Libmonster ID: RU-7170
Автор(ы) публикации: А. УДАЛЬЦОВ

(Архив Маркса и Энгельса. Т. V. 1938. 424 стр.)

Опубликование первой тетради "Хронологических выписок" Маркса является значительнейшим событием в нашей советской исторической науке, В этой работе, повидимому, одной из самых последних работ Маркса, великий вождь мирового пролетариата стремится охватить в сжатой форме основные события мировой истории в их хронологической последовательности, представить себе мировую историю в ее конкретном единстве. В качестве основной литературы для своих "Выписок" (первая тетрадь) он выбирает произведения наиболее демократических буржуазных авторов своего времени: Карло Ботта "История народов Италии" (вышедшая на французском языке в 1825 г.), Шлоссера "Всемирная история" (в 18 томах) и отчасти Макиавелли. Для своих выписок по истории России Маркс пользовался Келли и Карамзиным. Оба основных автора - Ботта и Шлоссер - принадлежат к числу лучших представителей той эпохи, когда буржуазия была прогрессивна и еще вела борьбу против остатков феодализма, против абсолютистского дворянско-бюрократического государства; оба автора - талантливые рассказчики, живо изображающие исторические события.

Знакомясь с вновь публикуемой работой Маркса, мы еще раз убеждаемся, с какой тщательностью работал Маркс до самого конца своих дней. "Гениальный творец нового мировоззрения, великий вождь пролетариата, величайший ученый, в ряде научных областей сумевший сказать свое слово, создавший новое, - самым тщательным образом конспектирует книги, которые он изучает, выписывает для себя в сжатом изложении сотни и тысячи страниц, для того чтобы лучше закрепить это в своей памяти и затем, когда понадобится, просматривая эти выписки, восстановить хронологию и факты всемирной истории" (предисловие к изданию, стр. VI).

Работы Маркса этого рода учат нас, как надо работать, какой огромный подготовительный труд и запас конкретных знаний должен предшествовать каждому обобщению, каждому синтезирующему выводу.

Маркс в своих "Хронологических выписках" дает не только огромный фактический материал: отмечая основные, наиболее характерные факты истории, Маркс сопровождает этот материал, извлеченный из конспектируемой им литературы, своими собственными замечаниями и краткими обобщениями. Отдельные меткие замечания, разбросанные среди фактического материала, проливают яркий свет на ход исторических событий, на быт эпохи, на отдельных исторических лиц, которые как живые выступают перед нами. Отдельные события и лица по-новому представляются после прочтения "Хронологических выписок"; картины событий и портреты необычайно рельефны и красочны. Зло бичует Маркс факты всякой агрессии, всякой эксплуатации трудящихся масс, ненавидит всякого рода подлецов и негодяев, едко насмехается над "ослами" и "дураками". В то же время Маркс горячо сочувствует восстаниям угнетенных масс, их героической борьбе с угнетателями и агрессорами, отмечает героев, выдвигаемых этими массами.

Таким образом, "Хронологические выписки" являются не простой регистрацией основных исторических фактов, заимствованных из произведений Ботта и Шлоссера. После замечаний и обобщений Маркса этот заимствованный материал приобретает новый характер, вся картина получает новое освещение. Особенно ярко это проявилось в освещении Марксом немецкой агрессии в славянских землях; иногда Маркс прямо изменяет и поправляет материал Шлоссера и Ботта Вновь публикуемый труд Маркса представляет поэтому огромную ценность для всякого историка.

стр. 142

Вся рукопись (в четырех тетрадях) охватывает период с 91 года до н. э. кончая 1648 годом, годом заключения вестфальского мира.

В вышедшей из печати первой тетради "Хронологических выписок" изложение заканчивается событиями первой половины XVI века; последними отмеченными здесь событиями являются начало швейцарского союза и смерть Альбрехта I.

Хотя Маркс в своих "Выписках" останавливается и на экономическом и культурном развитии средневековой Европы, все же основной материал первой тетради посвящен фактам политической истории средневековья. Но политическая история отдельных стран дается при этом не в отрыве, а в связи с общим ходом развития мировой истории. История Англии, например, переплетается с историей Франции, Шотландия, Уэльса и Ирландии; история Германии тесно связана с историей Италии, славянских и скандинавских стран, Франции, Венгрии, с историей арабских и норманских завоеваний в южной Италии и в Сицилии; история Византии и крестоносных государств на Востоке тесно увязывается с историей норманнов, историей Восточной Европы и Востока в целом.

Благодаря этому политическая история превращается у Маркса в значительной степени в историю международных отношений в средние века. Все изложение пронизывает идея связи между народами мира. Сама конспективная форма изложения в выделение основного и связывающего материала дают в целом единую картину действительно "всеобщей" истории, легко обозримой в "Выписках". Конкретное, частное и общее мастерски сочетаются у Маркса в единстве процесса исторического развития, в хронологической взаимосвязи исторических явлений.

Изучая принципы выбора исторических фактов у Маркса, его оценки исторических событий и лиц, поражаешься глубокой актуальности затрагиваемых им проблем для нашего времени.

*

Одной из наиболее актуальных исторических проблем современности является проблема этногенеза. Немецкие националисты, а особенно в настоящее время фашисты, пытались и пытаются доказать, что германцы, эти якобы представители высшей расы, предназначенной для господства, одни разрушили Рим и создали на развалинах Западной Римской империи национальные германские государства, на основе которых возникла вся последующая западноевропейская культура, якобы германская в своей основе.

В противоположность этой легенде о мнимой "национальной" чистоте основателей варварских государств Маркс тщательно отмечает в своих "Выписках" смешанный характер тех племен, которые оседали на территории павшей Римской империи. Маркс всюду употребляет термин "варвары", а не "германцы". Говоря о нападениях варваров на императорский Рим с 86 года н. э., он перечисляет войны с маркоманами, квадами и язигами (т. е. сарматами) в 86 - 90 гг.; с германцами, даками, маврами и аланами (т. е. также, вероятно, сарматами) в 138 - 161 гг. (стр. 6); говорит о маркоманской войне 167 - 180 гг., в которой, кроме маркоманов, принимали участие квады, вандалы и язиги, а также бастарны и аланы и которая являлась началом великого переселения народов (стр. 7). Говоря о войнах Валериана (253 - 259 гг.), Маркс (вслед за Ботта) различает готов и германцев, как бы колеблясь прямо называть первых настоящими германцами (стр. 8). Такое же различие делает он между готами и германцами, говоря об "ордах" Радагайса в 405 году (стр. 16). Среди варваров, служивших по найму в армии императора Грациана, Маркс отмечает особенно аланов, которые вместе с готами и другими варварами служили и в войсках Феодосия (стр. 15). Отмечены аланы вместе с вандалами и свевами также при вторжении варваров в Испанию (стр. 16). Широкое участие сарматских племен (язигов, особенно аланов) в великом переселении народов не ускользнуло от внимания Маркса.

Смешанный характер варварских войск, завоевавших римские области, отмечает Маркс и для королевства Одоакра (герулы, тюринги, ругии) (стр. 20), и для лангобардского королевства Альбоина (кроме лангобардов также гунны, саксы, готы, свевы, болгары и т. д.) (стр. 25), а также несколько ранее и для армии гуннов Аттилы (гелиды, остготы, герулы, тюринги, квады и другие германцы) (стр. 18). Процесс переселения и оседания варваров на территории Римской империи являлся в глазах Маркса процессом смешения различных племен и народностей Европы.

стр. 143

Современные фашистские фальсификаторы истории всячески превозносят так называемую "священную Римскую империю германской нации", называя ее "первой германской империей", особенно эпоху X-XIII веков. В глазах псевдоученых пресловутой "третьей империи" это одна из наиболее блестящих страниц немецкой истории, эпоха идеального "сословного государства", когда немецкая культура превосходила все другие европейские культуры, а немецкое рыцарство - этот идеал всех фашистских писак - достигло наибольшего процветания и являлось носителем и распространителем этой культуры как на Востоке, в славянских землях, так и на Юге, в Италии.

Маркс в своих "Хронологических выписках" дает совершенно противоположную оценку этой "империи" и ее культуре.

Развитие средневековой культуры он характеризует следующим образом: "Со времени падения Западной Римской империи (476) в первые 6 столетий культура, возникшая из остатков древнеримской культуры и новой магометанской в Азии, Африке, Сицилии, Испании, постепенно распространяется в Италии, Франции, Германии и Англии" (стр. 328). Но в Германии, по словам Маркса, эта культура носит еще черты варварства. Это "христианско-германская скотская культура", которая несет покоряемым славянским племенам лишь "язву христианства" и крепостное право или даже прямое истребление (стр. 340 - 341). Ливы, куры, эсты и пруссы также были уничтожены или сделались крепостными; "учреждена немецкая рыцарская республика с илотами как основой" (стр. 328).

Гневно бичует Маркс варварство этих немецко-христианских "псов-рыцарей", "жаждущих добычи и приключений", устремляющихся на Восток с лозунгом "Христианство или смерть!" Обремененное у себя на родине долгами, голодное немецкое рыцарство неистовствует теперь, "как испанцы в Мексике и Перу". Маркс с удовлетворением отмечает случаи, когда соседи "жестоко отдули" этих "псов", эту "крестоносную сволочь", этих "прохвостов" и "разбойников" (стр. 340 - 348).

Такими же варварами оказываются эти германские рыцари, когда они появляются в Италии, одной из наиболее цивилизованных стран того времени. Основатель так называемой "Первой империи" Оттон "при восстании римлян... велел немцам рубить без разбора горожан как мирных, так и мятежных" (стр. 61). Во время итальянских походов нередки "безобразия немецких войск" (стр. 67), "варварства немцев" (стр. 75), "грубость и свирепость немецких наемных псов-рыцарей" (стр. 177). "Диким варваром" называет Маркс Генриха VI (стр. 168). Этот "скотина Генрих", "каналья чистейшей воды", "вел себя как варвар: приказал ослепить и отправить в Германию молодого сына Танкреда; в Сицилии приказывал ослеплять, насаживать на пики, жарить, обдирать кожу, закапывать в землю и прежде всего - грабить"; в Неаполитанском королевстве он "снова ведет себя, как Нерон" (стр. 176 и 177). Так оценивает Маркс пресловутую "культуру" христианско-рыцарской германской империи.

Поэтому он приветствует всякую неудачу, постигающую немецких варваров в Италии. Во время похода на Рим Фридриха Барбароссы, отмечает Маркс, "начавшая свирепствовать летняя лихорадка уничтожила цвет северных рыцарей-варваров. Почти все рядовые воины, племянник Рыжебородого, Фридрих Ротенбургский, Райнольд (архиепископ Кельнский), а также более 2000 рыцарей околело. (Здорово!)" (стр. 144).

Вопрос о справедливых и несправедливых войнах и восстаниях также является одним из наиболее актуальных вопросов современности. Маркс в своих "Хронологических выписках" зло бичует всякую агрессию. Мы видели уже, как негодовал он на варварство немецких "псов-рыцарей", отправлявшихся в, "крестовые походы" против славян и других прибалтийских племен. Его сочувствие целиком на стороне восстающих против агрессора. "Если бы эти племена, - говорит Маркс об эстах, литовцах и русских, - были единодушны, то христианско-германская скотская культура была бы вышвырнута вон" (стр. 341). Во время похода на Литву, говорит Маркс, "этих псов жестоко отдули" (стр. 343). Так же сочувственно говорит он о победе Александра Невского над немецкими рыцарями на льду Чудского озера, отмечая, "что прохвосты были окончательно отброшены от русской границы" (стр. 344). Приветствует Маркс и победу литовского князя Миндовга в союзе с русскими и курами над "псами-

стр. 144

рыцарями", "так что большая часть этой сволочи была истреблена" (стр. 344). Знаменитый "Drang nach Osten", идеализируемый и прославляемый фашистскими писаками, оказывается в глазах Маркса простым разбоем "негодяев-рыцарей", "которым недостаточна было убивать и грабить у себя на родине" (стр. 244).

Маркс разоблачает лицемерие феодальных верхов, "вонючих монахов" и "псов-рыцарей", возмущавшихся "варварством" восстающих народных масс. Говоря о восстании пруссов в 1260 г., Маркс отмечает: "Бедняги по закону возмездия совершали, конечно, "зверства"; тогда начался вой попов и слащаво-шарлатанская болтовня (Ruhrgesalbader) по поводу "дикого варварства"; вследствие чего толпы немецких варваров-болванов двинулись в Пруссию... к концу XIII века цветущая страна была превращена в пустыню..." (стр. 344).

Не менее отрицательно относится Маркс к завоеванию и закрепощению свободного фризского крестьянства, жившего еще в XIII в. свободными "сельскими и деревенскими республиками" (стр. 278). В начале XIII в. появившиеся в стране "юнкера" потерпели поражение в кровавой борьбе; штединги истребляли проникших к ним графов и рыцарей и их замки; затем они вступили в борьбу с попами, "прогнали чужих попов и устроили собственное богослужение". Архиепископ Бременский и его "дворянская сволочь" провозгласили штедингов закоренелыми еретиками. Отправившееся против них в крестовый поход рыцарство вновь потерпело "позорное поражение". Тогда папа Григорий IX приказал проповедовать крестовый поход против свободных крестьян, и "император Фридрих II (как всегда, разбойник (ruffian)), будучи врагом всякого свободного строя, подверг их опале".

Маркс с сочувствием отмечает "чрезвычайное мужество" крестьян и записывает имена их героев-вождей: Болеке из Барденфлита, Таммо из Гунторпе и Детмара из Дамма. С таким же сочувствием Маркс следит за борьбой шотландцев за свою независимость, за борьбой Уэльса и Ирландия против английской агрессии и наделяет нелестными эпитетами незадачливых вождей восстающих народных масс. Маркс вскрывает узко-эгоистические мотивы всякой агрессии, всякого насилия.

Беспощадно разоблачая идеализируемых буржуазной историографией крестоносцев, Маркс называет их "варварами" и "рыцарской сволочью", для него это "крестоносные ослы", "крестоносные болваны", готовые лишь на насилия и грабежи.

Исключительно меткие и яркие характеристики дает Маркс отдельным историческим личностям.

"Теодорих Великий; его большая ошибка заключалась в том, что он не только сохранил римскую экономику, законы, магистратуру и т. д., но и обновил их в известной мере" (стр. 21) Маркс, подобно тому как делает это и современная советская историческая наука, считает Теодориха "обновителем" римского рабовладельческого общества, терпевшего удары от революции рабов и нападений варваров, расшатывавших устои старого строя. С другой стороны, Маркс отмечает ту положительную характеристику, какую дает византийский писатель Прокопий готскому королю Тотиле, геройски боровшемуся с Византией и ее реставраторской политикой (стр. 24); в отрывке из Денины, приводимом в приложении, указывается на доблести Тотилы, на его уменье "хорошо сочетать силу и твердость управления с гуманностью и милосердием, справедливость и активность правителя с добротой благожелательного государя" (стр. 381).

Говоря о Фридрихе I Барбароссе, Маркс признает его военные способности: "...его поход (крестовый поход 1189 - 1190 гг. - А. У. ) - величайший из совершенных в средние века германцами как целой нацией; он обнаружил величайший талант полководца со времени Карла Великого" (стр. 169). Но в то же время Маркс отмечает и "варварства" его в Италии, напоминавшие Аттилу, его "произвол и жестокость", что "заставило вернейшие (так им и надо!) города отпасть от него" (стр. 143). Больше всего свирепствовал Фридрих против Милана, превратив его окрестности в пустыню. Маркс негодует на "благородного" Гогенштауфена за выслеживание Арнольда Брешианского и за выдачу последнего папе, который его сжег. "(Барбаросса - (шпион) Штибер?)" - с негодаванием спрашивает Маркс, сравнивая германского

стр. 145

императора с разоблаченным им самим в свое время подлым прусским провокатором Штибером (стр. 141).

Мы уже упоминали о том, что Маркс характеризовал сына Фридриха I - Генриха VI - как жестокого варвара. С негодованием отзывается Маркс и о других германских императорах - Генрихе IV и Фридрихе II, - заклеймив одновременно и их противников-пап: Фридрих II и Григорий IX "стоили друг друга" ("оба негодяи"). "Первый - подобие магометанского вольнодумца, - в постоянной борьбе с папами, издает один закон за другим для искоренения еретиков, отчасти для того, чтобы отвести от себя - содержателя гарема и друга асасинов - подозрение в ереси, отчасти потому, что еретики столь же опасные враги монархии в государстве, как и папства в церкви". Маркс подчеркивает его "откровенное заявление, что он не имеет никакого желания защищать христианство от язычников, пока глава христиан доставляет ему больше неприятностей, чем все татары". "Напротив, папа, проявляя жестокость по отношению к альбигойцам во Франции, щадит еретиков в Италии и открыто объявляет, что божественное учение желает и требует, чтобы он поступал так, исходя из гуманной политики. Если ты бьешь моего еврея, то я бью твоего" (стр. 250 - 251). Бичующими эпитетами клеймит Маркс всех вообще представителей духовенства, наделяя их кличками: "вонючий монах", "вонючий доминиканец", "святой пес", "разбойничий сброд негодяев", "глупый как осел пустынник" и т. д. и т. д.

Мы останавливались до сих пор лишь на истории Западной Европы. Однако в своих "Хронологических выписках" Маркс широко затрагивает также историю Византии и южных славян, историю причерноморских народов (например куманов-половцев), основные факты истории восточных славян и вообще истории Востока (Передняя и Центральная Азия, Египет).

"Хронологические выписки" Маркса много дадут молодой советской исторической науке. Остается пожалеть, что еще много ценнейшего материала из наследства Маркса и Энгельса до сих пор остается не опубликованным. Институт Маркса - Энгельса - Ленина должен ускорить публикацию остальных исторических работ Маркса и Энгельса, фотокопии которых в значительном количестве хранятся в архиве Института.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Критические-статьи-и-обзоры-К-ПУБЛИКАЦИИ-ПЕРВОЙ-ТЕТРАДИ-ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ-ВЫПИСОК-К-МАРКСА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. УДАЛЬЦОВ, Критические статьи и обзоры. К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРВОЙ ТЕТРАДИ "ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ВЫПИСОК" К. МАРКСА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Критические-статьи-и-обзоры-К-ПУБЛИКАЦИИ-ПЕРВОЙ-ТЕТРАДИ-ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ-ВЫПИСОК-К-МАРКСА (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. УДАЛЬЦОВ:

А. УДАЛЬЦОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
391 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3166 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Критические статьи и обзоры. К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРВОЙ ТЕТРАДИ "ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ВЫПИСОК" К. МАРКСА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android