Libmonster ID: RU-8259
Автор(ы) публикации: А. МИШУЛИН

Проф. А. Мишулин

1

За последние 5 - 6 лет произошел поворот в развитии исторической науки в СССР. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года, последующие указания товарищей Сталина, Кирова и Жданова; и особенно выход сталинского "Краткого курса истории ВКП(б)" дали принципиальные установки исключительного значения для перестройки работы на историческом фронте. Особую важность имели эти директивные указания в связи с подготовкой учебников по всем разделам истории для средней и высшей школы.

Учитывая огромную роль учебников по истории для правильной организации преподавания в школе, для постановки исторического образования и теоретического роста советской интеллигенции, научно-исследовательские, профессорско-преподавательские кадры высшей и средней школы поставили составление учебников в центр своей работы.

В своей речи на I Всесоюзном совещания работников высшей школы 15 мая 1938 года тов. Молотов указал на ту исключительной важности задачу, которая стоит перед высшей школой в деле составления учебников: "Нам нужен учебник, отвечающий современным требованиям. Он должен быть на уровне современной науки и вполне доступен учащимся по своему языку. Он должен дать необходимый об'ем знаний и вместе с тем подготовлять учащегося к его будущей практической деятельности. Он должен широко использовать прежние наши учебники и иностранные учебники, где очень много ценного для учебы, и вместе с тем он должен в необходимой мере отвечать задачам идейно-политического воспитания молодежи"1 .

Это указание тов. Молотова об учебниках для высшей школы было положено в основу работы при составлении учебников по истории и для средней школы. Большую роль в этой работе сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года "О преподавании гражданской историй в школах СССР". В этом постановления говорилось о необходимости живо и ярко излагать исторический материал, давать его в хронологической последовательности, отчетливо характеризовать исторических деятелей и о совершенной недопустимости подменять связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами.

Развитие народного образования в третьей пятилетке настойчиво ставит вопрос о школе, о школьных кадрах педагогов, о поднятии народного образования на еще более высокую ступень. Задача идейно-политического воспитания нашей молодежи поистине колоссальна, в особенности в связи с введением всеобщего среднего образования и с воспитанием молодежи в новых советских республиках, влившихся в общую семью народов великого Советского Союза.

В разрешении поставленной XVIII партийным с'ездом задачи коммунистического воспитания граждан Советского Союза советская школа является одним из решающих факторов.

Совершенно очевидно, что серьезная постановка идейно-политического воспитания да и вообще всякого обучения в школе, возможна только при наличии учебников.

Работа в школе без учебников, без пособий, с одними рассказами педагогов и записями учеников (поглощавшими большую часть урока), не могла дать положительных результатов.

За последние пять лет кадры историков-марксистов перестроились: были организованы авторские коллективы, активизировалась историческая исследовательская мысль, начали издаваться новые исторические журналы ("Вестник древней истории", "Военно-исторический журнал"). Институт истории Академии наук СССР возглавил организационно всю исследовательскую работу историков и подготовку учебников по истории как для высшей, так и для средней школы.

В результате к настоящему времени уже проделана большая работа. Вышли

1 В. М. Молотов "О высшей школе", стр. 12. Госполитиздат. 1938.

стр. 123
учебники по истории (средней, новой, истории СССР) для высшей школы. Теперь страна получает учебники по истории и для средней шкалы и в первую очередь учебник по древней истории, изданный тиражом в 2 миллиона экземпляров.

2

Изучение прошлого, изучение культурного наследства древности, представление об отправных пунктах развития человеческой культуры в различных областях знания, имеет большое значению для школьников: оно расширяет их общеобразовательный кругозор, подготавливает их к пониманию процесса развития общества, сметы форм социальной жизни и в конечном итоге подводит к марксистскому восприятию действительности.

Изучая историю, мы осваиваем культурное наследство, и тут нужно в первою очередь остановиться на истории древне-восточных цивилизаций.

Культура народов древнего Востока дала человеческой мысли завоевания в области астрономии, математики, строительного искусства, эпического творчества. Эти первые начатки знания были переданы античному, греко-римскому миру. Античность отправлялась в своем развитии от этого культурного наследства. Влияние Востока можно проследить в культурной эволюции не только Греции, но и Рима. Однако античная цивилизация развивалась не только на базе этого наследства: она вносила в него новые творческие элементы, создавала свои собственные культурные ценности, которые были в свою очередь завещаны современной европейской цивилизации. Современные науки, искусство, философия и техника уходят своими корнями в глубь прошлых веков, к далеким временам античности.

Культурная история античности поставила перед человеком ряд общих проблем, явилась исходным пунктом для постановки многих философских вопросов. В области естествознания и философии, как и в других областях, античность создавала начатки тех элементов культуры, которые еще до сих пор не перестают нас интересовать и волновать. Античность создала театр с его драмой и комедией, этими двумя и до сих пор господствующими видами драматического искусства. В области строительного искусства она создала те законченные формы, которые служат канонизированными образцами для современной архитектуры. Скульптура, пластика, эпическая поэзия античности создали такие совершенные произведения, которые до сих пор продолжают доставлять нам подлинное наслаждение. Вот почему Маркс, отмечая классические образцы, представшие нам в наследство от античной культуры, имел полное право сказать: "И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень?"1 .

Огромное значение культурного наследства древности, в особенности в области философии, отмечал и Энгельс, говоривший, что "мы вынуждены будем в философии, как и во многих других областях, возвращаться постоянно к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества, на которое не может претендовать ни один другой народ... в многообразных формах греческой философии имеются в зародыше, в возникновении, почти все позднейшие типы мировоззрения"2 .

Именно в силу преемственности развития человеческого общества ознакомление с материалами прошлого, конкретное изучения древности позволяют глубже понять явления последующих веков и явления современности.

Известно, например, что к образам, созданной античной мифологией и историей, часто возвращались в самые различные эпохи. Так, в период Ренессанса светлые образы античности, перед которыми, по словам Энгельса, "исчезли призраки средневековья"3 , становятся девизом прогресса. Передовые люди в эпоху Французской буржуазной революции давали своим детям имена великих реформаторов давности - Тиберия и Кая Гракхов. В 30-х годах во Франции рабочие в борьбе с реакцией создавали "полки Антея", этого легендарного героя античности, миф о котором был так прекрасно истолкован товарищем Сталиным. Спартак, вождь рабов в древнем Риме, на протяжении почти всего XIX века являлся символом непримиримой борьбы с эксплоататарами. А в 1916 году его именем назвала себя группа, революционеров, заложившая основы Коммунистической партии Германии ("Союз Спартака").

Таким образом, целый ряд современных терминов, представлений и даже институтов (как театр, общественные игры и т. д.) ведет свое происхождение от древних времен, и только зная прошлое, можно уяснить себе их значение в настоящем. "Мы хорошо знаем, - Говорит В. М.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. XII. Ч. 1-я, стр. 204.

2 Ф. Энгельс "Диалектика природы", стр. 72. Партиздат. 1936.

3 Там же, стр. 86.

стр. 124
Молотов, - что настоящий прогресс, который возможен только на базе социализма, должен опираться на всю историю народов и на все их достижения в прошлых веках..."1 .

Изучение античности имеет для историков-марксистов большое теоретическое значение. Сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" ставит перед историками крупнейшие теоретические задачи в области развития исторической науки. И в числе этих задач изучение закономерностей развития, раскрытие закономерностей каждой социально-экономической формаций, каждого типа производственных отношений. Поэтому, чтобы выработать для себя правильное, подлинно научное, марксистское представление об историческом процессе, о развитии (общества, необходимо изучить конкретно историю каждой фазы общества. И, с этой точки зрения, изучение древней истории, греко-римского мира, является совершенно необходимым звеном в марксистском познании закономерностей исторического процесса. Нужно хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и правильно наметить пути будущего. Чтобы понять какое-либо историческое явление, необходимо знать, как оно связано с прошлым, как оно возникло, как стало настоящим и к чему приведет в будущем, "...если рассматривать, - говорит Ленин, - какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего"2 .

Из этого видно, что настоящий революционер не может не знать истории человеческого общества, жизнь которого он хочет перестроить, что без исторического образования не могут быть идейно-политического воспитания молодежи, что без знания истории не могут быть обеспечены марксистское образовании и теоретический рост советской интеллигенции. Недаром товарищ Сталин говорил, что "есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, - это марсистко-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма"3 .

В системе этой науки об обществе соответствующее место занимает и наука о рабовладельческих обществах в древности, о законах социальной борьбы в ту эпоху, о законах перехода от рабовладельчества к следующей, более прогрессивной фазе развития.

3

Работа над составлением учеников, описывающих сложнейшие исторические события в популярной форме, крайне ответственна и серьезна.

Подготовка учебника древней истории явилась целой школой марксистско-ленинской разработки ряда проблем истории человечества. Старая, буржуазная наука освещала прошлое человечества, со своих классовых позиций, с точки зрения защиты интересов господствующих классов. Буржуазные историки модернизировали прошлое, стремясь придать ему капиталистический характер, то есть сделать капитализм извечной категорией. Эта установка была разоблачена Марксом и Энгельсом.

На пути создания подлинной марксистско-ленинской исторической науки в СССР громадным препятствием, как известно, являлась так называемая "школа" Покровского. Вульгарное социологизирование, схоластические способы доказательства, цитатничество - таковы были основы всех исторических "изысканий" этой "школы". Изучение живой, конкретной истории с целью установления закономерностей развития различных обществ в прошлом подменялось в "школе" Покровского или привнесением в прошлое закономерностей настоящего или освещением исторических явлений как "политики, опрокинутой в прошлое". И тем и другим приемом создавалась обычно вульгарно-социологическая система рассуждений, прямо фальсифицировавшая историю, известно, что "рабовладельческий строй для современных условий есть бессмыслица, противоестественная глупость"4 . Для современных условий, для века социализма, такой же глупостью является феодальный строй. Но "Краткий курс" при этом указывает на главное, что является сущностью исторического подхода к прошлому. Ведь то, что является глупостью для современных условий, было исторически закономерным в свое время и могло являться прогрессивным. "Все зависит от условий, места и времени"5 .

Как раз изучение такой закономерности и установление того, что являлось прогрессивным в развитии общества, становится главным в исследовательской работе историка-марксиста. Естественно, что и в подготовке учебника по древней истории

1 В. М. Молотов "XXII годовщина Октябрьской революции", стр. 14. Огиз. 1939.

2 Ленин. Т. I, стр. 94.

3 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 598. 11-е изд.

4 "История ВКП(б)", стр. 101.

5 Там же, стр. 105.

стр. 125
это положение являлось отправным пунктом в работе.

Последователи так называемой школы Покровского рассматривали общественные явления прошлого с точки зрения сегодняшнего дня. Понятно, что при таких антиисторических установках история превращалась в "политику, опрокинутую в прошлое", а явления прошлого могли лишь осуждаться как "глупость" для настоящего.

При составлении учебника, древней история необходимо было заняться восстановлением исторической науки в духе указаний классиков марксизма-ленинизма, основываясь главным образом на "Кратком курсе истории ВКП(б)" и известных указаниях товарищей Сталина, Кирова и Жданова. Работа над учебником явилась, по существу, исходным пунктом в развитии исследовательской работы на исторических факультетах, в исторических журналах, в работе отдельных специалистов.

Ответственность при составлении учебника именно для средней школы возрастала оттого, что здесь каждое положение, каждое слово должны быть сформулированы с предельной четкостью и ясностью. Материал должен быть отобран и надежен так, чтобы не оставалось места сомнительным, спорным вопросом, чтобы он оставался в памяти ребят на долгие годы. Самый отбор фактов, и изложение материала должны были подводить учащегося к марксистским выводам, к формулированию марксистских взглядов на историю.

"... популярная литература только та хороша, только та и годится, которая служит десятилетия. Ибо популярная литература есть ряд учебников для народа, а учебники излагают азы, не меняющиеся по полустолетиям"1 .

* * *

При составлении учебника по древней истории пришлось столкнутся со множеством трудностей теоретического порядка, а также с трудностями, связанными с отбором материала, с необходимостью живо и вместе с тем строго научно наложить материал.

Большую работу пришлось проделать прежде всего над введением - разделом, открывающим историю древности. Представление о первобытной жизни людей, об исторических памятниках о летосчислении и об истории как науке нужно было дать в простых, четких понятиях, которые должны ввести ребят в историю. Этот раздел занимает всего два параграфа. Для того чтобы облегчить учащимся усвоение материала, этот раздел иллюстрирован.

Следующий раздел - "Древний Восток" - занимает один из основных мест в учебнике. Он содержит 25 параграфов. Здесь дана история не только стран так называемого классического Востока, но также Индии и Китая, история которых отсутствует в старых учебниках и в ныне существующих заграницей. Для марксистского изучения истории Востока очень важно было сопоставить такие древние государства, как. Египет, или Ассиро-Вавилонию с древнейшими Индией и Китаем, оказавшими большое культурнее влияние на соприкасавшиеся с ними народы. Старой, буржуазной установке на изучение только классического Востока новый, марксистский учебник наносит сокрушительный удар.

При составлении этой части учебника возникло немало спорных вопросов. Так, между академиками Никольским и Струве дебатировался вопрос о характере социалистического строя в странах древнего Востока, причем один из них недооценивал роль рабства, на Востоке, а другой явно переоценивал ее, не учитывая роли общины как значительного фактора в развитии древневосточных обществ. Этот спор между учеными продолжается и до сих пор, но в учебнике нужно было дать точные и определенные формулировки, не вызывающие у учащихся никаких сомнений. Эта задача была разрешена после кропотливой, упорной работы.

Раздел истории древнего Востока сопровождается также большим количеством иллюстраций и тремя картами (из них одна цветная на отдельном листе).

Разделам по собственно античной истории по Греции и Риму - в учебнике отводится особенно много места. Да и вполне понятно: "Греция и Рим... являются странами наиболее высокого "исторического развития" среди народов древнего мира"2 .

Изложение истории древней Греции занимает в учебнике 35 параграфов. Здесь кратко описываются греческая мифология (в основных ее сюжетах), возникновение и рост Афинского государства, дается характеристика рабовладельческой демократии, явившейся в тех исторических условиях наиболее развитой, и, наконец, относительно подробно даются сведения о важнейших моментах древнегреческой культуры, с которой связано возникновение многих отраслей человеческого знания. Характеризуя это "...детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее..." (Маркс), авторы учебника отвели наряду

1 Ленин. Т. V, стр. 232.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. I, стр. 180.

стр. 126
с этим немало места и социальной борьбе, первым выступлениям рабов против своих угнетателей. Так например впервые в учебниках истории дается материал о восстаниях рабов в Греции. Как известно, старые ученые пытались вообще отрицать наличие восстаний рабов в Греции.

В итоге на примере изучения этой части учебника школьники получают законченное представление о рабовладельческом обществе Греции, и вместе с тем о культурном наследии, которое древняя Эллада оставила человечеству.

Часть, посвященная Риму, состоит из 32 параграфов. Работа над этой частью также представляла немало трудностей, связанных главным образом не столько с изложением материала, сколько с теоретическими вопросами, с необходимостью дать новое, марксистско-ленинское толкование недостаточно исследованных вопросов. К числу таких вопросов относится, например, падение республики и происхождение Римской империи. Старая трактовка "принципата Августа" являлась типично буржуазной, модернизаторской, основанной на формальном толковании памятников, на юридическом крючкотворстве и ошибочной интерпретации источников. В учебнике показано, что возникновение империй было обусловлено союзом господствующих групп Рима и провинций в борьбе против революционных выступлений рабов и угнетенных масс провинции.

Красочные, полные драматизма картины героической борьбы рабов против своих угнетателей показаны на примере восстания в Сицилии и знаменитого восстания Спартака. В учебнике впервые дана реконструкция помпейской фрески, изображающей Спартака.

Не только Рим, но и его провинции, борьба народов на периферии против римского владычества получили отражение в учебнике: в нем рассказано например, о борьбе Испании за независимость, о восстаниях в Галии, об освободительных войнах в далекие времена.

Немало трудностей представлял собой материал о христианстве. Известно, что так называемая школа Покровского, лишенная какого-либо историзма в анализе явлений, относилась к первоначальному христианству так, как относимся мы сейчас ко всем религиям, то есть как к "опиуму для народа". Точка здания "сегодняшнего дня" подменяла анализ той исторической среды, в которой возникло первоначальное христианство, когда его носителями были "рабы, колоны и угнетенные Римом народы" (Энгельс). В учебнике дана характеристика раннего христианства, которое являлось в тех исторических условиях движением угнетенных масс; показано, чем это христианство стало потом, когда от борьбы с Римом совершился переход к заключению союза церкви с государством. Положительная роль раннего христианства подчеркнута также в связи с указанием на то, что варвары, приняв христианство, приняли вместе с ним наследство античной культуры.

Распад империи, в связи с революцией рабов и вторжением варваров подводит учащихся к заключительному периоду истории рабовладельческих обществ.

Таким образом, в учебнике для школьников мы старались раскрыть на различном материале, (гражданской историй, социальной борьбы, татарин культуры и т. д.) историю стран древнего Востока и античных Греции и Рима от появления первых классовых рабовладельческих обществ и социальной борьбы внутри них до гибели античного мира.

Значение учебника выходит за рамки одной только школы. Еще до своего появления в свет он являлся отправным пунктом при составлении учебников для высшей школы.

Наконец, учебник должен оказать существенную помощь развитию самообразования, росту исторических знаний у самых широких слоев советской интеллигенции.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-СОЗДАВАЛСЯ-ПЕРВЫЙ-МАРКСИСТСКИЙ-УЧЕБНИК-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Julia GaponКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Gapon

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. МИШУЛИН, КАК СОЗДАВАЛСЯ ПЕРВЫЙ МАРКСИСТСКИЙ УЧЕБНИК ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КАК-СОЗДАВАЛСЯ-ПЕРВЫЙ-МАРКСИСТСКИЙ-УЧЕБНИК-ПО-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. МИШУЛИН:

А. МИШУЛИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Julia Gapon
Pskov, Россия
908 просмотров рейтинг
31.08.2015 (3132 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КАК СОЗДАВАЛСЯ ПЕРВЫЙ МАРКСИСТСКИЙ УЧЕБНИК ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android