Libmonster ID: RU-13467
Автор(ы) публикации: Вадим Слуцкий

Есть способ, чтобы ученики не подсказывали и не списывали

Вадим Слуцкий, учитель, г. Петрозаводск, Карелия

Все ученики В. Слуцкого периодически бывают консультантами. Консультант - это человек, знающий или умеющий что-то делать очень хорошо, лучше других. Консультант помогает другим (не понявшим материал, болевшим), иногда спрашивает и ставит оценки.

Дети обожают быть консультантами. Хоть эта должность не связана ни с какими привилегиями, а нередко даже мешает собственной учебной работе. Тем не менее вернейший способ обидеть любого из моих - это лишить его роли консультанта. Роль эта поднимает ребёнка в собственных глазах, внушает уважение к себе: я не только учусь, я и сам учу других!

Все мои ученики ведут "листы учёта знаний", где записаны все изучаемые темы и результаты по каждой из них: не только оценки, но и качественная характеристика каждой работы, каждого учебного достижения или неудачи.

По нашим правилам, никакая учебная неудача не фатальна. Любую работу можно переделывать до трёх раз. Отметки, не устраивающие самого ребёнка, это не окончательные отметки: они не ставятся ни в дневник, ни в журнал.

И у них возникает азарт: смогу ли, сумею ли? Перед глазами у каждого реальная картина своих успехов и неудач. И каждый старается перещеголять себя, а не другого. И уже не нужно списывать, не нужны подсказки. Потому что оценка перестаёт быть идолом ученика: идёт повседневная работа над собой, в которой предусмотрены ошибки, огрехи, пробелы - как во всякой работе. Ну, ошибся: попроси помощи консультанта, поработай сам или с другом - и получишь то, что хочешь. Опять неудача? Разберись, в чём дело, есть ещё одна попытка.

стр. 20

Радость победы над собой

Никогда не забуду, как Лиза однажды писала самостоятельную работу. Она не слишком-то верит в себя и обычно рада, если получает четвёрку. Но я безапелляционно заявил, что уверен: она обязательно напишет на пятёрку. И она написала!

На следующий день она первая вбежала в класс, схватила свой листок и даже подпрыгнула от радости. Кончится четверть, Лиза выбросит этот листок, забудет содержание этой работы, а, может, и сам учебный материал, по которому она написана. Но радость победы над собой, счастье ощутить себя сильной, умелой не забудется и не пройдёт даром.

И такая радость не сравнима с удовольствием от обманом полученной оценки. Тот, кто постоянно испытывает эту высокую человеческую радость, никогда не променяет её на удовольствие низшего порядка, как не променяем мы драгоценный камень на простой булыжник.

Коллективный анализ

Кто же делает для детей качественный анализ их работ? Они сами.

Понятно, обычный ученик обычной российской школы на это не способен. Наши школяры имеют такое же представление о том, за что им выставлена та или иная отметка, как о природе Тунгусского метеорита: и то и другое с неба свалилось, а почему именно это и именно им на головы, - неизвестно.

А мы оцениваем и устные ответы, и письменные работы вместе. Поначалу это занимает много времени: они ведь еще только учатся. Ответит кто-то, я прошу класс: "Пожалуйста, оцените ответ". По схеме: достоинства, недостатки. То, что говорится, - пока не оценка, а качественная характеристика ответа. Высказывается каждый, кому есть что сказать. Кое-что добавляю и я.

И так постоянно, изо дня в день, из месяца в месяц. Письменные творческие работы читаются в классе (если автор не возражает) и анализируются таким же образом. Конечно, все работы прочесть невозможно: я выбираю или очень хорошие, или с характерными недочётами.

К концу второй четверти они так набили руку, что мне почти нечего было прибавить к их характеристикам. После коллективного анализа мы ставили отметки - тоже вместе. И в конце концов, каждый из них научился сам анализировать свои работы и сам себя - вполне объективно - оценивать.

Балл за прогресс

Кстати, есть один нюанс. Мы ставим плюс один балл "за прогресс". Что это значит?

Скажем, Жора раньше жил на Украине и учился на "украин-

стр. 21

ской мове", а у Тамары родной язык армянский. И тот, и другая лепили ошибку на ошибке. И что же - заваливать их двойками? По "Нормам оценок" получается так: шесть ошибок - двойка. Но если обычно у ребёнка на странице самостоятельно созданного им текста бывает 10 - 12 ошибок, а сегодня только 8, то он получает плюс один балл за прогресс.

Но в голове он держит: это оценка за прогресс. Есть еще оценка абсолютная. Но если отметки по относительной и абсолютной шкалам разные, ставится - по правилу! - та, которая выше.

Не для себя

Приступая к изучению новой темы, мы вместе решаем, что именно, когда и как будем делать. Сначала я характеризую тему, обязательно объясняю, зачем её нужно изучать, каким должен быть результат: чему они должны научиться в итоге. По нашим правилам, если я не могу убедить детей, что это им действительно нужно, они могут отклонить ту или иную учебную работу и даже целую тему, и я не имею права их заставлять. Могу только попытаться убедить ещё раз. Были случаи - действительно отклоняли.

Обычно дети в школе всё делают только для себя. Мои же многое делают для других, а это требует и труда, и времени. Например, на уроках развития речи мы часто работаем по комиксам, а их до урока нужно нарисовать на доске. Это делают художники во главе с Асей. Прибегают они в класс раньше всех, недоевши, недобегавши, недоигравши, трудятся в поте лица - не для себя, для всех. Плохо нарисуешь - ответы будут хуже. И они стараются, беспокоятся, переживают за отвечающих, как за самих себя. Ведь в подготовке урока есть и их труд, и им так хочется, чтобы всё хорошо получилось!


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Как-перещеголять-самого-себя

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Вадим Слуцкий, Как перещеголять... самого себя! // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Как-перещеголять-самого-себя (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Вадим Слуцкий:

Вадим Слуцкий → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
475 просмотров рейтинг
19.02.2017 (2617 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Как перещеголять... самого себя!
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android