Тугускина Галина Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Пензенского государственного университета
Речь в данной статье пойдёт о подготовке рабочих кадров. Но подготовка рабочих кадров сейчас и, скажем, 50 лет назад - это "две большие разницы". Поэтому позволю себе в начале несколько тезисов о современной экономике, для которой мы должны готовить эти кадры.
1. Современная экономика и модернизация России неразрывно связаны с инновационной деятельностью.
Она является тем ведущим механизмом, который в современных условиях реально меняет требования к качеству персонала, значительно повышая спрос на квалифицированные кадры. Инновационная экономика в первую очередь основывается на таланте рабочей силы.
2. Кадровое обеспечение инновационной активности предприятий и государства имеет ключевое значение.
Оно представляет собой не менее важный аспект, нежели финансирование научных проектов и исследований. Именно человек, высокий уровень его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности становится главной движущей силой развития, движения вперед к постиндустриальному обществу, характерному для стран с развитой рыночной экономикой.
3. Отличительным признаком труда современного работника является его интеллектуализация.
Знания и навыки сотрудников организации, их профессиональные качества являются той частью инструментария, посредством которого создаётся интеллектуальная продукция.
4. Наука и образование являются одной из главных основ для решения задачи создания инновационной экономики.
Разработка новых материалов, оборудования, технологий требует постоянного обновления знаний и профессиональных навыков. Поэтому решающее значение образования, постоянного получения новых знаний и навыков в экономике, основанной на знаниях, является общепризнанным фактом.
КТО ПОДГОТОВИТ КАДРЫ?
В связи с описанным выше возникает вопрос: как и кто должен готовить кадры, соответствующие требованиям времени, способные строить инновационную экономику, производить качественную и конкурентоспособную продукцию? Чему стоит отдать приоритет в этом вопросе?
Особенно остро на сегодняшний день стоит проблема подготовки квалифицированных рабочих.
Приведу пример: по данным центра занятости населения г. Пензы, [По данным сайта: http://www.sura,ru/gczn/inform/analiz.html] на 1 июля 2012 года служба занятости располагала сведениями о 8196 вакансиях, из них 81,9% - для рабочих и лишь 18,1% - для ИТР и служащих.
Наиболее востребованы строительные профессии, высокий спрос на электрогазосварщиков, токарей, фрезеровщиков. Думаю, аналогичная ситуация (с возможными вариациями по специальностям) характерна и для других регионов России. Нужны рабочие.
Кто же готовит эти кадры? До недавнего времени подготовкой специалистов в Пензенской области занималось 36 учреждений НПО и СПО. В процессе модернизации образования их стало 20.
В данном случае речь идёт не о сокращении (ликвидации) учреждений НПО и СПО, а об их интеграции.
Учитывая зарубежный опыт, в целях концентрации человеческих и материальных ресурсов для обеспечения качественного образования направленного на подготовку востребованных специалистов, в области путём интеграции 11 учебных заведений образовано мощное учебное заведение СПО - многопрофильный колледж.
В структуру колледжа вошло десять учреждений среднего и одно начального профессионального образования. На базе бывших учебных заведений созданы отделения по профилю: строительство, коммунальное хозяйство, машиностроение и т.д. В новом учебном году на 11 отделениях колледжа будет вестись подготовка более чем по 50 специальностям и более чем 20 профессиям начального профобразования.
За счёт сокращения административно-управленческого аппарата появляется реальная возможность повышения уровня оплаты труда педагогических работников.
Неэффективные административные расходы, однако, не единственная, да и не ключевая проблема таких учреждений.
ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ НПО, СПО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Остановимся кратко на основных "болевых точках" системы профессионального образования.
1. Главная проблема учреждений НПО и СПО - старение кадров.
2. Материально-техническая база учебных заведений морально и физически устарела.
Лишь единицы из них могут похвастаться современным оснащением учебных лабораторий и производственных мастерских. В основном же учить профессиональным навыкам приходится на оборудовании 70 - 80-х годов прошлого века. О каком профессионализме и компетентности здесь может идти речь?
3. Нарушены связи учреждений среднего и начального профессионального образования с базовыми предприятиями.
Механизм этот эффективно работал до начала 1990-х годов. Учебные заведения на основе заявок и договоров осуществляли подготовку кадров для предприятий, предприятия же оказывали немалую помощь в развитии и укреплении материальной базы подшефных учебных заведений, предоставляли места для прохождения студентами
производственной и преддипломной практики.
Обучение специалиста в производственных условиях предприятия давало не только хорошую практическую подготовку, но и шанс молодым специалистам в будущем закрепиться на данном предприятии. Понятно, что констатация проблем как таковых дело важное, но недостаточное. Более важно говорить о том, как эти проблемы решаются.
Приведём здесь пример такого решения, ставший одним из направлений модернизации учебно-методической, материальной и информационной базы образовательного процесса Пензенской области. Речь идёт о создании министерством образования Пензенской области шести региональных отраслевых ресурсных центров профессионального образования.
Ресурсные центры действуют на основании положения [Познакомиться с документом можно в сети Интернет http://www.regionz.ru/index.php?ds=566866] и представляют учебно-производственные комплексы, в которых сконцентрированы образовательные, интерактивные и производственные ресурсы, призванные решать такие задачи, как:
- внедрение и использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
- обучение учащихся и студентов на современном высокотехнологичном оборудовании;
- стажировка, повышение квалификации и аттестация преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования и работников производства;
- привлечение инвестиций в развитие условий для подготовки рабочих и специалистов по профилю ресурсного центра.
Придание учреждению статуса ресурсного центра стимулирует его на более активную деятельность.
В частности, такими центрами:
- активно проводится мониторинг рынка труда с целью выявления потребности в рабочих кадрах и специалистах;
- осуществляется взаимодействие с органами государственной службы занятости населения по осуществлению повышения квалификации и опережающего обучения высвобождаемых работников, находящихся под угрозой увольнения, безработных;
- проводятся мастер-классы, обучающие семинары, профориентационные программы, в том числе для педагогов и учащихся школ и детских домов.
Проблема интеграции учреждений и предприятий в новых экономических условиях решается, в частности, за счёт проекта "Открытые двери в мир бизнеса". [Подробнее о проекте на сайте http://minobr-penza.ru]
Проект стартовал в Пензенской области в 2010 году и нацелен на формирование профессионалов, обладающих лидерскими качествами, способных организовать собственное дело с использованием приобретённых в процессе обучения профессиональных и предпринимательских компетенций.
Часть проблем удаётся таким образом решить
в рамках описанных выше форм работы. Однако многие сложности остаются.
1. Сохраняется проблема подготовки преподавателей спецдисциплин. Зачастую эти предметы ведут выпускники вузов, не имея педагогического образования. Несмотря на то что в вузах существует направление подготовки - профессиональное обучение (по отраслям), чаще всего подготовка специалистов ведётся по профилям "Экономика и управление" либо "Информатика и вычислительная техника".
2. Низким остаётся уровень оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения в системе СПО и НПО, что также негативно сказывается на возможности привлечения на преподавательскую работу высококвалифицированных специалистов и практиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о подготовке высококвалифицированных, компетентных кадров, необходимо учитывать тот контингент абитуриентов, которые приходят получать рабочие профессии. Престиж рабочей профессии утерян. Не секрет, что подавляющее большинство выпускников школ хотят получить высшее образование, порой не задумываясь о том, можно ли в будущем трудоустроиться по полученной в вузе специальности.
Поэтому в колледжи и техникумы в основном приходят те дети, кому низкий балл по ЕГЭ и отсутствие у родителей возможности оплачивать обучение ребёнка на договорной основе не позволило поступить в вуз. Зачастую контингент довольно сложный: слабые знания, полученные в школе; отсутствие желания учиться; низкая дисциплина.
Привлечь молодёжь осваивать рабочие профессии, на наш взгляд, возможно, лишь создав комфортные рабочие места и обеспечив высокий уровень оплаты труда. Поэтому, если мы действительно хотим иметь конкурентоспособные рабочие кадры, прежде всего необходима поддержка учебных заведений, занимающихся подготовкой этих специалистов, на государственном уровне.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |