Libmonster ID: RU-13502

Сазонова Светлана Николаевна, руководитель Поволжского управления Министерства образования и науки Самарской области

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Инновационная деятельность в образовании связана с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания, управлении образовательными учреждениями. Эффективное управление инновационными процессами выступает приоритетным условием развития региональной системы образования в целом.

Управление развитием реализует сегодня новые функции, связанные с:

- разработкой политики в области образования,

- педагогическим мониторингом процессов развития и функционирования системы - организацией экспертизы,

- выявлением и поддержкой "точек роста",

- построением на базе предыдущего эксперимента последующего.

Проблема состоит в том, что существующий массовый опыт организации деятельности по поддержке инновационных практик преимущественно имеет характер общественно-педагогических и научно-педагогических инициатив, а административная поддержка осуществляется зачастую ситуативно. науки РФ.

Путь решения этой проблемы - реализация модели внедрения инноваций в сфере образования на основе создания инновационных комплексов (далее - ИнКо) как интегрированных научно-образовательных структур. [Нормативная основа их деятельности - Приказ Минобрнауки РФ от 23 июня 2009 г. N 218 "Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования"].

Методической основой их деятельности служат соответствующие рекомендации, разработанные по заказу Минобрнауки РФ. [Методические рекомендации по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования: Письмо департамента государственной политики Минобрнауки России от 12 марта 2009 N 03-436. ]

стр. 17
Такая модель обеспечивает:

- преемственность разных уровней образования,

- внедрение инновационных разработок в образовательную практику, направленную на повышение качества непрерывного профессионального образования,

- совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В результате значительно увеличится количество образовательных учреждений, участвующих в инновационной деятельности, существенно активизируется исследовательская деятельность педагогов, деятельность по обучению и повышению квалификации педагогов и др.

Определенные управленческие, организационные, нормативные подходы, которые могут быть использованы для налаживания работы ИнКО, складываются сегодня во многих субъектах РФ, например:

- в механизмах взаимодействия научно-методических центров, ресурсных центров и разных моделей организации опытно-экспериментальной деятельности (г. Санкт-Петербург);

- в системе взаимодействия вокруг "магнитных" школ (Республика Карелия);

- в опыте взаимной поддержки школ (Ленинградская обл.);

- в опыте работы НО "Ассоциация инновационных школ" (Республика Мордовия).

Эти и другие нарабатываемые в регионах модели и механизмы могут быть использованы при совершенствовании модели внедрения наиболее ценного инновационного продукта в образовании.

Основная идея нашей работы: превращение инновационных практик в стабильный источник долгосрочного развития системы образования региона.

Условием этого превращения является создание механизмов, обеспечивающих непрерывное взаимодействие участников этих практик и их активное включение в деятельность ИнКо.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Проведенный нами анализ имеющихся ресурсов показал, что основой для развития инновационной инфраструктуры региональной системы образования может стать опыт участия пилотных школ в эксперименте по внедрению ФГОС НОО. Это предположение основано на том, что пилотные школы по внедрению ФГОС НОО уже получили опыт разработки и презентации инновационных продуктов остальным школам, вовлекая их в практическую деятельность по созданию собственных программ.

При этом был выявлен ряд проблем, требующих разрешения:

- пилотных школ на первом этапе было недостаточно (по одной в каждом муниципалитете, на одного учителя-"пилотника" приходилось около 70 учителей других школ);

- эксперимент пилотных школ не отвечал требованиям массового внедрения актуальной инновации в образовании (ФГОС) в сжатые сроки:

а) традиционная система переподготовки кадров для работы в новых условиях значительно отставала от темпов внедрения и не могла удовлетворить потребность в обучении;

б) за год эксперимента пилотные школы не успевали пройти этап обобщения собственного опыта, эксперимент носил закрытый характер для остальных ОУ, которые оказались в сложных условиях на этапе массового внедрения ФГОС.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Итак, анализ показал, что механизмы управления данной инновацией оказались несовершенными, а значит, решение проблемы необходимо искать в их совершенствовании. В данной модели необходимо предусмотреть:

1) создание на территориальном уровне координационного совета по инновационной деятельности;

2) объединение на региональном уровне

стр. 18
территориальных инновационных педагогических площадок различного типа по принципу объединения наиболее перспективных практик;

3) разработку на уровне региона механизмов включения ИнКо в систему обеспечения инновационной работы, программ регионального развития и развития территорий;

4) выработку наиболее адекватных для региона механизмов организации и поддержки деятельности ИнКо в сфере образования, позволяющих преодолеть территориальную замкнутость;

5) создание нормативного и ресурсного обеспечения сетевого взаимодействия ОУ, разработку, в частности, нормативной базы для совместной деятельности образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия для легитимного обмена имеющимися ресурсами (организационными, кадровыми, информационными, материально-техническими);

6) организацию общих событий и акций, развитие и обеспечение инновационной практики через разработку новых проектов, повышающих имидж региональной системы образования;

7) создание системы непрерывного образования педагогов в условиях региональных ИнКО. Одним из моментов в этой работе является то, что школы должны становиться центрами подготовки кадров, для чего им необходимо делегировать соответствующие полномочия;

8) предоставление финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности (государственное задание, гранты, целевые субсидии и др.).

Таким образом, в каждой территории появятся пилотные ОУ (инновационные площадки) - участники регионального ИнКо - по приоритетным в системе образования региона направлениям.

Во главе каждого ИнКо могли бы встать ресурсные службы в регионе, выполняя конкретное государственное задание по сопровождению. Покажем на примере имеющихся учреждений образования и науки Самарской области (табл. 1).

ТАБЛИЦА 1. ПРИМЕРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ (ПЕРЕЧЕНЬ ОТКРЫТЫЙ)

Таким образом, деятельность по совершенствованию модели:

- на региональном уровне направлена на координацию деятельности региональных ИнКо по реализации утвержденных программ, организацию и проведение экспертизы результатов деятельности, тиражирование результатов;

- на территориальном уровне могут решаться задачи по распространению опыта работы ИнКо, сопровождению деятельности пилотных учреждений и территориальных инновационных площадок;

- на уровне образовательных учреждений деятельность ОУ - участников региональных и территориальных ИнКо должна

стр. 19
быть направлена на участие в установочных и проектировочных семинарах, выполнение технических заданий в соответствии с утвержденными программами, планами, представление результатов инновационной деятельности.

Региональная модель внедрения инновационного опыта - открытая система, а следовательно, в нее могут включаться на разных этапах новые участники, социальные партнеры. Управление комплексами осуществляется их советами (региональными, территориальными), созданными на базе региональных ресурсных служб и ресурсных центров.

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ СНИЖЕНИЯ

В нижеследующей таблице представим основные риски реализации модели и методы их снижения.

Разработанная модель направлена на создание условий устойчивого развития инновационной инфраструктуры регионального образования. По нашему замыслу, региональные ИнКО будут являться механизмом эффективного управления развитием регионального образования, обеспечат высокий уровень профессионализации руководителей и педагогических работников, высокую степень их мотивационной готовности к инновационной деятельности.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИННОВАЦИОННЫЕ-КОМПЛЕКСЫ-КАК-НОВЫЕ-ВОЗМОЖНОСТИ-УПРАВЛЕНИЯ-ИННОВАЦИЯМИ-В-СФЕРЕ-ОБРАЗОВАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Сазонова Светлана Николаевна, ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИННОВАЦИОННЫЕ-КОМПЛЕКСЫ-КАК-НОВЫЕ-ВОЗМОЖНОСТИ-УПРАВЛЕНИЯ-ИННОВАЦИЯМИ-В-СФЕРЕ-ОБРАЗОВАНИЯ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Сазонова Светлана Николаевна:

Сазонова Светлана Николаевна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
791 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2612 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
18 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android