Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-13573

Шелепаева Альбина Хатмулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИТ в бизнесе НИУ ВШЭ (Пермь)

ИСТОРИИ О СТРАХЕ НАКАЗАНИЯ И ЗАБЫТОМ СЛОВЕ "НЕЛЬЗЯ"

В последнее время я сильно напоминаю сама себе ворчливую старуху, недовольную собой и окружающими меня людьми. Но как не возмущаться?

Вот девица, которая в общественном транспорте не просто громко разговаривает по телефону, но орёт в трубку. Сначала она говорила с клиентом, потом позвонила ещё в два места и пересказала разговор с клиентом уже в других интонациях. Единственный человек, который не выдержал и сделал замечание, была я, и после некоторого препирательства она стала тише говорить.

Или мамаша с отпрыском в самолёте, судя по манере, дама королевских кровей, почему-то не воспользовавшаяся бизнес-классом. Когда мои уши "эконом-класса" не выдержали воплей её невоспитанного отпрыска, я сделала замечание, что не стоит играть с ребёнком в игры, при которых ребёнок издаёт визги, заглушающие мотор реактивного двигателя. Осуждена была окружающими я: ведь все терпят и я могла бы потерпеть.

А вот и читальный зал, где я всегда могла отдохнуть от суеты, почитать в тишине любимую книжку и поразмышлять... Но нет, нынешний читальный зал - это не то что давеча... Это место, теперь называемое медиатекой, служит и местом тусовки молодёжи, где они сидят в группах, обмениваются впечатлениями, разговаривают громко, чтобы слышали все, или пытаются заглушить соседнюю компанию, для полноты картины не хватает пива и чипсов.

У меня возникло подозрение (или, выражаясь по-научному, гипотеза), что выросло поколение, не понимающее слова "нельзя".

Трудно определить истоки такого поведения молодых людей, то ли их перестали воспитывать вообще, то ли мы обратили взоры не на те аспекты их развития.

Вероятно, причина в том, что молодёжь сейчас формируется в сетевой среде и в соответствующей ей сетевой культуре. А эта культура сформировалась и продолжает развиваться в существенной мере без участия взрослых людей, задающих нормы культурного общения.

Нормы необходимо задавать, и они задаются извне. Если этого не делать, они возникают сами и, вполне возможно, не те, которые мы ожидаем.

Вспомним это забытое слово, может быть, сейчас немодное - культура. Культура - это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Культура реальной жизни складывалась тысячелетиями, но сетевая культура возникла, сформировалась и продолжает развиваться в течение столь короткого промежутка времени, что по историческим меркам говорить о существовании сетевой культуры как таковой рано.

ИСТОРИЯ ОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Для иллюстрации того, о чём я говорю, расскажу одну историю. Ввиду того, что преподаю курсы, связанные с Интернетом, я отслеживаю действия своих студентов в Сети. В практическом плане они, конечно, более развиты и быстрее адаптируются к изменяющимся условиям. Многие уже разрабатывают свои ресурсы и выкладывают в Сеть для узкого круга людей.

Сами понимаете, что я в этот круг не вхожу. Они общаются между собой, используя выражения, которые здесь я не могу привести просто по этическим соображениям.

Конечно, они недоумевают, зачем я оказываюсь на этих страницах, удивляются тому, что могу отслеживать их действия, и считают, что... так как это их сайт, они могут делать там всё, что угодно.

Поэтому моё вмешательство называют цензурой и считают, что она недопустима и это их право выражать своё мнение. Выражать своё мнение можно по-разному, но в рассматриваемом контексте "своим мнением" было использование ненормативной лексики, по отношению друг к другу. То же самое можно наблюдать и на их "стене" в социальных сетях.

Интересный эффект: когда на лекции я сделала публичное замечание, на данной странице появились новые записи с таким же содержанием.

Видимо, остальные однокурсники решили отстоять своё право публично выражать мнение...

...Очистили они свою "стену", лишь после того, как я пригрозила им выставить неудовлетворительные оценки по курсу "Сетевые коммуникационные технологии".

А ЧТО ЕСЛИ ИССЛЕДОВАТЬ СИТУАЦИЮ?

После долгих споров со студентами и внутренних размышлений я решила провести анкетирование и выяснить, может, это я одна такая с архаичными взглядами....

Провела опрос среди студентов дневного отделения факультета бизнес-информатики, коллег, в основном работающих в сфере ИКТ, и курсантов военного института.

Вот что получилось.

1. В сети Интернет в течение дня находятся:

- от 2 до 5 часов - 49%;

- более 5 часов - 32%.

2. Ресурсы, на которые затрачивается максимальное количество времени, - см. рис. 1.

Социальные сети уверенно занимают свою нишу в способах коммуникации для осуществления как личного, так и делового взаимодействия, обеспечивая необходимую мобильность. Как видим на диаграмме, электронная почта сдаёт свои позиции, молодёжь быстрее реагирует на сообщение в социальных сетях, нежели на электронное письмо.

3. Следующие вопросы касались уже непосредственно социальных сетей. 

Удивительно, что 4% отметили, что не зарегистрированы ни в каких социальных сетях, хотя ссылки на анкетирование я распространяла только в социальных сетях.

"Вконтакте" уверенно лидирует в российском молодёжном сегменте социальных сетей, 69% респондентов отметили, что в основном пользуются именно ею. И только 16% отметили, что активность в сетях не проявляют. Остальные ресурсы оттягивают на себя своё внимание от 1 до 5% опрошенных.

Социальные медиа овладевают вниманием молодёжи, а внимание является дефицитом на сегодняшний день.

Норберт Больц пишет [Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011. - С. 130.] о метафоричности Сети, обладающей "бесконечным множеством измерений информационного пространства... Цифровое пространство данных не даёт человеку возможности сориентироваться".

Потеря ориентации и размывает границы между дозволенным и недозволенным, отсюда и удивление: "А что мы такого сделали?"

4. Дальнейшие вопросы касались возможности высказывания собственного мнения в различных форматах. Студенты в первую очередь говорили об ограничении свобод с моей стороны, о цензуре и возможности выражать мнение на своих страницах.

На вопрос: "Что вы понимаете под свободой слова?" были получены ответы, которые демонстрируют, в принципе, понимание того, что это "право человека на открытое выражение своего мнения, не посягая на права, честь и достоинство других людей".

Интерпретации были разные, но несколько наиболее характерных высказываний хотелось бы здесь привести. Итак, свобода слова - это (формулировки даны без редактирования):

- возможность говорить/писать то, что хочешь, и не получать наказания за нелестные для кого-то слова;

- возможность безнаказанно высказывать всё, что пожелаешь (цензура - не ограничение свободы);

- свобода выражения собственного мнения вне ограничений, накладываемых общественностью, вне порицания и без применения каких-либо наказаний за выраженное имхо;

- возможность лично выразить любые свои мысли публично, культурно, оставаясь в рамках своего воспитания.

Интересны две тенденции, свобода слова рассматривается:

- с одной стороны, применительно к более широкой ситуации, где рамки задаёт государство;

- с другой - как результат персонализации, рассмотрения ситуации через собственную призму восприятия и готовность к регулируемым способам коммуникации при возникновении угрозы наказания.

К внутреннему регулированию собственного поведения и высказываний в Сети проявляют склонность только респонденты старше 30 лет.

На вопрос: "Приемлемо ли использование нецензурной лексики на своих страницах?" были получены любопытные результаты.

Категоричное "нет" высказали только 43% опрошенных. Остальные считают, что зависит от ситуации - 19%, приемлемо - 18%, безразлично (не имеет значения) - 13% и не задумывались - 9%.

Самое удивительное, что многие считают, проявление негативных тенденций не является поводом для исследований.

При этом только 23% уверены, что есть необходимость в регламентации способов коммуникации в социальных сетях, а 70% убеждены, что ограничения накладывать нельзя.

КТО ДОЛЖЕН РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕТИ?

Можно уверенно сказать, что государственное регулирование форм взаимодействия в Сети невозможно. Необходимо подключать иные ресурсы, например стандарты, регламенты, правила поведения в Сети на муниципальном уровне. А разработки такие уже есть. Так, только один известный банк диссертаций по праву (см. внешнюю ссылку) выдает через поиск более 3000 защищенных диссертаций, связанных с правовым регулированием интернета.

Кто такой руководитель управления образования? Это человек, обладающий колоссальным административным ресурсом, и именно от конкретного человека зависит, как он этот ресурс реализует. Или просто контролирует ситуацию по указке вышестоящих органов, или является стратегом, задающим нужный вектор развития муниципальной системе образования.

До сих пор испытываю шок от одной реакции своего бывшего руководителя или, правильнее будет сказать, от отсутствия реакции. После событий в Беслане мы не могли остаться безучастными, должны были что-то предпринять. В течение нескольких размеренных дней я не выдержала и спросила: "Почему у нас ничего не происходит? Надо же поддержать коллег, поработать со школьниками!"

На что она ответила: "А нас это не касается". Конечно, ведь не было инструктивных писем, как себя вести в такой ситуации.

А ведь важны были бы любые мероприятия сопричастия. Хочется подчеркнуть, что важны не для беслановцев, а именно для наших с вами детей. Воспитывают не слова, а поступки. Дать возможность прочувствовать ситуацию, чтобы не говорить и сожалеть впоследствии об их нечувствительности.

Я не зря привела пример с Бесланом, здесь просто нужна была реакция на ситуацию. Сейчас в работе с сетевой культурой также нужна реакция.

Бюрократическая машина слишком громоздкая, и, пока раскручивает свои маховики, нужно уже думать о другом и делать иное.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МОЖНО ЗАДАВАТЬ НОРМЫ В СЕТИ

Когда сетевые технологии стали уверенно входить в жизнь, мы организовали конкурс "Школа и Интернет". Там было два замечательных момента: непосредственно сам конкурс и привлечённые средства. Сначала о средствах. С положением о конкурсе я пошла по всем организациям, оказывающим услуги в сфере ИКТ.

Очень важный момент: просила не деньги, а предлагала поучаствовать в мероприятии. Условия были таковы: мы берём на себя организационную часть, а они - одно из направлений, проводят его, выбирают победителей, сами же и награждают. Никто ни разу не отказал, и было интереснее участвовать в конкурсе при общении с людьми из других сфер деятельности школьникам, а не учителям.

Относительно самого конкурса. Сделали несколько номинаций по разным направлениям и разделили на два этапа: заочный и очный.

В заочном туре необходимо было создать собственную страницу в Интернете, чтобы можно было познакомиться с участниками до конкурса. На этом этапе оценивался и школьный сайт, чтобы была возможность оценить уровень жизнеспособности сайта.

На этапе очного участия конкурс состоял из двух частей, где оценивались теоретические знания и практические навыки в области интернет-технологий.

В оговорённое время участники подключались к Сети и в режиме чата работали с представителем фирмы, курирующим данное направление. Им задавали вопросы, а они отвечали. Важны были не только знания, но и скорость реагирования, позволяющая оценить участников по достоинству.

На тот период подобных примеров участия не было вообще. Чат использовался только для пустого трёпа с применением нелитературного языка. Те, кто случайно оказывался на нашем участке взаимодействия, были просто поражены, что можно использовать чат в данном контексте.

Для проведения практической части участники собирались уже в какой-нибудь школе, где шла демонстрация работ: школьных сайтов, других веб-ресурсов, баннеров и т.д.

В чём особенность данного опыта? Фактически мы формировали принципы культурной работы в Сети.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Однажды, ещё по молодости, мы с подругами гуляли на улице, и я увидела мальчика, висящего на дереве. Он обхватил ногами сук и свесился вниз, наверное, пытался поменять взгляд на мир.

Я подбежала к нему и сначала "толкнула речь", пытаясь его вразумить. Затем начала стаскивать с дерева под дружный хохот моих подружек. Дело затягивалось, и мои подруги всё-таки решили помочь мне стащить упирающегося ребёнка.

Потом произнесла очередной монолог, взывая уже к совести, чтобы он подумал о своих родителях, ибо может и инвалидом остаться. И когда мы отошли на допустимое расстояние, одна из подруг спросила: "А тебе это надо? Мы же даже не заметили этого ребёнка".

Мне надо. А вам?


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНТЕРНЕТ-СРЕДА-КУЛЬТУРНОГО-РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Шелепаева Альбина Хатмулловна, ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДА КУЛЬТУРНОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 06.03.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНТЕРНЕТ-СРЕДА-КУЛЬТУРНОГО-РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Шелепаева Альбина Хатмулловна:

Шелепаева Альбина Хатмулловна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1131 просмотров рейтинг
06.03.2017 (2607 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
В этой статье вы можете ознакомиться с книгой Олега Савцова «Авторская система заработка в сети», прочитать отзывы и рецензии о данном произведении. Только у нас самая эксклюзивная информация о творчестве Олега Савцова.
1117 дней(я) назад · от Россия Онлайн

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДА КУЛЬТУРНОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android