Libmonster ID: RU-7919
Автор(ы) публикации: Б. ЗАХОДЕР

1

Иранское плоскогорье, расположенное между Каспийским морем, Средней Азией на севере, Аравийским морем, Персидским заливом на юге, низменностями реки Инда на востоке, Месопотамией на югозападе, с глубокой древности было населено народами, о многих из которых мы знаем лишь по весьма скудным археологическим и лингвистическим данным. Культура этих древнейших народов легла в основу культуры первых иранских государств Мидии (700 - 558 годы до нашей эры) и государства царей Ахеменидов (558 - 330 годы до нашей эры).

Столкновение с греческим миром закончилось падением государства Ахеменидов: после длительной и ожесточенной борьбы оно было завоевано одним из величайших полководцев древности - Александром Македонским. Созданная Александром огромная империя вскоре после его смерти (323 год до нашей эры) распалась на ряд государств, во главе которых стали его преемники, так называемые диадохи. В руках одного из них - Селевка, прозванного Никатором (победителем), - сосредоточилась значительная часть завоеваний Александра. Селевк и его ближайший наследник владели пространствами земель от Сирии, Финиши, Малой Азии на западе до реки Инда на востоке. Сирия была центром селевкидского государства, все остальные страны, в том числе и Иран - провинциями этого государства. Но уже во второй половине III века до нашей еры от Селевкидов отпали почти весь восточный Иран и Средняя Азия, где возникли Греко-Бактрийское и Парфянское царства.

Греко-Бактрийское царство составилось из областей Бактрии (с главным городом Бактра-Балх), Согдиана (с главным городом Мораканда-Самарканд), Маргиана (на месте современного Мерва) и было возглавлено греческой династией наместников Селевкидов. В цветущий период своего существования оно простирало свои владения до реки Инда (захватывая часть современного Афганистана). Нашествие кочевых племен, известных под названием шохары, или кушаны, в 135 году до нашей эры уничтожило власть греко-бактрийских царей на значительном пространстве земель, находившихся ранее в их подчинении. Вытесненные из пределов Средней Азии и Афганистана, греко-бактрийские цари в качестве династии просуществовали еще с полсотни лет на берегах реки Инда, где прославились как приверженцы буддизма.

О происхождении и о времени правления парфянской династии мы располагаем отрывочными сведениями. Как показывают некоторые исследования, слово "Парфия" звучало раньше как Партава (откуда Пахлава - Пехлеви, - название среднеперсидского языка) и, по-видимому, представляло разновидность слова Фарс, Парс (откуда перс, персидский). Царь из династий Ахеменидов - Дарий - упоминает о Парфии в нескольких надписях, перечисляющих названия подчиненных ему областей. Иранское происхождение племени парфян, считавшееся спорным в XIX веке, сейчас не подвергается сомнению. Вышедшая из парфянского племени династия носит и второе название - династии Аршакидов, от имени основателя династии Арника Великого, которого Моисей Хоренский называет "царем парсийским и парфянским, парфянин родом".

В первое время господство парфянской, или аршакидской, династии ограничивалось юговосточными областями Каспийского моря. Лишь в конце II века до нашей эры парфянам удается, сломив сопротивление Селевкидов, расширить свои владения, включив в них, кроме всех областей Иранского плоскогорья, Армению и часть Месопотамии. Разрушение. Греко-Бактрийского царства приводит в подчинение парфянам и Маргиану. Но в то время, как парфяне успешно сломили господство селевкидской династии, на западе появился новый и несравненно более опасный противник в липе Римской империи. Борьба с Римом проходит через всю дальнейшую историю парфян.

Парфянское время (с 250 года до нашей эры по 224 год нашей эры) называется в арабо-персидских летописях временем правления царей племен мулюкат-таваиф.

Эта летописи характеризуют парфянское государство как государство, состоявшее из механического соединения царств, что подтверждается и писателями-иноземцами, как например Юстинианом. Моисей Хоренский, оставивший нам историю правления одной из главных ветвей парфянской, или аршакидской, династии в Армении, также сообщает ряд фактов, которые позволяют сделать заключение, что пар-

стр. 84
фянское государство не являлось таким централизованным государством, каким был Иран при Ахеменидах.

2

На протяжении ряда веков между Парфией и Римом велась непрерывная борьба за обладание торговыми путями, ведшими с Востока (Индия, Китай) на Запад (устье рек Тигра и Евфрата, Средиземноморское побережье). К началу III века нашей эры Иран находился в центре весьма, развитого торгового оборота. Начало торговых отношений у Ирана с Индией и островом Цейлоном теряется в глубокой древности, во II веке до нашей эры устанавливаются систематические торговые связи Ирана с Китаем.

Плиний в "своей "Естественной истории" указывает, что Рим ежегодно уплачивал Азии за потребляемые им товары около 100 миллионов сестерций - в привозной китайский шолк одевалась вся многоязычная знать Римской империи, мужчины и женщины. К Иранскому плоскогорью - главному узлу путей европейско-азиатского торгового обмена - по омывающим южные Иранские берега водам Персидского залива двигались караваны купеческих судов. "Город Батна, - рассказывает Аммиан Марцеллин, - сооруженный в Антамузии (Месопотамии) древними македонянами, лежит в недалеком расстоянии от реки Евфрата. В нем очень много богатых купцов. Туда сходится в начале сентября месяца великое множество людей всяких состояний для закупки, товаров, присылаемых индейцами и серами (китайцами), и всяких других, которые свозятся сюда по морю и сухопутьем".

Парфянская династия ревностно охраняла все эти развитые торговые связи.

Победоносные римские легионы встретили на Востоке достойного соперника в лице парфянского воинства.

Но не только эти торговые интересы, "несмотря на всю их значительность, определяли взаимоотношения обоих государств. Как Рим, так и Парфия стремились к захвату богатых территорий, расположенных рядом с пограничной линией укреплений обоих государств. Завоевательные планы Рима устремлялись прежде всего к захвату богатой, торгово-ремесленной Месопотамии, наследницы древнейшей культуры тигро-евфратского Междуречья. Населенная земледельцами и ремесленниками - арамейцами, она была издревле страною ремесла и торговли. Как об этом свидетельствуют археологические раскопки, текстильное производство достигло здесь достаточно высокого уровня развития, выработав самостоятельно от египетско-сирийского ремесла комплекс технических навыков и приемов. Успешно развивались здесь гончарное и кожевенное производство и строительная техника. Наличие как в самой Месопотании, так и в соседних с ней областях значительных масс скотоводческого населения в лице арабов-бедуинов имело также в глазах Рима важное военно-стратегическое значение. В условиях парфяно-римской вражды арабы часто выступали в качестве ставленников обоих враждующих государств. Такова история арабского государства Пальмиры, возникшего в I веке нашей эры на торговом пути между Ефратом и Средиземным морем (существ. до 273 года), и государства Хиры, возникшего на противоположной (северозападной) стороне Сирийской пустыни.

Вторым об'ектом, к захвату которого стремился Рим, являлась Армения, населенная мужественным и храбрым народом. Она также была расположена на важнейшем участке торгового пути, ведшего из Китая и Индии на Запад (Аму-Дарья, Кавказ, Черное море), и находилась примерно на одинаковом с Месопотамией уровне экономического и культурного развития.

Парфия стремилась расширить свой владения присоединением Западной Аравии, Малой Азии и Египта, то есть довести свои владения до тех пределов, которыми в свое время владели Ахемениды.

Последнее крупное столкновение между Римом и Парфией началось в 198 - 199 году, когда римский император Септимий Север вторгся в Месопотамию и захватил Ктезифон, уведя в плен 100 тысяч подданных парфянского царя.

Борьба продолжалась со значительным перевесом на стороне римлян вплоть до императоров Макрина (217 - 218) и Элагобала (218 - 222), когда одному из двух правивших в то время в Парфии царей - Артабану V (208 - 224) - удалось вновь отвоевать захваченную римлянами Армению, восстановить свою власть в большей части Месопотамии и нанести двукратное поражение римлянам под Нисибисом.

Но последовавшее за этим выступление одного из царьков, правивших в области Фарс1 , - Арташира (224 - 241) - навсегда покончило с господством в Иране парфянской династии и вместе с тем положило конец политической раздробленности Ирана. С этого момента и датируется начало правления в Иране сасанидской династии.

Со времени появления в буржуазной исторической литературе работ "Th. Nol-

1 Иранская югозападная область.

стр. 85


Арташир I Папакан.

deke. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden". Leyden 1879. A. Christensen "L'empire des Sassanides: le peuple, I'etat, la cour". Kobenhavn. 1907, "Le regne du roi Kawndh I et le communisme mazdakite" Kobenhavn. 1925, историю сасанидского Ирана стали рассматривать как историю династии, правившей с самого начала и до конца при развернутом феодальном строе. Эта мысль, высказанная обоими упомянутыми историками, обосновывается ими путем сравнения средневековых европейских институтов с сасанидским, путем проведения знака равенства между отдельными категориями сасанидского общества и европейского средневековья.

Между тем анализ авестийских преданий даже этих историков приводит к выводу о наличии в иранском обществе времени создания Авесты1 пережитков родового уклада, не утерявшего полностью своего значения и при Сасанидах. Основой этого уклада была семья (лафа), центром семьи - дом; несколько родственных семей составляло клан (таума), центром которого было селение (вис); несколько кланов образовывало племя (занту); область, населенная племенем, носила название дахиу, а родовой владетель - дахиу-пати. Весьма детализированный кодеке определял жизнь такого рода-семы. Базируясь на охране родовой собственности, он предоставлял неограниченную власть мужчине-владыке семьи - и сохранял ряд древних, родовых пережитков, как кровно-родственный брак, особенно распространенный среди родоплеменной верхушки. Положение женщины, выходившей замуж, строго регламентировалось восходившими к глубокой древности традициями. Эти традиции различали пять видов положения замужней женщины: 1) падиша-зан - привилегированная супруга, 2) оваг-зан - жена-единственная девочка в семье родителей, 3) садар-зан - женщина, принятая в род со стороны, 4) чагар-зан - женщина, вышедшая замуж второй раз, 5) худ-сарайзан - женщина, вышедшая замуж без согласия родителей. Ребенок-продолжатель рода - целиком находился в распоряжении отца. Если умирал муж, то на оставшейся бездетной вдове обязан был жениться ближайший родственник с унаследованием имущественных прав покойного; если не оставалось в живых законных мужа и жены, продолжателем рода оказывался ближайший по мужской линии родственник; во всех таких случаях ребенок, происшедший от нового брака, рассматривался как потомок ведущего члена рода. Дети, происшедшие от второго брака женщины, бездетной в первом браке, также считались наполовину принадлежавшими первому мужу.

Было бы, конечно, совершенно неправильным считать, что авестийские законоположения полностью отражают родовые отношения в позднепарфянский или раннесасанидский периоды. В тех же преданиях Авесты можно найти ряд мест, свидетельствующих о начавшейся внутри родового строя классовой диференциации, приведшей к образованию каст - сословий.

Авеста называет четыре таких касты: 1) атрава - жрецы, 2) ратаесто - воины, 3) вастриофшюйон - земледельцы и 4) хуитис - ремесленники. Но все же крепость связей по признаку принадлежности к одному роду, по свидетельству ряда источников, сохранялась на протяжении длительного периода иранской истории и простирается на времена даже более поздние чем период господства Сасанидов. Только по принадлежности к иранскому шахру (древнеперсидское Кшатра, буквальное обозначение - "власть, носящий власть") определяли свободу и благородное происхождение члена общества. Не принадлежавшие к иранскому племени, ан-Иран, были вместе с тем и ан-шахри, то есть людьми, лишенными права быть свободными. Сослав этих ан-шахри был весьма разнообразен: к ним причислялись и рабы в настоящем значении этого слова, и люди, формально именовавшиеся рабами, но фактически быв-

1 Авеста - священная книга зороастрийцев. Дошедшие до нас части Авесты были составлены в. III-IV. веках нашей эры при Сасанидах.

стр. 86
шие сами эксплоататорами, как например богатое арамейское купечество, и, наконец, арабы-кочевники, входившие в качестве вспомогательных отрядов в состав иранского воинства.

Указания о существовании в парфянском и сасанидском Иране рабовладельческого института, включающего и домашнее рабство и рабов, занятых в сельском хозяйстве и ремесле, имеются и в литературе, современной Сасанидам (сасанидский судебник), и в позднейшей, написанной на арабском и новоперсидском языках. Ни одно из победоносных иранских нашествий не обходилось без увода в плен огромных масс жителей завоеванных областей, без обращения этих пленников в рабство. Термин "бардэ", соответствующий русскому "полонянин", означал именно такого раба, человека, ставшего рабом путем военного захвата. Значительная часть обращенных в рабство, главным образом ремесленники, использовалась для обслуживания интересов господствующей верхушки общества; основная же масса рабов направлялась на самые тяжелые я трудоемкие работы, связанные с ирригацией и строительством. Характерно, что так называемые глиняные, или земляные, работы считались на Востоке работами, не достойными свободного члена общества, на протяжения длительного времени после падения Сасанидов.

Однако, как ни крепки были родоплеменные связи, как ни сильны были рабовладельческие пережитки в иранском обществе, внутри иракской сельской общины, которая многими своими чертами напоминает индийскую сельскую общину, гениально описанную Ф. Энгельсом, уже зарождался новый тип общественно-производственных отношений. Уже начался процесс классовой диференциации свободного иранского населения, при котором меньшинство членов общества превращалось в класс эксплоатирующий (родоплеменная верхушка, сословия жрецов, воинов), а большинство свободного крестьянства (каста земледельцев) - в класс эксплуатируемых.

Для того чтобы обуздать недовольство закабаляемого, недавно еще свободного и равноправного сословия земледельцев, господствующая верхушка нуждалась в сильной, централизованной власти. Приход к власти в Иране новой династии шахов - Сасанидов - и означал оформление этой централизованной власти.

В период правления в Иране парфян централизованная власть фактически отсутствовала. Из летописи завоеваний Арташира I также явствует, что Иран того времени делился на множество владений, зачастую совершенно независимых от центральной власти.

Подобное положение не могло сохраняться дольше потому, - что ослабляло силы Ирана в его длившейся 200 с лишним лег борьбе с Римом.

Югозападная область Ирана - Фарс - с ее священными еще во времена Ахеменидов городами Истахром (греческий Персеполис) и Пасаргадами стала центром борьбы иранской аристократии. Здесь же находилось могущественное зороастрийское духовенство. Движение, возглавленное Арташиром, встретило поддержку как со стороны фарсской знати, так и со стороны духовенства. Среди иранской знати началось движение против господства парфянской династии.

Личность Арташира, основателя сасанидской династии, окружена многочисленными легендами, носящими все признаки позднейшего их происхождения. Согласно этим легендам, род Арташира возводится через предков Сасанов (откуда название династии) к роду царей Ахеменидов. Другая версия выводит происхождение Арташира из мелкого владетельного рода, находившегося на службе у парфян. В сохранившейся надписи сам Арташир именует себя "царем царей (арамейский малькан малька), сыном божественного Папака"1 .

В 224 году Арташир, усилившись присоединением к нему парфянских вассалов, восстал против Артабана V. В битве в Сузиане (современный Хузистан) он одержал победу над последним представителем парфянской династии, который и погиб в этой битве. В 226 году в руки Арташира перешел Ктезифон, а вскоре - и все земли, на которые ранее распространялось владычество парфян. Сохранившийся барельеф на скале рисует эту победу ввиде сцены вручения богом Ормуздом символа власти Арташиру: бог и царь сидят на конях, под ногами копя Арташира - поверженный Артабан, под ногами коня бога - властитель зла Ариман. "Бог оказал свою милость, установил единство и запечатлел свою благосклонность, дав мне власть над своими слугами и странами, чтобы утвердить религию и царство", - так передает слова Арташира один из арабских переводов сасанидской хроники.

Основатель сасанидской династии обрисован в дошедшем до нас предании не только как завоеватель, но и как законодатель, возобновитель и распространитель якобы забытого при парфянах зороастризма. Приписываемое Арташиру положение "Алтарь и трон неотделимы" нашло свое выражение во всей дальнейшей государ-

1 Отсюда, от имени отца Арташира, он носит название Арташир Папакан.

стр. 87


Бог Ормузд. С барельефа, изображающею передачу символа власти Арташиру I.

ственной практике Сасанидов вводе создания государственной церкви, жрецы которой исполняли функция воспитателей, учителей и судей. Арташиру же приписывается установление строгой, кастовой регламентации сословий. Описывая эти последние, арабский историк X века Масуди сообщает ряд правил, ограничивавших принадлежность к той или иной касте. К ним относятся: ограничения, связанные с физическими недостатками (распространенные в период господства сасанидской династии и на самих членов этой династии в отношении права унаследования верховной власти), ограничения, связанные с выполнением "низких" профессий (в число таковых попадали также профессии медика и ткача), и главным образом ограничения, связанные с происхождением. Аммиан Марцеллин сообщает об особом положении касты жрецов-магов: "Они живут в селениях, не укрепленных стенами, им разрешено жить по своим особым законам, и из уважения к религии они пользуются высшем почтением". Строгий регламент руководил жизнью члена, касты от самого рождения до смерти, возводя в тягчайшее преступление малейшее уклонение от предуказанных норм. "Законы у них (персов), - сообщает тот же Аммиан Марцеллин, - очень суровы, выдаются своей жестокостью постановления против неблагодарных и дезертиров, ужасны и другие, по которым за вину одного гибнет весь его род". Строжайшая обособленность каст усиливалась установлением для каждой касты отдельных храмов: храм Фробы - для духовенства, Гушасп - для воинов, Бурджин-михр - для земледельцев. Кардинальные изменения были произведены Арташиром и в области государственного управления. Свирепо преследуя малейшие проявления самостоятельности или независимости со стороны местных правителей, Арташир создал ту систему управления, о которой Ф. Энгельс говорил как об "упорядоченной персидской монархии Сасанидов"1 . Иран превратился в централизованное государство, во главе которого стоял царь царей (шахам шах). Ближайшими его помощниками были: глава духовенства (мобедан-мобед), командующий войсками (еран-спахбед) и чиновник, заведывавший финансами и продовольствием (Вастриошансалар). Отдельные провинции управлялись назначенными лично царем сатрапами. Деятельность этой высшей администрации опиралась на разветвленный бюрократический аппарат, составлявший одно целое с зороастрийской церковью.

Захватив власть, Арташир унаследовал от парфян и их борьбу против Римской империи. "Он (Арташир), - сообщает Геродиан, - претендовал на обладание неоспоримыми правами на все азиатские провинции, каковые находятся между Ефратом, Эгейским морем и Пропонтидой". Сообщение Геродиана находит подтверждение в приведенном у Аммиана Марцеллина письме Шапура II к императору Констанцию; вопрос мира в этом письме ставится в прямую зависимость от возвращения в пределы Ирана Мессопотамии и Армении.

Разгромив и убив последнего парфянского царя, Арташир I вступил в прямое столкновение с римскими войсками. Его сын и наследник Шапур I (241 - 272) в первой войне против императора Геродиана IV (241 - 242), взяв богатую Антиохию, дошел до Средиземного моря. Второй поход увенчайся небывалой победой иранского войска - был захвачен в плен сам римский император Валериан (258). Все уведенное в плен римское войско было использовано на постройке плотины и шлюза на реке Каруне: построенные римлянами сооружения сохранились до XIX века и были известны среди иранского населения под названием "плотины цезаря" (баяд-и-кайсар). В память об этой победе на скале был выбит огромный барельеф, изображавший царя-победителя и плененных им римлян во главе с римским императором. Правда, уже третий поход Шапура через Тавр на Цезарею в Малой Азии закончился неудачно. Тщетно последующие за Шапуром пари Бахрам I (273 - 276) и Бахрам II (276 - 293) пытаются взять реванш. По условиям мира, заключенного в 297 году царем Нарсе, к Риму отошли и Армения и Месопотамия. Лишь Шапуру II, прозванному Великим (309 - 379), современнику десяти римских императоров - от Валерия до Валентиниана II, - удается воз-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXI, стр. 494.

стр. 88
вратить потерн предыдущих шахан-шахов (войны 337 - 350 годов, 359 - 361 годов, 371 - 376 годов). При нем же борьба против римской экспансия начинает проникаться религиозными мотивами. Установление христианства как государственной религии Римской империи при Константине Великом (306 - 337) и распространение его в оспариваемых обоими враждующими государствами областях вызвали гонения со стороны Сасанидского государства на армяно-месопотамских христиан.

Результатом этой более чем двухвековой борьбы Права с Римом было следующее: восточная часть Армения с 430 года, стала провинцией Ирана; начиная с V века Византия была совершенно оттеснена от берегов Каспийского моря; Сасаниды стали монополистами и в морской торговле между Ближним Востоком, Индией и Китаем. Даже "эфиопам не было возможности покупать шолк у индов, - жалуется Прокопий Кесарийский, - ибо персидские купцы, населяя смежную с индами область и приезжая в порты, куда пристают индийские суда, обыкновенно покупали у них все грузы". Каковы бы ни были отдельные эпизоды этой двухвековой борьбы с Римом, Сасаниды в конечном итоге справились с той задачей, которая не могла быть разрешена менее централизованным парфянским государством.

3

За двухвековой период господства. Сасанидов произошли большие изменения внутри иранского общества.

Изучение исторической наукой средневековой навигации привело к установлению факта большого влияния форм сасанидского мореходства на арабское, а через последнее - на европейское кораблевождение. Исследователи военной история единодушно приходят к выводу о высоком уровне сасанидской военной техники в X веке. Найденные памятники материальной культуры говорят о выдающемся мастерстве сасанидских ремесленников. Вместе с развитием техники и ремесел продвинулось вперед и развитие науки и искусства. Между тем Сасанидское государство неукоснительно хранило патриархальные формы кастового строя. Еще при Шапуре I, сыне Арташира, в западной части Ирана была основана прославившаяся впоследствии медицинская школа, но профессия медика считалась, с точки зрения кастового строя, "низкой" профессией; иранское текстильное ремесло пользовалось заслуженной славой далеко за пределами окружавших Иран стран, профессия же ткача также считалась "низким" занятием. Как бы ни были велики вес и реальное значение того или иного лица, все же человек "нечистого", внекастового происхождения стоял в правовом отношении ниже самого последнего члена касты. Презрительное отношение к купцу как представителю "нечистого" занятия зафиксировано в замечательном эпосе Фердоуси1 , черпавшем, как известно, свой материал из утерянных сасанидских хроник (например рассказ о "благородном" водоносе Ламбеке и "неблагородном" купце - ростовщике Барахраме и др.). Торгово-ремесленное население Месопотамии: особенно сильно страдало от стеснений кастового строя. "Если вся тяжесть военной службы падала на собственно иранское население, - говорит один из исследователей, - то налоги составляли тяжелейшее бремя богатой "Вавилонии". Сохранившийся со времени Шапура II документ (шахское распоряжение) целиком подтверждает это.

Не менее крупные изменения произошли и в аграрных отношениях Ирана. Унаследованная впоследствии арабами сасанидская поучительная литература, всевозможные "завещания", "советы", приписываемые царям и визирям, прославляют заботы этих последних об устроении селений и городов, о проведении каналов и вообще о расширении культурной полосы земли. Дошедшие до нас хроники неизменно включают в жизнеописание каждого шаха династии Сасанидов список основанных им городов и селений; многие из этих последних в настоящее время не существуют, и об их местоположении можно судить только на основании указаний арабских географических сочинений IX-X веков, когда эти города и селения еще существовали. При внимательном рассмотрении этого списка можно заключить, что основывались эти города и селения в большинстве случаев в местностях, известных впоследствии как районы наибольшего процветания сельскохозяйственных культур, что основание того или иного города обязательно сопровождалось ирригационными, иной раз очень крупными, работами, что время основания большинства этих городов и селений падает как раз на рассматриваемый нами период. Таким образом, можно с достаточной уверенностью утверждать, что за двухвековой период правления Сасанидов произошло значительное расширение посевной площади. Все эти работы производились пленниками, которые постоянно пополняли состав рабов. При этих условиях распределение пленников между начальниками сасанидского вой-

1 Абу-ль-Касим Фердоуси (934 - 1027) - автор "Шах-номэ", грандиозного свода эпических преданий и исторических хроник домусульманского Ирана.

стр. 89


Барельеф на скале, изображающий передачу символа власти богом Ормуздом царю Арташиру I.

ска означало не только увеличение гаремов и состава домашних слуг (хотя и это имело, конечно, большое распространение), но главным образом расширение возможностей иранской знати в так называемых делах "благотворительности", то есть в прорытии каналов и устроении селений. Результатом этой "благотворительности" был переход в руки знати больших земельных участков на основании древнего права арабо-иранского Востока, согласно которому владельцем земли неоспоримо признавался тот, кто первый оросил ее. При постоянном земельном голоде в стране, где большая часть территории занята пустыней и горами, иранской знати было невыгодно применять на этих отвоеванных у пустынь землях труд рабов, требовавший тщательного контроля: они предпочитали отдавать свою землю в аренду свободным производителям.

Общий хозяйственный под'ем страны, развитие товарооборота также способствовали выделению из общинного хозяйства частного, индивидуального владения. Уже Бахрам II (276 - 293) щедро раздавал земельные наделы своим приближенным. Захват пригодных для сельского хозяйства земель продолжается и в последующие царствования. При Бахраме V (420 - 438) это явление получило настолько широкое распространение, что некоторые историки, рассматривающие сасанидский период как вдоху развитого феодализма, называют этого шаха "дворянским государем". Недавно свободный и уважаемый член иранской касты земледельцев становился зависимым от владельца земли. В V веке земледельческое трудовое население теряет право самостоятельно распоряжаться продуктами своего труда.

Закабаление свободного общинника, превращение общинной земли в индивидуальную собственность глубоко взрывают всю систему существовавших до того социально-экономических отношений. Голод и эпидемии - частые гости на Иранском плоскогорье в V веке. Имущественное неравенство становится настолько разительным, что даже арабо-персидские переводы сасанидских хроник, вообще говоря, не отличавшиеся сочувственным отношением к трудовым массам, и те признают, что большинство народа в этот период составляли бедняки, неимущие (дервиши). Один из рассказов о царствовании Бахрама V сообщает, что в результате неистовых поборов и притеснений из Сасанидского царства бежали все, кто мог. Замки-крепости, подробное перечисление которых мы находим у арабских географов, высятся, повидимому, нередко среди безлюдных пространств, брошенных разоренными земледельцами. Слово "шахр", означавшее еще недавно, как мы видели, понятие власти, господства иранского племени над иноплеменниками, обозначает теперь центр господства иранской аристократии над массой земледельцев, в том числе и иранских. "Было установлено, - повествует один из персидских источников о легендарном царе Минучихре, - чтобы в каждом селении был народ, а в каждом шахре начальник, глава, который обладал бы над народом полной властью и весь народ был бы подчинен ему". Шахр - местопребыва-

стр. 90


Блюдо - Хосров I. Ануширван среди своих военачальников; внизу - его сын Ормазд охотится на горных баранов.

Гос. Эрмитаж.

ние этого начальника - представлял в одних случаях просто крепость-замок, где жили сам вельможа, его дружина, многочисленные домашние рабы мужского и женского пола, помещалась казна, оружейные и иные мастерские, в других - крепость, окруженную торгово-ремесленным селением. Конечно, не все представители знати являлись обладателями такого шахра. Надпись на барельефе Шапура I в Хаджи-Абаде дает следующее распределение господствующего класса по категориям: 1) властители государств, обладатели шах(т)ра, шахрадары; 2) сыновья кланов (виспуры); 3) благородные (вазурган) и 4) свободные (азаты) - самая многочисленная, низшая прослойка. Но вся знать, сколь бы ни были отличны отдельные ее категории, представляла собой единый господствующий класс.

Происшедшие изменения в социально-экономических отношениях нашли свое отражение и в структуре государственной власти. Принцип наследования по завещанию или распоряжению умирающего царя заменяется принципом выборности. Согласно преданию, первым таким избранным (во чреве матери) на трон государем был Шапур II Великий. После его смерти в начавшейся династической борьбе иранская знать, устранив законного наследника, выставляет своего кандидата на престол. Бахрам IV (388 - 399), Иездегерд I (399 - 420), Бахрам V (420 - 438) вели ожесточенную борьбу со знатью и, невидимому, погибли насильственной смертью. По свидетельству ряда источников, на этот же период падает установление совета, родовой знати для выборов законного шаха. Но эта поправка к зиждившейся на кастовом строе государственной системе не могла удовлетворить землевладельцев, стремившихся к упразднению касты свободных земледельцев.

Полный переход от старых, дофеодальных производственных отношений, рождение нового, феодального общества не могли совершиться мирно, без конфликтов. Устранение старых порядков и установление новых в области производственных отношений могли произойти только насильственным путем, только пройдя через ряд длительных и глубоких социальных движений угнетенных народных масс.

"На основе конфликта между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, на основе новых экономических потребностей общества возникают новые общественные идеи"1 . Эти идеи в условиях того времени, при сравнительно низком уровне развития науки, неизбежно облекались в религиозную формулу.

1 "История ВКП(б)", стр. 125.

стр. 91


Блюдо или чаша - "Часы Хосрова Парвиза" - выход лунного божества.

Гос. Эрмитаж.

4

Ограниченное количество исторических свидетельств не дает нам возможности определить полностью систему религиозных воззрений народов, населявших Иранское плоскогорье. Выступление на историческую арену сасанидской династии было тесно связано с фактом восстановления древней религии, которая при господстве парфян терпела значительный ущерб. По памятникам богословской литературы, восходящим к оригиналам IV-VI веков (отрывки из священной книги Авесты, толкование к ней Зенда и т. д.), господствующее в Иране при Сасанидах религиозное мировоззрение может быть представлено в следующем виде. В основе зороастрийских (то есть ведущих свое происхождение от пророка Зороастра, время жизни и деятельности которого в исторической науке определяется весьма предположительно) религиозных воззрений при Сасанидах лежал дуализм, признание двух начал, правящих мировым порядком: бога, добра Ормузда (Ахура-мазда) и бога зла, Аримана (Ангра-майниу). Оба эти бога имели в своем распоряжении армию духов: Ормузд - 6 Амеша-Спента, "бессмертных святых", являвшихся каждый в отдельности покровителем различных живых существ, ниже стояли многочисленные Язата, делившиеся в свою очередь на духов небесных и земных. Сам Зороастр - пророк и основатель религии - был главою земных духов. Армия добра противостояла армии зла, руководимой Ариманом, ее составляли духи (дивы, друджи, дерванты, пери и т. д.), представлявшиеся в образе чудовищ. Борьба двух начал определяла, согласно учению зороастризма, развитие человеческой жизни и человеческой истории.

Борьба масс против все возраставшего социального неравенства нашла свое выражение в форме религиозного движения, известного под именем манихейства. Христианство оказало сильное и непосредственное влияние на это религиозное учение. Найденные в начале текущего столетия в Центральной Азии, к северу от Турфана, документы на пехлевийском (среднеперсидском) и турецком языках значительно расширили наши сведения о сущности этого учения и об его основателе Мани. Мани родился в 215 году в Вавилонии. Свою проповедническую деятельность он начал в 241 году, при восшествии на престол Шапура I, который, по рассказам хроник, вначале было склонился к учению новоявленного пророка, но затем вновь вернулся в лоно правоверного зороастризма. Вынужденный бежать за пределы родины. Мани побывал в разных странах (в Туркестане, Индии, Центральной Азии, Китае), проповедуя там свое учение. Создавшаяся еще

стр. 92
при его жизни церковная организация носила следующий характер: во главе ее стояли 12 апостолов - учителей, за ними следовали 72 ученика - епископа, далее шли священнослужители, дьяконы, монахи, наконец общая масса верующих.

Пробыв в изгнании в течение всего правления Шапура I и Ормазда, Мани в 273 году, при Бахраме I, вновь возвратился в Иран; арестованный вскоре по проискам зороастрийского духовенства, он был казнен в 275 году в городе Гунд-и-Шапуре. Мани известен также как изобретатель особого алфавита и как художник-каллиграф.

В манихейской религиозной концепция сочетаются строго последовательный принцип дуализма с мрачным и пессимистическим выводом - отрицанием "добра", то есть существующего порядка, откуда вытекал призыв к аскетизму и безбрачию как единственному средству прекратить вместе с физическим существованием царящее на земле "зло". Являясь реакцией на вопиющее социальное неравенство, манихейство в условиях кризиса всего средиземноморского мира получило быстрое и широкое распространение ввиде ряда манихействующих ересей. Преследования, последовавшие за казнью Мани, вынудили верующих бежать на Восток, за пределы Ирана; результатом этой манихейской эмиграции было дальнейшее распространение этого учения среди турецких племен Центральной Азии. Манихейство оказало сильное влияние на революционное движение Ирана, связанное с именем главы движения Маздака.

Конец V века ознаменовался для Права общим хозяйственным и политическим кризисом. В Армении и Грузии вспыхнули восстания против иранского господства. Когда в 484 году в битве с наступающими кочевниками на Востоке погиб царь Пероз (Фируз), последние захватили ряд восточных областей и наложили дань на Иран. Одновременно продолжал развиваться процесс децентрализации высшей власти я усиление политического влияния аристократических родов, в руках которых фактически была сосредоточена вся военная и гражданская власть. Избранный этими аристократическими родами на престол после гибели Пероза, Валаш (484 - 488) оказался всецело под влиянием Зармихра из рода Карена; собранные на личные средства последнего войска вынудили кочевников пойти на ряд уступок. По заключенному с ними договору, был возвращен из плена сын Пероза - Кавад. В 488 году знать сместила Валаша и возвела па престол Кавада. При нем и началось революционное движение народных масс, возглавляемое Маздаком.

О личности Маздака, сына Бамдада, мы знаем очень мало. Основным, что отличало его учение от манихейства, было признание за богом добра качеств свободы и разума, а за богом зла - качеств случайности и отсутствия разумности. Эта оптимистическая поправка к мрачному, аскетическому учению Мани создавала необходимую предпосылку для активных политических выступлений. Победа бога добра над богом зла могла быть осуществлена на земле путем уничтожения зла, уничтожения социальной несправедливости. Маздакитское движение выдвигало требования общности имущества, равенства потребления и т. п. "Да будут разделены блага между людьми, ибо все рабы великого бога, - приказывал Маздак, - все - дети Адама, все нуждаются в одном и том же. Да отдаст один другому свое богатство, чтобы не было нищеты, бедности, чтобы все были равно наделены житейскими благами". "Он (Маздак), - гласит другой источник, - сделал общим между людьми движимое и недвижимое имущество, женщин, рабов и рабынь с тем, чтобы ни у кого не было излишка ни в чем".

Наличие в программе маздакитского движения таких пунктов, как требование общности рабов и жен (положение последних в тогдашнем Иране фактически мало чем отличалось от положения рабов), свидетельствует о том, что Иран находился тогда не на стадии окончательно сложившихся феодальных производственных отношений, а лишь на стадии рождения феодализма из недр рабовладельческого строя.

Ближайшим поводом к возникновению маздакитского движения был голод, охвативший почти всю иранскую территорию. Очень быстро движение приобрело массовый характер. Перед лицом массового движения началась борьба внутри господствующего класса - между феодальной аристократией и сторонниками сохранения кастового строя. Низложенный аристократами Кавад был заключен в государственную тюрьму - "башню молчания", - откуда ему удалось бежать к восточным кочевникам, при помощи военного содействия которых он в 498 году вновь возвратился в Иран. На период второй половины правления Кавада (498 - 531) падают войны с Византией и вторжение хазар, ставших наряду с восточными турками постоянное угрозой сасанидскому государству.

Несмотря на утопичность целей, выражавшихся в требовании вернуться назад, к золотому веку общинных порядков, маздакитское движение было по существу движением массовым и революционным. Оно было протестом эксплоатируемых против эксплоатации. В этом его сила и значение. Но движением была охвачена только часть трудящегося населения, а именно иранцы по происхождению. Это ослабило

стр. 93
размах движения и явилось причиной его поражения. Маздакизм изолировал себя от возможных союзников в борьбе, ограничил сферу своего распространения, не вызвал подражания даже в тех странах, где были же предпосылки для подобного движения.

Но несмотря на эти недостатки социальные последствия этого до сих пор еще мало исследованного периода, иранской истории были настолько велики, что только внимательное рассмотрение больших и многообразных задач, поставленных этим движением, может дать ключ для решения многих спорных вопросов истории как сасанидского Ирана, так и возникшего на его развалинах арабского халифата.

В конце 528 или в начале 529 года маздакитское движение потерпело поражение. Многие участники движения, в том числе и Маздак, были убиты, другие - бежали.

Маздакизм еще долгое время оставался программой ряда крестьянских выступлений в Иране. Шахрастани, написавший историю религиозных сект и учений, утверждает, что еще в его время (XII век) существовало четыре маздакитских толка, распространенных от Ахваза (Южный Иран) до Средней Азии включительно.

5

Маздакитское движение оказалось не в силах приостановить процесса феодализации, но оно, несомненно, придало этому процессу своеобразные, специфические для Ирана формы. Вступивший после Кавада на престол сын Кавада, Хосров I Ануширван (531 - 573), унаследовал большое количество пустующих земель, владельцы которых или погибли во время восстания или бежали. Эти земли поступили целиком в распоряжение шаха, который назначил на них своих, шахских, управителей. Присоединение к шахским владениям значительной части принадлежавшей ранее рати земли не могло не ослабить удельный вес землевладельческого класса.

Закабаление земледельца, поголовное обложение налогом всего трудового населения, увеличивало денежные ресурсы шахов. В сасанидских казначействах скопились огромные запасы драгоценного металла. По свидетельству хроники, годовой доход шаха Хосрова II Парвиза (590 - 628) составлял на тридцатом году его правления сумму, приблизительно равную 1 миллиарду 400 миллионам довоенных франков (A. Christensen). Наличие не разрушенных до конца родовых связей дало возможность Сасанидам VI-VII веков в борьбе против феодалов использовать в своих интересах антифеодальные настроения народных масс. Поколебленный сасанидский деспотизм стремился использовать кастовые интересы земледельцев, чтобы с их помощью восстановить прежнюю мощь деспотии. В этом отношении представляет особый интерес фигура наследника Хосрова I - шаха Ормазда IV (578 - 590). В феодальных хрониках этот шах неизменно выводится как отрицательная фигура, с презрительной кличкой "сын турка". По явно преувеличенным цифрам, он якобы казнил 13 тысяч представителей знати и духовенства. Наряду с этим фактом те же хроники передают рассказ о заботах шаха о жителях деревень. При нем было издано распоряжение, запрещавшее войскам при проходе через сельскохозяйственные районы касаться урожая жителей. По преданию, когда лошадь Хосрова Парвиза, сына Ормазда, забрела в чужой посев, шах приказал сыну ослепить правонарушительницу и уплатить потерпевшему причитающееся вознаграждение. Память о последних Сасанидах, искавших поддержки в народе, была жива в народе и в IX-X веках, о чем свидетельствуют сообщения хроники о многочисленных крестьянских восстаниях, которыми изобилуют эти века, шедших под знаменем реставрации сасанидского престола, впротивовес арабскому халифату. Все эти обстоятельства привели к тому, что в Иране рождение феодального строя на первых порах не привело к устранению абсолютной, неограниченной деспотии.

При Хосрове I Ануширване было восстановлено разрушенное маздакитами деление общества на касты, но это деление носит теперь уже новые черты. "Мы не видим более почетного крестьянского сословия, - так формулирует В. В. Бартольд происшедшую перемену. - Во главе государства стоят три советника: глава духовенства, глава военной аристократии и глава светских чиновников. Светское чиновничество создалось как новое - третье - почетное сословие наряду с духовенством и военной аристократией. Вместо свободного крестьянства теперь не только в Персии, но и в Средней Азии появляется крестьянство, целиком зависимое от власти помещика. Слово дехкан, которое ранее означало свободного земледельца, теперь стало означать помещика".

Вторым, не менее существенным мероприятием Хосрова I было установление налогового кадастра. Древний, патриархальный обычай, согласно которому иранские общины несли военные обязанности, а вся тяжесть налогового бремени перекладывалась на неиранское население, сменился теперь законом о государственном обложении налогом всего населения, причем натуральная форма налога была в значительной степени заменена денежной. Поземельный налог (армейско-пахлейский хараг, араб-

стр. 94
ский харадж) стал взиматься ежегодно по строго определенной таксе с каждого гериба (2400 квадратных метров) земли сообразно сельскохозяйственной культуре, возделываемой на этой земле. Общим стало и обложение личным налогом в 14 - 18 дирхемов с человека (пехлейский - гезит, арабская - джизия) всего населения в возрасте от 20 до 40 лет. Привилегированное положение феодальной верхушки подчеркивалось освобождением от этого налога воинов, жрецов и чиновников.

Реформы Хосрова I коснулись и "городского сословия". Купец-ростовщик, городская верхушка получили доступ в охраняемый прежде кастовыми нормами государственный аппарат. Они становятся членами касты чиновников, нередко занимают высшие государственные должности, как например должность вастриошансалар1 .

Таким образом на смену обществу III века, не изжившему еще рабовладельческих отношений, явилось в V веке феодальное общество с двумя основными классами: классом помещиков и классом закабаленных крестьян. Для "городского сословия" создались условия, напоминающие положение торгово-ремесленной части европейского города в период существования развернутых феодальных отношений.

Устранение пережитков рабовладельческого строя создало условия для нового развития производительных сил Ирана, для нового хозяйственного и культурного под'ема. О росте мировой сасанидской торговли свидетельствует топография кладов сасанидских монет, находимых в весьма удаленных от Ирана районах (Урал, Швеция, Германия). Сасанидская техника в выделке различных изделий, металлических и текстильных, достигает в это время такого высокого уровня, что становится фактором, влияющим на развитие техники и стиля в разных странах Востока и Запада. Ктезифон (прозванный арабами Мадаин, что значит в переводе "город"), столица сасанидской империи на реке Тигре, становится поистине мировым центром. Блеск и роскошь сасанидского двора поражали даже привыкших к константинопольской роскоши византийцев. Портал Хосрова, Белый замок и прочие дворцовые строения считались чудом строительства того времени. О грандиозном размахе строительных работ свидетельствуют как сохранившиеся памятники, так и рассказы хроник. "Так как город Антиохия, - передается в одной из них, - и ее здания понравились Ануширвану, он повелел составить точный план, каковой и послал своему наместнику в Мадаин, приказав соорудить в соседстве со своей резиденцией город, в точности похожий на Антиохию, имеющий те же размеры, улицы, дома, памятники, - одним словом все, что в нем заключалось, устроив таким образом, чтобы один город никак не отличался от другого".

Вместе с архитектурой процветало искусство орнамента, барельеф, скульптура, живопись, мозаика из камней и стекла. Уже упоминавшийся арабский писатель X века Масуди, большой любитель сасанидских древностей, оставил нам описание многих сасанидских памятников его времени, в том числе рукописи, украшенной миниатюрными портретами, изображавшими представителей сасанидской династии в заупокойных одеждах. Находящиеся в Государственном Эрмитаже сасанидские серебряные блюда, найденные большей частью в северовосточных районах европейской части нашей страны, сасанидские барельефы в Иране, Армении и т. д. подтверждают сделанное Аммианом Марцеллином наблюдение о преимущественном изображении сасанидскими художниками сцен из охотничьей жизни (охота была любимым занятием сасанидской знати) и животных. Раскопки в Ктезифоне, Фируз-Абаде, Пай-Кули, Персеполисе, Пасаргадах и других местах дают все новые и новые материалы, указывающие на высокую технику и сложность сасанидских искусств и ремесел.

В области музыки известен знаменитый певец Хосрова II Парвиза - музыкант Барбед (Фахлабед, по другому чтению), который являлся составителем сборника песен (хосреваният), распевавшихся при дворах феодальных властителей еще в X-XI веках. Наконец, и литература достигает в этот период блестящего развития. Кроме богословской зороастрийской литературы, обнимавшей все области знаний того времени, достигает полного расцвета художественная литература. В Иране начинает развиваться и переводная литература; наибольшую известность в этом отношении приобрел перевод индийского сборника нравоучительных рассказов "Калила и Димна", связанных с легендой о путешествии в Индию придворного врача Ануширвана Барзуи.

И все же этот блестящий век, связанный с именем двух Хосровов - Ануширвана и Парвиза, - как никакой другой период в истории Сасанидов, знаменует близость конца династии. Сколько ни обращались Сасаниды в поисках поддержки против феодалов к народной массе, закабаленное крестьянство оказывалось глухим к их призывам. Сколь силен ни был первый и самый могущественный феодал - шахан шах, рядом с ним развивались хотя и ме-

1 До рассматриваемого периода эта должность обнимала круг дел, связанных со взиманием поземельного налога; исполнявшие эту должность лица еще в V веке принадлежали к высшей родовой аристократии.

стр. 95
нее могущественные, но все лее достаточно крупные феодальные владения. Бахрам Чубин - колоритнейшая фигура конца VI века. Марзбан (правитель) Азербайджана, командующий противотурецкими войсками, был первым, кто осмелился надеть тадж (корону), не принадлежа к священному роду Сасана. Поддержка. Византии помогла Хосрову II Парвизу изгнать узурпатора. Но даже ловкая политика компромиссов со знатью не могла спасти последнего из сасанидских государей: в 628 году он был убит. Его сын Шируйе был смещен Шахр-Баразом, пытавшимся вторично после Бахрама-Чубина, но опять неудачно, захватить престол. В течение пяти лет со дня смерти второго Хосрова более десятка лиц занимало "трон из слоновой кости".

Феодальная борьба, сопровождавшаяся взаимоистреблением представителей господствующего класса и дальнейшим усилением эксплоатации крестьянства, привела после кратковременного расцвета опять к жесточайшей хозяйственной разрухе. Небрежное отношение к ирригационным сооружениям вызвало заболачивание плодороднейших побережий Тигра и Евфрата. Вслед за голодом разразилась эпидемия чумы. 16 июня 642 года на престол вступил последний из Сасанидов - Иездегерд III. В это время арабские отряды уже наводняли югозападные районы Ирана.

* * *

Еще при Каваде начался, после почти столетнего перерыва, ряд войн с Византией, не прекращавшихся уже до самого арабского нашествия. Эти войны велись с переменным успехом. В 542 году войска Хосрова I взяли Антиохию, но уже в 553 году иранцы потерпели жестокое поражение; в 579 году иранские войска понесли столь тяжелое поражение, что в плен едва не попал сам сасанидский государь. В 570 году Йемен, находившийся под властью Абиссинии, был завоеван сасанидским войском; в начале второго десятилетия VII века военачальники Сасанидов захватили одну за другой византийские провинции: Эдессу, Антиохию, Дамаск, Иерусалим, Цезарею, Киликию, даже Египет. Казалось, что план завоевания круга земель, которыми владели когда-то Ахемениды, был близок к завершению. Но уже через несколько лет обратное движение византийского войска перенесло центр военных действий под самые стены сасанидской столицы. Не менее ожесточенные бои велись на северо-восточной и северозападной границах против напирающих турецких племен.

В VI веке происходят значительные изменения в строении сасанидского войска. Неотъемлемой частью сасанидского войска наряду с рыцарской закованной в броню кавалерией стала пехота, составленная из крестьян. Для классовой структуры иранского общества того времени характерно свидетельство, найденное в одном из источников, о том, что наряду с действующими войсками существовали специальные отряды, цель которых была препяствовать дезертирству пехотинцев. Только глубочайшим недовольством установившимися порядками со стороны крестьянской массы иранского государства и можно об'яснить поразительные победы варварских арабских отрядов над могущественными и вооруженными по последнему слову тогдашней военной техники сасанидскими войсками.

В 636 году в битве при Кадисии (недалеко от Хиры) арабы, предводительствуемые сподвижником Магомета Саад ибн Аби-Ваккас, нанесли решительное поражение цвету сасанидского воинства под командой Рустема из Рея. В числе захваченной арабами добычи было и знаменитое боевое знамя (дерефш-и-кавиани), по преданию, украшенный драгоценностями фартук легендарного героя - кузнеца Кавэ, поднявшего в незапамятные времена этот свой фартук как знамя восстания против несправедливого царя Зохака. Битва при Нехавенде в 642 году была последней, в которой Сасаниды еще могли противопоставить арабам сколько-нибудь организованную силу. Иездегерд III бежал на Восток и в 651 году был убит близ Мерва. Иран стал одной из провинций возникшего арабского халифата.

В старой европейской востоковедческой литературе долго держался взгляд на возникновение арабского халифата как на явление, остановившее культурный рост Ближнего Востока, в том числе и Ирана. Эта мысль, правда, в сильно завуалированном виде, в настоящее время поддерживается и определенными кругами господствующих классов Ирана, черпающими свою аргументацию из убогого и грязного источника фашистской "науки".

Победа арабов, завоевание ими огромных территорий от Испании до Центральной Азии, усилила культурную связь между отдельными районами Востока и Запада, и только с момента возникновения халифата можно говорить о действительно мировом значении науки и культуры Ближнего Востока. Употребляя слова "халифат", "арабоязычная культура", нам следует всегда иметь в виду, что комплекс культурно-политических понятий, вкладываемых в эти слова, чрезвычайно сложен: возникшая на развалинах многих государственных образований культура арабского халифата была плоть от плоти культуры домусульманского общества. И вот, с этой точки зрения, иранский вклад в нее, как и вклад греко-римской культуры, был очень велик.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИРАН-ПРИ-САСАНИДАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. ЗАХОДЕР, ИРАН ПРИ САСАНИДАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИРАН-ПРИ-САСАНИДАХ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. ЗАХОДЕР:

Б. ЗАХОДЕР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1976 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3136 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
18 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИРАН ПРИ САСАНИДАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android