Libmonster ID: RU-12926
Автор(ы) публикации: М. Я. ДОМНИЧ

Хотя христианское профессиональное движение стало объектом исторического исследования сравнительно недавно, оно уже имеет обширную литературу. Основная масса сочинений на эту тему принадлежит клерикальной и христианско-синдикалистской историографии1 . Здесь и специальные работы о профсоюзах и разделы о них в общих работах. Это не удивительно: христианские профсоюзы составляют важнейший компонент деятельности церкви. Главная задача клерикальной историографии - обосновать мудрость социальной программы церкви, подкрепить тезис о вечности и божественности ее принципов, которые будто бы одни только указывают путь к социальному благоденствию. При наличии тех или иных оттенков в трактовке частных проблем литературная продукция идеологов церкви однообразна и по своему характеру тенденциозна. Она, конечно, обладает особенностями, отличающими ее от остальной буржуазной историографии, но многое роднит их между собой - прежде всего общность классовых основ, а также антиисторизм в изображении общественных явлений.

Собственно исторические труды по христианскому синдикализму стали появляться в 20-х годах нынешнего века. Первое место среди них принадлежит книге патера Ж. Арендта - своеобразной хрестоматии, предназначавшейся в качестве учебного пособия для высшей школы христианских рабочих Бельгии2 . Арендт подчеркивает самостоятельность христианского синдикализма, который возник якобы по инициативе самих рабочих, а епископат ему лишь покровительствовал. Автор - сторонник социального католицизма, он отвергает идею равенства, а еще в большей мере - коммунизм. Ратуя за свободное предпринимательство, Арендт видит в профсоюзах фактор порядка и орудие совершенствования методов производства, повышения морального уровня рабочих. В своей деятельности профорганизация должна, по его мнению, руководствоваться понятиями справедливости, милосердия и другими христианскими принципами. Он рекомендует профлидерам вести себя во время стачек "спокойно, вежливо, осторожно" и вообще делать упор на просветительную работу. Книга Арендта содержит и грубейшие фальсификации, продиктованные соображениями политического характера. Автор преуменьшил число членов Профинтерна, обошел молчанием итальянское профдвижение, очевидно, не желая затрагивать проблему фашизма.

Опубликованная несколько ранее Лувенским католическим университетом работа А. Миссона3 менее богата фактами, а ее идеи являются своеобразным откликом на события мирового революционного подъема. Рассматривая вопрос о взаимодействии синдикатов, хозяев и рабочих, автор сформулировал свое кредо таким образом: социалисты видят лишь перманентную войну между теми и другими, католики, напротив, желают только мира, мирного соглашения между классами, следовательно, профсоюзы должны строиться на христианской основе. В 1924 г. был издан сборник воспоминаний основателей Всеобщего объединения христианских профсоюзов Германии (ВОХП). Ничего но-


1 См. В. Рутенбург. Реакционная сущность новейшей современной клерикальной историографии. "Критика новейшей буржуазной историографии. "Труды" Ленинградского огделения Института истории АН СССР". Вып. 3. М. -Л. 1961.

2 J. Arendt. La Nature, l'organisation et le programme des syndicats ouvriers cnretiens. P. 1926.

3 A. Misson. Le mouvement syndical. Son histoire en Belgique de 1800 a 1914. Namur. 1921.

стр. 180

вого в трактовку его истории сборник не вносит, если не считать уточнения некоторых деталей, касающихся зарождения христианских союзов в различных районах страны. Авторы мемуаров особенно ярко расписывали те "гонения", которым они подвергались в "свободных" профсоюзах, находившихся под влиянием социал-демократии, что будто бы побудило их искать истину в социальных теориях церкви. О достоверности этих данных можно судить по высказываниям одного из авторов сборника, И. Видеберга: "Хотя я никогда не присутствовал на социал-демократическом профсоюзном собрании, тем не менее я был убежден, что "свободные" профсоюзы суть социал-демократические погонщики"4 . Автобиографическая брошюра К. Ширмера5 , по его словам, преследовала цель внести "маленький вклад в историю нашего движения" в Германии. Опытный политикан, он многократно подчеркивает независимость христианских профсоюзов от партии Центра, что не помешало ему принять предложенный этой партией депутатский мандат в баварский ландтаг и рейхстаг.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции буржуазная историография старалась скомпрометировать революционные идеи, доказать, будто не борьба, а компромиссы и эволюция являются движущей силой общественной жизни. Так, капеллан А. Пипер в своей брошюре6 утверждал, что капитализм можно одолеть якобы только духом общности и братской любви. В другой брошюре7 проводилась мысль, что христианское рабочее движение осуществляет идею христианской общности, которая возникла за тысячу лет до появления рабочего класса. Задача верующих рабочих - вновь реализовать эту идею, то есть реформистскую идею классового мира в христианской оболочке. Работа Ф. Хемалы, теоретика австрийских христианских профсоюзов, излагает данные о профдвижении некоторых европейских стран, а также краткие сведения о Международной конфедерации христианских профсоюзов (МКХП)8 . Автор пытается доказать преимущества христианства перед социалистическим учением. Повторив традиционную версию об истоках христианского синдикализма, он все же отмечает положительный опыт совместных действий немецких "свободных" и христианских профсоюзов во время первой мировой войны и Ноябрьской революции 1918 г., завершившихся договором о деловом сотрудничестве.

О французском христианском профцентре (ФКХТ) написал популярную книжку М. Тюрманн9 . Он признает, что христианские профсоюзы созданы социальными католиками (то есть теми духовными и светскими лицами, которые на практике осуществляли социальное учение церкви) и в своей деятельности следуют их установкам. Небольшой параграф отведен в книжке и МКХП, В отличие от Хемалы Тюрманн не скрывает имевшихся в ней внутренних разногласий и противоречий, одно время угрожавших самому ее существованию. Позиция Тюрманна косвенно отражала недовольство вождей ФКХТ преобладанием немцев в МКХП.

Епископ Г. Вальтербах в своей брошюре10 выражает сожаление об ушедших в прошлое временах, когда "в цехах мирно уживались хозяева и подмастерья", а социального вопроса якобы не существовало. Перед лицом нарастающих классовых конфликтов и особенно "угрозы большевизма" единственным спасением, по мнению епископа, является христианское рабочее движение. Спустя десять лет с апологией христианского синдикализма выступил Ж. Зирнель, президент ФКХТ и МКХП11 . В своей книге он ставит вопрос о соотношении ближайших и конечных целей движения. Зирнель пишет, что синдикат должен иметь идеал, вдохновляющий рабочих даже тогда, когда борьба не приносит немедленных результатов. Такому идеалу, по его словам, отвечает социальная доктрина церкви. Его догматическая непримиримость прорывается в декларативном заявлении: христианский синдикализм руководствуется доктриной и принципами, о сущности которых не может быть ни малейшей дискуссии. Однако почему же ФКХТ


4 "25 Jahre christliche Gewerkschaftsbewegung". B. 1924.

5 "50 Jahre Arbeit von Karl Schirmer". Duisburg. 1924.

6 A. Pieper. Die Verantwortung der Arbeiter nach der Revolution. 1922.

7 "Die geistigen Grundlagen der christlich-nationalen Arbeiterbewegung". B. 1923.

8 F. Hemala. Geschichte der Gewerkschaften. Wien. 1922.

9 M. Turmann. Le syndicalisme chretien en France. P. 1929.

10 G. Walterbach. Die Entwicklung der christlichen Arbeiterbewegung in Suddeutschland. Munchen. 1926.

11 J. Zirnheld. Cinquante annees de syndicalisme Chretien. P. 1937.

стр. 181

остается малочисленной организацией? Причины этого Зирнель усматривает не в том, что христианский синдикализм не может указать выход из социального рабства, а в безбожии рабочих. Автор обвинил без основания громадное большинство французских рабочих в аморфности и отсутствии влечения к профессиональной организованности в конце XIX века. Другой его тезис, о безразличии католических кругов к христианским союзам, опровергается сочинениями самих церковников.

Вторая мировая война, повлекшая за собой коренные изменения в соотношении сил в пользу социализма, означала и крутой поворот в умонастроении рабочих, в том числе верующих. Однако послевоенные издания клерикалов и профлидеров по-прежнему носят печать консерватизма. Аббат Ромен воспроизводит в своей книге12 традиционные обвинения в адрес капитализма, превратившего человека в товар. Профсоюзы христианского толка, по его мнению, призваны духовно возвышать человека, ибо главная их функция, как он считает, моральная: воспитывать добрые отношения между рабочим и предпринимателем. Книга Ромена проникнута духом вульгарного антикоммунизма. Автор приписывает социальному католицизму роль наследника утопического социализма, чьи идеи он якобы реализует. Излагая историю Народного фронта во Франции, он отбрасывает все, что связано с политикой "протянутой руки" по отношению к католикам, которую столь плодотворно проводили коммунисты. И все же печать эпохи лежит и на его работе. Ромен называет представления о политической нейтральности профсоюзов иллюзиями, игрой глупцов. Сходные мысли развивает и Р. Гётц-Жирей13 . Апологет христианского профдвижения, он полемизирует с правыми социалистами, которые подчеркивают одну лишь антиреволюционность христианских профсоюзов, их намерение улучшить существующий строй, не изменяя его основ. Правильность этого положения автор не отрицает, он лишь считает, что ФКХТ не более консервативна, чем английские тред-юнионы. Доктрина христианского синдикализма приемлет сотрудничество с предпринимателями, регламентирует право на стачки, содействует развитию учреждений "соучастия" и "совладения" собственностью. Но по своей природе, полагает Гётц-Жирей, христианский синдикализм является сторонником вмешательства государства в конфликты между рабочими и предпринимателями с целью обеспечения социальных прав рабочих.

В 1950 г. вышла в свет работа итальянского историка Л. Р. Сан-Северино о христианском профдвижении14 . В своей трактовке основных проблем автор не продвинулась ни на шаг по сравнению с традиционными клерикальными воззрениями. Она сознает, что в период после второй мировой войны социальный вопрос выступает на первый план, однако видит одну возможность для его разрешения: пересмотреть "систему распределения социальных благ". Провозгласив своей задачей дать читателю "объективный материал", Сан-Северино на самом деле преподнесла еще один панегирик христианскому синдикализму, который, по ее мнению, должен существовать до тех пор, пока существуют профсоюзы с различными социально-политическими идеологиями, пока все профсоюзное движение не станет христианским, то есть основанным на идеалах братства, равенства и свободы. Один из основателей швейцарского профцентра, А. Хейль, в своей работе15 также подчеркивает, что задача христианского профдвижения - это осуществление социальной справедливости и любви. Автор явно озабочен растущим влиянием идей классовой борьбы и социализма на трудящихся. Бывший президент канадского католического профцентра А. Шарпантье опубликовал сборник статей16 о целях и методах действий союзов, входящих в этот профцентр. Смысл своих печатных выступлений он сам определил как апелляцию к духу сотрудничества между предпринимателями, чтобы те и другие жили "во взаимном согласии, взаимопомощи и взаимной любви"17 .


12 Romain. Le syndicalisme en France. Zille. 1945.

13 R. Goetz-Girey. La pensee syndicale Frangaise. P. 1948.

14 L. R. Sanseverino. II movimento syndicale cristiano. Dal. 1850 al 1939. R. 1950.

15 A. Heil. Die christlichen Gewerkschaften. In: G. Schmid. Volker an der Arbeit. Zurich. 1951, S. 217 - 236.

16 A. Charpentier. L'Orientation des relations patronalles ouvrieres. Montreal. 1956.

17 J. P. Despres. Le mouvement ouvrier Canadien. Montreal. 1937, p. 73.

стр. 182

По-прежнему центром клерикальной мысли остается Лувенский католический университет, научная продукция которого отличается подчеркнутым стремлением не отставать от эпохи, учитывать опыт и достижения прогрессивной историографии, наполнять свои издания современной научной терминологией, придерживаться периодизации, соответствующей крупным событиям всемирной истории. Разумеется, религиозно-идеалистическая философия остается основой основ мировоззрения всех, кто, подобно Р. Резоази18 , считает Лувен своей "альма матер". Р. Резоази пытается нарисовать более или менее объективную картину жизни и борьбы трудящихся. Он изучает источники формирования пролетариата, усматривая их в пауперизации населения деревни и города, показывает, как, лишенные организаций, изолированные рабочие подвергались усиленной эксплуатации, изучает процесс консолидации пролетариев, условия труда и быта трудящихся. Он пишет, что революции 1789 и 1830 гг., провозгласив принципы свободы, равенства и братства, так и не претворили их в жизнь. Кто же в состоянии их реализовать? На буржуазию надеяться не приходится: она психологически слепа ко всему, что лежит за пределами ее мира наживы. Эту задачу, по словам автора, могут выполнить только социальные католики. Однако все эти тирады имеют второстепенное значение и являются лишь данью времени.

В главном, в методологии, автор придерживается общепринятых в клерикальной литературе воззрений: программа социального католицизма якобы воодушевлена желаниями народа, тогда как социалистическая определяется ее философией. Местами Резоази оставляет тон беспристрастного академизма, и тогда он изображает рабочих "бандой" грабителей или воспроизводит стереотипные измышления католиков о социал- демократическом "терроре" против христианских синдикатов. Вслед за Арендтом Резоази видит в христианских профсоюзах средство сохранения капиталистической системы и фактор христианизации. И все же его беспокоит состояние христианского профсоюзного движения, переживающего упадок из-за проникновения в него бюрократизма. Некогда динамичный пропагандист, жалуется он, ныне заменен администратором, рутинером, который склонен работать в соответствии с тем, как оплачивается его должность. Автор явно разочарован столь мизерными результатами вековой социальной деятельности церкви.

Вышедший под редакцией бельгийского патера С. Шолля объемистый труд - продукт коллективного творчества социальных католиков ряда западноевропейских стран19 . Вводная статья характеризует доктрину и принципы католицизма, его взаимоотношения с либерализмом, социализмом и "экономическими диктатурами". В основных главах даны обстоятельные очерки христианского рабочего движения в европейских странах. В некоторых отношениях эта книга выгодно отличается от работы Резоази. Вехами для периодизации избраны в ней в ряде случаев события действительно важного характера. Конечно, Шолль и его соавторы далеки от марксистских принципов периодизации: наряду с 1914 и 1918 гг. в качестве исходных дат у них фигурируют и такие, как 1916 год, когда в Германии был издан закон об изменении юридического статута профсоюзов. Идейно-политические концепции авторов не позволяют им сделать правильные выводы из экономической истории отдельных стран. Характерно лишь их признание, что в мире нет ничего статичного и что К. Маркс был прав, утверждая, что классовая борьба - это движущая сила истории. Это признание резко выделяется на фоне обычных для клерикальной литературы трафаретных провиденциалистских построений, согласно которым история есть проявление божественного промысла. Однако классовая борьба вовсе не находится в центре внимания Шолля. Редактируемый им сборник полон грубых искажений исторического процесса. В нем говорится, будто католическая церковь стала покровительствовать буржуазии с 1789 г., а Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. была лишь политической, философской и религиозной революцией; утверждается, что в период революции 1848 г. социальные проблемы в Германии никого не интересовали и что до 1890 г. там не существовало организованного рабочего движения и т. п. Даже звучащая в отдельных очерках критическая нотка в адрес "Рерум Новарум" не меняет общей направленности этого сборника,


18 R. Rezsohazy. Origines et formation du catholicisme social en Belgique. Louvain. 1958.

19 S. H. Scholl. 150 ans de mouvement ouvriex chretien. Louvain-P. 1366.

стр. 183

в котором пропагандируются социальные деяния церкви. Авторы пишут, что, хотя коммунистические, социалистические и иные теории существовали ранее христианских, все их программы были поставлены на службу лишь некоторым классам общества, в то время как миссия церкви глобальная - она ведет ко всеобщему спасению.

Австрийский клерикальный историк Г. Зильбербауер в своей книге20 формулирует цель католиков - вернуть рабочих в лоно церкви. Но для этого необходимы соответствующие педагогические, социально-политические и реформаторские меры, которые создадут климат, необходимый для развития рабочего в христианском духе. Автор упрекает епископат, проявивший в прошлом слепоту и пассивность, что, впрочем, компенсировалось, по его мнению, горячим участием низшего духовенства в решении социального вопроса. Он также сожалеет о том, что католицизм явился прикрытием для авторитарного австрийского государства 30-х годов нашего века. Значительное место в книге отводится истории развития социальных учреждений церкви. Интересны, в частности, данные о том, что не все делегаты христианско-рабочих съездов в Австрии одобряли идею корпоративно-сословного государства.

"История рабочего движения и его профцентров во Франции" опубликована как официальное издание Французской демократической конфедерации труда (бывшая ФКХТ)21 . В ней отражены эволюционные процессы, происходящие в христианском синдикализме. Авторы хотят доказать, будто христианский профцентр появился одновременно с возникновением рабочего движения22 . Утверждая, будто христианское рабочее движение развивалось в органической связи со всем рабочим движением, они готовы объявить себя наследниками всего героического в истории рабочего класса Франции - восстаний 1831 - 1834 гг., Парижской Коммуны, охарактеризованной как "первый опыт взятия власти". Подчеркнутая "объективность" авторов простирается до того, что в книге помещены портреты К. Маркса и Ф. Энгельса, а В. И. Ленин назван создателем "партии нового типа". Но в принципиальном отношении авторы указанной книги не отступают от принятых в клерикальной историографии методологических концепций. Исторические события в ней освещаются с позиций классового мира и антикоммунизма. Лейтмотив всего издания звучит так: мир меняется, необходимо приспособиться к его эволюции.

Буржуазная историография не оставила заметного следа в разработке проблематики христианского синдикализма. Немногочисленные работы либерального направления отличаются подчеркнутым объективизмом, содержат обильные фактические данные и порою не лишены острой наблюдательности. Кажущееся беспристрастие, однако, не мешает буржуазным историкам повторять стереотипные обвинения клерикалов в адрес социал-демократии и "свободных" профсоюзов, якобы объявивших войну христианским профсоюзам23 . В то же время характерно, что именно представитель крупного капитала, высокопоставленный служащий рурских монополий Ф. Хольтерман, преподал приверженцам христианского синдикализма урок классового анализа24 . С грубой прямотой, доходящей до цинизма, он в 1932 г. резко обрушился на христианские профсоюзы за то, что те не оправдали надежд, которые на них возлагались: в нарушение папских посланий они участвуют в стачках, сделались якобы прибежищем материализма и социалистических идей. Он полагает даже, что самым большим врагом существующего строя является не социал-демократ, а христианско-социальный деятель. Автор не щадит ни партии Центра, ставшей союзником социалистов, ни лидеров ВОХП, якобы приемлющих коммунистические представления о собственности, короче, нападает на всех, кто, по его мнению, повинен в радикализации христианских профсоюзов. Хольтерман признается, что его очень беспокоит перспектива единого фронта трудящихся верующих с другими профцентрами, единства, направленного против фашизма, симпатии к которому он не скрывает. Вышедший в том же году автореферат диссертации Г. Митча25 - это пане-


20 G. Silblerbauer. Osterreichs Katholiken und die Arbeiterfrage. Graz. 1966.

21 "Histoire du mouvement ouvrier et des centrales syndicales en France". P. 1966.

22 В брошюре христианского профцентра Люксембурга также говорится, что рабочее движение с самого начала было связано с христианством ("Die christliche Lehre uber den Staat". Luxemburg. 1957, S. 71).

23 J. Reindl. Die deutsche Gewerkschaftsbewegung. Altenburg. 1922.

24 F. Holtermann. Christentum oder Klassenkampf. B. (O. J.).

25 H. L. Mitsch. Die Idee des Klassenkampfes und die christliche Arbeiterbewegung. Mannheim. 1932.

стр. 184

гирик христианскому профдвижению. Автор старательно возвышает его организации как боевые союзы, якобы борющиеся против капитализма, против социализма, против "свободных" профсоюзов. Несомненно, буржуазии было выгодно изображать христианские профсоюзы "классовыми борцами" и "орудием в руках рабочих". Однако Митч спешит заверить власть имущих, что "это не марксистская классовая борьба", что ее участники не ставят перед собой задачи установления диктатуры пролетариата и достижения социализма. На этом основании он оценивает христианский синдикализм как "культурное движение".

В буржуазной историографии наших дней выделяются работы, в которых показаны роль христианских профсоюзов Германии в веймарский период, деятельность профлидеров, но лишь в той мере, в какой они являлись одновременно руководителями партии Центра. При всей фальсификации авторами данных изданий корней фашизма эти буржуазные историки оказываются правы в определении ВОХП как массовой базы партии Центра. Кроме того, в их работах приводится ценный фактический материал26 .

Реформистская историография также проявила интерес к христианскому синдикализму, исходя из задач партийной и идеологической борьбы. В литературе этого направления заметны два периода, водоразделом между которыми служит начало общего кризиса капитализма. Еще со времени первой мировой войны борьба, которую социалисты ранее вели против церкви, стала постепенно ослабевать. В настоящее время правые социалисты приняли церковь и христианские профсоюзы в число своих соратников. Реформистские историки межвоенного периода стали изучать идейные источники и тактику католических рабочих союзов тогда, когда те приобрели вес в отдельных странах и консолидировались в МКХП. По-прежнему эти историки стояли еще на антиклерикальных позициях, но идейно-политическая направленность их произведений стала менее определенной.

Наиболее плодовитыми из них являются немецкие историки З. Нестрипке, К. Цвинг, П. Умбрейт, Ж. Гербрахт27 . В их сочинениях встречаются выводы о причинах зарождения христианского синдикализма и даже показан вред, нанесенный им рабочему движению Германии. Нестрипке к тому же освещает вопросы профсоюзного строительства, организационной структуры и пропаганды в ВОХП. Но сближение концепций реформистов и клерикалов, приведшее их за один стол "делового сотрудничества" со Стйннесом, наложило отпечаток примирения на содержание и тон всех сочинений оппортунистов. Их критика обнаруживает все более уменьшающиеся расхождения с клерикалами. Отправной их точкой являются представления о профсоюзах как объединениях наемных рабочих, ставящих целью только "защиту их общих интересов путем солидарных действий, главным образом путем воздействия на положение труда"28 . Именно на такой основе, то есть предав забвению конечные цели рабочего движения, сблизились между собой профорганизации обоих типов, что и определило характер реформистской историографии. Поэтому последняя охотно признавала христианские профсоюзы "боевыми организациями".

Ряд работ реформистского толка был издан в Бельгии. Конфликт и соперничество между реформистами и католиками были здесь более ощутимы, поскольку большинство в правительстве составляли члены христианско-социальной партии. Но отмеченная выше тенденция к сближению отчетливо выступала и здесь. Вице-председатель Амстердамского интернационала профсоюзов и лидер бельгийского профцентра Мертенс и социалистический министр Л. Бертран в своих исторических трактатах придерживались


26 См., например, K. D. Bracher, W. Sauer, G. Schulz. Die national-sozialistische Machtergreifung. Koln. 1960.

27 См., например, З. Нестрипке. Профессиональное движение. Т. II. М. 1924; К. Цвинг. Германские профессиональные союзы. М. 1923; Гк Умбрейт. Четверть века германского профессионального движения (1890 - 1915). Харьков. 1925; J. Gerbracht. Der Kampf um die Seelen der Arbeiter. B. 1927.

28 З. Нестрипке. Указ. соч. Т. I. М. 1923, стр. 5. К. Цвинг заявил: "Рабочий класс является частью капиталистической системы. Гибель этой системы увлекла бы с собой и его. Поэтому великим историческим долгом рабочего класса является способствовать усовершенствованию общего состояния всего общества путем своего приноровления к этой системе" (цит. по: А. Эндерле. Профессиональное движение на Западе: Л. 1928, стр. 92).

стр. 185

взгляда, согласно которому христианские профсоюзы были образованы с целью противодействия социалистическому движению. Они отмечали, что до создания Рабочей партии Бельгии социальные католики и не помышляли о своих профсоюзах. Однако авторы не исключали возможность сотрудничества с католиками для борьбы с коммунистическими идеями29 . Особняком стоит брошюра М. Грегуара30 . Написанная отчасти в духе просветительского антиклерикализма XVIII в., она в те годы, когда нацисты готовились к захвату власти в Германии, а в сопредельных ей государствах создавали свою агентуру, прозвучала обвинением в адрес князей церкви, покровительствовавших фашизму. В этом свете автор рассматривает христианские профсоюзы и молодежные организации Ватикана как объединения, на которые повсеместно опирается реакция.

Хотя реформистской литературе 20 - 30-х годов была свойственна тенденция к ослаблению идейной борьбы с христианским синдикализмом, все же она сохраняла антиклерикальный дух и была оппозиционной по отношению к "католическому массовому действию". После второй мировой войны правый оппортунизм сделал новый шаг к идеологическому сближению с клерикализмом. Базой для их совместных политических акций стал антикоммунизм31 . Это обстоятельство отразилось и на исторических трудах. Наряду с некоторыми различиями в оценке христианского профдвижения, связанными с неодинаковой оценкой роли профсоюзов как фактора современной общественной жизни32 , имеется нечто объединяющее всю оппортунистическую историографию наших дней - это поиски союзников по борьбе против коммунистического движения. На этой платформе "левые" оппортунисты и синдикалисты сплотились с правым оппортунизмом. Известный своими симпатиями к троцкизму П. Монатт33 ищет доказательств правомерности включения христианских профсоюзов в единый фронт антикоммунизма в том, что последние более не являются "желтыми", какими они были в период своего возникновения. Им еще предстоит также добиться полной независимости от церкви. Он считает это тем более необходимым применительно к Франции, что антиклерикализм является исконным качеством французов. Лидер реформистской "Force Ouvriere" неопрудонист Раймон ле Бурр также подчеркивает тождество христианских и "свободных" профсоюзов, считая только эти оба типа профсоюзов "истинно синдикальными". Переоценивая значение той эволюции, которая происходит в ФКХТ, он затушевывает революционные традиции и боевые настроения рабочего класса, направляя свой труд исключительно против прогрессивной Всеобщей конфедерации труда (БЕТ), якобы "колонизированной" коммунистами. С этих же позиций выступили синдикалист Э. Доллеан, видный в прошлом профактивист Ж. Лефран и канадец Ж. П. Депре34 . Примером односторонне утилитарного подхода к освещению истории синдикализма является работа Г. Готтфюрхта35 , бывшего генерального секретаря Международной конфедерации "свободных" профсоюзов (МКСП). Свои усилия он сосредоточил на выяснении вопроса: правомерно ли дальнейшее самостоятельное существование МКХП? Ответ дается отрицательный, ведь ныне социал-демократические профсоюзы не признают классовую борьбу, а угроза коммунизма требует объединения сил всего "свободного" профдвижения.


29 C. Mertens. Die Gewerkschaftsbewegung in Belgien. Amsterdam. 1925; L. Bertrand. L'ouvrier beige depuis un siecle. Bruxelles. 1924.

30 M. Gregoire. La charte de Chretiens. Bruxelles. 1932.

31 См. Л. Великович. Правые социалисты и религия. "Вопросы истории религии и атеизма", 1959, N 7.

32 Для реформистов, сторонников теории "затухания классовой борьбы", характерно стремление принизить роль профсоюзов, переживающих, по их мнению, кризис (см. G. Lefranc. La crise du syndicalisme ouvrier en France. P. 1953). Синдикалисты и "левые" оппортунисты, напротив, преувеличивают их значение по сравнению с партиями пролетариата (см. R. le Bourre. Le syndicalisme francais dans la Republique. P. 1959).

33 P. Monalle. Trois scissinos syndicales. P. 1958

34 E. Dolleans. Histoire du mouvement ouvrier 1871 - 1920. P. 1953; G. Lefranc. Histoire des doctrines sociales dans l'Europe contemporaine. P. 1960; ejusd. Le syndicalisme en France. P. 1959; ejusd. Les experiences syndicales internationales. P. 1952; J. P. Despres. Op. cit.

35 H. Gottfurcht. Die international Gewerkschaftsbewegung im Weltgeschehen. Koln. 1962.

стр. 186

Социал-демократическая историография еще не исчерпала свои антиклерикальные возможности. Там, где это диктуется интересами политической и партийной борьбы, например, в Бельгии, где христианско-социальная партия успешно конкурирует с социалистами, а христианский профцентр численно уже превосходит Всеобщую федерацию трудящихся Бельгии (ВФТБ), появляются сочинения, содержащие в себе заряд антикатолицизма и разоблачений всевозможных маневров церковников в социальной области. Такова брошюра Р. Горре36 , цель которой, по словам автора, предостеречь рабочую молодежь от опасного влияния клерикализма и созданных им профсоюзных и молодежных организаций. Богато документированная работа Горре показывает, что и поныне христианские профсоюзы пользуются поддержкой духовенства.

Крайне мало сделано в области изучения христианского синдикализма марксистской исторической наукой. На это сетовал еще орган Профинтерна37 , и в наши дни, по существу, положение мало изменилось. Причины этого кроются в том, что до второй мировой войны христианские союзы в большинстве стран (исключением была Германия) не обладали внушительной силой и с ними мало считались. Коммунистическая пресса вспоминала о МКХП редко и то лишь затем, чтобы отметить проявления штрейкбрехерства ее организаций. Исследование христианского рабочего движения считалось прерогативой историков церкви. Не удивительно, что в марксистских работах христианские профсоюзы рассматривались только как результат происков духовенства38 . В советской атеистической литературе 20 - 30-х годов христианский синдикализм оказался фактически за пределами интересов наших историков. В десятках статей, книг и брошюр, трактующих проблемы истории рабочего класса, христианским союзам не отводилось ни строчки либо они только упоминались39 . Таким образом, из истории профдвижения вычеркивались целые организации, а с ними и трудящиеся верующие. Полностью эта тенденция не преодолена и в советской послевоенной историографии40 .

Между тем в результате исследовательской работы, проводимой марксистскими историками церкви и религии, обнажившими корни и выявившими классовую суть "христианского социализма", "христианской демократии" и прочих форм социальной деятельности духовенства, созданы уже предпосылки для серьезных изысканий в области истории христианского профдвижения. Однако до сих пор почти ни один из советских авторов специально исследованием этой темы не занимался. Исключение составляет И. Р. Григулевич, статья которого "Основные этапы христианского рабочего движения" содержит попытку научной периодизации истории христианского синдикализма как составной и важнейшей части социальной деятельности церкви41 . Видный исследователь католицизма, и его социальной деятельности в особенности, автор обнаружил глубокое знание вопроса; характеристика католических профцентров, содержащаяся в статье, убедительно аргументирована, а общая оценка христианских профсоюзов как идеологических организаций буржуазии в среде трудящихся верно отражает их сущность.

Но, говоря об отсутствии сводных аналитических марксистских трудов по христианскому синдикализму, особенно по истории МКХП, следует отметить, что имеется несколько работ о национальных профцентрах. Уже в довоенные годы рост христианских синдикатов повысил интерес к ним у практических работников профдвижения


36 R. Gorreux. Au bon vieux temps du catholicisme, 1884 - 1894. Bruxelles. 1959.

37 "Красный Интернационал Профсоюзов", 1927, N 12, стр. 703; 1936, N 9, стр. 19.

38 "Международное рабочее движение", 1930, N 33., стр. 18; 1932 N 33, стр. 13.

39 Только С. Волин видел в христианских союзах Германии значительною общественную силу ("Вестник труда", 1922, N 1, стр. 116). Другие Авторы их игнорировали (см. С. Гальперин. Профессиональное движение во Франции со времени войны. М. 1924; В. Добрер. Очерки истории профессионального движения во Франции. М. -Л. 1926; его же. Профсоюзы Германии. М. 1928; А. Эндерле. Указ. соч.; Ф. Бичек. Профсоюзы на Западе и у нас. Одесса. 1927). Пренебрежение к истории христианского синдикализма породило неверное представление о том, что "эти союзы нельзя, строго говоря, назвать рабочими профессиональными союзами, так как они в числе своих членов... насчитывают капиталистов, фабрикантов, священников и т. д." (С. Менделеева. Германские профессиональные союзы. М. 1926, стр. 24).

40 См., например, М. Мухтасипов. Советские профсоюзы в борьбе за международное единство рабочего класса. М. 1966.

41 "Ежегодник музея истории религии и атеизма". М. -Л. 1960, стр. 322 - 328.

стр. 187

разных стран. В 1930 г. в Германии вышла, в свет брошюра П. Меркера42 , деятеля революционной профсоюзной оппозиции. Брошюра эта - памфлет, родившийся в то трудное время, когда классовым профсоюзам противостоял единый фронт Всегерманского профсоюзного центра, ВОХП, гирш-дункеровских и польских профсоюзов. Автор выступил с позиции убежденного идейного и политического противника христианского профдвижения, рассматривая его, и не без основания, как тормоз на пути духовного раскрепощения рабочего класса. Его оценки классовой сущности этих союзов, причин' их возникновения, зависимости от церкви и партии Центра во многом справедливы и обоснованны. Однако Меркер в ту пору стоял на сектантских позициях43 , что отразилось на его трактовке христианских профсоюзов: в его глазах они были не только идейным противником, но и являли собой "непосредственное орудие империалистической буржуазии" и "крупную контрреволюционную силу". Это давало неверную ориентировку относительно единства действий рабочего класса. Меркер правильно отметил сближение между христианскими и "свободными" профсоюзами, начавшееся с войны 1914 - 1918 гг., однако ошибался, когда утверждал, будто между ними было мало отличий44 . Подобная оценка игнорировала специфику христианских синдикатов, особые, только им присущие черты, что, естественно, затрудняло выработку прогрессивными профсоюзами правильной тактики.

Поворот в сторону изучения христианского синдикализма в марксистской литературе стал совершаться лишь в недавнее время. Признаком прогресса в этой области могут служить работы Е. Крубке, П. Делона, Х. Ван дер Меера, статьи Д. Фрикке, Я. Сташевского, опубликованные в начале 60-х годов45 . Марксистские авторы трактуют проблемы христианских профсоюзов в ГДР и Франции в тесной связи с историей классовой борьбы. Многие выводы указанных историков вполне убедительны. Таков, например, взгляд Ван дер Меера на истоки христианского синдикализма: "Образование христианских профсоюзов явилось составной частью стратегии и тактики крупной буржуазии в ее борьбе против немецкого рабочего движения"46 . В работах названных авторов вскрыта роль клерикалов в формировании общественного сознания верующих, стремление клерикальных элементов направить рабочее движение в сторону чисто религиозного реформаторства. Историки социалистических стран ввели в научный оборот много важных архивных документов. Я. Сташевский, например, ссылается на резолюцию съезда ксендзов-патронов католических рабочих товариществ Польши в 1902 г., одобряющую христианские профсоюзы, так как "эти организации создаются только для того, чтобы парализовать социалистические союзы". Общей для названных авторов чертой является то, что они рассматривают христианский синдикализм не в отрыве от истории рабочего класса, а как органическую его часть. На конкретном материале они прослеживают идейную борьбу, которую марксизм постоянно вел с христианско- буржуазным реформизмом, и вместе с тем отмечают, что на каждом этапе рабочего движения последовательные социалисты и прогрессивные профсоюзные деятели проводили политику союза с католиками в борьбе за общие интересы рабочих. Критикуя христианский синдикализм, историки-марксисты ищут пути для установления с ним единства действий в антиимпериалистической борьбе. В целом их работы


42 P. Merker. Reib die Schranken nieder! B. 1930. См. русский перевод: П. Меркер. Христианские профсоюзы в Германии. Харьков. 1930.

43 Он принадлежал к ультралевым в рядах Профинтерна, был одним из авторов концепции "реформистские профсоюзы - школы капитализма" ("Красный Интернационал Профсоюзов", 1932, N 21 - 22, стр. 70). Имели место и другие ошибочные положения в марксистской литературе тех лет. Например, в ней утверждалось, будто в христианских союзах объединены преимущественно женщины, что их взаимопомощь возможна благодаря "усиленному субсидированию их деятельности церковными и иными организациями" (С. Мстиславский. Профсоюзы и их международные объединения. М. 1925, стр. 18).

44 П. Меркер. Указ. соч., стр. 51 - 89.

45 E. Krubke. Die "christliche" Gewerkschaftspolitik irn Dienst antinationaler und antisozialer Bestrebungen der Grofibourgeoisie. B. 1962; P. Delon. Le syndicalisme chrelien en France. P. 1961; H. Van der Meer. Politiseher Kierikalismus contra Gewerkschaftseinheit, B. 1964; D. Fricke. Die deutsche Arbeiterbewegung. 1869 - 1890. Leipzig. 1964; Я. Сташевский. Католические рабочие организации з Польше в 1891 -1914 гг. "Вопросы истории религии и атеизма". 1959, вып. 7.

46 H. Van der Mecr. Op. cit., S. 11 - 12.

стр. 188

являются первым шагом в изучении истории христианского профдвижения на научной основе.

Большой вклад в марксистскую историографию вопроса внес итальянский историк Дж. Канделоро своим фундаментальным трудом по истории католицизма и очерком истории профдвижения в Италия, переведенными на русский язык47 . Автор собрал огромный фактический и документальный материал и дал правдивую картину влияния католической церкви на социальную, политическую и культурную жизнь страны. В его работах убедительно показано, как под воздействием страха перед растущим социалистическим движением Ватикан пошел на сближение с буржуазией, что нашло свое выражение в энциклике "Рерум Новарум" и развертывании "католического массового действия", в частности основании так называемых белых синдикатов. Важны данные о формировании внутри христианских профсоюзов левого крыла и его включении, например, в движение за захват земель вместе с классовыми и "красными" союзами и кооперативами в 1919 году. В то же время указанные работы наглядно свидетельствуют о той большой ответственности, какую несут католические профсоюзы Италии за то, что не удалось предотвратить установление фашистской диктатуры.

Разоблачению социальной доктрины церкви как орудия духовного порабощения трудящихся капиталом посвящена брошюра Ж. -К. Пулэна48 . Автор в популярной форме раскрывает буржуазную сущность социальных проповедей духовенства и, в частности, их практики создания христианских профсоюзов, призванных служить "мостом, который соединяет" (Пий XII) трудящихся с капиталистическим обществом. Он дает верную политическую оценку французского христианского профцентра, но не освещает его деятельность.

Проблемы христианского синдикализма затрагиваются в работе Г. Морозова и Р. Собсовича49 . Это серьезная попытка систематизации основных событий профсоюзной истории Франции. Поскольку ФКХТ заняла, определенное место в общественной жизни страны, она фигурирует в этой работе: наряду с другими союзами, показана ее роль и в актах штрейкбрехерства и в единых действиях. Правильно выявив социальную сущность христианского профцентра, авторы тем не менее еще находятся в плену у традиционных представлений о христианских синдикатах. Не способствуют раскрытию идейной и политической сущности этих организаций утверждения, будто они улавливали "обуржуазившихся" и отсталых в политическом отношении рабочих, равно как и обвинения в "пресмыкательстве" лидеров ФЕХТ перед "Комитэ де Форж", чисто декларативные упреки в получении финансовой помощи от церкви и от партии МРП.

Рассмотренные работы составляют важный, но все же лишь начальный этап в изучении марксистской историографией христианского синдикализма. Настало время для более обстоятельного анализа сущности и истории этого немаловажного отряда всемирного профдвижения, который ныне объединяет миллионы верующих не только в Западной Европе, где он зародился в конце XIX в., но и в Азии, Африке и Латинской Америке. Предстоит всесторонне исследовать его классовые и гносеологические корни, идеологию и практику. От марксистских историков потребуется радикальная переоценка таких проблем, как происхождение данного типа синдикализма, его социальная программа, характер и природа его внутренней противоречивости, место христианского синдикализма в системе учреждений "католического массового действия", его современная эволюция, пути достижения единства действий прогрессивных и христианских синдикатов.


47 Дж. Канделоро. Профсоюзное движение в Италии. М. 1953; его же. Католическое движение в Италии. М. 1955.

48 J. -K. Poulain. L'Eglise et la classe ouvriere. P. 1961.

49 Г. Морозов, Р. Собсович. Очерки истории профсоюзного движения во Франции. М. 1961.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ИЗУЧЕНИЮ-ХРИСТИАНСКОГО-СИНДИКАЛИЗМА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. Я. ДОМНИЧ, К ИЗУЧЕНИЮ ХРИСТИАНСКОГО СИНДИКАЛИЗМА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 11.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ИЗУЧЕНИЮ-ХРИСТИАНСКОГО-СИНДИКАЛИЗМА (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. Я. ДОМНИЧ:

М. Я. ДОМНИЧ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
1589 просмотров рейтинг
11.12.2016 (2686 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К ИЗУЧЕНИЮ ХРИСТИАНСКОГО СИНДИКАЛИЗМА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android