Libmonster ID: RU-8383

Десять лет назад вышел в свет труд И. В. Сталина "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс". С появлением этого замечательного произведения советский народ и большевистская партия получили могущественное орудие идейного воспитания и политической закалки многомиллионных кадров партийных и советских работников, деятелей науки и техники, литературы и искусства, специалистов во всех областях социалистического строительства.

Напомним историческую обстановку, в которой создавался "Краткий курс истории ВКП(б)".

К началу 1937 года советский народ под руководством большевистской партии и мудрого вождя И. В. Сталина в основном построил социализм, осуществил первую фазу коммунизма. На очередь стала задача постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Всемирноисторическая победа советского народа была закреплена принятой 5 декабря 1936 г. на Чрезвычайном VIII всесоюзном съезде советов новой, Сталинской Конституцией СССР, конституцией победившего социализма. Введение Сталинской Конституции означало осуществление развёрнутого, до конца последовательного социалистического демократизма, дальнейшее усиление политической активности трудящихся и ещё большее вовлечение их в управление государством.

Эти обстоятельства требовали значительного усиления политического воспитания масс в самом широком, смысле слова, ибо успешное движение вперёд, к коммунизму невозможно без решительного преодоления пережитков капитализма не только в экономике, но и в сознании людей; Особенно остро встал вопрос об идеологической подготовке и большевистской закалке кадров партийных, советских, хозяйственных работников, всей советской интеллигенции, являющейся солью советской земли. Задача идеологической подготовки и политической закалки наших кадров, задача решительного улучшения воспитательной работы среди всего советского народа диктовалась также всё более усложнявшейся международной обстановкой.

Начатая фашистскими агрессорами война в результате политики попустительства и "невмешательства" со стороны Англии, Франции и США "незаметно" превращалась в мировую войну, представляя непосредственную угрозу для окружённого кольцом капиталистических стран СССР. Перед лицом этой опасности нужно было поднять мобилизационную готовность советского народа, теснее сплотить его вокруг великого, непобедимого знамени Ленина - Сталина, укрепить его морально-политическое единство, сделать нашу Родину неприступной крепостью, о которую расшибут себе лбы зарвавшиеся империалистические разбойники. И, само собой разумеется, в первую очередь надо было соответствующим образом подготовить наши кадры.

стр. 8

Между тем при разоблачении в 1936 - 1938 гг. контрреволюционных банд троцкистско-бухаринских наёмников фашистских и других иностранных государств выяснилось, что среди части наших кадров имеют место факты недопустимого ротозейства, беспечности, благодушия и политической слепоты,

В докладе на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г., а затем в докладе на XVIII съезде партии в начале 1939 г. И. В. Сталин уделил огромное внимание задаче политической подготовки кадров.

"Я думаю, - говорил И. В. Сталин на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г., - что если бы мы смогли, если бы мы сумели наши партийные кадры, снизу до верху, подготовить идеологически и закалить их политически таким образом, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми ленинцами, марксистами, способными решать без серьёзных ошибок вопросы руководства страной, то мы разрешили бы этим девять десятых всех наших задач".

Овладеть большевизмом - значит усвоить законы общественного развития и политической борьбы, овладеть марксизмом-ленинизмом, являющимся самой передовой теорией в истории человечества. Ибо, как учил Владимир Ильич Ленин, "без революционной теории не может быть и революционного движения"1 . Ибо, как учит Иосиф Виссарионович Сталин, только революционная теория "может дать движению уверенность, силу ориентировки и понимание внутренней связи окружающих событий, ибо она, и только она, может помочь практике понять не только то, как и куда двигаются классы в настоящем, но и то, как и куда должны двинуться они в ближайшем будущем"2 .

Но усвоить законы общественного развития - не значит заучить готовые выводы и положения. "Если, - говорил Ленин в речи на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 г., - коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьёзнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. Такое верхоглядство было бы решительным образом губительно"3 .

Овладеть большевизмом можно лишь путём изучения богатейшего опыта великой партии большевиков, история которой есть марксизм-ленинизм в действии. Для успешного выполнения этой поистине грандиозной задачи нужна была подлинно научная история большевизма. Работа над составлением такой именно истории была начата после февральско-мартовского Пленума ЦК и завершена к 1 октября 1938 г. выпуском в свет гениального сталинского творения - "Краткого курса истории ВКП(б)".

"Краткий курс истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)", - говорится в известном постановлении ЦК от 14 ноября 1938 г., - является важнейшим средством в деле разрешения задачи овладения большевизмом, вооружения членов партии марксистско-ленинской теорией, т. е. знанием законов общественного развития и политической борьбы, средством повышения политической бдительности партийных и непартийных большевиков, средством поднятия дела пропаганды марксизма-ленинизма на надлежащую теоретическую высоту"4 .

В этом и состоит крупнейшее историческое значение сталинского "Краткого курса истории ВКП(б)".


1 Ленин. Соч. Т. IV. стр. 380.

2 И. Сталин. "Вопросы ленинизма", стр. 14. 11-е изд.

3 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 388.

4 "О постановке партийкой пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)". Постановление ЦК ВКП(б), Госполитиздат. 1938, стр. 3.

стр. 9

*

"Краткий курс истории ВКП(б)" является энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма. Его сила состоит в том, что он преподаёт учение марксизма-ленинизма на основе исторических фактов, исходя из того, что "такое изложение марксистско-ленинской теории наиболее отвечает интересам дела, так как на исторических фактах лучше, естественнее и понятнее демонстрировать основные идеи марксизма-ленинизма, так как сама история ВКП(б) есть марксизм-ленинизм в действии, так как правильность и жизненность марксистско-ленинской теории проверены практикой, на опыте классовой борьбы пролетариата, и сама марксистско-ленинская теория развивалась и обогащалась в теснейшей связи с практикой, на основе обобщения практического опыта революционной борьбы пролетариата"5 . "Краткий курс истории ВКП(б)" излагает историю партии на базе развёртывания основных идей марксизма-ленинизма, имея в виду "воспитание партийных кадров, в первую очередь, на идеях марксизма-ленинизма"6 .

Все ранее издававшиеся учебники по истории ВКП(б) не были удовлетворительными потому, что в них не содержалось теоретических обобщений и не давалось объяснения историческим фактам; сплошь и рядом в них допускалась произвольная или ошибочная трактовка важнейших вопросов истории ВКП(б). Столь же произвольна и неправильна была и периодизация истории ВКП(б). Ещё в 1931 г., разоблачая троцкистских контрабандистов типа слуцких и волосевичей, И. В. Сталин требовал "поднять вопросы истории большевизма на должную высоту, поставить дело изучения истории нашей партии на научные, большевистские рельсы и заострить внимание против троцкистских и всяких иных фальсификаторов истории нашей партии, систематически срывая с них маски"7 . Тогда же И. В. Сталин отметил, что даже в некоторых учебниках, написанных большевистскими историками партии, содержатся ошибки, льющие воду на мельницу слуцких и волосевичей.

В письме, адресованном в мае 1937 г. составителям учебника истории ВКП(б), И. В. Сталин указывал: "Я думаю, что наши учебники по истории ВКП(б) неудовлетворительны по трём главным причинам. Неудовлетворительны либо потому, что они излагают историю ВКП(б) вне связи с историей страны; либо потому, что ограничиваются рассказом, простым описанием событий и фактов борьбы течений, не давая необходимого марксистского объяснения; либо же потому, что страдают неправильностью конструкции, неправильностью периодизации событий"8 .

Сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" ликвидировал все эти недочёты и ошибки. Он представляет собой стройное изложение истории большевистской партии, подлинно научную историю большевизма. Всё богатство истории большевистской партии, партии нового типа, партии ленинизма, нашло в нём ярчайшее освещение под углом зрения основных принципов марксистско-ленинской теории. Произвольному и ошибочному толкованию важнейших вопросов партийной теории и истории был положен конец, и была дана единственно правильная, научно обоснованная периодизация исторических событий.

"Краткий курс истории ВКП(б)" ликвидировал ранее существовавший в пропагандистской практике вредный разрыв марксизма и ленинизма, воссоединив в единое целое составные части великого учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина и показав то новое, что внесли


5 Там же.

6 Там же.

7 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 361.

8 И. Сталин "Об учебнике истории ВКП(б). Письмо составителям учебника истории ВКП(б). Сборник "К изучению истории". Госполитиздат. 1938, стр. 28.

стр. 10

Ленин и Сталин в марксистскую науку на основе обобщения опыта классовой борьбы в эпоху империализма и пролетарских революций. Наконец, "Краткий курс истории ВКП(б)" решительно освободил марксистскую литературу от упрощенчества и вульгаризации в изложении и толковании ряда важнейших вопросов марксистско-ленинской теории и истории партии.

"Краткий курс истории ВКП(б)" - неисчерпаемая сокровищница марксизма-ленинизма. Каждая глава этого классического произведения наполнена богатством теоретических мыслей и обобщений. Особенно важное значение имеет глава четвёртая, в которой специальный раздел посвящен вопросу о диалектическом и историческом материализме. После книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" этот раздел "Краткого курса истории ВКП(б)" является самым выдающимся произведением в области марксистско-ленинской философии. Здесь классически изложено существо диалектического и исторического материализма, составляющего "теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы марксистской партии"9 .

В "Кратком курсе истории ВКП(б)" И. В. Сталин мастерски показал, что марксистско-ленинская теория как наука не стоит и не может стоять на одном месте: она (развивается дальше на основе нового опыта, обогащаясь новыми выводами и совершенствуясь новыми знаниями.

"Овладеть марксистско-ленинской теорией вовсе не значит - заучить все её формулы и выводы и цепляться за каждую букву этих формул и выводов. Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно, прежде всего, научиться различать между её буквой и сущностью.

Овладеть марксистско-ленинской теорией - значит усвоить существо этой теории и научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов революционного движения в различных условиях классовой борьбы пролетариата.

Овладеть марксистско-ленинской теорией - значит уметь обогащать эту теорию новым опытом революционного движения, уметь обогащать её новыми положениями и выводами, уметь развивать её и двигать вперёд, не останавливаясь перед тем, чтобы, исходя из существа теории, заменить некоторые её положения и выводы, ставшие уже устаревшими, новыми положениями и выводами, соответствующими новой исторической обстановке.

Марксистско-ленинская теория есть не догма, а руководство к действию"10 .

Эта отличительная черта марксизма-ленинизма как творческой науки о законах общественного развития и политической борьбы красной нитью проходит через все положения и выводы "Краткого курса истории ВКП(б)", в заключительной главе которого мы читаем: "Можно сказать без преувеличения, что после смерти Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина - Сталин и другие ученики Ленина - были единственными марксистами, которые двигали вперёд марксистскую теорию и обогатили её новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата.

И именно потому, что Ленин и ленинцы двинули вперёд марксистскую теорию, ленинизм является дальнейшим развитием марксизма, марксизмом в новых условиях классовой борьбы пролетариата, марксизмом эпохи империализма и пролетарских революций, марксизмом эпохи победы социализма на одной шестой части земли"11 .


9 "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс", стр. 99. Госполитиздат. 1938.

10 Там же, стр. 339 - 340.

11 Там же, стр. 342.

стр. 11

Вот почему книга И. В. Сталина "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс" стала книгой миллионов. С 1938 по 1947 г. она вышла в 200 изданиях на 62 языках тиражом в 33 с лишним миллиона, в том числе: около 27 млн. - на русском языке, свыше 5 млн. - на других языках народов СССР, свыше одного миллиона - на иностранных языках. История марксизма не знает произведения, которое получило бы такое широкое распространение!

*

Создавая "Краткий курс истории ВКП(б)", Центральный Комитет нашей партии, как указывал И. В. Сталин на совещании пропагандистов в Кремле, осенью 1938 г., ставил задачу: дать нашим кадрам такое могучее духовное оружие, которое помогло бы им понять законы общественного развития и историческую непобедимость нашего великого дела, помогло бы им подготовиться и закалиться для борьбы с надвигавшейся на Советский Союз опасностью нападения империалистов. Два с лишним года, прошедшие со дня выхода в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" до вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, были в нашей стране, да и за её пределами, годами неутомимой пропаганды идей марксизма-ленинизма на примере героической истории большевистской партии, великой партии Ленина - Сталина.

Изучение истории ВКП(б) помогло нашим кадрам, советскому народу разобраться в сложной обстановке, в которой готовилась вторая мировая война, понять коварные замыслы мюнхенских "миротворцев" и сделать правильные выводы о величайшей опасности, грозившей нашей Родине. В "Кратком курсе истории ВКП(б)", а затем в докладе И. В. Сталина на XVIII съезде партии наши люди нашли не только яркое изложение хода развёртывавшейся войны, но и чёткое объяснение как причин её происхождения, так и самого её характера.

Изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" помогло нашим кадрам быстрей освободиться от политической беспечности и близорукости, о г недооценки, капиталистического окружения.

Вооружённые великими, бессмертными идеями марксизма-ленинизма, наши кадры, большевики, партийные и беспартийные, не дрогнули перед вероломным врагом, когда он, вторгшись в пределы Советского Союза и пользуясь преимуществами внезапности нападения, вынудил Советскую Армию временно отступить в глубь страны. Руководствуясь учением Ленина-Сталина, советский народ перестроил всю работу на военный лад, подчинив её интересам фронта и задачам разгрома ненавистного врага. На гигантском опыте, накопленном большевистской партией на протяжении всей её истории, наши люди учились преодолевать трудности и ковать победу.

На XVII съезде партии И. В. Сталин выдвинул положение о том, что "победа никогда не приходит сама, - её обычно притаскивают". "На самом деле, - говорил И. В. Сталин, касаясь достигнутых партией успехов, - победа была добыта и завоёвана путём систематической и жестокой борьбы со всякого рода трудностями на пути к проведению линии партии, путём преодоления этих трудностей, путём мобилизации партии и рабочего класса на дело преодоления трудностей, путём организации борьбы за преодоление трудностей"12 .

Это сталинское положение, подтверждённое в "Кратком курсе истории ВКП(б)" на многочисленных примерах из истории борьбы большевистской партии на всём протяжении её существования, как до, так и после завоевания власти, как в годы гражданской войны, так и в период мир-


12 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 477.

стр. 12

ного строительства, лежало в основе героической работы, развёрнутой советским народом во время Великой Отечественной войны.

"Краткий курс истории ВКП(б)" помог советскому народу лучше осознать свои священные обязанности в борьбе против немецко-фашистских поработителей и захватчиков, в войне за свободу и независимость своей Родины, в Великой Отечественной войне, являвшейся справедливейшей из всех войн, которые знало когда-либо человечество.

Движимые благороднейшими целями, советские воины стойко и мужественно отстаивали каждую пядь советской земли, измотали силы врага, а затем начали наносить ему удар за ударом, пока не добили фашистского зверя в его собственном логове, водрузив победное красное знамя над Берлином. В этом триумфальном шествии советским воинам сопутствовал сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)". Положение И. В. Сталина о том, что "нельзя победить врага без умения правильно наступать"13 , лежало в основе всех блистательных операций Советской Армии по разгрому немецко-фашистских, а затем и японских разбойников. На богатейшем опыте титанической борьбы большевистской партии за социализм, против всех и всяческих врагов, советские воины учились искусству побеждать, не увлекаясь успехами и не зазнаваясь.

В грозные дни Великой Отечественной войны, как и в период мирного строительства, сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" бессменно находился на духовном вооружении советского народа, освещая путь его борьбы и побед. В тылу и на фронте, в перерывах между битвами, в землянках и в окопах, - везде и всюду советские люди обращались к "Краткому курсу истории ВКП(б)", находя в нём ответ на волнующие вопросы, черпая в нём безграничную мудрость великого учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина. И как символ неразлучности воинов Советской Армии с гениальным сталинским творением в музее В. И. Ленина в Москве хранится экземпляр "Краткого курса истории ВКП(б)", пробитый вражеской пулей.

*

Владение марксистско-ленинской теорией, блестящий образец которой дает нам сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)", является необходимым условием для развития всех отраслей науки. В докладе на XVIII съезде партии И. В. Сталин говорил: "Выращивание и формирование молодых кадров протекает у нас обычно по отдельным отраслям науки и техники, по специальностям. Это необходимо и целесообразно. Нет необходимости, чтобы специалист-медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот. Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, - это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма"14 .

Если знание теории марксизма-ленинизма необходимо для всех специалистов, то тем более оно обязательно для историков, для людей, занимающихся изучением истории человеческого общества.

Советская историческая наука - самая передовая в мире историческая наука, ибо она вооружена единственно научным методом - теорией исторического материализма. Говоря о значении этой теории, Ленин писал в своей знаменитой статье, посвященной Карлу Марксу: "Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических


13 "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс" стр. 91.

14 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 598.

стр. 13

теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий. Домарксовская "социология" и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных "главенствующих" идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил. Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, - на всё это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса"15 . Открытием исторического материализма был совершён величайший переворот в исторической науке, перед ней раскрылась ясная программа действий, она впервые получила возможность прочно стать на ноги, превратившись в подлинную науку.

Овладеть методом материалистического понимания истории прекрасно помогает "Краткий курс истории ВКП(б)". Особое значение в этом отношении имеет глава IV, в которой дано сжатое, но исчерпывающее, изумительное по своей ясности и чёткости изложение основ диалектического и исторического материализма. В ней же сформулированы коренные, принципиальные задачи марксистско-ленинской исторической науки. Вместе с замечаниями И. В. Сталина, С. М. Кирова и А. А. Жданова на конспекты учебников по истории, вместе с письмом И. В. Сталина в редакцию журнала "Пролетарская революция", вместе с неоднократными постановлениями ЦК ВКП(б) и советского правительства о преподавании и изучении гражданской истории "Краткий курс истории ВКП(б)" вооружил наших историков боевой и развёрнутой программой действий, указал им путь преодоления недостатков и устранения ошибочных взглядов по отдельным проблемам истории, показал им образец применения марксистского метода при рассмотрении конкретных исторических событий. Вот почему это гениальное произведение является настольной книгой каждого советского историка.

"Краткий курс истории ВКП(б)" - гениальное историческое исследование в самом широком смысле слова. Оно служит образцом не только для историков большевистской партии, но и для историков всех отраслей исторического знания. В нём мастерски сочетается яркое изложение конкретных исторических событий с глубочайшим марксистско-ленинским анализом.

В "Кратком курсе истории ВКП(б)" каждый историк находит образец тесной взаимосвязи строго научного подхода к историческим явлениям


15 Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 13.

стр. 14

с подлинной большевистской партийностью. Эта книга, отличающаяся большевистской воинственностью и страстной непримиримостью в борьбе за чистоту марксизма-ленинизма, в борьбе за коммунизм, служит незаменимым пособием для всех советских историков при разработке любых вопросов, больших и малых, по всем отраслям исторического знания.

Десятилетие после выхода "Краткого курса истории ВКП(б)" было периодом значительного идейно-политического и теоретического роста кадров советских историков. Благодаря неослабному вниманию и непосредственной помощи со стороны партии, советского правительства и лично И. В. Сталина выросли кадры советских историков. Центр научной мысли в СССР - Академия наук СССР, а также академии наук союзных республик с каждыми (выборами пополняются всё большим числом деятелей исторической науки. На проходившем в марте нынешнего года всесоюзном совещании заведующих кафедрами истории СССР государственных университетов и педагогических институтов выявилось, что и на местах мы имеем уже значительные кадры теоретически подготовленных историков, ведущих интенсивную исследовательскую работу.

Марксистская историческая наука в СССР положила конец идейному разброду и шатаниям, упрощенчеству к вульгаризации, насаждавшимся "школой" Покровского.

Как отмечало постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г., "Краткий курс истории ВКП(б)" помог преодолеть вульгарный материализм "школы" Покровского, которая толковала "исторические факты извращённо, вопреки историческому материализму освещала их с точки зрения сегодняшнего дня, а не с точки зрения тех условий, в обстановке которых протекали исторические события, и тем самым, искажала действительную историю".

Руководствуясь принципиальными указаниями "Краткого курса истории ВКП(б)", советские историки с позиций исторического материализма подошли к критике субъективизма и социологизма "школы" Покровского и в двух сборниках под заглавием "Против исторической концепции М. Н. Покровского" показали её антимарксистскую сущность.

С другой стороны, "Краткий курс истории ВКП(б)" дал острое теоретическое оружие в борьбе с буржуазной историографией и её пережитками. Прагматизм буржуазных историков домарксова периода превратился в принципиальное отрицание какой бы то ни было возможности объяснять исторические события у буржуазных историков последних десятилетий, когда капитализм стал перед перспективой неизбежной гибели. Стремясь утвердить народные массы в сознании незыблемости и вечности капитализма, буржуазные историки - апологеты капитализма - стали отрицать закономерность в развитии общества и всякую возможность объективных законов в истории. Немецкий неокантианец Риккерт, развивая теорию об отсутствии в истории "генерализирующих понятий", объявил историзм как мировоззрение бессмыслицей.

Ленин в связи с критикой "барского скептицизма" Струве показал классовый смысл подобного отрицания закономерности в истории, свойственного всем классам, уходящим с исторической арены: "Отчаяние в возможности научно разбирать настоящее, отказ от науки, стремление наплевать на всякие обобщения, спрятаться от всяких "законов" исторического развития, загородить лес - деревьями, вот классовый смысл того модного буржуазного скептицизма, той мёртвой и мертвящей схоластики, которые мы видим у г-на Струве"16 .

После победы социалистической революции в СССР, и особенно в настоящее время, отрицание объективной закономерности в истории стало среди буржуазных историков всеобщим, а наиболее оголтелые из


16 Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 271.

стр. 15

них идеологи фашизма, вроде Шпенглера, возвестили всему человечеству, что его общественной жизнью управляют не законы, а "судьба".

Субъективизм в понимании истории "школы" Покровского, который объявил объективную историю выдумкой буржуазных идеологов в целях одурачивания масс, шёл из того же буржуазного источника, из какого шли и его другие антимарксистские взгляды.

Громадной, неоценимой заслугой сталинского "Краткого курса истории ВКП(б)" является полное разоблачение подобного рода буржуазных воззрений и восстановление (на основе дальнейшего развития теории марксизма-ленинизма) взглядов Маркса и Ленина на Историю как науку.

Классическое определение исторической науки и её задач, которое дано в "Кратком курсе истории ВКП(б)", стало ныне прочным завоеванием всей советской исторической науки. В этом определении И. В. Сталин подчёркивает, что "история развития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, история развития производительных сил и производственных отношений людей".

Эта объективная, материальная основа исторического процесса определяет не только его закономерности, но и его движущие силы. И. В. Сталин в главе IV "О диалектическом и историческом материализме" даёт глубокий анализ трёх основных особенностей производства и делает вывод, имеющий решающее значение для историков: "Значит, история общественного развития есть вместе с тем история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс, являющихся основными силами производственного процесса и осуществляющих производство материальных благ, необходимых для существования общества. Значит, историческая наука, если она хочет быть действительной наукой, не может больше сводить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям "завоевателей" и "покорителей" государств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов. Значит, ключ к изучению законов истории общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, практикуемом обществом в каждый данный исторический период, - в экономике общества"17 .

"Краткий курс истории ВКП(б)" дал исторической науке общую методологическую нить не только для материалистического понимания истории как науки, но и её периодизации. В основе её лежит марксистско-ленинское учение об общественно-экономических формациях и революционном переходе от одной формации к другой.

В "Кратком курсе истории ВКП(б)" историки нашли указание о смене на протяжении трёх тысяч лет трёх, а, в нашей стране четырёх общественных формаций. Это сталинское указание раздвинуло хронологические рамки изучения истории СССР на ряд веков, дало возможность конкретно проанализировать рабовладельческие общества на территории Закавказья и Средней Азии и одновременно доказать, что Киевское государство, возникшее и развивавшееся позже, когда рабовладельческая формация в Европе изжила себя, миновало рабовладельческую формацию и непосредственно от первобытно-общинного строя через строй военной демократии перешло к феодализму. Работы советских историков по истории Урарту, древнего Хорезма и других областей Средней Азии, по истории Закавказья и Причерноморья в античное время открыли новую и чрезвычайно интересную страницу в истории нашей страны.

По-новому подошли советские историки и к изучению истории феодализма, конкретно показывая дофеодальный период, когда крестьяне не


17 "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс" стр. 116.

стр. 16

были закрепощены, период феодальной раздробленности и переход к феодальной централизованной монархии.

Успешные занятия этой проблемой советских историков во главе с Б. Д. Грековым и С. В. Юшковым дали им возможность окончательно разделаться с вредной, антинаучной норманской теорией, некоторые отзвуки которой до последнего времени имели место в ряде работ советских историков.

Следует подчеркнуть в этой связи усилившийся интерес среди историков к проблемам происхождения славян и вообще к изучению истории восточных и других славян. В этой области много сделали такие видные слависты, как покойный акад. В. И. Пичета и акад. Н. С. Державин.

Изучение ранних периодов в истории нашей страны, особенно истории древнейших славян, значительно продвинулось в результате интенсивных археологических экспедиций советских учёных-археологов.

Изучение экономического развития нашей страны в эпоху феодализма заставило советских историков заняться не только экономикой деревни, но и историей города в древней Руси.

"Краткий курс истории ВКП(б)" заострил внимание советских историков и на важнейших проблемах, связанных с изучением роли трудящихся масс как производителей материальных благ, являющихся движущей силой истории. Особенно важное значение имеет изучение история пролетариата и истории крестьянства, этих основных революционных классов, сыгравших в истории СССР исключительную роль. Этим проблемам посвящены фундаментальные труды акад. Б. Д. Грекова "Крестьяне на Руси с древнейших времён до XVII в." и Н. М. Дружинина "Государственные крестьяне и реформы П. Д. Киселёва".

Следует подчеркнуть громадное значение для советской науки и для идейно-политического воспитания советского народа разработки проблем по истории буржуазных резолюций 1905 и 1917 гг., а также по истории Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. Созданная по решению ЦК ВКП(б) Главная редакция "Истории гражданской войны", которую возглавили товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов, Жданов, Горький и др., опубликовала два первых тома, которые определили направление дальнейшего изучения истории Великой Октябрьской социалистической революции. Изданные секретариатом "Истории гражданской войны" два десятка документальных и мемуарных сборников, а также ряд монографий ввели в научный оборот значительное количество нового материала по истории этой важнейшей эпохи.

Советская историческая наука, преодолев ограниченность дореволюционной буржуазной историографии, которая не выходила за пределы разработки вопросов истории русского народа, а точнее государства Российского, приступила вплотную к изучению истории народов, населяющих Россию, к составлению истории СССР и отдельных союзных республик.

Безусловным достижением советских историков является создание марксистского "Курса истории СССР" для вузов и создание курсов по истории отдельных союзных и автономных республик: Грузии, Армении и др. В настоящее время нет почти ни одной республики, в которой не велась бы работа по разработке и написанию истории своего народа.

Выход "Краткого курса истории ВКП(б)" оказал самое благотворное влияние на научную разработку проблем не только истории СССР, но и всемирной истории. В этой области также была расширена тематика исследований, а изучение многих проблем стало проводиться по-новому.

В области медиевистики следует отметить усилившийся интерес советских историков к изучению истории трудящихся классов и их борьбы против своих угнетателей. Здесь нужно указать на фундаментальную работу М. М. Смирина о крестьянский войне в Германии в XVI веке.

стр. 17

Успешно использовали принципиальные указания "Краткого курса истории ВКП(б)" историки нового времени, разрабатывающие проблемы промышленного переворота в странах Европы и историю французской буржуазной революции и революции 1848 года.

Большой интерес в свете марксистско-ленинского учения о войнах справедливых и несправедливых, обоснованного в "Кратком курсе истории ВКП(б)", представляют работы советских историков по истории войн и по истории внешней политики и дипломатии, в их числе такие работы, как трёхтомная "История дипломатии".

*

Бесспорно, советские историки добились за истекший период немалых успехов в своей работе, о чём свидетельствует неоднократное присуждение сталинских премий за исторические труды. Но было бы неправильным не видеть за этими успехами серьёзнейших недостатков, которые ещё имеют место в работе отдельных историков и исторических учреждений. Эти недостатки становятся особенно нетерпимыми в свете задач, вытекающих для исторической науки из решений партии по идеологическим вопросам и из всей современной исторической обстановки. В последние годы появились работы некоторых историков, в которых протаскиваются чуждые и враждебные марксизму-ленинизму взгляды. Появление этих порочных произведений говорит о том, что советские историки далеко не всё сделали для выкорчёвывания всех и всяких остатков буржуазного мировоззрения в исторической науке.

Во время состоявшегося в первой половине нынешнего года обсуждения книги Н. Л. Рубинштейна "Русская историография" был вскрыт ряд принципиальных методологических ошибок автора по коренным вопросам развития русской исторической науки. Это - освещение исторических проблем не с партийных позиций, а с позиций буржуазного объективизма. Автор книги проявил непонимание значения марксизма-ленинизма для развития русской исторической науки; непонимание совершённого им величайшего переворота в исторической науке, как и во всех областях человеческого знания. К книге Н. Л. Рубинштейна в полной мере относятся те указания, которые были сделаны А. А. Ждановым по книге Г. Ф. Александрова "История западноевропейской философии".

Советские историки проходят иногда мимо сползания отдельных учёных с классовых позиций и возрождения буржуазных концепций. Выпущенная в 1947 г. книга академика С. Б. Веселовского "Феодальное землевладение в северовосточной Руси" представляет попытку реставрации буржуазных реакционно-идеалистических взглядов на важнейшие вопросы истории русского государства феодальной эпохи, а между тем книга эта не подверглась развёрнутой критике. То же следует сказать и о недавно изданном Институтом истории АН СССР томе "Трудов по новой и новейшей истории", ряд статей которого страдает низким теоретическим уровнем, отсутствием боевой большевистской партийности. В статье З. Эггерт искажены марксистско-ленинские оценки германской социал-демократии в период войны 1914 - 1918 гг., в ней даётся по существу оппортунистическая трактовка вопроса о роли германской социал-демократии в годы первой мировой войны.

До сих пор ещё встречаются работы советских историков, страдающие низкопоклонством перед иностранщиной. Достаточно напомнить сборник "Пётр I", авторы ряда статей которого извращают события петровской эпохи, отрицая национальные корни, петровских реформ и объясняя их исключительно английским влиянием, а в критическом обзоре иностранной литературы о Петре по сути дела пропагандируют фальсификаторские теории и прямую клевету зарубежных реакционных историков на русский народ и его историю.

стр. 18

Справедливое возмущение нашей печати вызвало появление такой насквозь антинаучной работы, как книга В. Лана "США от первой до второй мировой войны", представляющая по сути дела контрабанду американской буржуазной апологетической историографии и бульварной литературы.

Для некоторых историков остались не понятыми указания А. А. Жданова в выступлении на философской дискуссии об отношении к идейному наследству прошлого. Так, в сборниках "Средние века" (1946) и "Византийский Временник" (1947) сделана попытка представить советскую историческую науку как наследницу и продолжательницу дореволюционной буржуазной науки, а историков-марксистов - учениками и хранителями традиций русских буржуазных историков. В советской исторической науке всё ещё наблюдается недостаточная борьба с националистическими ошибками. Опасные извращения националистического характера допущены в учебниках по истории Украины, казахского, башкирского и татарского народов.

Особенно нетерпимым становится в настоящее время отставание в разработке истории советского общества. Тут советские историки, в большом долгу перед советским народом и нашим государством. Советских людей не могут удовлетворить два тома "Истории гражданской войны", один (III) том "Истории дипломатии" и ещё две - три работы, вышедшие у нас по истории советского общества. Советские историки не опубликовали ни одного фундаментального труда по истории строительства социализма в нашей стране и не дали до сих пор учебника по истории советского общества для вузов. Вскрытые нашей печатью и в процессе обсуждения принципиальные и фактические ошибки в работе акад. И. И. Минца "История СССР (1917 - 1925)" свидетельствуют о неотложной необходимости резкого повышения теоретического уровня исследовательских работ по истории советского общества.

Мы привели лишь исторические работы, содержащие наиболее грубые ошибки. Эти ошибки говорят о продолжающемся теоретическом отставании части советских историков и о наличии крупных недочётов в деятельности некоторых научных учреждений, в первую очередь Института истории АН СССР. Они являются также результатом слабости, а порою и полного отсутствия в среде советских историков научной критики и самокритики. Нет ещё подлинной боевой партийности, которой учит нас товарищ Сталин. До сих пор ещё не изжиты семейственность, нежелание ссориться, боязнь кого-либо обидеть, унаследованная от дореволюционного времени гнилая традиция раболепия перед учёными "авторитетами".

Симптоматичным для неблагополучия с критикой и самокритикой в среде историков является и тот факт, что ошибочные работы в большинстве случаев подвергались критическому разбору не по инициативе научных учреждений, выпустивших эти работы.

Советские историки должны повседневно руководствоваться указанием, сделанным А. А. Ждановым в его докладе о журналах "Звезда" и "Ленинград".

"Товарищ Сталин учит нас, - говорил А. А. Жданов, - что, если мы хотим сохранить кадры, учить и воспитывать их, мы не должны бояться обидеть кого-либо, не должны бояться принципиальной, смелой, откровенной и объективной критики. Без критики любая организация... может загнить. Без критики любую болезнь можно загнать вглубь и с ней труднее будет справиться. Только смелая и открытая критика помогает совершенствоваться нашим людям, побуждает их итти вперёд, преодолевать недостатки своей работы. Там, где нет критики, там укореняется затхлость и застой, там нет места движению вперёд"18 .


18 Доклад т. Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград", стр. 29. Госполитиздат. 1946.

стр. 19

Советские историки должны с новой силой и большевистской настойчивостью развернуть непримиримую борьбу против всякого рода буржуазных извращений в исторической науке, против низкопоклонства перед иностранщиной, против сползания с классовых позиций, против буржуазно-объективистского отношения к материалам. Надо решительней разоблачать зарубежную реакционную науку, в угоду своим империалистическим хозяевам особенно сейчас клевещущую на нашу страну, на нашу культуру, на нашу науку. Больше того, нужно не только "отвечав ударом на удары против всей этой гнусной клеветы и нападок на нашу советскую культуру, на социализм, но и смело бичевать и нападать на буржуазную культуру, находящуюся в состоянии маразма и растления"19 .

Перед советской исторической наукой стоят огромные и весьма почётные задачи. Эти задачи будут выполнены при непременном условия: если советские историки будут неустанно повышать свой идейно-теоретический уровень постоянным обращением к величайшей сокровищнице марксизма-ленинизма, к сталинскому "Краткому курсу истории ВКП(б)".


19 Там же, стр. 35.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКОЕ-ЗНАЧЕНИЕ-КНИГИ-И-В-СТАЛИНА-ИСТОРИЯ-ВСЕСОЮЗНОЙ-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ-ПАРТИИ-большевиков-КРАТКИЙ-КУРС

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Елена КоучКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kouch

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ И. В. СТАЛИНА "ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЧЕСКОЕ-ЗНАЧЕНИЕ-КНИГИ-И-В-СТАЛИНА-ИСТОРИЯ-ВСЕСОЮЗНОЙ-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ-ПАРТИИ-большевиков-КРАТКИЙ-КУРС (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Елена Коуч
Arkhangelsk, Россия
1634 просмотров рейтинг
07.09.2015 (3147 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ И. В. СТАЛИНА "ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android