В двух новых выпусках серии "Книга света" помещены работы классика христианской мысли Альберта Швейцера и наших современников - канадского христиановеда Э. П. Сандерса и греческого богослова Христоса Яннараса.
У последнего зачастую в основном тексте присутствуют Хайдеггер, Сартр и Гуссерль, а греческие Отцы - в примечаниях. Творчество Яннараса представлено краткими эссе "Вариации на Песнь Песней", "Хайдеггер и Ареопа- гит, или Об отсутствии и непознаваемости Бога" и обширным сочинением "Личность и Эрос", написанным, дабы показать, как греческая философская мысль ранне- и средневизантийской эпохи отвечает на вопрошание онтологии. Эрос греческого философа - категория исихазмическая, не имеющая никакого отношения к Фрейду или Вейнингеру (кроме связи, быть может, не осознанной автором). Прежде всего, познание Бога есть не научение, но переживание, страсть, любовь, даже эрос - вожделение слияния. Здесь Яннарас продолжает опыт византийского монашества, науку исихазма - блаженного преображения. Над работами Яннараса естественно ломать голову и спорить, но в итоге перед нами человек, остро чувствующий, что мёртвые миры галактик не знают смерти, и только на нашей крошечной планете, где бурлит жизнь, смертью насыщена каждая горсть земли, и его единственная надежде? - мольба к Восставляющему мертвых.
Э. П. Сандерс- въедливый паулинист, исследователь творчества апостола Павла, если возможно творчеством назвать проповедь, проложившую границу между теми, кто продолжает ждать, и теми, кто уже дождался главного в бытии человечества. Труд Сандерса "Павел, Закон и еврейский народ" будет интересен всем, кто желает увидеть, как алгеброй поверяют гармонию.
Альберт Швейцер (1875 - 1965) -энциклопедист, музыкант, миссионер, лауреат Нобелевской премии мира - не только самый заслуженный, но, пожалуй, самый актуальный из упомянутых авторов. Поначалу этого священнослужителя можно, обознавшись, принять за скептика, даже за ехидного расстригу вроде Лео Таксиля - "сомнительно" само название"Мистика апостола Павла" и уж больно тщательно Швейцер следит за апостольскими идеями во всех противоречиях и нечёткостях. Но повествует он о живых людях, делавших выводы из труднопостижимого жизненного опыта, и органически его привлекает фигура бывшего раввина Савла, для которого опыт был мгновенной искрой, а выводы - делом всей жизни. Подводя итоги, Швейцер напутствует читателя: Христианство может стать живой истиной для сменяющих друг друга поколений лишь в том случае, если среди них будут постоянно появляться мыслители, которые, оставаясь в Духе Иисуса, сумеют выразить веру в Него в категориях мировоззрения своей эпохи... Когда прекращается полемика между традицией и мышлением, страдают христианская истина и христианская правдивость... Павел - святой заступник мышления в христианстве... Все попытки лишить христианство мистики единения с Христом есть не что иное, как бессильное сопротивление тому духу знания и истины, который нашёл своё выражение в учении первого и величайшего из христианских мыслителей.
Д. Завольский
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |