Libmonster ID: RU-7987
Автор(ы) публикации: П. ПЛЕТНЕВ

Преподаватель истории, желающий привлечь художественные произведения на уроках, должен научить своих учеников рассматривать художественное произведение как средство познания жизни.

Ф. Энгельс в письме к мисс Гаркнес пишет о крупнейшем французском писателе - реалисте Бальзаке:

"Бальзак, которого я считаю гораздо более крупным художником-реалистом, чем все Золя прошлого, настоящего и будущего, в своей "Человеческой комедии" дает нам самую замечательную реалистическую историю французского "общества", описывая в виде хроники нравы, год за годом, с 1816 до 1848, все усиливающийся нажим поднимающейся буржуазии на дворянское общество... вокруг этой центральной картины он группирует всю историю французского общества, из которой я узнал даже в смысле экономических деталей больше.., чем из книг всех профессиональных историков, экономистов, статистиков этого периода, взятых вместе"1 .

Многие произведения крупнейших русских писателей представляют собой настоящие эпопеи из истории великого русского народа, и их необходимо привлечь при изучении истории СССР. Таковы "Война и мир" Толстого, "Борис Годунов", "Евгений Онегин" Пушкина, "Что делать?" Чернышевского, "Мертвые души" Гоголя. Основоположник пролетарской литературы А. М. Горький своими произведениями "Фома Гордеев" и "Дело Артамоновых" дал яркую иллюстрацию развития капитализма в России. Замечательный роман А. Толстого "Петр I" является художественной картиной реформаторской деятельности Петра I.

К сожалению, некоторые педагоги не понимают огромного образовательного значения художественной литературы и не используют ее на уроках истории, что приводит к схематизму.

Приведем пример такого неправильного преподавания. На испытаниях по истории в 7-м классе в одной школе многие ученики слово в слово повторяли преподанные учителем "выводы" и получали отметку "отлично". Но когда ассистент спрашивал у этого "отличника" о таких крупнейших писателях и их произведениях, как Томас Мор и его "Утопия", как Эразм Роттердамский и его "Похвала глупости", как Раблэ и его "Гаргантюа и Пантагрюэль", то оказывалось, что этот мнимый отличник впервые слышит названные имена и произведения.

Один из учеников сравнительно хорошо и последовательно рассказал хронологию нидерландской революции, но о книге "Тиль Уленшпигель" он ничего не слыхал и, конечно, ничего не знает о ярких фактах героической борьбы голландского народа с испанскими интервентами во главе с кровожадным предком генерала Франко - герцогом Альба.

В другом классе этой же школы из 34 учеников лишь 2 читали "Дон-Кихота", но и они не могли назвать его бессмертного автора.

Ясно, что нельзя считать усвоенным курс средней истории без знакомства с величайшими гуманистами, выступавшими с критикой всесильной тогда поповщины, без знания деятелей, положивших, по словам Энгельса, "начало величайшего прогрессивного переворота". Преподаватель истории обязан был познакомить учащихся с произведениями гуманистов и при помощи этих произведений расширить исторический, образовательный и культурный кругозор учащихся.

Как при помощи художественной литературы закрепить в памяти учащихся важнейшие исторические события, образы исторических деятелей? Ответ на эти вопросы мы попытаемся проиллюстрировать рядом примеров из нашего опыта работы в 8 - 9-м классах по курсу истории СССР.

Перед каждой новой темой давался учащимся продуманный список художественной литературы. Например: к теме "Войны Петра I" были рекомендованы следующие художественные произведения: "Петр I" А. Н. Толстого, "Полтава" и вступление к поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина; к теме "Дворянская империя XVIII века": "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, "Салават Юлаев" Злобина;


1 "Маркс и Энгельс о литературе", стр. 167. М. 1933.

стр. 95

к теме "Царь Александр I - Война 1812 г.": "Война и мир" Толстого (соответствующие главы, стихотворения и эпиграммы Пушкина на Александра I и его вельмож (Воронцова, Аракчеева и др.); к теме "В царстве жандармов и чиновников": "После бала" Л. Толстого, "Ревизор" Гоголя, "Па смерть поэта" Лермонтова, "Былое п думы" Герцена (в издании "Молодой гвардии").

Часто возражают, что у ученика не хватит времени прочесть указываемую литературу; нельзя, дескать, отвлекать учеников беллетристикой от подготовки к урокам. Это совершенно неправильная точка зрения, так как, во-первых, надо помнить, что ученик обычно сам что-нибудь читает и задача педагога в том и заключается, чтобы руководить и направлять это самостоятельное чтение учащихся; во-вторых, если даже он и не успеет прочитать всех рекомендованных произведений, а прочтет одно - два, то и это принесет несомненную пользу.

Исключительно большое значение имеет умелое зачитывание на уроке отрывков из художественных произведений, помогающих в образной форме зафиксировать в памяти учащихся историческое событие, исторического деятеля.

Так например на уроке на тему "Войны Петра I" очень уместно прочесть отрывок из вступления к поэме Пушкина "Медный всадник":

"На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..."

и т. д.

Этот отрывок, во-первых, дает картину сурового, пустынного берега Невы, где затем выросла столица Российской империи; во-вторых. в нем ясно изложена цель постройки Петербурга - "в Европу прорубить окно".

Опыт показал, что многие учащиеся знают эти строки поэта даже наизусть, но большинство из них осмыслило эти слова Пушкина только на уроке истории.

Разгром шведов под Полтавой очень хорошо иллюстрируется отрывком из поэмы Пушкина "Полтава":

"И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!"

и т. д.

Урок на тему "Положение крестьян при Екатерине II" можно иллюстрировать потрясающей картиной жизни крепостных, нарисованной в главе "Пешки" книги Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

Представив себе жуткую картину, данную Радищевым в "Пешках", наша счастливая, свободная молодежь зажжется ненавистью к проклятому крепостническому строю, научится сознательно ненавидеть мрачное прошлое и будет готовиться отстаивать наше прекрасное настоящее.

Каждый школьник должен знать об исключительном героизме русского народа, проявленном им неоднократно в борьбе с нашествием внешних врагов, и гордиться этими подвигами как патриот своей социалистической родины. Полезно прочитать на уроке отрывок из "Войны и мира", в котором описан Наполеон во время Бородинского сражения. Этот отрывок показывает учащимся, как не знавший поражений великий полководец Наполеон растерялся перед лицом русских войск, грудью защищавших свою родину от интервентов.

Палочный режим Николая I можно проиллюстрировать на рассказе Толстого "После бала", изображающем наказание солдат шпицрутенами.

Одной из трудностей в работе преподавателя истории являются характеристики исторических деятелен, показ главных, наиболее ярких отличительных черт виднейших исторических деятелей. Чем крупнее исторический деятель, тем труднее дать его портрет. И тут на помощь преподавателю снова приходит художественная литература. Исключительно велико значение замечательной работы А. М. Горького "В. И. Ленин", которая воссоздает живой образ этого великого вождя трудящихся, гениального мыслителя, простого и доступного человека.

К теме "В. И. Ленин - вождь рабочего класса и основатель большевизма" учитель должен рекомендовать учащимся прочесть, кроме воспоминаний А. М. Горького о Ленине, речь товарища Сталина на вечере кремлевских курсантов 28 января 1924 года "О Ленине", а также доступные для них статьи и речи В. И. Ленина, особенно "Речь на III с'езде РКСМ".

Опыт показывает, что именно в школе, на уроке, у ученика складывается взгляд на историческую личность, формируется определенное представление о роли того или иного исторического деятеля, о том или ином событии. Поэтому очень важно подбирать материал для характеристики исторического деятеля из вполне авторитетных источников.

Из прочитанных художественных произведений учащиеся узнают дополнительные исторические факты, черты быта, психологию и нравы людей того или иного исторического периода. Учителя-историки знают, как полезно для углубленного усвоения исторического материала на уроках предварительное знакомство учащихся с историческими событиями, деятелями и героями по прочитанным ими книгам.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР-Из-опыта-работы-в-8-9-м-классах

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. ПЛЕТНЕВ, История в школе. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР. (Из опыта работы в 8-9-м классах) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР-Из-опыта-работы-в-8-9-м-классах (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - П. ПЛЕТНЕВ:

П. ПЛЕТНЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
907 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
13 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР. (Из опыта работы в 8-9-м классах)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android