Libmonster ID: RU-9142
Автор(ы) публикации: Я. П. Булгакова

Вопрос преемственности мировоззрения поколений в разные времена волновал мыслителей. Вот один из многих примеров: "Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру".

Эти слова кажутся нам услышанными как будто только вчера. Высказывания эти всегда будут актуальными для человечества. Взрослые никогда не будут понимать своих детей, а дети не будут принимать на веру ценности взрослых. Возможно, именно в этом и заключается главное диалектическое противоречие жизни человечества. Приведенная цитата взята из далекого прошлого. Эта надпись на глиняном сосуде, полная печали и разочарований, была найдена при раскопках Древнего Вавилона и относится к XXX в. до н. э. [1. С. 19].

Непонимание между поколениями проявляется по-разному. Обычно это споры о внешнем виде, пристрастиях в искусстве, а также об утрате общечеловеческих ценностей. Проявляется это противоречие и в сфере образования. Конечно, приходя в высшее учебное заведение, студент принимает правила того или иного учреждения, соблюдает формальную сторону отношений между учеником и учителем. Немаловажную роль играет еще и то, что студент осознает некую ответственность перед самим собой - ведь теперь он стал взрослым и в получении образования напрямую заинтересован он сам.

Но процесс образования пока еще непосредственно связан с межличностным общением студента и преподавателя. А при обще-

стр. 10

нии, даже самом строгом, не избежать обсуждения. Обсуждения предмета того или иного курса, основных разделов, путей решения проблем, а также необходимости и заинтересованности студента в изучении конкретной дисциплины. Конечно, могу надеяться, что только я слышала от студентов вопрос: "А зачем вообще нам эта философия?". Безусловно, не все студенты задают этот вопрос, и нет, на мой взгляд, смысла в данной статье обсуждать необходимость и важность этого предмета в общем стандарте высшего образования. Существует мнение, не только среди студентов, но и многих выпускников, давно закончивших вуз, что философия - это страшно скучно и неинтересно.

Как решить эту проблему? Вопрос этот задавался ровно столько, сколько преподают не только философию, но и другие предметы. Конечно, строгие коллеги могут возразить мне. Мало ли кому что не интересно! Есть соответствующая дисциплина, и студенты обязаны ее изучать! Да, и эти доводы я также привожу в дискуссиях со студентами. Но все-таки, хотелось бы, чтобы студенты приходили на занятия не только с чувством долга, но и с интересом или хотя бы любопытством.

Возможностей для подготовки интересных и обновленных занятий по философии достаточно много. Но любопытно и другое... А как это делали они, древние? В интересе со стороны своих учеников античные философы не сомневались. По крайней мере, те, кто организовал свои философские школы. Попробуем почерпнуть что-нибудь полезное из опыта древних греков и найти новые ракурсы в изучении философии для современных студентов.

Говорят, что сам Пифагор ничего не писал, а после прочтения его первой лекции к нему примкнули около двух тысяч учеников, которые вместе со своими женами и детьми образовали целое сообщество, школу-государство под названием "Великая Греция". Особые положения философии Пифагора легли в основу законов, по которым и развивалось это таинственное братство. Возможно, у современного преподавателя и нет такой цели - создать тайное философское общество.

Согласно легенде, Пифагор однажды пришел в греческий город Флинт, а правитель этого города Леон спросил его: "В какой науке ты считаешь себя сведущим?" - "Ни в какой, - ответил Пифагор. - Я только философ". "Философ? А что это значит?" - услышав новое для себя слово, спросил с недоумением Леон. "Человеческую жизнь, - был ответ Пифагора, - можно, прибегая к образности, сравнить с рынком и олимпийскими играми. На рынке

стр. 11

имеются продавцы и покупатели, которые ищут выгоды. На играх участники их заботятся о славе и известности. Но есть еще зрители, внимательно наблюдающие за тем, что там происходит. Похоже обстоят дела и в жизни людей. Большая часть их заботится о богатстве и славе, все здесь в погоне за ними, только немногие среди шумной толпы не принимают участие в этой суете ради почестей и преуспевания, но созерцают исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называют себя философами - любителями мудрости, а не софами - мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремится к ней!" [2. С. 92].

Так, например, на первом вводном занятии или, наоборот, на последнем, студентам можно предложить следующую тему для размышления: "Что такое философия и философы". Студент должен подумать о том, что он знает о философии и что он об этом думает. Свое мнение студент должен изложить в виде эссе, попытаться облечь свои мысли в законченную словесную форму. А также можно будет дать прочитать ему его же сочинение на последних занятиях и узнать, изменилось ли мнение студента в процессе знакомства с философией. Такой творческий подход должен помочь студенту попробовать себя в роли философа [3. С. 144].

Философия не предлагает формул, по которым можно рассчитать скорость движения того или иного предмета, не задает постоянные величины, но она может помочь решить какую-либо жизненную проблему, разглядеть в череде незначительных событий главную причину сложившейся ситуации. Используя различные методы античной философии, можно предложить студентам кейс-ситуации на отвлеченные жизненные темы, где студентам в игровой форме предлагается разрешить какую-нибудь проблему или отстоять свою точку зрения. Здесь опыт античных философов не будет лишним!

Обучение в Пифагорейском союзе строилось по принципу: "Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!". Высказывание о том, что каждый человек талантлив по-своему, только подтверждается лозунгом Пифагора. Пифагор по обыкновению советовал желающим обдумать их поступление в школу, и лишь через три года прийти. Если человек возвращался, это лишь подтверждало его искреннее желание учиться в школе Пифагора.

Первое время учеников называли "акусматиками", что означало "слушатели", а других, на более позднем этапе - "математики", т. е.

стр. 12

дознаватели. Курс акусматиков представлял собой первую ступень в школе Пифагора, они получали обобщенный курс знаний без подробного изложения. Они слушали учителя молча, не вели никаких обсуждений, не могли логически или критически анализировать прослушанное. Акусматики не могли видеть своего учителя.

Математиками же были те, кто изучал всю суть науки и полнее, и подробнее. Те из акусматиков, кто лучше других проявлял себя в изучении наук, становился математиком. Это была уже вторая ступень обучения. Математикам подробно излагалось тщательно разработанное учение, разрешалось видеть учителя, вести с ним научные споры [4. С. 47].

В курсе философии объемом 64 часа, из которых 32 часа являются лекционными и столько же семинарскими, достаточно сложно представить себе несколько этапов обучения философии. Но дифференцированный подход к студентам возможен. Есть общепринятый стандарт курса, который преподаватель не может изменить. Но в процессе изучения основных разделов можно поручить студентам, интересующимся философией, более подробные задания, подготовить какие-то глубокие материалы для любопытствующих или заинтересованных. Тем, кто прошел основные этапы изучения, предложить темы для факультатива, поручить им частично поучаствовать в лекции и т.д.

Еще одно размышление студента о себе и своем месте в этом мире можно изобразить в виде рисунка. Студент должен изобразить себя идущим по дороге с рюкзаком. На земле у того места, из которого человек уходит, студент изображает то, что он хочет оставить, а в рюкзаке должно лежать то, что он хочет взять с собой. Это могут быть не просто предметы первой необходимости, но и привычки, знания, общение с друзьями. Молодой человек задумывается о своих планах, целях и последствиях работы над собой, а также в метафорической форме пытается выразить себя [5. С. 42].

Софист и ритор Протагор предложил следующее правило своим ученикам: или ученики платят Протагору ту плату за обучение, которую назначит он сам, или под присягой в храме ученики при свидетелях заявляют, что по прошествии обучения они сами оценивают значимость полученного образования и в соответствии с этим дают награду за его труд. Такой способ оплаты предлагался и в современности, преподаватель будет получать небольшой процент от заработной платы выпущенного им студента. Правда, преподаватели философии редко являются преподавателями именно

стр. 13

выпускающих дисциплин. Преподавателю философии необходимо учитывать специфику образования студентов конкретного ВУЗ'а и уделять внимание аспектам выбранной специальности на своих занятиях по философии. Кто учит кого-нибудь, тот хочет, чтобы ученик его стал мудрым и перестал быть невеждою. Он хочет, чтобы ученик его стал тем, что он не есть, и перестал быть тем, что он есть теперь [2. С. 115]. Так говорил Протагор, и ответственность за каждого выпускника должна присутствовать у преподавателя.

Протагор заключил со своим учеником Эватлом договор, по которому последний должен уплатить ему гонорар, как только выиграет первый судебный процесс. Ученик, однако, не торопился затевать какой-нибудь процесс, и потерявший терпение учитель пригрозил обратиться в суд. В ответ на недоуменный вопрос Эватла, за что же Протагор привлечет его к суду, ведь он еще не выиграл ни одного дела, а, следовательно, не обязан платить, учитель сказал: "Если мы подадим в суд и дело выиграю я, то ты заплатишь потому, что выиграл я; если выиграешь ты, то заплатишь потому, что выиграл ты". Достойный ученик софиста Эватл не остался в долгу. "Нет, - возразил он, - все совершенно иначе: если я проиграю дело, то платить-то и не обязан, ибо я его проиграл. Выиграв же процесс, я тем более не должен платить, так как одержал победу". Эта философская задача вошла в историю философской мысли под названием "Эватлов софизм" [2. С. 117].

Сократ в отличие от софистов считал своих учеников прежде всего своими друзьями и не брал с них деньги за свои уроки [6. С. 70]. Методы Сократа по ведению дискуссии известны не только любителям философии. Обсуждение различных категорий по методу Сократа - достаточно известный способ изучения философии для студентов. По такому принципу студентам можно предложить порассуждать на различные темы, рассматривая противоположные точки зрения. Например, "Любовь к Отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине. Я люблю свободу больше, чем родину". Необходимо не просто оценить и проанализировать предложенные высказывания, но отследить сильные и слабые стороны утверждений, попытаться развить данные тему и принять каждую точку зрения как свою [7. С. 151].

Антисфен, основатель школы киников, вел свои беседы с учениками в гимназии Киносарг, рядом с городскими воротами ("белая собака" - объясняет и название его учения и его школы [8. С. 92]).

стр. 14

Это служило подтверждением сходства между образом философа и смыслом названия "гимназия". В Афинах существовала особая легенда на этот счет: Диом Афинский приносил жертву на очаге. Вдруг появилась белая собака, схватила приносимое в жертву мясо и унесла куда-то. Диом сильно перепугался, но бог через оракула поведал ему, что на том месте, куда собака унесла жертву, нужно воздвигнуть алтарь Гераклу. Отсюда происходит название "Киносарг" [8. С. 93].

"Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость" - говорил Платон. Ответственность преподавателя философии по формированию жизненных ценностей у студентов неоспорима.

В 389 - 387 годах до н.э. Платон был на Сицилии. По свидетельству современников, Платон вступил конфликт с родственником правителя Сиракуз Дионисием. Эта история закончилась для Платона плачевно - Платон попал в рабство. Чтобы выручить философа, пифагореец Архит заплатил за него 30 мин. Друзья Платона не остались в стороне и решили отдать Архиту долг, но тот взять эти деньги отказался. Тогда эти деньги вручили Платону, который купил на них сад, носивший имя афинского героя Академа. Сад героя Академа был у афинян обычным местом для прогулок. Гиппарх, сын тирана Питистрата, обнес его стеной, другой правитель превратил эту местность из запущенной и безводной в хорошо орошаемую рощу с тенистыми аллеями и устроил там гимназий. Люди говорили, что где-то на этой земле похоронен и сам полулегендарный герой Академ. В этом саду была открыта философская школа Платона, названная впоследствии Академией. Над входом в Академию находилось изречение: "Без знания геометрии никто не входи". Академия - это философское сообщество, ставшее прототипом многих философских школ, а впоследствии и высших учебных заведений. Академия просуществовала 916 лет [4. С. 75].

В 336 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу. Она находилась в галереях школы борьбы и на прилегающих участках в Ликее, у восточных ворот Афин. Существуют две версии, почему Ликей называется именно так. По одной версии Ликей назывался по имени героя Лика, по другой - в честь Аполлона Ликейского. Ученики Аристотеля в Лике, или Лицее назывались перипатетиками. Их название тоже объясняется двумя предположениями. Аристотель читал лекции, прогуливаясь со своими слушателями. "Перипатето" в переводе с греческого значит "прохаживаться". Поэтому последователи Аристотеля и получили это

стр. 15

название. Но перипатос означает в переводе с греческого не только прогулку, но и место прогулки, т. е. "крытая галерея".

Конечно, гулять со студентами по солнечным улицам и обсуждать философские проблемы - мечта не только студентов, но и преподавателей. Вряд ли это возможно на сегодняшних занятиях по философии. Но есть ситуация, приближенная к подаче материала по Аристотелю. Можно давать студентам в рамках курса философии дополнительные задания - посетить галерею, прочитать художественную литературу, посмотреть фильм и провести философский анализ изученного материала, обсудить полученные результаты с однокурсниками и преподавателем.

Аудитория в Лицее Аристотеля выглядела следующим образом: белая доска, картины, шар, статуи, стол и скамьи для учащихся. Аристотель и ученики обсуждали самые разные проблемы. Например, нужно ли больше любить самого себя или кого-нибудь другого? Ведь тех, кто больше любит себя, бранят и называют себялюбивыми в дурном значении этого слова. С другой стороны, говорят, что больше всего следует любить того, кто больше всего нам друг, а каждый человек сам себе больше всего друг, и потому должно любить больше всего самого себя. Подобные темы будут интересны не только любителю противоречий Зенону, но и современным студентам.

Постепенно в связи с работой в лицее Аристотель перестает издавать свои произведения в литературной форме и пишет их в виде лекций. Многие философские работы Аристотеля были забыты после его смерти и должное внимание им было оказано только спустя несколько столетий. Это доказывает, что Аристотель обладал способностью прежде всего своей личностью воздействовать на студентов [2. С. 154].

Аристотель первым ввел в педагогическую категориальную базу понятие "tabula rasa", сравнивая ум ребенка с "дощечкой для письма": пока на ней ничего не написано, ум ничего и не мыслит [2. С. 157]. Если Пифагор считал, что на "дощечке для письма" уже что-то написано при его рождении, то Аристотель обращает внимание на ответственность преподавателя за формирование личности ученика. Поэтому преподаватель философии должен давать студентам не только учебный материал по курсу, но и пищу для размышлений о будущем студента, его целях и задачах.

Эпикур с 310 г. до н.э. начал проводить свои философские уроки на острове Лесбос в городе Митилена, а потом продолжил в Афинах, в своем "Саду", который стал для последователей

стр. 16

Эпикура местом для поклонения. Эпикур в окружении друзей и учеников вел в своем саду мирную философскую жизнь. Посещать сад могли все, включая женщин и рабов. При входе в сад висела надпись: "Гостеприимный хозяин этого жилища, где ты найдешь удовольствие - высшее благо, охотно угостит тебя пирожками и свежей водой из родника. Сад не возбудит у тебя твоего аппетита искусственными сластями, но удовлетворит его естественною пищей. Желаешь ли ты приятно провести время?".

Когда Эпикур умер, эпикурейскую школу возглавил его ученик Гермах Митиленский, именно ему завещал Эпикур свою библиотеку и средства на содержание школы. В письме одному из своих слушателей Эпикур пишет: "Это я говорю не многим, а тебе, ведь мы друг для друга - достаточная аудитория" [4. С. 135]. Лектор философии дает материал для всех студентов, присутствующих в лекционной аудитории, но немаловажна отдача каждого студента, которую получает преподаватель.

Зенон из Кития по рассказам современников жил в 280 г. до н.э. в Афинах, когда услышал о крушении своего корабля. По этому поводу он Произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: "Как хорошо, что удача сама толкает нас в философию!". После этого он приобрел для себя и своих друзей особый портик, что по-гречески произносится как "стоа". Раньше на этой территории собирались поэты, которые уже тогда из-за места своей встречи именовались не как иначе как стоики. Спустя какое-то время на этом месте произошла какая-то трагическая история - здесь были казнены более полутора тысяч человек. Естественно, что овеянная преданиями, расписанная художником Полигнотом, галерея с колоннами заинтересовала мыслителя. Уже история этой колоннады навевала мысли об извилистом пути каждого человека [4. С. 148].

Эвдемоническая философия - это философия в поисках счастья. Философия позволяет человеку увидеть новые аспекты осмысления жизни, и изучение различных философских концепций счастья или смысла жизни способствует формированию у студентов более гармоничного мировоззрения. Если философия поможет студенту стать хоть немного счастливее, все философы будут только рады!

ЛИТЕРАТУРА

1. Таранов П. С. Энциклопедия высокого ума. М., 1999.

2. Таранов П. С. Философия сорока пяти поколений. М., 1999.

стр. 17

3. Балашов Л. Е. Занимательная философия. М., 2008.

4. Таранов П. С. Мудрость трех тысячелетий. М., 1999.

5. Компас - Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи. Венгрия: Совет Венгрии, 2008.

6. Таранов П. С. Золотая философия. М., 1999.

7. Балашов Л. Е. Занимательная философия. М., 2008.

8. Нахов И. М. Философия киников. М., 1982.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ПРЕПОДАВАНИИ-ФИЛОСОФИИ-АНТИЧНОСТЬ-И-СОВРЕМЕННОСТЬ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SemashkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Semashko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Я. П. Булгакова, К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ: АНТИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ПРЕПОДАВАНИИ-ФИЛОСОФИИ-АНТИЧНОСТЬ-И-СОВРЕМЕННОСТЬ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Я. П. Булгакова:

Я. П. Булгакова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Semashko
Казань, Россия
1351 просмотров рейтинг
15.09.2015 (3139 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
12 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ: АНТИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android