Libmonster ID: RU-7920

Отвечаем на вопрос, заданный группой учителей средних школ Ярославля.

Под этим названием в истории партии известен документ, в котором в 1899 году группа "экономистов" (Кускова, Прокопович и другие, ставшие потом кадетами) изложила свои оппортунистические взгляды на задачи рабочего движения в России и на который последовала резкая отповедь Ленина - "Протест российских социал-демократов"1 .

"Credo" начиналось с ложного утверждения о том, что в предшествовавших на Западе революциях и революционных движениях в качестве активной революционной силы выступала якобы только буржуазия, а рабочий класс в революциях не участвовал и не вел борьбу за политические свободы. "Почти повсюду на Западе рабочий класс, как класс, не завоевал демократических учреждений - он ими пользовался", - так писали авторы "Credo". С другой стороны, рабочий класс на Западе, по их мнению, еще с средних веков "привык участвовать в организациях, в кассах взаимопомощи, религиозных обществах и проч.". Поэтому, писали они, на Западе "получилась следующая картина: сравнительная легкость и полная возможность политической борьбы, с одной стороны, с другой - возможность планомерной организации этой борьбы".

И так как авторы "Credo" клеветнически утверждали, что "основной закон, который можно вывести при изучении рабочего движения, - линия наименьшего сопротивления", то они и делали вывод, что на Западе установилась практика, выражавшаяся в преобладании политической борьбы над экономической, и что марксизм явился теоретическим, выражением этой практики.

Отсюда они, делали оппортунистические выводы о революционном движении в России, сводившиеся к тому, что в России-де силы рабочего класса слабы. Поэтому они считали, что либеральная буржуазия должна расчистить путь для дальнейшего движения рабочих, и утверждали, что "разговоры о самостоятельной рабочей политической партии суть не что иное, как продукт переноса чужих задач, чужих результатов на вашу почву". Для русского марксиста, согласно их взглядам, задача одна: "Участие, т. е. помощь экономической борьбе пролетариата, и участие в либерально-оппозиционной деятельности".

Взгляды "Credo" разделялись и другими "экономистами" в России, в том числе и "Рабочей мыслью". Эту систему оппортунистических взглядов "экономисты" противопоставляли взглядам революционных марксистов в России. "Экономисты", авторы "Credo", требовали отказа от создания самостоятельной политической партии пролетариата, отказа от самостоятельных политических требований рабочего класса. "Экономисты" считали, что политическая борьба - дело либеральной буржуазии, что касается рабочих, то с них достаточно и экономической борьбы с хозяевами"2 .

Выступление "экономистов" со своим "Credo" происходило в таких условиях, когда российское рабочее движение, преодолевая гнет и репрессии царизма, усиливалось и рабочий класс превращался в серьезную политическую силу в страж, начиная играть передовую роль в революционном движении против самодержавия. В это время революционный марксизм, ко-


Латинское слово, означающее "исповедание веры"; в данном случае - изложение политических взглядов.

1 В. И. Ленин. Соч. Т. II, стр. 477 - 486.

2 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 24.

стр. 115

торый считал рабочий класс самым революционным и передовым классом общества, быстро распространялся в России.

Революционный центр из Германии начал перемещаться в Россию. Ленин, используя опыт западноевропейского и российского рабочего движения, подготовляя создание марксистской рабочей партии в России, которая должна была явиться передовым отрядом рабочего класса и опиралась бы на него. Зародышем такой организации был созданный Левиным "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Этот "Союз" впервые в России под руководством Ленина "стал осуществлять соединение социализма с рабочим движением"1 и в своей работе правильно сочетал повседневную борьбу рабочего класса с конечными его задачами - борьбой за диктатуру рабочего класса и социализм.

Прокопович и Кускова, принимая участие в заграничном "Союзе русских социал-демократов", сознательна извращали как историю рабочего движения на Западе, так и картину положения дел в российском рабочем движении.

В своем изложении они исходами из антимарксистского положения о том, что рабочее движение-де стихийно приходит к социализму, о том, что не нужно вносить в него извне пролетарскую идеологию, т. е. научный социализм, и этим обрекали пролетариат на подчинение буржуазной идеологии.

Особые надежды они возлагали на "обученных рабочих", т. е. на рабочую аристократию, они надеялись свернуть рабочее движение на путь "экономизма" и подчинить его либеральной буржуазии. "Экономизм" являлся агентурой буржуазии в рабочем классе. Он представлял собой разновидность бернштейнианства на русской почве. Как в "Credo", так и в других своих работах Прокопович и Кускова восхваляли бернштейнианство, и Бернштейн считал их своими последователями. Прокопович и Кускова перешли впоследствии в кадетскую партию, а после Октябрьской революции как от'явленные враги боролись против советской власти вместе с белогвардейщиной.

Ленин, находившийся в этот период в ссылке в селе Шушенском, Минусинского уезда, Енисейской губ., получил "Credo", пересланное ему его сестрой Анной Ильиничной Елизаровой.

"Ознакомившись с этим оппортунистическим документом, - Ленин созвал совещание находившихся поблизости политических ссыльных - марксистов, и 17 товарищей во главе с Лениным вынесли резкий обличительный протест против взглядов "экономистов".

Этот протест, написанный Лениным, был распространен в марксистских организациях по всей России и имел громадное значение в деле развития марксистской мысли и марксистской партии в России"2 .

В начале "Протеста российских социал-демократов" Левин полностью привел само "Credo", затем опроверг и разгромил до основания всю его схему и ложные утверждения о рабочем движении па Западе и в России. Он идеал: "Неверно, что рабочий класс на Западе не участвовал в борьбе за политическую свободу и в политических революциях. История чартизма, революция 48 г. во Франции, Германии, Австрии доказывают обратное"3 .

В самом деле, рабочий класс указанных стран уже дал к этому времени яркие образцы революционной борьбы за политические свободы, за избирательное право и власть. Чартистское движение 1837 - 1848 годов было массовым политическим революционным движением рабочего класса Англии, охватившим миллионы рабочих, боровшихся за хартию, за избирательное право рабочих. По существу, это движение, как указывал Маркс, было направлено против существующего стрел, на то, чтобы "смести с лица земли английскую конституцию вместе с королевой и Верхней палатой"4 . "Экономисты" замалчивали этот чрезвычайно важный факт в политической борьбе английского рабочего класса против буржуазии. Они замалчивали и то, что до 1832 года английская буржуазия вместе с рабочим классом выступала за всеобщее избирательное право, но, получив его в 1832 году, она пошла на соглашение с лендлордами против рабочего класса.

В своем июньском восстании 1848 года рабочий класс Франции повел борьбу за установление нового общества. Маркс писал по этому поводу: "Это была первая великая битва между обоими классами, на которые распадается современное общество. Это была борьба за сохранение или уничтожение буржуазного строя"5 . Как раз в этой революции буржуазия выступала на стороне контрреволюции, опираясь на мелкую буржуазию, которую она в союзе с реакцией и военщиной после подавления июньского восстания рабочих в свою очередь разгромила через год, в июне 1849 года.

Революция 1848 года в Германии и Ав-


1 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 18.

2 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 24.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. II. стр. 480.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. III. стр. 510.

5 К. Маркс. Избранные произведения Т. II. стр. 161.

стр. 116

стрии показала трусость и неспособность немецкой буржуазии революционным путем разрешить задачи, стоящие перед, буржуазной революцией в Германии, - об'единение Германии снизу и очищение ее от феодальных пут. Единственным классом, как отметил Маркс в "Обращении ЦК к Союзу коммунистов" в 1850 г., способным повести революцию дальше, сплотив вокруг себя мелкобуржуазные классы, был германский рабочий класс.

Все эти исторические факты извращались "экономистами". Ленин разоблачил также и другое утверждение "экономистов", будто марксизм появился тогда, когда уже были завоеваны политические свободы, и что он "явился теоретическим выражением господствующей практики: политической борьбы, превалирующей над экономической". Марксизм с самого своего зарождения, указывал Ленин, пошл борьбу с враждебными ему течениями, существовавшими в то время в рабочем классе, как с утопическим социализмом, который был не политическим социализмом, так и с тредюнионизмом и прудонизмом. "Марксизм связал в одно неразрывное целое экономическую и политическую борьбу рабочего класса, и стремление авторов "Credo" отделить эти формы борьбы принадлежит к, самым неудачным и печальным отступлениям их от марксизма"1 .

Защищая марксистские положения от извращений, ревизии и ложных утверждений "экономистов" о начавшемся якобы "кризисе марксизма", Ленин подчеркнул следующие задачи рабочего движения: "Пролетариат должен стремиться к основанию самостоятельных политических рабочих партий, главной целью которых должен быть захват политической власти пролетариатом для организации социалистического общества"2 . В то же время он подчеркивает роль пролетариата как гегемона, отвергая точку зрения, принятую " Готской программе германской социал-демократии в 1875 году, в которой говорилось о том, что рабочий класс должен рассматривать остальные классы как "одну реакционную массу". Эту точку зрения Маркс подверг резкой критике в своем произведении "Критика Готской программы". "Credo" возрождало эту антимарксистскую позицию, пытаясь изолировать российский рабочий класс от его союзников в борьбе с самодержавием.

Ленин на деятельности "Северорусского рабочего союза" (1878), "Южнороссийского союза рабочих" (1875), "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" (1895) опроверг утверждение "экономистов" о том, что российский рабочий класс "еще не выдвинул политических задач". Ленин считал, что российский рабочий класс должен вести политическую борьбу, увязывая ее с экономической. Революционные марксисты не должны сходить с пути создания рабочей партии, которая поведет рабочий класс на борьбу за политические права, за свержение самодержавия и капитализма, за установление диктатуры рабочего класса.

"Протест российских социал-демократов" широко распространялся среди марксистских организаций в России, имел "громадное значение в деле развития марксистской мысли и марксистской падении в России"3 . Вокруг него шла большая борьба, в которой "экономисты", не ожидавшие такого сильного удара, терпели широкое поражение. По существу, это был удар не только по российским "экономистам", но и по международным оппортунистам - бернштейнианцам, противникам марксизма в заграничных социал-демократических партиях.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. II. стр. 480 - 481.

2 Там же, стр. 482

3 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 24.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Консультация-CREDO-КРЕДО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Консультация. "CREDO" ("КРЕДО") // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Консультация-CREDO-КРЕДО (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1357 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3158 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Консультация. "CREDO" ("КРЕДО")
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android