Libmonster ID: RU-13534

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор ЦППРиК для детей с нарушениями слуха и речи "Благо"

Вначале данной статьи приведу один не очень приятный для нас факт: "Индекс толерантности" в России один из самых низких в мире. [Индекс - один из показателей исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), он формируется на основе ответа людей на вопрос, является ли место, где они живут, хорошим также и для жизни представителей этнических меньшинств, мигрантов, инвалидов.] В 2010-году значение этого индекса составило 31. Из стран ОЭСР только абсолютный лидер нетерпимости Эстония имеет показатель ниже - 26. Средний балл по ОЭСР - 61, показатели стран-лидеров около 80.

Факт этот, может быть, и не относился бы к теме, но... Впрочем, давайте по порядку.

Как там у них?

В Западной Европе и США социально-культурный смысл интеграции детей с особыми образовательными про-

стр. 75

блемами во многом опирается на три важных источника культуры:

- религия (религиозное сознание);

- благополучная семья;

- образование, в первую очередь гуманитарное.

В современном мире общество должно заботиться об инвалидах не потому, что это выгодно или невыгодно. А потому, что инвалиды - такие же граждане, как и все остальные. И в обществе, которое хочет считать себя справедливым и гражданским, они заслуживают тех же возможностей. Что же у нас и что нужно делать?

Тезис первый

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создаёт человека воспитание.

А. Сент-Экзюпери

Для успешного внедрения и развития инклюзивного образования необходимо постоянное развитие гуманитарного образования и повышение уровня культуры людей.

К сожалению, российская школа, через которую проходит вся молодёжь нашей страны, продолжает действовать в информационно-знаниевой парадигме, нивелируя до минимума воспитательную функцию образования.

Парадокс: власть понимает важность включения детей-инвалидов в систему доступного общего образования, а общество - сопротивляется.

Культура и духовная сфера населения России находится в тяжелейшем состоянии, налицо её гуманитарная опустошённость и дефицит милосердности.

Тезис второй

Что русскому хорошо, то для немца смерть.

Пословица.

В инклюзии важно подобрать тот вариант, который подходит для данного региона, а не слепо копировать чужой опыт, в том числе и отечественный.

Мы живём в государстве, которое объединяет разные регионы, агломерации, разные цивилизационные паттерны с разными экономиками, разными возможностями материальными, правовыми, организационными, но прежде всего кадровыми. Условно говоря, самарский опыт не всегда подходит для Москвы, и наоборот.

Пока инклюзивное образование в России пошло по пути создания школ инклюзивного образования. Но исследования опыта развития инклюзивного образования в крупных городах мира, мегаполисах, в том числе и в Москве, где очень много школ, показали:

Распространение инклюзии через организацию именно инклюзивных классов более эффективно, чем через организацию инклюзивных школ.

стр. 76

Сравнительная таблица возможностей инклюзивных классов и инклюзивных школ

Школы инклюзивного образования

Инклюзивные классы

Ограниченная территориальная доступность (как показывают исследования, из шести только двое учащихся живут поблизости от таких учреждений)

Шаговая доступность (в классе обучаются дети с ОВЗ в основном из близлежащих домов)

Экономический фактор. В условиях переходного этапа от интеграции к инклюзивному образованию целевое выделение значительных средств на школу, где детей с ОВЗ часто оказывается мало, не гарантирует их эффективного расходования. Предполагаемые затраты на техническое оснащение всей школы при малом количестве в ней детей с ОВЗ делают инклюзию нерентабельной; при том что такое же количество (и даже больше) особых детей может быть и в школах, не отнесённых к инклюзивным

Экономический фактор, связанный с чётким планированием целевого финансирования (точечное и по профилю нарушения ребёнка с ОВЗ). Своевременное и гибкое реагирование на случаи перехода учащегося с ОВЗ из одного образовательного учреждения в другое. Финансирование конкретного ребёнка должно идти за ним

Трудности не только среднесрочного, но и краткосрочного прогнозирования наполняемости детьми с ОВЗ школ, официально реализующих инклюзивную модель

Более простое прогнозирование количества детей с ОВЗ в школе, позволяющее работать над улучшением качества

Низкие темпы развития инклюзивного образования из-за формирования школ как инклюзивных через их официальное назначение сверху

Поступательное и динамичное развитие: от инклюзивных классов к школам инклюзивного образования

Несформированный банк данных по количеству учителей, реально работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах и обладающих соответствующей подготовкой. Имеется банк данных лишь по учителям, работающим в школах, официально реализующих инклюзивную модель

Наличие и расширение банка данных учителей, реально работающих с детьми с ОВЗ (по конкретным нарушениям) и имеющих необходимую подготовку, как методический ресурс инклюзивной практики

Слабая преемственность дошкольного и школьного образования из-за отсутствия выбора и различия в квалификации педагогического состава специальных детских садов и инклюзивных школ

Обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования вследствие выравнивания уровней профессиональных компетенций

В связи с узкой трактовкой термина "инклюзивное образование" в пользу в основном социализации. На этапе становления инклюзивной практики на первый план выходит именно социализирующий фактор в ущерб качеству знаний и наделения учащихся с ОВЗ необходимыми компетенциями

Выстраивание практики инклюзивного образования на основе трех элементов: адаптация детей с ОВЗ к учебным предметам, адаптация психофизическая через условия класса, социальная адаптация

Есть разница между интегрированным и инклюзивным образованием - это отсутствие (в первом случае) и наличие (во втором) необходимой адаптированной образовательной среды.

Посадить ребёнка с ОВЗ в обычный класс не означает обеспечить инклюзию.

Одной из важнейших составляющих такой среды является обучение учителя специальным психолого-педагогическим знаниям о ребёнке с ОВЗ. В разных странах толерантность понимается по-разному. В наших условиях толерантность общества (учителя, дети, родители) - это та дистанция, где оно готово терпеть то, с чем (кем) про себя не согласно.

По объективным причинам пока эта дистанция сравнительно мала, расширение её ра-

стр. 77

мок требует определённых усилий, начиная с серьёзной подготовки ребёнка с ОВЗ к интеграции и заканчивая изменениями в позиции общества к данному вопросу.

Не менее важной является реакция школьного сообщества: на инклюзию одного (редко двух) детей с определённым видом нарушения (слуха, зрения и т.д.) в классе - положительная (в худшем случае нейтральная), на интеграцию более двух детей и с разными нарушениями в классе - отрицательная.

Результаты нашей деятельности привели к пониманию необходимости внедрения инклюзии через создание инклюзивных классов или включение детей с ОВЗ в обычные классы в количестве, не превышающем одного-двух человек.

Третий тезис

Волшебники - это учителя, а не компьютеры.

К. Баррет, экс-президент корпорации Intel

Основная проблема инклюзии не отсутствие "безбарьерной среды" и Интернета, а недостаточность подготовленных специалистов.

Сегодня у многих возможности современных технологий создают иллюзию полноценной замены педагога.

Представление о том, что каждый ученик с особыми образовательными потребностями станет максимально компенсированным, интегрируется в школьное пространство самостоятельно и будет социально ближе к здоровому обществу, если он придёт в общеобразовательную школу после выполненной там программы безбарьерной среды (пандусы, индукционная петля, сенсорные знаки, оборудованное учебное место для каждой категории детей с ОВЗ и т.д., и т.п.), без сомнения, является педагогически несостоятельным.

Без предварительно обученного учителя специальным психолого-педагогическим знаниям о ребёнке с ОВЗ, работающего в тесной связке со специалистами по коррекционной педагогике, не обойтись.

Успешность внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы во многом зависит от наличия/отсутствия его методического сопровождения и планирования соответствующих расходов.

Четвёртый тезис

Не то беда, что я давно не нужен вам. Беда, что вы мне тоже не нужны.

М. Щербаков

Детей-инвалидов надо готовить к общеобразовательной школе.

При включении особого ребёнка в общеобразовательную школу важно, чтобы он был, максимально компенсирован и подготовлен. Уровень его психического и речевого развития должен быть таким, какой необходим для успешной адаптации к условиям образовательной среды.

Такая подготовка требует:

- больше индивидуального времени (с раннего возраста, проведения комплексной работы специалистов, серьёзного обучения родителей, а в дальнейшем квалифицированной поддержки ребён-

стр. 78

ка-инвалида до его полной социальной устойчивости в общеобразовательной школе);

- учёта современных достижений науки и практики, передовых медицинских и специально педагогических технологий. Необходимо также проводить работу с педагогическим, ученическим, родительским коллективами школы по успешному принятию ребёнка с ОВЗ.

Пятый тезис

Целое больше суммы своих частей.

Внедрение и развитие инклюзивного образования требуют от органов управления образованием системных и продуманных решений. Для этого необходимо:

1. Использовать отработанные и принятые профессиональным сообществом модели непрерывного маршрута ребёнка-инвалида от стадии раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации в нормальной среде.

2. Обучать родителей тому, как можно активно участвовать в образовании своих детей.

3. При принятии решения об инклюзии осуществлять диагностику психолого-медико-педагогической комиссией и опираться на дифференцированные показания детей с ОВЗ к инклюзивному образованию.

4. Проводить постоянный комплексный мониторинг адаптивной устойчивости и успешности детей с ОВЗ.

5. Организовать службу специальной помощи, сопровождающую детей с ОВЗ на разных ступенях получения образования (дошкольное, школьное, послешкольное) и оказывающую методическую поддержку учителям общеобразовательных школ, где обучаются дети с ОВЗ, поддерживать эту службу в новых экономических условиях, пока она не станет устойчивой и эффективной системой.

Вместо эпилога

В нашей стране качественно и долго создавалось за прошедшие многие десятилетия специализированное (коррекционное) образование. Мы можем легко его разрушить, не создав ничего достойного взамен.

Нужно сделать так, чтобы не получилось, что берём чужой успешный институт (в данном случае инклюзию), всовываем его в тигель нашей культуры и получаем совершенно ненужный институт, который станет нашим проклятием, с которым не будем знать, что делать дальше.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Инклюзивное-образование-Пять-тезисов-о-том-что-можно-и-нужно-сделать-в-России

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Любимов Михаил Львович, Инклюзивное образование. Пять тезисов о том, что можно и нужно сделать в России // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Инклюзивное-образование-Пять-тезисов-о-том-что-можно-и-нужно-сделать-в-России (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Любимов Михаил Львович:

Любимов Михаил Львович → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
4141 просмотров рейтинг
28.02.2017 (2608 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Инклюзивное образование. Пять тезисов о том, что можно и нужно сделать в России
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android