Libmonster ID: RU-14615
Автор(ы) публикации: В. Н. БУЛАТОВ

В годы Великой Отечественной войны через Баренцево и Белое моря проходило северное направление морских сообщений между СССР и союзниками1 . В Мурманск, Архангельск и другие порты прибывали транспорты с вооружением, промышленным оборудованием, стратегическим сырьем. Туда же поступали народнохозяйственные грузы по каботажным перевозкам - уголь, лес, руда и др.2 . Транспортные операции в северных водах осуществлялись в сложных условиях. Зимой, помимо постоянной угрозы нападений фашистских самолетов и кораблей, транспортам приходилось преодолевать льды. Ледовые проводки выполнял ледокольный флот3 . Среди тех кораблей, которые осуществляли эти операции, был и линейный ледокол "Ленин".

Биография его неразрывно связана с историей освоения Арктики и Северного морского пути. Построенный на русские деньги в Англии еще во время первой мировой войны, ледокол "Св. Александр Невский" был незаконно присвоен интервентами. Советскому правительству пришлось его выкупать. 3 августа 1921 г. в Эдинбурге в присутствии английских моряков и докеров, сочувствовавших Советской России, на судне был поднят красный флаг. Советское правительство удовлетворило просьбу экипажа о присвоении кораблю имени "Ленин". В навигации 1921 и 1922 гг. ледокол стал флагманом первых Карских товарообменных экспедиций. Затем он обеспечивал зимние проводки на Балтике. Много славных дел выпало на его долю в 30-е годы. На счету ледокола - проводки сотен морских и речных судов, спасение от гибели в Арктике ледокольного парохода "Малыгин" и лесовоза "Белоруссия".

В 1941 г. ледокол стоял на ремонте в Мурманске. Когда началась Великая Отечественная война, чтобы быстрее закончить доковые работы на судне, из членов команды были созданы ремонтные бригады. Моряки и судоремонтники трудились круглосуточно, и вскоре судно вступило в строй действующих кораблей Беломорской военной флотилии. Фашистские подводные лодки и авиация попытались сорвать арктическую навигацию 1941 г., потопив советские ледоколы. Наиболее тяжелым для экипажа ледокола "Ленин" стал день 9 августа 1941 г., когда вражеская армада, насчитывавшая свыше 70 самолетов, совершила налет на Мурманский порт. Советские истребители вели упорный воздушный бой с фашистскими стервятниками, но часть из них сумела все же прорваться к причалам. На ледокол "Ленин" устремились три самолета. Умелым маневром его капитан Н. И. Хромцов увел судно из-под прямого попадания, а моряки-артиллеристы точной стрельбой нарушили строй фашистских бомбардировщиков.

Хотя корабль получил до 80 пробоин, уже 15 августа он приступил после ремонта к выполнению ответственных заданий командования4 . После боя с фашистскими самолетами на судне было введено обязательное военное обучение моряков: изучение ими материальной части корабельной артиллерии и стрелкового оружия; регулярно проводились учебные тренировки и стрельбы. Коммунисты и комсомольцы стали организаторами боевой и политической подготовки. Результаты учебы не замедлили сказаться. Всего в 1941 г. вражеская авиация произвела 21 налет на ледокол, стремясь


1 См. "История второй мировой войны 1939 - 1945". Т. 4. М. 1975, с. 329.

2 И. А. Козлов, В. С. Шломин. Краснознаменный Северный флот. М. 1977, с. 223.

3 О транспортных проводках ледокольного флота см.: М. И. Белов. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 4. Л. 1969; С. Ф. Эдлинский. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 - 1945 гг. М. 1963; Ю. Н. Куче патов. Огненные мили. Архангельск. 1978; И. Д. Папанин. Лед и пламень. М. 1977; К. С. Бадигин. На морских дорогах. М. 1978; А. Г. Николаева, М. С. Хромцов а. Ледовыми трассами. Л. 1980, и др.

4 Партийный архив Архангельской области (ПААО), ф. 837, оп. 1, д. 402, л. 55.

стр. 177


во что бы то ни стало его потопить. Из всех сражений экипаж судна выходил победителем. Очередную попытку уничтожить ледокол фашисты предприняли в феврале 1943 года. Однако и этот налет остался безуспешным. В бою отличились комсомольцы - командиры орудий В. Рыжков, Н. Пичугин, наводчики В. Нечаев, И. Чугунов5 .

Из-за сравнительно небольшой осадки ледокол имел возможность работать на всех фарватерах: пробивать путь во льдах Северной Двины, выводить суда в море и приводить их в порт, устанавливать к причалам. Несмотря на сложные ледовые условия и постоянную угрозу налетов фашистской авиации, команда ледокола с честью выполняла свой долг. Самоотверженно несли вахту кочегары. От их труда во многом зависела вся работа судна: есть пар - и корабль уверенно прокладывает путь во льдах каравану транспортов; нет пара - ледокол становится мишенью фашистских самолетов. Одним из лучших кочегаров считался А. Ф. Кожухов. В декабре 1942 г., когда до конца вахты оставалось несколько минут, зазвенел сигнал воздушной тревоги. У топок вместе с Кожуховым остались кочегары Т. Е. Гурский, М. И. Маслов и Я. Я. Верещагин, остальные устремились на палубу к орудиям. Над кораблем повисли два немецких бомбардировщика, из-за туч появилось еще пять, а кругом - тяжелый лед. Впереди лежала чистая вода, но, чтобы добраться до нее, нужна максимальная скорость. Кочегары ни на минуту не выпускали из рук инструмент, шуруя спекшийся уголь. Давление пара стало подниматься, ледокол увереннее подламывал под себя льдины. "Ленин" и следовавшие за ним транспорты вырвались из льдов. Мужественно вели себя артиллеристы. Огневая завеса ледокола заставляла гитлеровских летчиков сворачивать с курса, а бомбы падали в стороне, не причиняя судам большого вреда.

А вот еще один пример героической работы нижней команды. В феврале 1943 г. ледокол вел караван судов через Белое море. Неожиданно в одном из котлов машинного отделения потекли дымогарные трубы, и он вышел из строя. Чтобы устранить неисправность, необходимо котел остудить, а для этого требовалось не менее 16 - 20 часов. Обстановка осложнялась тем, что с минуты на минуту могли появиться вражеские самолеты. Тогда кочегары И. А. Кириллов, Я. Я. Верещагин и Е. И. Тюкин выгребли из топки горящий уголь, уложили на дне котла настил из досок, обмотали лицо и руки материей и ринулись в горячую топку. Ценой неимоверных усилий при температуре свыше 70 они устранили повреждение6 .

В зиму 1941/42 г. ледокол занимался проводкой судов по маршрутам Кольский залив - полуострова Рыбачий и Средний, Кольский залив - Архангельск, между портами Белого моря. За это время в порты Севера им было доставлено 6 караванов и проведено 183 транспорта7 . В летнюю навигацию 1942 г. ледокол участвовал в проводке транспортов с продовольствием и важными народнохозяйственными грузами в западном секторе Арктики. В том году немецкое военно-морское командование осуществляло операцию "Вундерланд". Для потопления советских торговых судов были направлены тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" и три подводные лодки. В рейсовом донесении капитана ледокола Хромцова говорилось: "25 августа около 1 часа ночи получено от штаба проводки сообщение о возможном появлении в Карском море немецкого карманного линкора. В 13 часов 28 минут приняли сообщение ледокольного парохода "Сибиряков" о том, что видят неизвестный крейсер. В 13 часов 47 минут "Сибиряков" сообщил, что его обстреливает крейсер... Вскоре радиостанция "Сибирякова" прекратила работу"8 . Сейчас известно, с каким мужеством и героизмом сражался экипаж "полярного Варяга". В то время, пока фашисты обстреливали "Сибирякова", караван судов, следовавший от Таймырского побережья в море Лаптевых, ждал благоприятной ледовой обстановки в проливе Вилькицкого. Капитаны ледоколов "Ленин" и "Красин" приняли решение войти во льды. И когда немецкий крейсер, расправившись с "Сибиряковым", подошел к кромке льда, советские корабли уже скрылись из виду9 .

Ледокол "Ленин" продолжал свою нелегкую работу в северных морях. В донесениях его капитана руководству Главсевморпути говорилось, что задания штаба проводки выполнены. В результате непрерывной работы в тяжелых льдах механизмы корабля износились. Неотложно требовался ремонт,


5 Там же, л. 115.

6 "Арктическая звезда", 1.I.1946.

7 ПААО, ф. 837, оп. 1, д. 329, л. 115.

8 Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф. 2323, оп. 2, д. 149, л. 23.

9 Там же, л. 24.

стр. 178


судно нуждалось в доковании. Однако из-за аварии плавучий док на судоремонтном заводе "Красная кузница" в Архангельске бездействовал. Ремонтники решили использовать деревянные кессоны, но единственный плавучий кран завода справиться с такой задачей не мог. Однако и тут нашли выход: применили маневровые цистерны. И хотя деревянные кессоны были несовершенны и пропускали воду, которая быстро замерзала, коллектив механического цеха и команда ледокола за короткий срок справились со сложным ремонтом.

Зимой 1942/43 г. ледокол "Ленин" у кромки льда в горле Белого моря вместе с ледоколами "И. Сталин", "Красин" принял караван судов с вооружением и продовольствием, пришедший из-за океана. Путь - на Архангельск. Фашистские бомбардировщики сделали несколько налетов на караван. В одном из боев в декабре 1942 г. от сотрясения вышел из строя котельный вентилятор на ледоколе "Ленин". Пришлось застопорить машину. Корабль остался в ледовой пустыне один. Ремонтные работы возглавил старший механик секретарь партийной организации С. А. Куфтырев. За 6 часов под непрерывной бомбежкой была устранена авария, и судно, ломая льды, пошло по следу каравана10 . На другой день советские и иностранные моряки приветствовали в Архангельске героический экипаж ледокола.

В то время, несмотря на большую изношенность корпуса и механизмов, поставить - ледокол на длительный ремонт не было возможности. Выход был один: тщательно следить за состоянием и исправностью машин и механизмов, своими силами устраняя дефекты в плавании и на коротких стоянках. В течение всей войны ледокол находился в рабочем состоянии. Преднавигационный зимний ремонт 1943 г. моряки успешно закончили, своими силами произведя большинство работ заводского характера. Чистка котлов была осуществлена в два раза быстрее установленного срока. Весь ремонт был закончен в 10- дневный срок11 . В приказе по Архангельскому морскому арктическому пароходству от 25 декабря 1943 г. отмечалась хорошая работа коллектива судоремонтного завода "Красная кузница" и личного состава ледокола "Ленин" по досрочному и качественному проведению ремонта12 .

Моряки ледокола неоднократно выступали инициаторами починов по досрочному и высококачественному ремонту судов. В марте 1945 г. они обратились с призывом к коллективам архангельских организаций Севморпути, в котором говорилось: "Окончательная победа над врагом требует от советского народа еще более усиленного, напряженного труда... Практически осуществляя основные задачи в подготовке навигации, экипаж взял на себя следующие обязательства: 1. Провести качественно предарктический саморемонт корабля, закончив его на 10 дней раньше срока. 2. Каждой стахановской бригаде выполнять производственные задания не ниже чем на 200 процентов. 3. В. процессе саморемонта использовать старые детали путем их комбинирования с частью новых деталей. 4. Обеспечить широкую гласность соревнования через стенную печать, доски показателей, агитацию, популяризируя лучшие образцы работы стахановских бригад и передавая их опыт всему экипажу... Призываем последовать нашему примеру коллективы всех архангельских организаций и экипажи кораблей арктического флота Севморпути"13 . Это обращение экипаж подкрепил самоотверженным трудом. Хорошо поработали весной на судоремонте комсомольско-молодежные бригады. Бригада Е. П. Тяпкина выполняла нормы на 600%, бригада М. П. Максимова - на 300%14 .

В дни войны на суда арктического флота пришло много молодежи. Требовалось обучить ее различным морским специальностям. Широкий размах получила подготовка специалистов без отрыва от производства. Старшие механики Е. А. Чиженко, С. А. Куфтырев, старший машинист И. И. Бармин и другие ветераны корабля щедро делились опытом работы с молодежью. Заслуженной славой на водном транспорте пользовался старший машинист ледокола А. И. Бутаков, который в годы войны обучил 30 молодых моряков. Его метод получил признание и распространение как "бутаковское движение"15 . "Лучше всего, - говорил он, - молодые моряки осваивают технику корабля в период ремонта. Поэтому при переборке механизмов нужно больше обращать внимания на молодежь, использовать ее не только на подсобных работах, а прежде всего привлекать к разборке, ремонту и сборке


10 "Полярная правда", 15.XI.1970.

11 ПААО, ф. 837, оп. 1, д. 329, л. 115.

12 ГААО, ф. 2323, он. 2, д. 2, л. 109.

13 "Арктическая звезда", 13.IV.1945.

14 ПААО, ф. 837, оп. 1, д. 349, л. 19.

15 Там же, д. 469, л. 2.

стр. 179


отдельных частей машины, попутно объясняя будущим специалистам и принцип действия деталей и механизмов"16 .

Во время воины большое значение приобрели вопросы экономии сырья, материалов, топлива. Экипаж ледокола в числе первых включился в поход за бережливость. С 1942 по 1945 г. на корабле было сэкономлено 3705 т угля, 11,6 т смазочных материалов, 860 кг керосина17 . Его экипаж в течение нескольких лет удерживал переходящий вымпел Главсевморпути в соревновании среди судов арктического флота за экономию топлива и горюче- смазочных материалов, принимая участие и в таких патриотических акциях, как сбор средств на вооружение для Красной Армии, забота о фронтовиках, раненых бойцах и семьях военнослужащих. Высокую активность проявили моряки в сборе средств на танковую колонну "Советский полярник". Только по 1944 г. экипаж внес в фонд ее постройки свыше 86 тыс. рублей18 .

Ледоколом с первых дней войны командовал коренной помор Хромцов. Его рейсовые донесения рассказывают о многочисленных походах корабля. На капитанском мостике Хромцов проявлял смелость и решительность. Однако полные тревог тяжелые арктические навигации и зимние проводки судов не прошли для него бесследно. 23 сентября 1943 г. он скоропостижно скончался на борту корабля. Для увековечения памяти ледового капитала начальник Главсевморпути И. Д. Папанин издал приказ о присвоении его имени самой крупной в то время в СССР шхуне, строившейся на верфях в Архангельске19 . Именем Хромцова названы географические объекты в Арктике - мыс и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа20 . Новым капитаном был назначен Ф. М. Пустошный, также потомственный моряк. Его брат Александр Матвеевич участвовал в легендарной экспедиции Г. Я. Седова на Северный полюс. Федор Матвеевич с малых лет познал море: юнга, повар, матрос-рулевой - вот специальности, которыми он в совершенстве овладел. Арктическую школу Пустошный прошел на ледоколе "Ленин", плавая на нем с 1930 г. помощником капитана.

Старейший ледокол советского арктического флота образцово выполнял все задания командования. За годы войны он прошел около 30 тыс. миль, из них около 22 тыс. - во льдах. Корабль участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных; 290 из них ледоколу пришлось вести на буксире21 . За самоотверженный труд в годы войны экипаж получил благодарность от Советского правительства22 . Несколько благодарностей было объявлено морякам ледокола командованием Северного Военно-Морского Флота и руководством Главсевморпути, 59 членов экипажа удостоены правительственных наград23 . В декабре 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовую работу по проводке транспорта с грузами в тяжелых условиях в период Великой Отечественной войны" ледокол был награжден орденом Ленина24 . Начальник Главсевморпути контр- адмирал И. Д. Папанин в приветствии личному составу судна в связи с награждением отметил: "Невзирая на тяжелые зимние льды, осенние штормы, минные заграждения, налеты фашистской авиации и подводных лодок противника, вы, как подобает советским патриотам, с непоколебимым мужеством и стойкостью выполнили в трудных условиях задания партии и правительства по доставке в северные порты важных военных грузов"25 .

После окончания войны моряки орденоносного ледокола продолжали нести вахту, уже мирную, в Арктике. В наши дни имя старейшего советского линейного ледокола передано по наследству другому кораблю: на трассе Северного морского пути теперь работает первенец советских атомных кораблей - арктический богатырь "Ленин". Его экипаж достойно продолжает славные традиции моряков-полярников грозных военных лет.


16 "Арктическая звезда", 19.II.1946.

17 ПААО, ф. 837, оп. 1, д. 402, л. 56.

18 "Арктическая звезда", 28.III.1945.

19 ПААО, ф. 837, оп. 1, д. 533, л. 9.

20 "Летопись Севера". Т. 9. М. 1979, с. 226 - 227.

21 ПААО, ф. 837, оп. 1, д. 402, л. 56.

22 "Правда Севера", 7.XII.1945.

23 ПААО, ф. 837, оп. 1, д. 402, л. 57.

24 "Известия", 4.XII.1945.

25 "Арктическая звезда", 5.XII.1945.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЕДОКОЛ-ЛЕНИН

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Н. БУЛАТОВ, ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИН" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЕДОКОЛ-ЛЕНИН (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. Н. БУЛАТОВ:

В. Н. БУЛАТОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1349 просмотров рейтинг
18.02.2018 (2253 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИН"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android