Libmonster ID: RU-7974

Задачи испытаний

Задачей проверочных испытаний по истории в 10-м классе средней школы является подведение итогов изучения учениками истории в последнем классе и выявление того, насколько выполнены школой основные требования, поставленные партией и правительством школьному преподаванию гражданской истории.

Поэтому ученики в своих ответах должны показать "соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий", знание "важнейших исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат". Ответы учеников должны выявить, насколько пройденный курс обеспечил "доступность, наглядность и конкретность исторического материала", насколько ученики умеют делать "правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории" (из постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома Союза ССР о преподавании гражданской истории в школах СССР от 16 мая 1934 года).

Требования, пред'являемые к школьному преподаванию истории, еще более повысились в связи с выходом "Краткого курса истории ВКП(б)". Замечательное сталинское творение - "Краткий курс истории ВКП(б)" - показывает классические образцы того, как надо излагать исторические события, делать правильный разбор и правильное обобщение исторических фактов и давать им марксистское об'яснение.

События истории СССР за период с 1904 года до наших дней, изучаемые в 10-м классе, являются важнейшими в истории нашей страны и всего человечества. Это история трех революций: буржуазно-демократической революции 1905 - 1907 годов, буржуазно-демократической революции в феврале 1917 года и Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новую эру в истории человечества - эру пролетарских революций и построения коммунистического общества.

История СССР за этот период должна изучаться в глубокой связи с историей ВКП(б).

Изучение курса истории СССР в 10-м классе имеет громадное политико-воспитательное значение. На уроках по истории воспитываются у учеников социалистический, советский патриотизм, любовь и преданность к Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и ее великим вождям Ленину и Сталину, пролетарский интернационализм и воинствующий атеизм. Изучение истории в 10-м классе играет большую роль в деле воспитания учащихся, оканчивающих среднюю школу, сознательными советскими гражданами, активными строителями коммунистического общества.

Результаты этой политико-воспитательной работы ученики и должны показать в своих ответах на испытаниях.

Повторение курса

Программный материал по истории СССР для 10-х классов отводит на итоговое повторение 9 уроков (70 - 78-й уроки).

Ввиду того что история СССР в 10-м классе преподается в течение всего учебного года, часы повторения удваиваются. Учитель может отвести на повторение материала по истории СССР в 10-м классе около 20 часов.

Планирование материалов по повторению истории СССР можно провести примерно следующим образом:

1-й раздел - от "Русско-японской войны" до "Первой и второй Государственных дум" (включительно); 2-й раздел - от "Третьеиюньской монархии" до "Восстания в Средней Азии в 1916 году"; 3-й раздел - от "Февральской буржуазно-демократической революции" до "Корниловщины"; 4-й раздел - от "Подготовки вооруженного восстания" до "Триумфального шествия Советской власти"; 5-й раздел - от "Брестлитовского мира" до "Краха немецкой оккупации"; 6-й раздел - от "Первого похода Антанты" до "Партии большевиков - организатора победы"; 7-й раздел - от "Перехода от войны к хозяйственному строительству" до "Завершения восстановления народного хозяйства"; 8-й раздел - от "Курса на индустриализацию СССР" до "Второго пятилетнего плана"; 9-й раздел -

стр. 120

от "Стахановского движения" до "Всенародных выборов в Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик"; 10-й раздел - "XVIII с'езд ВКП(б). Итоги второй пятилетки. Задачи третьей пятилетки". Названия тем даны по программному материалу НКП РСФСР. На каждый раздел отводится 2 урока.

Заканчивая курс, учитель предупреждает, что со следующего урока начнется систематическое повторение всего курса, которое является подготовительной работой для испытаний. Учитель в конце урока указывает, что к следующему уроку надлежит повторить такой-то материал. Если в этот материал входят темы уроков, которые были недостаточно изучены при прохождении курса или которые представляли трудность для учеников, учитель обращает их внимание на необходимость особенно тщательно повторить этот материал и разобраться в нем.

В ответах учеников нужно добиваться четкого, краткого, систематического изложения. При этом преподаватель должен помочь ученикам выработать правильную, точную формулировку, определение. Самому преподавателю нужно выступать экономно, оставляя время главным образом на ответы учеников. Ошибки учеников должны быть немедленно исправлены. Например большую трудность для учащихся, как показал опыт, представляет история лозунга "Вся власть советам" в 1917 году. Поэтому в 3-м повторительном разделе необходимо посоветовать ученикам прочитать историю этого лозунга, данную товарищем Сталиным (см. "Вопросы ленинизма", стр. 94 - 95).

Организации повторения учитель должен уделить большое внимание, заранее подготовив вопросы. Повторение следует организовать таким образом, чтобы материал был усвоен всем классом.

Программа испытаний

Не позднее чем за месяц до испытаний ученики получают программу пройденного курса (программный материал НКП РСФСР, 2-е издание). Этой программой ученики должны руководствоваться при повторении курса; к программе прилагается список основных хронологических дат, знание которых будет требоваться на испытаниях.

Приводим для примера два раздела из программы:

I. Русско-японская война и первая русская революция

1. Русско-японская война. Участие царской России в борьбе за раздел Китая. Подготовка войны с Японией. Нападение Японии на Россию. Ход войны. Падение Порт-Артура. Революционный кризис в России накануне 1905 года. Забастовка в Баку под руководством товарища Сталина (декабрь 1904 года).

2. Революция 1905 года. Стачка на Путиловском заводе. "Кровавое воскресенье" - 9 января 1905 года. Первые баррикады в Петербурге. Стачки протеста по всей стране.

III с'езд партии. Ленин и Сталин о движущих силах революции 1905 года и об ее характере.

Поражения царизма в войне - Мукден и Цусима. Революционная борьба пролетариата. Иванововознесенский совет рабочих депутатов. Нарастание крестьянского движения. Восстание на броненосце "Потемкин". Революционное движение во флоте и в армии в 1905 году.

Булыгинская совещательная дума. Мир с Японией. Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года. Образование Советов рабочих депутатов. Отступление царизма, Царский манифест 17 октября. Погромы.

Национально-освободительная борьба народов России.

Восстания во флоте и в армии. Приезд Ленина из-за границы. Подготовка вооруженного восстания. Таммерфорсская партийная конференция.

Декабрьское вооруженное восстание в Москве и в других городах. Восстания угнетенных народов. Поражение восстания. Правительственный террор.

Отступление революции. I Государственная дума. IV (обвинительный) с'езд РСДРП. II Государственная дума. V с'езд РСДРП. Третьеиюньский государственный переворот. Причины поражения революции 1905 года. Международное значение революции 1905 года.

II. Победа Великой Октябрьской социалистической революции

Директивы Ленина о восстании. Решение ЦК партии 10 (23) октября 1917 года о постановке на очередь дня вооруженного восстания. Борьба партии против измены и штрейкбрехерства Каменева, Зиновьева и Троцкого. Практическая подготовка восстания. Партийный центр по руководству восстанием во главе с товарищем Сталиным.

Победа восстания 25 октября (7 ноября) 1917 года. Руководство Ленина и Сталина вооруженным восстанием. Захват власти Петроградским военно-революционным комитетом. Речь Ленина на пленуме Петроградского Совета. Арест Временного правительства.

II Всероссийский с'езд советов. Установление власти Советов - диктатуры пролетариата. Обращение II Всероссийского с'езда советов к рабочим, солдатам и крестьянам. Образование Совета народных комиссаров

стр. 121

во главе с Лениным. Декреты Октября о мире и земле.

Разгром антисоветского мятежа Керенского. Победа над контрреволюцией в Москве. Победа революции на фронте. Победа революции во всей стране.

Организация советского государственного аппарата в центре и на местах. Дезертирство правых - предателей революции. Саботаж и борьба с ним. Создание ВЧК. Об'единение Советов рабочих и крестьянских депутатов. Первые шаги к социализму. Экономические мероприятия советской власти.

Освобождение советской властью угнетенных народов. Декларация прав народов России. Товарищ Сталин - Народный комиссар по делам национальностей. Признание независимости Финляндии. Победа Советов на Украине и в Белоруссии. Борьба в Закавказье. Образование Туркестанской автономной республики.

Триумфальное шествие советской власти. Созыв и разгон Учредительного собрания. III Всероссийский с'езд советов. Декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа. Причины победы социалистической революции. Международный характер Великой Октябрьской социалистической революции.

Необходимость мира для упрочения революции и советской власти. Борьба партии большевиков за мир. Борьба партии против троцкистско-бухаринских провокаторов войны. Брестский мир. VII с'езд РКП(б). Начало строительства Красной Армии.

Ленинский план приступа к социалистическому строительству. Начало социалистического строительства. Разгром врагов революции - бухаринцев. Национализация промышленности. Социалистическое строительство в деревне. Борьба за хлеб. Комбеды и обуздание кулачества. V Всероссийский с'езд советов. Конституция РСФСР.

Составление билетов

Для испытания учитель составляет специальные билеты. Каждый билет содержит три точно и четко сформулированных вопроса, охватывающих главные разделы курса. Первый вопрос является основным; отвечая на него, ученик должен дать связный рассказ, изложить события в их историко-хронологической последовательности и показать свое уменье производить разбор и обобщение исторических событий на основе работ Ленина и Сталина.

Второй вопрос касается также одной из основных тем курса, но из другой части и требует более краткого ответа, в котором ученик должен показать знание основных фактов и дать марксистское их об'яснение.

В третьем вопросе спрашивается хронологическая дата какого-нибудь крупного события, опять-таки из другой части курса.

Вот примерные билеты:

I. 1. Декабрьское вооруженное восстание.

2. Всенародные выборы в Верховный Совет СССР.

3. Когда была Пражская конференция РСДРП(б)?

II. 1. Подготовка вооруженного восстания осенью 1917 года.

2. XIV партконференция о победе социализма в нашей стране.

3. Когда была русско-японская война?

III. 1. Великая Сталинская Конституция Союза ССР.

2. 9 (22) января 1905 года - начало революции в России.

3. Когда Ленин вернулся в Россию и выступил с тезисами "О задачах пролетариата в данной революции"?

IV. 1. XVII с'езд ВКП(б).

2. Двоевластие.

3. Когда был третьеиюньскпй государственный переворот?

Билеты не должны повторять одни и те же вопросы. Хронологические даты должны быть даны только из тех, которые включены в хронологическую таблицу, приложенную к программе испытаний.

Такого рода билетов нужно приготовить 30 - 40.

Проведение испытаний

Вызванный на испытаниях ученик сам берет билет, на котором написаны вопросы.

Вынутый билет больше не употребляется для данной группы учеников.

Если ученик не может отвечать на взятый им билет, он имеет право взять другой, но замена билета учитывается при оценке ответа ученика. Если ученик затрудняется при ответе на вопросы билета, члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы с целью выяснения его знаний.

Во время испытаний должна висеть карта СССР, по которой ученик показывает места тех событий, о которых он рассказывает.

Испытания обнаружат качество работы самого учителя над "Кратким курсом истории ВКП(б)" и произведениями классиков марксизма-ленинизма, покажут, насколько он овладел марксистско-ленинской теорией и как пользовался ею в своем преподавании истории. Учителя истории и вся школа в целом должны тщательно подготовиться к тому, чтобы хорошо организовать и провести испытания по истории СССР в 10-м классе.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-О-ПРОВЕДЕНИИ-ПРОВЕРОЧНЫХ-ИСПЫТАНИЙ-ПО-ИСТОРИИ-СССР-В-10-м-КЛАССЕ-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. КОСТЮКЕВИЧ, А. ФОХТ, История в школе. О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ИСТОРИИ СССР В 10-м КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-О-ПРОВЕДЕНИИ-ПРОВЕРОЧНЫХ-ИСПЫТАНИЙ-ПО-ИСТОРИИ-СССР-В-10-м-КЛАССЕ-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. КОСТЮКЕВИЧ, А. ФОХТ:

Е. КОСТЮКЕВИЧ, А. ФОХТ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
398 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ИСТОРИИ СССР В 10-м КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android