Во второй части "Истории СССР" (учебник для 9-го класса - средней школы под редакцией проф. А. М. Панкратовой) имеется достаточное количество иллюстраций, с помощью которых преподаватель истории может дать учащимся более наглядное представление об изучаемой эпохе, чем то, которое они получают только из текста..
Возьмем помещенные в учебнике изображения воинов-бойцов разных эпох. На стр. 20 и 31 нарисованы петровские воины, на стр. 45 - башкирский воин, на стр. 48-сражающиеся казахи, на стр. 58 - яицкие казаки, на стр. 99 - Кутузов со свитой, на стр. 129 - конница 20-х годов XIX века, на стр. 131 и 142 - николаевские солдаты и на стр. 199 и 216 - солдаты 70 -х годов.
Петровский солдат - сначала потешный, потом обстоящий воин, обученный военному искусству передовыми западно-европейскими инструкторами. Это воин - профессионал. Первое столкновение петровских солдат со стрельцами показало все преимущества солдат.
стр. 99
Одет петровский солдат в короткое платье и имеет узкую саблю и ружье. Воины-кзахи и башкиры - не профессионалы, а вооруженный пиками и стрелами народ. Эти воины-всадники были очень храбры, но военная техника их была крайне отсталой, соответственно общему уровню развития этих народов - в то время. Яицкие казаки, охранявшие границы от кочевников, были одновременно военными колонизаторами. Подобно кочевникам-всадникам они были вооружены кольями и саблями, но вместо лука со стрелами у казаков уже было огнестрельное оружие. Солдат первой половины XIX века - настоящий - профессионал. Это крепостной, обученный военному делу, вымуштрованный на основе шагистики. Бессмысленная, устаревшая система палочной муштры в армии потерпела поражение в Крымскую войну, как и вся система разлагающегося крепостничества.
Развитие капитализма потребовало нового солдата-воина и создало вместо крепостной армии буржуазную, основанную на всеобщей воинской повинности.
Так, рассматривая воинов различных эпох в неразрывной связи со всей экономической и политической системой царской России, следует показать эволюцию военного дела в России.
На рисунках, сложных по композиции или по содержанию, следует остановиться более подробно.
Особое место зашивают батальные рисунки: "Взятие Нотебурга." (стр. 13), "Победа русского флота при Гангуте" (стр. 22), "Полтавская битва" (стр. 20). Как и вообще рисунки со многими деталями, их необходимо рассматривать по частям, раскрывая таким образом их содержание в целом.
Рисунок "Корабельная верфь в Петербурге при Петре I" (стр. 11) не имеет описания в тексте, отчего приобретает самостоятельный характер и требует особого внимания. На основании его нужно раскрывать, что после Азовских походов на речных судах, после Гангутской победы на небольших гребных судах Петр должен был для закрепления за Россией Балтийского и Азовского морей построить настоящий морской флот. Стройка его происходила в Петербурге на верфях.
На рассматриваемом рисунке показана постройка двух многопушечных кораблей (в верхней части борта левого корабля видны амбразуры для пушек). Отчетливо видны подводные части корабля. Представление о высоте корабля дает остов, еще не обшитый лесом. Корабли строились из дерева и оснащались мачтами и парусами. За левым строящимся кораблем видны высокие мачты больших кораблей, уже опущенных на Неву. Постройка морских кораблей сопряжена была с большими трудностями: нужны были квалифицированные рабочие, техники и особый, корабельный лес. Большие корабли строились гари тогдашней технике больше года. Управлять кораблем тоже было нелегкое дело.
Рисунок "Торговый порт и склады в Петербурге в XVIII веке" (стр. 27) иллюстрирует текст на стр. 25. Он даст представление о большом масштабе внешней торговли в то время.
Рисунок "При лучине" (стр. 57) не связан непосредственно с текстом. Основываясь на нем, преподаватель должен рассказать о ночной работе барщинной крепостной, не имеющей времени днем заняться своими делами, обратить внимание учащихся на крайне убогую обстановку деревенской избы.
Рисунок "Барщина" (стр. 56), наивный, напоминающий детский рисунок, все же очень интересен, та как он дает представление о взаимоотношениях между помещиком и крепостными и о том, как "выглядела помещичья усадьба, того времени: большой двор со службами, церковь, выгон для скота и тут же нива.
"Моды конца XVIII века" (стр. 71). Российское дворянство 2-й половины XVIII века находилось под сильным влиянием королевской Франции. Русские придворные и столичные дворяне старались подражать во воем и прежде - всего в модах французской придворной знати. Моды доходили до карикатур, особенно в прическах: на голове сооружались корабли с парусами, огороды и т. п. К этому рисунку нет текста, его следует об'яснить, использовав литературный и сатирический материал писателей и журналов того времени о "детиметрах".
Рисунок "Разгром восставшими Крестьянами помещичьей усадьбы в конце XVIII века" (стр. 82) следует включить в рассказ о восстании крестьян, подчеркнув изображенную на рисунке расправу крестьян с барином и указав на остро классовый характер крестьянских восстаний.
Рисунок "Расстрел поджигателей в Москве" (стр. 103) является как бы продолжением помещенного на стр. 102 - 103 рассказа о пожаре Москвы. Французы, преследуемые неудачами, срывали злобу на случайно захваченных на улицах русских, которых они обвиняли в поджогах и тут же на месте расстреливали. Преподавателю следует при этим отметить, что среди оставшегося в Москве населения преобладали трудящиеся, так как всякий, кто имел возможность покинуть захваченную врагами столицу, бежал оттуда.
стр. 100
Показывая карикатуры "Крестьяне-партизаны Сычевского уезда" (стр. 104) и "Старостиха Василиса" (стр. 105), преподаватель должен обратить внимание учащихся на фигуры и позы изображенных на карикатурах лиц, отметить, как униженно и беспомощно выгладят французы и сколько мощи чувствуется в крестьянах.
Рисунки "Будочник" (стр. 132), "Обучение рекрутов при Николае I " (стр. 131), "Наказание шпицрутенами" (стр. 133) и "Чиновники николаевского времени" (стр. 137) служат как бы лейтмотивом характеристики николаевской монархии. Поэтому рассказ "Самодержавие Никоая I" преподаватель может строить по рисункам, воссоздавая с их помощью яркую картину военно- полицейской-бюрократической николаевской монархии. Образы чиновников, данные в немного карикатурном виде, следует дополнить характеристиками по Гоголю, Щедрину и другим писателям -классикам.
На рисунке "Каторжники-крестьяне за сбором подаяния" (стр. 143) показаны) крестьяне, брошенные за участи" в восстаниях в тюрьмы. Они собирают на пропитание себе подаяние. Среди каторжан находится "колодник" под сильным конвоем. При виде изнуренных и голодных арестантов руки трудящихся невольно тянутся к карману за "копеечками". На этом рисунке можно построить самостоятельный небольшой рассказ.
Крымская война удачно представлена рисунком "Обозы под Севастополем" (стр. 163), прекрасно характеризующим экономическую и техническую отсталость крепостной России. Волы, телеги вязнут в глубокой грязи разбитой дороги, в то время когда союзники имели уже паровой морской флот и железную дорогу от Балаклавы к Севастополю. Рисунки -"В. Г. Белинский перед смертью" по картине Наумова (стр. 169), "Гражданская казнь Чернышевского" (стр. 195), рисунок "Суд над П. Алексеевым" (стр. 229)-дают хороший материал для рассказа. В картине Наумова все детали (обстановка, портрете, книги, жандарм в дверях, литераторы, собравшиеся около Белинского) ярко передают политический и культурный облик "неистового Виссариона" - "первого революционного разночинца".
Картина "Суд над П. Алексеевым" дает много материала для рассказа о роли Петра Алексеева в революционном движении. На картине видно, как речь, произнесенная им на, суде, которую В. И. Ленин называл "великим пророчеством русского рабочего революционера", вызвала смятение среди всех находившихся в зале царских судей и привилегированной публики.
Прекрасными иллюстрациям к тексту учебника, органически с ним связанными, являются рисунки Шевченко (стр. 179 и 180).
Рисунок "Сбор недоимок" (сор. 205) служит продолжением рассказа в тексте о том, как крестьяне вынуждены были продавать хлеб по крайне низким ценам, чтобы вовремя уплатить налоги. А у бедняков полиция выколачивала недоимки принудительной продажей за бесценок скота.
Картина "Ремонтные работы на железной дороге" Савицкого" (стр. 209) выключается в рассказ преподавателя о развитии капитализма в России. Следует обратить внимание учащихся на измученные лица работающих на железной дороге, рассказать, как тяжел был их труд, в каких ужасных бытовых условиях они жили и как ничтожно мало им платили. В дополнение к этой картине хорошо было бы показать картину Савицкого - сына "Строительство железной дороги" и напомнить учащимся стихотворение Некрасова "Железная дорога".
Фото "Горняцкие жилища 70-х годов в Юзовке." (стр. 212) и рисунок "Выселение бедноты из квартиры зимой" (стр. 213) рассказывают о жизни рабочих на "вольных" квартирах. С текстом они непосредственно не связаны и могут служить темой самостоятельного рассказа о быте рабочих.
Рисунок "Спор на меже" (стр. 221) помещен в связи с текстом о борьбе крестьянства за землю в 70-х годах, во время происходившего тогда размежевания помещичьих и крестьянских земель. Картина рассказывает о том, что помещик добился узаконения отнятой у крестьян земли и поставил свои вешки, по которым приступил к новому межеванию земли. На защиту своей земли, политой потом, выступили крестьянки, ломая и уничтожая новые межевые знаки и прогоняя "законных" захватчиков.
Внимательно рассматривая с помощью педагога рисунки, учащиеся узнают целый ряд деталей, оживляющих и дополняющих их сведения об изучаемом периоде.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |