В шхерах Финского залива, в 25 километрах от побережья, в районе города Турку, найдена настоящая подводная сокровищница.
Команда финских ныряльщиков обнаружила еще в прошлом году на глубине 41 метра голландский двухмачтовый парусник Vrouw Maria, затонувший во время шторма в октябре 1771 года с бесценным грузом предметов искусств, купленных императрицей Екатериной Второй в Амстердаме для недавно выстроенного Зимнего дворца. На борту находились картины голландских художников XVII века, коллекции фарфора, золотые и серебряные украшения.
Тогда до наступления периода осенних штормов локализовать парусник не удалось, но 90 процентов предполагаемого района гибели судна было исследовано. Так что на этот раз у искателей сокровищ не оставалось сомнений, что коллекция Екатерины будет найдена. Подводные видеосъемки и первые погружения аквалангистов показали, что корпус парусника размером 3 на 20 метров хорошо сохранился, лишь мачты, рухнувшие во время шторма, лежат рядом. На палубе найдены разбитые сосуды, отлично сохранилась резная обшивка капитанской каюты. В трюм ныряльщики пока не заглядывали, но эксперты из музея морской истории в Хельсинки, участвующие в работах, уверены, что не только изделия из золота и серебра, но и коллекционный фарфор находятся в хорошем состоянии. Слабосоленая Балтика прекрасно консервирует ушедшие в ее глубины суда и их грузы. Оптимисты надеются, что можно будет восстановить даже часть картин: их перевозили в запаянных свинцовых тубах, чтобы предохранить от возможного попадания морской воды и влаги. Разгерметизация могла наступить лишь если контейнеры не выдержали давления на дне моря. Предполагаемая стоимость сокровищ достигает нескольких сотен миллионов долларов, не говоря уже об их бесценном культурном значении, и страсти вокруг "Девы Марии" уже накалились до предела. Финские власти боятся грабителей - судно лежит на слишком доступной для ныряльщиков глубине, поэтому место находки круглосуточно охраняется кораблями финской береговой охраны. Даже сигнальный буй, на который ориентируются ныряльщики, выставлен в стороне от затонувшего парусника, чтобы запутать возможных похитителей. Еще больше, чем грабителей, финны опасаются российских претензий на сокровища. Согласно финскому законодательству, все суда и их груз, затонувшие в территориальных водах страны более 100 лет назад, принадлежат Финляндии, но с таким же успехом на "филиал Эрмитажа" может претендовать и Россия. Сокровища были оплачены русской императрицей, поэтому Хельсинки уже сейчас готовятся к возможным претензиям Москвы. О том, что Россия имеет полные основания претендовать на груз парусника, уже заявил морской археолог и юрист Кристиан Альстранд, занимавшийся делом о другом "русском наследии". В прошлом году у побережья Финляндии был найден шведский галеас "Йончопинг", затонувший в годы первой мировой войны с грузом коньяка, шампанского и вин, предназначенных для двора российского императора. В спор между шведами, нашедшими галеас, и финским наследником купца, владевшего частью груза, вмешались МИД двух стран и финская береговая охрана. Чем юридически закончилась разгоревшаяся на суше и на море схватка за "винный погреб" Николая Второго, аукционная стоимость которого оценивалась в 200 миллионов долларов, неизвестно. Однако впоследствии выяснилось, что в распоряжении неожиданного выплывшего финского "наследника" оказалось несколько сотен бутылок шампанского стоимостью по 10 тысяч долларов штука. Вероятнее всего, стороны решили договориться.
На следующей неделе в Финляндию из Австралии вылетают три ведущих мировых эксперта по морской археологии, подъем всего груза намечено осуществить лишь в следующем году. Одна из причин, по словам министра культуры Финляндии Суви Линден, заключается в том, что в бюджете этого года уже нет средств. Подъем обойдется в несколько миллионов долларов. Однако, как говорит министр, если эксперты подтвердят высокую ценность груза, деньги для уникальной операции будут выделены из госбюджета уже сейчас.
История гибели парусника хорошо известна. В шторм ночью 3 октября 1771 года "Дева Мария" налетела на скалы и дала течь. Голландский экипаж пытался помпами откачать воду, но, убедившись в тщетности своих усилий, на рассвете погрузился в шлюпки с провиантом и теплой одеждой и высадился на одной из торчащих из воды скал. Покинутый парусник был поставлен на якоря. К вечеру того же дня потерпевших кораблекрушение заметили с проходившего мимо судна, капитан которого обещал вернуться с помощью. Ветер немного утих, и команда вновь перебралась на "Деву Марию", сумев спасти небольшую часть груза. На следующий день прибыла обещанная помощь, и экипаж с подкреплением еще раз вернулся на парусник, пытаясь его спасти. Несколько дней 54 человека откачивали воду, но 9 октября, через шесть дней после аварии, парусник сорвало с якорей, и вскоре он затонул. Весь экипаж спасся, было составлено точное описание развития событий и указан квадрат, где могло затонуть судно.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |