Libmonster ID: RU-13298
Автор(ы) публикации: Я. А. БЛИНКИН

Составной частью "неутихающей идеологической войны, которую ведет против нашей страны, против мира социализма империалистическая пропаганда, используя самые изощренные приемы и мощные технические средства"1 , является быстрый рост числа "русских институтов", "русских исследовательских центров", "русских отделов", "русских проектов", а также "мозговых центров" или школ по выработке антикоммунистической стратегии. Историю СССР, социально-политический строй Советского государства изучают теперь во все большем числе институтов, колледжей, школ, университетов; заметно усилился поток всякого рода публикаций по широкому кругу проблем, в особенности по истории нашей Родины, истории и политике КПСС. Различные аспекты американской советологии уже освещались на страницах журналов, а также в ряде монографий2 .

Советолог, то есть, по официальным американским стандартам, специалист по Советскому Союзу в целом, по советским социальным институтам или по какой-либо иной отрасли советских общественных наук, - профессия сравнительно новая. Она возникла в годы "холодной войны", когда правительственным инстанциям и пропагандистскому аппарату США понадобилось большое число консультантов, референтов, редакторов, журналистов, знающих СССР, его историю, а также русский язык. В эти годы в США стали создаваться советологические учреждения, а также "мозговые центры" - либо как самостоятельные учреждения, либо (большей частью) при университетах и крупных колледжах.

Впрочем, первый советологический центр возник несколько раньше, в 1941 г., - это известный Гуверовский институт войны, революции и мира, существующий при Стенфордском университете (г. Пало-Альто, Калифорния). Основателем его был Герберт Гувер, бывший президент США (1929 - 1933 гг.), никогда не скрывавший своей ненависти к Советскому Союзу. Он сформулировал и цели института: "Исследовательская работа и публикации должны вскрывать зло учения Карла Маркса - будь то коммунизм, социализм, экономический материализм или атеизм, чтобы таким образом защитить американский образ жизни от таких идеологий, их заговоров и подтвердить ценность американского образа жизни". В США этот институт называют "раем для людей Голдуотера", или "колледжем холодной войны"3 . В 1946 г. был создан Русский институт при Колумбийском университете (Нью-Йорк), в 1948 г. - Русский исследовательский центр при Гарвардском университете (г. Кембридж, Мас-


1 "XXIV съезд КПСС". Стенографический отчет. Т. 1. М. 1971, стр. 116.

2 См. Ю. И. Игрицкий, Е. Г. Плимак. Питомник клеветников (Русский исследовательский центр в Гарварде). "История СССР", 1961, N5; И. М. Краснов. Изучение истории СССР в США: некоторые цифры и факты. "История СССР", 1964, N6; Б. П. Каневский. К характеристике американского "советоведения". "Вопросы истории", 1966. N5; Б. И. Марушкин. История и политика. Американская буржуазная историография советского общества. М. 1969; В. П. Филатов. Русские центры в США. "США. Экономика. Политика. Идеология", 1970, N4.

3 "Nation", 1969, Sept. I, p. 176.

стр. 163


сачусетс) - два ведущих центра, готовящих основную часть всех "специалистов по русскому вопросу"4 . В 50-х годах открылось множество других советологических учреждений: Исследовательский институт по вопросам коммунистической стратегии и пропаганды при университете Южной Калифорнии, Институт по изучению Советского Союза в Нью-Йорке, Центр стратегических исследований при Джорджтаунском университете, Институт по проблемам демократии и коммунизма при Колорадском университете и другие.

Новый толчок в развертывании "русских программ" произошел после запуска первого советского искусственного спутника Земли. Вот что писал по этому поводу известный американский советологический журнал: "Первый советский спутник, запущенный в 1957 г., имел одним из последствий принятие в 1958 г. "Закона об образовании в целях национальной обороны" (National Defense Education Act). Этот закон во многом способствовал тому, что в течение десяти лет количество людей, изучающих в колледжах и университетах русский язык и эту страну в целом, удвоилось"5 . Понятно, что это обстоятельство еще более обострило проблему кадров специалистов по истории СССР и русскому языку. Поэтому не удивительно, что в 60-х годах было создано немало новых институтов и проектов по изучению СССР: в 1963 г. - при Принстонском университете, в 1965 г. - при Каролинском и т. д. Одновременно открылись новые школы по выработке военно-политической стратегии (Гудзоновский институт, Институт военных исследований и другие).

Сколько же теперь в США учреждений, где готовят "экспертов" по советской истории, философии, экономике и другим наукам и где ведутся "русские исследования"? В американских изданиях ответа на этот вопрос найти не удалось. В советской печати была названа цифра 1706 . Возможно, она не абсолютно точна. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время во всех крупных университетах США в тех или иных масштабах ведется советологическая деятельность, готовятся кадры. К этому следует добавить, что советологические центры, помимо университетов, имеются в некоторых технических вузах (например, в Массачусетсом технологическом институте) и многих крупных колледжах (Центр по изучению России и Восточной Европы при Бостонском колледже). Обычно в этих же институтах, отделах, проектах ведется изучение (конечно, под определенным углом зрения) общественно-политической жизни, экономики и других социалистических стран, хотя существует ряд институтов, специально занимающихся отдельными странами или группами социалистических стран. Каковы же задачи всех этих институтов, проектов и центров? Как утверждают руководители Русского института при Колумбийском университете, перед ними поставлены следующие задачи: готовить специалистов "по русскому вопросу"; осуществлять исследования и публикации по темам, относящимся к России и Советскому Союзу; приобретать научные и архивные материалы; выполнять правительственные задания7 . О чем свидетельствует столь бурный рост советологических учреждений в США? Прежде всего о вынужденной реакции американских правящих кругов на интерес широких трудящихся масс к первой стране социализма, ее успехам в строительстве коммунизма, ее растущему авторитету среди народов мира. "Военно-промышленный комплекс" позаботился о том, чтобы по-своему удовлетворить этот интерес. Другой причиной, тесно связанной с первой, являются далеко идущие агрессивные цели американского монополистического капитала. Вот как обосновывал американский историк У. Лангер необходимость изучения Советского государства, его истории: "С точки зрения экономической, а также военной СССР, безусловно, является великой державой; фактически он признан одной из "супердержав", от которой в будущем будет зависеть судьба человечества". Именно поэтому необходимо "знать как можно больше о такой великой державе, будь она друг или враг"8 .


4 "Columbia University Bulletin". The Russian Institute, 1946 - 1959, p. 3.

5 "Slavic Review", 1970, Sept., p. 585.

6 В. П. Филатов. Указ. соч., стр. 112.

7 "Columbia University Bulletin". The Russian Institute, 1946 - 1959, p. 3.

8 "The Russian Research Center at Harvard University". "Proceedings of the American Philosophical Society" (Philadelphia), 1955, N 1, p. 34.

стр. 164


С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции пропагандистский аппарат США был нацелен на борьбу против нее. Но в современных условиях уже нельзя, как прежде, огульно клеветать на Советский Союз, чернить его внешнюю и внутреннюю политику перед американским народом и народами других стран, особенно "третьего мира". Те, кто руководит американским пропагандистским аппаратом, прекрасно понимают, что грубая ложь, открытые экстремистские призывы не могут теперь иметь сколько-нибудь значительных успехов. Поэтому они стремятся опереться на помощь людей с хорошей профессиональной подготовкой, большей частью респектабельных университетских профессоров истории, политологии, социологии, политэкономии, чтобы набросить на антикоммунистическую пропаганду академический флер. Как правило, нынешние советологи многие годы изучают нашу страну, те или иные отрасли общественных наук, хорошо знают русский язык, многие жили более или менее продолжительное время в СССР.

Сколько же насчитывается в США "специалистов" по истории нашей Родины? По неполным данным Американской ассоциации развития славяноведения, в феврале 1968 г. 964 человека занимались изучением истории СССР9 . Есть основания считать, что в это число вошли только преподаватели различных университетов. По-видимому, к этой цифре следует прибавить еще сотрудников исследовательских центров и преподавателей истории СССР различных школ второй ступени и колледжей, поскольку преподавание русской истории или курса "изучение коммунизма" введено законодательством различных штатов10 . Если учесть еще советологов-философов, социологов, литературоведов, экономистов, юристов, искусствоведов и других, станет очевидным, что советологией занимается не одна тысяча человек.

Понятно, что для подготовки кадров, проведения исследований, издания различной литературы, учебников, специальных журналов, трудов многочисленных конференций и симпозиумов нужны средства, и немалые. Судя по сообщениям американской печати, советологическая деятельность щедро финансируется из трех источников: бюджета соответствующих университетов, ассигнований различных правительственных органов, поступлений из так называемых благотворительных фондов: Форда, Рокфеллера, Карнеги, Гугенгейма, В. Вильсона и других. Бюджет Гуверовского института, например, составляет свыше 2 млн. долл.11 , а Research and development Corporation (RAND) - более 10 млн. долларов12 .

Каково же лицо наставников молодых американских историков- советологов? В отчете о деятельности Русского исследовательского центра при Гарвардском университете за 1958 - 1968 гг. упомянуты имена 241 профессора, доцента, научного сотрудника, которые более или менее продолжительное время вели здесь преподавательскую или исследовательскую деятельность13 . Среди них встречаются разные люди - и по научной квалификации, и по кругу интересов, и по месту в американской социальной иерархии. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в подготовке и воспитании советологов принимают активное участие высокопоставленные чиновники государственного аппарата США и некоторых других капиталистических стран. Часть из них не проявила себя в ученом мире, но зато занимает видное место в правительственных учреждениях. К числу их относятся помощник вице- президента США Д. Беннет, специальный помощник министра обороны по вопросам политического планирования Р. Уллмен, чиновник "Отдела исследования и анализа советского блока" государственного департамента Д. Зонтаг, чиновник сектора СССР министерства торговли Г. Уолтерс и т. д.

Другую часть преподавателей составляют лица, которые не только занимают или занимали в недавнем прошлом важные посты в государственном аппарате, но и возглавляют советологические центры, руководят различными конференциями, съездами, состоят членами редколлегий журналов. Их книги и статьи широко печатаются в США и переводятся на иностранные языки. Они часто выезжают в страны Западной Европы,


9 "Canadian Slavonic Papers" (Toronto), 1970, N 1, p. 28.

10 "Politics" (Sydney), 1970, N1, p. 3.

11 "Nation", 1969, Sept. 1, p. 176.

12 "A Report to the President and Congress. Federal Support of Research and Development of Universities and Colleges". Washington. 1969, p. 36.

13 "The Russian Research Center". Harvard University. The Second Decade: A Progress Report, 1958 - 1968. Cambridge (Mass.). 1968, pp. 71 - 85.

стр. 165


Латинской Америки, Азии и Африки, выступают по радио и телевидению. Среди них - Дж. Кеннан, дипломат, специалист по истории советско- американских отношений; З. Бжезинский, в недавнем прошлом член совета политического планирования госдепартамента, автор огромного числа антисоветских работ, преподаватель Русского исследовательского центра и одновременно директор Исследовательского института по проблеме коммунизма при том же Гарвардском университете; М. Шульман, в прошлом специальный помощник государственного секретаря, директор Русского института с 1967 г., считающийся знатоком внешней политики СССР; А. Даллин, являвшийся консультантом правительства по вопросам внешней политики, читает лекции в Русском исследовательском центре и в Русском институте, директором которого он одно время был; профессор международных отношений Г. Фишер, в прошлом близкий сотрудник президента Гувера и директор Гуверовского института войны, революции и мира, а ныне почетный директор этого института; М. Фэйнсод, директор Русского исследовательского центра, занимавший различные руководящие должности в государственном аппарате, и многие другие.

Для подготовки кадров советологов привлечены также американские ученые, многие годы работающие в области истории, политологии, социологии, политэкономии, юридических наук, лингвистики и литературоведения. Можно назвать имя социолога Т. Парсонса, чьи труды изданы в ряде стран, в том числе и в СССР14 ; историка Р. Пайпса15 ; социолога Д. Белла, автора книги "Конец идеологии"16 ; в Русском институте много лет работают "специалисты" по русской истории С. Блэк17 , Х. Сетон-Уотсон, А. Армстронг и другие. Среди профессоров, преподавателей и научных сотрудников многих "русских" институтов, центров и программ, особенно в Гуверовском институте войны, революции и мира, заметную часть составляют русские, украинцы, поляки и люди других национальностей, в разное время покинувшие свои страны. Знание языка, посты, которые они занимали в прошлом (в Гуверовском институте работал одно время А. Ф. Керенский), в сочетании с ненавистью к народам, интересы которых они предали, способствуют тому, что их книги и статьи высоко котируются в США.

Однако среди сотрудников советологических учреждений наряду с откровенными антисоветчиками и русофобами есть и люди (хотя их немного), которые стремятся стоять на почве фактов и объективного их анализа. Обычно они отмежевываются от агрессивного курса "военно- промышленного комплекса" и выступают за всестороннее сотрудничество США и Советского Союза. Но сегодня лицо американской науки в целом и советологии в частности определяют не эти люди. Президент Американской ассоциации историков К. Рид весьма категорически говорил о том, что "беспристрастное поведение" и "либерально-нейтральное отношение" в научных трудах противоречат "общественной ответственности историка", так как "тотальная война независимо от того, является ли она горячей или холодной, призывает каждого занять свое место в строю"18 . Характеризуя в целом американскую профессуру, особенно специалистов в области советской истории, следует признать, что к ней полностью применимы слова, сказанные еще в 1914 г. В. И. Лениным: "Общественное положение профессоров в буржуазном обществе таково, что пускают на эту должность только тех, кто продает науку на службу интересам капитала, только тех, кто соглашается против социалистов говорить самый невероятный вздор, бессовестнейшие нелепости и чепуху. Буржуазия все это простит профессорам, лишь бы они занимались "уничтожением" социализма"19 .


14 См. о нем: "Социология сегодня. Проблемы и перспективы". Американская буржуазная социология середины XX века. М. 1965.

15 Рецензии на работы Р. Пайпса см.: Р. А. Казакевич, Ф. М. Суслова. Ричард Пайпс против фактов истории. "История СССР", 1966, N1; Г. И. Щетинина. Интеллигенция, революция, самодержавие (Освещение проблемы в американской буржуазной историографии). "История СССР", 1970, N6.

16 См. Л. Москвиче в. Теория "деидеологизации". Истоки и социальная сущность. "Мировая экономика и международные отношения", 1968, N12.

17 Критику исторической концепции С. Блэка см.: Б. И. Марушкин. Указ. соч., стр. 150 - 153, 190 - 192.

18 M. Parenti. The Anti-Communist Impulse. N. Y. 1969, p. 75. Цит. по.: В. Прокошев, И. Сетунский. В трясине антикоммунизма. "Мировая экономика и международные отношения", 1971, N3, стр. 133.

19 В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 364.

стр. 166


В Русский институт, Русский исследовательский центр и, по-видимому, в другие подобные учреждения принимаются только лица, окончившие гуманитарные факультеты и имеющие степень бакалавра наук. Набор слушателей производится ежегодно. Например, Русский институт Колумбийского университета обычно принимает 35 человек20 . Поскольку в США профессия советолога дефицитна и дает ряд привилегий как в продвижении по службе, так и в материальном отношении, находится много желающих посвятить себя ей. Р. Бирнс признает, что многие становятся советологами именно по соображениям материальной выгоды, что аспирантов привлекает большая, по сравнению с другими профессиями, материальная обеспеченность21 .

Слушателей советологических курсов по роду их прежней деятельности можно разделить на четыре категории. Заметную группу составляют чиновники дипломатической службы, разных правительственных учреждений, а также офицеры всех видов и родов войск. Как писал еще в 1955 г. Ф. Мосли (в то время директор Русского института), в стенах этого заведения прошли подготовку 130 таких слушателей22 . Вторая группа - это выпускники университетов. Многие из них ничего не знают о Советском Союзе сверх того, что им было прочитано на лекциях23 . Третья группа - иностранцы, но преимуществу из Англии, Канады, Греции, Италии и некоторых других государств - членов НАТО. Пройдя курс обучения, они возвращаются к себе на родину, занимают там руководящие должности в государственном аппарате, органах пропаганды, ведут исследовательскую деятельность в области советологии. Наконец, четвертую группу слушателей составляют те, кто уже имеет степень М. А. (магистр гуманитарных наук). Эти люди сочетают изучение учебной программы и сдачу соответствующих экзаменов с подготовкой диссертации на получение ученой степени Ph. D.24 (степень доктор философии, обычно присваивается всем гуманитариям, кроме юристов и специалистов в области педагогики).

Учебный процесс в Русском институте строится следующим образам25 . На первом году обучения читаются лекции и изучается русский язык. Хотя многие вновь принятые в определенной мере владеют русским языком, со всеми слушателями занятия по его изучению или совершенствованию проводятся по 10 часов в неделю: 5 часов классных занятий (лексика, грамматика, перевод, чтение) и 5 - разговорной практики. Советологические центры, готовящие кадры специалистов по СССР и другим социалистическим странам, обеспечены новейшей лингафонной аппаратурой для повышения эффективности занятий по русскому языку.

Слушателям предлагают 12 полугодовых курсов по различным проблемам истории России, СССР, международным отношениям, политологии, экономике, юридическим наукам, лингвистике, литературе. Обычно слушатели посещают лекции по тем предметам, по каким они специализируются. По истории читаются, например, такие курсы: Киевская Русь; Московское царство; Россия в эпоху империи; русская революция и новый режим; история советской общественной мысли. В курс международных отношений включаются лекции по проблемам мирового коммунистического движения, советской внешней политике, дипломатической истории после 1918 года. Как правило, предметы читают обзорно, так как будущие советологи не впервые слушают лекции по истории, политике и экономике России и Советского Союза: эти дисциплины они изучали, еще будучи студентами. Так, на гуманитарных факультетах Колумбийского университета читаются курсы лекций по истории СССР, экономической истории, этнографии народов СССР, советской национальной политике, истории русской религиозной мысли. Для слушателей советологических институтов предлагаются факультативно лекции по географии СССР, русской библиографии и другим дисциплинам.

На втором году обучения слушатели посещают один или несколько семинаров по своей специальности, получают индивидуальные консультации у научных руководите-


20 "Columbia University Bulletin". The Russian Institute, 1946 - 1959, p. 8.

21 R. Byrnes. Reflections on American Training Programs in Russia. "Slavic Review", 1962, N3, p. 493.

22 Ph. E. Mosely. The Russian Institute of Columbia University. "Proceedings...", p. 37.

23 R. Byrnes. Op. cit.

24 "Columbia University Register". The Russian Institute. 1960 - 1963. Columbia University of the City of N. Y., p. 3.

25 "Columbia University Bulletin". The Russian Institute. 1946 - 1959, p. 8.

стр. 167


лей и готовят дипломные работы (эссе - в Русском институте) или диссертации на получение степени магистра гуманитарных наук (в Русском исследовательском центре), которые в конце обучения представляются к защите. В Русском исследовательском центре в 1965/66 учебном году было 12, а в 1966/67 учебном году - 17 различных семинаров26 . Занятия в семинарах проводятся раз в две недели. Слушатели, избравшие своей специальностью историю СССР, могли посещать следующие семинары: XXIII съезд КПСС; отношение Б. И. Ленина к оппозиции и внутрипартийные разногласия; социальные изменения в СССР после Октябрьской революции; коллективное руководство в КПСС; новая экономическая политика; местные органы КПСС; будущее Варшавского Договора; интерпретация советской истории на Западе. Как видно из этого перечня, и лекционные курсы и семинарские занятия строятся так, что главное внимание уделяется наиболее существенным вопросам истории, политики и деятельности Советского государства и КПСС. Изучение всех этих вопросов ведется, как правило, в антикоммунистическом духе, в соответствии со стратегией и тактикой США в области пропаганды.

Помимо академических занятий, в программу обучения входит посещение СССР и других социалистических стран. Воспитанники советологических центров приезжают сюда в качестве служащих американских учреждений, стажеров, практикантов, журналистов, туристов, гидов и т. д. Руководители институтов озабочены тем, чтобы дать "почувствовать страну и ее народ тем слушателям, чье прежнее знание было основано лишь на печатном материале"27 . Все слушатели, в том числе и те, кто готовит докторские диссертации, получают стипендии от своего института либо из благотворительных фондов.

Для того, чтобы преподаватели и слушатели были постоянно в курсе того, что печатается в советской прессе, Русский институт, начиная с 1949 г., еженедельно издает материалы из советских газет и журналов - "Current Digest of the Soviet Press". Сюда попадают специально подобранные, полные или сокращенные переводы статей из 80 советских изданий. Видимо, этот дайджест весьма популярен, поскольку на него подписываются многие государственные учреждения, фирмы, редакции и издательства, сотрудники советологических учреждений и различные организации стран Запада. Дайджест издается при финансовой помощи фондов Форда и Рокфеллера28 .

Кроме того, Русский исследовательский центр уже в течение 8 лет, начиная с 1964 г., издает на ротапринте трижды в год журнал "Kritika". Шефом издания является Р. Пайпс. В журнале помещаются исключительно рецензии на труды советских историков по широкому кругу проблем. Он ставит перед собой задачу знакомить американских специалистов с тем, что публикуется в этой области в СССР, и одновременно предоставляет молодым советологам возможность печатать свои работы. "Kritika", как и дайджест, расходится далеко за пределами данного учреждения. Широкое знакомство с работами по истории СССР достигается и благодаря наличию большого числа журналов, печатающих переводы из советских периодических изданий ("Soviet Studies in History", "Current Soviet Documents", "Analysis of Current Developments in the Soviet Union"). Наконец, многие советологические институты и центры выпускают свои серийные издания, бюллетени или журналы. Например, Гуверовский институт издает журнал "The Russian Review". Исследовательский центр при Гарвардском университете - "Russian Research Center Studies", Исследовательский институт по вопросам коммунистичической стратегии и пропаганды - журнал "Communist Affairs" и т. д.

Советологические учреждения имеют богатые библиотеки. В 1963 г. библиотека Русского института располагала 175 тыс. томов книг по русской и советской истории, философии, политэкономии и литературе. Ее книжный фонд быстро растет, увеличиваясь ежегодно почти на 12 тыс. томов, из них 2/3 составляет литература по истории СССР и КПСС, по вопросам внутренней и внешней политики нашей страны29 . Огром-


26 "The Russian Research Center". The Second Decade: A Progress Report, 1958- 1968. Cambridge (Mass.). 1968, pp. 66 - 67.

27 "Harvard University. Russian Research Center. Ten-Year Report and Current Projects. 1948 - 1958". Cambridge (Mass.). 1958, p. 7.

28 "Proceedings...", p. 37.

29 "Columbia University Bulletin". The Russian Institute. 1946 - 1959. N. Y. 1959, pp. 74 - 75.

стр. 168


ной библиотекой располагают сотрудники Гуверовского института. В ней 900 тыс. книг, 26 тыс. газет, 150 тыс. правительственных документов и 1600 архивов различных учреждений, организаций и лиц30 (например, архивы Временного правительства, командующих белогвардейскими войсками, царской охранки с 1895 по 1917 г., вывезенные бывшим царским послом во Франции Маклаковым). Библиотека выписывает 250 ежедневных газет и 1800 различных периодических изданий из многих стран мира.

В нашем распоряжении нет полных данных о количестве профессиональных советологов, выпущенных американскими институтами. Русский исследовательский центр с 1948 по 1967 г.подготовил 227 магистров гуманитарных наук31 . Из стен Русского института с 1946 по 1963 г. вышло 387 "экспертов"32 . За два последние десятилетия докторские диссертации по различным проблемам жизни советского общества и советских общественных наук защитили около 2 тыс. человек, из них примерно 2/3 - по вопросам истории СССР и политики КПСС.

Как используются эти люди? Об этом можно судить лишь по данным, приведенным в отчете Русского исследовательского центра, где указывается, что 33 человека ведут преподавательскую и исследовательскую работу в самом центре и на разных факультетах; 117 - занимаются преподавательской деятельностью в других американских университетах и колледжах, из них 9 - возглавляют различные советологические учреждения; 20 - преподают в иностранных университетах и иностранных советологических центрах; 8 - находятся на службе в государственном аппарате США и некоторых других капиталистических стран, 22 - заняты в бизнесе, органах пропаганды и т. д.33 . Вот несколько примеров, показывающих, какой практической деятельностью заняты воспитанники двух крупнейших советологических центров США. Ч. Бергерсон возглавляет одну из редакций "Голоса Америки", А. Кучеров заведует венским бюро журнала "New York News and World Report", Дж. Данн является заместителем начальника отдела разведки и исследований госдепартамента, П. Вилен служит в редакции радиостанции "Свободная Европа".

Упомянутый выше У. Лангер однажды пожаловался на то, что "время от времени пресса изображает центр как мозговой трест, планирующий психологическую войну или секретные операции"34 . В действительности, как он утверждает, Русский исследовательский центр - это чисто академическое учреждение, занятое научно-исследовательской работой. Участвуют ли гарвардские, колумбийские или другие советолога в Планировании "психологической войны", в подготовке секретных операций или нет, не так уж важно. Совершенно ясно другое: деятельность этих и других подобных учреждений сеет ненависть к советскому образу жизни и отнюдь не способствует расширению взаимопонимания между американским и советским народами.


30 "Nation", 1969, Sept. I, p. 180.

31 "The Russian Research Center". Harvard University. The Second Decade: A Progress Report, 1958 - 1968, p. 4.

32 "Columbia University Register". The Russian Institute. 1960 - 1963. N. Y. 1964, p. 4.

33 "The Russian Research Center". Harvard University. The Second Decade: A Progress Report, 1958 - 1968. Cambridge (Mass.), p. 5.

34 "Proceedings...", p. 35.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-В-США-ГОТОВЯТ-СПЕЦИАЛИСТОВ-ПО-ИСТОРИИ-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Маргарита СимонянКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Margarita

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Я. А. БЛИНКИН, КАК В США ГОТОВЯТ "СПЕЦИАЛИСТОВ" ПО ИСТОРИИ СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-В-США-ГОТОВЯТ-СПЕЦИАЛИСТОВ-ПО-ИСТОРИИ-СССР (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - Я. А. БЛИНКИН:

Я. А. БЛИНКИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Маргарита Симонян
Уренгой, Россия
2192 просмотров рейтинг
22.01.2017 (2650 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КАК В США ГОТОВЯТ "СПЕЦИАЛИСТОВ" ПО ИСТОРИИ СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android