Libmonster ID: RU-8028
Автор(ы) публикации: Н. КУЗИН

Н. Кузин, учитель средней школы им. С. Т. Шацкого Угодско-Заводского района, Московской области.

В систематическом курсе истории местный исторический материал не имеет самодовлеющего значения, но он может быть с успехом использован как хорошее вспомогательное средство для конкретизации отдельных важных исторических событий.

Вопрос об использовании местного материала при преподавании истории до сих пор очень мало освещен в методической литературе, а между тем значение его очень велико.

Приведу несколько примеров из опыта работы в школе им. С. Т. Шацкого Угодско-Заводского района, Московской области.

1

Многие учителя истории справедлива считают первый урок в курсе 5-го класса методически одним из самых трудных. В течение одного, максимум двух часов необходимо дать детям понятие об истории как науке, об источниках исторически знаний (памятники вещественные и письменные) и о доклассовом обществе. Элементарные понятия об этом они получили в 3-м классе, в начальном курсе истории СССР. Но, начиная курс истории в 5-м массе, эти знания необходимо обновить.

Конкретному усвоению детьми всех этих сведений очень способствует знакомство с местными историческими памятниками. Опыт работы нашей школы подтверждает, что привлечение местного материала помогает хорошему усвоению изучаемого курса, а также развивает в детях любовь к археологии. Ребята относятся с большим интересом к экскурсиям и проявляют большую наблюдательность.

В одном километре от нашей школы, на берегу реки Протвы, в овраге, ученики обнаружили необычайный в наших местах черно-серый рыхлый слой земли. Покопавшись в нем, они нашли несколько черепков глиняной посуды. Об этой находке они сообщили учителю. В ближайший выходной день мы отправились вместе с небольшой группой любителей истории и геологии на место находки, для того чтобы исследовать, нет ли там следов жизни человека в отдаленные времена.

Топография местности подтверждала это предположение. Крутой, высокий берег реки, прорезанный двумя глубокими оврагами, - хорошее укрепленное место для стоянки.

Планомерные поверхностные раскопки полностью подтвердили предположение. Мы обнаружили стоянку дофеодального периода. В земле мы нашли множество черепков глиняной посуды, бывшей в употреблении (сильно закопченных). Черепки были разнообразные: грубой отделки, без орнамента, и более тонкой, с орнаментом. Были найдены там же кусочки древесного угля, осколки каменных орудий, кусок спекшегося железа, кости мелких хищников. Находка была богатой и интересной.

На месте раскопок я провел беседу с учащимися о жизни ладей в нашей местности более тысячи лет тому назад, рассказывал и показывал детям, как ведутся раскопки.

Наше предположение о стоянке было убедительно также и потому, что в 15 километрах от школы, на берегу реки Протвы, в 1923 году учеными-археологами было раскопано так называемое "Огублянское городище". Некоторые добытые при раскопках материалы были подарены тогда школе и постоянно используются нами в работе.

О нашем открытии мы сообщили в археологические организации Москвы, откуда получили ободряющий ответ. Нам предложили до приезда специалиста-археолога продолжать поверхностные раскопки силами школьного исторического кружка.

Для работы в школе эта стоянка имеет огромное значение, так как местные находки являются прекрасным дополнением к общеисторическим сведениям и помогают выработать у детей ясное представление о значении вещественных памятников для изучения далекого прошлого в жизни людей.

Учителя начальной школы также используют эту стоянку для изучения в 3-м классе темы "Наша родина в далеком прошлом". Литературу и методические указания они получают от учителя истории средней школы.

Помимо образовательного значения эта работа имеет и большое воспитательное

стр. 118

значение. Дети учатся любить памятники старины, изучать их и бережно хранить. Мы показываем элементарные исследовательские приемы такого сложного дела, как археологические раскопки.

Для того чтобы уяснить детям конкретное значение письменных памятников как источников, из которых черпаются знания о прошлом людей, я показываю им несколько подлинных письменных памятников, рассказывающих о прошлом окружающих школу деревень. Я беру для примера письменные памятники по наиболее близкой их пониманию истории СССР: древнеславянскую письменность, заглавные буквы, миниатюры, позднеславянскую письменность, копии письменных памятников XVI, XVII веков, - показываю старинные книги XVIII и XIX веков, газету "Петербургские ведомости" за 1762 год и "Земледельческую газету" от 1843 года в подлинниках. А затем я показываю им несколько подлинных письменных памятников, рассказывающих о прошлом окружающих школу деревень.

Ученики с интересом рассматривают пожелтевшие от времени бумаги XVIII-XIX веков, случайно уцелевшие, разрозненные клочки помещичьего архива, найденные в бывшем барском доме, переданном советской властью нашей школе.

В одном из документов, датированном 26 ноября 1840 года, - отрывке из купчей крепости - речь идет о продаже расположенных по соседству со школой деревень: Самсонова, Белкина, Пяткина, Кривского - одним помещиком другому. Дети из этих деревень учатся в нашей школе.

Привожу содержание документа с некоторыми сокращениями, сохраняя стиль подлинника: "Настоящий вводный во владение имением лист составлен на основании купчей крепости, заключенной между помещиком Обнинским Н. А. и помещицей Бутурлиной А. А. на продажу имения и состоящее Калужской губернии, Боровского уезда в селе Белкина, сельцах Самсонове, Щемякине и деревни Кривской всего четыреста одиннадцать душ с женами их, вдовами, девками, новорожденными детьми со всеми их семействами землю и всякими угодьями, скотом, птицей и хлебом, словом, что только к оному имению принадлежит значится в купчей крепости... крепостным людям к помянутому имуществу принадлежащим, приказано быть новым владельцам послушными".

Другой документ, от 1815 года, рассказывает о розыске беглого крепостного мшанка 15 лет, бежавшего из села Белкина, принадлежавшего графине Бутурлиной. Мальчика разыскивали по приметам, как скотину.

Эти документы, являющиеся письменными памятниками из истории нашей местности, особенно запечатлеваются в памяти детей. Ученики наглядно убеждаются в том, кап письменный памятник рассказывает о прошлом. Слушая чтение и пояснение таких документов, ученики проникаются глубокой ненавистью к, помещикам-крепостникам, которые торговали их дедами и прадедами, как скотом.

Далее, я рассказываю детям о том, что Великая Октябрьская социалистическая революция полностью уничтожила всех эксплоататоров в нашей стране. Земля, на которой сотни лет крестьяне гнули спину на эксплоататоров, стала всенародным достоянием. В великой Сталинской Конституция записано: "Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то-есть навечно". Дома-дворцы, построенные крепостными мастерами, советская власть отдала под школы и другие учреждения. Так, в бывшее барском доме деревни Самсонова расположена начальная школа. В доме, ранее принадлежавшем графине Бутурлиной, - Белкинская неполная средняя школа, и, наконец, в бывшем имении капиталиста Морозова, ранее принадлежавшем помещику Обнинскому, помещается наша школа.

Как известно, в 5-м классе изучается Древний Восток и Греция. Зачем же, спрашивается, на вводных уроках я использую материалы по истории СССР? Целесообразно ли это? Да, целесообразно.

Впервые встречаясь с новыми учениками, у которых есть известные сведения но истории из курса 3 и 4-го классов, нужно их проверить и подвести к изучению довольно трудного курса истории Древнего Востока л Греции. Если в занимательной для детей форме освежить на конкретных примерах уже имеющееся у них из истории СССР представление о значении истории как- науки, об источниках исторических знаний, то на последующих уроках, при изучении памятников материальной культуры Египта, Двуречья или Греции, легче будет добиться ясных представлений у детей о раскопках в Египте или Двуречье, о работе Шлимана и Эванса по изучению памятников материальной культуры древнейшего периода Греции.

Если на примере истории нашего края создать у детей ясное представление о значении письменных памятников в исторической науке, то легче будет добиться правильного понимания ими громадного значения трудов Шамполиона по раскрытию тайны египетских иероглифов и трудов Раулинсона по расшифровке клинописей.

стр. 119

2

Изучение истории СССР в старших классах средней школы дает, конечно, большие возможности для использования местного исторического материала в качестве дополнительных иллюстраций к систематическому курсу истории.

Вот несколько примеров из опыта работы в нашей школе.

В начале курса, при изучении вопроса об археологических данных для дофеодального периода в истории Киевской и Северовосточной Руси, мы, помимо общеисторических сведений, обязательно используем материалы "Огублянского городища" и стоянки на реке Протве (см. выше). Ученикам, интересующимся историей, рекомендуется популярная литература по археологии. С этим активом также обрабатывается материал, собираемый на экскурсиях.

При изучении темы "Хозяйство и управление государством в России в конце XVII века" существенное значение имеет разбор вопроса о зарождении в недрах крепостной России первых промышленных предприятий.

В качестве конкретной иллюстрации к теме я привожу историю Уродского железного завода, находившегося в 12 километрах от школы. В настоящее время от этого завода остались название села - районного центра - "Угодский завод", или "Железный завод", большие кучи железного шлака, в котором можно обнаружить куски древесного угля, и в лесу остатки почти полностью разрушенных штолен. В самом селе сохранилось несколько каменных построек того времени.

На примере этого завода нетрудно дать картину работы предприятий середины XVII века.

Учащиеся узнают об Угодском заводе примерно следующее: в XVII веке в нашем районе было целых три "железных завода": Протовский - на реке Протве, Угодский - на реке Угодке и Истьянский - на реке Истье. Самый старый из них - Протовский (17 километров от нашей школы) - принадлежал боярину Милославскому, но в 50-х годах XVII века его "со всякими железными запасами взяли иноземцы Петр Марселис да Фолимон Акема на оброк у боярина нашего у Ильи Даниловича Милославского в прошлом 164 году на урочные годы на 15 лет". В 1659 году голландские купцы строят завод на реке Угодке - Угодский железный завод, а затем возникает третий завод - на реке Истье. Эта группа заводов была связана между собой в работе. Домна была только на Протовском заводе. Заводы принадлежали одним хозяевам.

Существовали эти заводы, по-видимому, до середины XVIII века, то есть до возникновения и развития нового центра железоделательной промышленности на Урале.

В XVIII веке яти заводы вместе с тульскими и каширскими заводами были пожалованы царскому придворному крупному феодалу Александру Ивановичу Шувалову.

Продукция заводов была невелика и по количеству и по асортименту. Делали здесь ядра, дверные косяки, железные плиты, возможно, и пушки. Было начато оборудование вертельного сарая для сверления пушек, но он не был до конца доделан.

Несложные заводские механизмы были большей частью деревянные и приводились в движение силой воды. Об этом можно судить по переписной книге стольника Афанасия Фонвизина, посланного правительством в 1663 году для обследования заводов Протовского и Угодского.

Руда для этих заводов добывалась в окрестностях. Выплавка железа производилась с помощью древесного угля, который в изобилии добывался в окружающих заводы лесах.

Опись оборудования заводов показывает детям, на каком низком техническом уровне они находились. Но для того времени сооружение этих заводов было значительным шагом вперед в хозяйственном развитии отсталой, крепостной России. При этом я напоминаю учащимся, что прогресс этот совершался ценою зверской эксплоатации крепостных крестьян.

Рассказ иллюстрируется общим планом Протовского железного завода (реконструкция по документам) и схематическими рисунками "онбара", кузницы и вертельного стана с вододействующими установками. Учащиеся внимательно рассматривают и обсуждают рисунки деревянных строений и примитивные технические приспособления, бывшие на железных заводах XVII века.

Я рассказываю ребятам о жутких условиях труда на заводах, в особенности в подземных норах, где добывалась руда. Рудокопы освещали себе путь под землей лучиной. Никакой искусственной вентиляции не было. Добытая руда доставлялась наверх вручную. Либо рабочие ее поднимали в корзинах, карабкаясь вверх по крутым лестницам, либо, в лучшем случае, поднимали ее в бадьях ручными воротами. Вращение ворота с тяжелой бадьей было очень трудным делом.

Нередки были несчастные случаи на этих рудниках. То оборвется бадья и придавит несколько человек, то подломится крутая высокая лестница. Техника креплений была очень примитивная. Подзем-

стр. 120

ные ходы нередко обваливались, и рабочие заживо погребались там, где работали.

Ужасные условия труда вызывали стихийные возмущения крепостных рабочих, но эти движения безжалостно подавлялись местными и центральными властями крепостнической России.

При изучении темы "Отмена крепостного права" были использованы бумаги бывшего владельца имения, в котором расположена наша школа.

Я показал ребятам подлинные документы, о которых говорилось в начале статьи (о продаже имений, поисках беглых крестьян и т. д.). Показал им рекрутские квитанции, которые получали помещики от воинского начальства за сданных в 25-летнюю службу солдат. Рассказал, что среди сданных в солдаты нередко попадались люди женатые, которых помещики отрывали от семьи по своему произволу.

Вот, например, что значится в записи, составленной, по-видимому, в барской конторе для памяти (орфография подлинника):

"1819 года-ноября 14-го числа. Очирять некрутская села Белкина.

1

двор Михаила Никонова

сын Аляксей, холостой

2

двор Степана Соловьева

сын Кастянтин женатой

3

двор Тимофея Карпова

сын Григорий женатой

4

двор Амельана Потапова

племянник Ларион Матвеев женатой".

Учащиеся хорошо знают, что эти люди, сданные волей помещицы в солдаты, как правило, не возвращались домой, не видали больше ни детей своих, ни жен, ни родителей.

Интересен документ, характеризующий крепостнические пережитки после реформы 1861 года. В нашей местности, обильной лесом, крестьяне деревни Пяткина были оставлены без лесных угодий. Весь лес, по-видимому, отошел к помещику. Пользуясь этим обстоятельством, помещик Обнинский заставлял крестьян деревни Пяткина бесплатно убирать барский заливной луг.

Вот этот документ, датируемый 16 декабря 1861 года, - приложение к уставной грамоте сельца Пяткина, гласящее об отпуске топлива крестьянам:

"Владельцы сельца Пяткина полковник Наркиз Антонов, губернский секретарь Петр и студент И. М. Университета Анатолий Наркизовы Обнинские заключили с крестьянами следующее условие относительно отпуска им топлива:

1. Помещик разрешает крестьянам означенного сельца безвозмездный отпуск топлива, сколько отпускалось им прежде, но рубить крестьяне по своему произволу не должны, а для сего отводится им земля под лесом по ручью Репинскому от Нефедовского оврага до церковной земли, где часовня.

2. Крестьяне с своей стороны обязаны за сие убрать 7 (семь) десятин господского лугу, находящихся в расстоянии одной версты от крестьянских усадеб с. Пяткино".

Этот документ рассказывает как, раз о месте, где расположена школа. Он является прекрасной иллюстрацией к быту крестьян пореформенной деревни.

Документы наглядно убеждают учащихся на фактах, взятых из истории местного края, в том, что "великая реформа" была буржуазной реформой, проводимой крепостниками. На живых примерах они видят, что и после отмены крепостного права помещики продолжала угнетать крестьян и крестьяне вынуждены были на самых тяжелых условиях арендовать помещичью землю. "Помещики ограбили крестьян, отняв, отрезав у них при "освобождении" значительную часть земли, которой крестьяне пользовались раньше... Таким образом, оставалась почти то же положение, что и при крепостном праве, с тай лишь разницей, что теперь крестьянин был лично свободен, его нельзя было продать или купить, как вещь" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 5 - 6).

Иллюстрируя этим местным материалом изучение реформы 1861 года, мы добиваемся более прочных и более глубоких знаний у учащихся.

Ясно большое воспитательное значение этого материала.

При изучении рабочего движения в России в 80 - 90-х годах XIX века и, в частности, при разборе морозовской стачки 1885 года также привлекается местный материал.

Разорившийся помещик Обнинский продал свое имение известному капиталисту Морозову - крупнейшему текстильному фабриканту России. Родоначальник этих фабрикантов - Савва Морозов - был в свое время крепостным помещика Рюмина и в 1822 году выкупился на волю за 17 тысяч рублей. Его наследники путем жесточайшей эксплоатации рабочего класса продолжали накоплять капиталы и развертывать производство.

Известно, что рабочие в Орехово-Зуеве не выдержали жестокого грабежа и в январе 1885 года об'явили стачку, имевшую большое значение в истории революционного движения России. В 90-х годах на фабриках Тверской мануфактуры, принадлежавшей также Морозовой, произошли три крупные стачки (в 1897 году и две в 1899 году).

Одним из директоров этих текстильных Фабрик был М. А. Морозов, до 1917 года

стр. 121

владевший имением, в котором теперь расположена наша школа.

Я разбираю с учащимися интересные сведения о личных расходах Морозова М. А. на 1901 год в сумме 196675 рублей 49 копеек. Они были опубликованы в журнале "Красный архив" за 1937 год в N 4 (83), на стр. 226 - 227.

Привожу их с некоторыми сокращениями.

1901 год был кризисным годом в промышленности. Фабрику на некоторое время предполагалось закрыть и выбросить тысячи рабочих на улицу. Заработная плата рабочих резко снизилась. Штрафы снова выросли. "Средний заработок тверского рабочего в 1901 году исчислен в 190 рублей за год. И в то же время один из трех братьев Морозовых расходует на личные нужды 196675 рублей 49 копеек, что составляет заработную плату 1035 рабочих (подчеркнуто мною. - Н. К. ).

Только на стол и на вино и на вечеринки падает расходов 39504 рубля 56 копеек, т. е. годовой заработок 192 рабочих".

После Великой Октябрьской социалистической революции советская власть передала дворец Морозовых нашей школе.

За годы советской власти мы умножили социалистическую собственность, построили новые здания школы, общежитий, клуба и столовой. Мы имеем свою электростанцию. Рядом с нашей школой вырос прекрасный дворец детского санатория, в котором сейчас живут и учатся испанские дети.

3

Выше было описано несколько примеров из опыта использования местного материала в преподавании истории.

Вот несколько выводов на основании опыта этой работы, к которым мы пришли.

1. В любой школе нашей необ'ятной родины может быть поставлена работа по привлечению местного исторического материала к изучению систематического курса истории СССР. Местность, в которой расположена наша школа, не является особо выдающейся в историческом отношении по сравнению с другими областями нашей страны. При желании учитель всюду может найти интересные материалы по истории местного края. В особо благоприятных условиях находятся школы в крупных городах, где есть краеведческие исторические музеи.

2. Материал, нужный мне для работы в школе, я собирал в течение 10 лет, постепенно накапливая из года в год исторические сведения по местному краю. Я внимательно просматривал историческую литературу и отмечал в разных книгах сведения, прямо или косвенно относящиеся к нашей местности.

Экскурсионным путем я ознакомился сам и ознакомил учащихся с наиболее интересными местными историческими памятниками.

В настоящей статье далеко не исчерпаны все материалы по истории местного края: мы имеем довольно интересные сведения по борьбе с польской интервенцией XVII века (гор. Боровска), антирелигиозный материал (сведения по истории Пафнутьевского монастыря близ Боровска) из истории местных мелких текстильных фабрик и губернской статистики, некоторые данные, характеризующие развитие капитализма в нашей местности после 1861 года, и т. п. Наконец, я пользуюсь всяким случаем для собирания документального материала: старинных книг, газет, писем, документов и т. д. Ребята принесли мне несколько старинных монет XVIII века. Теперь у меня есть уже достаточный материал, из которого можно создать небольшой школьный краеведческий музей.

Надеюсь, что в дальнейшей работе с помощью учеников мне удастся расширить круг исторических сведений о нашей местности и собрать большее количество исторических памятников.

3. В дореволюционной и послереволюционной литературе ряд методистов высказывал взгляды, свидетельствующие о чрезвычайной переоценке значения местного исторического материала.

Мы считаем, что краеведческий материал играет в систематическом курсе лишь вспомогательную роль.

4. Нет никакой нужды в том, чтобы все темы курса того или иного года обучения обязательно связывать с изучением местного материала, так как искусственное привлечение местного материала может привести к искажению исторической перспективы.

5. На уроках истории следует использовать лишь тот краеведческий материал, который является естественным дополнением к курсу истории и подтверждает важнейшие, выводы к изучаемой в систематическом курсе теме.

6. Работа с краеведческим материалом как на уроке, так и в кружке имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, ибо помогает учащимся на конкретном материале истории своего района глубже осознать исторический путь, пройденный нашей великой социалистической родиной, глубже осознать великий расцвет нашей страны под солнцем Сталинской Конституции.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-КРАЕВЕДЕНИЕ-В-ПРЕПОДАВАНИИ-ИСТОРИИ-СССР-Из-опыта-работы

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. КУЗИН, История в школе. КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ СССР. (Из опыта работы) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-КРАЕВЕДЕНИЕ-В-ПРЕПОДАВАНИИ-ИСТОРИИ-СССР-Из-опыта-работы (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. КУЗИН:

Н. КУЗИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1145 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3136 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ СССР. (Из опыта работы)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android