Л. Д. ЯБЛОЧКОВ. Принципы внешней политики африканских государств. М. Изд-во "Наука". 1974.224 стр. Тираж 2200. Цена 1 руб. 25 коп.
Африканский континент вызывал за последнее двадцатилетие повышенный интерес ученых как по причине "взрывчатого характера" многих происходящих там процессов, так и по причине значимости более чем 40 африканских государств в международных отношениях. Западные историки и политики в настоящее время нередко выдвигают тезис, что влияние африканских государств (и развивающихся стран вообще) в рамках ООН и в мировой политике в целом падает. Американский историк Д. Кэй и английский Дж. Мэйолл1 утверждают, например, что пик этого влияния приходился на период крушения системы колониализма и активной борьбы против нее, а коль скоро от системы колониализма остались лишь небольшие обломки и внимание мира переключилось на другие проблемы, африканские государства, по-прежнему занятые своими делами, оказались в тени. Для такого вывода нет, конечно, оснований. Роль развивающихся стран в мировой политике потенциально возрастает, даже если в какие-то отрезки времени это менее заметно.
Выяснение основных направлений и принципов внешней политики африканских государств, составляющих компактное ядро "третьего мира", в частности показ достижений африканского нейтрализма (или неприсоединения) и его перспектив, является актуальной задачей. Серьезным вкладом в изучение проблем континента и внешней политики расположенных на нем государств является книга заведующего сектором Института Африки АН СССР, доктора исторических наук Л. Д. Яблочкова. В основу исследования положены материалы ООН, Организации африканского единства (ОАЕ), международных конференций и совещаний, конституции африканских государств, программы их политических партий, труды их политических лидеров и другие материалы.
Автор сумел в проблемной работе сочетать выяснение причин, направленности, тенденций внешней политики с показом то-
1 D. A. Kay. The New Nations in the United Nations. 1960 - 1967. N. Y. 1967; J.Mayall. Africa: The Cold War and After. L. 1971.
стр. 161
го, как рассматриваемые принципы воплощаются в конкретной внешнеполитической практике. В работе прослежена определенная эволюция этих принципов, показана противоречивость в воззрениях представителей различных африканских государств. Это относится ко всем трем принципам внешней политики, рассматриваемым Л. Д. Яблочковым: антиколониализму, единству, неприсоединению.
Характеризуя в данной связи принцип неприсоединения, автор обращает внимание на то, что в нем "отражается противоречие между освобождающимися народами и империализмом". В конкретной же политике неприсоединившихся государств "отражаются интересы классов, стоящих у руля правления" (стр. 171). Поэтому было бы неправомерно переносить принцип неприсоединения на экономическую и социальную политику государств, в частности, рассматривать социалистическую ориентацию как отход от нейтралистской позиции. Автор подвергает справедливой критике данные воззрения, распространенные среди мелкобуржуазных националистов. Вместе с тем в работе подчеркивается, что неприсоединение в целом - явление прогрессивное и антиимпериалистическое и попытки западных держав заставить африканские страны свернуть с этого пути, заманив их в свою систему блоков под эгидой НАТО, потерпели провал. Заслуживает внимания приведенная автором классификация различных аспектов деятельности африканских нейтралистов в плане осуществления принципа неприсоединения, из которых специально следует упомянуть борьбу за ликвидацию иностранных военных баз и вывод иностранных войск с территории африканских государств, а также заботу о всеобщем разоружении и, в конечном счете, о повсеместной разрядке международной напряженности. Дело в том, что по данным аспектам политика неприсоединения особенно близка внешнеполитическому курсу стран социалистического содружества.
Столь частые на Западе рассуждения о том, что Движение неприсоединения одинаково враждебно как империализму, так и коммунизму, лишены в свете упомянутого факта всякого смысла. Происходит прогрессирующее сближение неприсоединившихся и социалистических государств по важнейшим аспектам их внешнеполитической деятельности. Л. Д. Яблочков справедливо указывает, что при нынешнем соотношении сил между социализмом и капитализмом на мировой арене освободившиеся страны не беспомощны перед возможностью грубого нажима со стороны империалистических держав. В книге убедительно показано, что развитие нормальных отношений с СССР и с другими странами социалистического содружества является признаком независимости освободившихся государств. Этот тезис следовало бы дополнить указанием на необходимость скорейшего осознания правительствами африканских стран важности поддержки с их стороны социалистических государств, признания этой поддержки органической, непременной частью неприсоединения.
Серьезное внимание автора привлекают попытки нынешнего руководства КНР сбить африканские государства с позиций неприсоединения и, по существу, создать под своей эгидой особый блок, прикрывающийся тезисом о необходимости борьбы "против гегемонии сверхдержав", но фактически имеющий антисоветскую направленность. Л. Д. Яблочков полагает, что эти попытки в целом не увенчиваются успехом, что они настораживают африканские правительства и народы и что "кроме того, Китай никак не может заменить все другие державы в деле оказания экономической помощи остро нуждающимся странам" (стр. 22).
Л. Д. Яблочков отмечает, что африканские страны категорически отказываются защищать принцип нейтрализма, когда речь идет о полной ликвидации колониализма и расизма на Африканском континенте, и это в конечном счете воздействовало на "вольных или невольных изоляционистов", которых было довольно много на первых порах существования независимой Африки (особенно среди франкоязычных стран) и которые пытались уклониться от активной антиколониальной борьбы под тем предлогом, что это вовлечет их в конфликт с бывшими метрополиями и союзными им западными державами. Характеризуя принцип антиколониализма во внешней политике африканских государств (автор иногда называет его ведущим принципом), Л. Д. Яблочков убедительно показывает его повсеместное признание на континенте и, более того, связь как с принципом единства, так и принципом неприсоединения, поскольку "утверждение антиколониализма на международной арене способствовало укреплению единства действий против империализма" (стр. 90). Известно, что утверждение принципа антиколониализма во многом способствовало созданию Организации
стр. 162
африканского единства, а в дальнейшем помогало выводить ее из кризисных ситуаций. Этот принцип является как бы общим знаменателем деятельности ОАЕ.
При характеристике принципа антиколониализма автор опирается на плодотворную идею социальной деколонизации, то есть продолжения борьбы за обновление общества. Отвергая мнение западных теоретиков, что принцип антиколониализма станет анахронизмом с момента ликвидации последних колоний, Л. Д. Яблочков утверждает: "Африканские страны переживают сейчас период национального становления после многих лет империалистического господства, и общественно-политические процессы в них тесно связаны с освободительным движением. Специфика переходного периода состоит в том, что общество выходит из колониального состояния. Поэтому, взяв за основу концепцию продолжающейся социальной деколонизации, можно связать воедино явления африканской истории последних лет как элементы единого процесса, в авангарде которого стоят страны социалистической ориентации" (стр. 23).
При характеристике единства африканских государств как принципа их внешней политики автор исходит из того, что единство - не немедленное и полное слияние государств, как трактовали его некоторые панафриканские утописты, а главным образом солидарность и сотрудничество во всех областях, прежде всего внешнеполитической, экономической, культурной. Автор отмечает, что ОАЕ "задумана не как этап к слиянию государств, а как общий форум для координации внешнеполитических действий, и свою организационную, мобилизующую функцию она выполняет" (стр. 134). Данная концепция, как показывает опыт, верна. Однако автор не учитывает значения более широких аспектов панафриканизма, которые могут возрождаться и активизироваться в тех или иных формах под воздействием социально- экономического и политического развития Африки и конкретных обстоятельств. Например, в последние годы вновь активно обсуждаются вопросы о создании африканских объединенных вооруженных сил, более широких, чем это имеет место сейчас, проектах экономического сотрудничества, кооперации африканских стран. В данном случае полезно было бы представить и соотношение континентального (или субрегионального) сотрудничества и сотрудничества на региональном уровне. Деятельность региональных группировок в книге показана все же в отрыве от деятельности ОАЕ.
В работе подвергнуты основательной критике оценки и рецепты осуществления внешней политики африканских государств, имеющие хождение в буржуазной науке. Автор справедливо указывает, что советским ученым принадлежит особая заслуга в утверждении социологического подхода к изучению внешней политики, и он сам является одним из видных специалистов в этой области. Характеристике внешнеполитических принципов африканских государств предпослан солидный обзор социально-экономической структуры африканских стран, анализ роли различных классов и групп населения, отражающейся в конечном счете на формировании внешней политики. "Определяющим социальным противоречием для африканских стран, - справедливо замечает при этом Л. Д. Яблочков, - остается противоречие между самыми широкими массами и иностранным государственно-монополистическим капиталом. Это противоречие отразилось на основных принципах внешней политики государств континента" (стр. 75).
Автор допускает некоторое преувеличение успехов на пути создания профсоюзного единства в Африке. Справедливо отмечая рост численности и влияния африканского рабочего класса, Л. Д. Яблочков указывает и на существенную слабость рабочего движения в Африке, заключающуюся, в частности, в его недостаточном знакомстве с революционной теорией. Говоря об усилиях империалистов помешать влиянию марксизма на африканское рабочее движение и представить дело так, будто место рабочих в социальной структуре освободившихся стран Африки коренным образом отличается от стран Запада, он показывает беспочвенность этого тезиса.
Принципы внешней политики африканских стран сложились в ходе национально-освободительной борьбы и являются в основе своей прогрессивными, антиимпериалистическими. Опираясь на эти принципы, на поддержку социалистических государств, страны Африки успешно отстаивают свою политическую и экономическую независимость и играют в целом конструктивную роль на международной арене.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |