Libmonster ID: RU-7839
Автор(ы) публикации: О. КОЗЛОВА

Место и значение экскурсии при изучении курса истории в средней школе

Место и значение экскурсии при изучении курса истории в средней школе определяется постановлением партии и правительства о преподавании гражданской истории в школах СССР от 16 мая 1934 года.

Ни одно наглядное пособие, как бы хорошо оно ни было, не может сравниться по силе убедительности с подлинными вещами, которые учащиеся видят в музее. Только на этих материалах ребята могут конкретно представить себе отдельные этапы истории. Так например именно в музее учащиеся могут понять, как несовершенна была военная техника до Петра I, как необходимо было ее коренное изменение для успешной борьбы со Швецией, угрожавшей независимости русского народа.

Роскошная серебряная посуда, кафтаны, сшитые из ценнейших "заморских" тканей, усыпанные драгоценными камнями, большой портрет владельца всех этих ценностей - боярина с надменным, уверенным в своей силе лицом, и "колода" с железным ошейником для непокорных крестьян, рисунки из Олеария с изображением пыток и казней эпохи господства крепостничества вызовут в учениках сочувствие к эксплоатируемой крестьянской массе и чувство ненависти к угнетателям-помещикам. Еще более эмоционально насыщены все экскурсионные об'екты, связанные с революционными боями: вооружение партизан, остатки разрушенных зданий, места баррикад и гибели бойцов, павших за победу пролетариата.

Однако экскурсии могут принести пользу лишь при соблюдении выдержанной тематичности.

Нельзя назвать экскурсией ознакомление с каким-либо об'ектом, совершающееся без строго определенного плана, без связи с определенной темой. В этом отношении требования, пред'являемые к экскурсии и к уроку в классе, совершенно аналогичны. Простой, бессистемный "осмотр" какого-нибудь исторического памятника может принести иногда даже вред. Так, посещение какого-нибудь музея-усадьбы, если при этом не раскрывается определенная историческая тема, может вызвать у учащихся вредное "любование" прошлым. Не менее отрицательно следует отнестись и к ознакомлению учащихся одновременно с несколькими историческими эпохами. В этом случае у детей, особенно младших (3 - 4-х) и средних классов (5, 6, даже 7-х), неизбежно получится смещение хронологических граней, перенесение предметов, характерных для одной эпохи в другую. Каждый раздел музея нужно показывать, связав его с четко сформулированной темой. Наглядность, конкретность и эмоциональность восприятий, при наличии тематичности, дадут, конечно, большую эффективность экскурсий.

Отмечая эффективность исторических экскурсий в области познавательного процесса, надо особо отметить их огромное воспитательное значение. Хорошая историческая экскурсия является самой убедительной иллюстрацией к материалу учебника. Четкость и методическая продуманность - обязательные требования при проведении исторических экскурсий.

стр. 100
Виды экскурсий

Существуют учебно-программные и внешкольные, экскурсии.

Цель экскурсий учебно-программных, как это видно из самого их названия, - способствовать наилучшему усвоению учащимися того или иного раздела курса истории, поэтому и тематика их должна быть теснейшим образом связана с программой курса. К учебно-программной экскурсии должны быть пред'явлены те же требования, что и к классному уроку. Преподаватель-экскурсовод должен быть подготовлен к проведению экскурсии не меньше, чем к проведению обычного урока в классе как в отношении материала, так и в отношении экскурсионной методики.

Так называемые внешкольные экскурсии обыкновенно не связаны с определенным разделом курса истории данного класса. Они имеют своей целью общее развитие учащихся, поднятие их культурного уровня, удовлетворение их интереса к отдельным, специальным вопросам, которым нельзя было уделить достаточного внимания в учебном курсе.

Основной задачей экскурсии является воспитание в школьниках глубокой, сознательной любви к своей социалистической родине, к вождю народов товарищу И. В. Сталину, к руководителям партии и правительства. К числу таких экскурсий относятся экскурсии на историко-революционные темы. Экскурсии, проводимые по музеям-усадьбам, ярко отображают быт помещиков и крестьян и способствуют, таким образом, конкретному пониманию исторического процесса.

Интересный опыт работы музеев Москвы и Ленинграда (Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств, Музей западного искусства, Исторический музей, Музей боярского быта XVII века, Музей народов СССР, "Эрмитаж", Русский музей со всеми его отделами, загородные музеи Ленинграда) по проведению так называемых "фестивалей" и массовок во время школьных каникул показывает, как захватывающе-увлекательно может быть поставлена такая внешкольная работа. Особенное значение имеют внешкольные экскурсии в работе исторических кружков при школах. Как показал опыт работы этих кружков в Москве, экскурсии в музей обогащают занятия кружковцев разнообразными формами работы (зарисовки, лепки и т. д.). Для учащихся старших классов (9 - 10-х), особенно для кружковцев, исключительную ценность и интерес представляют экскурсии на место археологических раскопок, а также непосредственное участие в таких раскопках. Исключительно удачно прошла такая экскурсия-экспедиция под Подольск, проведенная осенью 1936 года кружком юных археологов при Московском центральном доме пионеров под руководством двух археологов, научных сотрудников Государственного исторического музея. Юные археологи, ученики 6 - 8-х классов, проявили образцовую дисциплину. Они раскопали 3 славянских кургана, обработали затем все находки, оформили их экспозиционно и, опираясь на труды специалистов-археологов, подготовили доклады, которые они сделали на пленарном собрании исторических кружков при Доме пионеров. Такая работа должна особенно привиться в небольших городах, где имеются краеведческие музеи.

Внешкольные экскурсии, устраиваемые, как правило, в свободное от занятий время (каникулы, выходные дни), проводятся в особом, так сказать, праздничном, под'емном тоне. Общая целеустановка внешкольной экскурсии - расширение кругозора детей и наилучшая организация их досуга - требует от такой экскурсии, чтобы она не замыкалась сама в себе, а служила как бы трамплином к целому ряду других мероприятий: чтению художественных произведений, так или иначе затронутых в экскурсии (или даже их инсценировке), посещению соответствующих пьес в театрах, просмотру исторических кинокартин и т. д.

В зависимости от об'ектов исторические экскурсии проводятся в му-

стр. 101
зеях, по улицам или по бытовым комплексам (музеи-усадьбы).

Наиболее просто и легко проводить экскурсии по музею, так как подобранный на определенные исторические темы материал экспозиции отдельных разделов музея облегчает составление экскурсионного маршрута. Музейные экскурсии, однако, не являются простым раскрытием экспозиции во всей ее полноте и последовательности: они требуют большого и тщательного отбора материала в зависимости от цели экскурсии и возраста экскурсантов.

Еще сложнее проведение экскурсий по бытовым комплексам (музей-усадьба, совхоз, колхоз), особенно экскурсий учебно-программных. Нужно суметь не утонуть в деталях, а использовать эти детали лишь как фон, с тем чтобы дать яркую картину классовой борьбы, оживить действовавших в то время исторических деятелей, связать все это с крупными историческими событиями того времени.

Методика проведения экскурсий

Экскурсионная методика охватывает 3 группы вопросов. К первой группе относятся вопросы, связанные с выбором экскурсионного об'екта и темы, отбором материала и построением маршрута; ко второй - вопросы, связанные с приемами экскурсионной работы; к третьей - вопросы, относящиеся к тому, какое место должна занять данная экскурсия в общем педагогическом процессе, как подготовить детей к экскурсии, как научить их оформлять результаты экскурсии и, наконец, как учитывать ее результаты.

Выбор теми об'екта для учебно-программных экскурсий обусловливается, с одной стороны, требованиями программы истории данного класса, с другой - наличием нужного раздела в местном музее или подходящего материала на улицах, площадях и в окрестностях того города или села, где находится школа.

Вот, например, тематика экскурсий по курсу древней истории для 5-го класса:

1. Откуда мы узнаем наше прошлое (в любом городе, где имеется хотя бы небольшой краеведческий музей).

2. История древнего Египта (по материалам "Эрмитажа", Музея изобразительных искусств имени Пушкина, всякого музея, где есть раздел, освещающий историю Египта).

3. Искусство древней Греции (Ленинград, Москва).

4. Рабовладение в древней Греции на примере греческих колоний Причерноморья (Москва, Ленинград).

5. Греческие колонии Причерноморья (Одесса, Москва, Ленинград, Севастополь, Херсон, Феодосия, Керчь).

Очень трудно дать учебно-программные экскурсии по курсу истории 6 и 7-х классов, так как имеется очень мало соответствующих экскурсионных об'ектов. В Ленинграде и Москве по материалам "Эрмитажа" и Музея изобразительных искусств имени Пушкина проводятся экскурсии по искусству средневековья (XII - XIV века) и по эпохе Возрождения. В школьном кабинете "Эрмитажа" создаются особые выставки с историческим материалом для пополнения художественного материала экспозиционных зал. В Киеве также можно развернуть подобную тематику по материалам местного Музея искусств.

Не лучше обстоит дело и с курсом новой истории, который можно обслужить экскурсионно только в этих же городах, прибавив еще в Москве экскурсию в Музей нового западного искусства.

Курс истории СССР в 3 - 4-х и 8 - 9-х классах дает в этом отношении более широкие возможности.

Вот какие примерно темы можно предложить для этого курса:

1. "Наша родина в далеком прошлом" (Москва - Государственный исторический музей).

2. "Древнейшие государства нашей страны" (Москва - Государственный исторический музей, Ленинград - "Эрмитаж").

3. "Славяне" (Москва - ГИМ).

4. "Киевское государство" (Москва, Киев и другие города Украины).

5. "Русь Владимиро-Суздальская.

стр. 102
Новгородская земля" (Москва - ГИМ).

6. "Новгород XII - XV веков" (Новгород).

7. "Золотая Орда и борьба с ней Москвы" (Ленинград, Москва, Казань и остальные города, где сохранилось достаточно памятников этой эпохи).

8. "Создание русского национального государства" (Москва - ГИМ).

9. "Расширение русского государства в XVI веке" (Москва - ГИМ).

10. "Крестьянские войны и восстания угнетенных народов в XVII веке" (Москва - ГИМ, Музей революции, а также аналогичные музеи в других городах).

11. "Петр I и его реформы" (Москва - ГИМ, Ленинград - Петергоф, Русский музей).

12. "Россия XVIII века - империя помещиков и купцов" (Москва - ГИМ и Музей революции).

13. "Царская Россия - жандарм Европы" (Музей революции).

14. "Рост капитализма в царской России" (Музей революции, Музей Ленина).

15. "Революция 1905 - 1907 годов в России" (Музей Ленина, Музей революции).

16. "Буржуазно - демократическая революция в России 1917 года" (Музей Ленина, Музей революции).

17. "Великая Октябрьская социалистическая революция" (Музей Ленина, Музей революции).

18. "Военная интервенция. Гражданская война" (Музей Ленина, Музей революции).

19. "Переход к мирному строительству. Восстановление хозяйства страны" (Музей Ленина. Музей революции).

20. "СССР есть страна победившего социализма" (Музей революции).

Темы должны варьироваться в зависимости от наличия материала. При выборе экскурсионного об'екта и при формулировке темы необходимо продумать возможности конкретного, связанного с точными, хронологическими рамками раскрытия темы.

После того как тема экскурсии твердо фиксирована и сформулирована, начинается работа по составлению маршрута экскурсии, для чего в первую очередь необходимо отобрать материал. В небольших провинциальных музеях экспозиция часто бывает очень неполной и требует так называемого дополнительного материала ввиде картин, рисунков, фотоснимков, схем и т. д. В центральных же музеях, наоборот, экспозиция может быть слишком перегруженной и далеко выходящей за рамки намеченной темы. Например экспозиция Государственного исторического музея, где выставлены экспонаты, характеризующие греческие колонии Причерноморья, дает материал, значительно более широкий чем намеченный по договоренности с педагогическим кабинетом Мосгороно и с активом преподавателей истории в 5-х классах.

Подбирать материал нужно, ориентируясь на основную задачу данной экскурсии. В теме "Греческие колонии Причерноморья" основной задачей является показ рабовладельческого строя древней Греции V - IV - III веков до нашей эры на примере причерноморских колоний. Для раскрытия темы можно оставить встороне витрину, связанную с местным населением, окружающим греческие колонии (этот материал, наоборот, важен при экскурсии по истории СССР). Так же можно обойти и витрину, наполненную фрагментами керамики, привезенной из метрополии, и вазами с изображениями мифа об амазонках (вазы с амазонками также используются при проведении экскурсии по истории СССР). Не используются и витрины, показывающие искусство (на керамике и обломках скульптуры) и религию, так как этот материал значительно целесообразнее показывать в Музее изобразительных искусств. Из этих же соображений опускается и материал витрин, характеризующих Боспорское царство, и деревянный саркофаг I века нашей эры. Облегчив таким образом экскурсию от целого ряда экспозиционных участков, которые не имеют прямого отношения к раскрытию основного стержня темы данной экскурсии, следует перейти к отбору отдельных экспонатов.

стр. 103


Экспозиция. ГИМ.

Макет города Ольвия.

В первую очередь нужно отобрать те экспонаты, которые могут способствовать максимальному раскрытию основной темы экскурсии и подведут экскурсантов к необходимому обобщению. Приведем конкретный пример работы над составлением маршрута анализируемой темы. Рабовладение в древней Греции, положение рабов, отношение к ним рабовладельцев должны быть освещены в этой теме особенно ярко. При тщательном отборе материала обнаружилась возможность четыре раза фиксировать внимание детей на тяжелом положении раба и на специфическом к нему отношении рабовладельцев, как к орудию труда: на небольшом рисунке с вазы, изображающем раба в рудниках (первая подтема), на надлобном камне с вероятным изображением маленькой фигурки раба (четвертая подтема - ремесленники), на панно (копия с барельефа), показывающем работу рабов в винограднике (пятая подтема) и, наконец, в витрине, характеризующей работу ремесленников - лепщиков из глины (четвертая подтема), - на небольшой глиняной фигурке, повидимому, изображающей актера в роли раба. Последняя фигурка, судя по наблюдениям за восприятием детей, производит всегда очень сильное впечатление.

Когда материал суммарно отобран, нужно составить точный маршрут экскурсии. Если при входе в зал сразу в глаза бросается яркий, привлекающий внимание материал, а на первом экспозиционном участке помещен однообразный, непривлекательный материал, нельзя начинать работу с детьми 3 - 4-х в 5 - 6-х классов с этого первого участка, так как глаза ребят будут притягивать яркие экспонаты соседнего участка. В таких случаях надо начинать с яркого материала, основательно продумав, как его органически увязать со стержнем экскурсии, не нарушая ее внутренней логической связи. Иногда бывает и так, что материал, с которого очень удобно начать экскурсию, находится в конце, экспозиции. Так например в Государственном историческом музее большое панно Айвазовского, изображающее Черное море и берег Крыма близ Керченского пролива, находится во второй половине зала греческих колоний Причерноморья, над соединяющей эти две половины зала аркой. Перспектива сразу же перенести детей на берег Черного моря, под яркоголубое небо Крыма, дать им возможность почувствовать своеобразие природы нашего юга заставила составителя маршрута рискнуть начать прямо с панно и уже от него переходить к первому щиту экспозиции, на котором находится карта греческих колоний Причерноморья. Практика работы оправдала правильность этого шага. Дело в том, что при проведении экскурсии

стр. 104
чрезвычайно важно "захватить" экскурсантов и с первого же момента пробудить в них живой интерес. Такой же захватывающей должна быть и концовка экскурсии. В рассматриваемой нами теме такой концовкой будут слова товарища Сталина о крушении рабовладельческого строя в результате восстаний рабов. Концовка эта является естественным завершением всей темы и последним "звеном" в цепи подтем, на которые разбивается весь маршрут.

Вот "звенья" разбираемой экскурсии:

1. Колонизация греками побережья Черного моря и ее характер (панно Айвазовского, карта, рисунки).

2. Город Ольвия как пример полиса (макет).

3. Торговые связи между колониями и метрополией (карта с предметами ввоза и вывоза).

4. Развитие ремесла и тяжелое положение ремесленников (экспонаты, характеризующие производство резчиков по кости, литейщиков, ювелиров, деревообделочников, камнетесов и скульпторов, гончаров и коропластов (лепщики из глины).

5. Рабский труд в гончарном производстве, в земледелии, виноделии (орудия производства).

6. Жизнь в доме крупного рабовладельца (макет дома, статуи представителей этого класса, сервировка пиршественного стола, предметы женского туалета, предметы, связанные со спортом).

7. Военный строй греков (предметы вооружения, изображения на вазах, модель катапульты, макет стен Херсонеса).

8. Политический строй в древней Греции и ее колониях (копия плиты с присягой гражданина Херсонеса).

9. Восстание рабов, как неизбежное следствие противоречий рабовладельческого общества и причина его гибели.

"Звенья" экскурсионного маршрута соответствуют плану урока. Несомненно, такая множественность подтем возможна лишь в экскурсиях заключительного типа, на которые дети приходят уже после того, как соответственный раздел курса ими пройден.

Составив маршрут экскурсии, необходимо продумать содержание вступительной и заключительной бесед. Вступительная беседа напоминает учащимся, что они будут смотреть в музее; в заключительной беседе делаются выводы на основе материала, показанного и об'ясненного во время экскурсии.

При проведении так называемых "уличных" экскурсий по территория завода, города, села (при прохождении темы "Октябрьские дни") необходимо прежде всего наметить начальный и конечный пункты, учитывая, что продолжительность всей экскурсии не должна превышать для 3 - 4-х классов 1 часа, для 5 - 7-х классов - 1 часа 30 минут - 1 часа 40 минут, для 8 - 10-х классов - 2 часов - 2 часов 15 минут. Такая экскурсия должна показать школьникам на конкретном материале две борющиеся между собой силы: пролетариат и его союзника - беднейшее крестьянство - с одной стороны, и буржуазию - с другой. Необходимо показать, что победу пролетариата обеспечило руководство коммунистической партии. Во время маршрута нужно обязательно указывать места, где находились партийные организации, казармы и предприятия, рабочие которых играли особенно активную роль в борьбе, и, наконец, места самих боев. Отобранный таким образом материал часто находится в различных местах города или поселка. Поэтому начальным пунктом лучше всего избрать такое место, откуда можно сразу охватить расположение боровшихся сил. Таким пунктом может быть какое-нибудь высокое здание или возвышенная часть города или поселка. В этом месте следует провести предварительную беседу о задачах экскурсии, фиксируя внимание детей на роли пролетариата и руководстве партии. Если условия местности не дают возможности использовать такого рода "вышку", то беседу следует провести в школе, а экскурсионный маршрут начать пря-

стр. 105


Античная экспозиция. ГИМ.

Витрина-карта торговых связей северного Причерноморья 2600 - 1800 лет назад.

мо с завода, где в предоктябрьские дни 1917 года шла под руководством партии подготовка к выступлению, около дома, где в Октябрьские дни помещался ревком, штаб Красной Гвардии, райком, наконец, у казарм, где среди солдат велась большевистская пропаганда. Выяснив на каком-либо из перечисленных пунктов, как проводилась подготовка Октябрьской революции, а если возможно (по условиям топографии), то на всех трех пунктах, включая их последовательно в маршрут, следует перейти к местам боев. Заключительная беседа должна увязывать борьбу в октябре 1917 года с нашей счастливой, радостной жизнью.

Давая для всех экскурсионных групп одни и те же общие установки, необходимо обязательно учесть разницу групп по возрасту и по подготовленности: экскурсии, проведенные на тему "Октябрьские дни" с учащимися 3 - 4-х классов, 5 - 7-х классов и 8 - 10-х классов, будут значительно отличаться и по углубленности и по широте раскрытия содержания. Для 3 и 5 - 8-х классов это будет экскурсия внешкольная, для 6 и 9-х она может быть построена как учебно-программная.

Приемы экскурсионной работы

Ознакомление с приемами экскурсионной работы необходимо для каждого педагога-историка.

В основном все эти приемы можно об'единить в две группы: к первой группе относятся такие, при которых" экскурсанты воспринимают материал пассивно, являясь слушателями и созерцателями; ко второй - такие, благодаря которым экскурсанты сами активно участвуют в работе.

К первой группе прежде всего относится прием наиболее легкий, а потому наиболее часто применяемый экскурсоводами, прием, который обычно носит название демонстрационно-монологического. Он сводится к тому, что руководитель экскурсии, показывая экскурсионные об'екты (демонстрация), дает сам (т. е. монологически) об'яснения к ним в повествовательной форме.

Однако наблюдения показали, что такой прием для младших и средних классов является наименее действенным. Причина этого совершенно очевидна: оставляя экскурсантов пассивными зрителями и слушателями, этот прием не удовлетворяет двум основным требованиям экскурсионной работы: активности и эмоциональности. Он более пригоден для учеников 8 - 10-х классов. Его можно применять на тех участках экспозиции, которые представлены очень ярко и иллюстрируют к тому же разделы темы, не играющие первенствующей роли в ее раскрытии. Одним из чрезвычайно действенных приемов является прием, кото-

стр. 106
рый называют обычно "живым словом". "Живое слово" отличается от приема демонстрационно-монологического так же, как отличается художественный рассказ от делового сообщения. В сущности говоря, "живое слово" и есть вкрапленный в экскурсию художественный рассказ. Его отличительные свойства - картинность и эмоциональность. Прием этот дает хорошие результаты в работе с учащимися 3 - 4 и 5-х классов. Этот метод, как правило, следует применять при раскрытии вопросов, играющих ведущую роль в экскурсии, особенно на участках, слабо представленных в экспозиции. Так, в музеях, которые в значительной степени должны пользоваться вещами, собранными еще в дореволюционный период, часто почти не имеется предметов, характеризующих производственные процессы, быт и восстания угнетенных масс. А ведь главная цель экскурсии в том, чтобы подвести учащихся путем конкретного показа к основному содержанию истории - к классовой борьбе. В этих случаях особенно важен прием "живого слова".

Очень полезно привлечение к экскурсии цитат, особенно из памятников, современных изучаемой эпохе. Высказывания Геродота, Гиппократа, Страбона (тема - "Древнейшие государства на территории СССР"), цитаты из летописей, "Слова о полку Игореве", былин, "Домостроя", Котошихина, Олеария, из воспоминаний декабристов, участников революционного рабочего движения, особенно из произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина оживляют экскурсию. Очень хорошо также пользоваться отрывками из художественных произведений, особенно во внешкольных экскурсиях.

Переходя ко второй группе приемов экскурсионной работы, приемов, превращающих слушателей-зрителей в активных участников экскурсии, следует прежде всего остановиться па приеме вопросо-ответном, вполне соответствующем "беседе", которая входит составным элементом в любой классный урок. Совершенно очевидно, что в школьных экскурсиях прием этот должен играть значительную роль, и наблюдения над учащимися 3 - 4-х 5 и 8-х классов в Государственном историческом музее подтвердили его действенность. Проводить беседу можно по двум линиям: 1) задавать вопросы, которые заставляют экскурсантов припоминать уже усвоенное ими ранее в классе, и 2) задавать вопросы, касающиеся непосредственно экспонатов, предлагаемых вниманию экскурсантов. Такие вопросы помогают учащимся понять "язык вещей", самим сделать известные выводы, а не получать их готовыми от руководителя экскурсии.

Но, конечно, не следует слишком увлекаться и этим приемом, так как иначе он может оказаться утомитель-

Античная экспозиции. ГИМ.

Витрина: гончары и лепщики из глины

стр. 107
ным, особенно для детей 3 - 4-х и 5 - 6-х классов.

Не следует также упускать из виду, что прием этот, пожалуй, является одним из наиболее трудных для руководителей, так как требует от них уменья ставить вопросы.

Одной из разновидностей беседы является прием сравнений по контрасту: показ дворца вельможи рядом с избой крепостного, показ Москвы XVII века в центре и на окраинах.

Беседа, сравнения активизируют участие детей в разрешении вопросов, возникающих в течение экскурсии.

Особое место среди приемов, способствующих активизации экскурсантов-школьников и имеющих большое воспитательное значение, занимает раскрытие целого ряда исторических понятий и выражений, которые мы и сейчас употребляем, не зная их происхождения. Вскрытие истинного назначения в прошлом перочинного ножа (при показе гусиных перьев, которыми писали в XVII веке), происхождения таких выражений, как "судебная волокита" (при показе столбцов), "работать спустя рукава" (боярская и царская одежды XVII века), "кричать во всю Ивановскую" (в связи с показом зданий приказов, Ивановской площади и пыток, производившихся на ней), очень оживляет экскурсию, служит хорошим отдыхом и заинтересовывает даже взрослых (экскурсия на тему "Москва в прошлом", внешкольная).

Очень полезно, проводя экскурсию по теме "Искусство древней Греции", указать на элементы классического стиля в современном городе как в старых постройках, так и в постройках эпохи социализма. На этих конкретных примерах показывается значение культурного наследия прошлого.

Чтобы исчерпать вопросы, связанные с приемами проведения экскурсий, следует сделать еще несколько общих замечаний чисто организационного порядка. Каждому экскурсионному работнику необходимо помнить, что экскурсионная группа не должна превышать 20 человек. С большим количеством участников чрезвычайно трудно работать и на улице и в музее. Группу эту нужно устанавливать полукругом, на расстоянии 1 - 1 1/2 метров от витрины или щита, следя за тем, чтобы маленькие были все время впереди. Сам экскурсовод должен стоять сбоку, таким образом, чтобы видеть одновременно и группу, за которой он должен все время следить, и предлагаемые ее вниманию экспонаты. Продолжительность музейной экскурсии обычно не превышает для учащихся 3 - 4-х классов 45 минут - 1 часа, 5 - 7-х классов - 1 часа 15 минут, в крайнем случае - 1 часа 20 минут, для старших классов - 1 1/2 часов. Там, где это позволяют условия, очень хорошо разбивать экскурсию (конечно, без ущерба для цельности темы) на две части и делать перерыв на 10 минут, как бы перемену.

Место экскурсии в педагогическом процессе

Многолетняя практика работы по учебно-программной тематике убеждает нас, что наибольшую пользу в большинстве случаев приносят экскурсии заключительные, охватывающие своим содержанием уже пройденный раздел курса. Такими экскурсиями можно очень хорошо подытожить, повторить и закрепить определенный раздел курса. Экскурсии предварительные проводятся обычно очень редко, так как они неизбежно должны загромождаться сообщением учащимся тех знаний, без которых нельзя правильно воспринять экскурсионный об'ект.

Только что описанная работа с учащимися над материалом, получаемым ими во время экскурсии, подводит нас к вопросу о необходимости органически связать каждую учебно-программную экскурсию с соответствующим курсом истории.

Для этого прежде всего следует перед каждой экскурсией подготовить к ней учащихся, иначе значение экскурсии будет снижено. Музейная практика работы со школьниками постоянно убеждает нас в том, что часто учащиеся просто не знают, по

стр. 108
какой же точно теме они будут работать в музее. Совершенно необходимо, чтобы учащиеся не только отчетливо знали заранее, куда они идут, какую тему будут изучать, но и чтобы они имели определенные задания, на что именно следует им обратить особое внимание. Тесный контакт педагогов с музеем, а через них школьного курса-с экскурсией, дает прекрасные результаты. Перед тем как идти в музей, очень полезно, чтобы педагоги продиктовали учащимся план всей экскурсии, полученный заранее от музейного работника; по этому плану учащиеся будут следить за развитием темы. После окончания каждой подтемы делаются четкие выводы, которые тут же очень кратко записываются, и затем, по окончании экскурсии, подводится общий итог.

После проведения экскурсии необходимо весь полученный на ней материал основательно изучить в классе. Проработка может идти и путем устного опроса учащихся по отдельным подтемам и путем изложения "звеньев" ввиде домашних сочинений. Лучшие из этих работ хорошо собрать и наклеить в особый альбом, сделав к нему также иллюстрации (при этом желающие могут, уже в индивидуальном порядке, еще раз сходить в музей). Практика такой работы убеждает нас, что даже учащиеся старших классов охотно идут на составление подобных иллюстративных отчетов об экскурсии. Младшие же классы очень увлекаются этой работой.

Материал такой проработки даст возможность провести учет воздействия экскурсии, придав ему, помимо обычных устных опросов, занимательные формы: составление альбомов из сделанных зарисовок, устройство выставок из тех же зарисовок, макетов, вылепленных из пластелина и глины, копий различных экспонатов, вырезанных из дерева или бумаги и т. д. Прекрасной формой учета результата внешкольной экскурсии является инсценировка детьми какого-нибудь драматического произведения или просто рассказа, связанного по своей фабуле с содержанием экскурсии. Таким образом, учет превратится в увлекательную и занимательную работу.

Из всего сказанное выше вытекает с совершенной очевидностью необходимость серьезной подготовки преподавателя к проведению экскурсии.

Подготовка преподавателя к проведению экскурсии

В первую очередь, готовясь к проведению экскурсии, необходимо изучить литературу по этой теме. Помимо общей литературы, нужной для подготовки к урокам, с темой которых связана экскурсия, следует познакомиться и с литературой специальной, связанной с экскурсионным об'ектом. Сюда относятся и методические разработки, имеющиеся в музеях, в педагогических кабинетах ОНО, и отдельные брошюры, изданные местными партийными и краеведческими организациями, и различные путеводители по городу и его окрестностям.

Следующая стадия подготовки к экскурсии - основательное изучение самого экскурсионного об'екта. Если преподаватель готовится к проведению экскурсии по музею или музею-усадьбе, то ему в первую очередь необходимо тесно связаться с работниками музея. Такая работа очень полезна и для самого преподавателя, так как поднимает его квалификацию и вооружает его конкретными историческими и методическими знаниями.

Инициативный, энергичный преподаватель может способствовать улучшению постановки преподавания

Античная экспозиция. ГИМ.

Модель дома рабовладельца в Ольвии.

стр. 109
истории не только в своей школе, но и в школах всего города. При отсутствии музея в данном городе, поселке, большом селе преподаватели сами могут положить основание такому музею, собирая соответственный материал вещевого и документального порядка. Исторический кабинет, созданный преподавателем-энтузиастом при школе, может оказаться эмбрионом будущего краеведческого музея.

Что касается изучения экскурсионных об'ектов, связанных с проведением уличных экскурсий, то здесь в первую очередь необходимо получить консультацию от местных партийных организаций, особенно но вопросам, связанным с проведением экскурсии на историко-революционные темы. Местные отделы народного образования и бюро краеведения должны дать учителю перечень возможных экскурсионных тем района и необходимые сведения относительно тех или иных зданий, площадей, домов и т. д.

После того как изучены экскурсионные об'екты и необходимая литература, наступает момент точной формулировки темы экскурсии, выделения ее стержня, отбор материала и, наконец, составление в письменной форме маршрута, как об этом подробно говорилось выше. Маршрут этот следует проверить совместно с музейным работником и методистом по истории из отдела народного образования. Одновременно с составлением письменного маршрута нужно наметить в письменной же форме план подготовки детей к экскурсии и план ее проработки и учета, точно намечая об'екты для зарисовок, лепки, для создания макетов.

Вся эта довольно трудоемкая работа с избытком вознаграждается той огромной пользой, которую получат от нее и сам педагог и особенно его ученики.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИСТОРИЧЕСКИЕ-ЭКСКУРСИИ-В-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. КОЗЛОВА, История в школе. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ИСТОРИЧЕСКИЕ-ЭКСКУРСИИ-В-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЕ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. КОЗЛОВА:

О. КОЗЛОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
3956 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3138 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
23 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android