Libmonster ID: RU-7797
Автор(ы) публикации: А. Ф.

под редакцией проф. А. В. Шестакова

Преподавание истории СССР в 3 и 4-м классах в настоящем учебном году ведется на основе "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора А. В. Шестакова. Появление долгожданного марксистско-ленинского учебника истории вызвало оживленную методическую работу учителей. На собраниях учителя рассказывают о своем опыте преподавания истории СССР на основе нового учебника. Идет живое обсуждение этого опыта. Вырабатываются лучшие методы преподавания истории СССР. Все признают достоинства учебника и именно поэтому обращают внимание на ряд второстепенных недочетов, которые необходимо устранить в последующих изданиях.

С одним таким собранием, проведенным горкабинетом истории, мы и познакомим читателя. На собрании присутствовал редактор "Краткого курса истории СССР" профессор А. В. Шестаков. Выступали преподаватели школ многих районов Москвы.

Все высказывавшиеся единодушно отмечали достоинства учебника, указывая и его недочеты. Профессор А. В. Шестаков в своем выступлении согласился с критикой и пожеланиями, которые были сделаны на собрании, призвал продолжать эту работу и сказал, что перед авторским коллективом учебника стоит задача - улучшить его для нового издания.

В качестве основного недочета учебника на собрании указывалось, что он все же труден и малодоступен для учеников 3 и 4-го классов, что он более подходит для 5-го класса и выше.

Главная трудность работы с учебником в 3 и 4-м классах проистекает вследствие насыщенности его материалом - указывали преподаватели. Отсюда необходимость, как говорили они, тщательной проработки буквально каждой строчки, невозможность ограничиться рассказом и затем задать на-дом для самостоятельной работы. Самыми трудными являются первые параграфы. В особенности труден параграф "Переход от рода к государству". Некоторые термины недоступны ученикам 3 и 4-го классов: например "многонациональное государство" (стр. 39), хотя в учебнике и дано краткое об'яснение.

Языком учебника преподаватели довольны, отмечая, однако, некоторые мелкие недочеты, например следующие слова учебника: "Незадолго до своей смерти он (Иван IV) в припадке гнева ударом посоха в висок убил своего старшего сына" (стр. 43) - учениками 3-го класса в одной школе были поняты в том смысле, что Иван IV был припадочный и в припадке болезни убил сына. Очевидно, надо будет сказать в следующем издании иначе, чтобы не давать повода для такого неправильного толкования. Указывалось, что, например, в разделе "Завоевание Казани и Астрахани" (стр. 38) имеется очень длинное придаточное предложение, в которое, как говорил выступавший преподаватель, вложено "колоссальное содержание".

Считая большим достоинством учебника картины, учителя отмечали крайне небольшой формат их - 1/4 страницы, а следовало бы дать в 1 страницу или в полстраницы. Вследствие недостаточной четкости рисунка в одной школе кадушки с медом на картине "Полюдье" (стр. 14) были приняты за стопки блинов. Ученики

стр. 112

просят многокрасочных иллюстраций. В ряде школ ученики, а также и учителя выразили пожелание, чтобы в конце учебника был дан словарь незнакомых и трудных слов. Некоторые ученики просят дать вопросы в конце параграфов или разделов. Во французских учебниках, указывали учителя, такие вопросники имеются.

Очень разнообразны методы работы с учебником. Некоторые преподаватели строят всю работу на детальном об'яснении картинок. Многие учителя высказались за громкое чтение учебника в классе, с тем чтобы учитель раз'яснял прочитанное. Мотивировалось это тем, что большинству трехклассников текст учебника недоступен для самостоятельного изучения. Один учитель, очень опытный, начал с чтения в классе полностью параграфов учебника. Затем он давал подробные раз'яснения прочитанного. Он указывал на необходимость подчеркивания в рассказе черт, специфических для данного времени. В его рассказе фигурировали и бороды, и посохи, и длинные кафтаны. Это приводит к тому, что дети незаметно усваивают специфику определенного исторического времени. Тот же учитель рассказывал, что он как-то в коридоре встретил своих учеников. Они бежали куда-то. На вопрос, куда они спешат, один ученик ответил: "Бежим зипунов добывать". Очень большое впечатление на учеников произвели приведенные отрывки из летописи, из былин и т. д. Один преподаватель знает много поговорок и умело пользуется ими.

Основная трудность пользования картами заключается в том, что ученики 3-го класса еще совершенно не знают карты, еще не проходили ее в курсе географии, Поэтому приходится с ними на уроках истории заниматься географией. О картах говорили очень много. Указывалось на желательные типы карт. Большинство пользуется физическими картами европейской части СССР. На эту карту обычно переносятся необходимые указания или временно ввиде плакатиков, или же постоянно тушью, или акварельными красками. Очень многие практикуют контурные сетки, на которые ученики переносят постепенно данные, указанные на картах в учебнике.

Большие споры разгорелись вокруг вопроса о записях. Некоторые преподаватели, исходя из наличия учебника, категорически отрицают необходимость записей у учеников. Однако многие учителя указывали, что записанный учениками план или основные вопросы (вроде следующего: "Кто были соседи славян, чем занимались славяне?" и т. п.) облегчают усвоение материала учебника.

В слабых классах практикуется систематическое повторение. В одной школе преподаватель ввел дополнительно повторения с отстающими. Благодаря этому ему удалось ликвидировать отставание.

Наличие учебника, в котором дается связный, последовательный рассказ, очень помогло повысить требования к ответам, перейти от вопросно-ответного метода спрашивания к требованию связного рассказа. Во многих школах ученики уже делают небольшие рассказики: один рассказывает о завоевании Казани и Астрахани Иваном IV, другой - о войнах Ивана IV, третий - об опричнине. Но в ряде школ учителя жалуются, что ученики 3-го класса еще не умеют связно рассказывать. Поэтому были высказаны пожелания, чтобы дети учились рассказывать начиная с 1-го класса.

Большим вопросом явилось задание надом. Очень часто преподаватели истории попадали в такое положение, что им нельзя было задавать домашних заданий по истории, так как по основным предметам: русскому языку и арифметике - уже имелись большие задания.

Из этого беглого обзора только одного совещания по Москве видно, какая оживленная методическая работа развернулась вокруг "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора А. В. Шестакова. Необходимо продлить эту работу и систематизировать ее.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-НЕКОТОРЫЕ-ВЫВОДЫ-ПО-РАБОТЕ-В-3-и-4-м-КЛАССАХ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Ф., История в школе. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ В 3 и 4-м КЛАССАХ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-НЕКОТОРЫЕ-ВЫВОДЫ-ПО-РАБОТЕ-В-3-и-4-м-КЛАССАХ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. Ф.:

А. Ф. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
469 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3137 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
10 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ В 3 и 4-м КЛАССАХ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android