиостанций". "А что с тобой?" - запросил командир экипажа. "Невредим!" - ответил

стр. 207

радист. В это время штурман огнем прошил насквозь "Ме-109". Тот пошел на снижение, оставляя за собой след черно-серого дыма. Наконец съемка закончена, можно возвращаться. Но истребители противника вновь заходят в хвост "Петлякову". Павел Дельцов начал маневрировать. "Командир, патроны кончились, - доложил штурман, - надо уходить..." В это время вражеские снаряды пронзили правую плоскость. У командира экипажа мелькнула мысль проимитировать гибель летчика. Дельцов резко взял штурвал на себя, перевернул многотонный бомбардировщик через крыло и стал падать. Хитрость удалась. Немцы решили, что советский самолет сбит, и прекратили преследование. А "Пе-2", перейдя в крутое пикирование, стремительно приближался к земле. Пронзительный свист бил в уши. Ничего не было видно и слышно. Штурману удалось все же подать летчику сигнал, что пора выводить самолет из пике. Дельцов снова потянул штурвал на себя, но тот ни с места. Пикировщик не слушался пилота. А земля все ближе и ближе. Тогда командир обратился к сидевшему рядом штурману, прося его о помощи. Вдвоем они с трудом потянули штурвал. Машина нехотя стала выходить из пике. До возможной катастрофы оставалось несколько секунд, когда самолет прекратил снижение. Но он плохо слушался рулей управления. Летчику и штурману пришлось приложить максимум усилий, чтобы хоть немного изменить курс. Почти на бреющем полете Дельцов развернул "Пе-2" на восток и пошел к нашему аэродрому. Самолет, как потом выяснилось, превратился в нечто фантастическое: капоты, закрывавшие моторы, были сорваны и потеряны. Обнаженные двигатели выглядели какими- то чудовищами. Смотровые люки на плоскостях отлетели, и на их месте зияли черные дыры... Командир экипажа приказал стрелку-радисту: "Быть готовым к посадке на фюзеляж, снять с креплений фотоаппараты". Моторы работали нормально, и это радовало. Посадку Дельцов сумел произвести благополучно. Важное боевое задание было успешно выполнено...

В июле 1943 г. П. А. Дельцов наносил бомбовые удары по танкам врага на Курской дуге. Летчикам приходилось бомбить противника в непосредственной близости от переднего края. Тут промаха или ошибки быть не могло, иначе поразишь своих. В те дни Дельцов обратился в парторганизацию с заявлением о принятии его в ряды ВКП(б). Комсомольская организация и комиссар полка П. И. Алимов дали ему рекомендации, и он единодушно был принят в партию с 3-месячным кандидатским стажем. Став коммунистом, Дельцов с честью оправдывал доверие боевых товарищей. Минул в яростных сражениях еще один год. Следующим летом, преследуя отступавшего противника, наши войска стремительно продвигались на запад. Шли так быстро, что авиаторы едва успевали менять аэродромы. В один из дней Дельцова вызвал командир полка и поставил перед ним очередную боевую задачу: "Фашисты бегут из Белоруссии. Надо отрезать им путь. Поручаю вам, капитан Дельцов, нанести удар по мосту через Березину у населенного пункта Березино. Не скрою, орешек крепкий. Гитлеровцы понатыкали вокруг него уйму зениток. А в небе непрерывно висят истребители. Удар же надо нанести точно".

Вылет назначили с рассветом. Восьмерка истребителей "Лавочкин-5" пристроилась к группе Дельцова по маршруту. На небе - ни облачка. Видимость казалась беспредельной. Это давало противнику возможность обнаружить наши самолеты задолго до подхода к переправе. Так в действительности и случилось. Едва группа Дельцова приблизилась к цели, как открыли ураганный огонь зенитные батареи. Вся земля осветилась вспышками, а вокруг самолетов увеличивалось число черных шапок-следов разрывов. Выйти на прицельное бомбометание было трудно. С борта самолета Дельцова на командный пункт поступила радиограмма: "В районе цели - сильный зенитный огонь, приступаю к выполнению задания". "Петляковы" и "Лавочкины" нырнули в сплошную черноту. Ведущий выпустил тормозные решетки, и первое звено вошло в пике. Отчетливо видны скопления мотопехоты и боевой техники врага, устремляющиеся к мосту. Самолет Дельцова быстро терял высоту: 1800... 1500... 1200... 900... 600... 400 метров. Пальцы ложатся на кнопку бомбосбрасывателя, и - рывок! Экипаж, прижатый к креслам силой тяги, увидел, как вблизи моста взметнулся столб земли. Последовал набор высоты. Стремительный разворот, и Дельцов вновь обрушил на мост серию 250-килограммовых бомб. Удар точен. Сквозь мостовое покрытие проступила вода. Ферма второго пролета обрушилась. "Радист! - закричал командир. - Передай: мост взорван, идем на колонну мотопехоты!"

стр. 208

Вдруг пилота ослепило. Самолет бросило в сторону, штурвал вырвался из рук. Дельцов поймал его, потянул на себя со всей силой, но рули не слушались. Машина стремительно проваливалась вниз. "Экипаж, прыгать!" - скомандовал Павел. Когда он повис на стропах, то увидел охваченный пламенем свой самолет, а дальше - друзей, спускавшихся на парашютах. Ветер относил их, как ему показалось, в сторону своих войск. Но затем обнаружилось: ошибка. От шоссе к тому месту, где он должен был приземлиться, бежали солдаты в мундирах мышиного цвета. "Плен? Никогда!" И рука летчика нащупала рукоятку пистолета. Парашют приземлил его метрах в шестидесяти от врагов. Когда из-за гаснущего купола выскочил фашистский автоматчик, Дельцов выстрелил. Затем пули настигли еще двух гитлеровцев. Летчик бросился бежать. Немцы не стреляли и молча преследовали. Вот кончились патроны. И как раз в этот момент ближайший фашист кинулся на Дельцова. Резкий удар кованого каблука повалил Павла навзничь. Еще и еще удары, и вдруг все прекратилось. Превозмогая боль, Дельцов приоткрыл глаза и увидел удиравших преследователей. А над самой землей, ожесточенно поливая врагов пушечно-пулеметным огнем, проносились штурмовики "Ильюшины".

Дельцов приподнялся, медленно пошел, потом убыстрил шаг... Долго пробирался он сквозь лесную чащу. Наконец на опушке услышал русскую речь. Там расположились наши артиллеристы. Через двое суток он вернулся в родной полк. Но его боевые товарищи - штурман старший лейтенант Анатолий Тимофеев и стрелок-радист старшина Виталий Попруга навек остались лежать в сырой земле у моста через Березину: пулеметная очередь сразила отважных авиаторов, когда они спускались на парашютах...

Герой Советского Союза Павел Андреевич Дельцов был на фронте до последнего дня войны, участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях. В конце апреля 1945 г. водил самолеты на бомбардировку особо важных военных объектов в центре Берлина. А всего за время войны совершил 289 боевых вылетов. Когда закончилась война, он еще долго учил летному мастерству молодых авиаторов, одним из первых освоил реактивный скоростной бомбардировщик и свободно летал ночью, вслепую, над морем, на всех высотах и при всех режимах. Выйдя в отставку, Павел Андреевич поселился в поселке Нерль, Ивановской области. Долгое время он возглавлял там поселковый Совет депутатов трудящихся. Нелегкий четырехлетний фронтовой путь, раны, болезни все чаще давали о себе знать. В мае 1969 г., в канун Дня Победы, Павла Андреевича Дельцова не стало...

Но имя героя навсегда сохранится в памяти советских людей. Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 ноября 1969 г. Ивановскому железнодорожному училищу N 1, которое в свое время окончил Дельцов, присвоено его имя. В училище открыта комната славы, где висит портрет героя П. А. Дельцова, рассказывается о совершенных им подвигах во время Великой Отечественной войны. Нерльский поселковый Совет назвал одну из улиц именем П. А. Дельцова; к 25-летию Победы над германским фашизмом на доме, где он проживал, установлена мемориальная доска. Так чтут память своего земляка и воспитанника трудящиеся Ивановской области.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ПЛЕМЕНИ-ОТВАЖНЫХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Г. ФЕДОРОВ, ИЗ ПЛЕМЕНИ ОТВАЖНЫХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 06.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ПЛЕМЕНИ-ОТВАЖНЫХ (дата обращения: 26.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. Г. ФЕДОРОВ:

А. Г. ФЕДОРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
868 просмотров рейтинг
06.12.2016 (2698 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
По теме ВСО "Анадырь" (Карибский кризис 1962г).. Руководителям РО МООСВИК (Межрегиональной общественной организации Содружество воинов-интернационалистов-кубинцев), Правлению МООСВИК, Делегатам и Президиуму конференции МООСВИК 18.04.2024 г. Обращение председателя правления Пензенской РО МООСВИК, бывшего гв. л-та 79 рп. Бутова В.Г. Комментарии рядового 16 зрп 12 дПВО ГСВК Дмитриева А.А.
5 часов(а) назад · от Анатолий Дмитриев
Стихи, пейзажная лирика, дискотека 90х
Каталог: Разное 
8 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИЗ ПЛЕМЕНИ ОТВАЖНЫХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android