Libmonster ID: RU-7674
Автор(ы) публикации: Б. ГРАВЕ

Задачей Исторического факультета Ленинградского института истории, философии, литературы и лингвистики является подготовка историков-педагогов и научных работников. Оканчивающие Истфак должны быть подготовлены для работы в качестве ассистентов в высших учебных заведениях и научных сотрудников в научно-исследовательских учреждениях.

К началу нового учебного года на 5 курсах факультета учится 370 студентов. Кроме того при факультете имеется 3 курса аспирантуры с числом аспирантов 35 чел.

Партийная и комсомольская прослойка среди студентов определяется следующими данными: из 370 студентов - 53 члена и кандидата партии, 241 комсомолец. Социальный состав слушателей на 1 сентября 1935 г.: рабочих - 129 чел., крестьян - 57, остальные - служащие.

В истекшем учебном году помимо отсева из-за академической неуспеваемости (23 чел.) и болезни (8 чел.), 8 чел. были исключены как классово чуждые и враждебные элементы (связь с троцкистско-зиновьевской контрреволюционной группой).

Вследствие отсутствия классовой бдительности, а в ряде случаев при непосредственной помощи бывшего зиновьевско-троцкистского руководства ЛИФЛИ в лице Горловского на Истфак ЛИФЛИ удалось проникнуть чуждым и враждебным элементам, которые пытались использовать Истфак для контрреволюционной работы. Опыт прошлого года поставил перед Истфаком исключительно серьезные задачи в отношении нового приема. Новый набор должен обеспечить социально и академически ценный состав слушателей, которому может быть в дальнейшем доверена роль преподавателей истории и воспитателей молодого поколения.

Основной трудностью в работе Исторического факультета является недостаток профессорско-преподавательских кадров. Прежний преподавательский состав Истфака был крайне засорен чуждыми и враждебными элементами; среди преподавателей были участники контрреволю-

стр. 237

ционной троцкистско-зиновьевской группы. Они пытались использовать кафедры Истфака для протаскивания враждебных взглядов. Достаточно упомянуть о том, что они фактически изъялииз учебных программ историй пролетарской диктатуры и новейшую историю Западной Европы.

Из числа профессоров и преподавателей Института по одному только Историческому факультету было снято за связь с контрреволюционной троцкистско-зиновьевской группой 12 чел. В середине учебного года были заменены руководители ряда кафедр и курсов.

В настоящее время Истфак обновлен квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, среди которых имеются 2 академика, 1 член-корреспондент Академии наук, 16 профессоров; большинство из них имеют научные труды (академик Струве, академик Греков, процессоры Тарле, Ковалев, Кокин, Молок, Щеголев, Годес, Ульянов, Дрезен Викторов, Вознесенский, Знаменский и др.).

За истекший учебный год пришлось в корне пересмотреть весь учебный план 1934/1935 г. факультета, коренным образом противоречивший указаниям тов. Сталина я директивам ЦК ВКП(б) о преподавании истории и подготовке кадров историков, хорошо владеющих конкретным материалом и вооруженных марксистско-ленинской методологией. Учебный план факультета строился бывшим контрреволюционным, зиновьевско-троцкистским руководством Института случайно и стихийно. Например, руководители Истфака при составлении учебного плана исходили прежде всего из наличия в Ленинграде научных сотрудников, желающих взять на себя преподавание той или иной дисциплины, независимо от ее удельного веса и значения. Вместо специализации студентов по основным 5 разделам, намеченным ЦК ВКП(б), их специализировали по музееведению, по истории религии, причем бывший руководитель кафедры по истории религии - зиновьевец Маторин - систематически протаскивал в читаемых им лекциях фашистско-расовые и другие контрреволюционные теории.

Новое руководство ЛИФЛИ и Исторического факультета встало перед необходимостью коренной перестройки учебного плана, чтобы обеспечить подготовку на Истфаке преподавателей и научных работников по основным разделам истории, намеченным в указаниях товарища Сталина и директивах ЦК ВКП(б) о преподавании истории. Сейчас в основу работы Истфака положен новый учебный план, который был утвержден на совещании исторических факультетов в мае 1935 г.

На Историческом факультете установлен пятилетний срок обучения. I и II курсы должны дать студентам общую под" готовку в области марксистско-ленинской методологии (проработка политэкономии, диалектического и исторического материализма), глубокое изучение истории ВКП(б). Студенты проходят общие исторические курсы по истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени, истории СССР и истории колониальных и зависимых стран.

Вместе с тем уже на первых трех курсах ставятся семинары е более углубленной проработкой источников и литературы, с тем чтобы с первых же лет обучения привить студентам навыки к самостоятельной работе.

На IV и V курсах проводится специализация студентов по основным разделам истории.

Наряду с постановкой ряда специальных (обязательных и факультативных) курсов на IV и V курсах организуются специальные семинары, которые должны дать углубленные знания по избранной специальности и выработать у студентов навыки самостоятельной исследовательской работы.

Последние полгода отводятся исключительно на дипломную работу.

Большое внимание на факультете уделяется изучению древних и новых языков. Преподавание языков ставит своей задачей подготовку всех студентов к чтению литературы на двух новых иностранных языках. Кроме того студент должен овладеть языком той страны, чью историю он изберет в будущем своей специальностью.

Для цикла истории Древнего мира предусматривается усвоение кроме европейских - греческого, латинского или одного из древних языков Востока; по циклу истории Средних веков - латыни, греческого.

Производственная практика на IV (факультативная) и на V (общеобязательная) курсах может быть как педагогической, так и музейной, архивной, экспедиционной и т. п.

Наряду с углубленной проработкой более ранних периодов деканат обеспечил в этом году (впервые за существование Истфака) постановку преподавания истории пролетарской диктатуры, новой истории, в частности послевоенного периода (1918 - 1935 гг.), и истории Коминтерна.

В новом учебном плане деканат обратил главное внимание на то, чтобы увязать преподавание истории с нашими современными политическими задачами и на постановку ряда семинаров по новой и новейшей истории (послевоенная Франция, послевоенная Германия). В конце истекшего года был впервые поставлен специальный курс по истории Октябрьской революции.

Ввиду недостатка преподавателей в учебных заведениях по истории СССР

стр. 238

1917 - 1935 гг. деканат принял меры к тому, чтобы обеспечить специализацию части историков СССР V курса по этому периоду. Значительная часть историков СССР V курса изъявила желание работать в специальном семинаре по истории пролетарской диктатуры и избрала себе соответствующие темы дипломных работ. По этой же линии идет специализация части аспирантов.

Крайне слабо было поставлено изучение классиков марксизма. Были, например, такие случаи, когда студенты старших курсов, изучавшие многотомные стенографические отчеты III Думы, не могли ответить на вопрос, как Ленин оценивал Думу. В семинаре по истории I Интернационала отсутствовала тема, характеризующая роль Маркса в I Интернационале; ряд работ и писем Маркса и Энгельса, относящихся к этому периоду не был указан.

Рекомендуя в большом количестве литературу буржуазных авторов, некоторые профессоры не всегда давали в своих лекциях критику этих авторов. Весенняя зачетная сессия наряду с достижениями по сравнению с предыдущим годом обнаружила недостаточное овладение студентами марксистско-ленинской методологией, неумение их давать четкую марксистскую оценку приводимым фактам.

На Истфаке не было систематического контроля за постановкой учебной работы. Лишь в последние месяцы было организовано посещение лекций представителями дирекции, деканата, руководителями кафедр, заслушивание отчетов преподавателей на кафедрах, беседы со студентами, проверка стенограмм.

Кафедры до последнего времени работали очень вяло. Не было четкого плана работы, не было систематического контроля над преподаванием. Крайне неудовлетворительно была поставлена методическая работа; кафедры и деканат этими вопросами совершенно не занимались.

Слабо была поставлена и научная работа кафедр. В 1934/35 г. никакой систематической научной работы не велось. Вся научная работа профессорско-преподавательского состава ЛИФЛИ была сосредоточена в других научно-исследовательских учреждениях.

В настоящее время разработан план научно-исследовательской работы, задачей которого наряду с подготовкой ряда монографий является обеспечение преподавания необходимыми учебными пособиями, в первую очередь по истории СССР (1917 - 1935 гг.), новейшей истории (1918 - 1935 гг.) и истории колониальных стран.

В плане работы кафедр на 1935/36 г. намечена подготовка к печати следующих учебных пособий: "Западная Европа в эпоху первоначального накопления в материалах и документах" под ред. проф. Щеголева; "Западная Европа и Америка в послевоенный период (1918 - 1935 гг.) в материалах и документах" под ред. Годеса, Молока, Знаменского; "Синхронистические таблицы по послевоенной истории Западной Европы и Америки", сост. Малкин; "Курс лекций по новой истории" проф. Молока и Щеголева; "История СССР в материалах и документах. 1917 - 1935 гг."; гектографированный "Курс лекций по истории СССР 1917 - 1935 гг." проф. Жерновецкого, "Альбом по русской палеографии", сост. проф. Чаев; "Сборник статей по источниковедению", проф. Валк; "Очерки по истории колониальных и зависимых народов (до эпохи империализма)" под ред. Годеса и Кокина. Наряду с подготовкой учебных пособий кафедры работают над двумя сборниками статей, монографиями и сборниками документов: "Самодержавие и французская революция 1789 г." (Троцкий), "Генезис феодализма в Смоленской земле" (асп. Лейбович), "Петровские реформы" (сб. материалов и документов, асп. Крылова), "Гражданская война в США" (Малкин), "Борьба течений в Парижской коммуне" (Молок), "Сипайское восстание" (Сулейкин). Некоторые из этих работ будут сданы в набор в октябре-ноябре 1935 г.

Крайне неудовлетворительно была поставлена работа с аспирантами; на протяжении большей части года работа проводилась самотеком, не было четко налаженного контроля. Часть аспирантов не имела научных руководителей. Старое руководство пыталось с первого же курса сделать аспиранта "специалистом" по узким, "наиболее далеким от политической современности темам ("Китайский фарфор", "Альбигийская ересь", "Идеология старообрядческого движения XVII в.", "Военное дело в Столетней войне" и др.).

40% аспирантов III курса провалились на экзамене по своему предмету. Некоторые аспиранты вплоть до последних месяцев года не имели даже индивидуальных планов работ и не занимались в семинарах (только несколько месяцев назад был поставлен 1 семинар и выработан список минимума литературы, которую аспиранты должны сдать). Некоторые аспиранты одновременно работали в 5 местах по 5 различным дисциплинам: по диамату, по всеобщей истории, по истории Китая, по истории колониальных и зависимых стран и т. д.

В настоящее время индивидуальные планы аспирантов утверждаются и выполнение проверяется кафедрами и деканатом. Ко всем аспирантам прикреплены руководители. Работа их вне Института допускается не свыше 4 - 6 ч. в шестидневку. Некоторые аспиранты стар-

стр. 239

ших курсов используются в качестве ассистентов на Истфаке и на других факультетах Института. Все аспиранты вовлечены в работу кафедр по подготовке учебных пособий.

Огромную трудность в дальнейшей работе Истфака представляет крайне узкая материальная база. Один из крупнейших в Союзе исторических факультетов Истфак ЛИФ ЛИ, имеющий в этом году 5 курсов и 3 курса аспирантуры, не имеет собственного помещения. Аудитории приходится делить с другими факультетами. Нередки случаи, когда при переносе занятия одна группа студентов "выселяет" другую. Отсутствие помещения не дает возможности составить расписание без "окон", наиболее удобное и для преподавателей и для студентов.

Богатая историческая библиотека, включающая свыше 50 тысяч томов (в том числе ряд уникумов), из-за отсутствия помещения находится в крайне плохом состоянии и почти не используется ни студентами, ни профессорско-преподавательским составом.

Аспиранты работают в Академии наук, в Публичной библиотеке, не имея возможности работать в стенах" Института даже при наличии в кабинете необходимой литературы. Консультации и занятия с аспирантами проводились в коридорах, на улицах, в профессорской.

Очень остро стоит также вопрос об общежитии для студентов.

Все это требует скорейшего разрешения вопроса о создании для Истфака ЛИФЛИ соответствующей материальной базы.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКИЙ-ФАКУЛЬТЕТ-ЛЕНИНГРАДСКОГО-ИНСТИТУТА-ИСТОРИИ-ФИЛОСОФИИ-ЛИТЕРАТУРЫ-И-ЛИНГВИСТИКИ-В-1934-35-УЧЕБНОМ-ГОДУ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. ГРАВЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛЕНИНГРАДСКОГО ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИНГВИСТИКИ В 1934/35 УЧЕБНОМ ГОДУ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКИЙ-ФАКУЛЬТЕТ-ЛЕНИНГРАДСКОГО-ИНСТИТУТА-ИСТОРИИ-ФИЛОСОФИИ-ЛИТЕРАТУРЫ-И-ЛИНГВИСТИКИ-В-1934-35-УЧЕБНОМ-ГОДУ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. ГРАВЕ:

Б. ГРАВЕ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
917 просмотров рейтинг
24.08.2015 (3139 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
4 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛЕНИНГРАДСКОГО ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИНГВИСТИКИ В 1934/35 УЧЕБНОМ ГОДУ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android