Libmonster ID: RU-12223
Автор(ы) публикации: Н. А. ХАЛФИН

Развитие курдоведения в нашей стране, в частности изучение истерии курдского народа, можно (несколько условно) разделить на три этапа. Первый из них - дореволюционный. Он связан частично с деятельностью крупных ученых, являющихся гордостью отечественного востоковедения, - П. И. Лерха, Н. Я. Марра, И. А. Орбели, В. А. Гордлевского. Последние трое активно трудились и после 1917 года. Наряду с ними внимание к жизни курдов проявляли своего рода "практики", военно-политические и дипломатические деятели Российской империи - П. И. Аверьянов, А. М. Колюбакин, В. Ф. Минорский, В. П. Никитин, а также этнограф С. А. Егиазаров.

Такое переплетение "научного" и "практического" интересов объясняется, с одной стороны, особой самобытностью курдов, одного из древнейших народов Ближнего Востока, с другой - тем обстоятельством, что уже в первой половине XIX в. некоторая часть курдов вошла в состав России, а остальные оказались разделенными между соседними странами, шахским Ираном и Османской империей. Поэтому курдская проблема должна была оказывать (и оказывала) существенное воздействие на

стр. 154

отношения султанской и шахской властей с Петербургом. А поскольку в эти отношения, как известно, всячески старались вмешаться британские правящие круги, боровшиеся за господство на Востоке, роль курдских феодально- племенных вождей нельзя было недооценивать.

Все изложенное обусловило наличие двух направлений в дореволюционном курдоведении: научного, для которого был характерен комплексный подход к изучению курдов и Курдистана (филология, этнография, история), и чисто утилитарного. Подчас в отдельных трудах оба направления переплетались. К образцам первого могут быть отнесены: фундаментальная монография П. И. Лерха о быте, внутриплеменном строе, истории и языке курдов, работы Н. Я. Марра, В. В. Бартольда, многочисленные и разнообразные статьи и заметки И. А. Орбели и В. А. Гордлевского1 .

Наиболее типичными для второго направления являются работы П. И. Аверьянова и Бензенгра2 . Это в основном военно-политические, военно-статистические и географические материалы, с которыми перекликаются публикации, принадлежавшие перу сотрудников российского ведомства иностранных дел3 . Все эти издания насыщены богатым фактическим материалом, в значительной степени не потерявшим своего значения и поныне.

Достоинства указанных работ не могут, однако, заслонить и не менее явных недостатков русского дореволюционного курдоведения. Среди них на первый план выдвигается весьма слабое внимание авторов к проблемам экономического, особенно социально-экономического порядка, за счет чего основное место уделялось ими этнографическим, военным и политическим вопросам. Хотя по добросовестности подхода к теме, широте и полноте собранных сведений дореволюционное курдоведение в России опередило западноевропейскую курдологию, но и оно не могло похвастать наличием серьезных обобщающих трудов в этой области.

Кардинальный поворот в отечественном курдоведении произошел после того, как разработкой его проблем занялись советские специалисты, вооруженные марксистско-ленинской идеологией и методологией. Это было связано с общим подъемом уровня востоковедения в нашей стране, переосмыслением роли народных масс Востока в жизни человечества и усилением внимания к ключевым проблемам их развития. Начавшийся после Октябрьской революции период изучения истории и современного положения курдов может быть назван вторым этапом развития отечественной курдологии в нашей стране, однако принципиально новым. Впервые стал проявляться живой интерес к глубинным процессам в жизни многочисленных курдских племен; впервые проявилось стремление подвести существенную социально-экономическую базу под анализ экономических условий, военных и политических событий в Курдистане; впервые была предпринята попытка систематизировать накопившуюся обширную литературу о курдах4 . Все эти усилия строились теперь на марксистско-ленинской методологической основе, в корне менявшей подход к историческим явлениям. Появились ра-


1 П. И. Лерх. Исследования об иранских курдах и их предках, северных халдеях. Кн. 1 - 3. СПБ. 1856 - 1858; Н. Я. Марр. Еще о слове "челеби" (к вопросу о культурном значении курдской народности в истории Передней Азии). "Записки" Восточного отдела Российского археологического общества. Т. XX. 1912; Х. Абовян. Статьи о курдах. Газета "Кавказ" за 2-е полугодие 1848 г.; В. В. Бартольд. Историко-географический обзор Ирана. СПБ. 1903; В. А. Гордлевский. Силуэты Турции. Избранные сочинения. Т. III. М. 1962, и др.

2 П. И. Аверьянов. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. Современное политическое положение турецких, персидских и русских курдов. Исторический очерк. Тифлис. 1900; его же. Этнографический и военно-политический обзор азиатских владений Оттоманской империи. СПБ. 1912; Бензенгр. Записка о Курдистане. "Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии". Вып. 84. 1911.

3 В. Ф. Минорский. Курды. Заметки и впечатления. Птгр. 1915; "Турецко-персидская граница. Донесения российского императорского комиссара по турецко-персидскому разграничению надв. сов. В. Ф. Минорского в 1914 году". "Материалы по изучению Востока". Вып. II. Птгр. 1915; его же. Турецко-персидское разграничение. "Известия" Российского географического общества. Вып. V, т. 52. 1916; Р. И. Термен. Отчет о поездке в санджак Хеккиари Ванского вилайета в 1906 г. Тифлис. 1910, и др.

4 Ф. Б. Ростопчин. Библиография по курдской проблеме (систематический указатель литературы с предисловием К. Василевского). "Революционный Восток", 1933, NN 3 - 5.

стр. 155

боты, посвященные производительным силам и производственным отношениям в различных частях Курдистана5 , его истории, а также новейшим политическим событиям6 .

Сдвиги, происшедшие в курдоведении, соответствовали общему направлению развития советской исторической науки послереволюционных лет и отражали как ее сильные, так и некоторые слабые стороны. О сильных мы уже говорили. Несколько слов о слабых. Многим работам того времени был присущ чрезмерный социологический уклон. Освещение конкретных фактов и их анализ зачастую подменялись социологическими схемами, догматическими рассуждениями; отдельные специалисты грешили односторонностью, необъективностью при характеристике важных социальных, национальных и политических движений курдов. Как известно, молодая Турецкая республика в начале 20-х годов при поддержке Страны Советов отстаивала свою независимость в упорной борьбе против империалистов, которых возглавляла Англия. Советские историки, естественно, сочувствовавшие этой справедливой борьбе, с осуждением относились к любым антиправительственным движениям в Турции, в том числе и к выступлениям курдских племен, стремившихся добиться признания своих национальных прав. В связи с этим почти всем движениям курдов без должного анализа приписывались "зарубежные", агентурные корни. Не приводя подчас убедительных доказательств, отдельные авторы утверждали, что причиной курдских восстаний являются исключительно британские интриги и происки7 . Нет никаких оснований сомневаться в активной подрывной деятельности военно-политических кругов Англии на Ближнем и Среднем Востоке. Однако это не освобождает исследователей от необходимости серьезно анализировать предпосылки, объективные и субъективные цели и результаты тех или иных выступлений курдов. А именно отсутствием такого анализа страдали отдельные исследования В. Гурко- Кряжина и М. Погорелова, в которых реакционные выступления феодально- племенных вождей изображались как движения всего курдского народа, а происки империалистических агентов заслоняли справедливые тенденции освободительной борьбы патриотов-курдов.

Вторая половина 30-х и начало 40-х годов характеризуются некоторым спадом интереса и внимания к курдской проблематике. В 30-е годы это объяснялось, как нам кажется, определенной стабилизацией общей обстановки в Курдистане, а в последующее десятилетие - условиями Великой Отечественной войны, мобилизовавшей советских историков на решение других, более важных и первостепенных задач. К тому же ряд специалистов погиб (К. Василевский, а также другие), а замены им еще не было. Количество курдологических работ заметно сократилось, их тематика сузилась. В немалой степени этому способствовало и прекращение издания журналов по ориенталистике, "Нового Востока" и "Революционного Востока". Правда, публикацию материалов о курдах продолжил журнал "Советская этнография", поместивший в 30-е годы несколько интересных статей, которые касались не только этнографических сюжетов8 .


5 А. Скачко. Аграрный вопрос в Турции. "Жизнь национальностей", сентябрь- ноябрь 1920; О. Вильчевский. Материалы по истории общественных форм в Курдистане. "Советская этнография", 1932, N 5 - 6; Ф. Ростопчин. Заметки о курдах. "Бюллетень прессы Среднего Востока", 1932, N 13 - 14; А. Д. Новичев. К вопросу о феодализме в турецком Курдистане. "Библиография Востока". М. -Л. 1934; А. Ш. Шамилов. К вопросу о феодализме у курдов. "Проблемы истории докапиталистических обществ", 1934, N 9 - 10 (отдельное издание: Эривань. 1936); ряд статей К.. Василевского и др.

6 Лахути. Курдистан и курды. "Новый Восток", 1923, N 4; И. Бутаев. Проблемы Турции. Национальная революция на Востоке. Л. 1925; С. Эсадзе. Курдский вопрос во время империалистической войны 1914 - 1917 гг. на Кавказском фронте. "Архив Грузии". Кн. II. Тифлис. 1927; К. Вешад. Борьба за Мосул. "Мировое хозяйство и мировая политика", 1926, N 1; В. А. Гурко- Кряжин. История революции в Турции. М. 1923; его же. Национально- освободительное движение на Ближнем Востоке. Т. I. М. 1923; его же. Ближний Восток и державы. М. 1925; его же. Четыре конфликта. "Новый Восток", 1925, N 1 (7); Ирандуст. Борьба за Мосул. "Международная жизнь", 1924, N 4 - 5; М. Погорело в. Курдский вопрос. "Война и революция", 1925, кн. 3; А. Мельник. Турция. Ее историческое прошлое и настоящее. М. 1924; его же. Республика Турция. Изд. 2-е. М. -Л. 1929; К. Васильев. Причины и движущие силы курдских, восстаний. "Аграрные проблемы", 1931, кн. 9 - 10.

7 "Автономный Курдистан снова на сцене". Редакционная статья. "Бюллетень прессы Среднего Востока", 1929, N 2.

8 О. Л. Вильчевский. Экономика курдской кочевой сельскохозяйственной общины Закавказья и прилегающих районов во 2-й половине XIX в. "Советская этногра-

стр. 156

Третий этап развития отечественного курдоведения наступил после окончания второй мировой войны. Он был связан с общим подъемом советского востоковедения, стимулировавшимся особенно острым кризисом колониальной системы империализма, резким обострением освободительной борьбы народов Востока, в которой активно участвовали и курды. Такие события в Иране, как подъем демократического движения в Иранском Курдистане, упорное сопротивление курдских патриотов местной реакции, поддержанной английскими и американскими империалистами, привлекли внимание советской научной общественности. Появился ряд специальных книг и брошюр9 , а также кандидатских диссертаций10 . Наряду с публикациями и исследованиями, касающимися актуальных политических проблем курдоведения, были изданы работы историографического и этнографического плана11 .

Но в своего рода "загоне" снова оказалась социально-экономическая и в меньшей степени политическая история курдов, оттесненная на задний план острыми темами современности и этнографическими изысканиями. Так продолжалось примерно до 1958 года.

Народная революция 1958 г. в Ираке, свержение там реакционного монархического режима, тесно сотрудничавшего с империалистами, и провозглашение Иракской Республики арабов и курдов послужили толчком к дальнейшему развитию послевоенного курдоведения. По сути дела, впервые за рубежом древнему курдскому народу были обещаны права равноправных граждан. В Ирак направились многие патриотически настроенные курды, эмигрировавшие после разгрома Демократической республики Курдистана в Иране (1946 - 1947 гг.). Дружественные отношения, установившиеся между Советским Союзом и Иракской Республикой, способствовали обмену научной информацией и литературой, приезду в СССР для обучения в высших учебных заведениях большого количества граждан Ирака, в том числе курдов. Все это благоприятно отразилось на дальнейшей разработке различных проблем курдоведения, в которой приняли участие не только советские специалисты, включая ученых-курдов Закавказья, но и прибывшие из-за рубежа другие представители курдского народа. Взаимодействие этих научных сил позволило расширить фронт исследований в области курдологии, увеличить круг привлекающихся к изучению источников и литературы. Даже по неполным данным, за первую половину 60-х годов у нас было издано десять книг и появилось свыше ста научных статей по истории, этнографии, филологии и современному положению курдов, а также защищено более десяти докторских и кандидатских диссертаций по данной тематике. Вместо устаревшей библиографической публикации Ф. Б. Ростопчина вышла в свет "Библиография по курдоведению", состав-


фия", 1936, NN 4 - 5, и др. См. также А. Востров. Племена Ирана и племенная политика иранского правительства. "Материалы по национально-колониальным проблемам", 1936, N 34.

9 А. Башкиров. Рабочее и профсоюзное движение в Иране. М. 1948; М. Ибрагимов. О демократическом движении в Южном Азербайджане в 1945 - 1946 гг. Баку. 1948; Б. Данциг. Турция. М. 1948; П. Милов. Иран во время и после второй мировой войны. М. 1949; Н. Муратов. Турция в тисках внутренней и внешней реакции. М. 1949; А. Ф. Миллер. Очерки новейшей истории Турции. М. 1948; М. С. Иванов. Очерк истории Ирана. М. 1952: Л. Н. Котлов. Национально-освободительное восстание 1920 года в Ираке. М. 1958; А. Д. Новичев. Крестьянство Турции в новейшее время. М. 1959, и др.

10 А. А. Кузнецов. Ирак в период второй мировой войны. М. 1948; Г. Б. Акопов. К вопросу о национальной консолидации курдов в Иране. М. 1952; И. О. Фаризов. Место национально-освободительного движения курдов в борьбе народов Ближнего и Среднего Востока против империализма. М. 1953; его же. Национальное движение курдов в Иране (1941 - 1945 гг.). "Труды" Московского института востоковедения. Вып. 7. 1953; Р. Г. Гази. Курдистанская демократическая партия - организатор и руководитель национально- освободительного движения в Иранском Курдистане в 1945 - 1946 гг. М. 1954; М. А. Гасратян. Национальный вопрос в Турции. 1919 - 1939. М. 1956.

11 К. К. Курдоев. Фальсификация истории курдов в персидской буржуазной историографии. "Ученые записки" Ленинградского государственного университета. Серия востоковедческих наук. Вып. 4. 1954; его же. Хачатур Абовян как курдовед-этнограф. "Известия" АН АрмССР. Серия общественных наук. 1955, N 10; его же. Хачатур Абовян как курдовед- исследователь. "Очерки по истории русского востоковедения". Сборник 2. М. 1956; Т. Ф. Аристова. Курды Ирана. Историко-этнографический очерк. "Краткие сообщения" Института этнографии. 1954; "Народы Передней Азии". М. 1957.

стр. 157

ленная Ж. С. Мусаэлян, по состоянию на 1960 г. включительно; она была дополнена Издательством восточной литературы материалами, вышедшими в 1961 - 1963 гг., и в сорок раз превышает по объему статей справочник Ростопчина, оказывая большую помощь курдоведам. Кроме того, появился еще ряд ценных публикаций12 .

Серьезно пополнились почти все разделы истории курдов. Обобщил свои многолетние изыскания ленинградский историк и этнограф О. Л. Вильчевский. Его труд "Курды. Введение в этническую историю курдского народа" явился важным вкладом в изучение этногенеза, древней и средневековой истории курдов. Он содержит острую критику расистских теорий буржуазных авторов и доказывает большую древность курдского народа. Правда, некоторые положения О. Л. Вильчевского спорны, в частности вызывает возражение концепция о смешанном арабском, турецком и персидском происхождении курдов, их языка и культуры. Однако широкий охват автором разнообразных источников (восточных, русских, западноевропейских), привлекаемый им большой сравнительный материал, стремление осветить обширнейший исторический период от VI в. до н. э. по VI в. н. э. придают особую ценность труду, в котором едва ли не впервые в мировой исторической науке в таком объеме рассмотрена древняя история курдов. Аналогичным сюжетам посвятил большую статью Г. Б. Акопов13 .

В области новой истории выступил Джалиле Джалил (аспирант ЛОИНА и затем научный сотрудник АН АрмССР). Его работы14 рассказывают о важных событиях в жизни курдов Ирана и Турции 50 - 80-х годов XIX в., о движении под руководством шейха Обейдуллы, его причинах и результатах. Это движение впервые стало предметом специального исследования. О своих работах Джалиле Джалил привлек не только обширную архивную документацию и литературу на русском и западноевропейских языках, но и издания на курдском, армянском, турецком и арабском языках, что дало ему возможность остановиться на ряде проблем внутренней истории курдов середины XIX в., условиях их жизни в Османской империи и Иране тех лет. Особое внимание автор обоснованно уделил раскрытию причин и характерных особенностей антиправительственных выступлений курдского народа. Интересны его наблюдения по поводу формирования плана действий шейха Обейдуллы, его единомышленников и развития самого движения. Работы Джалила касаются не только внутренних вопросов истории иранского и турецкого Курдистана; в них отражен и внешнеполитический аспект событий, в частности отношение капиталистических держав (Англии и Российской империи) к освободительной борьбе курдов под руководствам Езданшира и шейха Обейдуллы.

Международный характер и значение курдской проблемы в новое время нашли отражение в монографиях старших научных сотрудников Института народов Азии АН СССР Н. А. Халфина и М. С. Лазарева15 . На основе архивных источников, документальных публикаций и соответствующей литературы авторы рассматривают внешнеполитический аспект "курдского вопроса", позиции правящих кругов Ирана и Османской империи, а также великих держав - Англии и России - в этом вопросе, борьбу курдского народа за свои права. М. С. Лазарев разоблачает характерное для буржуазной западноевропейской и шовинистической турецко-иранской историографии стремление изображать курдов как "разбойничий народ", что должно было "оправ-


12 "Библиография по курдоведению". Сост. Ж. С. Мусаэлян. М. 1963; М. Б. Руденко. Коллекция А. Д. Жаба (курдские рукописи). "Труды" Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Т. 2. Л. 1957; ее же. Описание курдских рукописей ленинградских собраний. М. 1961; М. М. Баязиди. Нравы и обычаи курдов. М. 1963 (перевод, предисловие и примечания М. Б. Руденко).

13 О. Л. Вильчевский. Курды. Введение в этническую историю курдского народа. М. -Л. 1961; Г. Б. Акопов. Некоторые аспекты проблемы происхождения курдов в свете данных древнеиранской мифологии. "Востоковедческий сборник". Ереван. 1964, N 2.

14 Д. Джалил. К вопросу о социально-экономическом положении курдов Турции во второй половине XIX в. "Историко-филологический журнал". Ереван. 1963, N 2; его же. Курды и русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. "Краткие сообщения" Института народов Азии. 1963, N 56; его же. Освободительное движение курдов под руководством шейха Обейдуллы против турецких и иранских поработителей. Там же, N 39; его же. Восстание курдов 1880 г. М. 1966.

15 Н. А. Халфин. Борьба за Курдистан. Курдский вопрос в международных отношениях XIX века. М. 1963; М. С. Лазарев. Курдистан и курдская проблема. 90-е годы XIX в. - 1917 г. М. 1964.

стр. 158

дать" агрессивную и грабительскую политику капиталистических держав и правящих кругов Ирана и Турции в Курдистане. Опираясь на многие неизвестные рагнее богатейшие материалы советских архивов, автор определяет время возникновения курдской проблемы как важного фактора международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке, политики царской России в особенности. Он приходит к выводу, что эта проблема возникла не в период первой мировой войны, как считалось до того, а еще в XIX веке. В его работе по-новому освещена история курдских движений XIX - начала XX в.: вместо однозначной характеристики сделана попытка вскрыть их сложный и противоречивый характер и раскрыть тенденции феодальных господствующих кругов Османской империи использовать курдские племена для укрепления своего положения в государстве, раздираемом социальными и национальными противоречиями. Весьма полно показана крайне слабо исследованная до этого активизация курдского освободительного движения в период "пробуждения Азии" и буржуазных революций в Турции (1908 - 1909 гг.), в Иране (1905 - 1911 гг.), накануне первой мировой войны, а также та роль, которую сыграла борьба курдов за свои права в крушении прогнивших режимов в Османской империи и шахском Иране. Убедительно выявлены замыслы "кровавого султана" Абдул Хамида и его преемников-младотурок замаскировать шовинистическую политику истребления нетурецких народов, прежде всего армян, "действиями курдов". М. С. Лазарев справедливо пишет, что попытки некоторых курдских феодалов идти на поводу у турецкой реакции тяжело сказались на положении низовых слоев курдов, стремившихся жить в мире и согласии с армянским и арабским народами.

Существенные сдвиги наметились в разработке новейшей истории курдского народа. Так, научный сотрудник Института народов Азии АН СССР М. А. Гасратян на основе изучения законодательных актов впервые достаточно подробно выявил шовинистическую, ассимиляторскую политику господствующих классов Турции в курдском вопросе. Он ставит под сомнение оценку курдских восстаний как полностью реакционных и проимпериалистических, дававшуюся в большинстве работ 20-х - начала 30-х годов (восстания курдов Турции в 1925, 1930, 1937 гг.). Автор раскрывает сущность административно-судебных репрессий, направленных против курдских руководителей на основе "закона 105", принятого турецким Комитетом национального единства в конце 1960 года16 . Аналогичные вопросы применительно к Ираку в период между двумя мировыми войнами привлекают внимание научного сотрудника АН ГрузССР А. М. Ментешашвили. В его работах17 , основанных на изучении восточных и английских источников, рассматривается справедливая борьба курдских патриотов против британских империалистов и их иракских прислужников. Эти работы дают более правильное освещение происходивших в Курдистане событий, чем издания на те же темы, вышедшие в нашей стране в 20-х - начале 30-х годов. По тематике с ними перекликаются интересные диссертационные исследования аспирантов ЛОИНА Кайкаус Н. Кафтана "Барзанские восстания 1900 - 1945 гг. - блестящая страница национально-освободительной борьбы курдского народа в Иракском Курдистане" (1963), Камаль Музхар Ахмада "Национально- освободительная борьба в Иракском Курдистане 1918 - 1932 гг." (1963) и аспиранта ИНА АН СССР Ахмед Османа Абу Бакера "Национально- освободительное движение курдского народа, 1905 - 1925" (1965). А. М. Ментешашвили, Кайкаус Н. Кафтан, Камаль Музхар Ахмад и Ахмед Осман Абу Бакер отошли от бытовавшего ранее взгляда на характер ряда народных выступлений как инспирированных империалистами в своих целях. Детально анализируя сущность и направленность многих выступлений курдов, влияние на них освободительных идей Великой Октябрьской социалистической революции, авторы убедительно доказали справедливый, прогрессивный характер этих движений. Первостепенный интерес вызывают при-


16 М. А. Гасратян. Политика турецких правящих кругов по отношению к курдскому населению в 1924 - 1936 гг. "Краткие сообщения" Института народов Азии. 1961, N 30; его же. О политике турецких правящих кругов в национальном вопросе. "Проблемы современной Турции". М. 1963.

17 А. М. Ментешашвили. Некоторые вопросы национально- освободительного движения курдов в Ираке. 1919 - 1925 (диссертация). 1963; его же. Курдское национально-освободительное движение в Ираке в 1930 - 1932 гг. "Вопросы истории Ближнего Востока". Тбилиси. 1963 (на груз, яз.); его же. Из истории курдского национально-освободительного движения в Ираке. 1919 - 1925. Тбилиси. 1965 (на груз. яз.).

стр. 159

водимые в их исследованиях факты о настойчивом стремлении некоторых курдских лидеров, в частности шейха Махмуда, установить непосредственный контакт с Советской Россией. Авторы подчеркивают, что восстания курдов Ирака сыграли большую роль в дальнейшем развитии национально- освободительной борьбы и в ослаблении позиций британских империалистов на Ближнем Востоке.

Кайкаус Н. Кафтан на примере событий в одном из районов Курдистана, Барзане, изучает объективные социально-экономические и политические факторы, толкавшие курдов этой местности на активные антиправительственные выступления. Он рассматривает движение, нашедшее крайне слабое отражение в исторической литературе: восстание под руководством шейха Абд ал-Салама Второго перед первой мировой войной, которое К. Н. Кафтан именует началом вооруженной национальной борьбы в Иракском Курдистане. Автору удалось выявить случаи совместных аграрных выступлений курдских, ассирийских и армянских крестьян. Кроме того, он показал и последующие восстания барзанцев против английских оккупантов и их иракских пособников (в 1931 - 1932, 1932 - 1936, 1943 и 1945 гг.). Следует выразить пожелание, чтобы названные выше диссертации быстрее были опубликованы, а изданные на грузинском языке работы А. М. Ментешашвили вышли в свет и на русском языке, став таким образом доступными более многочисленному кругу исследователей.

Более позднему историческому периоду посвятил свою кандидатскую диссертацию аспирант АИ АрмССР И. Х. Мгоян - "Курдское национально- освободительное движение в Ираке после второй мировой войны" (Ереван. 1963), а трагические события последних лет нашли отражение в брошюре П. Демченко "Иракский Курдистан в огне" (М. 1963). Автор последней работы, будучи корреспондентом газеты "Правда" на Арабском Востоке, посещал районы, в которых курды Ирака вели упорную борьбу за свои права, и был очевидцем описываемых событий. Его живой рассказ представляет несомненную ценность как по содержащимся в нем деталям, так и по общему анализу "курдской проблемы" в настоящее время, возникшей в Ираке после того, как местные правящие круги нарушили свое торжественное обещание предоставить курдам равноправие в рамках республики. Вывод П. Демченко, что трагедия курдов - это трагедия всего иракского народа, бесспорен.

В 1959 г. в Ереване появилась первая книга обобщающего характера - "Курдский народ". Ее автор, Надое Хдо Махмудов, излагает историю курдов с III тысячелетия до н. э. вплоть до наших дней. В последние годы отдельные аспекты исторического развития курдского народа затрагивались в этнографических изысканиях Т. Ф. Аристовой18 . В литературоведческом исследовании Маруфа Хазнадара "К истории курдской литературы. Конец XIX - первая половина XX в." (кандидатская диссертация. Л. 1964) много внимания уделено отражению в литературных источниках длительной и упорной национально-освободительной борьбы курдского народа.

Подводя итоги краткому обзору развития историографии курдов в нашей стране (в котором, естественно, трудно было перечислить все имеющиеся тематические публикации), можно констатировать наличие определенных успехов в данной отрасли востоковедения. С той или иной степенью активности ведется разработка различных периодов истории курдского народа, публикуются источники и этнографические исследования. Если к этому добавить достижения в области курдской лингвистики и литературоведения, связанные с изысканиями К. К. Курдоева, И. И. Цукермана, А. Джинди, Д. Джалила, А. Авдала, Ю. Ю. Авалиани, Ч. Х. Бакаева, О. Дж. Джалилова и других, то, казалось бы, нет оснований для беспокойства, по поводу состояния курдологии, в частности - изучения истории курдского народа.

Между тем это не так. Разработка историографии курдов нуждается в серьезных коррективах. В настоящее время имеются Кабинет курдоведения в Ленинградском отделении Института народов Азии АН СССР, Сектор курдоведения в Институте востоковедения АН Азербайджанской ССР, Группа по изучению курдов при секторе востоковедения АН Армянской ССР. Над историей курдов работают сотрудники отделов Ближнего и Среднего Востока и Международных вопросов Института народов Азии


18 См. "Народы Кавказа". Т. II. М. 1962; "Народы Средней Азии и Казахстана". Т. II. М. 1963; Т. Ф. Аристова. Курды Закавказья. Историко- этнографический очерк. М. 1966; ее же. Материалы по этнографии курдов Армении. "Известия" АН АрмССР. Серия общественных наук. 1961, N 1.

стр. 160

АН СССР, институтов востоковедения АН Грузинской ССР и АН Узбекской ССР, Института, истории и археологии АН Туркменской ССР и т. д. Ничего плохого в этом нет, но беда в том, что эта деятельность ведется разобщенно, без должной координации. В результате обнаруживается распыление сил, несогласованность в определении тематики работ, в том числе кандидатских диссертаций. Отдельные проблемы и периоды курдской истории привлекают внимание сразу нескольких исследователей (например, события 20-х годов XX в.), тогда как ряд других, особенно социально-экономическая и, политическая история средних веков и нового времени, совершенно не изучается либо изучается недостаточно.

В отличие от первых послеоктябрьских лет, когда внутренней, социально- экономической историей курдов в новое и новейшее время занимались сравнительно интенсивно, ныне эта проблематика "не в почете". Вместе с тем здесь налицо обширное поле деятельности для ученого. Экономическое развитие курдских племен, классовое расслоение среди них, политика иранских, турецких, иракских правящих кругов, социальные и национальные движения и другие вопросы еще ждут своих исследователей. Крайне слабо освещена новейшая история курдов Ирана и Турции, несмотря на то, что именно там живет подавляющее большинство, этого народа, а также положение курдских племен в Сирии.

Неразработанность социально-экономических и внутриполитических сюжетов отражается, само собой разумеется, и на трудах, трактующих международные аспекты истории курдского народа, серьезно обедняя их. Все это препятствует появлению сводных, обобщающих изданий. Первый опыт; книга Н. Х. Махмудова, о которой мы говорили выше, к сожалению, совершенно лишена научного аппарата и недоступна многим специалистам: она написана на армянском языке и не имеет русского резюме. Быть может, ее следует переиздать (после соответствующей доработки) на русском языке. Однако пока, что. задача обобщения накопленного исторического, материала остается животрепещущей. Решение ее осложняется наличием различных, подчас диаметрально противоположных точек зрения на некоторые события, особенно касающиеся курдских движений XIX - XX вв. (прогрессивность либо реакционность отдельных выступлений, их движущие силы, роль феодального руководства, позиции капиталистических держав). Понятно, что наш обзор не претендует на полноту. Но вопрос заключается в том, что ныне необходим ряд организационных мероприятий в области отечественного курдоведения. Их осуществление особенно необходимо как в связи с резко возросшим научным и политическим: значением курдской проблемы, так и ввиду особого внимания, "уделяемого ей западноевропейской буржуазной историографией и шовинистическими кругами некоторых стран Востока, искажающими многие важные социально-экономические, внутриполитические и международные аспекты истории курдов и политику-СССР в курдском вопросе.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КУРДСКАЯ-ИСТОРИОГРАФИЯ-В-СССР-И-НЕКОТОРЫЕ-ЕЕ-ПРОБЛЕМЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. А. ХАЛФИН, КУРДСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В СССР И НЕКОТОРЫЕ ЕЕ ПРОБЛЕМЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.09.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КУРДСКАЯ-ИСТОРИОГРАФИЯ-В-СССР-И-НЕКОТОРЫЕ-ЕЕ-ПРОБЛЕМЫ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. А. ХАЛФИН:

Н. А. ХАЛФИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
2469 просмотров рейтинг
18.09.2016 (2749 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КУРДСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В СССР И НЕКОТОРЫЕ ЕЕ ПРОБЛЕМЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android