Libmonster ID: RU-14373
Источник: Итоги, 07-01-97


ВРЕЗ 1

Открывая примерно раз в полгода огромную "концептуальную" выставку, Русский музей в Петербурге уже давно завоевал репутацию крупнейшего выставочного центра страны. Но нынешняя выставка, пожалуй, самая амбициозная. Не ограничиваясь, как прежде, хронологическими рамками, устроители решили обозреть все русское искусство - от икон до современной живописи. Отбирались картины исключительно по цветовому признаку: наличие красного пятна или хотя бы слова "красный" в названии (например, "Ударницы на фабрике "Красная заря") обеспечивало тому или иному произведению место в экспозиции. Выставку назвали незамысловато - "Красный цвет в русском искусстве". Параллельно выпущен каталог-альбом: три небольших заметки на трех с половиной страницах и репродукции, причем в основном картин, которых на выставке нет. И наоборот, большинство произведений, включенных в экспозицию, в альбоме отсутствует.

врез 2:

Из книги отзывов:

"Все очень клево! Но от красного цвета рябит в глазах" (врач-окулист).

"Мало красного".

"Красный бред".

"Прекрасная выставка. Напоминает детство".

"Лучше бы открыли Айвазовского, Куинджи".

"Господи, прости моего деда - члена партии с 1906 года, расстрелянного в Москве 28 ноября 1937 года. Не дай вернуться красному цвету".

Залы корпуса Бенуа, где проходит выставка, покрылись красными пятнами: красные мундиры и платья, шали и шарфы, косоворотки и кумачные сарафаны, красные флаги и депутатские мандаты, румяные щеки и алые губы на портретах, красные тарелки и стулья из красного дерева, картонные реконструкции Красной площади, красного угла в избе и "красного уголка управления Энской железной дороги", где на столе лежат красные томики собрания сочинений Ленина. Эмблемой выставки стал "Красный квадрат" Казимира Малевича, подвешенный, будто лампочка, к ампирной люстре (на столь смелое решение подвиг устроителей сам мэтр авангарда, когда-то подвесивший свой "Черный квадрат" к потолку). Красные номерки в гардеробе и красные пожарные краны тоже кажутся органичной частью экспозиции. И даже смотрительницы в залах надели красные юбки и блузки и вплели в волосы красные банты.

Замысел выставки основывается на том общеизвестном факте, что в русском языке, в отличие от всех других языков, слово "красный" имеет (или, по крайне мере, имело) два значения - собственно красный и красивый. Что зафиксировал еще Владимир Иванович Даль, в словаре которого можно найти огромный список красных предметов (красное крыльцо, красна девица, красное словцо, красное солнышко), а также пословиц, типа "Рад дурак красному" или "Тем и краше, что наше".

Убежденность, что русские смотрят на мир сквозь красные очки, дала устроителям выставки основание объявить красный национальным цветом русского искусства. По этой логике краснуху следовало бы назвать русской национальной болезнью, а фразеологизм "красный нос" считать комплиментом. Впрочем, дело, разумеется, не в игре слов.

История красного цвета в России не лишена парадоксов (известно, например, что Зимний дворец, когда его брали красные, сам был окрашен в красный цвет). Символика красного тоже постоянно менялась: красный цвет одежд Богоматери (кстати, независимо от конфессиональной принадлежности изображавшего ее художника), театральный красный - у Брюллова, праздничный - у Малявина и символистский - у Петрова-Водкина, красный цвет классовой борьбы ("Клином красным бей белых" - этот знаменитый плакат Эль Лисицкого свидетельствует, что классовая борьба была борьбой красок), ставший потом официальным цветом советской риторики - все это разные красные. Не говоря уже о том, что у красного есть различные оттенки - кроваво-красный, огненно-красный, клюквенно-красный и т. д. Устроители вроде бы не отрицают этих различий, но толком их и не фиксируют, упуская из виду то, что сегодня красный цвет по-прежнему вызывает совершенно определенные ассоциации. В результате выставка приобрела ностальгический, а для некоторых зрителей и политический характер, о чем, в частности, свидетельствуют очень эмоциональные "разноцветные" записи в книге отзывов.

Появление в русском искусстве красного цвета имеет и другое, художественное, объяснение: красный - один из цветов радуги, и обойтись без него как в природе, так и в живописи затруднительно. Следуя замыслу выставки, задаешься вопросом: как быть с иностранными художниками, которые тоже красный цвет любили? Матисс изображал "Красных рыб", Ван Гог - "Красные виноградники", а для Тициана красный был высшим цветом колористической живописи. А как быть с кабаре "Мулен руж" (то есть "Красная мельница") в Париже или со знаменитой улицей красных фонарей, или с "Мартини россо" (тем более что "россо" читается почти как "руссо")? Или уже с совсем далекими примерами - красной коровой в знаменитой пещере Ласко (эпохи палеолита, между прочим) и античными красно-фигурными расписными сосудами?

Собрав гигантскую выставку, заполнившую более двадцати залов музея, устроители скромно написали в каталоге, что "не претендовали на обобщения и полноту раскрытия темы". Имеется в виду отсутствие в экспозиции ключевых для данной темы картин из Третьяковской галереи - "Купания красного коня" Кузьмы Петрова-Водкина или "Красной мебели" Роберта Фалька.

Но дело вовсе не в том, что картин мало (в конце концов красного коня на выставке заменяет "Фантазия" того же Петрова-Водкина и "Красный бык" Александра Ситникова), а в том, что их слишком много. И большинство из них вряд ли выражает национальные вкусы русских.

Строго говоря, в истории русского искусства было только два периода, когда красный цвет действительно оказывался главным - древнерусская иконопись и советская живопись, а также творчество Петрова-Водкина, который мог писать красным все - и коня, и натюрморт с яблоками, и Богоматерь. В остальных случаях красный лишь маркировал на холсте детали костюма, предметы повседневности, красочные явления природы. Поэтому выставка красных пятен является не столько художественной концепцией, сколько пособием по цвету для начинающего художника (правда, не очень хорошим - на многих из представленных картин красный либо выцвел от времени, либо превратился в коричневый под слоем потемневшего лака).

Впрочем, у выставки есть и более заинтересованный зритель. Соединив вместе иконопись, фольклор, авангард и соцреализм, устроители действительно предложили новый взгляд на русское искусство. Только вот взгляд этот слишком уж напоминает классический набор русских сувениров во главе с "matrioshk'ой", которые продаются на столиках у Зимнего дворца или на Арбате. Русская душа - и без того загадочная, да еще окрашенная красной краской, - покажется иностранному туристу еще более привлекательной.

"Красный цвет", как и все предшествующие выставки Русского музея, в Москве показан, видимо, не будет. Хотя будто специально для него между двумя столицами регулярно курсирует "Красная стрела". (Кстати, согласно словарю Даля, "красный поезд" означает - свадебный.)

Санкт-Петербург - Москва


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КРАСНУХА-О-национальной-красности-великороссов

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

КРАСНУХА. О национальной красности великороссов // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 20.10.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КРАСНУХА-О-национальной-красности-великороссов (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
754 просмотров рейтинг
20.10.2017 (2352 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КРАСНУХА. О национальной красности великороссов
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android