Libmonster ID: RU-7949
Автор(ы) публикации: Д. ЕФИМОВ

Давая в 8-м классе урок по истории на тему "Германия XII-XIII веков и "западные славяне", я хотел методически правильно и образно показать героическую борьбу русского народа против немецких захватчиков - "псов-рыцарей". На этих примерах исторического прошлого и стремился воспитать у учащихся, с одной стороны, чувство возмущения "крестоносной сволочью" (Маркс) и достойными ее "наследниками" - современными германскими фашистами, - с другой - чувство советского патриотизма, неотделимого от пролетарского интернационализма, чувство любви я преданности к нашей великой социалистической родине.

Как раз тогда, когда мне нужно было давать урок па эту тему, германские фашисты пред'явили свои наглые требования Чехословакии. Учащиеся с большим интересом следили за разворачивающимися событиями. В целях политического воспитания учащихся я решил при изложении учебного материала использовать вопросы современности. После того как были сделаны общие выводы, я продолжал беседу с учащимися, во время которой я дал им характеристику фашистского режима в Германии (используя при этом кинокартину "Профессор Мамлок") - режима беспрерывной войны против собственного народа, режима грубейшей диктатуры фашистского сапога и мракобесия. Я напомнил учащимся слова товарища Сталина о том, что фашистская Германия является главным очагом военной опасности на Западе. Учащиеся сами с негодованием рассказывали о зверском терроре фашистов против героической коммунистической партии, о фашистской интервенции в Испании, о захвате Австрии и о наглых требованиях Германии по отношению к Чехословакии. Я особо подчеркнул планы фашистов по отношению к СССР, указал на то, что предки нынешних германских фашистов - "псы-рыцари" - тоже вели грабительскую захватническую политику. Нынешние руководители фашистской Германии призывают фашистов идти по стопам этой "крестоносной сволочи". Вот что пишет глава германских фашистов Гитлер: "Приняв решение раздобыть новые земли в Европе, мы могли получить их в общем и целом только за счет Россия. В этом случае мы должны 'были, препоясавши чресла, двинуться по той же дороге, по которой некогда шли рыцари наших орденов". Гитлер говорит о тех рыцарях, которых Марте называл "псами-рыцарями", "прохвостами", "крестоносной сволочью". Гитлер говорит о тех рыцарях, которых русский народ разбил на Чудском озере и прогнал далеко от границ своей земли. Я сказал ученикам, что на сегодняшнем уроке расскажу им о Германии времен этих рыцарей, а также о захватах и грабежах нетоцких захватчиков XIII века и о героической борьбе русского народа с ними.

После этих слов я перешел к изложению учебного материала, которое начал с ха-

стр. 86

рактеристики Германии XII-XIII веков. Я рассказал учащимся о священной Римской империи, в состав которой входила Германия, указал на карте границы Германии и показал ее главнейшие части: Лотарингию, Саксонию, Франконию, Швабию и Баварию. Я напомнил учащимся, что после длительной и неудачной борьбы германских императоров с папой римским и феодалами Германия в XIII веке осталась политически раздробленной. Она состояла из множества светских и духовных княжеств, а также из ряда независимых городов. Власть императора была очень "слаба. Дав характеристику Германии XII-XIII веков и рассказав о том гнете, которому немецкие феодалы подвергали обоих крепостных крестьян, я перешел к вопросу о немецкой колонизации. Я рассказал учащимся, что если на западе и в центре Германии были небольшие по территории государства, то на востоке, на землях, которые немецкие феодалы отвоевали у западных славян, стали образовываться большие государства. Колониальная политика немецких феодалов была политикой грабежа и насилия. Германские феодалы начали свою захватническую политику еще в IX веке. Благодаря тому, что славянские племена были разрознены, германским феодалам удалось завоевать земли между реками Эльбой и Вислой.

Рассказывая учащимся о грабежах и насилиях германских захватчиков в завоеванных славянских землях, я одновременно указывал им, что нынешние фашисты не только не уступают немецким феодалам в зверствах и насилиях, но и превосходят их в этом отношении. Славяне, попав под власть германских феодалов, вели героическую борьбу за свою свободу. Когда им удавалось об'единиться, они поднимали восстание против насильников и изгоняли их из своих земель. Так, в 955 году лужичане и другие племена под руководством Стойнева прогнали германских поработителей за Эльбу. Но захватчики собирались с новыми силами. Император Германии Отгон I писал маркграфам: "Не нужно им давать покоя... употребляйте все усилия, чтобы, поработив ах, положить конец делу. Если у вас сил Ее станет, то мы отправимся пропив них сами".

Захватническая деятельность немецких феодалов усиливается в XII веке и поддерживается римским папою, который об'явил крестовый поход против народов, населявших Прибалтику. Я рассказал учащимся об Альбрехте Медведе и Генрихе Льве. Рассказал, как кровью и мечом был создан Бранденбург, центр будущего Прусского королевства. Привел жалобы славян, попавших под гнет германских захватчиков. "Нас притесняют с такой жестокостью, что благодаря дани и самому тяжелому рабству смерть для нас лучше жизни; лучше, - пишут они, - оставить землю, направиться в море и жить там среди пучин".

В настоящее время германские фашисты возводят в "ранг" национальных героев-феодалов - угнетателей славян Альбрехта Медведя и Генриха Льва. Они призывают фашистов быть похожими на них. Я рассказал учащимся, что все эти грабежи немецких феодалов фашистские историки Германии оправдывали тем, что якобы эти насильники несли славянам христианство. Указал, что и сейчас германские и итальянские фашисты свои грабежи и насилия против малых народов оправдывают сказками о своей культурной роли в отношении других народов.

После этого я перешел к рассказу о немецкой колонизации в Эстляндии, Лифляндии, Курляндии и Пруссии, подробно охарактеризовав племена, жившие в этих областях. "От Вислы до устья Невы: эсты, ливы или латыши, куры, литовцы и пруссы..." (Маркс "Хронологические выписки"). Германские захватчики в целях оправдания завоевания этих народов распространили легенду, будто славяне Прибалтики были дикарями и немецкие колонизаторы принесли им культуру. Рядом фактов я показал учащимся, что это неправда. Многие славяне еще до немецкой колонизации Прибалтики уже обрабатывали землю плугом, сеяли рожь, пшеницу, овес, лен, употребляли сельскохозяйственные орудия, вели торговлю, умели строить корабли. Эти племена были завоеваны "псами-рыцарями" только потому, что были разрознены. "Если бы эти племена были единодушны, то христианско-германская скотская культура была бы вышвырнута вон" (Маркс "Хронологические выписки").

Я зачитал учащимся яркое описание немецкой колонизации в Прибалтике, данное Марксом в его "Хронологических выписках": "Рыцари" неистовствуют... чужеземцы завоеватели проникают в глубь страны, вырубают леса... уничтожают свободу... коренного населения, основывают замки, города, монастыри, сеньерил и епископства немецкого образца. Там, где жителей не истребляют, их обращают в рабство".

Дав подробную характеристику захватнической политики Ливонского ордена в Прибалтике, я перешел к наиболее важному политическому моменту урока, к героической борьбе русского народа с "крестоносной сволочью". Я рассказал учащимся, что немецкие рыцари не удовлетворились захваченными землями. Они решили завоевать русские земли. Напомнив учащимся о состоянии русского государства в XIII веке, я дал картину походов немецких рыцарей в славянские земли, рассказал о

стр. 87

битве на Чудском озере (1242). "В 1242 г.

Александр Невский выступает против немецких рыцарей, разбивает их на льду Чудского озера, так что прохвосты были окончательно отброшены от русской границы" (Маркс "Хронологические выписки"), Александр Невский отличал врагов русского народа - феодалов-рыцарей - от кнехтов, которых рыцари насильственно заставили воевать против русского народа.

Я снова напомнил учащимся планы Гитлера против СССР. Если в прошлом русский народ дал отпор немецким захватчикам, то теперь наш могучий советский народ под знаменем великой Сталинской Конституции дает всяким захватчикам "сокрушительный отпор, чтобы впредь не повадно было им совать свое свиное рыло в наш советский огород" (Сталин).

В заключение я рассказал учащимся о том, что после разгрома рыцарей на Чудском озере Тевтонский орден пытался завоевать Литву. Но Польша я Литва, об'единившись, дали отпор "псам-рыцарям" и здесь. В 1410 году об'единенные войска литовцев и поляков, русских, украинцев и белоруссов разгромили Тевтонский орден у Зеленого леса (Трюнвальд). "Немцы были разбиты наголову. Врага преследовали на протяжении 10 - 20 миль. Значительная часть рыцарства попала в плен... Многие утонули в пруду, находившемся в двух милях от побоища, вследствие давки в натиска"1 .

После этого поражения Тевтонский орден потерял свое значение и перестал грозить русским.

В заключение урока я рассказал о силе СССР и его Красной Армии, которая с помощью всего советского народа даст отпор фашистским агрессорам и сокрушит фашизм, чем окажет братскую услугу германскому народу и всему трудящемуся человечеству.

После изложения учебного материала и задал учащимся ряд вопросов с целью узнать, насколько они усвоили те воспитательные задачи, которые я поставил. Беседу я провел по следующим разделам:

1. Карта Германии XII века.

2. Западные славяне и их расселение.

3. Захватническая политика немецкие "псов-рыцарей".

4. Героическая борьба русского народа с немецкими захватчиками.

5. Планы Гитлера против Советского Союза.

6. Сила и мощь Советского Союза.

В заключение я посоветовал учащимся посмотреть кинокартину "Александр Невский", в которой показана героическая борьба русского народа с немецкими "псами-рыцарями".


1 Из "Истории" Длугоша (польский историк XV века).

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКЕ-ПО-ИСТОРИИ-ГЕРМАНИИ-XII-XIII-ВЕКОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. ЕФИМОВ, История в школе. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКЕ ПО ИСТОРИИ ГЕРМАНИИ XII-XIII ВЕКОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКЕ-ПО-ИСТОРИИ-ГЕРМАНИИ-XII-XIII-ВЕКОВ (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. ЕФИМОВ:

Д. ЕФИМОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
562 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
3 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКЕ ПО ИСТОРИИ ГЕРМАНИИ XII-XIII ВЕКОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android