Libmonster ID: RU-8106

1

Целью статьи является обратить внимание педагогов-историков, преподающих историю СССР, на эпиграммы как на разновидность историко-литературного материала, могущего быть с пользою привлеченным к работе на уроках истории СССР в средней школе.

Умело примененная, сатирическая характеристика исторического деятеля или явления поможет учащимся ярче запомнить и лучше усвоить материал урока. Резко подчеркивая отрицательные черты определенных исторических деятелей и событий, эпиграммы эмоционально насыщают и оживляют урок. Иногда своей заостренностью и едкостью они дают больше чем многословное описание.

Возьмем, например, известную эпиграмму, приписываемую А. С. Пушкину, в нескольких строках ярко, вскрывающую реакционную внутреннюю политику царя Александра I:

"Сказал деспот: "Мои сыны,
Законы будут вам даны;
Я возвращу вам дни златые
Благословенной старины".
И обновленная Россия
Надела с выпушкой штаны"
1
.

Здесь в предельно краткой форме дана характеристика так называемой "реформационной деятельности" царя Александра I и осмеяна шумиха вокруг "реформ", сведшихся к переменам в мундирах и тому подобным мелочам. Такая эпиграмма дает четкую политическую оценку деятельности Александра I.

С успехом может быть также использована, например, эпиграмма поэта - Н. П. Огарева на работу комиссии под председательством Я. И. Ростовцева (в эпиграмме "Иаков", как писал свое имя сам Ростовцев), человека, близкого к царю.

Эпиграмма высмеивает факт "представительства" интересов крестьян в учреждении, занимавшемся Подготовкой освобождения крестьян от крепостной зависимости, не самими крестьянами, ачиновниками и крепостниками-помещиками.

Занятия редакционных комиссий (руководящий состав которых и высмеян в этой эпиграмме) начались 4 марта 1859 года. Кроме Ростовцева в комиссию входили финансовый деятель "Фирс" - Е. И. Ламанский, бывший товарищ Герцена и Огарева по Московскому университету, к этому времени превратившийся из либерала в реакционера; умеренный либерал чиновник И. П. Арапетов, Н. А. Милютин, известный деятель реформы, и Ю. Ф. Самарин, публицист-славянофил, крупный помещик.

"Ростовцевская комиссия

Там во школе во Фламандской
Заседает Фирс Ламанской,
А ему же для советов
Дан бездарный Арапетов.
Для гармоньи, вместо лютен,
К ним прибавлен сам Милютин,
Для рассеяния мраков
Взят из Библии Иаков,
В мужиках же только барин,
Юрий Федорыч Самарин"2.

При применении эпиграмматических текстов на уроке необходимо помнить, что этот литературный жанр с наибольшей яр-


Настоящая статья является результатом работы студенческого кружка исторического факультета Московского областного педагогического института по собиранию и комментированию эпиграмматических материалов по истории СССР. За 1937 - 1938 учебный год членами кружка было собрано и прокомментировано около 150 эпиграмм и сатир, представляющих несомненный интерес для педагога-историка.

1 См. "Большую советскую энциклопедию". Т. 64, стр. 509

2 Н. П. Огарев "Избранные стихотворения и поэмы". Под ред. Я. З. Черняка, стр. 182 - 183. ГИХЛ. М. 1938. Материал для комментирования. Там же, стр. 405.

стр. 119

костью выражает симпатии и антипатии автора, его политические убеждения и партийную принадлежность. Поэтому нужно тщательно подбирать эпиграммы, внимательно их анализировать, ибо не но всегда об'ективны, а следовательно, не все годны для иллюстрации на уроке истории.

Например эпиграмму Н. Ф. Щербины "Реформа Петра I" не следует использовать в школьной работе при изучении времен Петра I.

Вот текст этой эпиграммы:

"Реформою своей стяжал он много
                                                       славы:
Ведь он европеизм настолько к нам
                                                   привил,
Что сущий искони батог наш велича-
                                                       вый
Спицрутеном немецким заменил"1.

В этой эпиграмме осуждение жестокости петровских методов используется как ширма для осуждения всей петровской реформы. Не смазывая и не прикрашивая угнетения крестьянства и жестокости расправ с ним в петровскую эпоху, надо правильно оценивать громадное историческое значение петровских реформ.

Борьба славянофильствующего барина Щербины против реформ Петра I, смелых и прогрессивных для своего времени, была выражением борьбы консервативно-реакционных элементов против буржуазных реформ 60-х годов.

Вообще пользоваться эпиграммами следует преимущественно в старших классах средней школы, тем более, что эпиграммы в русской литературе - детище почти исключительно XIX века и, следовательно, могут быть использованы в основном лишь при изучении истории XIX века.

Ввиде примера применения эпиграммы можно привести урок по истории СССР в 9-м классе 330-й школы Москвы (Красногвардейский район).

Тема урока - "Первые годы царствования Александра III". Задача педагога - дать личные характеристики Александра III и его ближайших царедворцев (например К. П. Победоносцева) и вскрыть перед детьми в ярких образах реакционное направление политики Александра III.

Александр III страшно боялся подвергнуться участи своего отца, убитого в 1881 году. Страх этот в соединении с другими чертами характера Александра III сделал уединенную, "семейственную жизнь" его пристрастием. Царь любил проводить время в тесном кругу близких; часто он запирался один на антресолях дворца и развлекался там игрою на тромбоне. Этот момент и использовал в своей сатире поэт-демократ некрасовской школы Л. Н. Трефолев. Характеристика Александра III из сатиры Трефолева была приведена за уроке:

"Царь наш - юный музыкант -
На тромбоне трубит,
Его царственный талант
Ноту "рэ" не любит:
Чуть министр преподнесет
Новую реформу, - 
"Ре" он мигом зачеркнет
И оставит "форму"..."2.

Продолжая урок, преподаватель об'ясняет, почему Александр III не любил ноты "ре", с которой начинаются такие "крамольные" слова, как, революция, реформы и т. п. Чем хороша эта эпиграмма? В ней и в комментарии, которым она сопровождена, Александр III показан как реакционер, как человек, который боится назревающего революционного движения. Образ Александра III, играющего на тромбоне, забившись где-то на антресолях, надолго запомнится ученикам.

При характеристике друга и руководителя Александра III оберпрокурора синода К. П. Победоносцева было приведено другое, широко в свое время распространенное четверостишие из сатиры того же Трефолева:

"Кто такой Победоносцев?
Для попов - Обедоносцев,
Для народа - Бедоносцев,
Для желудка - Едоносцев,
Для царя он злой Доносцев"3.

Такая эпиграмма значительно усиливает характеристику этого ярого реакционера, душителя всякой свободной мысли, и обличает лакейство царедворцев Александра III. Блестящая по форме, она заинтересовала ребят игрой слов. В ней поэт путем отсечения первых букв от фамилии "Победоносцев" достигает значительного сатирического эффекта. Ученики просили преподавателя продиктовать им эпиграммы.

Применение эпиграмм внесло оживление в урок. Характеристика Александра III и Победоносцева была дана в образной, живой форме.


1 Н. Ф. Щербина "Стихотворения", стр. 224. "Малая серия библиотеки поэта" N 40, "Советский писатель". М. и Л. 1937.

2 Л. Н. Трефолев "Собрание стихотворений", стр. 150 - 151. М. и Л. 1931.

3 Там же, стр. 149 - 150. Существует и другая редакция этого четверостишия, распространявшаяся в списках:

"Победоносцев для синода,
Обедоносцев при дворе,
Он Бедоносцев для народа,
Доносцев просто - при царе".

См. "Литературное наследство" N 22/24, стр. 498. Журнально-газетное об'единение. М. 1035.

стр. 120

2

Работу по отбору эпиграмматического материала может проделать любой преподаватель истории СССР. Для этого даже не потребуется большой предварительной подготовки. В сочинениях таких русских поэтов, как А. С. Пушкин, Н. П. Огарев, В. С. Курочкин, П. А. Вяземский, Д. Д. Минаев, Д. В. Давыдов и другие, можно найти много эпиграмм, пригодных для использования на уроках истории. При поисках эпиграмм нужно помнить, что, по цензурным условиям, политические эпиграммы в большинство прижизненных изданий этих поэтов не попали и искать их следует поэтому в первую очередь в советских изданиях. Лучше пользоваться комментированными изданиями. Имеются следующие издания упомянутых выше авторов. Пушкин А. С. "Юмор и сатира" под редакцией М. Козмана. "Советский писатель". М. 1937, или Пушкин А. С. "Собрание сочинений в одном томе" (несколько изданий). Н. П. Огарев "Избранные стихотворения и поемы". Под редакцией Я. З. Черняка. Гослитиздат. М. 1938, или П. П. Огарев "Избранные стихотворений", "Большая серия библиотеки поэта". Т. I-II. "Советский писатель". М. -Д. 1937. П. А. Вяземский "Избранные стихотворения", редакция, статья и комментарии В. С. Нечаевой. "(Academia. 1932.

Эпиграммы В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева и других можно найти в изданиях: "Поэты "Искры". "Большая серия библиотеки поэта". Ленинград. "Советский писатель". 1933, или Вл. Орлов и А. Островский (составители) "Эпиграмма и сатира". Из истории литературной борьбы XIX века. М. -Л. 1931 - 1932. Т. I-II или "Сатира 60-х г.". Составители Кравцов и Морозов, редакция и предисловие Н. Бельчикова. "Academia". 1932.

Ниже мы приводим еще несколько образцов прокомментированных эпиграмм. Первая из них подводит итог николаевского царствования:

"Всеобщий благоприятель

Он меж, холопами считался мудрецом
За то, что мысль давить была его
                                                отрада,
Он был фельдфебелем под царственным
                                                венцом
И балетмейстером военного парада
1855 г.

Н. Ф. Щербина"1 .

Интересно сравнить характеристику, которую дал Николаю I Н. Ф. Щербина, с характеристикой Фридриха Энгельса: "Эта была самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек... выше всего ценивший внешнюю видимость власти и готовый ради этой видимости пойти на все"2 .

Следующая эпиграмма выражает отношение славянофилов-дворян к буржуазным реформам 60-х годов и, в частности, высмеивает новый питейный устав, введенный К. К. Гротом:

"Заметка

Мы крестьян освободили:
Но по страсти к крепостям,
Прикрепить их поспешили
К повсеместным кабакам.

Н. Ф. Щербина"3 .

Эпиграмма Тютчева посвящена фавориту Александра II графу Шувалову:

"На графа Шувалова

Над Россией распростертой
Встал внезапною грозой -
Петр по прозвищу четвертый,
Аракчеев же второй.

Ф. И. Тютчев"4 .

Петр Андреевич Шувалов занимал различные посты на русской бюрократической лестнице. С 1857 по 1860 год он был санктпетербургским оберполицмейстером, с ноября 1860 года - директором департамента общих дел министерства внутренних дел. С 1861 года он был назначен начальником штаба корпуса жандармов и управляющим III отделением его императорского величества канцелярии. С 1866 года Шувалов уже был главным начальником III отделения и шефом жандармов; в этих должностях он пробыл до 1873 года. Это время наиболее сильного реакционного влияния его на внутреннюю политику России. Еще в 1860 году Шувалов выступал как ярый противник отмены крепостного права, а в дальнейшем активно боролся против проведения в жизнь других буржуазных реформ 60-х годов. Эпиграмма характеризует возросшее реакционное влияние Шувалова после назначения его главноуправляющим III отделением в 1866 году. Именно в этот пе-


1 Н. Ф. Щербина "Альбом ипохондрика", стр. 34. "Прибой". 1929. Эпиграмма N 12.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XVI. Ч. 2-я, стр. 24.

3 Н. Ф. Щербина "Стихотворения", стр. 255. "Малая серия библиотеки поэта" N 40. М. "Советский писатель". 1937.

4 Ф. И. Тютчев "Полное собрание стихотворений", стр. 205. М. -Л. Т. II. 1934.

стр. 121

риод за ним установились клички "Петр IV" и "Аракчеев II".

Д. Д. Минаев следующим образом характеризует известного реакционера Каткова:

"М. Н. Катков

С толпой журнальных кунаков
Своим изданьем, без сомненья,
С успехом заменил Катков
В России Третье отделенье.

Д. Д. Минаев"1 .

Михаил Никифорович Катков - один из вдохновителей реакционной политики Александра. II и Александра III, публицист 50 - 80-х годов XIX века. С 1851 года он был редактором "Московских ведомостей", а с 1856 года вместе с К. М. Леонтьевым издавая журнал "Русский вестник".

Эпиграмма Вяземского высмеивает М. Л. Магницкого:

"На М. Л. Магницкого

N. N. вертлявый по природе,
Магницкий, глядя по погоде,
То ходит в красном колпаке,
То в рясах, в черном клобуке,
Когда безбожье было в моде,
Он был безбожья хвастуном,
Теперь в прихожей и в приходе
Он щеголяет ханжеством.

П. А. Вяземский"2 .

Магницкий Михаил Леонтьевич - ханжа, противник просвещения. В молодости был близок к М. М. Сперанскому, но в 20-х годах, поступив на службу в министерство народного просвещения, перешел в лагерь откровенной реакции и стал явным мракобесом, пресмыкающимся перед Аракчеевым.

Эпиграмма Вяземского отмечает быстроту смены взглядов Магницкого от "либеральных" до явно реакционных.

Укажем также на несколько эпиграмм, относящихся к периоду 1905 года:

"Напутствие (на Победоносцева)

Благочестивый старичок,
Он вынес бы антихриста явленье,
Он вынес бы и светопреставленье,
Но конституции он вынести не мог"3.

Победоносцев продолжал играть крупную роль и при Николае II. После манифеста 17 октября он ушел в отставку.

Ярко и образно освещают царскую цензуру следующие стихи:

"О чем можно писать

Нельзя писать о бюрократе,
Об офицерстве, о солдате,
О забастовке, о движеньи,
О духовенстве, о броженьи,
О мужике, о министерстве,
О казни, о казачьем зверстве,
О полицейских, об арестах,
О грабежах, о манифестах,
Но остальное все печать
Должна сурово обличать.
Когда ж напишешь, посмотри
"128" и "103"4.

Статьи "128" и "103" говорили об оскорблении его императорского величества и о покушении на свержение существующего строя. Под последнюю статью можно была подвести все, что угодно.

Очень интересна, например, подпись под плакатом-лубком, сделанным Маяковским. Плакат выпущен издательством "Парус" в первые месяцы революции:

"Забывчивый Николай

"Уж сгною, скручу их уж я!", -
Думал царь, раздавши ружья.
Да забыл он, между прочим,
Что солдат рожден рабочим.

Вл. Маяковский"5 .

* * *

Весь приведенный нами эпиграмматический материал в острой и запоминающейся форме подчеркивает ряд моментов в рассказе учителя.

Однако необходимо отметить, что ни в коем случае нельзя перегружать урок эпиграммами. В противном случае от восприятия учащихся может ускользнуть основное содержание урока, а самый урок станет слишком "веселым".

Применяя эпиграммы, надо находить такие, которые легко уловимы учениками и ярко отражают основную тему урока.


1 "Поэты "Искры", стр. 292. "Советский писатель". 1933.

2 П. А. Вяземский "Избранные стихотворения", стр. 416 - 417. 1935.

3 "Зритель" N 19 за 1905 год. Цитируется по книге С. Исакова "1905 год в сатире и карикатуре", стр. 235. Л. "Прибой". 1928.

4 "Бурелом" N 2 за 1906 год. Цитируется по книге Боцяновского и Голлербаха "Русская сатира первой русской революции 1905 - 1900 годов", стр. 118. Л. 1925.

5 В. В. Маяковский. Полное собрание сочинений. Т. IV. Ч. 1-я, стр. 9.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЭПИГРАММА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН, История в школе. ЭПИГРАММА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЭПИГРАММА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН:

Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
2940 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
18 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
24 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ЭПИГРАММА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android