Шрамко Жанна Валериевна, директор МБОУ ДПО(ПК)С учебно-методического центра "Развитие образования" Одинцовского муниципального района Московской области
ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
В настоящее время введение ФГОС общего образования в общеобразовательные учреждения является ведущим направлением муниципальной образовательной политики. Являясь по своей сути процессом инновационным, введение стандарта объективно сопровождается рядом проблем. Одна из ключевых проблем - готовность и качество работы учителя в новых условиях.
Основным механизмом введения стандарта является основная образовательная программа, и проблема кадрового обеспечения образовательного процесса непосредственно связана с требованиями ФГОС к условиям её реализации.
К ним целесообразно отнести:
- укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками;
- соответствие квалификации педагогических работников требованиям по занимаемой должности;
- наличие условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие.
Насколько в каждом муниципалитете сформированы эти условия, позволяют понять проводимые исследования.
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ИССЛЕДОВАНИЯ?
Мониторинг изменений, происходящих в "учительском корпусе", позволяет обеспечить созданная в районе персонифицированная база данных о повышении квалификации всех педагогических и руководящих работников района.
Данный инструмент позволяет:
- определить исходное состояние и развитие кадрового ресурса при введении стандарта;
- проводить своевременную корректировку
обеспеченности квалифицированными кадрами.
Используемые при проведении мониторинговых исследований инструменты, помимо статистических данных, позволяют проследить ежегодную динамику развития профессионально-личностных компетенций педагогов (см. диаграмму).
Из диаграммы видно:
• у каждого пятого-шестого педагога в районе коммуникативные способности на высоком уровне, а у каждого третьего - на низком (у 36%);
• высокий уровень организаторских способностей отмечается у 9% педагогов, а у каждого второго педагога - низкий;
• у 15% педагогов отмечается высокий уровень мотивации достижения, средний - у каждого второго (50%) и низкий у трети учителей (35%).
И только эмоциональная составляющая - способность к эмпатии - выражена у большинства достаточно хорошо.
Что в первую очередь будет делать педагог при возникновении профессиональных затруднений? Переживать!
Приведённые статистические данные заставляют задуматься о том, что будет наиболее эффективно стимулировать педагогов к качественной работе по реализации ООП ФГОС.
Анализируя результаты ещё одной простой анкеты, адресованной руководителям школ и их учителям, мы увидели, что, отвечая на вопрос "Что вы ожидаете от школы в плане своего профессионального роста?":
- 75% учителей затронули проблему нехватки свободного времени для осуществления профессионального развития,
- 53% ждут оценки своей педагогической деятельности,
- 38% ждут материального поощрения,
- 4% не ждут ничего.
Данные анкетирования свидетельствуют о том, что ключевой проблемой, препятствующей развитию профессионально-педаго-
ДИАГРАММА. УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
гического потенциала, является проблема перегрузки учителя.
Ещё одним важным инструментом анализа состояния учительского корпуса является муниципальный банк профессиональных потребностей.
Так, например, учителя начальной ступени обучения сформулировали следующие актуальные для себя темы:
- разработка системы оценки достижений планируемых результатов;
- разработка технологий урока в соответствии с требованиями ФГОС;
- выбор учебно-методических комплектов;
- применение технологий проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности.
Таким образом, в ходе формирования банка:
- выявляются запросы и потребности педагогов в ОУ,
- осуществляется дифференциация этих потребностей,
- определяется внутренний ресурс образовательной сети и уровень его возможностей для удовлетворения профессиональных запросов.
С учётом выявленных проблем и потребностей происходит формирование заявок для прохождения программ повышения квалификации.
На уровне муниципальной методической службы разрабатываются планы методического сопровождения педагогов по самым востребованным проблемам.
В настоящее время реализуется план научно-методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, предусматривающий систему мероприятий по его нормативному, финансово-экономическому, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению.
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
С целью создания системы непрерывного профессионального развития педагогов в районе была разработана модель организационно-методического сопровождения учителя в условиях введения ФГОС. Модель включает пять модулей, поддерживающих ту или иную сферу, необходимую для успешного решения задач введения стандарта.
К указанным модулям относятся:
- повышение квалификации;
- научно-методическое сопровождение организации образовательного процесса;
- методическое сопровождение сетевого взаимодействия и организация обмена опытом;
- методическое сопровождение профессионально-личностного роста педагога;
- информационно-коммуникационное сопровождение.
На основе этих модулей формируется развивающая информационно-образовательная среда, опирающаяся на разнообразные формы методической работы с педагогами.
Так, например, модуль "Методическое сопровождение профессионально-личностного роста педагога" реализуется с помощью семинаров-практикумов, мастер-классов, конференций и круглых столов.
Модуль "Методическое сопровождение сетевого взаимодействия" предусматривает обмен опытом и использование ресурсов муниципальных экспериментальных и стажировочных площадок.
Ожидаемый результат методической работы в этом направлении - профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС. В частности:
- обеспечение оптимального вхождения педагогических работников в систему ценностей ФГОС и современного образования в целом;
- освоение новой системы требований к структуре ООП, условиям её реализации и оценке достижений обучающихся;
- овладение учебно-методическими и информационно-методическими информационно-коммуникационными ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
- создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач деятельности в новых условиях (режима работы, оценки труда, поощрения, стимулирования, вознаграждения; обеспечения необходимыми ресурсами для обновления образовательного процесса).
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ
В условиях введения ФГОС ОО одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является сетевая стратегия и модель деятельности муниципальной методической службы.
Данная модель основана на механизме совместной деятельности и социального партнёрства, адекватного и оперативного реагирования на изменение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса.
Сетевое взаимодействие на региональном уровне осуществляется в процессе решения единых задач региональной системы повышения квалификации. Оно обеспечивается посредством устойчивых контактов с учреждениями ВПО и ДПО Московской области.
Важным инструментом в использовании возможностей сети является участие УМЦ "Развитие образования" в деятельности системы Региональный координационный центр - Межшкольные методические центры (РКЦ - ММЦ), действующей в рамках региональной системы повышения квалификации на базе МГОУ.
Являясь участником этой структуры, УМЦ принял участие в разработке модульных программ ПК, обучении тьюторов и организации курсов, создании единого банка ЭОР с целью решения задачи создания единого информационно-образовательного пространства в условиях перехода на ФГОС ОО.
К участникам сетевого взаимодействия на муниципальном уровне следует отнести тех наших партнёров, которые обладают необходимыми ресурсами и готовы их предоставить для реализации совместных задач реализации новых стандартов.
Главными координирующими субъектами сетевого взаимодействия на муниципальном уровне были определены:
1. Управление образования, координирующее деятельность ОУ по вопросам предоставления дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования.
2. Муниципальный управляющий совет. К его полномочиям относится: установление некоторых правил функционирования и приоритетов развития муниципальной системы образования; формирование нормативно-правовой базы введения ФГОС; дифференциация потребностей в оснащении УВП лабораторным оборудованием; осуществление контроля выполнения функций, возложенных на субъекты сетевого взаимодействия.
3. Научно-методический совет. Определяет приоритетные направления организации экспериментальной и инновационной деятельности в ОУ в рамках реализации ФГОС ОО. Осуществляет первичную экспертизу продуктов образовательной и инновационной деятельности.
С целью подготовки к введению ФГОС ООО в 2011 - 2012 гг. в структуру ММС были введены ресурсные центры, на базе которых реализуется программа регионального эксперимента "Нормативные, организационные и научно-методические основы введения ФГОС на ступени основного общего образования" (Одинцовские гимназии N4, 13). Их деятельность координируется ГБОУ ВПО АСОУ, которая осуществляет и методическое сопровождение данного экспериментального проекта.
В Сетевое методическое объединение (СМО) вошли временные творческие группы и стажёр-
ские площадки, обладающие необходимыми ресурсами и инфраструктурой, реализующие единичные проекты, например:
- разработка системы оценки достижений планируемых результатов;
- разработка методических рекомендаций по использованию учебно-лабораторного оборудования;
- разработка методических подходов к уроку в соответствии с требованиями ФГОС;
- разработка методических рекомендаций по выбору УМК по общеобразовательным предметам).
Общее руководство и координацию деятельности творческих групп осуществляет муниципальный научно-методический совет. Сетевыми координаторами реализации основных направлений деятельности всей сети являются методисты учебно-методического центра "Развитие образования", которые:
1) обеспечивают контакты и информационный обмен между субъектами сетевого взаимодействия внутри сети и с внешними партнёрами (в частности, по вопросам содержания образования, выбора УМК в соответствии с ФГОС ООО и др.);
2) сопровождают педагогов на этапе освоения ими нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ООО (в части освоения содержания стандарта, требований к структуре и содержанию основной образовательной программы и рабочих программ по предметам);
3) оказывают содействие освоению и внедрению новых образовательных технологий, оказывают помощь в осуществлении проектной деятельности педагогов;
4) в нынешнем учебном году методисты осваивают компетенцию, которая позволит обеспечить сопровождение педагогов в дистанционном режиме на новом образовательном портале (в частности, по таким актуальным направлениям, как методическое сопровождение работы педагогов с одарёнными обучающимися, введения ФГОС).
Вся методическая работа по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений - ресурсных центров с образовательными учреждениями района - осуществляется в трёх направлениях:
- внедрение требований ФГОС в практику ОУ.
- анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем внедрения ФГОС.
- текущая методическая помощь.
Наиболее важной проблемой на этапе подготовки к введению ФГОС в ОУ района пока остается готовность педагогических кадров.
ПЕРСПЕКТИВЫ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ММС
Сетевая модель ММС позволяет осуществлять методическую работу по разным направлениям через постоянные и временные объединения педагогов, реализовывать компетентностный подход к повышению профессионального уровня педагогов, делегировать полномочия отдельным структурным элементам ММС по осуществлению отдельных обучающих и организационных функций на муниципальном уровне.
Приоритетами методической поддержки педагогов в современных условиях, на наш взгляд, является:
1. Создание условий для непрерывного профессионального развития педагогов района в различных формах.
2. Использование потенциала сетевого педагогического сообщества в трансфере (передаче) отрабатываемых технологий школам в рамках ФГОС ООО.
3. Мониторинг педагогической компетентности и затруднений учителей в процессе введения ФГОС ОО с целью их своевременной коррекции.
4. Системное консультирование, в том числе дистанционное.
Подводя итог, можно сказать, что сетевая организация ММС создаёт все условия для работы в режиме сотрудничества, сотворчества, при возрастающей роли передачи технологий, педагогических знаний и опыта в условиях процессов модернизации.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |