Libmonster ID: RU-7841
Автор(ы) публикации: П. ПЛЮСНИН

История занимает исключительное место в антирелигиозном воспитании в советской школе. Ни один предмет так глубоко и всесторонне не показывает классовую сущность религии и ее реакционную роль, как история.

Задача учителя истории в общем плане антирелигиозного воспитания состоит в том, чтобы выяснить причины возникновения религии, показать реакционную роль церкви, особенно в эпоху империалистических войн и пролетарских революций, разоблачить методы, которыми пользовалась и пользуется церковь в борьбе с трудящимися массами.

Новый учебник "Краткий курс истории СССР" под редакцией проф. Шестакова помогает осуществлять антирелигиозное воспитание учащихся, показывая классовую роль церкви на каждом этапе истории СССР. Опираясь на фактический материал, учитель должен вскрыть классовый характер религии и методы ее борьбы с народом.

Антирелигиозное воспитание в школе на уроках истории СССР можно вести по такому плану.

"Княгиня Ольга и князь Святослав"

Характеризуя старую, языческую веру славян, учитель должен рассказать, что ее породило "бессилие дикаря в борьбе с природой" (Ленин). Отсюда вывод, что славянское язычество соответствовало обществу в условиях родовых отношений и их разложения, что язычество уже не удовлетворяло общество с оформляющимися классами и складывающимся государством. Так возникла необходимость в новой вере, которую славяне заимствовали у греков в Византии.

Для славян принятие христианства было явлением прогрессивным, так как оно способствовало об'единению разрозненных славянских племен в одно государство и содействовало распространению греческой культуры и образованности.

Это понимала княгиня Ольга, которая приняла христианство, но Святослав пытался об'единить славянские племена силой и несмотря на свои многочисленные победы не смог этого добиться.

"Киевские князья вводят новую веру и законы"

Киевский князь Владимир ввел христианство, считая, что новая вера укрепит его княжескую власть и поможет ему об'единить славянские племена. В 988 году произошло крещение. С помощью силы и проповедей новая вера насаждалась на всей территории Киевской Руси. Быстро строились монастыри и церкви. Учитель должен отметить, что монастыри в это время играли прогрессивную роль, являясь рассадниками письменности и колонизационными базами.

Новая вера с первых же дней стала служанкой господствующего класса феодалов (князей, бояр), содействуя эксплоатации крестьян и закрепощению их. Поэтому первые стихийные крестьянские восстания были направлены не только против князей, бояр, купцов, ростовщиков, но и против монастырей.

"Стихийное народное восстание в Киевском княжестве"

В восстании 1113 года бедный городской люд вместе со смердами борется с боярами, купцами и с богатым Киево-Печерским монастырем. Учитель рассказывает, что князья отводили монастырям многочисленные земли. Крестьяне на монастырских землях отбывали барщину и платили монастырям оброки.

стр. 113

"Новгородская земля"

В разделе "Управление Новгородской землей" надо показать, что всеми делами Новгородской земли заправляли бояре, богатые купцы и попы.

"Монголы-завоеватели и татаро-монгольское иго"

Свои экономические интересы церковь выдвигала на первое место, пренебрегая интересами народа и государства. Так, православная церковь перешла на службу к золото-ордынскому хану. Однако при рассмотрении данной темы не надо терять исторической перспективы и исторической обстановки. Антиисторическая "школа" Покровского внесла в этот вопрос немало путаницы, резко подчеркивая только одну сторону - службу церкви хану. Славянские земли в течение более двух столетий находились под властью татаро-монгольских завоевателей. Православная церковь была, безусловно, заинтересована в освобождении страны от татаро-монгольского ига. Она поддерживала московских князей в их борьбе против татар, монастыри часто выступали как организаторы борьбы с татаро-монгольским игом. Церковь боролась также против польской интервенции в начале XVII столетия. Забыть эти моменты - значит стать на ложный, антиисторический путь.

"Культура в России в XVII веке"

В XVII веке церковь стала оплотом московских царей. Церковь освящала власть царя и власть помещиков над крестьянами.

"Вся власть от бога, - говорили попы, - бог терпел и вам велел". Всем, кто выступал против власти феодалов или царя, церковь об'являла беспощадную борьбу, не останавливаясь ни перед какими средствами: пытала, сжигала на кострах, гноила в своих застенках, предавала анафеме, отдавала в руки палачей. Церковь помогала дворянам и царю держать народ в невежестве и темноте; она освящала унизительное, рабское положение женщины, выступала против свободы мысли, светского образования, допуская только элементы церковной грамотности.

Эту политику удавалось проводить, потому что церковь являлась крупной экономической и политической силой. Экономические богатства церкви складывались из миллионов десятин земли с приписанными к ней крепостными крестьянами, из различного рода промышленных и торговых предприятий, доходных домов, бесчисленных поборов с населения. Сила церкви в XVII веке была настолько велика, что властолюбивый патриарх Никон стал считать свою власть выше царской и пытался последнюю подчинить себе. Это вызвало резкий протест со стороны светской власти, со стороны дворян и купцов. Никон был осужден, но сила церкви еще не была сломлена. Только при Петре I, чтобы уничтожить вмешательство церкви в дела государства, было упразднено патриаршество и заменено Синодом, во главе которого стоял царский чиновник, оберпрокурор. Церковь была превращена в одно из ведомств дворянской монархии.

"Крестьянская война под руководством Пугачева"

Активнейшая роль принадлежит также церкви в подавлении крестьянских восстаний, в расправе над восставшими. Многочисленные попы и монахи выступали единым фронтом с армией и полицией против крестьянских движений.

"Революция 1905 - 1907 годов в России"

В этот период церковь выступает как воинствующая контрреволюционная сила. Попы поступают на службу в охранку, ведут наблюдения за революционно настроенными рабочими и предают их. Так, провокатор поп Гапон втерся в доверие к рабочим и убедил их пойти к царю, где их ожидали пули. Рабочие были расстреляны. На кровавом примере 9 января рабочие убедились в необходимости вести вооруженную

стр. 114

борьбу как с царем, капиталистами и помещиками, так и с попами.

В 1905 - 1907 годах попы действовали вместе с карательными отрядами. За верную службу господствующие классы вознаграждали церковь большими материальными ценностями. По данным 1910 года, церкви принадлежало 2 с лишним миллиона десятин земли. Кроме того церковь имела много коммерческих предприятий, доходных домов и т. д. Но главную массу богатств составляли доходы, связанные с отправлением религиозного культа. Население ежегодно выплачивало церкви ввиде всевозможных поборов до 85 миллионов рублей.

"Вторая буржуазная революция в России"

Во время империалистической войны церковь защищала лозунг "Война до победного конца", благословляя солдат умирать за интересы капиталистов и помещиков. В каждой воинской части был поп, выполняющий обязанности духовного полицейского. Февральская революция не внесла существенных изменений в положение церкви. Наоборот, Временное правительство всячески старалось оградить интересы церкви, отказываясь выполнить требование масс, сформулированное большевиками, об отделении церкви от государства. Церковь быстро приспособилась к новым буржуазным условиям. Открывшийся в августе 1917 года церковный собор послал приветствие Корнилову и восстановил патриаршество, надеясь сплотить вокруг него все контрреволюционные силы русской церкви. Патриархом был избран Тихон - черносотенец, бывший председатель ярославского "Союза русского народа".

"Великая Октябрьская социалистическая революция"

Октябрьскую революцию церковь встретила злобной, бешеной ненавистью. Церковь призывала к вооруженной борьбе с советской властью, организовывала антисоветские демонстрации под видом крестных ходов, помогала саботажу, устраивала диверсии.

Советская власть провела декретом от 23 января 1918 года полное отделение церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет лишал церковь какой бы то ни было помощи со стороны государства, церковь отстранялась от участия в ведении актов гражданского состояния, школы освобождались от влияния церкви, все церковное имущество и имущество различных религиозных обществ стало народным достоянием, церковь и религиозные общества лишались права владеть какой-либо собственностью; полностью отменялось исполнение религиозных обрядов при государственных делах.

В то же время декрет устанавливал, что "каждый гражданин может исповедывать любую религию и не исповедывать никакой".

Товарищ Сталин следующим образом охарактеризовал революционное значение этого декрета: "Законодательство страны таково, что каждый гражданин имеет право исповедывать любую религию. Это дело совести каждого. Именно поэтому и провели мы отделение церкви от государства. Но, проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путем убеждения, путем пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии"1 .

"Военная интервенция. Гражданская война"

В этой теме учитель показывает церковь как верную союзницу интервентов и белогвардейских генералов, ведущую всеми способами борьбу с советской властью.

Попы звали к крестовому походу на Москву, организуя для этого "полки Иисуса". Повсеместно священники всех религий выступали в качестве агентов контрразведки, шпионя и донося о революционно настроенных рабочих и крестьянах.


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 192. Партиздат. 1935.

стр. 115

"СССР - страна победившего социализма"

Последняя тема имеет исключительно важное значение в плане антирелигиозного воспитания. В ней учитель показывает на конкретном материале падение влияния религии на массы трудящихся в СССР.

Учитель рассматривает с учащимися роль церкви на всех этапах ее истории, начав с момента ее возникновения и до ее исторического конца.

В этой теме учитель прежде всего должен показать, что с победой социализма вера в бога в СССР резко падает даже среди отсталых слоев населения.

Однако остатки религии еще сохранились в нашей стране среди отсталых групп населения и приносят большой вред. Учитель должен показать контрреволюционную роль церковников и на современном этапе. Из-за опасения быть разоблаченными церковники и сектанты не выступают открыто против социалистического строительства. Для этой цели они чаще всего используют свою агентуру: "юродивых", "прозорливых старцев", "святых", "церковных старост", "кликуш" и т. д. Факты последних лет показывают, что церковники в большинстве своем являются агентами разведок фашистских государств и вместе с троцкистско-бухаринскими бандитами и буржуазными националистами совершают гнусные преступления против народа нашей страны. Периодическая пресса дает примеры подлой, подрывной работы церковников. Наконец, важно разоблачить гнусный моральный облик служителей церкви: их низость, разврат, лицемерие, лживость и т. д.

Задача учителей истории - вести решительную борьбу с остатками религии, за полное преодоление пережитков капитализма в сознании и быту трудящихся.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР-В-НЕПОЛНОЙ-СРЕДНЕЙ-И-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. ПЛЮСНИН, История в школе. АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР В НЕПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР-В-НЕПОЛНОЙ-СРЕДНЕЙ-И-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЕ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - П. ПЛЮСНИН:

П. ПЛЮСНИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
616 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3137 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
6 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР В НЕПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android